Россия и постсоветские государства Кавказа и Центральной Азии.
Наибольшее значение в этой группе стран с точки зрения российских национальных интересов имеет Казахстан. По размерам своей территории на постсоветском пространстве Казахстан уступает только России. С самого начала эта страна принимала активное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ. Именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был в свое время инициатором создания Евроазиатского экономического сообщества. Столь высокая интеграционная активность казахского руководства объяснялась тем обстоятельством, что в начале 90-х гг. XX в. казахи составляли меньшинство населения Казахстана. Поскольку в северных районах казахов было совсем мало, а русских и русскоязычных большинство, то казахские лидеры, стараясь не допустить развала своего государства, вынуждены были акцентировать возможность тесных отношений и дружбы с Россией в рамках реинтеграции постсоветского пространства на новой основе. Отношения с Россией у Казахстана развивались довольно успешно. В мае 1992 г. был подписан российско-казахстанский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который зафиксировал союзнический характер отношений между этими двумя государствами. В марте 1994 г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур». Президенты России и Казахстана в июле 1998 г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную на XXI столетие. В октябре 1998 г. был подписан Договор об экономическом сотрудничестве сроком на десять лет. Поскольку топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важную роль в экономике обеих стран, российско-казахское сотрудничество в данной сфере получило позитивное развитие.
Россия и Казахстан первыми из прикаспийских государств урегулировали все свои проблемы, связанные с разграничением шельфа Каспийского моря. В конце 2001 г. начал действовать трубопровод, проложенный из Северного Казахстана в Новороссийск, который был построен в рамках каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В этом консорциуме наряду с западными компаниями принимают участие правительства России и Казахстана. Благодаря реализации проекта КТК у Казахстана появился еще один путь транспортировки своей нефти на Запад через территорию России, что отвечает интересам обоих государств. И все же интересы двух государств (особенно экономические) далеко не всегда и не во всем совпадают, хотя об этом не принято громко заявлять. России при определении своей политики в отношении Казахстана следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство. За последние десять лет ситуация в самом Казахстане и вокруг него претерпела ряд существенных изменений. Стала иной национальная структура казахского общества: в ней теперь преобладают этнические казахи. Это следствие массового отъезда неказахского населения, с одной стороны, и репатриации казахов из Монголии и Китая - с другой. В результате позиции местной правящей элиты укрепились, и она теперь не опасается возможности дезинтеграции своего государства. Одновременно укрепилась казахская экономика, базирующаяся на использовании природных богатств и развитии ряда отраслей промышленности, например горнодобывающей, металлургической. Казахстан сегодня в меньшей степени зависит от России, между ними установилась более симметричная взаимозависимость. Поэтому актуальной является формула: "Казахстан нуждается в России, но и Россия нуждается в Казахстане"». Другие государства Центрально-Азиатского региона, участвующие в «евразийском» и других интеграционных проектах, менее самодостаточны и в большей степени нуждаются в помощи и поддержке России. Особенно это касается Таджикистана, который до сих пор не оправился от последствий внутреннего конфликта. Сотрудничество между Россией и этим постсоветским государством развивается, прежде всего в сфере обеспечения безопасности. На территории Таджикистана дислоцируется российская военная база, а границу республики до недавнего времени охраняли пограничные войска Российской Федерации.
Киргизия заинтересована в тесных связях с Россией не только из соображений экономической целесообразности и военной безопасности, но и из-за того, что славяне по-прежнему составляют значительную часть населения республики. Этим обстоятельством объясняется и тот факт, что Киргизия стала одним из первых государств СНГ, где русский язык получил официальный статус. После произошедшей в Киргизии «тюльпановой революции» новые власти республики заявили о том, что характер киргизско-российских отношений не изменится. Наиболее близким партнером России в Закавказье является Армения. Хотя эта страна участвует не во всех интеграционных проектах, она сохраняет прочные связи с Российской Федерацией. Однако на пути к более тесным экономическим отношениям между двумя странами стоят серьезные препятствия в виде перерезанных транспортных коммуникаций. Армения весьма заинтересована в России как гаранте безопасности и поэтому является главным военно-политическим союзником России в Кавказском регионе. Армения - член Договора о коллективной безопасности, на ее территории размещены российские военные базы. В отношениях с Азербайджаном у России есть проблемы. Прежде всего, это касается всего комплекса вопросов о маршрутах транспортировки каспийской нефти. Существуют также расхождения во мнениях по поводу обеспечения безопасности в регионе, в том числе в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. Несмотря на эти проблемы, двусторонние отношения между Россией и Азербайджаном в последнее время развиваются. Во многом это оказалось возможным благодаря разумным и прагматическим действиям президента Азербайджана Гейдара Алиева. После смерти Г. Алиева Азербайджан возглавил его сын Ильхам Алиев. Политика нового президента свидетельствуют о том, что он стремится продолжать политический курс своего отца.
В отличие от Г. Алиева другой «патриарх» советской политики Эдуард Шеварднадзе, возглавлявший соседнюю с Азербайджаном Грузию, не смог выстроить отношения с Россией на прочной добрососедской основе. Он пытался вести сложную внешнеполитическую игру, используя внешние факторы для решения внутренних проблем Грузии. Часто в действиях грузинского руководства усматривались антироссийские мотивы, что, конечно, негативно влияло на российско-грузинские отношения. После происшедшей в 2004 г. «революции роз» Э. Шеварднадзе на посту президента Грузии сменил Михаил Саакашвили. Этот молодой политик придерживается еще более ярко выраженной прозападной и проамериканской ориентации. В начале своего правления М. Саакашвили пытался создать видимость сближения с Россией, однако вскоре российско-грузинские двусторонние отношения вновь стали ухудшаться. При неурегулированности ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии отсутствие должного взаимопонимания между Россией и Грузией может негативно отразиться на стабильности и безопасности всего Южно-Кавказского субрегиона. В отличие от отношений с вышеупомянутыми Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном отношения России с двумя другими государствами Центрально-Азиатского региона — Узбекистаном и Туркменией - не имеют столь же тесного характера. В условиях независимости Узбекистан избрал особый, отличный от российского, путь развития. К объявленной стратегической цели — созданию рыночной экономики — Узбекистан продвигается путем умеренных и осторожных преобразований. Экономический спад здесь был самым незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает пятое место в Содружестве Независимых Государств. Основные особенности экономического курса следующие: достижение самодостаточности в отдельных сферах экономики, привлечение иностранных инвестиций как в добывающую, так и в перерабатывающую промышленность, использование природных и трудовых ресурсов, переход через импортозамещение к экспортно-ориентированной экономике. Как известно, экономика советского Узбекистана имела монокультурный характер, была сориентирована на выращивание и первичную переработку хлопка, причем такая ориентация наносила ущерб другим отраслям сельского хозяйства и вела к неблагоприятным экологическим последствиям. В 1990-е гг. посевы хлопчатника сократились, а производство пшеницы и других продовольственных культур возросло. В результате Узбекистан пришел к самообеспечению продовольствием, одновременно произошла структурная перестройка сельского хозяйства на рыночной основе.
В советские времена Узбекистан был поставщиком природногогаза, но сколько-нибудь значительных объемов нефтедобычи в рecпублике не было. В 1990-е гг. в этой сфере произошли существенные изменения. Были разведаны большие запасы нефти, и началась промышленная эксплуатация ряда месторождений, что позволило не только обеспечить внутренние потребности Узбекистана, но и приступить к экспорту этого энергоресурса. Но, пожалуй, самое главное то, что Узбекистан обрел наряду с продовольственной и энергетическую безопасность. Повысился уровень самостоятельности всей экономики страны. Хотя 50% узбекского экспорта идет через российскую территорию, но степень зависимости его народнохозяйственного комплекса от российского - одна из наименьших на всем постсоветском пространстве. Во внутриполитическом плане нынешний правящий режим Узбекистана обладает многими признаками авторитарности, но это не мешало Западу видеть в нем вполне возможного партнера. Однако, после событий 2005 г. в Андижане (подавления вооруженного путча, а в западном понимании – «разгона мирной демонстрации»), руководство страны стало дистанцироваться от США и Запада в целом. У России и Узбекистана есть много общих интересов в области обеспечения безопасности. Обе страны сталкиваются с угрозой исламского терроризма, борьба с которым требует объединения усилий. Не случайно после серии террористических актов на территории Узбекистана его руководство продемонстрировало готовность к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Россией. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Схожие политические мотивы дистанцирования от России имела и правящая элита соседнего с Узбекистаном Туркменистана. Что касается экономической основы подобной стратегии, то у туркменского руководства она была еще более мощной. Туркмения оказалась вторым в мире (после России) государством по объемам запасов природного газа. Кроме этого имеются крупные месторождения нефти, которые оцениваются в 12 млрд. тонн. Есть реальная возможность довести добычу газа до 150 млрд. кубометров в год, из которых 100 млрд. могут быть направлены на экспорт. Имеются большие возможности по увеличению добычи нефти и, соответственно увеличению ее экспорта.
В отличие от многих других постсоветских республик в Туркмении с самого начала появился устойчивый источник твердой валюты в виде доходов от экспорта газа. Наличие такого источника позволило реализовать несколько амбициозных проектов наподобие строительства дворцов и нового аэропорта. Доходы от экспорта газа вместе с иностранными инвестициями позволили также реализовать некоторые проекты по развитию производственной инфраструктуры республики, например строительство текстильных и швейных предприятий, что позволило повысить процент переработки хлопка в самой Туркмении с 3 до 50%. Однако в основном, газо- и нефтедоллары шли на обогащение местной верхушки и на обеспечение местного населения бесплатными поставками воды и газа. Наличие доходов от газа и нефти позволяло обходиться без кредитов, что сделало Туркмению единственным из постсоветских государств, не имевшим серьезного внешнего долга. После смерти президента С.Ниязова и относительно демократического избрания нового президента наметился выход Туркменистана из самоизоляции.
Литература: 1, 5, 18, 29,34, 40, 42, 42, 47, 63, 69, 70 Контрольные вопросы: 1. Назовите основные руководящие органы СНГ. 2. Какие государства участвуют в создании Единого экономического пространства? 3. Чем отличаются отношения России с Белоруссией от отношений с другими государствами СНГ? 4. В отношениях с какими государствами Закавказья у России есть трудности и почему? 5. Какое место занимает постсоветская Центральная Азия во внешней политике России?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|