Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Вешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке




1. Россия и проблемы ближневосточного урегулирования. Ближневосточный конфликт является самым длительным из всех не­урегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к1940-м гг. и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и араб­ского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамб­леей ООН 29 ноября 1947 г. Однако оно изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским насе­лением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев на их историческую родину Палестину, считая эту территорию своей. К концу XIX в., т. е. к моменту зарождения сионистского движения, в Палестине проживало всего 24 тыс. евреев и 426 тыс. арабов. В результате деятельности сионистов число евреев здесь увеличивалось, но и к 1947 г. их было вдвое меньше, чем ара­бов.

Провозглашение 15 мая 1948 г. государства Израиль повлекло за со­бой вторжение на территорию Палестины армий пяти арабских стран. Первая арабо-израильская война завершилась победой Израиля, ко­торый к территории, предназначенной ООН для его создания, доба­вил территории Палестины (Галилею, Негев и часть побе­режья Средиземного моря). Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контро­лем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 г., получила современное название - Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Сектор Газа на берегу Средизем­ного моря остался под контролем Египта, а палестинское арабское государство так и не было создано. Ряд арабских государств официально провозгласили свою цель — уничтожение Израиля. Это приве­ло к эскалации конфликта.

Вторая война - тройственная агрессия Великобритании, Фран­ции и Израиля против Египта после национализации Суэцкого ка­нала - не внесла существенных изменений в палестинскую пробле­му. Третья, «шестидневная», война 1967 г., привела к тому, что под контроль Израиля перешли оставшиеся палестинские территории: сектор Газа, западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. В результате к миллиону палестинских беженцев, покинувших ан­нексированные Израилем территории, прибавилось еще 300 тыс. че­ловек.

Среди палестинцев, проживавших в самом Израиле, на оккупиро­ванных территориях и в соседних государствах, стало набирать силу антиизраильское сопротивление. В 1964 г. по инициативе египет­ского президента Г. А. Насера была создана Организация освобожде­ния Палестины (ООП). В программном документе ООП - Нацио­нальной Хартии - говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного осво­бождения территории своей родины, причем палестинцами именовали арабов и евреев, постоянно проживавших на территории Палестины, а также их прямых потомков. ООП создавалась как прообраз пале­стинского государства, поэтому ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальны­ми, культурными, образовательными и военными вопросами.

Арабские государства и Египет с помощью ООП стремились уста­новить контроль над палестинским движением, которое все активнее вставало на путь партизанской вооруженной борьбы. Палестинские партизаны - федаины - стали создавать собственные военно-поли­тические группировки радикального характера. Крупнейшая из них - ФАТХ (Движение освобождения Палестины) с 1965 г. начала прово­дить вооруженные акции против Израиля, а ее лидер Ясир Арафат был избран в 1969 г. председателем исполкома ООП, т. е. занял пост офи­циального палестинского лидера. В 1970-1980-е гг. в ООП доминиро­вали организации левого толка: уже упоминавшийся ФАТХ, НФОП - Народный фронт освобождения Палестины (лидер - Ж. Хабаш), ДФОП - Демократический фронт освобождения Палестины (ли­дер - Н. Хаватма). Долгое время ООП предпочитала вести прямую вооруженную борьбу, которая сводилась к партизанским рейдам и от­дельным террористическим актам на территории Израиля и оккупи­рованных им территориях. Первоначально вооруженные формирова­ния и организационные структуры ООП базировались в Иордании, но после конфликта с иорданскими властями («черный сентябрь» 1970 г.) вынуждены были переместиться в Ливан. Здесь палестинцы имели большое влияние и принимали участие в гражданской войне на стороне местных мусульман. Вторжение израильской армии в Ли­ван и поражение палестинских формирований привели к тому, что в 1982 г. штаб-квартира ООП была переведена в Тунис.

Во 2-й половине 1980-х гг. у ООП уже не было возможности ис­пользовать прежние методы борьбы, и тогда были найдены новые. Девятого декабря 1987 г. на палестинских территориях началась зна­менитая интифада (арабск. - восстание). Интифада представляет собой массовые беспорядки, в ходе которых их участники оказывали активное сопротивление израильским властям, но без применения огнестрельного оружия. В восстании участвовали даже дети и подрост­ки: они забрасывали израильтян камнями, стреляли из рогаток. Ин­тифада началась стихийно, но затем стала направляться руководством ООП. Интифада не предусматривала применения со стороны пале­стинцев вооруженного насилия, но вызвала ответные действия изра­ильтян и, следовательно, человеческие жертвы. С конца 1987 г. до нача­ла 1990-х гг. погибло около 800 и ранено более 13 тыс. палестинцев. Получили ранения 2,5 тыс. израильских военнослужащих и более тысячи гражданских лиц.

Пока в мире шла холодная война, ООП придерживалась просо­ветской ориентации. Право Израиля на существование полностью отвергалось, официальные связи с США не поддерживались. В свою очередь, Израиль и США рассматривали ООП как террористическую организацию. По мере завершения холодной войны ситуация стала меняться, и в конце 1980-х гг. появились возможности мирного урегу­лирования конфликта. В ноябре 1988 г. в Алжире на Чрезвычайной сессии Национального совета Палестины (высший орган ООП, выпол­нявший функции палестинского парламента) было заявлено о пред­стоящем провозглашении Палестинского государства, пересмотрены положения Национальной хартии, отказывающие Израилю в праве на существование. Одновременно от Израиля потребовали освобож­дения всех арабских и палестинских территорий, захваченных после 1967 г., включая восточную часть Иерусалима. Кроме того, палестинцы требовали ликвидации израильских поселений на этих территориях, но о территориях, предназначавшихся для арабского государства и включенных в состав Израиля после войны 1948-1949 гг., ничего не говорилось. Все это создавало почву для дальнейших переговоров. Такие же возможности открывало сближение позиций США и СССР, а также властей Израиля, пытавшихся найти пути нейтрализации но­вого для себя вызова в виде интифады.

В 1991 г. состоялась Мадрид­ская конференция, в которой приняли участие США, СССР, делега­ции палестинцев и Израиля. На этой конференции был утвержден принцип: «Земля в обмен на мир». Советский Союз и Соединенные Штаты стали «конспонсорами» мирного процесса, правда, Россия, ставшая правопреемницей СССР, на долгое время дистанцировалась от проблем ближневосточного урегулирования.

В 1993 г. в Осло было достигнуто соглашение о взаимном призна­нии ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча Я. Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. В 1994 г. было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских террито­рий. В 1995 г. в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов. Израильско-палестинские договоренности вызвали резкое неприятие наиболее непримиримой части населения как среди палестинцев, так и среди израильтян. Четвертого ноября 1995 г. израильский премьер-министр И. Рабин был убит членом еврейской правоэкстремистской организации И. Амиром. Вскоре к власти в Израиле пришел правый блок «Ликуд», и процесс мирного урегулирования затормозился.

В 1999 г. делаются новые шаги в решении арабо-израильского кон­фликта. На территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа создается Палестинская национальная автономия, над частью кото­рой палестинцы получили полный контроль. Здесь были сформиро­ваны вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация. В городе Газа обосновался Ясир Арафат. Но на пути создания суверенного Палестинского государства и установления меж­ду ним, другими арабскими странами и Израилем стабильных доб­рососедских отношений стоит целый ряд препятствий.

Между палестинцами и израильтянами существуют разногласия по вопросу статуса Иерусалима, проблемам беженцев и еврейских поселений. Обе стороны считают, что Иерусалим должен быть их столицей, и те и другие претендуют на Храмовую гору и другие свя­щенные места города.

Помимо палестинцев, постоянно проживающих на территории Израиля и Палестинской автономии, есть еще беженцы, находящие­ся в специальных лагерях. Большинство из этих 3 млн. человек - вы­ходцы с территорий, которые включены в состав Израиля. Пале­стинцы настаивают на их возвращении, но израильтяне согласны в лучшем случае принять, на принципах «воссоединения семей» не бо­лее 100 тыс. человек.

Наконец, после 1967 г. на территории западного берега реки Иор­дан возникло более сотни еврейских поселений, где проживает около 200 тыс. человек. Израиль настаивает на сохранении большинства из них под своей юрисдикцией.

Простых и легких решений для обеих сторон по всем этим пробле­мам не существует. Кроме них есть и еще ряд обстоятельств, услож­няющих мирное урегулирование проблем. В Израиле в последнее де­сятилетие усилились позиции правых партий, проводящих жесткий и непримиримый курс в отношении арабов. Блок правых партий «Ликуд», который часто находится у власти, делает ставку на силовые методы решения конфликта. Среди палестинцев резко возросло влия­ние и активность исламских радикальных организаций - «Хамас», «Исламский джихад» и т. д. Эти организации подчас используют террори­стические методы и занимают непримиримую позицию по отноше­нию к Израилю. Действия экстремистов с обеих сторон, выразив­шиеся в террористических акциях на территории Израиля и вводе израильских войск и сил безопасности на территорию Палестинской автономии, осложняют обстановку и затрудняют мирное решение арабо-израильского конфликта. Такое решение остается возможным, но требует полного отказа от терроризма и насилия и активного уча­стия международных посредников в лице США, России, Европей­ского союза и Организации Объединенных Наций.

2. Отношения России с арабскими странами. Отношения с арабским миром вплоть до 2-й половины XX в. не вхо­дило в число приоритетных направлений внешней политики дорево­люционной России и СССР. Хотя отдельные контак­ты имели место, устойчивые связи не сформировались, к тому же большинство арабских стран находились в зависимости от иностран­ных государств. Советский Союз поначалу также не уделял данному региону какого-либо особого внимания. Ситуация начала меняться после Второй мировой войны, когда СССР начал превращаться в глобальную мировую сверхдержаву.

Для проведения гибкой политики СССР должен был изменить отношение к режимам, которые, не будучи коммунистическими, име­ли антизападную ориентацию. Внешнеполитические действия США и Великобритании на Ближнем Востоке, приведшие к заключению военно-политических соглашений со странами региона, подтолкну­ли советское руководство к изменению подхода к «некоммунистиче­ским» режимам. Ради обеспечения собственной безопасности и расширения зоны своего влияния следовало найти общий язык с теми силами, которые потенциально или прямо выступали против Великобрита­нии и США. При этом основной принцип - поддержка коммунисти­ческих партий, раньше ограничивавший свободу действий (но, надо признать, не всегда соблюдавшийся), впервые был изменен. В 1955 г. стали налаживаться отношения со странами, так или иначе проти­вопоставлявшими себя Западу. Главными стимулами были результаты Бандунгской конференции и создание Движения неприсоединения, рост влияния Китая на Востоке, итоги визитов тогдашних советских руководителей Хрущева и Булганина в Афганистан, Бирму и Ин­дию. Свою роль сыграли и обращения государств Востока к СССР за помощью. Египет, испытывавший сложности со сбытом хлопка, обратился весной 1954 г. к СССР и заключил торговый договор о по­ставках хлопка. Позже торговый договор был заключен с Сирией.

Огромное значение для позиции СССР имела Тройственная агрес­сия, или Суэцкий кризис 1956 г., когда Египет подвергся нападению со стороны Израиля, Великобритании и Франции. 26 июля 1956 г. Гамаль Абдель Насер объявил о национализации компа­нии Суэцкого канала, что вызвало недовольство Великобритании и Франции - основных держателей акций компании. Последовало во­енное вторжение Израиля, Англии и Франции в зону Суэцкого кана­ла. Это привело к активному политическому вмешательству СССР, в ультимативной форме предложившему вывести войска агрессоров с территории Египта.

Для Франции и Англии это вторжение стало последним вмеша­тельством в дела Египта. Англия выбыла из ближневосточной поли­тики; по крайней мере, уже никогда не играла больше значительной роли, оставив США и СССР единственными серьезными игроками на геополитическом пространстве Ближнего Востока, которое они стремились разделить на зоны своего влияния.

Советский Союз при этом оказался в выигрышной ситуации. Не связанный никакими обязательствами с Англией и Францией, как США, СССР поддержал Египет и, не рискуя ничего потерять, получил доверие арабских стран. Позиция СССР не была случайной и определялась не столько идеологическими лозунгами, такими как стремление к миру и защите «слабых» государств от империализма, сколько стратегическими и экономическими расчетами. Поскольку Египет был крупнейшим и наиболее влиятельным среди арабских государств, понятно, почему СССР так активно вмешался в Суэцкий кризис. Исходя из принятых в годы холодной войны подходов мож­но констатировать, что последствия Суэцкого кризиса оказались для СССР благоприятными. Геополитически СССР расширил сферу сво­его влияния, впервые создал в Ближневосточном регионе стратеги­ческий плацдарм и тем самым сорвал планы США по окружению Союза кольцом недружественных государств.

Десятилетие, последовавшее после Суэцкого кризиса, можно охарак­теризовать как успешное для советско-арабских отношений. В 1958 г. в Ираке происходит революция, положившая конец Хашимитской королевской династии. Вскоре страна выходит из Организации Багдадского пакта. Между СССР и Ираком начинают развиваться торгово-экономические отношения, завязывается политический диалог, Советский Союз оказывает помощь в реализации грандиозного проекта- строительстве Ассуанской плотины в Египте, имевшей большoe значение для экономики этой страны.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. в арабских странах продолжались социально-политические изменения. В Ираке в 1968 г. к власти вновь приходит Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Новый президент Ирака Аль-Бакр провозглашает своими приоритетами антиимпериализм и возобновление сотрудничества с СССР. В 1972 г. между Ираком и СССР был подписан договор о дружбе и сотрудничестве.

Революция в Ливии в 1969 г. привела к власти военных во главе с капитаном Муаммаром Каддафи, провозгласившим антизападные, прежде всего антиамериканские, лозунги. Его действия, направлен­ие на ликвидацию американских военных баз, а также национализация нефтяной промышленности вызвали симпатию и одобрение советского руководства. Вскоре между СССР и Ливией были заключены договоры о поставке различных видов товаров и оказании взаимных услуг.

После смерти Гамаля Абдель Насера в 1970 г. к власти в Египте пришел Анвар Садат. Следствием его политики стало ухудшение отношений между СССР и Египтом. Война, начавшаяся 6 октября 1973 г., продемонстрировала возросшую мощь арабских армий и, несмотря на неоднозначные резуль­таты, привела лидеров враждующих сторон к необходимости решать спорные вопросы мирным путем. При активном посредничестве США Египет заключает Кэмп-Дэвидские мирные соглашения с Израилем, в результате которых он получил обратно территорию Синайского полуострова. Это событие стало важной победой американской дипломатии, на протяжении многих лет пытавшейся решить вопрос арабо-израильских отношений в свою пользу. Выступив арбитром в споре между Египтом и Израилем, США без участия СССР, взяли на себя решение вопроса арабо-израильского урегулирования. Мир с Египтом - страной с самой многочисленной и боеспособной армией - по сей день обеспечивает Израилю безопасность на западе страны.

Однако в арабском мире действия Египта были расценены как предательство общего арабского дела освобождения Палестины. Помощь СССР теперь была направлена в другие страны региона — в первую очередь Сирию и Ирак.

К моменту распада СССР на арабские страны приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третье­го мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотруд­ничество с арабскими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд. долл. СССР превратился в одного из главных экспортеров вооружения в Арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет, Йемен, Алжир и Ливию.

Следует отметить, что развитие советско-арабских торгово-эконо­мических связей сопровождалось нарастанием внешней задолженно­сти арабских государств, которая к 1991 г. достигла около 35 млрд. долл., при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд. долл., Сирия - примерно 11 млрд. долл., Алжир - более 4 млрд. долл., Египет - 3 млрд. долл. и т. д.

После распада СССР внешнеполитическая активность России в арабском мире снизилась. Во времена правления Б. Ельцина была сделана ставка на развитие отношений в первую очередь со странами Запада, что зачастую происходило в ущерб сотрудничеству России с Востоком, в том числе и с арабскими странами. Развал СССР при­вел к распаду прежнего механизма торгово-экономического и воен­но-технического сотрудничества. Переход на торговлю по мировым ценам и за твердую валюту сделал невозможным сотрудничество с ря­дом прежних партнеров СССР в арабском мире. Ирак и Ливия, на долю которых приходилась значительная часть российского оборон­ного экспорта и которые были в принципе платежеспособными, ока­зались в 90-е гг. XX в. под действием режима международных санкций.

В ряде стран, входивших прежде в число государств социалистиче­ской ориентации, после распада СССР также произошли серьезные внутренние изменения. Так, Алжир отказался от однопартийной систе­мы (это едва не закончилось приходом исламистов к власти), Южный Йемен, отказавшись от марксистско-ленинской идеологии, объединился с Северным. Потеряв прежних партнеров на арабском Востоке, Россия не сумела приобрести новых.

Кроме того, параллельно шли активный процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из быв­шего СССР в Израиль, что было воспринято рядом арабских поли­тических лидеров как «предательство новой Россией справедливых интересов арабов в их борьбе с сионизмом». Небывалый упадок рос­сийско-арабских экономических связей в 1991-1995 гг. не мог не ска­заться на нарушении регионального баланса сил, на ослаблении по­зиций и престижа России в арабском мире. Однако многие арабские режимы, в годы холодной войны использовавшие противостояние двух сверхдержав в своих интересах, стали активно добиваться воз­вращения России, чтобы противопоставить ее авторитет возросшему американскому влиянию. Среди них были и старые партнеры СССР: Ирак, Сирия, Ливия и Алжир.

Появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российских вооружений на общую сумму в 2 млрд. долл., о закупках Кувейтом российских систем про­тивовоздушной обороны на сумму 760 млн. долл., а ОАЭ - бронетех­ники в количестве свыше 300 единиц и т. д.

Результатом стал рост торгово-экономических связей между Рос­сией и арабскими странами, и перед Москвой открылись широкие перспективы развития хозяйственного сотрудничества с Арабским ре­гионом, которые, однако, неизбежно будут сопровождаться различ­ными сложностями, связанными с политикой западных государств, не заинтересованных в появлении на арабских рынках сильного кон­курента.

Многие аналитики отмечают, что при президенте В.В.Путине политика России на Ближнем Востоке стала более сбалансированной. Отличие заключается в ак­тивизации отношении России с Израилем, Турцией, Ираном, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией. При этом отличительной чертой современной внешнеэкономической политики России является по­нимание того факта, что защита национальных интересов в арабском регионе не обязательно должна сводиться к политической конфрон­тации с местными режимами или с другими активными игроками мировой сцены, в первую очередь с США и Европейским союзом.

Иракский кризис стал серьезным испытанием для внешней поли­тики современной России. Изначально РФ выступала против при­менения военной силы против Ирака. Доводы, которые приводились российским правительством, как показала практика, были правиль­ными. Если раньше международный терроризм не имел в этой стране каких-либо серьезных позиций, то теперь он активно действует там. Война против Ирака и последующая оккупация его территории поставили под угрозу про­должение российско-иракских торговых отношений. На сегодняшний день многие российские компании в Ираке вынуждены приостано­вить или прекратить работу, чтобы не оказаться объектом нападения. Позиция России в ходе всей военной акции и после ее окончания была и остается твердой. Прези­дент В. В. Путин неоднократно заявлял о необходимости более актив­ной роли ООН в вопросе о стабилизации ситуации в Ираке и о том, что Россия заинтересована в послевоенном восстановлении этой страны.

3. Россия и Турция. Российско-турецкие отношения имеют многовековую историю. Дли­тельное время Россия и Турция вели между собой борьбу на Балка­нах, Кавказе, в Черноморском и Средиземноморском бассейнах. По­сле Первой мировой войны между пришедшими в России к власти большевиками и возглавившим Турецкую республику Кемалем Ататюрком установились тесные, почти союзнические отношения. Со­ветская Россия оказала Турции поддержку в конфликте с западными державами, более того, пошла на определенные территориальные уступки Турции, рассматривая ее как возможного союзника в «анти­империалистической борьбе». Однако расчеты советского руководства не оправдались. Кемалистская Турция, взявшая курс на модерниза­цию по западному образцу, уже в 1920-е гг. нормализовала отношения с ведущими европейскими странами. Советско-турецкие отношения начали ухудшаться. Хотя Турция и уклонилась от участия в войне против СССР, ее позиция в 1941-1945 гг. не была дружественной по отношению к нашей стране.

После 1945 г. началось сближение Турции с Соединенными Шта­тами Америки. Достигнув соглашения с Тур­цией в вопросе оказания ей финансовой и военной помощи, США предприняли шаги с целью регламентации и формализации отноше­ний между странами. В сентябре 1947 г. вступает в силу турецко-аме­риканское соглашение об обороне. Оно было оформлено в духе воен­ных соглашений колониального периода с созданием американской военной миссии и получением американцами контроля над военны­ми программами Турции. Подписав соглашение, Турция разрешила также построить на своей территории 26 военных баз США. В феврале 1952 г. Турция стала членом НАТО, что еще больше ухудшило советско-турецкие отношения.

После смерти И. В. Сталина во внешней политике СССР про­изошли изменения. Советский Союз официально отказался от ка­ких-либо территориальных претензий к Турции. Вопрос пересмотра Конвенции Монтрё продолжал беспокоить советское руководство, ко­торое болезненно реагировало на появление кораблей НАТО в черно­морских проливах. В 1955 г. Турция становится членом Организации Багдадского пакта — военно-политического блока, направленного против СССР. В конце 1950-х гг. советское правительство пытается улучшить отношения с Турцией. Однако в политике последней на­блюдается осторожность в отношении к северному соседу.

В начале 1960-х гг. поводом для улучшения советско-турецких отношений была позиция СССР относительно Кипра. Москва вы­ступала за независимость Кипра, что отвечало турецким интересам. В 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов Турция оккупирует часть острова Кипр. Сложившаяся ситуация не только привела к конфликту между Грецией и Турцией, но и испор­тила турецко-американские отношения.

После распада СССР отношения России и Турции начали стро­иться в ситуации, когда у стран исчезла общая граница, но осталось много общих экономических и геополитических интересов, хотя в ряде вопросов эти интересы не совпадали.

К середине 1990-х гг. между Россией и Турцией возникли разно­гласия из-за введения Турцией с 1994 г. Регламента судоходства в зоне проливов Босфор и Дарданеллы, который ужесточил правила прохода транспортных судов через проливы. Разногласия между двумя стра­нами были вызваны вопросами транспортировки нефти из Азербай­джана и Казахстана. Чтобы разгрузить проливы, Турция ориентирова­лась на трубопровод, проходящий по ее территории к Средиземному морю (Баку—Джейхан). Россия, в свою очередь, предпочитала транс­портировать нефть по трубопроводам до Новороссийска, а далее — танкерами через проливы. Кипрская проблема является одним из ос­новных политических препятствий на пути вступления Турции в Евро­союз и одновременно сказывается на российско-турецких отношениях, поскольку Россия в этом вопросе поддерживает позиции Греции и Рес­публики Кипр.

Политика России, направленная на восстановление своего влия­ния в бывших советских республиках, воспринималась Турцией как угроза ее интересам. Турция выступалапротив размещения российских вооруженных сил в Армении и Грузии, против сохранения российских военных баз в Закавказье, против одностороннего осуществления Рос­сией миротворческой акции в Нагорном Карабахе. Позиции России и Турции по кипрскому вопросу также различаются. Для Турции не­приемлемо предложение о демилитаризации Кипра, которое поддер­живается российским руководством.

В вопросах, касающихся проблемы курдского и чеченского сепа­ратизма, обе страны выступают за территориальную целостность друг друга. Россия считает курдский вопрос внутренним вопросом Тур­ции, Турция же официально признает Чеченскую Республику частью России. В то же время многие чеченские террористы укрывались и лечились на территории Турции. В этой стране дейст­вуют многочисленные организации, оказывающие помощь чеченским сепаратистам. Турецкие граждане принимали участие в военных дей­ствиях против российской армии на стороне боевиков. Власти Тур­ции далеко не всегда последовательно выполняют международные обязательства в области борьбы с терроризмом.

Экономические отношения между двумя странами в течение 1990-х гг. продолжали улучшаться. Несмотря на то что в 1995 г. доля России в турецкой торговле не превышала 5%, а после экономиче­ского кризиса в России (1998) ситуация ухудшилась, на сегодняш­ний день страны активно сотрудничают в различных сферах. Про­грамма экспорта российского газа в Турцию была начата в 1984 г. и на сегодняшний день представляет собой самый крупный россий­ский проект в Турции («Голубой поток»).

4. Россия и Иран. История российско-иранских отношений уходит в далекое прошлое. В этой истории было немало конфликтов и войн, в ходе которых Россия расширила свои территориальные владения в Закавказье и в Прикаспийском регионе. На рубеже XIX-XX вв. Россия и Велико­британия разделили Иран на сферы влияния, навязав ему целый ряд неравноправных договоров. После Октябрьской революции советское правительство отказалось от условий этих договоров и начало вы­страивать взаимоотношения с соседней страной на новой основе. Од­нако в годы холодной войны Иран оказался на стороне противников СССР. В 1950-е гг. Иран налаживает военно-техническое сотрудничест­во с США, получает крупные кредиты из стран Запада, принимает участие в военно-политических блоках, организованных США и Ве­ликобританией.

В 1960-1970 гг. во внешней политике Ирана произошли сущест­венные изменения и появились принципиально новые направления. Иран расширил масштабы экономического сотрудничества с социа­листическими странами. Это было обусловлено отказом Запада со­действовать строительству базовых отраслей промышленности Ирана, более выгодными условиями внешнеэкономического сотрудничест­ва с СЭВ. Сюда следует добавить стремление Тегерана к выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами, по­зволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику, и надежду нейтрализовать влияние Багдада на формирование совет­ской политики на Среднем Востоке.

Основным объектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханский металлургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела «сделка века» - поставка по Трансиранскому газопро­воду иранского газа в Закавказье и равного по объему количества си­бирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрак­там, что, по сути, открыло Тегерану «окно в Европу». Параллельно советско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со стра­нами Восточной Европы, особенно с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудова­ния.

Основным событием новейшей истории Ирана стала революция 1979 г., которая привела к свержению шаха и установлению ислам­ского режима в стране. Лидер исламской революции имам Хомейни в первую очередь считал врагами Ирана и всего исламского мира За­пад и США, которых он называл «Большим Сатаной». Но исламская революция 1979 г. привела к осложнению политических и ослаблению экономических связей также и с Советским Союзом. После уменьшения угрозы американского вмешательства Хомейни заговорил о недействительности Советско-Иранского договора 1921 г. и о необходимости борьбы не только с империализмом, но и с коммунизмом, т. е. с СССР, который он называл «Малым Сатаной». Под предлогом необходимости повышения цен на иранский газ была прекращена его поставка в Закавказье, а Трансиранский газопровод был практически разобран под предлогом его «ненужности». Однако к концу 1980-х гг. Хомейни начал пересматривать свои взгляды на отношения с СССР. Между Ираном и Советским Союзом вновь стали оживать экономические связи, а после окончания ирано-иракского вооружен­ного конфликта начало налаживаться военно-техническое сотрудни­чество.

Распад СССР создал для Ирана новую геополитическую ситуа­цию: вдоль его северных границ образовалась тюркская дуга (Тур­ция, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан), потенциально ориентирующаяся на Анкару. Только Армения разры­вает эту «дугу», поэтому Тегеран оказал поддержку христианской Ар­мении, а не мусульманскому Азербайджану в Карабахском вопросе. Поскольку от стабильности в зоне тюркской дуги зависит этнополитическая стабильность в таких многонациональных государствах, как Иран и Россия, постольку этим странам необходимо сотрудничать, чтобы поддерживать мир в регионах Южного Кавказа и Централь­ной Азии.

Истекшее десятилетие характеризовалось активизацией российско-иранских отношений в сферах политики, экономики, военно-техни­ческого сотрудничества и культуры, что отвечает национально-госу­дарственным интересам обеих стран. Однако ряд аспектов деловых связей между Москвой и Тегераном, прежде всего в сфере атомной энергетики и продажи оружия, вызывает недовольство и даже рез­кую критику со стороны США. Вашингтон, безусловно, недоволен решением Москвы о выходе в 2000 г. из секретного приложения к итоговому протоколу комиссии «Гор—Черномырдин», содержавше­му обязательство России не заключать контракты о поставках ору­жия Тегерану. Между тем в концепции российской внешней политики, обнародованной в 2000 г., особо подчеркивалась важность конструк­тивных отношений России с Ираном.

Подписанный в марте 2001 г. президентом РФ В. В. Путиным и президентом ИРИ Хатами «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Ис­ламской Республикой Иран» открыл широкие перспективы для дву­стороннего сотрудничества в различных областях. Например, преду­смотрено развитие долгосрочных связей для реализации совместных проектов в области транспорта и энергетики, включая мирное ис­пользование атомной энергии и строительство атомных электростан­ций, науки, сельского хозяйства и здравоохранения.

Важную роль играет экспорт российских вооружений в Иран. В Ира­не была разработана новая, 25-летняя программа перевооружения с опорой на технику собственного и российского производства. В первую очередь это относится к созданию комплексной системы ПВО, реализации планов освоения космоса. Тегеран намерен приобрести лицензии на производство различных систем вооружений. Военно-техническое со­трудничество с РФ предусматривает и подготовку иранских военных специалистов, поставку запасных частей к бронетехнике, сред­ствам связи, боевым самолетам и вертолетам.

Важное место в отношениях двух стран занимает сотрудничество в сфере ядерных технологий. Общая стоимость проекта строительства АЭС в Бушере составила 800 млн. долл. Значительные экономические перспек­тивы открывает перед Россией воплощение в жизнь международ­ного транспортного проекта «Север-Юг», предусматривающего со­здание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе.

Совпадение стратегических интересов России и Ирана проявля­ется в противостоянии попыткам ограничить их влияние в Каспий­ском регионе, который исторически был зоной жизненных интересов обеих стран, в стремлении поставить заслон наркотрафику, превра­тившемуся в настоящее время в серьезную угрозу национальной без­опасности соседних с Афганистаном государств.

Литература: 18, 35, 40, 42, 46, 63, 65, 68, 69

Контрольные вопросы:

1. В чем причины ближневосточного конфликта?

2. Как менялось отношение СССР к проблемам ближневосточного урегулирования?

3. Как изменились отношения России с арабскими странами после распада СССР?

4. Охарактеризуйте современное состояние российско-турецких отношений.

5. Как складывались отношения СССР и России с Ираном после победы исламской революции?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...