Тема 14. Вешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке
1. Россия и проблемы ближневосточного урегулирования. Ближневосточный конфликт является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к1940-м гг. и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г. Однако оно изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев на их историческую родину Палестину, считая эту территорию своей. К концу XIX в., т. е. к моменту зарождения сионистского движения, в Палестине проживало всего 24 тыс. евреев и 426 тыс. арабов. В результате деятельности сионистов число евреев здесь увеличивалось, но и к 1947 г. их было вдвое меньше, чем арабов. Провозглашение 15 мая 1948 г. государства Израиль повлекло за собой вторжение на территорию Палестины армий пяти арабских стран. Первая арабо-израильская война завершилась победой Израиля, который к территории, предназначенной ООН для его создания, добавил территории Палестины (Галилею, Негев и часть побережья Средиземного моря). Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 г., получила современное название - Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Сектор Газа на берегу Средиземного моря остался под контролем Египта, а палестинское арабское государство так и не было создано. Ряд арабских государств официально провозгласили свою цель — уничтожение Израиля. Это привело к эскалации конфликта.
Вторая война - тройственная агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта после национализации Суэцкого канала - не внесла существенных изменений в палестинскую проблему. Третья, «шестидневная», война 1967 г., привела к тому, что под контроль Израиля перешли оставшиеся палестинские территории: сектор Газа, западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. В результате к миллиону палестинских беженцев, покинувших аннексированные Израилем территории, прибавилось еще 300 тыс. человек. Среди палестинцев, проживавших в самом Израиле, на оккупированных территориях и в соседних государствах, стало набирать силу антиизраильское сопротивление. В 1964 г. по инициативе египетского президента Г. А. Насера была создана Организация освобождения Палестины (ООП). В программном документе ООП - Национальной Хартии - говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины, причем палестинцами именовали арабов и евреев, постоянно проживавших на территории Палестины, а также их прямых потомков. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, поэтому ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами. Арабские государства и Египет с помощью ООП стремились установить контроль над палестинским движением, которое все активнее вставало на путь партизанской вооруженной борьбы. Палестинские партизаны - федаины - стали создавать собственные военно-политические группировки радикального характера. Крупнейшая из них - ФАТХ (Движение освобождения Палестины) с 1965 г. начала проводить вооруженные акции против Израиля, а ее лидер Ясир Арафат был избран в 1969 г. председателем исполкома ООП, т. е. занял пост официального палестинского лидера. В 1970-1980-е гг. в ООП доминировали организации левого толка: уже упоминавшийся ФАТХ, НФОП - Народный фронт освобождения Палестины (лидер - Ж. Хабаш), ДФОП - Демократический фронт освобождения Палестины (лидер - Н. Хаватма). Долгое время ООП предпочитала вести прямую вооруженную борьбу, которая сводилась к партизанским рейдам и отдельным террористическим актам на территории Израиля и оккупированных им территориях. Первоначально вооруженные формирования и организационные структуры ООП базировались в Иордании, но после конфликта с иорданскими властями («черный сентябрь» 1970 г.) вынуждены были переместиться в Ливан. Здесь палестинцы имели большое влияние и принимали участие в гражданской войне на стороне местных мусульман. Вторжение израильской армии в Ливан и поражение палестинских формирований привели к тому, что в 1982 г. штаб-квартира ООП была переведена в Тунис.
Во 2-й половине 1980-х гг. у ООП уже не было возможности использовать прежние методы борьбы, и тогда были найдены новые. Девятого декабря 1987 г. на палестинских территориях началась знаменитая интифада (арабск. - восстание). Интифада представляет собой массовые беспорядки, в ходе которых их участники оказывали активное сопротивление израильским властям, но без применения огнестрельного оружия. В восстании участвовали даже дети и подростки: они забрасывали израильтян камнями, стреляли из рогаток. Интифада началась стихийно, но затем стала направляться руководством ООП. Интифада не предусматривала применения со стороны палестинцев вооруженного насилия, но вызвала ответные действия израильтян и, следовательно, человеческие жертвы. С конца 1987 г. до начала 1990-х гг. погибло около 800 и ранено более 13 тыс. палестинцев. Получили ранения 2,5 тыс. израильских военнослужащих и более тысячи гражданских лиц. Пока в мире шла холодная война, ООП придерживалась просоветской ориентации. Право Израиля на существование полностью отвергалось, официальные связи с США не поддерживались. В свою очередь, Израиль и США рассматривали ООП как террористическую организацию. По мере завершения холодной войны ситуация стала меняться, и в конце 1980-х гг. появились возможности мирного урегулирования конфликта. В ноябре 1988 г. в Алжире на Чрезвычайной сессии Национального совета Палестины (высший орган ООП, выполнявший функции палестинского парламента) было заявлено о предстоящем провозглашении Палестинского государства, пересмотрены положения Национальной хартии, отказывающие Израилю в праве на существование. Одновременно от Израиля потребовали освобождения всех арабских и палестинских территорий, захваченных после 1967 г., включая восточную часть Иерусалима. Кроме того, палестинцы требовали ликвидации израильских поселений на этих территориях, но о территориях, предназначавшихся для арабского государства и включенных в состав Израиля после войны 1948-1949 гг., ничего не говорилось. Все это создавало почву для дальнейших переговоров. Такие же возможности открывало сближение позиций США и СССР, а также властей Израиля, пытавшихся найти пути нейтрализации нового для себя вызова в виде интифады.
В 1991 г. состоялась Мадридская конференция, в которой приняли участие США, СССР, делегации палестинцев и Израиля. На этой конференции был утвержден принцип: «Земля в обмен на мир». Советский Союз и Соединенные Штаты стали «конспонсорами» мирного процесса, правда, Россия, ставшая правопреемницей СССР, на долгое время дистанцировалась от проблем ближневосточного урегулирования. В 1993 г. в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча Я. Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. В 1994 г. было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 г. в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов. Израильско-палестинские договоренности вызвали резкое неприятие наиболее непримиримой части населения как среди палестинцев, так и среди израильтян. Четвертого ноября 1995 г. израильский премьер-министр И. Рабин был убит членом еврейской правоэкстремистской организации И. Амиром. Вскоре к власти в Израиле пришел правый блок «Ликуд», и процесс мирного урегулирования затормозился.
В 1999 г. делаются новые шаги в решении арабо-израильского конфликта. На территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа создается Палестинская национальная автономия, над частью которой палестинцы получили полный контроль. Здесь были сформированы вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация. В городе Газа обосновался Ясир Арафат. Но на пути создания суверенного Палестинского государства и установления между ним, другими арабскими странами и Израилем стабильных добрососедских отношений стоит целый ряд препятствий. Между палестинцами и израильтянами существуют разногласия по вопросу статуса Иерусалима, проблемам беженцев и еврейских поселений. Обе стороны считают, что Иерусалим должен быть их столицей, и те и другие претендуют на Храмовую гору и другие священные места города. Помимо палестинцев, постоянно проживающих на территории Израиля и Палестинской автономии, есть еще беженцы, находящиеся в специальных лагерях. Большинство из этих 3 млн. человек - выходцы с территорий, которые включены в состав Израиля. Палестинцы настаивают на их возвращении, но израильтяне согласны в лучшем случае принять, на принципах «воссоединения семей» не более 100 тыс. человек. Наконец, после 1967 г. на территории западного берега реки Иордан возникло более сотни еврейских поселений, где проживает около 200 тыс. человек. Израиль настаивает на сохранении большинства из них под своей юрисдикцией. Простых и легких решений для обеих сторон по всем этим проблемам не существует. Кроме них есть и еще ряд обстоятельств, усложняющих мирное урегулирование проблем. В Израиле в последнее десятилетие усилились позиции правых партий, проводящих жесткий и непримиримый курс в отношении арабов. Блок правых партий «Ликуд», который часто находится у власти, делает ставку на силовые методы решения конфликта. Среди палестинцев резко возросло влияние и активность исламских радикальных организаций - «Хамас», «Исламский джихад» и т. д. Эти организации подчас используют террористические методы и занимают непримиримую позицию по отношению к Израилю. Действия экстремистов с обеих сторон, выразившиеся в террористических акциях на территории Израиля и вводе израильских войск и сил безопасности на территорию Палестинской автономии, осложняют обстановку и затрудняют мирное решение арабо-израильского конфликта. Такое решение остается возможным, но требует полного отказа от терроризма и насилия и активного участия международных посредников в лице США, России, Европейского союза и Организации Объединенных Наций.
2. Отношения России с арабскими странами. Отношения с арабским миром вплоть до 2-й половины XX в. не входило в число приоритетных направлений внешней политики дореволюционной России и СССР. Хотя отдельные контакты имели место, устойчивые связи не сформировались, к тому же большинство арабских стран находились в зависимости от иностранных государств. Советский Союз поначалу также не уделял данному региону какого-либо особого внимания. Ситуация начала меняться после Второй мировой войны, когда СССР начал превращаться в глобальную мировую сверхдержаву. Для проведения гибкой политики СССР должен был изменить отношение к режимам, которые, не будучи коммунистическими, имели антизападную ориентацию. Внешнеполитические действия США и Великобритании на Ближнем Востоке, приведшие к заключению военно-политических соглашений со странами региона, подтолкнули советское руководство к изменению подхода к «некоммунистическим» режимам. Ради обеспечения собственной безопасности и расширения зоны своего влияния следовало найти общий язык с теми силами, которые потенциально или прямо выступали против Великобритании и США. При этом основной принцип - поддержка коммунистических партий, раньше ограничивавший свободу действий (но, надо признать, не всегда соблюдавшийся), впервые был изменен. В 1955 г. стали налаживаться отношения со странами, так или иначе противопоставлявшими себя Западу. Главными стимулами были результаты Бандунгской конференции и создание Движения неприсоединения, рост влияния Китая на Востоке, итоги визитов тогдашних советских руководителей Хрущева и Булганина в Афганистан, Бирму и Индию. Свою роль сыграли и обращения государств Востока к СССР за помощью. Египет, испытывавший сложности со сбытом хлопка, обратился весной 1954 г. к СССР и заключил торговый договор о поставках хлопка. Позже торговый договор был заключен с Сирией. Огромное значение для позиции СССР имела Тройственная агрессия, или Суэцкий кризис 1956 г., когда Египет подвергся нападению со стороны Израиля, Великобритании и Франции. 26 июля 1956 г. Гамаль Абдель Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала, что вызвало недовольство Великобритании и Франции - основных держателей акций компании. Последовало военное вторжение Израиля, Англии и Франции в зону Суэцкого канала. Это привело к активному политическому вмешательству СССР, в ультимативной форме предложившему вывести войска агрессоров с территории Египта. Для Франции и Англии это вторжение стало последним вмешательством в дела Египта. Англия выбыла из ближневосточной политики; по крайней мере, уже никогда не играла больше значительной роли, оставив США и СССР единственными серьезными игроками на геополитическом пространстве Ближнего Востока, которое они стремились разделить на зоны своего влияния. Советский Союз при этом оказался в выигрышной ситуации. Не связанный никакими обязательствами с Англией и Францией, как США, СССР поддержал Египет и, не рискуя ничего потерять, получил доверие арабских стран. Позиция СССР не была случайной и определялась не столько идеологическими лозунгами, такими как стремление к миру и защите «слабых» государств от империализма, сколько стратегическими и экономическими расчетами. Поскольку Египет был крупнейшим и наиболее влиятельным среди арабских государств, понятно, почему СССР так активно вмешался в Суэцкий кризис. Исходя из принятых в годы холодной войны подходов можно констатировать, что последствия Суэцкого кризиса оказались для СССР благоприятными. Геополитически СССР расширил сферу своего влияния, впервые создал в Ближневосточном регионе стратегический плацдарм и тем самым сорвал планы США по окружению Союза кольцом недружественных государств. Десятилетие, последовавшее после Суэцкого кризиса, можно охарактеризовать как успешное для советско-арабских отношений. В 1958 г. в Ираке происходит революция, положившая конец Хашимитской королевской династии. Вскоре страна выходит из Организации Багдадского пакта. Между СССР и Ираком начинают развиваться торгово-экономические отношения, завязывается политический диалог, Советский Союз оказывает помощь в реализации грандиозного проекта- строительстве Ассуанской плотины в Египте, имевшей большoe значение для экономики этой страны. На рубеже 60-70-х гг. XX в. в арабских странах продолжались социально-политические изменения. В Ираке в 1968 г. к власти вновь приходит Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Новый президент Ирака Аль-Бакр провозглашает своими приоритетами антиимпериализм и возобновление сотрудничества с СССР. В 1972 г. между Ираком и СССР был подписан договор о дружбе и сотрудничестве. Революция в Ливии в 1969 г. привела к власти военных во главе с капитаном Муаммаром Каддафи, провозгласившим антизападные, прежде всего антиамериканские, лозунги. Его действия, направление на ликвидацию американских военных баз, а также национализация нефтяной промышленности вызвали симпатию и одобрение советского руководства. Вскоре между СССР и Ливией были заключены договоры о поставке различных видов товаров и оказании взаимных услуг. После смерти Гамаля Абдель Насера в 1970 г. к власти в Египте пришел Анвар Садат. Следствием его политики стало ухудшение отношений между СССР и Египтом. Война, начавшаяся 6 октября 1973 г., продемонстрировала возросшую мощь арабских армий и, несмотря на неоднозначные результаты, привела лидеров враждующих сторон к необходимости решать спорные вопросы мирным путем. При активном посредничестве США Египет заключает Кэмп-Дэвидские мирные соглашения с Израилем, в результате которых он получил обратно территорию Синайского полуострова. Это событие стало важной победой американской дипломатии, на протяжении многих лет пытавшейся решить вопрос арабо-израильских отношений в свою пользу. Выступив арбитром в споре между Египтом и Израилем, США без участия СССР, взяли на себя решение вопроса арабо-израильского урегулирования. Мир с Египтом - страной с самой многочисленной и боеспособной армией - по сей день обеспечивает Израилю безопасность на западе страны. Однако в арабском мире действия Египта были расценены как предательство общего арабского дела освобождения Палестины. Помощь СССР теперь была направлена в другие страны региона — в первую очередь Сирию и Ирак. К моменту распада СССР на арабские страны приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третьего мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотрудничество с арабскими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд. долл. СССР превратился в одного из главных экспортеров вооружения в Арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет, Йемен, Алжир и Ливию. Следует отметить, что развитие советско-арабских торгово-экономических связей сопровождалось нарастанием внешней задолженности арабских государств, которая к 1991 г. достигла около 35 млрд. долл., при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд. долл., Сирия - примерно 11 млрд. долл., Алжир - более 4 млрд. долл., Египет - 3 млрд. долл. и т. д. После распада СССР внешнеполитическая активность России в арабском мире снизилась. Во времена правления Б. Ельцина была сделана ставка на развитие отношений в первую очередь со странами Запада, что зачастую происходило в ущерб сотрудничеству России с Востоком, в том числе и с арабскими странами. Развал СССР привел к распаду прежнего механизма торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Переход на торговлю по мировым ценам и за твердую валюту сделал невозможным сотрудничество с рядом прежних партнеров СССР в арабском мире. Ирак и Ливия, на долю которых приходилась значительная часть российского оборонного экспорта и которые были в принципе платежеспособными, оказались в 90-е гг. XX в. под действием режима международных санкций. В ряде стран, входивших прежде в число государств социалистической ориентации, после распада СССР также произошли серьезные внутренние изменения. Так, Алжир отказался от однопартийной системы (это едва не закончилось приходом исламистов к власти), Южный Йемен, отказавшись от марксистско-ленинской идеологии, объединился с Северным. Потеряв прежних партнеров на арабском Востоке, Россия не сумела приобрести новых. Кроме того, параллельно шли активный процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль, что было воспринято рядом арабских политических лидеров как «предательство новой Россией справедливых интересов арабов в их борьбе с сионизмом». Небывалый упадок российско-арабских экономических связей в 1991-1995 гг. не мог не сказаться на нарушении регионального баланса сил, на ослаблении позиций и престижа России в арабском мире. Однако многие арабские режимы, в годы холодной войны использовавшие противостояние двух сверхдержав в своих интересах, стали активно добиваться возвращения России, чтобы противопоставить ее авторитет возросшему американскому влиянию. Среди них были и старые партнеры СССР: Ирак, Сирия, Ливия и Алжир. Появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российских вооружений на общую сумму в 2 млрд. долл., о закупках Кувейтом российских систем противовоздушной обороны на сумму 760 млн. долл., а ОАЭ - бронетехники в количестве свыше 300 единиц и т. д. Результатом стал рост торгово-экономических связей между Россией и арабскими странами, и перед Москвой открылись широкие перспективы развития хозяйственного сотрудничества с Арабским регионом, которые, однако, неизбежно будут сопровождаться различными сложностями, связанными с политикой западных государств, не заинтересованных в появлении на арабских рынках сильного конкурента. Многие аналитики отмечают, что при президенте В.В.Путине политика России на Ближнем Востоке стала более сбалансированной. Отличие заключается в активизации отношении России с Израилем, Турцией, Ираном, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией. При этом отличительной чертой современной внешнеэкономической политики России является понимание того факта, что защита национальных интересов в арабском регионе не обязательно должна сводиться к политической конфронтации с местными режимами или с другими активными игроками мировой сцены, в первую очередь с США и Европейским союзом. Иракский кризис стал серьезным испытанием для внешней политики современной России. Изначально РФ выступала против применения военной силы против Ирака. Доводы, которые приводились российским правительством, как показала практика, были правильными. Если раньше международный терроризм не имел в этой стране каких-либо серьезных позиций, то теперь он активно действует там. Война против Ирака и последующая оккупация его территории поставили под угрозу продолжение российско-иракских торговых отношений. На сегодняшний день многие российские компании в Ираке вынуждены приостановить или прекратить работу, чтобы не оказаться объектом нападения. Позиция России в ходе всей военной акции и после ее окончания была и остается твердой. Президент В. В. Путин неоднократно заявлял о необходимости более активной роли ООН в вопросе о стабилизации ситуации в Ираке и о том, что Россия заинтересована в послевоенном восстановлении этой страны. 3. Россия и Турция. Российско-турецкие отношения имеют многовековую историю. Длительное время Россия и Турция вели между собой борьбу на Балканах, Кавказе, в Черноморском и Средиземноморском бассейнах. После Первой мировой войны между пришедшими в России к власти большевиками и возглавившим Турецкую республику Кемалем Ататюрком установились тесные, почти союзнические отношения. Советская Россия оказала Турции поддержку в конфликте с западными державами, более того, пошла на определенные территориальные уступки Турции, рассматривая ее как возможного союзника в «антиимпериалистической борьбе». Однако расчеты советского руководства не оправдались. Кемалистская Турция, взявшая курс на модернизацию по западному образцу, уже в 1920-е гг. нормализовала отношения с ведущими европейскими странами. Советско-турецкие отношения начали ухудшаться. Хотя Турция и уклонилась от участия в войне против СССР, ее позиция в 1941-1945 гг. не была дружественной по отношению к нашей стране. После 1945 г. началось сближение Турции с Соединенными Штатами Америки. Достигнув соглашения с Турцией в вопросе оказания ей финансовой и военной помощи, США предприняли шаги с целью регламентации и формализации отношений между странами. В сентябре 1947 г. вступает в силу турецко-американское соглашение об обороне. Оно было оформлено в духе военных соглашений колониального периода с созданием американской военной миссии и получением американцами контроля над военными программами Турции. Подписав соглашение, Турция разрешила также построить на своей территории 26 военных баз США. В феврале 1952 г. Турция стала членом НАТО, что еще больше ухудшило советско-турецкие отношения. После смерти И. В. Сталина во внешней политике СССР произошли изменения. Советский Союз официально отказался от каких-либо территориальных претензий к Турции. Вопрос пересмотра Конвенции Монтрё продолжал беспокоить советское руководство, которое болезненно реагировало на появление кораблей НАТО в черноморских проливах. В 1955 г. Турция становится членом Организации Багдадского пакта — военно-политического блока, направленного против СССР. В конце 1950-х гг. советское правительство пытается улучшить отношения с Турцией. Однако в политике последней наблюдается осторожность в отношении к северному соседу. В начале 1960-х гг. поводом для улучшения советско-турецких отношений была позиция СССР относительно Кипра. Москва выступала за независимость Кипра, что отвечало турецким интересам. В 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов Турция оккупирует часть острова Кипр. Сложившаяся ситуация не только привела к конфликту между Грецией и Турцией, но и испортила турецко-американские отношения. После распада СССР отношения России и Турции начали строиться в ситуации, когда у стран исчезла общая граница, но осталось много общих экономических и геополитических интересов, хотя в ряде вопросов эти интересы не совпадали. К середине 1990-х гг. между Россией и Турцией возникли разногласия из-за введения Турцией с 1994 г. Регламента судоходства в зоне проливов Босфор и Дарданеллы, который ужесточил правила прохода транспортных судов через проливы. Разногласия между двумя странами были вызваны вопросами транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана. Чтобы разгрузить проливы, Турция ориентировалась на трубопровод, проходящий по ее территории к Средиземному морю (Баку—Джейхан). Россия, в свою очередь, предпочитала транспортировать нефть по трубопроводам до Новороссийска, а далее — танкерами через проливы. Кипрская проблема является одним из основных политических препятствий на пути вступления Турции в Евросоюз и одновременно сказывается на российско-турецких отношениях, поскольку Россия в этом вопросе поддерживает позиции Греции и Республики Кипр. Политика России, направленная на восстановление своего влияния в бывших советских республиках, воспринималась Турцией как угроза ее интересам. Турция выступалапротив размещения российских вооруженных сил в Армении и Грузии, против сохранения российских военных баз в Закавказье, против одностороннего осуществления Россией миротворческой акции в Нагорном Карабахе. Позиции России и Турции по кипрскому вопросу также различаются. Для Турции неприемлемо предложение о демилитаризации Кипра, которое поддерживается российским руководством. В вопросах, касающихся проблемы курдского и чеченского сепаратизма, обе страны выступают за территориальную целостность друг друга. Россия считает курдский вопрос внутренним вопросом Турции, Турция же официально признает Чеченскую Республику частью России. В то же время многие чеченские террористы укрывались и лечились на территории Турции. В этой стране действуют многочисленные организации, оказывающие помощь чеченским сепаратистам. Турецкие граждане принимали участие в военных действиях против российской армии на стороне боевиков. Власти Турции далеко не всегда последовательно выполняют международные обязательства в области борьбы с терроризмом. Экономические отношения между двумя странами в течение 1990-х гг. продолжали улучшаться. Несмотря на то что в 1995 г. доля России в турецкой торговле не превышала 5%, а после экономического кризиса в России (1998) ситуация ухудшилась, на сегодняшний день страны активно сотрудничают в различных сферах. Программа экспорта российского газа в Турцию была начата в 1984 г. и на сегодняшний день представляет собой самый крупный российский проект в Турции («Голубой поток»). 4. Россия и Иран. История российско-иранских отношений уходит в далекое прошлое. В этой истории было немало конфликтов и войн, в ходе которых Россия расширила свои территориальные владения в Закавказье и в Прикаспийском регионе. На рубеже XIX-XX вв. Россия и Великобритания разделили Иран на сферы влияния, навязав ему целый ряд неравноправных договоров. После Октябрьской революции советское правительство отказалось от условий этих договоров и начало выстраивать взаимоотношения с соседней страной на новой основе. Однако в годы холодной войны Иран оказался на стороне противников СССР. В 1950-е гг. Иран налаживает военно-техническое сотрудничество с США, получает крупные кредиты из стран Запада, принимает участие в военно-политических блоках, организованных США и Великобританией. В 1960-1970 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения и появились принципиально новые направления. Иран расширил масштабы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Это было обусловлено отказом Запада содействовать строительству базовых отраслей промышленности Ирана, более выгодными условиями внешнеэкономического сотрудничества с СЭВ. Сюда следует добавить стремление Тегерана к выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами, позволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику, и надежду нейтрализовать влияние Багдада на формирование советской политики на Среднем Востоке. Основным объектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханский металлургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела «сделка века» - поставка по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказье и равного по объему количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрактам, что, по сути, открыло Тегерану «окно в Европу». Параллельно советско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со странами Восточной Европы, особенно с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудования. Основным событием новейшей истории Ирана стала революция 1979 г., которая привела к свержению шаха и установлению исламского режима в стране. Лидер исламской революции имам Хомейни в первую очередь считал врагами Ирана и всего исламского мира Запад и США, которых он называл «Большим Сатаной». Но исламская революция 1979 г. привела к осложнению политических и ослаблению экономических связей также и с Советским Союзом. После уменьшения угрозы американского вмешательства Хомейни заговорил о недействительности Советско-Иранского договора 1921 г. и о необходимости борьбы не только с империализмом, но и с коммунизмом, т. е. с СССР, который он называл «Малым Сатаной». Под предлогом необходимости повышения цен на иранский газ была прекращена его поставка в Закавказье, а Трансиранский газопровод был практически разобран под предлогом его «ненужности». Однако к концу 1980-х гг. Хомейни начал пересматривать свои взгляды на отношения с СССР. Между Ираном и Советским Союзом вновь стали оживать экономические связи, а после окончания ирано-иракского вооруженного конфликта начало налаживаться военно-техническое сотрудничество. Распад СССР создал для Ирана новую геополитическую ситуацию: вдоль его северных границ образовалась тюркская дуга (Турция, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан), потенциально ориентирующаяся на Анкару. Только Армения разрывает эту «дугу», поэтому Тегеран оказал поддержку христианской Армении, а не мусульманскому Азербайджану в Карабахском вопросе. Поскольку от стабильности в зоне тюркской дуги зависит этнополитическая стабильность в таких многонациональных государствах, как Иран и Россия, постольку этим странам необходимо сотрудничать, чтобы поддерживать мир в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии. Истекшее десятилетие характеризовалось активизацией российско-иранских отношений в сферах политики, экономики, военно-технического сотрудничества и культуры, что отвечает национально-государственным интересам обеих стран. Однако ряд аспектов деловых связей между Москвой и Тегераном, прежде всего в сфере атомной энергетики и продажи оружия, вызывает недовольство и даже резкую критику со стороны США. Вашингтон, безусловно, недоволен решением Москвы о выходе в 2000 г. из секретного приложения к итоговому протоколу комиссии «Гор—Черномырдин», содержавшему обязательство России не заключать контракты о поставках оружия Тегерану. Между тем в концепции российской внешней политики, обнародованной в 2000 г., особо подчеркивалась важность конструктивных отношений России с Ираном. Подписанный в марте 2001 г. президентом РФ В. В. Путиным и президентом ИРИ Хатами «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» открыл широкие перспективы для двустороннего сотрудничества в различных областях. Например, предусмотрено развитие долгосрочных связей для реализации совместных проектов в области транспорта и энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, науки, сельского хозяйства и здравоохранения. Важную роль играет экспорт российских вооружений в Иран. В Иране была разработана новая, 25-летняя программа перевооружения с опорой на технику собственного и российского производства. В первую очередь это относится к созданию комплексной системы ПВО, реализации планов освоения космоса. Тегеран намерен приобрести лицензии на производство различных систем вооружений. Военно-техническое сотрудничество с РФ предусматривает и подготовку иранских военных специалистов, поставку запасных частей к бронетехнике, средствам связи, боевым самолетам и вертолетам. Важное место в отношениях двух стран занимает сотрудничество в сфере ядерных технологий. Общая стоимость проекта строительства АЭС в Бушере составила 800 млн. долл. Значительные экономические перспективы открывает перед Россией воплощение в жизнь международного транспортного проекта «Север-Юг», предусматривающего создание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе. Совпадение стратегических интересов России и Ирана проявляется в противостоянии попыткам ограничить их влияние в Каспийском регионе, который исторически был зоной жизненных интересов обеих стран, в стремлении поставить заслон наркотрафику, превратившемуся в настоящее время в серьезную угрозу национальной безопасности соседних с Афганистаном государств. Литература: 18, 35, 40, 42, 46, 63, 65, 68, 69 Контрольные вопросы: 1. В чем причины ближневосточного конфликта? 2. Как менялось отношение СССР к проблемам ближневосточного урегулирования? 3. Как изменились отношения России с арабскими странами после распада СССР? 4. Охарактеризуйте современное состояние российско-турецких отношений. 5. Как складывались отношения СССР и России с Ираном после победы исламской революции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|