Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Россия и государства Центральной и Восточной Европы




1. Историческое наследие и современное состояние отношений России с восточноевропейскими странами. Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в исторический пе­риод Нового времени, началом которого большинство исследовате­лей считают Великую Французскую революцию (1789-1794гг.), играет одну из ключевых ролей в международных отношениях, а уровень влия­ния на мировую политику XIX-XX вв. процессов, происходящих в нем, весьма высок. Достаточно вспомнить, что большинство войн на континенте, включая и две мировые, начинались именно в этом ре­гионе.

В отечественной политической науке в от­личие от западной сложилась традиция не включать в состав ЦВЕ европейские страны СНГ: Украину, Белоруссию, Молдавию, но включать государства Балтии. Сам регион крайне неоднороден, страны ЦВЕ можно условно разделить на три группы по принципу сходства исторического развития и компонентов социокультурной системы, которая оказы­вала решающее влияние на динамику процессов в данных странах и на региональном уровне.

Юго-Восточный субрегион. В него входят Румыния, Болгария, Сер­бия и Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Албания. На территории данных государств длительное время (по мень­шей мере, 400 лет) господствовала Османская империя, привнесшая определенное своеобразие культурного и политического развития. Кроме того, данный факт способствовал этнической пестроте земель региона и невозможности четкого национального размеже­вания. Во всех странах (кроме Албании и отчасти Боснии) православие является господствующей религией, что также повлияло на национальные традиции. Все страны субрегиона, за исключением Румынии и Алба­нии, являются славянскими, однако уровень этнополитической напряженности остается высоким.

Центральная Европа — это Чехия, Словакия, Словения, Хорва­тия, Венгрия. В странах данного региона в течение нескольких столетий господствовала Австрийская империя. В социокультурном отношении страны субрегиона находятся под сильным западно­европейским влиянием. Господствующая религия во всех странах региона - толицизм, что сказывается на национальном мен­талитете, и политической культуре этих государств.

Восточная Европа включает Польшу, Литву, Латвию, Эстонию. Со­циокультурные традиции данных государств во многом оформились под влиянием западного христианства (Литва и Польша - католицизм, Эстония и в основном Латвия -лютеранство), а Эстония и Латвия - еще и под влиянием культуры Германии.

Несомненно, что для России с точки зрения ее национальных ин­тересов процессы, которые проходили и проходят в ЦВЕ, очень важны.

В нашу задачу не входит изложение истории Польши и польско-российских отношений за последние века. Напомним лишь недавние события. На рубеже 1970-80х гг. реальный социализм советского образца вошел в этой стране в состояние кризиса. Тогда возник независимый профсоюз «Солидарность», ставший оппозиционной силой. В декабре 1981 г. В стране было введено военное положение, «Солидарность» была запрещена, но ее влияние сохранилось. Под воздействием перестройки в СССР в Польше началась демократизация. В июле 1989 г. прошли выборы с участием оппозиции, которая и одержала победу. В сентябре было сформировано новое правительство, в котором преобладали представители «Солидарности». Уже в начале 1990-х гг. из страны были выведены российские войска. К этому времени уже прекратили существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомо­щи. В 1994 г. Польша объявила о своем стремлении войти в западные структуры, что ей и удалось: в 1999 г., несмотря на дипломатиче­ское осуждение со стороны России, она становится членом НАТО, а в 2004 г.- членом Европейского союза. В последние годы (период правления братье Качиньских) в российско-польских отношениях нарастали трудности, связанные с взаимными экономическими и политическими претензиями. Польша даже заблокировала подписание в 2006 г. нового соглашения о сотрудничестве ЕС и России. Вероятно, польское руководство согласится на размещение в стране американских противоракет, что еще больше осложнит ситуацию.

Надо отметить, что Поль­ша - самое значительное по территории и населению (36 млн. человек) государство региона ЦВЕ и, в принципиальном плане, отношения с ней важны.

Коренное население Балтийских респуб­лик в основной массе не идентифицировало себя как органическую часть советского народа, и не случайно именно они первыми инициировали «па­рад суверенитетов». Общественные организации (народные фронты, в Литве - «Саюдис») создавались по образу польской «Солидарно­сти». После выборов 1990 г. года они пришли к власти и инициировали принятие верховными советами деклараций о восста­новлении независимости. Де-юре признание таковой другими госу­дарствами произошло после августовских событий в СССР.

В 1990-е гг. отношения России и данных стран отличались высо­ким уровнем напряженности. По требованию Запада Россия к весне 1994 г. вывела свои войска из Прибалтики без какой-либо реальной компенсации связанных с этим затрат. В 1-й половине 1990-х гг. в Латвии и Эстонии громко раздавались требования воз­вратиться к границам 1920 г. Впоследствии об этом практически пе­рестали говорить как в силу нереальности возврата, так и в связи со стремлением данных стран интегрироваться в европейские и трансатлантические структуры. Поэтому с Российской Федерацией были подписаны соответствующие договоренности.

Сразу после объявле­ния независимости правительства этих двух стран столкнулись с про­блемой некоренного населения, которому в соответствии с законода­тельством не было предоставлено гражданство. Таковых оказалось более 30% в Эстонии и около 40% в Латвии. Россия неоднократно требовала и требует решения этой проблемы. В Литве, где русско­язычное население составляет не более 12%, всем постоянным жите­лям безо всяких дополнительных условий гражданство было дано сра­зу же после обретения независимости. Но с данным государством возникла другая проблема, не решенная до сих пор, - транзит в Ка­лининградскую область. Анализ развития этой проблемы показы­вает, что на протяжении 1990-х гг. ситуация с пропуском людей и грузов осложнялась. Надо также отметить, что Балтийские госу­дарства ввели в отношении граждан России визовый режим гораздо раньше (1992-1993), чем бывшие страны - члены СЭВ, тогда как Польша сделала это только в 2003 г. Все три государства в 2004 г. стали членами НАТО и ЕС. В целом на данный момент уровень от­ношений между Россией и странами Балтии во всех сферах крайне низок.

Не менее противоречиво складывались и складываются в настоя­щее время отношения России со странами Юго-Восточной Европы. Необходимо отметить, что наиболее значимые государства данного региона обрели сувере­нитет при деятельной поддержке России. Это относится к Болгарии, Румынии, а также входившим в состав бывшей Югославии Сербии и Черногории. Причем Россия часто оказывала это содействие в ущерб собственным внешнеполитическим интересам, исходя из панславян­ского романтизма, который стал доминировать в общественном мне­нии со 2-й половины XIX в. и сохраняет определенное влияние и сейчас.

В годы Первой мировой войны Болгария стала союзницей стран германского блока. В апреле 1941 г. Болгария участвовала в германской агрессии против Югославии и Гре­ции, но от участия в военных действиях против СССР болгарское правительство уклонилось, сославшись на сильные русофильские на­строения среди населения. После выхода Красной армии к границам Болгарии 5 сентября 1944 г. СССР объявил ей войну, но военных действий фактически не было, поскольку болгарская армия отказалась воевать, а в стране произошла смена власти. Правительство Отечественного фронта объявило войну Германии и ее союзникам, и болгарские войска на заключительном этапе войны сражались на стороне антигитлеровской коалиции. Фактически уже с 1944 г. нача­лось установление коммунистического режима, которое окончательно завершилось в 1948 г., когда была провозглашена Народная Респуб­лика.

До конца 1980-х гг. отношения между СССР и Болгарией развивались стабильно, внутри государства значимых антикоммунистических сил не было. Как и в других странах Восточной Европы, демократические изменения в Болгарии начались в конце 1989 г. При этом так же, как и в других государст­вах региона, практически сразу была поставлена задача интеграции в западные структуры. Позднее произошло резкое дистанцирование от России, с которой был установлен визовый режим. В настоящий мо­мент Болгария является членом НАТО, в 2004 г. она была принята в ЕС. Российско-болгарские отношения длительной время находятся в состоянии стагнации, взаимный товарооборот остается незначительным.

Соседняя с Болгарией Румыния также с самого начала активно участвовала в войне против СССР, в период 1941-1944 гг. в ее состав входили в качестве провинций не только Бессарабия, но и Северное Причерноморье, включая Одессу. При этом государство пыталось сохранять контакты с Великобританией и США. В августе 1944 г. Румыния признала свое поражение и начала войну уже с Германией. Примечательно, что румынский король Михай был удостоен выс­ший награды СССР - ордена Победы. Впрочем, уже в 1946 г. монар­хия в Румынии была упразднена, а в стране был установлен комму­нистический режим. Советско-румынские отношения с конца 1950-х гг. развивались несколько ина­че, чем отношения СССР с другими восточноевропейскими страна­ми. После прихода к власти Николае Чаушеску Румыния несколько дистанцировалась от Советского Союза. Румынское руководство не­гативно отнеслось к вводу войск Варшавского договора в Чехослова­кию в 1968 г. Румыния была единственной социалистической стра­ной, сохранившей дипломатические отношения с Израилем. Кроме того, она демонстрировала определенный уровень самостоятельно­сти в рамках Варшавского договора и СЭВ. В декабре 1989 г. в ре­зультате вооруженного путча режим Н. Чаушеску был свергнут. После падения коммунистического режима Румыния, так же как и другие восточноевропейские страны, взяла курс на интеграцию с Западом, однако крайне низкий уровень жизни (одна из самых бедных стран Европы) не позволяет осуществить цель ее политики - вступ­ление в ЕС. Отношения с Россией находятся в состоянии стагнации, при этом в самой Румынии популярны унитаристские настроения, касающиеся объединения с Молдовой. Достаточно напряженные от­ношения между Румынией и Украиной, причиной чего служат спор­ные вопросы, касающиеся территорий в районе дельты Дуная, остро­ва Змеиный в Черном море и утраченной Буковины.

Неоднозначна и история отношений России и Югославии (Сер­бии). Россия на протяжении всего XIX в. активно содействовала стремлению последней к независимости — прекращению господства Османской империи. В 1878 г. независимость Сербии была признана Стамбулом, а правитель Сербии князь Милан I Обренович провоз­гласил Сербию королевством и принял титул короля. Во главу угла внешней политики страны была поставлена задача объединения юж­ных славян в единое государство. Эта цель были достигнута после Первой мировой войны, когда образовалось Королевство сербов, хор­ватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия).

Во внешней политике страна сохранила ориентацию на Антанту; внутри государства с самого начала обозначились этнические проти­воречия, прежде всего между сербами и хорватами. Югославия была последней страной региона, которая признала СССР и установила с ним дипломатические отношения. Это произошло только в 1940 г., в условиях роста военной напряженности в Европе. Двадцать пятого марта 1941 г. Югославия присоединяется к Тройственному пакту, ста­новясь союзницей Германии, Италии, Японии и других стран, подпи­савших это соглашение. Однако уже через два дня в стране происхо­дит военный переворот; новое правительство, формально не порывая с Германией, заключает 5 апреля дружественный договор с СССР. Уже на следующий день Германия и ее союзники начинают войну против Югославии и Греции; 10 апреля Хорватия провозглашает свою независимость, а 17-го числа того же месяца Белград подписывает ка­питуляцию. В стране было достаточно сильное партизанское движе­ние, однако решающую роль в освобождении Югославии сыграла Красная армия, которая в октябре 1944 г. вступила на ее территорию. Одиннадцатого апреля 1945 г. между странами был заключен договор о дружбе. Однако из-за стремления югославских коммунистов сохранить самостоятельность в принятии решений летом 1948 г. до­говор денонсируется, а отношения между странами прекращаются.

Они нормализовались только в 1955 г., когда вновь был подписан до­говор о дружеских отношениях. Тем не менее, Югославия так и не стала членом Варшавского договора, а в СЭВ имела статус наблюда­теля. В конце 1980-х гг. в стране, с одной стороны, прекращается мо­нополия коммунистов на власть, с другой - происходят дезинтеграционные процессы, активно поддержанные Западом. Последние привели к распаду страны в 1991 г.: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, а также Македония объ­явили о независимости; причем только последней удалось сделать это мирным путем. В остальных случаях имел место вооруженный конфликт с центральным правительством. Россия признала их неза­висимость, но тем не менее во всех конфликтах поддерживала сер­бов. Такая поддержка была обусловлена, прежде всего цивилизационными факторами и привела к осложнениям в отношениях России как с другими странами данного региона, так и с главными державами Запада. Более всего это проявилось в 1999 г. во время Косовского кризиса, связанного с бомбардировками НАТО. Россия, поддерживая Белград, фактически оказалась на грани дипломатиче­ского конфликта с западными странами. При этом Сербия весь этот период не демонстрировала готовность к широкому экономическому сотрудничеству, а в 2000 г., практически сразу после завершения Ко­совского кризиса, между Союзной Республикой Югославией и Рос­сийской Федерацией был введен визовый режим.

В 2008 г. Россия поддержала стремление Сербии сохранить территориальную целостность и осудила страны Запада за признание независимости края Косово. Тогда же было подписано соглашение о прохождении газопровода «Южный поток» через сербскую территорию.

История отношений со странами Центральной Европы менее про­тиворечива. В результате мюнхенского сговора между западными дер­жавами и гитлеровской Германией в марте 1939 г. Чехословакия пре­кратила свое существование; СССР до 22 июня 1941 г. поддерживал формальные дипломатические отношения со Словакией, де-юре не­зависимой, но реально подконтрольной рейху. Отноше­ния с Венгрией также были формальными вплоть до 27 июня 1941 г., когда Будапешт объявил СССР войну и направил на фронт свои войска.

Уже во время войны установились тесные отношения между чехо­словацким эмигрантским правительством и Москвой. В 1945 г. был подписан Договор о дружбе между Чехословакией и СССР. Тогда же Чехословакия отказалась от своих прав на Закарпатскую Украину, входившую в нее ранее. В первые послевоенные годы при наличии тесных отношений с Советским Союзом в Чехословакии сохраня­лись основные демократические институты. Тогдашняя популярность СССР способствовала тому, что влияние чехословацких коммунистов было очень велико. В феврале 1948 г. при поддержке СССР они оттеснили другие политические силы от власти и установили в стра­не коммунистический режим, ничем не отличавшийся от тех, кото­рые формировались в тот период во всем Восточно-Европейском ре­гионе. Вплоть до конца 1960-х гг. в Чехословакии не было заметно каких-либо сильных антисоветских настроений. Ситуацию изменили события 1968 г., когда в ЧССР была сделана попытка либерализации существовавшего коммунистического режима, вызвавшая опасения и подозрения советского руководства. СССР и другие страны - уча­стники Варшавского договора ввели на территорию Чехословакии свои войска, что привело со временем к прекращению реформ и ра­дикальным переменам в руководстве страны и компартии. После этого на уровне массового сознания возникла реакция отчуждения от «старшего брата». В этой связи неудивительно, что сразу после «бархатной революции» 1989 г., которая положила конец коммуни­стическому режиму, Прага взяла курс на установление тесных отно­шений с западными странами. В 1992 г. из Чехословакии были выве­дены российские войска, а в 1993 г. само это государство распалось (без серьезных конфликтов) на Чехию и Словакию. Общее стремле­ние обоих государств к интеграции в западные структуры сохрани­лось, правда, Чехия как экономически более развитая шла к этому последовательно и уже в 1999 г. стала членом НАТО. Словакия всту­пила в эту организацию только в 2004 г. В том же году оба государства стали членами ЕС. Словакия в течение 1990-х гг. проявляла больше заинтересованности к сотрудничеству с Россией, особенно в сфере экономики, однако дальше деклараций и заявлений дело так и не по­шло.

В отличие от Чехословакии Венгрия была союзником гитлеровской Германии и вместе с ней потерпела поражение. Территория страны была занята советскими войсками, и СССР активно влиял на разви­тие венгерских политических процессов. К 1949 г. в Венгрии оконча­тельно утвердился сталинистский режим во главе с лидером местной компартии Ф. Ракоши. Вопреки существовавшим национальным тра­дициям в стране начали детально копировать советскую модель социа­лизма, что привело к обострению социально-экономических и полити­ческих противоречий. Следствием этих противоречий стал глубокий внутриполитический кризис в Венгрии, который вылился осенью 1956 г. в вооруженный антикоммунистический путч, поддержанный странами Запада. После его подавления Советский Союз санкционировал проведение в Венгрии достаточно разумной экономической политики, которая сделала страну относительно бла­гополучной в рамках социалистического лагеря. Но, с другой стороны, произошедшие изменения в какой-то степени размыли идеологиче­ские основы существовавшего режима, поэтому Венгрия, как и Поль­ша, раньше других восточноевропейских стран начала демонтаж со­циалистической системы. В отличие от других стран региона переход Венгрии к демократии и рынку проходил эволюционным пу­тем, но общий вектор ее движения в сторону интеграции в европейские структуры совпадал с вектором движения других посткоммунисти­ческих государств ЦВЕ. Венгрия входит в ЕС и НАТО.

2. Проблемы формирования новой модели взаимоотношений России со странами Центральной и Восточной Европы. Основной тенденцией во внешней политике всех стран ЦВЕ после падения коммунистических режимов было стремление к интеграции в те европейские структуры, которые ассоциировались с ценностями западной демократии (Европейский союз и НАТО). Поэтому двусто­ронние отношения этих государств с Россией не были в числе их ос­новных внешнеполитических приоритетов. За полтора десятилетия, прошедшие после распада мировой системы социализма, многие ранее существовавшие связи между нашей страной и ее восточноевропей­скими соседями оказались полностью утраченными. Можно конста­тировать, что со стороны России неудачными оказались, как попытки игнорировать в своей внешней политике страны ЦВЕ, так и пред­принимавшиеся в последние десять лет усилия затормозить процесс их сближения и интеграции с западными институтами, особенно с НАТО. Сегодня, когда почти все страны ЦВЕ стали членами Севе­роатлантического альянса, а многие из них - и членами Европей­ского союза, пришло время выработать новую модель отношений России с этими странами. Вступление большинства стран ЦВЕ в Ев­ропейский союз и НАТО создает для Российской Федерации сложности как в отношениях с этими институтами, так и в отношениях с восточноевропейскими государствами.

Нельзя забывать, что у определенной части политических элит стран ЦВЕ сохраняются антироссийские настроения, имеющие ис­торические корни. Даже при небольшой возможности новых членов оказывать влияние на принятие решений в НАТО или Европейском союзе такие настроения способны в какой-то степени осложнить взаимодействие России с этими организациями.

На протяжении 1990-х гг. в России преобладало мнение, что бо­лее всего противоречит ее интересам расширение на восток Северо­атлантического альянса. Расширение же Европейского союза за счет вступления в него государств ЦВЕ иногда даже приветствовалось. Сегодня обнаруживается, что последствия расширения Европейского союза для России даже более негативны, чем расширение НАТО. К таким отрицательным последствиям относятся, например, усложнение тран­зита в Калининградскую область и введение визового режима со стра­нами ЦВЕ, вступившими в Европейский союз. Кроме этого, возник­ли проблемы в области торгово-экономических отношений и других сферах межгосударственного сотрудничества. Переход на стандарты ЕС поставил под вопрос сохранение прежнего уровня этих связей. Поскольку Россия в отличие от своих восточноевропейских соседей не стремится к полноправному членству в НАТО и Европейском союзе, расширение этих альянсов на восток создает потенциальную опасность политической и экономической изоляции нашей страны, появления к западу от ее границ нового «железного занавеса».

Интересно, что нынешний президент Чехии Вацлав Клаус, экономист-прагматик до­вольно скептически оценил последствия расширения Европейского союза как для новых, так и для старых его членов. Сам факт членства восточноевропейских государств в ЕС символизирует, что в инсти­туциональном и системном плане они уже не отличаются от стран Западной Европы, но в расширении ЕС В. Клаус не видит сколько-нибудь значимых положительных эффектов. «Часто говорится, - пи­шет он, - об эффекте открытости, либерализации передвижения лю­дей, товаров, капиталов, а главное - идей. Но на самом деле степень открытости этих государств по отношению к странам - членам ЕС и наоборот после 1 мая 2004 года нисколько не изменилась. Эффект интенсивности взаимоотношений нарастал постепенно уже с того мо­мента, как в ноябре 1989-го была разрушена Берлинская стена. К тому же достигнутый эффект уже исчерпал свое действие задолго до мая 2004 года».

Практически неизбежно, что после того как эйфория от членства в ЕС и НАТО во всех быв­ших социалистических странах пройдет и имевшиеся еще недавно иллюзии исчезнут, настанет время прагматического подхода и реа­листической оценки перспектив отношений этих стран с Россией. Можно надеяться, что взаимные обиды и ссылки на прошлое отой­дут на задний план, а главными факторами, определяющими отно­шения России с государствами Центральной и Восточной Европы, станут их географическая близость и экономическая взаимозависи­мость.

 

Литература: 5, 18, 29, 40, 42, 42, 47, 63, 69, 70

Контрольные вопросы:

1. Что такое Центральная и Восточная Европа, и каковы критерии определения границ данного региона?

2. Каким образом историческое наследие отразилось на отношениях России и Польши в последние десятилетия?

3. Назовите основные проблемы в отношениях России и стран Балтии.

4. Охарактеризуйте историю и современное состояние отношений России с Чехией, Словакией и Венгрией.

5. Охарактеризуйте отношения России со странами Балканского полуострова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...