Тема 8. Международные организации в современном мире
1. Сущность и типология международных организаций. Политическая наука рассматривает международные организации как важнейший наряду с государствами - субъект мировой политики. Их деятельность придает международным отношениям стабильность, упорядоченность и институциональную завершенность. Поскольку сегодня международные организации являются самыми многочисленными из всех международных институтов, сам термин «международный институт» часто употребляется как синоним термина «международная организация, что, на наш взгляд, не вполне корректно. Первые международные институты в зачаточном состоянии сформировались одновременно с возникновением государств. Это собрания правителей древних государств, с целью выработки правил ведения войны; церковные соборы для согласования общих правил вероисповедания; конгрессы правителей для подведения итогов войн, наказания побежденных и награждения победителей. В этом же ряду находятся третейские суды для разрешения споров между странами и государствами. Одним из первых политических институтов нового времени может считаться Священный союз, заключенный между монархами Австрии, Пруссии и России в 1815 г. В дальнейшем были учреждены: Международная ассоциация права (1873); Международный комитет Красного Креста (1875); международные ассоциации зубных врачей (1878); писателей и художников (1878); Межпарламентский союз (1889); Международный штаб общественного здоровья и др. К началу XX в. в мире существовало более 400 подобных организаций. В дальнейшем их число неуклонно увеличивалось. В истории политической мысли и в теории международных отношений сложились различные представления о месте и роли международных организаций в мировом политическом процессе. Представители реалистического направления полагают, что роль международных организаций в мировом политическом процессе второстепенна. Они рассматривают международные организации либо как поле, на котором государства могут отстаивать свои национальные интересы, либо как инструмент внешней политики какого-либо отдельного государства или группы государств.
Иной точки зрения придерживаются представители либерального направления. Они связывают с деятельностью международных институтов надежды на перестройку всей системы международных отношений. По их мнению, международные организации не только могут играть отличную от государств, самостоятельную роль в международной политике, но и способны постепенно оттеснить государства на периферию такой политики. Более того, либералы и неолибералы всегда полагали, что международные организации могут иметь не только межгосударственный, но и наднациональный характер, т. е. занимать положение над властью отдельных национальных государств. На этом были основаны многочисленные либеральные проекты создания мирового правительства, которое должно было формироваться на базе универсальной международной организации. В последние десятилетия стали еще более распространенными представления неолибералов о возрастании роли международных институтов на фоне резкого снижения роли национальных государств и размывании самого понятия государственного суверенитета. Обе точки зрения имеют право на существование, поскольку отражают разные стороны одного итого же мирового политического процесса, в первом случае обращаясь к его прошлому, а во втором, возможно - к будущему. С одной стороны, и в прошлом, и в настоящем в рамках международных организаций государства реализовывалисвои национальные интересы, международная организация действительно может стать инструментом политики какого-либо государства, если государство будет полностью контролировать деятельность такой организации, оказывать решающее воздействие на принятие и реализацию решений. Примером может служить Организация Североатлантического договора (НАТО), бывшая в годы холодной войны инструментом политики США иоставшаяся таким инструментом после ее окончания. Точно так же Организация Варшавского договора в тот же самый период была инструментом внешней политики Советского Союза.
Очевидным фактом является рост численности международных организаций и повышение их роли в мировой политике. Более того, практика международных отношений свидетельствует, что международные институты, создававшиеся и первоначально функционировавшие как межгосударственные, со временем могут приобретать наднациональные черты ифункции. Примером может служить опыт европейской интеграции, путь которой лежал от Европейского экономического сообщества (ЕЭС) к Европейскому союзу (ЕС). Если с точки зрения политической науки вопрос о природе международных организаций - дискуссионный, то с точки зрения международного права он решен однозначно – межправительственные организации признаны субъектами международного права. По своей компетенции и составу государств-участников эти организации подразделяются на: - межгосударственныемеждународные организации общей компетенции, деятельность которых затрагивает все сферы отношений - политическую, экономическую, культурнуюи т. д. (например, Организация Объединенных Наций); -международные межправительственные организации специальной компетенции: объединения государств, деятельность которых затрагивает одну из специальныхобластей межгосударственных отношений, например военно-политические организации, экономические организации (МВФ), организация ООН по вопросам культуры иобразования (ЮНЕСКО); -открытые международные межправительственные организации - объединения государств, куда, принимают любое государство, отвечающее требованиям членства в них (например, Всемирная организация здравоохранения ибольшинство других международных организаций);
-закрытые международные межправительственные организации- объединения государств, с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО); -универсальные международные организации, предусматривающие - региональныемеждународные межправительственные организации -объединения государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств). Компетенция международной организации - это сфера ее предметной деятельности, определяемая полномочиями, которые даны государствами-участниками. Функции международных организаций могут быть регулирующими, контрольными, оперативными идр. А их компетенция ограничена договорными рамками, очерченными государствами-участниками в договорных документах. Наряду с международными межправительственными организациями (ММПО) существуют и международные неправительственные организации (МНПО). Отличия вторых от первых заключаются в том, что они создаются не представителями официальных государственных структур, а частными лицами и общественными объединениями нескольких государств. МНПО не являются субъектами международного права, что не мешает некоторым из них играть активную роль в современных международных отношениях. По целям, составу участников, характеру деятельности выделяют разные виды МНПО и ММПО. Например, существуют религиозные МНПО (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная федерация футбола - ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал, Международный демократический союз). Степень вовлеченности МНПО в мировой политический процесс неодинакова. Организации политического характера непосредственно выступают в качестве субъектов мировой политики. Социалистический Интернационал участвует в решении многих международных проблем как через деятельность входящих в него партий на национальном уровне, так и прямо, вырабатывая и представляя свои предложения на различных международных форумах. «Гринпис» и «Международная амнистия» включаются в политическую деятельность не в силу своей природы, а из-за того, что сфера их деятельности неизбежно пересекается с политической сферой. Есть и неполитические МНПО, сознательно дистанцирующиеся от политики.
До настоящего времени большее значение для теории и практики международных отношений имеет не столько деятельность неправительственных, сколько деятельность международных межправительственных организаций. Международная организация — это инструмент совместного решения международных проблем, затрагивающих интересы нескольких государств или групп их граждан. Соответственно и субъектами этих организаций являются государства, их институты или объединения граждан. В уставах организаций эти субъекты именуются членами. Формально члены международной организации считаются равноправными. Так, согласно ст. 3 Устава ООН, эта организация «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Уставы и уставные цели всех современных международных организаций должны соответствовать Уставу и целям ООН и членство в них должно основываться на равенстве. Первоначально решения всех международных институтов принимались единогласно. Принцип консенсуса в деятельности этих институтов был продемонстрирован на Гаагской конференции 1899 г. Все ее решения приняты единогласно при некотором числе воздержавшихся. Но принцип консенсуса в дальнейшем оказался неработающим. Особенно негативно это сказалось в деятельности Лиги Наций, устав которой определил принцип единогласия при принятии решений. Поэтому Гаагская конференция 1930 г. установила принцип принятия решений «большинством голосов», которое варьировалось от простого большинства до трех четвертей в зависимости от важности принимаемых решений. Эти нормы закреплены в Уставе ООН и приняты другими международными институтами. Наиболее ответственные решения до сих пор принимаются путем консенсуса с несколько иным содержанием. Так, для принятия решений в Совете Безопасности ООН требуется консенсус пяти его постоянных членов. Почти во всех постоянных комиссиях решения могут считаться принятыми при условии единогласия всех их членов.
Консенсус означает равноправие и равный вес голоса, но фактически никакого равенства не существует. О каком суверенном равенстве государств может идти речь, если одни из государств - членов ООН заседают во всех ее руководящих органах, имеют возможность влиять на все принимаемые решения или инициировать принятие решений, а голос многих других государств может быть учтен только на Генеральной Ассамблее, решения которой имеют рекомендательный характер? Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности (СБ) обладает при вынесении решений Советом большим весом, чем все остальные государства - члены ООН, вместе взятые, поскольку они (каждый в отдельности) вправе наложить вето на волю даже подавляющего большинства стран, входящих в ООН. Уставы многих международных организаций, провозглашая право их членов на равенство, закрепляют фактическое неравенство. Так, вес членов МВФ при принятии решений определяется размерами внесенных ими вкладов в финансы этой организации. Все государства-члены имеют право вносить максимальную сумму, им это не запрещено, но их реальный вес в организации будет определяться фактическим взносом. Эти взносы, а соответственно вес голоса ведущих 5 членов организации, серьезно отличаются друг от друга. В то же время 43 государства — члена МВФ вместе имеют около 1% голосов. Определителями «веса голоса» могут стать и другие, поддающиеся точному взвешиванию, факторы. Иногда число голосов для каждой страны устанавливается по соглашению сторон. Например, на совещаниях ЕС крупные страны имеют больше голосов, чем средние и малые. И здесь в качестве наглядного примера «веса голоса» может быть назван СБ ООН с его пятью постоянными и 10 непостоянными членами. Для принятия решений требуется его одобрение 9 членами СБ, в том числе и пятью постоянными членами. Если даже 14 членов СБ поддерживают решение, но против него выступает один из его постоянных членов, решение не будет принято. Правовая основа деятельности международной организации определяется государствами-учредителями еще до ее создания. Однако постоянно меняющиеся условия жизни требуют приведения ее в соответствие с задачами дня. Это делается путем пересмотра уставов международных институтов или принятия к ним поправок. От кого бы ни исходила идея поправки и ее формулировка, вопрос этот может быть решен окончательно только специальной конференцией полномочных представителей всех государств-членов. Такая норма закреплена в ст. 109 Устава ООН и в ст. 236 ЕЭС и т. д. Согласно Уставу ООН, поправки к нему вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Это так называемый законодательный принцип, или принцип конституционного большинства. Бывают случаи, когда государства - члены международных организаций выступают против принятия тех или иных поправок и отказываются ратифицировать принятые поправки. В принципе, каждое государство суверенно в решении таких вопросов. Но, с другой стороны, не может считаться разумным и нормальным положение, когда одно или несколько государств стоят на пути абсолютного большинства при решении международных проблем и имеют возможность навязывать ему свою волю. Поэтому практика международных организаций выработала разные варианты выхода из таких положений. Во-первых, несогласные с желанием конституционного большинства государств решать те или иные проблемы с помощью международной организации должны или могут добровольно из нее выйти. Во-вторых, государства - члены организации делают оговорки о том, что они не берут на себя новых обязательств, но в то же время не будут препятствовать другим государствам при реализации их воли. В-третьих, государства могут быть исключены из международной организации за систематическое невыполнение своих уставных обязательств. Деятельность любой организации требует определенных расходов, а деятельность международных организаций - крупных расходов. Бюджет организации определяется руководящими органами и утверждается конференцией или ассамблеей государств-членов. Расходы распределяются между всеми членами международной организации в виде взносов. Поскольку финансовые возможности государств неодинаковы, то они классифицируются по их платежеспособности. Для каждого класса устанавливается свой размер взносов, причем само государство информирует организацию о том, в составе какого класса оно готово присоединиться к ней. Многие организации устанавливают фиксированные взносы в зависимости от уровня развития страны и ее материальных возможностей. Согласно п. 161 правил процедур ООН, размеры взносов для каждой страны устанавливаются ежегодно на Генеральной Ассамблее. Член ООН, за которым числится задолженность по уплате денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее. Впрочем, Генеральная Ассамблея может разрешить такому члену участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по уважительным причинам. Таким образом, хотя правовые нормы жизнедеятельности международных организаций сложились, считать их демократическими и справедливыми еще рано. 2. Возникновение, структура и принципы деятельности ООН. Первая мировая война усилила всеобщий интерес к идее всемирной организации, способной исключить повторение подобного. Однако учрежденная на Парижской мирной конференции в апреле 1919 г. Лига Наций как первый универсальный институт по поддержанию мира и безопасности оказалась не эффективной. Это произошло потому, что правящие круги ведущих европейских стран, вынужденные учредить этот институт по требованию своих народов, на самом деле не хотели иметь относительно самостоятельного центра мировой политики, решениям которого они обязаны были бы следовать. Вторая мировая война по-новому поставила вопрос о всемирной организации по поддержанию мира. При обсуждении проекта Атлантической хартии (август 1941 г.) У. Черчилль предложил включить в нее пункт о совместном желании США и Англии учредить в будущем «широкую и постоянную систему всеобщей безопасности». Ф.Рузвельта считают автором слов «объединенные нации», ставших самыми популярными в мире после 1 января 1942 г. В этот день 26 стран антигитлеровской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций. В ней выражалась их твердая воля бороться с фашистской Германией и ее союзниками до безоговорочной их капитуляции и не вступать с ними в сепаратные переговоры. Общие контуры организации были очерчены в Декларации Московской конференции министров иностранных дел Англии, СССР и США в октябре 1943 г. Главы правительств стран «Большой тройки», собравшиеся в Тегеране в конце ноября того же года, одобрили эту декларацию и поручили своим внешнеполитическим ведомствам четче определить структуру, формы членства, руководящие органы, механизм принятия решений и контроля за их исполнением. Эта задача была решена на конференции экспертов четырех стран (Англия, Китай, СССР и США) в пригороде Вашингтона Думбартон-Окс в августе-октябре 1944 г. Возникшие в Думбартон-Оксе разногласия и спорные вопросы были согласованы на Ялтинской конференции «Большой тройки» в феврале 1945 г. После этого на конференции в Сан-Франциско (США) была окончательно согласована Хартия (Устав) Организации Объединенных Наций. Представители 51 страны единогласно приняли ее 25 июня 1945 г. В течение четырех месяцев Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств, в том числе и пятью постоянными членами Совета Безопасности, а в январе 1946 г. в Лондоне открылась первая сессия ее Генеральной Ассамблеи. В ее работе участвовали представители 51 государства. К началу работы в сентябре 2004 г. 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН членами ООН являлось уже 191 государство мира. В преамбуле Устава ООН провозглашаются высокие цели Объединенных Наций: - избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций; - создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; - содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединять усилия народов для поддержания международного мира и безопасности; - использовать исполнительные органы ООН для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов; - поддерживать международный мир и безопасность, улаживать международные споры в соответствии с принципами справедливости и международного права. Отношения между народами должны развиваться на основе уважения принципов равноправия, самоопределения народов и поощрения уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. ООН рассматривается в качестве центра согласованных действий наций в достижении этих общих целей. Согласно ст. 2 Устава ООН, все ее члены обязаны действовать в соответствии со следующими принципами: 1. Организация основана на принципах суверенного равенства всех 2. Все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по 3. Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. 4. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и другим образом, несовместимым с целями ООН. 5. Все члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех ее действиях, предпринятых в соответствии с ее Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера. 6. Устав ООН ни в коей мере не дает ей право на вмешательство во Членом ООН может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Государство — член ООН, против которого предприняты превентивные меры, может быть решением Генеральной Ассамблеи лишено прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава ООН, может быть исключено из ООН по рекомендации Совета Безопасности. Однако примеров исключения какого-либо государства из ООН еще не было. Структура руководящих органов ООН весьма сложна и противоречива. Согласно ст. 7 Устава, ими являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Учредители ООН учли уроки Лиги Наций и заранее продумали структуру органов и процедуру принятия решений. Однако следует отметить, что они в свое время определялись конкретными условиями Второй мировой войны и целями, которые ставились учредителями в тех условиях, - не допустить возрождения Германии и Японии как милитаристских держав. Другая цель организации заключалась в том, чтобы не допустить доминирования в ООН одной державы или группы держав, способных навязать свою волю всему остальному миру. Отсюда - достаточно сложная, в какой-то степени не вполне логичная и дублирующая структура руководящих органов и недемократическая система голосования при принятии решений. Формально высшим органом ООН является ее Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов Организации. Согласно ст. 10 и 11 Устава, она «уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого органа, за исключением Совета Безопасности, выносить рекомендации членам ООН или СБ по любым вопросам и делам». Она может обсуждать любые вопросы по поддержанию международного мира и безопасности (за исключением тех, которые входят в компетенцию СБ), предлагаемые любым государством мира, независимо от того, является оно членом ООН или не является, либо по предложению СБ. Генеральная Ассамблея может передавать Совету Безопасности вопросы, по которым необходимо предпринимать практические действия и обратить его внимание на ситуации, представляющие угрозу международному миру. Когда какой-либо вопрос находится на рассмотрении СБ, Генеральная Ассамблея должна воздерживаться от каких-либо рекомендаций по нему, за исключением случаев, когда сам СБ запросит ее об этом. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные доклады СБ и других органов ООН, осуществляет международные функции по опеке, утверждает бюджет ООН, проверяет бюджетные расходы ее специализированных учреждений. Решения Генеральной Ассамблеи имеют для членов ООН рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные сессии, начинающиеся традиционно в середине сентября, и на специальные сессии, созываемые в зависимости от обстоятельств по требованию СБ или большинства членов ООН. Она работает под руководством избираемого на каждой сессии председателя. Каждое государство - член ООН имеет в Генеральной Ассамблее 1 голос. Решения по важным вопросам (рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов СБ и руководящих органов ООН, прием новых членов, приостановление прав и привилегий членов ООН, исключение из ООН, вопросы об опеке и бюджете) принимаются большинством в две трети принявших участие в голосовании членов ООН, по остальным - простым большинством. Должники по взносам лишаются права голоса, если сумма долга превышает сумму взносов за 2 предыдущие года. Первоначально Совет Безопасности ООН состоял из пяти постоянных членов - ведущих стран антигитлеровской коалиции (Великобритании, Китая, СССР, США и Франции) и четырех переменных членов. Последние избираются сроком на два года на основе принципа справедливого географического распределения. Позже число членов СБ было увеличено до 15 за счет непостоянных членов. Ст. 24 Устава ООН гласит, что для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СБ главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, СБ действует от их имени. Следующая статья еще более усиливает роль СБ: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям СБ и выполнять их». Каждый член СБ имеет 1 голос. Все вопросы, кроме процедурных, решаются большинством в 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздерживаться от голосования. Любой член ООН может принять участие в работе СБ без права голоса при обсуждении вопроса, затрагивающего его интересы. Приглашаются принять участие в обсуждении спорных вопросов все связанные с ними страны независимо от того, являются они членами ООН или нет. СБ может рассматривать любой спор или любую ситуацию, создающие угрозу международному миру и безопасности. На любом этапе обсуждения вопросов он вправе давать рекомендации по их разрешению, причем все вопросы юридического характера предварительно должны быть разрешены Международным судом ООН. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, СБ еще до вынесения рекомендации, может потребовать от сторон спора выполнения временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. При этом Устав ООН предусматривает, что рекомендуемые СБ меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Вначале рекомендуются меры, не связанные с использованием вооруженных сил (полное или частичное прерывание экономических, транспортных, почтовых, телеграфных, радиосвязей, разрыв дипломатических отношений). Если эти меры оказываются недостаточными, по решению СБ могут быть применены такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Статья 43 Устава, обязывает всех членов ООН представлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые... вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Все участники мирового политического процесса обязаны решать возникающие между ними споры мирными средствами - путем переговоров, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращаясь к региональным организациям или иными средствами по своему выбору. Основным органом ООН по реализации социально-экономических и политических задач, а также по координации деятельности международных институтов в системе этой организации является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Он должен содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в экономической,социальной областях, в области здравоохранения; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ЭКОСОСсостоит из 54 членов, в том числе ипяти постоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Треть состава Совета обновляется ежегодно. Функции иполномочия ЭКОСОС определены ст. 62-66 Устава ООН. Это: - проведение исследований исоставление докладов по международным вопросам вобласти экономической, социальной, образования идругих, а также вынесение рекомендаций по этим вопросам Генеральной Ассамблее, отдельным членам ООН испециализированным учреждениям ООН; - вынесение рекомендаций вцелях поощрения уважения и соблюдения прав человека иосновных свобод для всех; - организация международных конференций и встреч по вопросам его компетенции; - заключение соглашений с любыми международными институтами по вопросам его компетенции; - получение от специализированных учреждений и государств — членов ООН докладовомерах по реализации ими рекомендаций ООН ирешение других задач, которые будут возложены на него Генеральной Ассамблеей. При создании ООН, одним из важных ее органов являлся Совет по опеке. Он призван был организовать управление территориями, находившимися в то времяпод мандатами Лиги Наций, а также отторгнутыми от государств, потерпевших поражение во Второй мировой войне (Италии и Японии). Всего было образовано 11 подмандатных территорий, распределенных между государствами-победительницами. СССР отказался участвовать в мандатной системе. За прошедшие после установления системы опеки годы все они, за исключением Палау (мандат США), обрели национальную независимость ирешением Совета Безопасности в1994 г. действие Договора о подопечных территориях было объявлено завершенным. 2000 г. был объявлен ООН годом конца существования колониальных и зависимых территорий в мире. Соответственно завершилась и миссия Совета по опеке. Главным судебным органом Организации Объединенных Наций является Международный суд юстиции ООН. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства - члены ООН являются участниками Статута Международного суда. Ими могут стать и государства, не являющиеся членами ООН, но на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации СБ. Все участники Статута Международного суда обязуются выполнять решения этого суда по тому делу, в котором являются стороной. Руководящие органы ООН могут запрашивать от Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу в пределах их круга деятельности. Члены ООН вправе обращаться для разрешения разногласий между собой также к другим судам. Административным органом ООН является Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом ООН, назначаемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В таком качестве он участвует в работе руководящих органов ООН и выполняет другие поручения, которые могут быть даны ему этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе ООН. Рабочими языками ООН являются английский, арабский, китайский, испанский, русский и французский. В системе ООН функционируют многочисленные специальные организации, комиссии, комитеты и фонды, в том числе управления: - Верховного комиссара по делам беженцев (Женева); - Верховного комиссара ООН по правам человека (Женева); - по вопросам космического пространства (Вена); - по координации гуманитарной деятельности; - по обслуживанию проектов (Нью-Йорк); - по правовым вопросам, служб внутреннего надзора; - по устойчивому развитию (Нью-Йорк). ООН реализует международные программы: по контролю над наркотическими средствами, мировую продовольственную, по вирусу иммунодефицита человека, Программу развития ООН (ПРООН), по окружающей среде (ЮНEП). Заметную роль в международной жизни играют Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (Рим), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). В системе институтов ООН функционируют центры по международной торговле и по населенным пунктам, а также экономические комиссии для каждого континента. Однако есть глобальные институты специальной компетенции, которые считаются специализированными учреждениями ООН: 1. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - Женева, Швейцария. 2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - Женева, Швейцария. 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - Женева, Швейцария 4. Всемирный почтовый союз (ВИС) - Берн, Швейцария. 5. Международная морская организация (ИМО) - Лондон, Великобритания. 6. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - 7. Международная организация труда (МОТ) - Женева, Швейцария. 8. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) (МБРР) - Вашингтон, США. 9. Международный валютный фонд (МВФ) - Вашингтон, США. 10.Международный союз электросвязи (МСЭ) - Женева, Швейцария. 11. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) -Рим, Италия. 12. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки 13. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - Вена, Австрия. 14. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) - Рим, Италия. Кроме вышеперечисленных специализированных организаций в систему ООН входят: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, Женева); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА); Международное бюро по вопросам образования (Женева) и др. 3. ООН в современном мире. ООН сыграла более заметную роль в истории, чем ее предшественница Лига Наций. Большимдостижением стало само объединение всех народов мира и государств для обеспечения международного мира ибезопасности. Безусловным прогрессом было признание принципа суверенного равенства всех государств и всеобщее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократилась роль тайной дипломатии, мир стал более открытым, а человечество - более информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководителей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими болями и тревогами, а жителям планеты - своевременно узнать, что в первую очередь тревожит человечество. Все годы своего существования ООН и ее органы уделяли много внимания кодификации и прогрессивному развитию международного нрава. Было принято множество международных нормативных актов, создавших прочную базу для регулирования межгосударственных отношений в самых различных областях, особенно в сфере обеспечения всеобщего мира и безопасности. Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантического океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам инародам. В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость истали членами ООН. Особенно значима роль ООН в выработке международного к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|