Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Международные организации в современном мире




1. Сущность и типология международных организаций. Политическая наука рассматривает международные ор­ганизации как важнейший наряду с государствами - субъект мировой политики. Их деятельность придает международным отно­шениям стабильность, упорядоченность и институциональную завер­шенность. Поскольку сегодня международные организации являются самыми многочисленными из всех международных институтов, сам термин «международный институт» часто употребляется как синоним терми­на «международная организация, что, на наш взгляд, не вполне корректно.

Первые международные институты в зачаточном состоянии сфор­мировались одновременно с возникно­вением государств. Это собрания пра­вителей древних государств, с целью выработки правил ведения вой­ны; церковные соборы для согласования общих правил вероисповедания; конгрессы правителей для подведения итогов войн, на­казания побежденных и награждения победителей. В этом же ряду находятся третейские суды для разрешения споров между странами и государствами.

Одним из первых политических институтов нового времени может считаться Священный союз, заключенный между монархами Авст­рии, Пруссии и России в 1815 г. В дальнейшем были учреждены: Международная ассоциация права (1873); Международ­ный комитет Красного Креста (1875); международные ассоциации зубных врачей (1878); писателей и художников (1878); Межпарла­ментский союз (1889); Международный штаб общественного здоро­вья и др. К началу XX в. в мире существовало более 400 подобных организаций. В дальнейшем их число неуклонно увеличивалось.

В истории политической мысли и в теории международных отно­шений сложились различные пред­ставления о месте и роли международных организаций в мировом политическом процессе. Представители реалистического направления полагают, что роль международных организаций в мировом политическом процессе второстепенна. Они рассматривают международные организации либо как поле, на котором государства могут отстаивать свои национальные интересы, либо как инструмент внешней политики какого-либо отдельного государ­ства или группы государств.

Иной точки зрения придерживаются представители либерального направления. Они связывают с деятельностью международных институтов на­дежды на перестройку всей системы международных от­ношений. По их мнению, международные организации не только могут играть отличную от государств, самостоятельную роль в междуна­родной политике, но и способны постепенно оттеснить государства на периферию такой политики. Более того, либералы и неолибералы всегда полагали, что международные организации могут иметь не толь­ко межгосударственный, но и наднациональный характер, т. е. зани­мать положение над властью отдельных национальных государств. На этом были основаны многочисленные либеральные проекты создания мирового правительства, которое должно было формироваться на базе универсальной международной организации. В последние де­сятилетия стали еще более распространенными представления неоли­бералов о возрастании роли международных институтов на фоне рез­кого снижения роли национальных государств и размывании самого понятия государственного суверенитета.

Обе точки зрения имеют право на существование, поскольку от­ражают разные стороны одного итого же мирового политического процесса, в первом случае обращаясь к его прошлому, а во втором, возможно - к будущему.

С одной стороны, и в прошлом, и в настоящем в рамках междуна­родных организаций государства реализовывалисвои национальные интересы, международ­ная организация действительно может стать инструментом политики какого-либо государства, если государство будет полностью контролировать дея­тельность такой организации, оказывать решающее воздействие на принятие и реализацию решений. Примером может служить Орга­низация Североатлантического договора (НАТО), бывшая в годы холодной войны инструментом политики США иоставшаяся таким инструментом после ее окончания. Точно так же Организация Вар­шавского договора в тот же самый период была инструментом внеш­ней политики Советского Союза.

Очевидным фактом является рост численности международных организаций и повышение их роли в мировой поли­тике. Более того, практика международных отношений свидетельст­вует, что международные институты, создававшиеся и первоначаль­но функционировавшие как межгосударственные, со временем могут приобретать наднациональные черты ифункции. Примером может служить опыт европейской интеграции, путь которой лежал от Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) к Европейскому союзу (ЕС). Если с точки зрения политической науки вопрос о природе меж­дународных организаций - дискуссионный, то с точки зрения международного права он решен однозначно – межправительственные организации признаны субъектами международного права.

По своей компетенции и составу государств-участников эти орга­низации подразделяются на:

- межгосударственныемеждународные организации общей компе­тенции, деятельность которых затрагивает все сферы отношений - политическую, экономическую, культурнуюи т. д. (например, Организация Объединенных Наций);

-международные межправительственные организации специальной компетенции: объединения государств, деятельность которых за­трагивает одну из специальныхобластей межгосударственных от­ношений, например военно-политические организации, экономические организации (МВФ), организация ООН по вопро­сам культуры иобразования (ЮНЕСКО);

-открытые международные межправительственные организации - объединения государств, куда, принимают любое государство, от­вечающее требованиям членства в них (например, Всемирная ор­ганизация здравоохранения ибольшинство других международ­ных организаций);

-закрытые международные межправительственные организации- объединения государств, с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО);

-универсальные международные организации, предусматривающие
возможность членства вних для всех государств независимо от их региональной принадлежности (первой универсальной организацией была Лига Наций, сегодня такой организацией является ООН, а также специализированные организации и институты, входящие в ее систему);

- региональныемеждународные межправительственные организации -объединения государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств).

Компетенция международной ор­ганизации - это сфера ее предметной деятельности, опреде­ляемая полномочиями, которые даны государствами-участниками. Функции международных организаций могут быть регулирующими, контрольными, оперативными идр. А их компетенция ограничена до­говорными рамками, очерченными государствами-участниками в до­говорных документах.

Наряду с международными межправительственными организация­ми (ММПО) существуют и международные неправительствен­ные организации (МНПО). Отличия вторых от первых заключаются в том, что они создаются не представителями официальных государ­ственных структур, а частными лицами и общественными объедине­ниями нескольких государств. МНПО не являются субъектами меж­дународного права, что не мешает некоторым из них играть активную роль в современных международных отношениях.

По целям, составу участников, характеру деятельности выделяют разные виды МНПО и ММПО. Например, существуют религиозные МНПО (Экуменический совет церквей), спортивные (Международ­ная федерация футбола - ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалисти­ческий Интернационал, Международный демократический союз).

Степень вовлеченности МНПО в мировой политический процесс неодинакова. Организации политического характера непосредствен­но выступают в качестве субъектов мировой политики. Социалисти­ческий Интернационал участвует в решении многих международных проблем как через деятельность входящих в него партий на нацио­нальном уровне, так и прямо, вырабатывая и представляя свои пред­ложения на различных международных форумах. «Гринпис» и «Ме­ждународная амнистия» включаются в политическую деятельность не в силу своей природы, а из-за того, что сфера их деятельности не­избежно пересекается с политической сферой. Есть и неполитиче­ские МНПО, сознательно дистанцирующиеся от политики.

До настоящего времени большее значение для теории и практики междуна­родных отношений имеет не столько деятельность неправительствен­ных, сколько деятельность международных межправительственных организаций. Международная организация — это инструмент совместного ре­шения международных проблем, затрагивающих интересы несколь­ких государств или групп их граждан. Соответственно и субъектами этих организаций являются государства, их институты или объедине­ния граждан. В уставах организаций эти субъекты именуются члена­ми. Формально члены международной организации считаются равно­правными. Так, согласно ст. 3 Устава ООН, эта организация «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Уставы и устав­ные цели всех современных международных организаций должны со­ответствовать Уставу и целям ООН и членство в них должно основываться на равенстве.

Первоначально решения всех международных институтов прини­мались единогласно. Принцип консенсуса в деятельности этих ин­ститутов был продемонстрирован на Гаагской конференции 1899 г. Все ее решения приняты единогласно при некотором числе воздер­жавшихся. Но принцип консенсуса в дальнейшем оказался неработающим. Особенно негативно это сказалось в дея­тельности Лиги Наций, устав которой определил принцип единогла­сия при принятии решений. Поэтому Гаагская конференция 1930 г. установила принцип принятия решений «большинством голосов», которое варьировалось от простого большинства до трех четвертей в зависимости от важности принимаемых решений. Эти нормы закреплены в Уставе ООН и приняты другими международными институ­тами. Наиболее ответственные решения до сих пор принимаются пу­тем консенсуса с несколько иным содержанием. Так, для принятия решений в Совете Безопасности ООН требуется консенсус пяти его посто­янных членов. Почти во всех постоянных комиссиях реше­ния могут считаться принятыми при условии единогласия всех их членов.

Консенсус означает равноправие и равный вес голоса, но фактически никакого равенства не существует. О ка­ком суверенном равенстве государств может идти речь, если одни из государств - членов ООН заседают во всех ее руководящих органах, имеют возможность влиять на все принимаемые решения или ини­циировать принятие решений, а голос многих других государств мо­жет быть учтен только на Генеральной Ассамблее, решения которой имеют рекомендательный характер? Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности (СБ) обладает при вынесении решений Советом большим весом, чем все остальные государства - члены ООН, вме­сте взятые, поскольку они (каждый в отдельности) вправе наложить вето на волю даже подавляющего большинства стран, входящих в ООН.

Уставы многих международных организаций, провозглашая право их членов на равенство, закрепляют фактическое неравенство. Так, вес членов МВФ при принятии решений определяется размерами внесенных ими вкладов в финансы этой организации. Все государст­ва-члены имеют право вносить максимальную сумму, им это не за­прещено, но их реальный вес в организации будет определяться фак­тическим взносом. Эти взносы, а соответственно вес голоса ведущих 5 членов организации, серьезно отличаются друг от друга. В то же время 43 государства — члена МВФ вместе имеют около 1% голосов.

Определителями «веса голоса» могут стать и другие, поддающие­ся точному взвешиванию, факторы. Иногда число голосов для каж­дой страны устанавливается по соглашению сторон. Например, на совещаниях ЕС крупные страны имеют больше голосов, чем средние и малые. И здесь в качестве наглядного примера «веса голоса» может быть назван СБ ООН с его пятью постоянными и 10 непостоянными членами. Для принятия решений требуется его одобрение 9 членами СБ, в том числе и пятью постоянными членами. Если даже 14 членов СБ поддерживают решение, но против него выступает один из его посто­янных членов, решение не будет принято.

Правовая основа деятельности международной организации опре­деляется государствами-учредителями еще до ее создания. Однако постоянно меняющиеся условия жизни требуют приведения ее в со­ответствие с задачами дня. Это делается путем пересмотра уставов международных институтов или принятия к ним поправок. От кого бы ни исходила идея поправки и ее формулировка, вопрос этот мо­жет быть решен окончательно только специальной конференцией полномочных представителей всех государств-членов. Такая норма закреплена в ст. 109 Устава ООН и в ст. 236 ЕЭС и т. д. Согласно Уста­ву ООН, поправки к нему вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Это так на­зываемый законодательный принцип, или принцип конституцион­ного большинства.

Бывают случаи, когда государства - члены международных орга­низаций выступают против принятия тех или иных поправок и отка­зываются ратифицировать принятые поправки. В принципе, каждое государство суверенно в решении таких вопросов. Но, с другой сто­роны, не может считаться разумным и нормальным положение, когда одно или несколько государств стоят на пути абсолютного большин­ства при решении международных проблем и имеют возможность навязывать ему свою волю. Поэтому практика международных орга­низаций выработала разные варианты выхода из таких положений.

Во-первых, несогласные с желанием конституционного большин­ства государств решать те или иные проблемы с помощью междуна­родной организации должны или могут добровольно из нее выйти.

Во-вторых, государства - члены организации делают оговорки о том, что они не берут на себя новых обязательств, но в то же время не будут препятствовать другим государствам при реализации их воли.

В-третьих, государства могут быть исключены из международной организации за систематическое невыполнение своих уставных обя­зательств.

Деятельность любой организации требует определенных расхо­дов, а деятельность международных организаций - крупных расходов. Бюджет организации определяется руководящими органами и утверждается конференцией или ассамб­леей государств-членов. Расходы распределяются между всеми членами международной организации в виде взносов. Поскольку финансовые возможности государств неодинаковы, то они класси­фицируются по их платежеспособности. Для каждого класса уста­навливается свой размер взносов, причем само государство инфор­мирует организацию о том, в составе какого класса оно готово присоединиться к ней. Многие организации устанавливают фикси­рованные взносы в зависимости от уровня развития страны и ее материальных возможностей.

Согласно п. 161 правил процедур ООН, размеры взносов для каж­дой страны устанавливаются ежегодно на Генеральной Ассамблее. Член ООН, за которым числится задолженность по уплате денеж­ных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее. Впрочем, Генеральная Ас­самблея может разрешить такому члену участвовать в голо­совании, если она признает, что просрочка платежа произошла по уважительным причинам.

Таким образом, хотя правовые нормы жизнедея­тельности международных организаций сложились, считать их демократическими и справедливыми еще рано.

2. Возникновение, структура и принципы деятельности ООН. Первая мировая война усилила всеобщий интерес к идее всемирной организации, способ­ной исключить повторение подобного. Однако учрежденная на Па­рижской мирной конференции в апреле 1919 г. Лига Наций как первый универсальный институт по поддержанию мира и безопасно­сти оказалась не эффективной. Это произошло потому, что правящие круги ведущих европейских стран, вынужденные учредить этот ин­ститут по требованию своих народов, на самом деле не хотели иметь относительно самостоятельного центра мировой политики, решени­ям которого они обязаны были бы следовать.

Вторая мировая война по-новому поставила вопрос о всемирной организации по под­держанию мира. При обсуждении проекта Атлантической хартии (август 1941 г.) У. Черчилль предложил включить в нее пункт о со­вместном желании США и Англии учредить в будущем «широкую и постоянную систему всеобщей безопасности». Ф.Рузвельта считают автором слов «объединен­ные нации», ставших самыми популярными в мире после 1 января 1942 г. В этот день 26 стран антигитлеровской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций. В ней выражалась их твердая воля бороться с фашистской Германией и ее союзниками до безого­ворочной их капитуляции и не вступать с ними в сепаратные пере­говоры.

Общие контуры организации были очерчены в Декларации Московской конференции министров ино­странных дел Англии, СССР и США в октябре 1943 г. Главы правительств стран «Боль­шой тройки», собравшиеся в Тегеране в конце ноября того же года, одобрили эту декларацию и поручили своим внешнеполитическим ведомствам четче определить структуру, формы членства, руководящие органы, механизм принятия решений и контроля за их исполне­нием.

Эта задача была решена на конференции экспертов четырех стран (Англия, Китай, СССР и США) в пригороде Вашингтона Думбартон-Окс в августе-октябре 1944 г. Возникшие в Думбартон-Оксе разно­гласия и спорные вопросы были согласованы на Ялтинской конференции «Большой тройки» в феврале 1945 г. По­сле этого на конференции в Сан-Франциско (США) была оконча­тельно согласована Хартия (Устав) Организации Объединенных На­ций. Представители 51 страны единогласно приняли ее 25 июня 1945 г. В течение четырех месяцев Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств, в том числе и пятью постоянными членами Совета Безопасности, а в январе 1946 г. в Лондоне открылась первая сессия ее Генеральной Ассамблеи. В ее работе участвовали представители 51 государства. К началу работы в сентябре 2004 г. 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН членами ООН являлось уже 191 государство мира.

В преамбуле Устава ООН провозглашаются высокие цели Объ­единенных Наций:

- избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в ра­венство больших и малых наций;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права;

- содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жиз­ни при большей свободе, проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединять усилия народов для поддержания международного мира и безопасности;

- использовать исполнительные органы ООН для содействия эко­номическому и социальному прогрессу всех народов;

- поддерживать международный мир и безопасность, улаживать меж­дународные споры в соответствии с принципами справедливости и международного права.

Отношения между народами должны развиваться на основе ува­жения принципов равноправия, самоопределения народов и поощрения уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.

ООН рассматривается в качестве центра согласованных действий наций в достижении этих общих целей. Согласно ст. 2 Устава ООН, все ее члены обязаны действовать в соответствии со следующими принципами:

1. Организация основана на принципах суверенного равенства всех
ее членов.

2. Все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по
Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности
права и преимущества, вытекающие из принадлежности к членам
ООН.

3. Все члены ООН разрешают свои международные споры мирны­ми средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе между­народный мир, безопасность и справедливость.

4. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношени­ях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любо­го государства, так и другим образом, несовместимым с целями ООН.

5. Все члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех ее дейс­твиях, предпринятых в соответствии с ее Уставом, и воздержива­ются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудитель­ного характера.

6. Устав ООН ни в коей мере не дает ей право на вмешательство во
внутренние дела государств, за исключением случаев, когда с терри­тории этих государства исходит опасность всеобщему миру.

Членом ООН может стать любое государство, которое готово при­знать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Государство — член ООН, против которого предприняты превентив­ные меры, может быть решением Генеральной Ассамблеи лишено прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава ООН, может быть исключено из ООН по рекомендации Совета Безопасности. Однако примеров исключения какого-либо государства из ООН еще не было.

Структура руководящих органов ООН весьма сложна и противо­речива. Согласно ст. 7 Устава, ими являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Учредители ООН учли уроки Лиги Наций и за­ранее продумали структуру органов и процедуру принятия решений. Однако следует отметить, что они в свое время определялись конкретными условиями Второй мировой войны и целями, которые ставились учредителями в тех условиях, - не до­пустить возрождения Германии и Японии как милитаристских дер­жав. Другая цель организации заключалась в том, чтобы не допустить доминирования в ООН одной державы или группы держав, способ­ных навязать свою волю всему остальному миру. Отсюда - достаточ­но сложная, в какой-то степени не вполне логичная и дублирующая структура руководящих органов и недемократическая система голо­сования при принятии решений.

Формально высшим органом ООН является ее Генеральная Ас­самблея, состоящая из всех членов Организации. Согласно ст. 10 и 11 Устава, она «уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям лю­бого органа, за исключением Совета Безопасности, выносить рекомендации членам ООН или СБ по любым вопросам и делам». Она может обсуждать любые вопросы по поддержанию между­народного мира и безопасности (за исключением тех, которые вхо­дят в компетенцию СБ), предлагаемые любым государством мира, независимо от того, является оно членом ООН или не является, либо по предложению СБ.

Генеральная Ассамблея может передавать Совету Безопасности вопросы, по которым необходимо предпринимать практические действия и обратить его внимание на ситуации, представляющие угрозу международному миру. Когда какой-либо во­прос находится на рассмотрении СБ, Генеральная Ассамблея должна воздерживаться от каких-либо рекомендаций по нему, за исключени­ем случаев, когда сам СБ запросит ее об этом. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные доклады СБ и дру­гих органов ООН, осуществляет международные функции по опеке, утверждает бюджет ООН, проверяет бюджетные расходы ее специали­зированных учреждений. Решения Генераль­ной Ассамблеи имеют для членов ООН рекомендательный характер.

Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные сессии, начина­ющиеся традиционно в середине сентября, и на специальные сессии, созываемые в зависимости от обстоятельств по требованию СБ или большинства членов ООН. Она работает под руководством избираемого на каждой сессии пред­седателя. Каждое государство - член ООН имеет в Генеральной Ас­самблее 1 голос. Решения по важным вопросам (рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности, выборы непо­стоянных членов СБ и руководящих органов ООН, прием новых чле­нов, приостановление прав и привилегий членов ООН, исключение из ООН, вопросы об опеке и бюджете) принимаются большинством в две трети принявших участие в голосовании членов ООН, по остальным - простым большинством. Должники по взносам лиша­ются права голоса, если сумма долга превышает сумму взносов за 2 предыдущие года.

Первоначально Совет Безопасности ООН состоял из пяти постоянных членов - ведущих стран антигитлеровской коалиции (Великобритании, Ки­тая, СССР, США и Франции) и четырех переменных членов. По­следние избираются сроком на два года на основе принципа справед­ливого географического распределения. Позже число членов СБ было увеличено до 15 за счет непостоянных членов. Ст. 24 Устава ООН гласит, что для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СБ главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, СБ действует от их имени. Следующая статья еще более усиливает роль СБ: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоя­щим Уставом, подчиняться решениям СБ и выполнять их».

Каждый член СБ имеет 1 голос. Все вопросы, кроме процедур­ных, решаются большинством в 9 голосов, включая совпадающие го­лоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздерживаться от голосования. Любой член ООН может принять участие в работе СБ без права голоса при обсуждении вопроса, затрагивающего его интересы. Приглашаются принять участие в обсуждении спорных вопросов все связанные с ними страны независимо от того, являются они членами ООН или нет.

СБ может рассматривать любой спор или любую ситуацию, создающие угрозу международному миру и безопасности. На любом этапе обсуждения вопро­сов он вправе давать рекомендации по их разрешению, причем все вопросы юридического характера предварительно должны быть раз­решены Международным судом ООН. Чтобы предотвратить ухудше­ние ситуации, СБ еще до вынесения рекомендации, может потребо­вать от сторон спора выполнения временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. При этом Устав ООН предусмат­ривает, что рекомендуемые СБ меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Вначале рекомендуются меры, не связанные с использованием во­оруженных сил (полное или частичное прерывание экономических, транспортных, почтовых, телеграфных, радиосвязей, разрыв дипло­матических отношений). Если эти меры оказываются недостаточными, по решению СБ могут быть применены такие действия воздушны­ми, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходи­мыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статья 43 Устава, обязывает всех членов ООН представлять в рас­поряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые... вооружен­ные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, вклю­чая право прохода.

Все участники мирового политического процесса обязаны решать возникающие между ними споры мирными средствами - путем пере­говоров, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обра­щаясь к региональным организациям или иными средствами по сво­ему выбору.

Основным органом ООН по реализации социально-экономиче­ских и политических задач, а также по координации деятельности международных институтов в системе этой организации является Эко­номический и социальный совет (ЭКОСОС). Он должен содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в экономической,социальной областях, в области здраво­охранения; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ЭКОСОСсостоит из 54 членов, в том числе ипяти постоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Треть состава Совета обновляется ежегодно. Функции иполномочия ЭКОСОС определены ст. 62-66 Устава ООН. Это:

- проведение исследований исоставление докладов по международ­ным вопросам вобласти экономической, социальной, образования идругих, а также вынесение рекомендаций по этим вопросам Генеральной Ассамблее, отдельным членам ООН испециализированным учреждениям ООН;

- вынесение рекомендаций вцелях поощрения уважения и соблюдения прав человека иосновных свобод для всех;

- организация международных конференций и встреч по вопросам его компетенции;

- заключение соглашений с любыми международными института­ми по вопросам его компетенции;

- получение от специализированных учреждений и государств — членов ООН докладовомерах по реализации ими рекомендаций ООН ирешение других задач, которые будут возложены на него Генеральной Ассамблеей.

При создании ООН, одним из важных ее органов являлся Совет по опеке. Он призван был организовать управление территориями, находившимися в то времяпод мандатами Лиги Наций, а также от­торгнутыми от государств, потерпевших поражение во Второй миро­вой войне (Италии и Японии). Всего было образовано 11 подмандатных тер­риторий, распределенных между государствами-победительницами. СССР отказался участвовать в мандатной системе. За прошедшие после установления системы опеки годы все они, за исключением Палау (мандат США), обрели национальную независимость иреше­нием Совета Безопасности в1994 г. действие Договора о подопечных территориях было объявлено завершенным. 2000 г. был объявлен ООН годом конца существования колониальных и зависимых территорий в мире. Соответственно завершилась и миссия Совета по опеке.

Главным судебным органом Организации Объединенных Наций является Международный суд юстиции ООН. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства - члены ООН являются участниками Статута Международного суда. Ими могут стать и государства, не являющиеся членами ООН, но на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ас­самблеей по рекомендации СБ. Все участники Статута Международ­ного суда обязуются выполнять решения этого суда по тому делу, в котором являются стороной. Руководящие органы ООН могут запраши­вать от Международного суда консультативные заключения по любо­му юридическому вопросу в пределах их круга деятельности. Члены ООН вправе обращаться для разрешения разногласий между собой также к другим судам.

Административным органом ООН является Секретариат, состоящий из Генерального секрета­ря и необходимого персонала. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом ООН, назначаемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Со­вета Безопасности. В таком качестве он участвует в работе руководя­щих органов ООН и выполняет другие поручения, которые могут быть даны ему этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее еже­годный отчет о работе ООН.

Рабочими языками ООН являются английский, арабский, китай­ский, испанский, русский и французский.

В системе ООН функционируют многочисленные специальные организации, комиссии, комитеты и фонды, в том числе управления:

- Верховного комиссара по делам беженцев (Женева);

- Верховного комиссара ООН по правам человека (Женева);

- по вопросам космического пространства (Вена);

- по координации гуманитарной деятельности;

- по обслуживанию проектов (Нью-Йорк);

- по правовым вопросам, служб внутреннего надзора;

- по устойчивому развитию (Нью-Йорк).

ООН реализует международные программы: по контролю над наркотическими средствами, мировую продовольственную, по виру­су иммунодефицита человека, Программу развития ООН (ПРООН), по окружающей среде (ЮНEП).

Заметную роль в международной жизни играют Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (Рим), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

В системе институтов ООН функционируют центры по международной торговле и по населенным пунктам, а также экономические комиссии для каждого континента. Однако есть глобальные институты специальной компетенции, которые считают­ся специализированными учреждениями ООН:

1. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - Женева, Швейцария.

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - Женева, Швей­цария.

3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - Женева, Швейцария

4. Всемирный почтовый союз (ВИС) - Берн, Швейцария.

5. Международная морская организация (ИМО) - Лондон, Великобритания.

6. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) -
Монреаль, Канада.

7. Международная организация труда (МОТ) - Женева, Швейцария.

8. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) (МБРР) - Вашингтон, США.

9. Международный валютный фонд (МВФ) - Вашингтон, США.

10.Международный союз электросвязи (МСЭ) - Женева, Швейцария.

11. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) -Рим, Италия.

12. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО) - Париж, Франция.

13. Организация Объединенных Наций по промышленному разви­тию (ЮНИДО) - Вена, Австрия.

14. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объеди­ненных Наций (ФАО) - Рим, Италия.

Кроме вышеперечисленных специализированных организаций в систему ООН входят: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, Женева); Генеральное соглашение по тарифам и торгов­ле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА); Международное бюро по вопросам образования (Женева) и др.

3. ООН в современном мире. ООН сыграла более заметную роль в истории, чем ее предшест­венница Лига Наций. Большимдостижением стало само объединение всех народов мира и государств для обеспечения ме­ждународного мира ибезопасности. Безусловным прогрессом было признание принципа суверенного равенства всех государств и всеоб­щее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократилась роль тайной дипломатии, мир стал более открытым, а человечество - бо­лее информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководителей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими болями и тре­вогами, а жителям планеты - своевременно узнать, что в первую оче­редь тревожит человечество.

Все годы своего существования ООН и ее органы уделяли много внимания кодификации и прогрессивному развитию международного нрава. Было принято множество международных нормативных ак­тов, создавших прочную базу для регулирования межгосударствен­ных отношений в самых различных областях, особенно в сфере обес­печения всеобщего мира и безопасности.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содейст­вие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантического океа­нов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам инародам. В соответствии с ней более 60 бывших коло­ний получили государственную независимость истали членами ООН. Особенно значима роль ООН в выработке международного к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...