Тема 7. Право и мораль в международных отношениях
1. Роль и значение международного права Если исходить из классической трактовки понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно считать, что первые международно-правовые обычаи зародились еще в период первобытнообщинного строя. Если же толковать понятие "международное право" как право межгосударственное, то следует признать, что оно возникло одновременно с возникновением государственности. Именно с оформлением государства происходит становление и развитие международного права в современном понимании. Вопрос об источниках международного права связан с тем, что в отличие от государства, где есть законодательная власть, в международном праве такого центрального органа не существует. В настоящее время, согласно статье 38 Статута Международного Суда, источниками международного права являются: 1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; 2. международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы; общие принципы права,признанныецивилизованными нациями; 3. с оговоркой, указанной встатье 59 Статута, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Международное право позволяет уменьшить неопределенность в международной среде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право. Оба они регулируют правовую сферу, относящуюся к международной деятельности. При этом международное публичное, или просто международное, право призвано регулировать отношения, прежде всего между государствами. В «Дипломатическом словаре» оно и трактуется как «система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности». К международному частному праву относятся вопросы, связанные с взаимодействием на международной арене отдельных лиц, корпораций, неправительственных организаций и т.п. Оно регулирует международную торговлю, обмен международной информацией, международный туризм и другие подобные сферы деятельности.
В современном мире, как считает Дж. Т. Рурке, международное право лучше регулирует то, что относится к политике низкого уровня: торговлю, сотрудничество в экономике, технологиях, информации, туризм — сферу преимущественно международного частного права. Хуже обстоят дела в политике высокого уровня, т.е. в сфере международного публичного права. Когда затрагиваются жизненно важные интересы, указывает Дж. Т. Рурке, государства порой нарушают международные нормы. Однако, несмотря на это, в области безопасности международное право является важнейшим регулятором международных отношений. На базе существующих международных договоров ведутся новые переговоры. Международные договоры являются и одним из наиболее важных элементов формирования международных режимов в области безопасности. После подписания Вестфальского мира в международном праве центральное место занимает идея государственного (национального) суверенитета, означающая, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому, другие государства и иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства. Суверенитет является ключевым понятием в международном праве. В теоретическом плане он теснейшим образом связан с теорией политического реализма, отражающей представления о государственно-центристской модели мира.
Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Все они обладают одинаковыми правами. Данный принцип зафиксирован в статье п. 1 статьи 2 Устава ООН, где говорится: «Организация основана на принципе суверенного равенства ее членов». А в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970) в соответствии с Уставом ООН раскрывается содержание этого положения. Суверенитет лежит в основе и других принципов международного права - нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела. Кроме названных, к принципам международного права относятся также: принцип мирного разрешения международных споров; принцип неприменения силы или угрозы силы; принцип сотрудничества и др. Все они зафиксированы в Уставе ООН, упомянутой Декларации 1970 г. и других международных документах. Возможные споры между государствами должны разрешаться путем переговоров или юридических процедур. Согласно данным К. Холсти, в период с 1919 по 1986 г. было предпринято 168 попыток разрешить споры между государствами мирными средствами. Более того, после завершения Первой мировой войны в ряде случаев межгосударственные конфликты и споры были успешно разрешены. Разрешение споров на мировой арене может происходить либо путем переговоров и посреднических процедур с участием или без участия третьей стороны, либо путем судебных процедур. Международный Суд) былсоздан в 1945 г. как судебный орган ООН для разрешения возникающих и между государствами споров. Его местонахождение - Гаага, Нидерланды. Он состоит из 15 судей, которые избираются Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН абсолютным большинством голосов на девять лет. Каждые три года состав судей обновляется на одну треть. Порядок избрания судей предусматривает преемственность. Они могут быть из любой страны, которая является членом ООН, при этом все пять постоянных членов Совета Безопасности представлены судьями.
Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН могут запрашивать заключения Международного Суда, который приступает к рассмотрению спорных дел только при согласии на это государств – участников спора. Например, в 1992 г. был разрешен давний территориальный спор между Сальвадором и Гондурасом. Обе страны пытались решить этот вопрос, в том числе военными методами, а в 1986 г. обратились в Международный Суд, который и принял решения о принадлежности примерно двух третей спорной территории Гондурасу и одной трети - Сальвадору. Территориальные же воды были разделены между этими двумя странами и Никарагуа. Существует и ряд региональных международных судов. Один из них — Европейский Суд по правам человека при Совете Европы в Страсбурге. Он действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и рассматривает жалобы граждан стран-участниц в случае нарушения их прав. Международный военный трибунал былсоздан после окончания Второй мировой войны как международный судебный орган по преследованию и наказанию главных германских военных преступников. Судебный процесс над ними прошел в г. Нюрнберге (Германия) и получил название Нюрнбергского процесса. К ответственности были привлечены Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер и другие главные нацистские преступники. Из них 12 человек были приговорены к смертной казни, 7 человек -длительным срокам тюремного заключения. Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован на основе переговоров между союзными правительствами в январе 1946 г. Он заседал в Токио с мая 1946 по ноябрь 1948 г. (Токийский процесс). В трибунале были представлены 11 государств, в том числе СССР, США, Великобритания, Франция. В 1993 г. в соответствии с Резолюцией СБ ООН, в разгар войны в Боснии и Герцеговине, был учрежден Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии в Гааге. В Резолюции выражалась уверенность, что судебное преследование тех, кто виновен в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, поможет положить конец насилию на этой территории, которое угрожает миру и международной безопасности. Однако в последние годы трибунал демонстрирует явный дефицит объективности и выраженную антисербскую направленность.
Одним из последних международных судебных институтов стал Международный уголовный суд, учрежденный по результатам конференции ООН в Риме в 1998 г. и в задачи которого входит рассмотрение дел, связанных с геноцидом, нарушением прав человека и т.п. США не признали подсудность своих военнослужащих (как и любых граждан) этому суду. Международное право регулирует также дипломатическую деятельность. Оно определяет функции дипломатических представительств - посольств, миссий, которые являются расположенными за рубежом государственными органами внешних сношений. Согласно международным нормам, дипломаты, находясь в стране пребывания, пользуются дипломатическими привилегиями (рядом преимуществ и льгот) и иммунитетом (определенными изъятиями из-под юрисдикции страны пребывания). Это позволяет эффективно осуществлять деятельность без вмешательства со стороны государства, в котором они работают. Дипломатический иммунитет подразумевает, в частности, неприкосновенность служебных помещений представительств, жилищ, транспортных средств, а также личную неприкосновенность. Дипломаты освобождаются от уплаты налогов и не могут быть подвергнуты аресту. В случае совершения преступления дипломат обычно высылается домой или он может быть привлечен к уголовной ответственности, но только с согласия своей страны. Иногда в ситуации резкого обострения межгосударственных отношений перечисленные нормы нарушаются. Одним из наиболее крупных нарушений дипломатического иммунитета был захват в Тегеране американских дипломатов группой учащихся исламских школ в ноябре 1979 г. и содержание их более года в качестве заложников. Важнейший международный документ, в котором определены принципы и правовые нормы, регулирующие дипломатические отношения между странами, — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В ней определены порядок установления дипломатических отношений и классы дипломатических представительств, содержатся нормы, связанные с объявлением дипломата персоной нон грата, т.е. нежелательным лицом в данной стране, и т.п. В Венской конвенции приведены также описания дипломатических привилегий и иммунитета.
В течение XX столетия международное сообщество большое внимание уделяло законам и обычаям войны, т.е. нормам международного права, которые устанавливают права и обязанности воюющих государств в отношении порядка начала вооруженных действий, гражданского населения, военнопленных и т. д. Их назначение состоит в том, чтобы избежать наиболее жестоких действий во время вооруженных конфликтов, а также защитить мирное население. Здесь затрагиваются две большие группы вопросов. Первая связана с началом войны, вторая — с самим характером ее ведения, в том числе обращением с военнопленными, гражданским населением и т.п. Довольно подробно правовые аспекты начала вооруженных действий и правил ведения войны рассматривались на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. На них были приняты конвенции, касающиеся законов и обычаев войны. После Первой мировой войны вопрос об использовании вооруженной силы становится особо актуальным. В статье 16 Устава Лиги Наций говорится: «Если Член Лиги Наций прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав». Следующей важной попыткой предотвратить новую большую войну было заключение Пакта Бриана—Келлога. Весной 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к своему коллеге — государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить двустороннее соглашение, которое запрещало бы войну в качестве средства национальной политики. В ответ последовало предложение заключить договор на многосторонней основе. После этого в 1928 г. представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австрии, Новой Зеландии, Южноафриканского Союза, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии и Японии и был в Париже подписан Пакт. Чуть позднее к нему присоединился СССР, а к началу Второй мировой войны - более 60 государств. Пакт ставил вне закона развязывание войны, хотя и не подразумевал автоматических санкций в отношении агрессора. В то же время подписавшие его государства имели право на оборону. Инициаторы Пакта А. Бриан и Ф. Келлог были удостоены Нобелевской премии мира. Упомянутые документы и договоренности не позволили предотвратить развязывание Второй мировой войны. Но по ее окончании вопрос о разработке мер, которые препятствовали бы агрессии, заявил о себе с новой силой. Это находит отражение и в принятых документах. И, прежде всего в Уставе ООН, где в пункте 3 статьи 2, говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международной мир и безопасность и справедливость». Далее в пункте 4 данной статьи говорится о том, что все члены ООН «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом». В то же время статья 51 Устава ООН допускает право на самооборону. В ней сказано, что «настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации Объединенных Наций». А статья 39 предоставляет Совету Безопасности право определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Однако если статья 41 предусматривает меры, не связанные с использованием вооруженных сил, то статья 42 Устава ООН наделяет Совет Безопасности ООН правом «предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Для развития правовой сферы, связанной с законами и обычаями войны, важное значение имели Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные протоколы к ним 1977 г. Эти документы направлены на защиту раненых, больных, военнопленных, а также гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Участниками их разработки и реализации стали более 150 государств. Сегодня с особой остротой встает проблема, связанная с террористическими организациями, которые могут располагаться и действовать на территории целого ряда государств, а также правом применения силы при борьбе с терроризмом. Сложности здесь возникают и в связи с тем, что целый ряд понятий очень сложно поддается определению. Прежде всего, это относится к терроризму. Как уже отмечалось, то, что одни характеризуют как терроризм, другие считают борьбой за свободу. Поэтому все попытки дать четкое определение терроризма, в том числе в рамках ООН, оказывались безуспешными. Неопределенность понятия ведет и к трудностям при разработке правовой базы для борьбы с этой угрозой. Интересный вариант разрешения данной проблемы предлагает директор контртеррористического центра США Боаз Гарнор, полагая, что нормативный принцип, касающийся состояния войны между двумя государствами, может быть перенесен на конфликт между государством и неправительственными организациями. Он предлагает два феномена — «партизанская война» и «терроризм», в зависимости от того, что именно выступает в качестве объекта нападения — военные силы в случае партизанской войны или гражданские объекты при террористических актах. Очевидно, что цели партизан — военные, в то время как террористы преднамеренно атакует гражданское население. При таком различении,пишет Б. Гарнор, террористическая организация не сможет утверждать, что представляет собой движение «борьбы за свободу», служит национальному освобождению или какой-либо иной «высокой» цели. Несмотря на то, что декларируемое подается как «законное», организация, которая делает «мишенью» гражданские цели, является террористической по самой своей сути. В ходе исторического развития, усложнения международного взаимодействия развивалось и международное право. Тем не менее, одной из важнейших проблем, по мнению ряда исследователей в области мировой политики, был и остается вопрос применения правовых норм. В отличие от любого государства, где есть центральное правительство и правоохранительные органы, на мировой арене нет ни того, ни другого. По этой причине в Международном Суде рассматриваются в основном дела, имеющие второстепенное для мирового сообщества значение. Упоминавшееся разрешение территориального спора между Сальвадором и Гондурасом было, скорее, исключением. В международном праве отсутствуют также институты, которые занимаются законотворчеством. Поэтому некоторые исследователи говорят о том, что оно фактически фиксирует нормы, которым и без того следуют государства. Например, Стенли Хоффманн в связи с этим заметил, что «правила поведения» в международном праве становятся «правилами для поведения», имея в виду отдельные государства. И все же государства стараются следовать международным нормам, ожидая тех же действий от других. Так, во время Второй мировой войны и СССР и Германия, обладавшие химическим оружием, не стали его применять и действовали в соответствии с Женевским Протоколом 1925 г., опасаясь ответных действий со стороны противника, а также других государств, подписавших данный Протокол. Важным моментом является и международная репутация, которая самым непосредственным образом влияет на включенность государства в международное сотрудничество. Существует ответственность, закрепленная в международных договорах. Например, Устав ООН предусматривает ее за действия, связанные с нарушением международного мира и безопасности. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, обращается внимание на то, что каждое государство обязано добросовестно выполнять международные обязательства. Важной проблемой является возможное противоречие между международным правом и национальным законодательством. Обычно принято исходить из приоритета международного права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора. Однако принцип суверенитета позволяет ряду государств пренебрегать нормами международного права. Особенно в прошлом, когда, согласно Вестфальским договоренностям, было предусмотрено божественное или священное право королей. В результате простые люди оказывались беззащитными перед возможным террором со стороны властных структур. Хотя и сегодня, при диктаторских режимах, граждане могут преследоваться за свои убеждения, а права человека нарушаться. Поскольку международное право не регулирует внутреннее законодательство, то к такому государству могут применяться лишь политические и экономические меры воздействия, включая принятие резолюций ООН, осуждающих политический режим, который ограничивает права тех или иных групп (например, так было в случае режима апартеида в Южной Африке и т.п.), могут быть использованы и санкции. В связи с этим Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в обращении 1999 г. к Генеральной Ассамблее ООН высказался за пересмотр понятия суверенитета, а также национальных интересов, заявив, что в традиционном понимании они не позволяют избежать гуманитарных катастроф. Права человека, принцип самоопределения народов и наций, с одной стороны, и сохранение суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела, с другой — наиболее дискутируемые в настоящее время вопросы, выходящие за рамки правовых проблем. Наиболее явно это проявилось в конфликте в Косове. Западные страны исходили из требований соблюдения прав человека, а потому и необходимости гуманитарного вмешательства. При этом в качестве аргумента приводилась, в частности, ссылка на статью 55 Устава ООН, где говорится о содействии этой международной организации «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», а также статью 56, в которой сказано, что государства - члены ООН «обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Защиту прав человека предполагает и Всеобщая декларация прав человека от декабря 1948 г. В то же время, например, официальная российская позиция заключалась в необходимости соблюдения национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства. Этот ключевой в международном праве принцип также содержится в Уставе ООН. Кроме того, аргументация строилась на том, что в противном случае мы ступаем на крайний зыбкий путь, где грани между агрессией и гуманитарным вмешательством оказываются размытыми. Под предлогом последнего может совершиться и вторжение на территорию другого государства. Спорным является и вопрос относительно степени возможного гуманитарного воздействия на другую страну. Одно дело - помощь медикаментами, продуктами питания в случае гуманитарной катастрофы, и совсем другое - введение вооруженных сил на территорию государства без его согласия. Все эти вопросы пока остаются нерешенными, вызывая многочисленные дискуссии специалистов по праву, международным отношениям, государственных деятелей и политиков. Наконец, еще одна важная проблема. С момента подписания Вестфальского мира, государства были субъектами международного права. И это хорошо отражало реалии того времени. Но сегодня все более активно действуют на мировой арене другие акторы. Причем негосударственные, прежде всего ТНК, которые обладают огромными финансовыми средствами и политическим влиянием. В связи с этим одна из точек зрения сводится к тому, что они должны быть наделены международной правосубъектностью. Противоположная позиция состоит в том, что делать это не следует. Ю. М. Колосов, например, аргументирует ее так. «Если признать субъектом международного права только то образование, которое способно участвовать в межгосударственных отношениях, придется согласиться с тем, что никакая компания не обладает присущими государству качествами, а потому не способна участвовать в таких отношениях. Заключаемые между государствами и компаниями договоры - это не межгосударственные соглашения, а гражданские сделки, которые относятся к сфере гражданского (международного частного) права». Эти и многие другие проблемы отнюдь не умаляют роль международного права в современном мире, но указывают на наиболее сложные и дискуссионные вопросы. Международное право, как и любая другая сфера, развивается. Например, в конце XX столетия в связи с расширением взаимодействия между государствами в области культуры, образования, науки бурное развитие получило гуманитарное право. Европейская интеграция привела к формированию европейского права, в котором особое внимание уделяется вопросам его отношений с национальным правом государств—членов ЕС и с международным правом. Дискуссионным остается вопрос по каким путям будет развиваться международное право, а главное - как реагировать на изменения, которые сегодня претерпевает политическая структура мира? В. М. Кулагин пишет, что «если согласиться с наличием в нынешней политике изменений качественного характера, то логично предположить и не менее радикальные изменения в своде правил, регулирующих поведение участников политического взаимодействия». И в самом деле, в начале XXI в. становится сложно действовать в жестких рамках, в том числе и правовых, классической Вестфальской модели мира. Международное право остается важнейшим инструментом обеспечения стабильности и справедливости международных отношений. Поэтому все отчетливее вырисовывается необходимость принятия решений по целому комплексу вопросов, с тем чтобы, с одной стороны, сохранить все положительное в нем, наработанное в течение столетий, а с другой - учесть качественные изменения, появившиеся в политической структуре мира за последние десятилетия. 2. Моральные аспекты международных отношений Мораль в мировой политике подразумевает оценку тех или иных действий на мировой арене с точки зрения того, насколько это хорошо или плохо, правильно или неправильно, нравственно или безнравственно. Само понятие «мораль» происходит от латинского слова mores, означающего применение чего-либо на основе общепринятого - общих ценностей и традиций. Перед политиками всегда возникали вопросы морали, но ответы на них давались различные. Так, в «Мелосском диалоге» Фукидида афиняне связывают мораль с силой - слабый должен принять то, что ему навязывает сильный. Этот постулат в дальнейшем был воспринят реалистической традицией в международных отношениях. С моральными проблемами политики сталкиваются на каждом шагу и сегодня, начиная с продажи оружия и заканчивая организацией помощи наиболее бедным странам. В последнем случае возникает вопрос: не окажется ли эта помощь в руках политической элиты, а наименее защищенные слои населения будут ее лишены, или - не будут ли подобные действия служить основой для развития иждивенческих настроений? Проблема морали довольно часто встречается в риторике политических и общественных деятелей. Нередко это имеет политическую подоплеку. Например, обращение к моральным аспектам политики постоянно прослеживалось в эпоху холодной войны. Если одним из отцов-основателей международного права принято считать Г. Гроция, то этические начала современной мировой политики во многом были заложены И. Кантом. Философ исходил из того, что участники социального взаимодействия (и государства в том числе) изначально, по самой своей природе, ориентированы на сотрудничество для получения взаимной выгоды. При этом они могут сотрудничать лишь, уважая интересы и намерения друг друга. В этом случае им нет необходимости создавать некие властные структуры, которые их принуждали бы работать по правилам. Этими идеями руководствовались первые исследователи и практики, принадлежащие к школе политического идеализма. Представления И. Канта легли в основу идеи создания международных организаций. Предполагалось, что сотрудничество во имя общих целей будет закрепляться в последующем и такое поведение станет привычным. Универсальны или обусловлены культурными особенностями моральные нормы? При ответе на этот вопрос существует два подхода. Первый исходит из невозможности сформулировать общие для всего человечества моральные принципы. Этот подход к морали в мировой политике называется релятивистским. Как пишут П. Р. Виотти и М. В. Кауппи, моральные оценки тех или иных действий в этом случае могут быть даны только в контексте определенной культуры. Представители данного направления отрицают существование универсальных морально-этических норм и правил. Они подчеркивают, что моральные принципы во многом обусловлены культурой и историей. Например, широко принятые в настоящее время представления о том, что демократия - это хорошо, а дискриминация по национальному, гендерному и прочим признакам – плохо, стали действительно таковыми лишь в XX столетии. На их основе принимались многие решения. В то же время другие моральные принципы еще не стали общепризнанными. Это касается, например, уничтожения биологических видов. Многие видят в уменьшении разнообразия живущих на Земле биологических видов проблему экономическую (например, для фармакологической промышленности), а не моральный ее аспект. Противоположная позиция у тех, кто полагает, что существуют универсальные общечеловеческие нормы. К ним относятся, в частности, представители либеральной школы. Американскийисследователь Марк Р. Амстуц, говоря об универсальности моральных норм в мировой политике, подчеркивает тот факт, что базовые представления едины для всех народов, и ссылается на категорический императив И. Канта: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого». Веберовское различение «этики убеждений», основанной на вечных ценностях, и «этики ответственности», исходящей из важности последствий политических действий, имеет непосредственное отношение к вопросам морали в мировой политике. Если представители первого направления полагают, что цели и средства, используемые на международной арене, должны быть моральными, то приверженцы второго подчеркивают лишь необходимость того, чтобы моральному критерию отвечал конечный результат. Например, Дж. Най исходит из того, что внешняя политика, основанная на моральных принципах, должна учитывать цели, средства и результаты предпринимаемых шагов. В рамках первого направления сложности возникают, когда последствия предпринятых на мировой арене с самыми добрыми намерениями действий оказываются аморальными. Сам М. Вебер предлагал смириться с тем, что могут использоваться не совсем чистые средства. Но и второй подход, ориентированный на оценку конечного результата, не является бесспорным. Последствия порой оказываются противоречивыми. Так, нередко экономическая выгода от реализации того или иного проекта (например, строительства гидроэлектростанции) вступает в противоречие с вредом, наносимым природе. Найти ответ в разрешении данной дилеммы весьма непросто. Даже когда эксперты приходят к согласию по фактической стороне дела, они нередко расходятся в моральных оценках проблемы. Другим примером неоднозначности конечного результата, вызывающим дискуссии относительно моральных аспектов, может быть вопрос об использовании ядерного оружия с более точным наведением. Казалось бы, оно и рациональнее, поскольку позволяет сократить потери среди мирного населения. Однако при этом совокупный эффект (в том числе экологические, отдаленные последствия заражения территории радиацией и т.п.), а также сам факт применения ядерного оружия, который во многом снимает моральную ответственность за нанесение ответного удара, делают возможность его использования с моральной точки зрения крайне уязвимой. М. Р. Амстуц выделяет три основные моральные традиции в международных отношениях и мировой политике: Скептицизм в отношении морали связан с политическим реализмом. Эта традиция, в отличие от цинизма, не отрицает наличия на мировой арене моральных принципов. Ее представители настаивают на том, что в мире не существует единых стандартов в отношении морали. Государства должны руководствоваться своими национальными интересами, действуя при этом из соображений прагматизма и благоразумности, а политические деятели — исходить из принципа рациональности, просчитывая возможные последствия своих шагов. Этой традиции придерживались, в частности, бывший государственный секретарь США Д. Ачисон, известный американский дипломат и исследователь Дж. Кеннан и др. Космополитизм наиболее тесно связан с кантовской традицией. Он основывается на убеждении о существовании в мире единой универсальной морали. Причем роли морали в мировой политике придается большое значение. Одним из наиболее яркихпредставителей космополитической традиции был президент СШ А Вудро Вильсон. Сторонником этих взглядов был такжепрезидент США Дж. Картер. Для представителей этой традиции моральнымдолгом является борьба за права человека. В рамках этой традиции считается аморально защищать национальные интересы в ущерб правам человека. Поэтому поддерживаются акты, связанные с гуманитарной интервенцией ради защиты прав человека. Коммунитаризм, как и космополитизм, исходит из представлений о существовании таких единых моральных норм и традиций, как равенство, экономическое процветание и т. п. Политические деятели должны руководствоваться и национальными интересами, и соображениями морали. Представители этой традиции подчеркивают сложность любой ситуации, складывающейся на мировой арене. Поэтому считают, что не существует простых и однозначных решений. Проблемы морали в мировой политике особенно остро стоят в ситуации вооруженного конфликта. М. Николсон приводит пример так называемого морального парадокса. Он пишет, что убийство практически в любом обществе рассматривается как одно из тягчайших преступлений, часто карающееся смертной казнью, а убийство противника во время войны - как доблесть. Моральные установки, основанные на отрицании любой войны, получили название пацифизма (лат.: pacificus - миротворческий), а движения, исповедующие подобные взгляды - пацифистских. Своими корнями он уходит в период раннего христианства и отвергает использование любых насильственных методов. Пацифистских взглядов придерживались Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди и целый ряд других политических и общественных деятелей. Во многом противоположны этим моральные принципы в отношении войны у тех, кто полагает, что любые вооруженные действия в интересах государства допустимы и поэтому могут быть оправданными. Они исходят из реалистических представлений о роли государства. Причем история знает немало случаев, когда давались указания об уничтожении целых населенных пунктов только на том основании, что там среди мирного населения могли быть вооруженные противники. Некое «срединное» положение между этими двумя точками зрения, как пишут Б. Рассеет, X. Старр и Д. Кинселла, занимают те, кто полагает, что применение оружия является морально допустимым средством в политике. Они исходят из коммунитаризма и считают, что, во-первых, все зависит от причин использования оружия. Например, одно дело - самооборона, другое- завоевание. Во-вторых, важно, как ведется война: страдает ли мирное население, как обращаются с военнопленными и т.п. Литература: 18, 27, 40, 42, 43, 47, 50, 54, 63, 65, 69, 70 Контрольные вопросы: 1. В чем совпадают и в чем расходятся международное право и мораль? 2. Какова роль понятия «суверенитет» в международном праве? 3. Что такое «законы и обычаи войны», и какими международными документами они регулируются? 4. В чем состоит правовое регулирование деятельности дипломатических представительств за рубежом? 5. Каковы основные особенности космополитизма, коммунитаризма и скептицизма в области морали? 6. Какие моральные подходы существуют в отношении использования военной силы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|