Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Отношения России со странами Африки и Латинской Америки




1. Россия и Африка. Африка долгое время находилась под колониальным господством ев­ропейских стран. На Берлинской конференции 1885 г. Англия, Бель­гия, Испания, Португалия и Франция договорились о «дружеском дележе» между ними территории Западной Африки. В 1890 г. анало­гичным образом Англия, Италия и Германия поделили между собой земли Восточной Африки. Россия непосредственно в этих дележах, а также в эксплуатации Африки не участвовала, разве лишь дипло­матически поддерживая притязания той или иной дружественной ей в данный момент страны. Однако интерес русского народа к Африке, ее географии и культуре всегда был высоким. Российские исследова­тели путешествовали по Африке, изучая ее природу и культуру, рус­ские врачи оказывали помощь в борьбе с болезнями.

Интерес России к судьбам колониальных и зависимых народов усилился после Октябрьской революции 1917 г., которая оказала огромное влияние на национально-освободительную борьбу во мно­гих регионах мира. Этому в значительной степени способствовали уже первые правовые акты новой власти, в частности Декларация прав народов России, принятая 2 (15) ноября 1917 г. Этот документ провозглашал равенство и суверенитет всех народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех национальных и националь­но-религиозных привилегий и ограничений, а также свободное разви­тие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Декларация провозглашала также свободу и ра­венство всех народов мира.

В 20-30-х гг. XX в. перед СССР стояли прежде всего задачи внут­реннего социально-экономического развития, а внешнеполитическая деятельность ограничивалась в основном евразийским континентом. В то же время советские дипломаты обращали внимание на процес­сы, происходящие в других частях мира, включая и Африку. Когда Италия вторглась в Абиссинию (ныне Эфиопия) в октябре 1935 г., Советский Союз как постоянный член Совета Лиги Наций потребо­вал принудить правительство Муссолини положить конец агрессии против государства — члена Лиги Наций, применив против него эко­номические санкции. В ноте итальянскому правительству от 22 но­ября 1935 г. советское правительство решительно осудило агрессию и потребовало прекратить ее. Лига Наций ввела некоторые санкции против агрессора. Однако не все страны мира присоединились к этим санкциям. Италия не прекратила агрессию, и Абиссиния была окку­пирована ею.

После Второй мировой войны политика СССР на африканском континенте значительно активизировалась. Еще на Московской кон­ференции министров иностранных дел, состоявшейся в 1943 г., по инициативе СССР был провозглашен принцип суверенного равенст­ва всех народов, включенный позже в Устав ООН. Народы Азии уже завоевали независимость, и Африка оставалась последним колони­альным континентом. Но в конце 1950-х гг. движение за политиче­скую независимость усилилось и здесь. Вслед за Эфиопией, Египтом, Либерией и ЮАР, восстановившими свой суверенитет и получившими его ранее, государственную независимость обрели Ливия (1951), Су­дан (1956), Тунис (1956), Марокко (1956), Гана (1957), Гвинея (1958). В течение только 1960 г. независимость обрели еще 17 госу­дарств Африки.

СССР заключил договоры и соглашения об экономическом и куль­турном сотрудничестве с Египтом (ОАР), Эфиопией, Ганой, Гвинеей, Мали, Сомали, Алжиром, Танзанией, Мадагаскаром (Малагасийской Республикой) и другими странами континента. Сотни промышлен­ных предприятий в этих странах были построены с участием СССР. Тысячи ученых, педагогов, врачей, строителей помогали народам, от­сталым не только экономически, но и в других областях, налаживать системы образования и здравоохранения, готовить свои националь­ные кадры. Тысячи африканцев получили возможность учиться в со­ветских вузах. Особо тесные отношения складывались между СССР и странами, лидеры которых выступали с позиций панафриканизма и антиколониализма (Гана, Мали, Гвинея, Сомали, Эфиопия и др.). Однако почти во всех этих странах так называемые национально-де­мократические режимы свергались их противниками, после чего ме­нялась и внешнеполитическая ориентация новых властей. Вчерашние друзья превращались в недругов, и дипломатические и иные отноше­ния с ними прерывались или сводились к минимуму. Такие же госу­дарственные перевороты происходили и в странах с политическими режимами, ориентированными на Запад. В этих случаях СССР из вчерашнего недруга превращался в друга. Поскольку в 1960-1970-х гг. государственные перевороты были частым явлением в молодых го­сударствах, и СССР, и страны Запада стремились извлекать из про­исходящих процессов определенные политические и идеологические выгоды для себя. Под эти процессы подводилась и соответствующая теоретическая база. Школы исследователей так называемых некапи­талистического и демократического путей развития, сложившиеся в СССР и на Западе, «направляли» почти каждую страну после свер­жения в ней прозападного или ориентированного на СССР режима по соответствующему пути, хотя они при этом продолжали оставать­ся не только диктаторскими, но и нередко антикоммунистическими и антидемократическими. Принципиальность и последовательность при этом приносились в жертву сиюминутным тактическим интересам. Исходили из принципа: «Враг моего врага - мой друг», но нередко друзья оказывались весьма сомнительными. Так советское руководство поступило, скажем, когда сотрудничало с кровавым диктаторским ре­жимом Иди Амина в Уганде, а страны Запада - с режимом Бокассы в Центрально-Африканской империи, который, как выяснилось по­сле его свержения, был людоедом. В холодильнике «императора» об­наружили еще не съеденные части тел его политических противни­ков.

Не вполне последовательной была политика СССР и в районе Восточного Рога Африки. Долгое время он активно сотрудничал с Эфиопией, а еще активнее - с Сомали. Однако после свержения в Эфиопии монархии отношения с новым режимом стали более тес­ными. Это позволяло СССР выступить эффективным посредником в урегулировании пограничных споров между Эфиопией и Сомали и не допустить дело до кровопролитного конфликта между его друзь­ями. Однако сделать этого СССР не удалось, а когда между двумя дружественными ему странами началась война, ведшаяся с обеих сто­рон с использованием советской военной техники, симпатии совет­ских властей оказались на стороне Эфиопии. Это тем более странно, что правительство Эфиопии вело продолжительную борьбу с насе­лением тогда еще собственной провинции Эритреи, боровшимся за реализацию своего, провозглашенного в Декларации ООН 1960 г., права на самоопределение. В конце концов Эритрея стала самостоя­тельным государством, в Эфиопии произошел очередной государст­венный переворот, а влияние СССР и затем России в регионе све­лось к нулю.

Более позитивной и эффективной была политика Советского Сою­за в области борьбы с апартеидом и расизмом на континенте.

Оплотами расизма в Африке были ЮАР, Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне Намибия), оккупирован­ная в то время Южно-Африканской Республикой. Власть в этих стра­нах оказалась в руках белых поселенцев, которые установили раси­стские режимы. Вопрос о необходимости прекращения расистской политики в этих странах, а также в отношении всего цветного насе­ления неоднократно поднимался лидерами освободительного движе­ния и Организацией африканского единства (ОАЕ) в ООН и в ее ко­митетах. СССР не только поддерживал борьбу с расизмом, но и сам неоднократно выступал инициатором разработки и обсуждения в ООН деклараций и резолюций, осуждающих расизм и апартеид.

Наиболее уродливым проявлением расизма являлся апартеид (от слова языка африкаанс apartheid — раздельное проживание, т. е. изо­ляция чернокожего населения от светлокожего). По инициативе аф­риканских и социалистических стран Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 г. международную конвенцию «О подавлении и нака­зании преступлений апартеида». В ней апартеид квалифицирован как преступление против человечности, составляющее серьезную угрозу международному миру и безопасности. Объявлены преступными все организации, учреждения и индивидуумы, которые совершают пре­ступление апартеида. К преступлению апартеида конвенция относит все бесчеловечные действия, совершаемые с целью установить и под­держать господство одной расовой группы над любой другой расо­вой группой, систематически угнетая их. Ими являются:

а) отрицание за членами расовой группы права на жизнь и свободу
человека путем убийства участников расовой группы или групп,
причинения участникам расовой группы серьезного физического
или умственного вреда, посягательства на их свободы или достоинство, произвольного задержания и незаконного ареста участни­ков расовой группы или групп;

б) преднамеренное создание группе условий существования, направ­ленных на ее физическое уничтожение целиком или частично;

в) любые законодательные и другие меры с целью исключения расовой группы из политической, социальной, экономической и культурной жизни страны и создания условий, лишающих ее членов основных прав и свобод человека, в том числе права на работу, на образование, права на ассоциации, права на свободное перемеще­ние и выбор местожительства и др.

Расовая дискриминация и апартеид пагубно сказались во всех об­ластях общественной жизни. С целью преодоления их последствий по инициативе африканских стран и СССР Генеральная конферен­ция ЮНЕСКО приняла 27 ноября 1978 г. декларацию «О расах и ра­совых предрассудках».

К сожалению, ни международные соглашения, ни всемирные кон­ференции против расизма и расовой дискриминации не изменили сколько-нибудь серьезно положение дел в данной области. Даже Ге­неральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей ре­золюции 52/111 вынуждена была выразить сожаление о том, что, не­смотря на усилия, предпринятые международным сообществом на различных уровнях, проявления расизма, расовой дискриминации, ненависти ко всему иностранному и связанная с ними нетерпимость не только не были уничтожены, но даже усилились. Более того, по­явились новые их проявления в форме пропаганды расизма и ксено­фобии через Интернет.

Общественный прогресс, интернационализация международной жизни, рост образованности населения мира и его жизненного уров­ня не только не ведут автоматически к исчезновению расовых пред­рассудков и расовой дискриминации, но и нередко порождают новые формы их проявления. Вопросы об эффективных путях борьбы с ними обсуждались на Международной конференции ООН «Против расиз­ма, расовой дискриминации, ненависти к иностранному и связанной с ними нетерпимости» (Дурбан, 31 августа -7 сентября 2001 г.). «Расизм - это болезнь ума и души, которая убила намного больше людей, чем некоторые болезни тела, и дегуманизировала все, к чему она коснулось», — не без оснований сказал видный деятель освобо­дительного движения в Африке и экс-президент ЮАР Нельсон Мандела при открытии этой конференции 31 августа 2001 г.

СССР и его союзники оказали определяющее влияние и на борь­бу за независимость народов Анголы, Мозамбика, Зимбабве, Нами­бии, а также на формирование их политических режимов.

Противостояние Запада и Востока, США и СССР во всем мире своеобразно повторялось и на африканском континенте. Это имело как негативные, так и позитивные последствия для самой Африки и ее народов. Ускорились не только поляризация африканских обществ, но и их экономическое развитие, рост жизненного уровня населения. Народы Африки впервые получили возможность стать активными участниками мировой политики. Независимые государства Африки стали ядром движения неприсоединения и Группы 77, сыгравших важную роль в определении политики ООН и других международных институтов в последующие годы. Это они сформулировали пять принципов мирного сосуществования, стали инициаторами приня­тия в мае 1974 г. Программы действий по установлению нового эко­номического порядка. Это они требовали расширения возможностей развития отсталых стран путем увеличения процента от националь­ного дохода развитых стран, выделяемого в помощь развивающимся странам, расширения их представительства в специализированных учреждениях ООН, защиты окружающей среды и многого другого.

После распада СССР, переживающая глубокий внутренний кри­зис, Россия снизила уровень активности своей политики на других континентах. Соответственно прекратилось соперничество великих держав, а вместе с тем и необходимость привлечения развивающихся стран на сторону того или иного блока. Как отмечал Генеральный секретарь ООН, Африку после окончания холодной войны практи­чески бросили на произвол судьбы, прекратилась или сократилась экономическая и финансовая помощь африканским странам. Но да­же та помощь, которая была оказана, не привела к позитивным сдви­гам на континенте.

По оценке ООН, «техническая помощь» странам Африки в 1960-1980-х гг. оказалась не только не эффективной, но даже вредной для Африки. Первоначально она была задумана «как средство уменьше­ния разрыва в техническом потенциале промышленно развитых и развивающихся стран путем ускорения процесса передачи знаний, навыков и опыта, а тем самым и развития национального потенциа­ла. В некоторых случаях эта цель была достигнута, однако во многих других случаях оказание технической помощи имело диаметрально противоположный эффект: не раскрывало национальный потенциал, а, напротив, сдерживало его развитие.

В итоге экономика современной Африки осталась примерно на том же самом уровне, что и 40 лет назад, а численность населения резко возросла. Так, экономический рост в 1990-х гг. в Африке со­ставлял в среднем 2,1% в год, в то время как прирост населения — 2,8%. За период с 1977 по 2002 г. среднедушевое потребление здесь со­кратилось на 20%. К началу XXI в. внешняя задолженность стран Африки превышала в общей сложности 500 млрд. долл. США. Только лишь, обслуживание этого долга в полном объеме потребовало бы от африканских стран перечисления донорам и внешним коммерче­ским кредиторам более 60% (86,3 млрд. долл. США) получаемых ими экспортных поступлений в объеме примерно 142-145 млрд. долл. США.

После распада СССР новая Россия, проводя внешнюю политику, уделяла недостаточно внимания африканскому направлению. Было ограничено даже дипломатическое присутствие на этом континенте. Многие посольства и консульства закрылись, а российские диплома­ты перешли на так называемый кустовой метод работы, когда одно дипломатическое представительство обслуживает несколько сосед­них государств. Резко сократились торгово-экономические и другие связи со странами африканского континента. Со временем ситуация стала меняться. Активизировалось сотрудничество по политическим вопросам. Россия приветствовала создание на основе Организации африканского единства Африканского союза, призванного вывести взаимодействие африканских государств на более высокий уровень. В последние годы с официальными визитами Россию посетили ли­деры таких африканских стран, как Нигерия, Габон, Гвинея, Эфио­пия. В 2002 г. состоялся первый в истории России визит председателя российского правительства на африканский континент, в ходе кото­рого он посетил Эфиопию, ЮАР и Танзанию.

В Африке у России есть серьезные экономические интересы. Это перспективный рынок сбыта для российских товаров, источник цен­ного и редкого сырья для промышленности. Африка потенциально привлекательна и для инвестиционного сотрудничества. Если в со­ветское время экономические отношения с Африкой строились ис­ключительно по государственным каналам, то сегодня в них активно участвуют крупные частные российские компании. Акционерная ком­пания «Алроса» участвует, например, в разработке алмазного место­рождения «Катока» в Анголе, ОАО «Русский алюминий» разрабаты­вает месторождение бокситов в Гвинее, ОАО «Норильский никель» приобрел крупный пакет акций южноафриканской золотодобывающей компании «Голд Филдз». Общий объем торговли России со страна­ми Африки превысил 800 млн долл. в год, хотя эта цифра невелика, если принимать во внимание потенциальные возможности сторон.

Кроме традиционных торгово-экономических связей между Рос­сией и Африкой существуют и иные отношения. В последние годы развивается сотрудничество с Нигерией и Южно-Африканской рес­публикой в исследовании космического пространства. Россия при­нимает участие в миротворческих операциях, осуществляющихся под эгидой ООН, в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритреи, Кот-д'Ивуаре и других странах. Российская Федерация оказывает гуманитарную помощь жертвам сти­хийных бедствий и вооруженных конфликтов на африканском кон­тиненте. В ряде стран Африки работают российские врачи. Продол­жается сотрудничество между Россией и африканскими странами в области образования. В российских вузах кроме африканских сту­дентов, обучающихся на контрактной основе, учатся и те студенты из Африки, кто получают стипендии от российского государства. В аф­риканских же странах продолжают работать преподаватели из Рос­сии.

Учитывая бедственное положение большинства африканских стран, Россия вместе с другими странами «Большой восьмерки» приняла решение об облегчении их долгового бремени. Выполняя эти реше­ния, российское правительство в 1998-2002 гг. списало задолжен­ность беднейших государств Африки на сумму более 11 млрд. долл. Хотя африканское направление и не относится сегодня к числу при­оритетов российской внешней политики, отношения России с государ­ствами Африки имеют немаловажное значение как для нашей страны, так и для этих государств.

2. Россия и Латинская Америка. Народы Латинской Америки в течение более трех веков находились в колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились Англия, Голландия и Франция. Самостоятель­ными субъектами международной политики они становятся только в начале XIX в., после начала войны за независимость и образования здесь суверенных государств. Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне успешно. Вер­ная принципам легитимизма, провозглашенным Священным союзом в 1815 г., Россия отказывалась признавать независимость молодых американских республик, «восставших против своих монархов», и да­же принимать их дипломатические миссии. Священный союз, душой которого являлся русский император, планировал помочь монарху Испании восстановить его власть над восставшими колониальными владениями путем организации интервенции. Но этому воспрепят­ствовали США, решительно потребовав от европейских держав не вмешиваться в дела стран Западного полушария (доктрина Монро). Однако демократическая общественность России, особенно интел­лигенция, живо интересовалась событиями на далеком континенте. Некоторые контакты были установлены с Бразилией, где сохранялся монархический режим правления во главе с сыном короля Порту­галии Педро.

Постепенно дипломатические и экономические отношения нача­ли складываться и с другими странами. Мексика приняла участие в работе Международной конференции в Гааге в 1899 г., собравшейся по приглашению министра иностранных дел России М. Муравьева. В работе Гаагской конференции 1907 г. участвовало уже больше ла­тиноамериканских государств.

Вторая мировая война способствовала сближению России и стран Латинской Америки. Девять государств континента (Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого начала стали участниками антигитлеровской коалиции и подписали Декларацию Объединен­ных Наций 1 января 1942 г. Позже к ним присоединились еще десять государств Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Боливия, Ко­лумбия, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай). После окончания войны активные экономические отношения начали скла­дываться между СССР, с одной стороны, и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили — с другой. А Уругвай стал первой страной, с которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946).

Начало холодной войны не могло не сказаться на отношениях меж­ду странами Латинской Америки и СССР. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так на­зываемый Межамериканский пакт, или Межамериканский договор о взаимной помощи, а еще через год была учреждена Организация американских государств (ОАГ). Среди множества целей и Межаме­риканского пакта, и ОАГ числилась совместная борьба с коммуни­стической угрозой на континенте. В ряде стран Латинской Америки в результате государственных переворотов демократические режи­мы были заменены реакционными диктатурами (Чили, Никарагуа, Перу, Венесуэла, Колумбия). Новые диктаторские режимы, к кото­рым в 1952 г. присоединилась и Куба после прихода там к власти ге­нерала Ф. Батисты, разорвали дипломатические отношения с СССР. Все эти обстоятельства, доминирующая роль американских монопо­листических компаний в экономике большинства стран Латинской Америки, а также отдаленность континента от СССР, сдерживали рас­ширение взаимовыгодных отношений между ними. Незначительное влияние на жизнь континента СССР оказывал своими позициями в ООН, где он непременно выступал за соблюдение всеми государст­вами Устава этой универсальной организации, в том числе и права народов на выбор путей социально-экономического и политического развития своих стран.

Новая страница в отношениях между Советским Союзом и стра­нами Западного полушария началась после победы Кубинской рево­люции и начала преобразований в этой стране. Важно отметить, что к партизанскому движению против диктатуры Батисты на Кубе СССР не имел никакого отношения. Все, что там проис­ходило, было результатом внутреннего развития этой страны. Пре­образования революционного правительства Кубы встретили сопро­тивление со стороны господствовавших здесь на протяжении более полувека США. Американские власти стали создавать трудности правительству Кубы, сократи­ли, а затем полностью отменили квоты на импорт кубинскогосахара, а также отказались поставить на Кубу необходимые для страны энергоноси­тели.

СССР, естественно, внимательнейшим образом следил за всем про­исходящим на Кубе и не мог не поддерживать Кубинскую револю­цию. К этому его руководство толкали не только обязательство под­держивать любое революционное движение, но и симпатии к Кубе со стороны многих народов мира, включая советский. Когда меры давления на революционную Кубу оказались бесплодными, власти США реши­ли повторить на Кубе оказавшийся успешным в Гватемале в 1954 г. опыт свержения национально-демократического правительства.

США откровенно поддержали на Кубе антикастровские силы, снабдили их оружием, собрали бежавших из Кубы сторонников свергнутого диктатора Батисты и организовали вооруженную интер­венцию. Но правительство Ф. Кастро своевременно приняло меры по обеспечению Народной армии необходимым вооружением (его по­ставляли СССР и другие социалистические страны) и организовало народ на борьбу с агрессией. Интервенты высадились на Кубу в рай­оне Плайя-Хирон 17 апреля 1961 г., но встретили достойное сопро­тивление со стороны кубинского народа, который разгромил их в те­чение 72 часов.

Особая страница отношений России и стран Латинской Амери­ки — это события, приведшие к Карибскому кризису, поставившему весь мир на край ракетно-ядерной войны. Несмотря совершенные советским руководством накануне и в период урегу­лирования Карибского кризиса ошибки, СССР добился гарантий безопасности для Кубы. После завершения Карибского кризиса США, продолжая политику изоляции и экономической блокады Острова Свободы, воздержива­лись от применения военной силы против неугодного им режима Ф. Кастро.

После вывода основной части советских войск, ракет и другой военной техники на Кубе сохранялось военное присутствие СССР. На острове дислоцировалась советская учебная мотострелковая бри­гада, которая сыграла существенную роль в создании регулярных вооружейных сил Кубы, одновременно являясь гарантом ее военной безопасности. К середине 1960-х гг. на Кубе окончательно сложилась политическая и экономическая система социалистического типа, а са­ма страна стала составной частью «социалистического лагеря». Куба была важнейшим союзником СССР не только в Южно-Американском регионе, но и за его пределами. Например, кубинское военное при­сутствие сыграло решающую роль в сохранении просоветских режи­мов в Анголе и Эфиопии. Как в этих странах, так и в других регионах третьего мира Куба и СССР действовали согласованно и сообща.

Столь же тесными, как в политической сфере, были советско-ку­бинские отношения в сфере экономики. Советский Союз оказывал Кубе огромную помощь в социально-экономическом развитии. За годы сотрудничества с СССР Куба смогла преодолеть монокультурную экономику, которая была связана с выращиванием сахарного трост­ника. Были построены новые предприятия и созданы целые отрасли экономики, например горнорудная и металлургическая промышлен­ность. Советский Союз занимал первое место во внешнеторговом обо­роте Кубы, на его долю приходилось более 80% кубинского экспорта. В советских учебных заведениях были подготовлены десятки тысяч кубинских специалистов. Промышленные предприятия, сельское хо­зяйство, транспорт Кубы были оснащены оборудованием и техникой преимущественно советского производства. Созданные на Кубе системы здравоохранения и образования стали не только лучшими в Латинской Америке, но и не уступали аналогичным системам в наиболее развитых странах мира.

Плодотворное советско-кубинское сотрудничество стало нарушать­ся еще в период перестройки. Переход на расчеты в свободно конвер­тируемой валюте, выход на внешний рынок отдельных советских предприятий разрушили отлаженный механизм двусторонней тор­говли. Развал Советского Союза сопровождался обвальным сверты­ванием экономических отношений с Кубой. Возникли разногласия по политическим и идеологическим аспектам. Особенно болезнен­ным для кубинской экономики стало сокращение поставок россий­ских энергоносителей.

Катастрофическая ситуация заставила кубинское руководство при­нять жесткие меры. В стране объявили «особый период», ввели ре­жим тотальной экономии. В 1990-е гг. на Кубе была осуществлена серьезная коррекция экономического механизма, направленная в пер­спективе на создание модели, похожей на китайскую (экономические реформы при сохранении коммунистической политической системы). Принятые меры дали результаты. К началу XXI в. экономическое по­ложение на Кубе стабилизировалось, в страну пошли иностранные инвестиции, сумма которых сегодня на душу населения превышает аналогичный российский показатель. Несмотря на продолжающую­ся экономическую блокаду со стороны США, многие страны успеш­но развивают с Кубой торговые отношения. Осуществляют актив­ный торговый обмен с Кубой Китай, Канада, Мексика, а из стран - членов Евросоюза - Испания. Это государство занимает первое ме­сто среди торговых партнеров Кубы, на ее долю приходится 15,3% кубинского товарооборота, в то время как Россия отодвинулась на пятое место и на ее долю приходится всего 7,4%.

Свертывание прежних экономических связей негативно сказалось не только на Кубе, но и на России. Дело доходит до того, что многие товары кубинского экспорта, например сахар, никель и кобальт, попа­дают в нашу страну через посредников по завышенным ценам. С кон­ца 1990-х гг. стали предприниматься попытки повысить уровень рос­сийско-кубинских отношений, в том числе усилить и экономическое сотрудничество. Этому должен был способствовать визит на Кубу В. Путина, состоявшийся вскоре после его избрания на первый пре­зидентский срок. В ходе этого визита и после него были достигнуты важные договоренности о возобновлении и углублении сотрудниче­ства в ряде областей, например в атомной энергетике. Однако не­определенность в экономических отношениях России с Кубой сохра­няется.

Такая же неопределенность и колебания отличают российскую по­зицию по другим направлениям сотрудничества с Кубой. После вы­вода учебной мотострелковой бригады с Кубы там оставался российский центр радиотехнической разведки в Лурдесе. В 1999 г. он был модернизирован, а во время визита В. Путина говорилось о том, что этот центр будет работать и в дальнейшем. Однако через несколько месяцев, осенью 2001 г., по инициативе российского Генштаба и под предлогом экономии 100 млн. долл. необходимых для увеличения числа разведывательных спутников, было принято решение о за­крытии разведцентра в Лурдесе. Это решение вызвало непонимание и раздражение кубинского руководства, посчитавшего, что Россия приняла его под давлением США, давно добивавшихся прекращения работы Лурдесского центра. Тем не менее, российско-кубинское во­енное сотрудничество продолжается и сегодня, в его основе лежат поставки запасных частей для военной техники советского произ­водства, находящейся на вооружении кубинской армии. В перспек­тиве речь может идти и о поставках современных образцов российской военной техники, а также модернизации устаревших систем воору­жения.

Военно-техническое сотрудничество может быть важным направ­лением развития отношений и с другими странами латиноамерикан­ского региона. В разное время советское и российское оружие и боевая техника поставлялись и поставляются в Аргентину, Бразилию, Вене­суэлу, Никарагуа, Перу. Российский ВПК заинтересован в том, что­бы число его партнеров в Южной Америке как перспективном рынке увеличивалось. Причем речь идет не только о поставках военной продукции, но и о продаже авиационной техники гражданского на­значения. Перспективным для России направлением сотрудничест­ва с латиноамериканскими странами может стать и электроэнергети­ка.

Для нашей страны Латинская Америка в последнее время пред­ставляет интерес и с точки зрения сопоставимости и схожести лати­ноамериканских государств и России по основным показателям соци­ально-экономического развития, уровню и качеству жизни населения. Перед латиноамериканскими странами и Россией часто стоят одни и те же проблемы, причем в Латинской Америке эти проблемы воз­никли раньше. Россия заинтересована в изучении подобного опыта, в том числе и для того, чтобы не повторять очевидных ошибок. Хотя механическое копирование решений, принимавшихся все же в не­сколько иных условиях, вряд ли может быть продуктивным. Так, по­сле августовского кризиса 1998 г. у нас едва ли не воспроизвели ар­гентинскую модель «валютного управления», которая позже в самой Аргентине привела к серьезным социально-экономическим и соци­ально-политическим потрясениям.

В начале XXI в. проявилась тенденция активизации сотрудниче­ства России и стран Латинской Америки, как на уровне межгосудар­ственных контактов, так и на уровне взаимодействия частных эконо­мических структур и общественных движений.

Литература: 6, 7, 18, 35, 40, 42, 61, 62, 63,64, 65, 69

Контрольные вопросы:

1. Какую роль сыграл СССР в крушении колониальной системы?

2. Изложите содержание принятой по инициативе СССР Декларации ООН

«О предоставлении независимости колониальным и зависимым странам».

3. Расскажите о сотрудничестве СССР с африканскими странами в борьбе с расизмом и апартеидом.

4. Как складываются отношения современной России со странами Африки?

5. Как складываются отношения России со странами Латинской Америки?

6. Чем может быть полезен России опыт латиноамериканских стран?

 

Словарь терминов

Автаркия - национальная самодостаточность в эко­номической, политической и других сферах.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС - форум для обсуждения и пере­говоров по вопросам торговли и другим проблемам между странами Ази­атско-Тихоокеанского региона, включая Россию, США, Японию и Ки­тай, а также многие другие страны этого региона.

Баланс сил - концепция в рамках реализма, которая описывает, как государства решают проблемы национальной бе­зопасности. Балансирующая система создается путем противопоставления одних национальных интересов интересам других государств. Мир между государствами понимается как равновесие в соотношении сил между государствами в рамках этой системы.

Баллистическая ракета подводных лодок ракета, расположенная в открытом море на под­водной лодке, способная доставлять ядерные заряды.

Блоки - группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Примерами могут служить такие военно-политические блоки, как НАТО, Организация Варшавского До­говора, или торговые блоки, например НАФТА.

Бреттон-Вудская система систе­ма, охватывающая политические и экономические отношения; создана по результатам встречи ряда государств в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. Участники встречи исходили из необходимости: ста­билизировать обменные курсы валют; активизировать международную тор­говлю; оказать помощь странам, экономика которых в значительной сте­пени пострадала в результате Второй мировой войны. Тогда же созданы такие институты, как МВФ и Всемирный банк.

Валовой внутренний продукт, ВВП - мера измерения экономического производства в стране. В отличие от ВНП, ВВП оценивает производство внутри страны. ВВП принят как междуна­родная мера измерения показателя национальной экономики.

Валовой национальный продукт, ВНП - общая стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВНП - это показатель экономической мощи страны.

Валютный союз - установление единой валю­ты на территории двух или более государств.

Венский конгресс - мирная конференция 1815 г., завершившая этап наполеоновских войн и создавшая систему международных отношений, которая получила название «Европейский концерт». Результатом конференции стало также установление четких пра­вил, регулирующих дипломатические отношения между странами.

Версальский договор — мирное соглаше­ние, подписанное 28 июня 1919 г. в Версале (Франция), которое официально завер­шило Первую мировую войну.

Вестфальский мир - договор, который был подписан по окончании Тридцатилетней войны в Европе в 1648 г. Он положил начало формированию системы национальных государств и го­сударственно-центристской модели мира.

Внешняя политика - система приоритетов, прин­ципов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ.

Военная интервенция - использование во­оруженных сил одного государства для оказания влияния на власти дру­гого, ставшего объектом интервенции.

Военно-промышленный комплекс, ВПК - термин, подразумевающий тесную взаимосвязь между произ­водителями вооружений, военнослужащими, высокопоставленными ли­цами в государственных структурах, которые занимаются военно-поли­тической проблематикой и заинтересованы в получении военных зака­зов, усилении военной мощи и т.п.

Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ - специализированное учреждение ООН, занимаю­щееся проблемами здравоохранения.

Всемирная торговая организация, ВТО - организация, созданная по результатам Уругвайского раунда ГАТТ. Функции ГАТТ и сферы его деятельности расширились. В результа­те ВТО стала охватывать новые области- сельское хозяйство, сервисные услуги, торговлю интеллектуальной собственностью.

Гарантированное взаимное уничтожение - доктрина устрашения, в соответствии с которой ни одна сторона не начнет ядерную войну из-за страха самой быть уничтоженной.

Генеральная Ассамблея ООН - главный со­вещательный орган Организации Объединенных Наций, представляющий всех членов ООН и уполномоченный Уставом решать широкий круг по­литических, экономических и социальных вопросов.

Г

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...