Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




Политика либерализации, проводившаяся правительствами М. Тэтчер с момента прихода консерваторов к власти в 1979 г., одной из первых коснулась телекоммуникационной индустрии. В 1984 г. был принят Закон о телекоммуникациях, который позволил частным компаниям выйти на рынок телекоммуникаций. В 1990 г. британские кабельные компании полу­чили разрешение предоставлять услуги телефонной связи, что сразу вызва­ло интенсивный приток британского и зарубежного капитала в сферу теле­коммуникаций. В 1980 г. в стране было проложено множество новых волоконно-оптических линий. Благодаря такой инфраструктуре британцы одними из первых в мире получили возможность пользоваться телефонны­ми услугами своей кабельной телевизионной компании.

Развитие новых СМИ в Великобритании началось сразу после ли­берализации телекоммуникационной индустрии, вызвавшей выход на рынок СМИ телефонных компаний и обратный процесс — расширение деятельности кабельных операторов в сфере фиксированной телефонии. Начавшийся процесс конвергенции средств массовой информации и индустрии способствовал развитию рынка онлайнового контента, кото­рый, используя кабельные сети, цифровое ТВ, Интернет, мобильную телефонию, стимулировал развитие новых СМИ. Их уровень развития напрямую связан с насыщенностью британских домов современной информационно-коммуникационной техникой. На 1000 британцев при­ходится 405,7 персональных компьютеров (2003), почти 50% населения — 423 из каждой 1000 чел. — пользователи Интернета.

Развиты в стране кабельные сети: к ним подключены 47% домохозяйств. В кабельном ТВ активно идет процесс консолидации собствен­ности, типичный для британской медиаиндустрии. С 1992 г., когда су­ществовало 29 кабельных операторов, число компаний, предоставляющих услуги на общенациональном рынке кабельного ТВ, сократилось до двух (начало 2000 г.). Это компании TeleWest, образовавшаяся в результате US West и TCI, и NTL, созданная путем слияния International телекоммуникационного подразделения прежнего регулятора CQ причина концентрации — кабельный бум 1990-х гг., который объясняется возможностью одновременного «тройственного» предложения услуг фиксированной телефонной связи, доступа в Интернет и телевидения. В условиях ужесточения конкуренции с цифровым ТВ кабельные операторы были вынуждены искать новые формы выживания. В результате обретения компанией NTL своего конкурента TeleWest (2005) в стране появился мощнейший оператор кабельного ТВ с клиентской базой в о млц чел., с оборотом капитала 7,5 млрд долл. и рыночной капитализа­цией в 9,8 млрд долл.

Увеличение числа домохозяйств, имеющих широкополосный доступ (broadband) в Интернет, стимулировало развитие цифрового кабельного ТВ. В настоящее время (2005) 92% домов страны подключены к широко­полосным линиям связи. Стоимость подключения к цифровому кабель­ному ТВ колеблется между 10 (40 теле- и 40 радиоканалов) и 19,5 (более 100 каналов) ф.ст. у NTL и между 14,5 (более 25 каналов) и 25,5 (более 100 каналов) у TeleWest.

Онлайновые СМИ

Большая часть вложений в онлайновые британские СМИ была сде­лана компаниями, действовавшими в сфере старых СМИ, хотя наиболь­шую активность проявили крупнейшие игроки рынка — Pearson, News International.

Британские СМИ представлены в Интернете с 1994 г., когда была создана электронная версия Daily Telegraph, за которой последовали он­лайновые варианты Guardian и Observer. Сегодня британский сектор онлайновых СМИ весьма разнообразен: подавляющее большинство — около 90% британских печатных СМИ — представлены в Сети. Среди них можно выделить несколько очевидных лидеров.

После реструктуризации онлайновых редакций газет Guardian и Observer в 2001 г. появился один из самых посещаемых сайтов Gurdian Unlimited. Число его уникальных посещений превышает 30 млн в год. Показательно, что почти половина пользователей не читают печатный вариант газеты. Electronic Telegraph также сохраняет высокую популяр­ность. Основной проблемой электронных версий печатных СМИ остает­ся их бесплатный доступ. Он становится для многих медиакомпаний тя­желым экономическим бременем, заставляя их делать дополнительные вложения в техническое обеспечение новых СМИ.

Наиболее известный британский сайт — сайт общественного веша­теля ВВС. Он содержит оперативную информацию и огромный архив медиаконтента. По самым скромным подсчетам, число уникальных по­сещений может достигать 150 млн в месяц. В планах развития — созда­ние бесплатной библиотеки радио и телепрограмм ВВС, что требует зна­чительных инвестиций. Вешатель рассматривает возможность введения платного доступа к ним, поскольку сайт становится самым востребован­ным источником контента ВВС.

 

ГЕРМАНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Федеративная Республика Германия расположена в Центральной Европе. Граничит с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом и Франци­ей — на западе, с Данией — на севере, с Польшей и Чехией — на восто­ке, с Австрией и Швейцарией — на юге. На севере омывается водами Балтийского и Северного морей. Площадь — 357 тыс. км2. Столицей Германии после объединения двух немецких государств 3 октября 1990 г. стал город Берлин.

Численность населения (2004) — 83 млн чел., 87% из них проживает в городах. Этнический состав по преимуществу однороден: 96% населе­ния — немцы. Кроме них в стране живут представители многих других национальностей.

Государственный язык — немецкий. Денежная единица — евро.

Германия — парламентско-демократическое федеральное государство. Конституция принята в 1949 г., с изменениями и дополнениями она дей­ствует и сегодня. Глава государства — президент, исполняющий преимуще­ственно представительские функции, избирается Федеральным Собранием на 5-летний срок. Законодательная власть осуществляется бундестагом (ниж­няя палата парламента), в который входят 662 депутата, избираемые раз в четыре года. Новые государственные законы утверждает бундесрат (верхняя палата парламента), состоящий из 68 представителей федеральных земель.

Высшим органом исполнительной власти в Германии является фе­деральное правительство. Возглавляет его федеральный канцлер. Канц­лер избирается на 4-летний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с конституцией канцлер определяет основные положе­ния политики государства, формирует кабинет министров.

В сфере компетенции федеральных органов власти ФРГ находятся оборона, международные отношения, вопросы гражданства, эмиграции и иммиграции, валютная политика, финансирование и регулирование федерального транспорта, почтовых и телекоммуникационных услуг.

Германия делится на 16 федеральных земель. Каждая из земель, вхо­дящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли ФРГ, будучи самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Но при этом земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

В Германии достаточно высокий уровень жизни населения, рынок насыщен товарами производственного и потребительского назначения.

Германия — развитая капиталистическая страна, входит в состав Евро­пейского союза, член «Большой восьмерки», ее экономика — крупнейшая в Европе и третья в мире — обеспечивает 4,7% мирового ВВП, 21% ВВП и 27% промышленного производства Евросоюза. Валовой национальный продукт в 2004 г. составил 2740,6 млрд долл. Рост ВНП в 2004 г. — 1,7%. ВВП на душу населения в Германии в 2004 г. достиг 34 тыс. долл.

На современном этапе экономическая ситуация в Германии характе­ризуется затяжной стагнацией, обусловленной слабостью внутреннего спроса, низким уровнем инфляции, кризисной ситуацией на рынке труда. Сегодня основные направления макроэкономической политики государства — сти­мулирование занятости и внутреннего экономического роста.

Законодательство о СМИ

Правовое регулирование деятельности СМИ в Германии осущест­вляется на основе конституции; решений Федерального конституцион­ного суда и конституционных судов земель; норм международного права; законов федеральных земель о печати и телерадиовещании; межземель­ных государственных договоров по правовым основам деятельности элек­тронных СМИ.

Главным гарантом основных прав граждан, закрепленных в консти­туции Германии, является Федеральный конституционный суд (далее — ФКС), имеющий полномочия объявлять недействительными любые за­коны, входящие в противоречие с этими правами. ФКС рассматривает и дела, имеющие отношение к СМИ. Они могут быть возбуждены по хо­датайствам как граждан Германии, так и непосредственно заинтересо­ванными СМИ. Эти решения ФКС имеют силу прецедента. Определен­ные составы правонарушений в сфере СМИ рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Ландтаги всех 16 земель Германии в разное время (с 1949 по 1993 г.) принимали специальные законы о прессе — Pressegesetze. Отличаясь друг от друга весьма незначительно, они включают в себя около тридцати статей, регламентирующих различные аспекты свободного, но ответствен­ного режима деятельности печатных СМИ на территории Германии. Федеральные земли обладают компетенцией в вопросах организации работы радио и телевидения.

Основной правовой базой деятельности телерадиокомпаний в Германии (включая и частные) является Государственный договор о радио- и телевешании в объединенной Германии от 31 августа 1991 г. в редакции 26 июня 1994 г., подписанный властями всех федеральных земель объединенной Германии.

В Германии существует специальный Закон о распространении печатных изданий, опасных для детей и подростков (молодежи).

Основной структурой, осуществляющей контроль в сфере печатных СМИ в Германии, является немецкий Совет по прессе — Presserat, Он был образован еще в 1956 г. как саморегулирующий орган по образцу аналогич­ного британского. В 1985 г. Presserat подвергся коренной структурной реор­ганизации. В 1996 г. Совет по прессе принял новую редакцию Кодекса не­мецкой прессы, который существует в Германии с 1973 г. под названием «Публицистические директивы». Этот документ играет роль некоего мо­рального ориентира, определенных обязательств немецких журналистов перед обществом и государством.

Средства воздействия к нарушителям правовых и моральных норм, имеющиеся в арсенале земельных ведомств по вопросам радио и телеви­дения, несколько шире и разнообразнее, чем у Совета по прессе. На первом уровне предусмотрено обычное указание на нарушение. Затем идет предупреждение. В более серьезных случаях возможно наложение денежных штрафов. Как крайняя мера предусматривается досрочное аннулирование лицензии.

В сфере экономического регулирования действует Закон против огра­ничения конкуренции, седьмая редакция которого, или так называемая седьмая новелла, вступила в силу в первой половине 2005 г. Данная редак­ция закона согласовывается с антимонопольным регулированием в странах Европейского союза, изложенным в статьях 81—89 европейского Договора об объединении. На сегодняшний день для Германии как страны, входящей в ЕС, действует трехуровневая система антимонопольных органов: Евро­пейская комиссия ЕС, Федеральное картельное ведомство и Земельные картельные ведомства. Национальное законодательство в сфере экономи­ческого регулирования и требования ЕС применяются параллельно, но приоритет отдается правовым нормам, изложенным в уже упоминаемом Договоре об объединении, действующим на территории ЕС с 1 мая 2004 г.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

По состоянию на конец 2004 г. расходы на медиа в расчете на душу населения составляют 8% от ВВП. Общие потребительские затраты на СМИ в Германии составляют около 62,91 млрд долл. в год. Эта цифра включает в себя затраты физических и юридических лиц, связанные с приобретением широкого спектра медиапродуктов и услуг. Оборот медиарынка в 2004 г. составил 172 млрд долл., что составляет 21% европей­ского рынка в данном сегменте.

Значительную долю в общем медиарынке занимает рекламный ры­нок. Обороты рекламы в целом составили в Германии в 2004 г. более 36 млрд долл., из которых большая доля приходится на распространение рекламы. Доходы от рекламы (нетто) в каналах распространения составили в 2004 г. 24,646 млрд долл. Последние три года рекламный рынок Германии лихорадило из-за стагнации в экономике, но в 2004 г. началось выравнива­ние и можно констатировать даже небольшое увеличение по сравнению с 2003 г. Основные доходы от рекламы приходятся на масс-медиа.

 

Доходы СМИ от рекламы

 

 

СМИ Доход, млн долл. Доля в общем объеме, %
2002 г. 2003 г. 2004 г.
Ежедневные газеты 4 403,54 4 678,09 5 662,53 22,98
Телевидение 3 529,72 4 002,21 4 857,13 19,71
Реклама через почту 2 974,52 3 469,39 4 275,90 17,35
Журналы общего интереса 1 725,83 1 944,26 2 314,08 9,39
Рекламные издания 1 518,18 1 833,47 2 310,56 9,37
Каталоги 1 114,91 1 280,60 1 504,47 6,10
Специализированные журналы     1 088 4,41
Наружная реклама 636,40 747,54   3,68
Радио 530,85 608,26 779,32 3,16
Интернет-реклама       1,38
Еженедельные и воскресные газеты 417,3 236,4 309,2 1,26
Реклама в кинотеатрах 143,18 168,73 184,67 0,75
Газетные приложения 86,4 89,8   0,46
Всего 18 144,83 20 237,75 24 645,86  

 

Лидером по доходам от рекламы в Германии традиционно являются ежедневные газеты. Но в последние годы значительную долю доходов от распространения потребительской рекламы забирает коммерческое телеви­дение и все более развивающиеся рекламные издания. Последние наряду с публикацией рекламы значительно расширяют публикацию информаци­онно-справочных материалов, что становится весьма полезным и привлекательным для читателей и, в свою очередь, повышая действенность рекламы, привлекает рекламодателей.

 

Доля различных СМИ в общем обороте рекламы

 

СМИ Доля в общем обороте, %
2002 г. 2003 г. 2004 г.
"Ежедневные газеты 25,1 25,1  
Телевидение 20,4 20,3 20,4
"Журналы общего интереса 9,4 9,3 9,4
рекламные издания      
Специализированные журналы     4,9
Радио 3,1 3,1 3,1
Еженедельные и воскресные газеты 1.4 1,4 1,4
Интернет-реклама   1,2 1,4
Приложения к газетам 0,3 0,3 0,3
Всего в медиа 73,7 73,7 73,9
Другие рекламные носители 26,3 26,3 26,1
Всего      

 

В Германии развит сектор потребительской рекламы, распространя­емой на локальных рынках, которые представлены средними и мелкими производителями товаров и услуг. Тем не менее основные рекламные вложения приходятся все же на долю крупных брендов, представленных, как правило, известными мировыми компаниями или не менее извест­ными в мире немецкими фирмами.

Ведущие рекламодатели в СМИ

 

Компания Общие вложения в рекламу, млн долл. Доля рекламных
2002 г. 2003 Г. затрат, %
Procter & Gamble 246,9 307,7 1,61
Lidi & Schwarz 241,3 223,9 1,58
Media Markt & Saturn 220,8 223,9 1,44
Axe! Springer 219,1 226,9 1,43
Ferrero 208,2 244,6 1,36
L'Oreal 198,7 210,1 1,30
Aldi Sud 167,6 151,6 1,10

 

 

 

Компания Общие вложения в рекламу, млн долл. Доля рекламных затрат, %
2002 г. 2003 г.
Volkswagen 146,4 154,2 0,96
Gruner + Jahr 137,6 152,5 0,90
Unilever Bestfoods 135,8 172,8 0,89

 

В Германии насчитывается около 3000 рекламных агентств, объеди­ненных в различные профсоюзы и альянсы. Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft(ZAW) — общегерманское объединение (центральный проф­союз) рекламных агентств. В состав этого альянса, насчитывающего около 200 членов, входит более 50 крупных рекламных профсоюзов и объеди­нений.

К числу крупнейших рекламных агентств, работающих в Германии, прежде всего относятся сетевые агентства. Среди них: BBDO-Gruppe Germany, Grey Global Group Deutschland, Publicis Gruppe Deutschland, McCann-Erickson Gruppe Deutschland von Matt, M. Conrad & L. Burnett, Ogilvy & Mather Deutschland и другие мировые рекламные компании. Обороты всех названных выше агентств превышают 126 млн долл., количество работа­ющих — более тысячи человек. Годовой оборот BBDO-Gruppe Germany в 2002 г., например, составил более 316 млн долл. Количество сотрудников в этой компании — 3610 чел.

Большинство рекламных агентств в Германии — небольшие компа­нии. Несколько крупнейших компаний владеют собственностью как в сфере печатных СМИ, так и электронных. В отдельных компаниях струк­тура собственности выходит за пределы медийного рынка.

 

Крупнейшие независимые рекламные компании (2003)

Агентство Оборот, млн долл. Количество сотрудников
Serviseplan 58,1  
Jung von Matt 40,5  
Select 25,1  
Media Consul 20,4  
Cayenne 12,8  

 

Концерны

Тенденция концентрации СМИ в Германии является основной в последние десятилетия. Небольшие издания, теле- и радиостанции объ­единяются и сливаются в крупные концерны и союзы. Причина очевид­на: в условиях общего спада и кризиса легче выжить и заработать в рам­ках крупной организации.

 

Крупнейшие медиакомпании (2002)
Компания   Оборот, млн долл.
Bertelsmann   17,1
Gruner + Jahr   2,7
Axel Springer   2,7
Georg von Holtzbrink   2,2
WAZ Mediengruppe   1,8
Pro Sieben Sat 1 Media   1,8
Bauer   1,6
ZDF   1,6
HTL   1,3
Hubert Burda Media   1.2

 

Bertelsmann. Годовой оборот концерна за 2005 г. составил более 17 млрд долл., чистый доход — более 1 млрд долл. В состав холдинга входят 6 ком­паний: RTL Group (самая крупная в мире теле- и радиокомпания); Random House (крупнейшее в мире книжное издательство); Gruner + Jahr (круп­нейшее в Европе журнальное издательство); BMG (Музыкальный изда­тельский дом, сотрудничающий с Sony); Arvato (провайдер различных услуг и служб в сфере СМИ, продюсерские и технические услуги); Direct Group (крупнейший в мире дистрибьютор масс-медийной продукции через клубы и Интернет). В 2005 г. концерн'приобрел: через RTL 35,4% бри­танского вещательного концерна 1/ВМи 100% телеканала Five, а также 30% российской телекомпании Ren-TV. В собственности концерна в 2005 г. ока­зался также Columbia House — крупная американская звукозаписывающая фирма и компания Privat — крупнейшая в Европе французская книготор­говая сеть.

Gruner + Jahr. Владеет 75% в Bertelsmann AGy 25% в Spiegel, издает журналы Stem, Brigitte, Capital, Geo, Sandra и многие другие. Владеет и издает СМИ в разных странах Европы и США.

Axel-Springer. Пятая часть концерна принадлежит американским инвесторам Хеллман и Фридман. В состав холдинга входят: национальная ежедневная газета Bild, ежедневные газеты Die Welt, Hamburger Abendblatt, Berliner Zeitung, Berliner Morgenpost, Bergedorfer Zeitung, Filmshorner Nachrichien, воскресные газеты Bild am Sonntag, Welt am Sonntag, теле- и радиовестник HorzM, журналы Funk Uhr, Bild der Frau, Auto Bild, Sport Bild, Bildwoche, Journal fur die Frau, Computer-Bild, газеты объявлений. Изда­тельству также принадлежит часть активов нескольких региональных изданий и изданий за пределами Германии, частных теле- и радиоком­паний Sat 1, Radio Hamburg, Anienne Bayern.

Bauer. Компания издает 120 наименований печатной продукции, в том числе крупнейшие журналы и газеты Fernsehwoche, Neue Post, Bravo.

Burda. В собственности компании журналы и газеты Focus, Bunte, Freundin, Bild+Funk, Das Haus, Freizeit Revue, Mein schoner Garten, Meine Fatnilie und Ich, Super Illu, Super TV, Volkszeitung.

Holtzbrink. Издает газеты Handehblatt, Main-Post, Der Tagesspiegel, Sudkurier, Wirtschaftswoche, Zeit и др. Доли в других издательствах: 50% — в «Киндлер», 46% — в «Кнаур», 67% — в «Ровольт», 70% — в «Макмил-лан-Группе» в Лондоне. Имеет долю в ряде германских теле- и радио­компаниях.

Ganske. Издает газеты и журналы: Fur Sie, Petra, Zuhause, Vital, Architektur und Wohnen, Feinschmecker, Charme, Merian, Unser Kind. Компа­ния имеет долю в ряде предприятий аудиовизуального рынка, в ряде кн и гоиздател ьств.

WAZ. Издает газеты: Westdeutsche Allgemeine Zeitung, Westfalische Rundschau, Neue Ruhr-Zeitung, West/alenpost, Echo der Frau, Photo Revue, Neue Krournzeitung, Kurier, Thuringer allgemeinen, Ostthuringer Zeitung. Вла­деет долей активов в ряде маленьких частных теле- и радиокомпаний, а также — 25% в издании и рассылке каталога товаров «Отто».

Kirch-Gruppe. Распался на несколько более мелких концернов в 2002 г. после объявления о банкротстве и реструктуризации. Владеет Sat I, Pro 7, Kabel Kanal, Deutsches Sportfernsehen, Premiere World.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Газеты

Доходы от рекламы в 2004 г. в газетном сегменте составили 5,7 млрд долл., что значительно превышает уровень рекламных доходов в других группах медиа.

Ежедневные газеты читают 75,7% населения страны старше 14 лет, причем 68% читают их регулярно. Региональные газеты, распространя­емые по подписке, читают 64,2% немецкой аудитории. Общий тираж газетных изданий в 2004 г. составил 28,2 млн экз. На 1000 жителей Гер­мании старше 14 лет приходится 323 экз. газет. По этому показателю Германию опережают всего лишь несколько стран — Япония (647 экз.), Швеция (419 экз.), Великобритания (393 экз.), Австрия (377 экз.) и Канада (337 экз.).

Газетный рынок ФРГ представлен большим количеством наимено­ваний. В 2004 г. на германском газетном рынке насчитывалось 1552 из­дания, многие из которых отличаются друг от друга только содержанием определенных разделов, прежде всего разделом местной жизни. 347 изда­тельств создают финансовую, а также в целом и техническую базу для вы­хода в свет такого множества газет. При этом все эти издательства имеют лишь 133 полновесных редакции, или «публицистических единицы» (Publizistische Einheiten), которые выпускают 401 самостоятельную газету. Эта цифра и называется в статистических данных, когда идет речь о количестве наименований газет.

На газетном рынке преобладают местные и региональные ежеднев­ные издания, совокупный тираж которых составляет 15,1 млн экз. Они традиционно распространяются главным образом по подписке. Только чуть более 6% приходится на розничные продажи. За ними следуют 8 га­зет, продающихся как раз преимущественно в розницу (4,8 млн).

 

Структура газетного рынка (2005)

Газеты Количество Тираж, Динамика тиража
    экз. к 2004 г., %
Все газеты   27 403 340 -2,80
1. Ежедневные газеты   21 659 786 -1,98
• локальные и региональные   15 149 898 -1,93
(подписные)      
♦ надрегиональные   1 652 228 0,63
♦ розничные газеты   4 857 660 -2,93
(Kaufzeitungen)      
2. Воскресные газеты   3 835 191 -7,92
3. Еженедельные газеты   1 908 363 -1,25

 

Самый высокий тираж имеет Bild — 3,761 млн. экз. ежедневно. Га­зета распространяется исключительно в розницу. Все другие массовые газеты, относящиеся, как и Bild к категории, называемой «продаваемыми газетами» (Kaufzeitungen), значительно отстают от нее по тиражу. Так, Express имеет тираж всего 242,2 тыс. экз. В последние три года наблюдается явная тенденция к снижению тиражей в этой группе изданий. Например, BZ снизила тираж в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 10%.

Меньшими тиражами, но большим влиянием на формирование об­щественного мнения обладают надрегиональные качественные ежеднев­ные газеты Frankfurter AUgemeine Zeitung (375,7 тыс. экз.) и Welt (234,9), а также газеты, имеющие «региональную прописку», но вышедшие по значению на национальный уровень и распространяемые в националь­ном масштабе. Это, прежде всего Suddeutsche Zeitung (444,4 тыс. экз.) и Frankfurter Rundschau (169,3 тыс. экз.). Две финансово-экономические газеты — Handelsblatt (143,5 тыс. экз.) и Finantional Times Deutschland (100,8 тыс. экз.) незначительно, но повышаются в тиражах.

На рынке воскресных газет лидирует Bild am Sonntag — около 2 млн экз. На втором месте — Sonntags Aktuell (931 тыс. экз.), которая, как и Bild am Sonntag, продается только в розницу. Качественные воскресные издания Welt am Sonntag (405,5 тыс. экз.) и FAZ am Sonntag (310,5 тыс. экз.) распространяются как по подписке, так и в розницу. В 2004 г. про­изошли некоторые изменения на рынке воскресных газет. HNA-Sonntagszeit отказалась от самостоятельного выпуска и теперь появляется в сокра­щенном варианте как приложение к газете HNA-Samstags. Среди ежене­дельных газет наибольшее значение имеет Zeit, распространяющийся тиражом 430 тыс. экз.

В Германии сформировался и рынок местных еженедельных, аль­тернативных, информационно-рекламных газет. Эти периодические из­дания частично восполняют пробелы, возникшие в германской еже­дневной прессе в результате процесса концентрации. С экономической точки зрения интерес представляют, прежде всего, свыше 1300 бесплат­но распространяемых информационно-рекламных газет общим тиражом 84 млн экз. Многие из них принадлежат издательствам, выпускающим и ежедневные газеты.

Основные доходы газетные издания, распространяемые по подпис­ке, получают от рекламы (46,3%) и тиража (46,1%). Небольшую долю доходов приносит публикация и распространение приложений, заказы­ваемых редакции каким-либо рекламодателем. «Чужие приложения» (есть еще и свои тематические, но они структурная составляющая в модели издания) приносят 9,7%. Основные расходы: производство — 28,7%, оплата редакционных сотрудников - 25,1%, сбыт - 22,2%, оплата рек­ламного отдела — 15,8% и управление — 8,2%.

Журналы

Германский журнальный рынок также обширен. По данным 2004 г., в Германии выходило 850 наименований журналов общего интереса (Publikumzeitschriften), совокупный тираж которых составлял 125,3 млн экз. Кроме того, на рынке широко представлены специализированные журнальные издания (Fachzeitschhften) — в 2004 г. их выходило 3637 наименований.

Журналы общего интереса представлены информационными изда­ниями, журналами с телепрограммами, иллюстрированными еженедель­никами, журналами для разных возрастных групп и различных интере­сов. За последние годы тираж иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную роль в плане сбыта и доходов от рек­ламы играет конкуренция со стороны телевидения.

В тройке самых тиражных изданий представлены три журнала — Stem (1,1 млн экз.), Der Spiegel (более 1 млн экз.) и FOCUS (ок. 1 млн экз.). Причем если у иллюстрированного еженедельника Stern и инфор­мационного еженедельника Der Spiegel богатая история и традиции (оба появились в Германии сразу же после Второй мировой войны), то ин­формационный еженедельник FOCUS сравнительно молодое издание. Журнал начал издаваться лишь в 1993 г. и буквально за несколько лет стал очень популярным, разрушив монополию Der Spiegel на рынке ин­формационных еженедельников.

В группе изданий общего интереса наиболее распространены ежене­дельные и ежемесячные издания. Журналы общего интереса распространя­ются как по подписке (47% в среднем), так и в розницу (41%).

Доходы от рекламы в сегменте журналов всеобщего интереса состави­ли в 2004 г. — 2433 млн долл. Доходы от продаж — около 1,3 млн долл.

Высокие тиражи имеют порой печатные органы различных органи­заций и союзов. Примерно треть всех германских журналов связаны с каким-либо объединением или представляют интересы какого-либо со­юза. К ним относится самый крупный по тиражу в Германии журнал ADAZ-Motorwelt (около 12,6 млн экз.), который издается Всеобщим гер­манским автомобильным клубом.

Группа специализированных журналов, в которую входят научные периодические издания и издания для профессионалов, насчитывает около 3643 наименований, однако тираж большинства из них невысок. Часть из них десятилетиями выходит в одних и тех же издательствах и пользу­ется большим авторитетом во всем мире. Наиболее сильные позиции в этой группе занимают экономические журналы для профессионалов, имеющие еженедельный или ежемесячный выход. Средний тираж тако­го издания около 300 тыс. экз. На рынке специализированных журналов представлены все сферы экономики Германии. В последние годы очень активно развиваются журналы, связанные с компьютерами и новыми технологиями. Сюда же можно отнести издания, издаваемые отраслевы­ми профсоюзами.

Специализированные издания большей частью подписные (90%), лишь 10% распространяется путем розничной продажи.

Общий объем рынка в секторе специализированных журналов со­ставил в 2004 г. 2241 млн долл. Из них 1253 млн получено от рекламы и 1113 млн — от распространения.

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ

Телевидение и радиовещание в Германии подразделяются на пуб­лично-правовые и частные.

В Германии существует 10 публично-правовых телерадиокомпаний. Семь из них созданы на базе земельных законов о радио- и телевеща­нии, а три — на основе государственных договоров между землями.

ARD — Первая программа телевидения Германии. Для того чтобы отстаивать свои интересы, ввести систему внутреннего распределения финансовых средств, транслировать совместную телепрограмму, закупать художественные фильмы и сериалы сразу для всех телекомпаний, зе­мельные радио- и телестанции объединились в Рабочее сообщество пуб­лично-правовых радио- и телекомпаний. Позже к ним присоединились Deutschland Radio и Deutsche Welle. Составление совместной телепрофаммы координирует Программная конференция.

ARD осуществляет трансляцию, как и частные телеканалы, круглые сутки. Между 17:30 и 20:00 телерадиокомпании, входящие в ARD, транс­лируют региональные программы.

ZDF — крупнейшая немецкая телекомпания. Готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе го­сударственного договора от 6 июня 1961 г. они основали Вторую программу германского телевидения со штаб-квартирой в Майнце. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ZDF характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 пред­ставителей партий, представленных в Германском бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как и в ARD, входят представители крупных общественных организаций. ZDFтранслирует единую програм­му для всех регионов Федеративной Республики.

ZDFw ARD организовали два специальных телеканала. Phonix (нача­ло вещания - апрель 1997 г.) — информационно-документальный ка­нал, специализируется на политических темах. Kinder Капа! (начало ве­щания — январь 1997 г.) - канал для детей, свободный от рекламы. В сотрудничестве со Швейцарской радио- и телекомпанией и Австрий­ским радио и телевидением ARD и транслируют через спутник про­грамму 3Sat, которая придерживается культурной тематики.

Общественно-правовое телевидение и радио финансируются в ос­новном за счет государственных дотаций и налогов с пользователей теле­радиоприемников. В 2004 г. государственные дотации в национальное и региональное телевидение и радио составили 9 млрд долл. Из них около 5 млрд получила компания ARD, около 1,5 млрд — ZDF, около 239 млн долл. — Deutschlandradio, около 176 млн — региональные и локальные радио- и телекомпании. Только около 10% финансирования обществен­но-правовых компаний — реклама. ARD и ZDF) право по договору с государством на 20 минут рекламы в течение суток. После 20:00 и по воскресеньям ARD и ZDF транслировать рекламу запрещено. В среднем в течение дневного эфира выходят до семи рекламных блоков. Средний ролик до 30 с приносит вещателю доход от 6 до 38 тыс. долл.

Лицензии коммерческим станциям выдаются земельными ведомства­ми по делам СМИ на базе соответствующих земельных законов.

Частные станции финансируются за счет продажи рекламного вре­мени. Согласно государственному договору 1987 г. между федеральными землями рекламное время в частных радио- и телекомпаниях не должно превышать 20% ежедневного эфирного времени. Этим же договором определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от публично-правовых компаний, частные телерадиокомпании могут да­вать рекламу и после 20:00, а также по воскресеньям и праздничным дням.

В 2004 г. телевидение получило от рекламы 4857,2 млн долл.

 

Доходы телеканалов от рекламы (2004)

Канал Объем, млн долл.
RTL 1406,7
SAT. 1 978,9
ProSieben 912,2
VOX 282,8
RTL II 263,6
Kabel 1 242,8
ARD 229,2
ZDF 140,4
Super RTL 123,4
n-tv 41,3
N24 30,2
Прочие частные телеканалы:  
федеральные и региональные 205,1
Всего 4857,2

 

Чтобы удержать свои позиции на фоне телевидения, считающегося более привлекательным СМИ, радио постаралось приспособиться к из­менившимся привычкам слушателей, используя для этого некоторые свои преимущества. Густая сеть коротковолновых станций позволяет одно­временно готовить программы как для целевых групп, так и для опреде­ленных регионов. Каждая из 10 публично-правовых телерадиокомпаний транслирует в своей зоне минимум 4 и максимум 8 радиопрограмм, струк­тура которых различна.

Около 200 федеральных и региональных станций работают в част­ном секторе.

Радио заработало на рекламе в 2004 г. более 779 млн долл. Основные средства так же, как и в случае с телевидением, ушли на частные каналы.

Кабельное и спутниковое телевидение в Германии не пользуется боль­шим коммерческим успехом, поскольку абонентская плата высока, а эфир­ные каналы предоставляют очень широкий ассортимент программ. Число абонентов кабельного и спутникового телевидения около 7 млн чел.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...