Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
В 1998 г. произошла либерализация рынка телефонии. Прежний монополист Telecom Italia был приватизирован, и в 1999 г. большая часть его акций перешла к группе Olivetti, которая, в свою очередь, в 2001 г. стала собственностью Pirelli. В настоящее время основными провайдерами на рынке международной телефонной связи являются: Telecom Italia, Infosdtrada (владеет Mannesman), Albacom (владелец Albacom Holding— British Telecom an Banca Nazionale del Lavoro-Eni and Mediaset), Tiscali (владелец — промышленник Ренато Copy). Услуги мобильной телефонии предоставляются четырьмя провайдерами — Tim-Telecom Italia Mobile, Omnitel-Vodafone, Wind {Enel, Deutsche Telekom, France telekom), Blu (Autostrade spa, British Telecom). В 2002 г. в Италии насчитывалось около 53 млн пользователей мобильных телефонов, а общий доход всех компаний на этом рынке составлял около 10,7 млрд долл. в год. В 2004 г. количество мобильных телефонов увеличилось до 55 млн. По этому показателю Италия занимает одно из лидирующих мест в мире. Количество фиксированных телефонных линий в 2004 г. приближалось к отметке 29 млн. Самые популярные провайдеры интернет-услуг Италии — компании Tiscali (4,8 млн абонентов), Libero, Italia on-line — Wind. Онлайновые СМИ Наиболее посещаемыми интернет-порталами являются поисковые системы www.msn.it, www.iibero.it, www.lycos.it, www.virgilio.it, позволяющие завести бесплатный почтовый ящик или собственную страницу, найти друзей в чатах, узнать последние новости. У 91 газетного издания имеется свой сайт. Лидирует по популярности сайт газеты La Repubblica. Ее электронную версию ежемесячно читают около 80 тыс. чел. В декабре 2003 г. количество зашедших на сайт газеты составляло 75 736 чел. Вторая по популярности — электронная версия // Corriere della sera (45 895 чел. в декабре 2003 г.), третья — La gazzetta dello sport (24 672 чел.). По данным Nielsen/Net Reitings, в Италии растет количество пользователей Интернета, в основном за счет домашних подключений. 42% домов имеет выход в Сеть, что ставит Италию по этому показателю на третье место в Европе после Германии и Англии. За 2004 г. число домашних пользователей увеличилось на 15%. Меняется привычный образ пользователя, который ассоциируется с мужчиной 18—49 лет (такими еще недавно были 63% пользователей). За последние два года их ряды пополнили женщины (+40%), дети (+102%), пожилые люди (+122%). Увеличилось число пользователей со средним образованием (+38%), домохозяек (+148%) и пенсионеров (+122%). Таким образом, Интернет демократизируется, его аудитория стареет и молодеет одновременно.
Наличие современных телекоммуникационных средств зависит от образовательного уровня главы семьи и от экономического положения семьи. Так, среди семей, чье материальное положение можно охарактеризовать как «превосходное», мобильными телефонами владеют 93%, ПК — 69,2%, имеют доступ к Интернету — 60,2%, к широкополосному Интернету — 30,7%. По-прежнему сохраняются различия между показателями на Юге и Севере (южная часть страны продолжает отставать по ряду показателей).
КАЗАХСТАН
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Республика Казахстан находится в Центральной Азии. Территория — 2717,3 тыс. км2. По площади занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; 2-е место по территории среди государств СНГ. Численность населения Казахстана (2005) составила 15 млн 740 тыс. чел., в том числе городского — 8594,9 тыс. (57%), сельского — 6479,3 тыс. чел. (43%). Плотность населения в целом по стране — 5,5 чел. на один км2. Крупнейшие города — ставшая с 1997 г. новой столицей — Астана (549 тыс. чел.), бывшая столица — Алма-Аты (1,2 млн чел.), а также Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск. Административно-территориально республика делится на 14 областей. Денежная единица — тенге.
Всего в Казахстане проживают представители 131 национальности. В составе населения Казахстана 53% казахов, русских — около одной трети, проживают крупные группы украинцев, немцев, татар, корейцев. Государственный язык — казахский. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным официально употребляется русский язык. Республика Казахстан является демократическим унитарным государством с президентской формой правления. Основные принципы независимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г. Президентом Казахстана с 1990 г. является Н. А. Назарбаев. Высший представительный орган страны с законодательными функциями — Парламент Казахстана — состоит из двух палат — Сената и Мажилиса. В 2000 г. Казахстану присвоен статус страны с рыночной экономикой и он был отнесен к странам переходной экономики. Рост ВВП в последние три года в республике колеблется в пределах 9—13,8%. За первое полугодие 2004 г. ВВП Казахстана вырос на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и составил 17,62 млрд долл. Законодательство о СМИ Деятельность СМИ регулируется конституцией, а также целым рядом законов: «О средствах массовой информации», «Об информатизации», «О государственной тайне», «О частном предпринимательстве», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе». Основным документом, устанавливающим государственные гарантии свободы СМИ, является Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации». За последние шесть лет он четыре раза претерпевал изменения, последние поправки были внесены от 31 января 2006 г. Этими законами запрещена цензура и гарантирована свобода слова, творчества и выражения в СМИ. Некоторые положения закона касаются экономических отношений в СМИ. Так, еженедельный объем теле- и радиопрограмм на государственном языке в СМИ по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир, но данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.
Пятая статья закона запрещает иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо или косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться или управлять более 20% акций казахстанских СМИ. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации (не распространяется на веб-сайты) является основанием для осуществления выпуска продукции СМИ. Статья седьмая запрещает принимать на должность главного редактора иностранного гражданина или лицо, не имеющее гражданства. Средства массовой информации, информационные агентства подлежат переучету в случаях смены собственника или его организационно-правовой формы, наименования, а также названия СМИ, изменения языка издания или вещания, территории распространения, основной тематической направленности. Закон также запрещает заполнять сетку вещания иностранными программами более чем на 20% от общего объема передач, требование не распространяется на кабельное и эфирно-кабельное вещание.
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА По данным статистики, на весну 2005 г. в Республике Казахстан зарегистрированы 2116 СМИ.
Динамика рынка СМИ (1999-2005)
От общего количества действующих СМИ 40% (838) приходится на г. Алма-Аты, 6% (130) — на г. Астана, 9% (189) — на Южно-Казахстанскую область. Государству принадлежит 490 СМИ, среди них: АО «Республиканская телерадиокорпорация "Казахстан"», АО «Агентство "Хабар"», ОАО «Республиканская газета "Егемен Казакстан"», ОАО «Республиканская газета "Казахстанская правда"», ЗАО «Казак газеттерЬ>, ОАО «Жас ор-кен», «Республиканский литературно-художественный журнал "Жалын"», ОАО «Казбаспасоз», АО «Национальная компания "Казахское информационное агентство"». Негосударственными являются 1626 СМИ.
Наряду с основными — казахским и русским языками, в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в числе которых украинский, польский, английский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, дунганский и др. Из общего числа СМИ они занимают 14%. С начала 2005 г. на информационном рынке Казахстана распространяется 2392 средства массовой информации иностранных государств, из них 2309 газет и журналов, также транслируется 83 телепрограммы. Широкое распространение в Казахстане имеют российские СМИ. Их доля на рынке иностранной медиапродукции республики составляет 90%. Наибольшим спросом пользуются газеты: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия», «Совершенно секретно», глянцевые журналы, программы телекомпаний НТВ, ТВЦ, Россия, «Первый Канал» и Ren-TV. Популярны издания и телепрограммы развлекательного характера, которые составляют 83% от числа иностранных СМИ. От общего числа наименований зарубежных СМИ 90% распространяются на русском языке, 5% — на английском и 5% на других языках. По данным компании TNS Gallup Media Asia, общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей в первом полугодии 2005 г. составил 207,6 млн долл., в аналогичный период 2004 г. — 135,1 млн долл. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил 53,7%. Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу — 74,9%, второе место по затратам занимает пресса (15,0%), затем наружная реклама (6,3%) и радио (3,9%). В Казахстане телевидение является приоритетным рекламоносителем. В телеэфире в течение полугода демонстрируются примерно 133,9 тыс. рекламных роликов общей продолжительностью 63,5 тыс. мин. Остальная часть рекламного рынка более чем наполовину занята прессой. Наметилась тенденция роста наружной рекламы. Причем, если в 2002 г. доли рекламных затрат на радио и в «наружке» были практически одинаковы, сейчас наблюдается рост рекламных бюджетов именно в секторе наружной рекламы. Казахстанский рекламный рынок составляет 0,5-0,7% от ВВП. На сегодняшний день в Казахстане около 40 рекламных агентств, оказывающих полный комплекс услуг. Официальных рейтингов рекламных агентств в стране пока не существует. Среди наиболее крупных и часто упоминаемых можно вьщелить: Das Marketing, Grand Advertising agency, Mark II Productions, Twiga, «Панда», APR Advertising Central Asia, Styx & Leo Burnett, Grey, Big Idea Group, Initiative Media, ST~Media, Ex TV Media, Metro, «Авангард», DMB&B Tengri, McCann Erickson, Star Media Co, MAD Group, Creative — II, Timer +, «Медиа Центр», «Неопрактика». Некоторые иностранные рекламные агентства открыли собственные офисы в Казахстане, некоторые имеют областные филиалы. Компании Ogilvy & Mather, BBDO, DMB+B и Lentis находятся в числе международных фирм, имеющих представительства в Алма-Аты. Одновременно наблюдается рост алма-атинской рекламной индустрии. Однако в регионах большинство теле- и радиостанций для привлечения рекламы пользуются своими собственными агентствами или работают с филиалами казахстанских агентств. Активно развивается рынок брокерских рекламных агентств, они действуют в качестве посредника, покупая блоки рекламного времени и продавая их потенциальным рекламодателям. A TV Media Advertising Agency — самое крупное агентство, обладающее эксклюзивным правом продажи рекламного времени телевидения и размещения наружной рекламы. Также компания работает в самом динамичном сегменте рынка — BTL-рекламе.
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей в первом полугодии 2005 г. составили 3,4 млн долл. — ] 1,0% от общего объема. Среди них такие крупнейшие банки, как «Валют-Транзит Банк» (544 774 долл., 17,2%), «ТуранАлем Банк» (400 965 долл., 9%), «Альянс Банк» (215 092 долл., 5,3%), транснациональные компании — Samsung (400 965 долл., 10,8%), Philip Morris Kazakhstan (270 300 долл., 7,9%), Gallaher Kazakstan LLC(317 958 долл., 10,5%), LG Electronics Almaty Kazakhstan (249 504 долл., 11,1%), национальные операторы — К Cell {Kazakhstan Cellular) (290 287 долл., 8,3%), водочный бренд Wimpex (259 425 долл., 5,4%), строительная корпорация «Куат» (485 159 долл., 14,2%). Реклама на территории Республики Казахстан, включая все виды рекламной активности, распространяется на казахском и русском языках. Реклама на казахском языке на телевидении и радио должна выходить в эфир равномерно в течение всего дня и по времени не должна быть менее суммарного ее объема на других языках. Запрещена реклама алкогольной продукции, табака и табачных изделий на телевидении и радио, на первых и последних страницах и обложках печатных изданий, а также в печатных изданиях, ориентированных на несовершеннолетних и в наружной рекламе. Среди основных тенденций развития казахстанских СМИ можно выделить следующие. 1. Увеличение количества СМИ, распространяемых на государственном языке. Наибольшее количество казахскоязычных масс-медиа сосредоточено в г. Алма-Аты (35%), Южно-Казахстанской области (22%) и Кызыл-Ординской области (11%). Абсолютное число русскоязычных СМИ также сосредоточены в г. Алма-Аты (52%), Карагандинской (9%) и Восточно-Казахстанской областях (7%). Требования Закона «О средствах массовой информации» (не менее 50% вещания на государственном языке) выполняют более 92,6% ТРК. В ряде регионов отдельные телерадиокомпании вешают преимущественно на казахском языке. В рамках государственной информационной политики ежегодно проводится размещение госзаказа, финансируемого из бюджета. Право получения этого заказа определяется по результатам конкурсов среди СМИ, независимо от их формы собственности. Эта мера позволила создать равные условия в получении финансовой поддержки государства, как для государственной, так и негосударственной прессы и электронных СМИ. К числу получивших госзаказы относятся как республиканские «Рахат ТВ», «31 канал», НТК, AC-ТВ, так и региональные каналы — «Эра-ТВ» (г. Астана), КТВ-5 (г. Усть-Каменогорск), «Адал-ТВ» (г. Атырау), «Пав-лодартелерадио», радио «Дидар» (г. Жезказган), радио «Кустанайские новости». На «Рахат-ТВ» и «31 канале» выходят 16 телевизионных программ на государственном языке, посредством которых реализуется государственная социально-экономическая, культурно-образовательная политика (в рамках приоритетов стратегии «Казахстан-2030» и стратегии индустриального развития Казахстана). В числе положительных примеров качественного выполнения госзаказа можно назвать каналы «КТК-7» (г. Павлодар) и «5 канал» (г. Караганда), чьи программы образовательно-познавательного характера на казахском языке полностью отвечают тематическому направлению выигранного ими лота. 2. Увеличение охвата вещания и распространения СМИ. По сравнению с 2004 г. количество СМИ, распространяющихся на территории всей республики, возросло на 13%, областных на 9%, городских на 3%, районных на 4%, на 21% возросло распространение национальных СМИ на территории других стран. 3. Увеличение доли негосударственных СМИ. По сравнению с 2004 г. средства массовой информации, собственниками которых являются ТОО, возросли на 9%, физические лица — 31%, негосударственные учреждения — 6%, общественные объединения — 9%. 4. Возрастание роли региональных СМИ. Многие региональные СМИ развиваются под патронажем местных органов государственного управления (акиматов) и освещают их повседневную деятельность. Районные акиматы стремятся создавать свои телестудии для разъяснительной работы с населением и распространения районных блоков новостей. Некоторые региональные СМИ отстаивают интересы местных финансово-промышленных групп. В результате происходит конкуренция интересов частного и государственного капитала. Среди значительных событий, повлиявших на развитие медиапрос-транства в Казахстане за последние три года, следует отметить: Третий евразийский медиафорум (2004 г.); III Конгресс журналистов; Молодежный форум «Кольцо Евразии»; Открытие телевизионного канала CaspioNet, выпуск новых газет и журналов на казахском языке; переход телеканала «Тан» в собственность медиахолдинга «31 канал». В настоящее время в Казахстане разрабатывается новый закон о СМИ, который будет направлен на защиту прав журналистов и приведен в соответствие с международным правом. Концерны Список крупнейших медиахолдингов Казахстана включает в себя следующие компании. Полугосударственный медиахолдинг «Агентство Хабар». В состав холдинга входят следующие подразделения: телевизионный канал «Хабар»; спутниковый канал Caspio Net; телеканал «ЕЛ арна»; радио «Хит FM — Хабар»; интернет-портал www.khabar.kz. Медиахолдинг «31 канал». Это самый прозрачный в Казахстане, он включает в себя: «Радио 31», телекомпанию «Тан», еженедельник «Мегаполис», газеты «Мегаполис-Недвижимость» и «Мегаполис-За рулем», журнал «Агропром», издательский дом «Мегаполис». Компания вправе называться транснациональной, так как недавно состоялась покупка «Независимого Бишкекского телевидения». Это первый выход казахстанских телерадиокомпаний на соседние рынки. В SHAНAR MEDIA GROUP входит: HIT TV; радио SHAHAR FM 102,2; АРТ-центр SHAHAR; анимационная группа Zip-Zag; информационно-развлекательный портал www.shahar.kz; издательский дом SHAHAR (журнал Zip-magazine, журнал.57//1#,4Я-культура). Недавно состоялась презентация нового медиахолдинга «Рауан Медиа Групп», создаваемого ЗАО «НК "КазМунайГаз"». Предполагается, что он объединит новый канал НТВ-Казахстан, радио NS, газеты «Известия-Казахстан» и «Комсомольская правда-Казахстан». Готовится проект крупного бизнес-издания, подобного российскому «Коммерсанту». Также рассматривается вопрос о создании совместно с «Интерфаксом» нового информационного агентства. Львиная доля в бюджет нового холдинга должна поступить от государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз».
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Газеты В Республике Казахстан на январь 2005 г. зарегистрировано 1327 газет. Среди них 304 государственных и 1023 негосударственных. 306 газет издаются на казахском и 489 на русском, 108 выходят на трех и более языках, 424 издаются на двух языках. Крупнейшие газеты на казахском языке — «Жас Алаш», «Егемен Казахстан», «Алматы Акшамы», «Ана Тип», «Туркестан»; русскоязычные газеты — «Казахстанская правда», «Экспресс К», «Литер», «Вечерний Алматы», «Время», «НП», «Панорама».
Периодичность выхода еженедельных газет
Лидеры в сегменте ежедневных общественно-политических газет — это «Казахстанская правда» {60 тыс. экз.) — формат А2, «Литер» (32 тыс. экз.) — А2, «Егемен Казахстан / Суверенный Казахстан» (32 тыс. экз.) — А2, «Айкын» (35 тыс. экз.) — А2, «Жас Алаш / Наше братство» (133 тыс. экз.) — А2, «Известия-Казахстан» (10 тыс. экз.) — А2.
Периодичность выхода ежемесячных газет
Лидеры среди рекламно-информационных массовых газет: «Караван» (225 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Время» (180 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Экспресс-К» (94 тыс. экз.) — А2, ежеднев.; «Экспресс-пятница» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «АиФ-Казахстан» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Рек-Тайм» (60 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Комсомольская правда-Казахстан» (60 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Мегаполис» (30 тыс. экз.) — A3, еженед. Среди общественно-политических еженедельников — «Новое Поколение» (35 тыс.) — А2, «Ана тип»/«Родной язык» (25 тыс.) — А2, Central Asia Monitor (10 тыс.) — А2, «Республика» (10 тыс.) — А2, «Туркестан» (5 тыс.)— А2. Среди газет, посвященных бизнесу и экономике, выделяются еженедельники «Панорама» (18 тыс. — А2) и «Деловая неделя» (11 тыс. — А2). Партийная пресса Казахстана развита слабо. Политические партии не стремятся создавать свои печатные органы, предпочитая финансировать и проводить свою агитацию через популярные и многотиражные издания страны. Из официальных партийных газет в Казахстане издается газета «Правда Казахстана» (Коммунистическая партия Казахстана), газета «Асар-Казахстан» (партия «Асар»), газета «Эпоха» принадлежит партии «Ак-жол», также эта партия издает «Ак-Жол — Казахстан», политическая партия «Отан» — газеты «Страна и Мир», «Алтын Орда». Все эти газеты, как правило, выходят не регулярно и имеют большие проблемы с распространением. Широко на газетном рынке Казахстана представлены специальные и отраслевые издания, среди них бесплатный еженедельник о ценах на IT-продукцию «Компьютеры, Интернет, Телекоммуникации (КИТ)», автомобильный еженедельник «Колеса», Start GAME — еженедельник о киберспорте, ежемесячная газета «Мобильник», литературное обозрение «Книголюб», газеты «Аграрный Казахстан» и «Правовой вестник», информационно-аналитическая газета «Казахстанский фармацевтический вестник», спортивная газета «Проспорт», ежемесячная газета «Журналист». По данным компании TNS Gallup Media Asia, объем рынка рекламы в казахстанской прессе в первом полугодии 2005 г. составил 31,1 млн долл. По сравнению с тем же периодом 2004 г. рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 33,9%. За первое полугодие 2005 г. общая площадь рекламных объявлений составила 8,3 млн см2, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2004 г. Самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на рекламные издания — 12 млн долл. (39% от общего объема). Абсолютным лидером здесь является газета «Плюс». В этом издании рекламодатели разместили свою рекламу на 5 млн долл., что составляет 40,8% от рекламного бюджета рекламных изданий в первом полугодии 2005 г. Ведущие рекламные издания — «Плюс» (345 тыс.), «Из рук в руки» (40 тыс.) и «Колеса» (25 тыс.). Бюджет этой тройки составил 8,2 млн долл. — 67,8% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий. В тройке лидеров по объему рекламного бюджета среди ежедневных изданий: «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и «Экспресс К». С января по июнь 2005 г. рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих газет на 3,5 млн долл., что составило 92% от общего рекламного бюджета ежедневных изданий. Первое место среди еженедельных газет по объему рекламного бюджета занимает газета «Караван», на ее страницах разместился 51% общего рекламного бюджета всех еженедельных изданий (5 млн долл.). Лидеры по объему рекламного бюджета среди еженедельников — «Караван», «Время» и «Панорама». Суммарный рекламный бюджет этих трех газет составляет 76,2% от рекламного бюджета еженедельных изданий. Журналы На 1 января 2005 г. в стране зарегистрирован 591 журнал, из них 161 издается государством и 430 — негосударственными компаниями. На русском языке выходят 206 изданий, на казахском языке печатаются 56 и на казахско-русском издаются 190 журналов.
Периодичность выхода журналов
Рынок журналов Казахстана — самый насыщенный на всем постсоветском азиатском пространстве. Однако он не отличается высокими тиражами и прибыльностью. Лидерами по тиражам, как и везде, остаются глянцевые издания: ежемесячный Cosmopolitan-Казахстан (10 тыс. экз., Independent Media); журнал «Рандеву» (10 тыс. экз., 6 раз в год, Рандеву-Пресс); журнал ассоциации деловых женщин «Зеркало» (5 тыс., ежемесячно); Harper's Bazaar Казахстан (10 тыс. экз., ежемесячно); женский журнал «Сезон» (10 тыс. экз., 10 раз в год, ТОО «Сезон»), мужской журнал «ДМ» (10 тыс. экз., 7 раз в год, ТОО «Сезон»), развлекательный журнал Афиша KZ(5 тыс. экз., раз в 2 недели), молодежный ежемесячный журнал Zip magazine. Среди деловых и общественно-политических журналов выделяются еженедельник «Эксперт-Казахстан» (6 тыс. экз., «Эксперт»), ежемесячный журнал «Деловой мир» (5 тыс. экз.), ежемесячный деловой журнал National Business (5 тыс. экз., Business Madia Group), общественно-политический еженедельник «Континент» (8 тыс. экз., раз в 2 недели), ежемесячный общественно-политический журнал «Мысль» (1650 экз., Министерство культуры). Среди литературных журналов можно выделить «Жалын» (12 тыс. экз., ежемесячный, агентство по культуре); «Простор» (2 тыс. экз., 6 раз в полугодие, Союз писателей), «Нива» (] тыс. экз., ежемесячный, «Казахстанская Правда»); «Апполинарий» (1 тыс. экз., «Мусагет»); «Жул-дыз» (1,5 тыс. экз., ежемесячный, Союз писателей). Культурологические журналы Казахстана представлены изданиями «Тан-Шолпан» (8 тыс. экз., ежемесячный, «Жана Жалын»); 5/ш/шг-культура (5 тыс. экз., раз в 3 месяца, Shahar); «Тамыр/Корни» (1 тыс. экз., ежеквартальный); «Айт/Говори» (1 тыс. экз., ежемесячный, фонд «Рух Мирас»); «Акикат/Культура» (1 тыс. экз., ежемесячный, Министерство культуры). Широко представлены отраслевые и специальные издания: «Автокруиз» (5 тыс. экз., 8 раз в год); нефтяной ежемесячник ОН Watch; «7 нот» (8 тыс. экз., 8 раз в год), «Маркетинг товаров и услуг» (10 тыс. экз., ежемесячный); отраслевой журнал Petroleum (2 тыс. экз., 6 номеров в год, издательство «Терра»). Рынок рекламы в журналах активно развивается и составляет 20,3% (6,3 млн долл.) от общего рекламного бюджета прессы на 2005 г. Среди ежеквартальных журналов лидирует «Рандеву», рекламный бюджет которого — 140 тыс. долл. (35,1% от общего рекламного бюджета данной категории). На второй позиции по рекламному бюджету находится журнал «Шоколад». На размещение в нем рекламы было затрачено 77,4 тыс. долл. (19,4%). На третьем месте журнал «Зеркало» с рекламным бюджетом 65 тыс. долл. (16,3%). Среди ежемесячных журналов лидером является Cosmopolitan -Казахстан — 1,3 млн долл., что составляет 29,4% от общего рекламного бюджета ежемесячных журналов. На второй и третьей позиции — журналы «Сезон» и «Афиша KZ». Их рекламные бюджеты составили соответственно 739,7 тыс. долл. (16,9%) и 481,7 тыс. долл. (11%). Еженедельных журналов на рынке пока еще не так много. Лидирующую позицию по рекламному бюджету среди них занимает журнал «Лиза в Казахстане». На размещение рекламных сообщений в этом издании рекламодатели потратили 818,2 тыс. долл., что составило 52,9% от общего рекламного бюджета еженедельных журналов. В данную категорию также входят журналы «Отдохни» (рекламный бюджет 387,5 тыс. долл. — 25,1%) и «Эксперт-Казахстан» (340,1 тыс. долл. — 22,0%).
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ Телевидение По данным исследования, проведенного агентствами БРИФ и Gallup Media Asia в 2001 г., 81,4% респондентов отметили, что имеют по крайней мере один телевизор, более 50% из опрошенных респондентов имеют телевизор с дистанционным управлением. Большинство зрителей используют обычные (внешние и комнатные) антенны для получения сигналов. Опрос также показал, что только 5,4% домохозяйств имеют кабельное телевидение и всего лишь 0,8% — спутниковую антенну. В Республике Казахстан на 1 января 2005 г. зарегистрировано 147 телекомпаний, 19 из них принадлежат государству, негосударственных — 128. В эфир на казахском языке выходят 4 канала, 5 телеканалов транслируются только на русском, 101 телеканал вещает на двух языках, а 37 каналов выходят с передачами на трех и более языках. К республиканским телеканалам относятся: «Хабар», «Ел Арна», «Казахстан» и «Первый Канал-Евразия». Их могут смотреть от 87 до 94% потенциальных казахстанских телезрителей. Пик активности частных телерадиокомпаний пришелся на 1996 г., тогда в республике их насчитывалось около 50. В результате конкурентной борьбы к 2002 г. их количество снизилось до 30. Основная часть сосредоточена в крупных городах: только в Алма-Аты вещают 11 телеканалов. Из негосударственных телевизионных компаний крупнейшими являются Коммерческий телевизионный канал (КТК), Независимый телеканал (НТК) и «31 канал», стремящиеся получить статус национальных телевешателей. Рейтинг телеканалов на 2004 г., по данным компании TNS Gallup Media Asia: «Первый Канал-Евразия», КТК, НТК, «Ел Арна», «31 канал», «Хабар», «Казахстан», «Рахат». Поданным на 1 июня 2005 г. АО «Казтелерадио», охват территории телевизионными и радиопрограммами республиканских каналов составляет: «Казахстан» — 93%, «Хабар» — 92%, «Первый Канал-Евразия» — 78,5%, «Ел Арна» - 62%. Границы охвата зрителей местными негосударственными станциями в крупных городах Казахстана обычно варьируются в зависимости от региона, но редко превышают границы города, при распространении сигнала радиусом 30—50 км и обычном использовании передатчиков мощностью от 50 до 100 ватт. В сельских регионах зрители в основном принимают только государственные каналы с хорошо развитой трансляционной сетью. Казахстанские телекомпании получают программный продукт из нескольких источников: ♦ собственное производство телепрограмм; ♦ независимые студии по производству программ; ♦ программы российских сетей; ♦ иностранные программы. Государственное телевидение. «Первый Канал-Евразия» — лидер по рейтингам. Самостоятельно он вещает в Казахстане уже четыре года. Канал вырос на базе региональной структуры Общественного российского телевидения в Казахстане — «Евразия+ОРТ». Секрет его успеха — в сетке вещания, выстроенной по принципам максимально удобного для среднестатистического телезрителя времени, в ориентации на программы, удовлетворяющие вкусы и предпочтения большинства телезрителей различных категорий, в максимальном охвате аудитории. Телеканал «Хабар» — государственный информационно-аналитический телеканал. Создан в 1995 г. на базе информационной службы казахского ТВ, его первоначальное название — Национальное телевизионное информационное агентство (НТИА). Ведущий национальный канал страны, вещающий на казахском и русском языках, более чем для 13 млн потенциальных зрителей. В компании работают более 600 сотрудников. Производство программ в основном собственное. Канал первым стал создавать успешные отечественные сериалы («Перекресток», «Саранча»), Программы на казахском языке (50% от всех транслируемых программ), как и программы социально-политической и гуманитарной направленности, по некоторым параметрам снижают рейтинги телеканала, но «Хабар» транслирует их, учитывая интересы различных групп населения. Он первым стал транслировать новости за неделю на английском языке. Телеканал «Казахстан» — самый старый вещательный канал, которому в наследство от советского периода достался огромный архив кинодокументов и хорошо развитая телевизионная сеть. Это единственный телеканал, где в дополнение к программам на казахском и русском языках существуют программы на уйгурском, немецком и корейском языках. В 2001 г. управление телеканалом взяло на себя информационное агентство «Хабар». Аудитория канала преимущественно казахоязыч-ная, жители сельских районов и небольших городов. «Ел Арна» — телевизионный развлекательный канал, с потенциальной аудиторией 9,5 млн зрителей. Вешание ведется на казахском и русском языках. Приоритет вещания — демонстрация художественных фильмов, телесериалов, образовательных и культурологических программ. Является подразделением агентства «Хабар». Анализ сетки вещания национального канала «Хабар» и «Ел Арна» показывает, что 50% вещания составляют фильмы иностранного производства, в том числе североамериканского и латиноамериканского (ГЛОБО), 30% — китайского, 15% — российско-советского и 5% — казахского производства. Коммерческое телевидение. КТК вешает на Алма-Аты и региональные центры республики. Удачный дизайн заставок и передач, продуманная сетка вещания, частое появление новых шоу-программ, популярные дикторы новостных программ вывели КТК в лидеры негосударственных коммерческих телеканалов. Канал НТК — первый национальный частный канал, вещающий почти на все население республики. Он позиционируется как канал для активных людей молодого возраста. Производство собственного программного продукта на телеканале вызывает повышенный интерес к нему со стороны рекламодателей услуг и товаров для молодежи. Спутниковое ТВ. Республиканский спутниковый канал Caspio Net — круглосуточный информационный канал с охватом территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и Северной части Африки. Потенциальными зрителями Caspio Net являются 99 млн подписчиков. Приоритет в вещании — новости. Блоки вешания готовятся на казахском, русском и английском языках. Caspio Net ставит целью информировать телезрителей обо всех значимых событиях, происходящих в странах Каспийского региона и всей Центральной Азии. Принадлежит агентству «Хабар». Рынок спутникового и кабельного ТВ поделили два игрока — компания спутникового телевидения ЗАО «КАТЕЛКО плюс» и оператор кабельного телевидения ЗАО «Алма ТВ». ЗАО «КАТЕЛКО плюс» работает в 20 городах республики. Цифровой приемник и спутниковая антенна после заключения договора переходят в частную собственность клиента. Телевизионные и радиопрограммы принимаются индивидуальной антенной через космический спутник-ретранслятор, сигнал на который поступает от наземных передающих станций. Ежемесячная абонентская плата составляет 13,8 долл. Базовый пакет программ состоит из 14 каналов. Его основной конкурент кабельный гигант ЗАО «Алма ТВ» работает в четырех городах Казахстана — Алма-Аты, Актау, Караганде, Усть-Каменогорске. У него 100 тыс. абонентов. «Алма ТВ» транслирует 60 программ телевидения в 11 разных пакетах. В самом дешевом — универсальном пакете — 25 каналов, ежемесячная плата — 10 долл. Предлагают также пакеты «супервижн» и «элитный» — 15,7 долл. и 37,5 долл. в мес. соответственно, где телеканалов больше. Основной недостаток — отсутствие в абонентском пакете каналов ТНТ и ОРТ-Казахстан. Компания не производит собственных медиапродуктов, поэтому не считает себя СМИ. Основные держатели акций — американская компания Metromedia International Telecommunications Inc. и казахстанский соучредитель ОАО Com in vest. Основным барьером для развития коммерческого спутникового вещания является обыкновенное пиратство. Казахстанцы привыкли к дешевым поддельным декодерам и принимают российские и зарубежные спутниковые каналы. Нелегальными спутниковыми карточками приторговывают даже солидные салоны связи. Закрытые российские и западные спутниковые телеканалы в республике легально смотрят около половины зрителей. Объем «черного рынка» спутникового ТВ оценивается примерно в 3 млн долл. в год. Цифровое ТВ. «31 канал» начал свое вещание в октябре 1992 г. Три основных составляющих сегодняшнего эфира — новости, высокорейтинговые сериалы и фильмы, программы для широкой аудитории. Канал не демонстрирует своей принадлежности к определенным экономическим или политическим кругам. Вещание ведется на русском и казахском языках, С июля 2003 г. «31 канал» перешел на новое качественное цифровое вещание со спутника Intelsat 904. В зону уверенного приема сигнала «31 канала», кроме Казахстана и центральной части России, входят страны Центральной Азии, в том числе Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и др. Сеть регионального вещания компании в настоящее время является одной из самых крупных в Средней Азии и Казахстане. Сегодня это — 31 компания республики и ближнего зарубежья. Представители компании работают во всех крупных городах Казахстана. Hit TV стал первым опытом внедрения полностью музыкального форматного телевидения, первым опытом внедрения в Казахстане серверного вещания в цифровом формате и первым опытом рекламного компьютерного программирования на местном телевизионном р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|