Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




В 1998 г. произошла либерализация рынка телефонии. Прежний монополист Telecom Italia был приватизирован, и в 1999 г. большая часть его акций перешла к группе Olivetti, которая, в свою очередь, в 2001 г. стала собственностью Pirelli.

В настоящее время основными провайдерами на рынке междуна­родной телефонной связи являются: Telecom Italia, Infosdtrada (владеет Mannesman), Albacom (владелец Albacom Holding— British Telecom an Banca Nazionale del Lavoro-Eni and Mediaset), Tiscali (владелец — промышлен­ник Ренато Copy).

Услуги мобильной телефонии предоставляются четырьмя провайде­рами — Tim-Telecom Italia Mobile, Omnitel-Vodafone, Wind {Enel, Deutsche Telekom, France telekom), Blu (Autostrade spa, British Telecom).

В 2002 г. в Италии насчитывалось около 53 млн пользователей мо­бильных телефонов, а общий доход всех компаний на этом рынке со­ставлял около 10,7 млрд долл. в год. В 2004 г. количество мобильных телефонов увеличилось до 55 млн. По этому показателю Италия занима­ет одно из лидирующих мест в мире. Количество фиксированных теле­фонных линий в 2004 г. приближалось к отметке 29 млн.

Самые популярные провайдеры интернет-услуг Италии — компа­нии Tiscali (4,8 млн абонентов), Libero, Italia on-line — Wind.

Онлайновые СМИ

Наиболее посещаемыми интернет-порталами являются поисковые системы www.msn.it, www.iibero.it, www.lycos.it, www.virgilio.it, позволяю­щие завести бесплатный почтовый ящик или собственную страницу, найти друзей в чатах, узнать последние новости.

У 91 газетного издания имеется свой сайт. Лидирует по популярно­сти сайт газеты La Repubblica. Ее электронную версию ежемесячно чита­ют около 80 тыс. чел. В декабре 2003 г. количество зашедших на сайт газеты составляло 75 736 чел. Вторая по популярности — электронная версия // Corriere della sera (45 895 чел. в декабре 2003 г.), третья — La gazzetta dello sport (24 672 чел.).

По данным Nielsen/Net Reitings, в Италии растет количество пользо­вателей Интернета, в основном за счет домашних подключений. 42% домов имеет выход в Сеть, что ставит Италию по этому показателю на третье место в Европе после Германии и Англии. За 2004 г. число домашних пользователей увеличилось на 15%. Меняется привычный образ пользо­вателя, который ассоциируется с мужчиной 18—49 лет (такими еще недавно были 63% пользователей). За последние два года их ряды пополнили женщины (+40%), дети (+102%), пожилые люди (+122%). Увеличилось число пользователей со средним образованием (+38%), домохозяек (+148%) и пенсионеров (+122%). Таким образом, Интернет демократи­зируется, его аудитория стареет и молодеет одновременно.

Наличие современных телекоммуникационных средств зависит от образовательного уровня главы семьи и от экономического положения семьи. Так, среди семей, чье материальное положение можно охаракте­ризовать как «превосходное», мобильными телефонами владеют 93%, ПК — 69,2%, имеют доступ к Интернету — 60,2%, к широкополосному Интернету — 30,7%. По-прежнему сохраняются различия между показателями на Юге и Севере (южная часть страны продолжает отставать по ряду показателей).

 

 

КАЗАХСТАН

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Республика Казахстан находится в Центральной Азии. Территория — 2717,3 тыс. км2. По площади занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; 2-е место по территории среди государств СНГ.

Численность населения Казахстана (2005) составила 15 млн 740 тыс. чел., в том числе городского — 8594,9 тыс. (57%), сельского — 6479,3 тыс. чел. (43%). Плотность населения в целом по стране — 5,5 чел. на один км2. Крупнейшие города — ставшая с 1997 г. новой столицей — Астана (549 тыс. чел.), бывшая столица — Алма-Аты (1,2 млн чел.), а также Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск. Административно-территориаль­но республика делится на 14 областей.

Денежная единица — тенге.

Всего в Казахстане проживают представители 131 национальности. В составе населения Казахстана 53% казахов, русских — около одной трети, проживают крупные группы украинцев, немцев, татар, корейцев. Государственный язык — казахский. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным офици­ально употребляется русский язык.

Республика Казахстан является демократическим унитарным госу­дарством с президентской формой правления. Основные принципы не­зависимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г.

Президентом Казахстана с 1990 г. является Н. А. Назарбаев.

Высший представительный орган страны с законодательными функ­циями — Парламент Казахстана — состоит из двух палат — Сената и

Мажилиса.

В 2000 г. Казахстану присвоен статус страны с рыночной экономи­кой и он был отнесен к странам переходной экономики.

Рост ВВП в последние три года в республике колеблется в пределах 9—13,8%. За первое полугодие 2004 г. ВВП Казахстана вырос на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и составил 17,62 млрд долл.

Законодательство о СМИ

Деятельность СМИ регулируется конституцией, а также целым ря­дом законов: «О средствах массовой информации», «Об информатиза­ции», «О государственной тайне», «О частном предпринимательстве», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе».

Основным документом, устанавливающим государственные гаран­тии свободы СМИ, является Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации». За последние шесть лет он четыре раза претерпевал изменения, последние поправки были внесены от 31 января 2006 г.

Этими законами запрещена цензура и гарантирована свобода слова, творчества и выражения в СМИ.

Некоторые положения закона касаются экономических отношений в СМИ. Так, еженедельный объем теле- и радиопрограмм на государствен­ном языке в СМИ по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир, но данное требование не рас­пространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.

Пятая статья закона запрещает иностранным физическим и юриди­ческим лицам, лицам без гражданства прямо или косвенно владеть, пользо­ваться, распоряжаться или управлять более 20% акций казахстанских СМИ. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации (не распространяется на веб-сайты) является основанием для осуществле­ния выпуска продукции СМИ. Статья седьмая запрещает принимать на должность главного редактора иностранного гражданина или лицо, не имеющее гражданства.

Средства массовой информации, информационные агентства под­лежат переучету в случаях смены собственника или его организационно-правовой формы, наименования, а также названия СМИ, изменения языка издания или вещания, территории распространения, основной темати­ческой направленности.

Закон также запрещает заполнять сетку вещания иностранными программами более чем на 20% от общего объема передач, требование не распространяется на кабельное и эфирно-кабельное вещание.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

По данным статистики, на весну 2005 г. в Республике Казахстан за­регистрированы 2116 СМИ.

 

Динамика рынка СМИ (1999-2005)

 

СМИ Общее количество наименований
1999 г. 2005 Г.
Газеты   1 327
Журналы    
Телерадиокомпании    
Информационные агентства    
Всего 1 016 2 116

 

От общего количества действующих СМИ 40% (838) приходится на г. Алма-Аты, 6% (130) — на г. Астана, 9% (189) — на Южно-Казахстан­скую область.

Государству принадлежит 490 СМИ, среди них: АО «Республикан­ская телерадиокорпорация "Казахстан"», АО «Агентство "Хабар"», ОАО «Республиканская газета "Егемен Казакстан"», ОАО «Республиканская газета "Казахстанская правда"», ЗАО «Казак газеттерЬ>, ОАО «Жас ор-кен», «Республиканский литературно-художественный журнал "Жалын"», ОАО «Казбаспасоз», АО «Национальная компания "Казахское инфор­мационное агентство"». Негосударственными являются 1626 СМИ.

Наряду с основными — казахским и русским языками, в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в числе которых украинский, польский, английский, немецкий, корей­ский, уйгурский, турецкий, дунганский и др. Из общего числа СМИ они

занимают 14%.

С начала 2005 г. на информационном рынке Казахстана распростра­няется 2392 средства массовой информации иностранных государств, из них 2309 газет и журналов, также транслируется 83 телепрограммы.

Широкое распространение в Казахстане имеют российские СМИ. Их доля на рынке иностранной медиапродукции республики составляет 90%. Наибольшим спросом пользуются газеты: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия», «Совершенно секретно», глянце­вые журналы, программы телекомпаний НТВ, ТВЦ, Россия, «Первый Канал» и Ren-TV. Популярны издания и телепрограммы развлекатель­ного характера, которые составляют 83% от числа иностранных СМИ.

От общего числа наименований зарубежных СМИ 90% распростра­няются на русском языке, 5% — на английском и 5% на других языках.

По данным компании TNS Gallup Media Asia, общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей в первом полугодии 2005 г. составил 207,6 млн долл., в аналогичный период 2004 г. — 135,1 млн долл. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил 53,7%. Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рек­ламу — 74,9%, второе место по затратам занимает пресса (15,0%), затем наружная реклама (6,3%) и радио (3,9%).

В Казахстане телевидение является приоритетным рекламоносителем. В телеэфире в течение полугода демонстрируются примерно 133,9 тыс. рек­ламных роликов общей продолжительностью 63,5 тыс. мин. Остальная часть рекламного рынка более чем наполовину занята прессой. Наметилась тен­денция роста наружной рекламы. Причем, если в 2002 г. доли рекламных затрат на радио и в «наружке» были практически одинаковы, сейчас наблю­дается рост рекламных бюджетов именно в секторе наружной рекламы. Казахстанский рекламный рынок составляет 0,5-0,7% от ВВП.

На сегодняшний день в Казахстане около 40 рекламных агентств, оказывающих полный комплекс услуг. Официальных рейтингов реклам­ных агентств в стране пока не существует. Среди наиболее крупных и часто упоминаемых можно вьщелить: Das Marketing, Grand Advertising agency, Mark II Productions, Twiga, «Панда», APR Advertising Central Asia, Styx & Leo Burnett, Grey, Big Idea Group, Initiative Media, ST~Media, Ex TV Media, Metro, «Авангард», DMB&B Tengri, McCann Erickson, Star Media Co, MAD Group, Creative — II, Timer +, «Медиа Центр», «Неопрактика».

Некоторые иностранные рекламные агентства открыли собственные офисы в Казахстане, некоторые имеют областные филиалы. Компании Ogilvy & Mather, BBDO, DMB+B и Lentis находятся в числе международных фирм, имеющих представительства в Алма-Аты. Одновременно наблюдается рост алма-атинской рекламной индустрии. Однако в регионах большинство теле- и радиостанций для привлечения рекламы пользуются своими собственны­ми агентствами или работают с филиалами казахстанских агентств. Актив­но развивается рынок брокерских рекламных агентств, они действуют в качестве посредника, покупая блоки рекламного времени и продавая их потенциальным рекламодателям. A TV Media Advertising Agency — самое крупное агентство, обладающее эксклюзивным правом продажи рекламного време­ни телевидения и размещения наружной рекламы. Также компания работа­ет в самом динамичном сегменте рынка — BTL-рекламе.

Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодате­лей в первом полугодии 2005 г. составили 3,4 млн долл. — ] 1,0% от об­щего объема. Среди них такие крупнейшие банки, как «Валют-Транзит Банк» (544 774 долл., 17,2%), «ТуранАлем Банк» (400 965 долл., 9%), «Альянс Банк» (215 092 долл., 5,3%), транснациональные компании — Samsung (400 965 долл., 10,8%), Philip Morris Kazakhstan (270 300 долл., 7,9%), Gallaher Kazakstan LLC(317 958 долл., 10,5%), LG Electronics Almaty Kazakhstan (249 504 долл., 11,1%), национальные операторы — К Cell {Kazakhstan Cellular) (290 287 долл., 8,3%), водочный бренд Wimpex (259 425 долл., 5,4%), строительная корпорация «Куат» (485 159 долл., 14,2%).

Реклама на территории Республики Казахстан, включая все виды рекламной активности, распространяется на казахском и русском язы­ках. Реклама на казахском языке на телевидении и радио должна выхо­дить в эфир равномерно в течение всего дня и по времени не должна быть менее суммарного ее объема на других языках.

Запрещена реклама алкогольной продукции, табака и табачных из­делий на телевидении и радио, на первых и последних страницах и об­ложках печатных изданий, а также в печатных изданиях, ориентирован­ных на несовершеннолетних и в наружной рекламе.

Среди основных тенденций развития казахстанских СМИ можно выделить следующие.

1. Увеличение количества СМИ, распространяемых на государствен­ном языке.

Наибольшее количество казахскоязычных масс-медиа сосредоточе­но в г. Алма-Аты (35%), Южно-Казахстанской области (22%) и Кызыл-Ординской области (11%). Абсолютное число русскоязычных СМИ также сосредоточены в г. Алма-Аты (52%), Карагандинской (9%) и Восточно-Ка­захстанской областях (7%). Требования Закона «О средствах массовой ин­формации» (не менее 50% вещания на государственном языке) выполняют более 92,6% ТРК. В ряде регионов отдельные телерадиокомпании веша­ют преимущественно на казахском языке. В рамках государственной информационной политики ежегодно проводится размещение госзака­за, финансируемого из бюджета. Право получения этого заказа опреде­ляется по результатам конкурсов среди СМИ, независимо от их формы собственности. Эта мера позволила создать равные условия в получении финансовой поддержки государства, как для государственной, так и не­государственной прессы и электронных СМИ.

К числу получивших госзаказы относятся как республиканские «Рахат ТВ», «31 канал», НТК, AC-ТВ, так и региональные каналы — «Эра-ТВ» (г. Астана), КТВ-5 (г. Усть-Каменогорск), «Адал-ТВ» (г. Атырау), «Пав-лодартелерадио», радио «Дидар» (г. Жезказган), радио «Кустанайские новости». На «Рахат-ТВ» и «31 канале» выходят 16 телевизионных про­грамм на государственном языке, посредством которых реализуется го­сударственная социально-экономическая, культурно-образовательная политика (в рамках приоритетов стратегии «Казахстан-2030» и страте­гии индустриального развития Казахстана). В числе положительных примеров качественного выполнения госзаказа можно назвать каналы «КТК-7» (г. Павлодар) и «5 канал» (г. Караганда), чьи программы обра­зовательно-познавательного характера на казахском языке полностью отвечают тематическому направлению выигранного ими лота.

2. Увеличение охвата вещания и распространения СМИ.

По сравнению с 2004 г. количество СМИ, распространяющихся на территории всей республики, возросло на 13%, областных на 9%, город­ских на 3%, районных на 4%, на 21% возросло распространение нацио­нальных СМИ на территории других стран.

3. Увеличение доли негосударственных СМИ.

По сравнению с 2004 г. средства массовой информации, собственника­ми которых являются ТОО, возросли на 9%, физические лица — 31%, не­государственные учреждения — 6%, общественные объединения — 9%.

4. Возрастание роли региональных СМИ.

Многие региональные СМИ развиваются под патронажем местных органов государственного управления (акиматов) и освещают их повсед­невную деятельность. Районные акиматы стремятся создавать свои теле­студии для разъяснительной работы с населением и распространения районных блоков новостей. Некоторые региональные СМИ отстаивают интересы местных финансово-промышленных групп. В результате про­исходит конкуренция интересов частного и государственного капитала.

Среди значительных событий, повлиявших на развитие медиапрос-транства в Казахстане за последние три года, следует отметить: Третий евразийский медиафорум (2004 г.); III Конгресс журналистов; Молодеж­ный форум «Кольцо Евразии»; Открытие телевизионного канала CaspioNet, выпуск новых газет и журналов на казахском языке; переход телеканала «Тан» в собственность медиахолдинга «31 канал». В настоящее время в Казахстане разрабатывается новый закон о СМИ, который будет направ­лен на защиту прав журналистов и приведен в соответствие с междуна­родным правом.

Концерны

Список крупнейших медиахолдингов Казахстана включает в себя следующие компании.

Полугосударственный медиахолдинг «Агентство Хабар». В состав хол­динга входят следующие подразделения: телевизионный канал «Хабар»; спутниковый канал Caspio Net; телеканал «ЕЛ арна»; радио «Хит FM — Хабар»; интернет-портал www.khabar.kz.

Медиахолдинг «31 канал». Это самый прозрачный в Казахстане, он включает в себя: «Радио 31», телекомпанию «Тан», еженедельник «Мега­полис», газеты «Мегаполис-Недвижимость» и «Мегаполис-За рулем», журнал «Агропром», издательский дом «Мегаполис». Компания вправе называться транснациональной, так как недавно состоялась покупка «Независимого Бишкекского телевидения». Это первый выход казахстан­ских телерадиокомпаний на соседние рынки.

В SHAНAR MEDIA GROUP входит: HIT TV; радио SHAHAR FM 102,2; АРТ-центр SHAHAR; анимационная группа Zip-Zag; информационно-развлекательный портал www.shahar.kz; издательский дом SHAHAR (жур­нал Zip-magazine, журнал.57//1#,4Я-культура).

Недавно состоялась презентация нового медиахолдинга «Рауан Ме­диа Групп», создаваемого ЗАО «НК "КазМунайГаз"». Предполагается, что он объединит новый канал НТВ-Казахстан, радио NS, газеты «Извес­тия-Казахстан» и «Комсомольская правда-Казахстан». Готовится проект крупного бизнес-издания, подобного российскому «Коммерсанту». Так­же рассматривается вопрос о создании совместно с «Интерфаксом» но­вого информационного агентства. Львиная доля в бюджет нового хол­динга должна поступить от государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз».

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Газеты

В Республике Казахстан на январь 2005 г. зарегистрировано 1327 газет. Среди них 304 государственных и 1023 негосударственных. 306 газет издаются на казахском и 489 на русском, 108 выходят на трех и более языках, 424 издаются на двух языках.

Крупнейшие газеты на казахском языке — «Жас Алаш», «Егемен Казахстан», «Алматы Акшамы», «Ана Тип», «Туркестан»; русскоязычные газеты — «Казахстанская правда», «Экспресс К», «Литер», «Вечерний Алматы», «Время», «НП», «Панорама».

 

Периодичность выхода еженедельных газет

      Количество газет, ВЫХОДЯЩИХ в неделю    
  раз   раза   раза   4 раза   5 раз   раз
                       

 

Лидеры в сегменте ежедневных общественно-политических газет — это «Казахстанская правда» {60 тыс. экз.) — формат А2, «Литер» (32 тыс. экз.) — А2, «Егемен Казахстан / Суверенный Казахстан» (32 тыс. экз.) — А2, «Айкын» (35 тыс. экз.) — А2, «Жас Алаш / Наше братство» (133 тыс. экз.) — А2, «Известия-Казахстан» (10 тыс. экз.) — А2.

 

Периодичность выхода ежемесячных газет

      Количество газет, выходящих в месяц    
  раз   раза   раза 4 раза   5 раз   раз
                     

 

Лидеры среди рекламно-информационных массовых газет: «Кара­ван» (225 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Время» (180 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Экспресс-К» (94 тыс. экз.) — А2, ежеднев.; «Экспресс-пятница» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «АиФ-Казахстан» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Рек-Тайм» (60 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Комсомольская правда-Казахстан» (60 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Мегаполис» (30 тыс. экз.) — A3, еженед. Среди общественно-политических еженедельников — «Новое Поколение» (35 тыс.) — А2, «Ана тип»/«Родной язык» (25 тыс.) — А2, Central Asia Monitor (10 тыс.) — А2, «Республика» (10 тыс.) — А2, «Туркестан» (5 тыс.)— А2. Среди газет, посвященных бизнесу и экономике, выделяются еженедельни­ки «Панорама» (18 тыс. — А2) и «Деловая неделя» (11 тыс. — А2).

Партийная пресса Казахстана развита слабо. Политические партии не стремятся создавать свои печатные органы, предпочитая финансиро­вать и проводить свою агитацию через популярные и многотиражные издания страны. Из официальных партийных газет в Казахстане издает­ся газета «Правда Казахстана» (Коммунистическая партия Казахстана), газета «Асар-Казахстан» (партия «Асар»), газета «Эпоха» принадлежит партии «Ак-жол», также эта партия издает «Ак-Жол — Казахстан», по­литическая партия «Отан» — газеты «Страна и Мир», «Алтын Орда». Все эти газеты, как правило, выходят не регулярно и имеют большие про­блемы с распространением.

Широко на газетном рынке Казахстана представлены специальные и отраслевые издания, среди них бесплатный еженедельник о ценах на IT-продукцию «Компьютеры, Интернет, Телекоммуникации (КИТ)», автомобильный еженедельник «Колеса», Start GAME — еженедельник о киберспорте, ежемесячная газета «Мобильник», литературное обозрение «Книголюб», газеты «Аграрный Казахстан» и «Правовой вестник», ин­формационно-аналитическая газета «Казахстанский фармацевтический вестник», спортивная газета «Проспорт», ежемесячная газета «Журна­лист».

По данным компании TNS Gallup Media Asia, объем рынка рекламы в казахстанской прессе в первом полугодии 2005 г. составил 31,1 млн долл. По сравнению с тем же периодом 2004 г. рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 33,9%. За первое полуго­дие 2005 г. общая площадь рекламных объявлений составила 8,3 млн см2, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2004 г.

Самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на реклам­ные издания — 12 млн долл. (39% от общего объема). Абсолютным ли­дером здесь является газета «Плюс». В этом издании рекламодатели раз­местили свою рекламу на 5 млн долл., что составляет 40,8% от рекламного бюджета рекламных изданий в первом полугодии 2005 г. Ведущие рек­ламные издания — «Плюс» (345 тыс.), «Из рук в руки» (40 тыс.) и «Ко­леса» (25 тыс.). Бюджет этой тройки составил 8,2 млн долл. — 67,8% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий.

В тройке лидеров по объему рекламного бюджета среди ежедневных изданий: «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и «Экспресс К». С января по июнь 2005 г. рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих газет на 3,5 млн долл., что составило 92% от общего рек­ламного бюджета ежедневных изданий.

Первое место среди еженедельных газет по объему рекламного бюд­жета занимает газета «Караван», на ее страницах разместился 51% обще­го рекламного бюджета всех еженедельных изданий (5 млн долл.). Лиде­ры по объему рекламного бюджета среди еженедельников — «Караван», «Время» и «Панорама». Суммарный рекламный бюджет этих трех газет составляет 76,2% от рекламного бюджета еженедельных изданий.

Журналы

На 1 января 2005 г. в стране зарегистрирован 591 журнал, из них 161 издается государством и 430 — негосударственными компаниями. На русском языке выходят 206 изданий, на казахском языке печатаются 56 и на казахско-русском издаются 190 журналов.

 

Периодичность выхода журналов

        Количество выпусков в 'ОД        
                           
                           

 

Рынок журналов Казахстана — самый насыщенный на всем постсо­ветском азиатском пространстве. Однако он не отличается высокими тиражами и прибыльностью. Лидерами по тиражам, как и везде, остают­ся глянцевые издания: ежемесячный Cosmopolitan-Казахстан (10 тыс. экз., Independent Media); журнал «Рандеву» (10 тыс. экз., 6 раз в год, Рандеву-Пресс); журнал ассоциации деловых женщин «Зеркало» (5 тыс., ежеме­сячно); Harper's Bazaar Казахстан (10 тыс. экз., ежемесячно); женский журнал «Сезон» (10 тыс. экз., 10 раз в год, ТОО «Сезон»), мужской жур­нал «ДМ» (10 тыс. экз., 7 раз в год, ТОО «Сезон»), развлекательный журнал Афиша KZ(5 тыс. экз., раз в 2 недели), молодежный ежемесячный жур­нал Zip magazine.

Среди деловых и общественно-политических журналов выделяются еженедельник «Эксперт-Казахстан» (6 тыс. экз., «Эксперт»), ежемесяч­ный журнал «Деловой мир» (5 тыс. экз.), ежемесячный деловой журнал National Business (5 тыс. экз., Business Madia Group), общественно-поли­тический еженедельник «Континент» (8 тыс. экз., раз в 2 недели), еже­месячный общественно-политический журнал «Мысль» (1650 экз., Ми­нистерство культуры).

Среди литературных журналов можно выделить «Жалын» (12 тыс. экз., ежемесячный, агентство по культуре); «Простор» (2 тыс. экз., 6 раз в полугодие, Союз писателей), «Нива» (] тыс. экз., ежемесячный, «Ка­захстанская Правда»); «Апполинарий» (1 тыс. экз., «Мусагет»); «Жул-дыз» (1,5 тыс. экз., ежемесячный, Союз писателей).

Культурологические журналы Казахстана представлены изданиями «Тан-Шолпан» (8 тыс. экз., ежемесячный, «Жана Жалын»); 5/ш/шг-куль­тура (5 тыс. экз., раз в 3 месяца, Shahar); «Тамыр/Корни» (1 тыс. экз., ежеквартальный); «Айт/Говори» (1 тыс. экз., ежемесячный, фонд «Рух Мирас»); «Акикат/Культура» (1 тыс. экз., ежемесячный, Министерство культуры).

Широко представлены отраслевые и специальные издания: «Авто­круиз» (5 тыс. экз., 8 раз в год); нефтяной ежемесячник ОН Watch; «7 нот» (8 тыс. экз., 8 раз в год), «Маркетинг товаров и услуг» (10 тыс. экз., ежемесячный); отраслевой журнал Petroleum (2 тыс. экз., 6 номеров в год, издательство «Терра»).

Рынок рекламы в журналах активно развивается и составляет 20,3% (6,3 млн долл.) от общего рекламного бюджета прессы на 2005 г.

Среди ежеквартальных журналов лидирует «Рандеву», рекламный бюджет которого — 140 тыс. долл. (35,1% от общего рекламного бюджета данной категории). На второй позиции по рекламному бюджету нахо­дится журнал «Шоколад». На размещение в нем рекламы было затраче­но 77,4 тыс. долл. (19,4%). На третьем месте журнал «Зеркало» с реклам­ным бюджетом 65 тыс. долл. (16,3%).

Среди ежемесячных журналов лидером является Cosmopolitan -Казах­стан — 1,3 млн долл., что составляет 29,4% от общего рекламного бюд­жета ежемесячных журналов. На второй и третьей позиции — журналы «Сезон» и «Афиша KZ». Их рекламные бюджеты составили соответственно 739,7 тыс. долл. (16,9%) и 481,7 тыс. долл. (11%).

Еженедельных журналов на рынке пока еще не так много. Лидиру­ющую позицию по рекламному бюджету среди них занимает журнал «Лиза в Казахстане». На размещение рекламных сообщений в этом издании рекламодатели потратили 818,2 тыс. долл., что составило 52,9% от обще­го рекламного бюджета еженедельных журналов. В данную категорию также входят журналы «Отдохни» (рекламный бюджет 387,5 тыс. долл. — 25,1%) и «Эксперт-Казахстан» (340,1 тыс. долл. — 22,0%).

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ

Телевидение

По данным исследования, проведенного агентствами БРИФ и Gallup Media Asia в 2001 г., 81,4% респондентов отметили, что имеют по край­ней мере один телевизор, более 50% из опрошенных респондентов име­ют телевизор с дистанционным управлением. Большинство зрителей ис­пользуют обычные (внешние и комнатные) антенны для получения сигналов. Опрос также показал, что только 5,4% домохозяйств имеют кабельное телевидение и всего лишь 0,8% — спутниковую антенну.

В Республике Казахстан на 1 января 2005 г. зарегистрировано 147 телекомпаний, 19 из них принадлежат государству, негосударственных — 128. В эфир на казахском языке выходят 4 канала, 5 телеканалов трансли­руются только на русском, 101 телеканал вещает на двух языках, а 37 ка­налов выходят с передачами на трех и более языках.

К республиканским телеканалам относятся: «Хабар», «Ел Арна», «Казахстан» и «Первый Канал-Евразия». Их могут смотреть от 87 до 94% потенциальных казахстанских телезрителей.

Пик активности частных телерадиокомпаний пришелся на 1996 г., тог­да в республике их насчитывалось около 50. В результате конкурентной борьбы к 2002 г. их количество снизилось до 30. Основная часть сосредото­чена в крупных городах: только в Алма-Аты вещают 11 телеканалов. Из негосударственных телевизионных компаний крупнейшими являются Ком­мерческий телевизионный канал (КТК), Независимый телеканал (НТК) и «31 канал», стремящиеся получить статус национальных телевешателей.

Рейтинг телеканалов на 2004 г., по данным компании TNS Gallup Media Asia: «Первый Канал-Евразия», КТК, НТК, «Ел Арна», «31 ка­нал», «Хабар», «Казахстан», «Рахат».

Поданным на 1 июня 2005 г. АО «Казтелерадио», охват территории телевизионными и радиопрограммами республиканских каналов состав­ляет: «Казахстан» — 93%, «Хабар» — 92%, «Первый Канал-Евразия» — 78,5%, «Ел Арна» - 62%.

Границы охвата зрителей местными негосударственными станция­ми в крупных городах Казахстана обычно варьируются в зависимости от региона, но редко превышают границы города, при распространении сигнала радиусом 30—50 км и обычном использовании передатчиков мощностью от 50 до 100 ватт. В сельских регионах зрители в основном принимают только государственные каналы с хорошо развитой трансля­ционной сетью.

Казахстанские телекомпании получают программный продукт из нескольких источников:

♦ собственное производство телепрограмм;

♦ независимые студии по производству программ;

♦ программы российских сетей;

♦ иностранные программы.

Государственное телевидение. «Первый Канал-Евразия» — лидер по рейтингам. Самостоятельно он вещает в Казахстане уже четыре года. Ка­нал вырос на базе региональной структуры Общественного российского телевидения в Казахстане — «Евразия+ОРТ».

Секрет его успеха — в сетке вещания, выстроенной по принципам максимально удобного для среднестатистического телезрителя времени, в ориентации на программы, удовлетворяющие вкусы и предпочтения большинства телезрителей различных категорий, в максимальном охва­те аудитории.

Телеканал «Хабар» — государственный информационно-аналитический телеканал. Создан в 1995 г. на базе информационной службы казахского ТВ, его первоначальное название — Национальное телевизионное инфор­мационное агентство (НТИА). Ведущий национальный канал страны, вещающий на казахском и русском языках, более чем для 13 млн потен­циальных зрителей. В компании работают более 600 сотрудников. Про­изводство программ в основном собственное. Канал первым стал созда­вать успешные отечественные сериалы («Перекресток», «Саранча»), Программы на казахском языке (50% от всех транслируемых программ), как и программы социально-политической и гуманитарной направлен­ности, по некоторым параметрам снижают рейтинги телеканала, но «Ха­бар» транслирует их, учитывая интересы различных групп населения. Он первым стал транслировать новости за неделю на английском языке.

Телеканал «Казахстан» — самый старый вещательный канал, кото­рому в наследство от советского периода достался огромный архив ки­нодокументов и хорошо развитая телевизионная сеть. Это единствен­ный телеканал, где в дополнение к программам на казахском и русском языках существуют программы на уйгурском, немецком и корейском языках. В 2001 г. управление телеканалом взяло на себя информацион­ное агентство «Хабар». Аудитория канала преимущественно казахоязыч-ная, жители сельских районов и небольших городов.

«Ел Арна» — телевизионный развлекательный канал, с потенциаль­ной аудиторией 9,5 млн зрителей. Вешание ведется на казахском и рус­ском языках. Приоритет вещания — демонстрация художественных филь­мов, телесериалов, образовательных и культурологических программ. Является подразделением агентства «Хабар». Анализ сетки вещания наци­онального канала «Хабар» и «Ел Арна» показывает, что 50% вещания со­ставляют фильмы иностранного производства, в том числе североамери­канского и латиноамериканского (ГЛОБО), 30% — китайского, 15% — российско-советского и 5% — казахского производства.

Коммерческое телевидение. КТК вешает на Алма-Аты и региональ­ные центры республики. Удачный дизайн заставок и передач, продуман­ная сетка вещания, частое появление новых шоу-программ, популярные дикторы новостных программ вывели КТК в лидеры негосударственных коммерческих телеканалов. Канал НТК — первый национальный частный канал, вещающий почти на все население республики. Он позициониру­ется как канал для активных людей молодого возраста. Производство собственного программного продукта на телеканале вызывает повышен­ный интерес к нему со стороны рекламодателей услуг и товаров для молодежи.

Спутниковое ТВ. Республиканский спутниковый канал Caspio Net — круглосуточный информационный канал с охватом территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и Северной части Африки. По­тенциальными зрителями Caspio Net являются 99 млн подписчиков. Приоритет в вещании — новости. Блоки вешания готовятся на казах­ском, русском и английском языках. Caspio Net ставит целью информи­ровать телезрителей обо всех значимых событиях, происходящих в стра­нах Каспийского региона и всей Центральной Азии. Принадлежит агентству «Хабар». Рынок спутникового и кабельного ТВ поделили два игрока — компания спутникового телевидения ЗАО «КАТЕЛКО плюс» и оператор кабельного телевидения ЗАО «Алма ТВ».

ЗАО «КАТЕЛКО плюс» работает в 20 городах республики. Цифро­вой приемник и спутниковая антенна после заключения договора пере­ходят в частную собственность клиента. Телевизионные и радиопрог­раммы принимаются индивидуальной антенной через космический спутник-ретранслятор, сигнал на который поступает от наземных пере­дающих станций. Ежемесячная абонентская плата составляет 13,8 долл. Базовый пакет программ состоит из 14 каналов.

Его основной конкурент кабельный гигант ЗАО «Алма ТВ» работает в четырех городах Казахстана — Алма-Аты, Актау, Караганде, Усть-Ка­меногорске. У него 100 тыс. абонентов. «Алма ТВ» транслирует 60 про­грамм телевидения в 11 разных пакетах. В самом дешевом — универсаль­ном пакете — 25 каналов, ежемесячная плата — 10 долл. Предлагают также пакеты «супервижн» и «элитный» — 15,7 долл. и 37,5 долл. в мес. соответственно, где телеканалов больше. Основной недостаток — отсут­ствие в абонентском пакете каналов ТНТ и ОРТ-Казахстан. Компания не производит собственных медиапродуктов, поэтому не считает себя СМИ. Основные держатели акций — американская компания Metromedia International Telecommunications Inc. и казахстанский соучредитель ОАО Com in vest.

Основным барьером для развития коммерческого спутникового ве­щания является обыкновенное пиратство. Казахстанцы привыкли к де­шевым поддельным декодерам и принимают российские и зарубежные спутниковые каналы. Нелегальными спутниковыми карточками притор­говывают даже солидные салоны связи. Закрытые российские и запад­ные спутниковые телеканалы в республике легально смотрят около по­ловины зрителей. Объем «черного рынка» спутникового ТВ оценивается примерно в 3 млн долл. в год.

Цифровое ТВ. «31 канал» начал свое вещание в октябре 1992 г. Три основных составляющих сегодняшнего эфира — новости, высокорей­тинговые сериалы и фильмы, программы для широкой аудитории. Канал не демонстрирует своей принадлежности к определенным экономическим или политическим кругам. Вещание ведется на русском и казахском язы­ках, С июля 2003 г. «31 канал» перешел на новое качественное цифровое вещание со спутника Intelsat 904. В зону уверенного приема сигнала «31 канала», кроме Казахстана и центральной части России, входят стра­ны Центральной Азии, в том числе Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и др. Сеть регионального вещания компании в настоящее время являет­ся одной из самых крупных в Средней Азии и Казахстане. Сегодня это — 31 компания республики и ближнего зарубежья. Представители ком­пании работают во всех крупных городах Казахстана.

Hit TV стал первым опытом внедрения полностью музыкального форматного телевидения, первым опытом внедрения в Казахстане сер­верного вещания в цифровом формате и первым опытом рекламного компьютерного программирования на местном телевизионном р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...