Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
С середины 1990-х гг. высокими темпами (30-35%) развивается сектор ИТ, прежде всего производство программного обеспечения. В настоящее время индийский сектор информационных технологий приобрел мировое значение. В апреле 2003 г. этот сектор индийской промышленности оценивался в 16,5 млрд долл., что составило 3,5% ВВП страны. Индия экспортировала компьютерный программный продукте 181 страну на общую сумму в 10,8 млрд долл. Экспорт в США составил 58% всего экспорта программного обеспечения, в Великобританию — 13%, в Германию — 4%, в Сингапур и Японию — 3%. Став одним из мировых лидеров офшорного программирования и колл-центров, Индия составила серьезную конкуренцию лидерам аутсорсинга ИТ-услуг — Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Филиппинам, Канаде. С начала 2000-х гг. рынок аутсорсинга бизнес-процессов и колл-центров растет в Индии на 70% ежегодно. К реформам телекоммуникаций Индия приступила почти два десятилетия назад, и за этот период национальная отрасль связи превратилась в один из самых быстро растущих рынков в мире. Еще совсем недавно телефоны считались в Индии предметом роскоши, однако в последние годы началось бурное развитие телекоммуникационной инфраструктуры и в течение 1990-х гг. было построено 80% существующей инфраструктуры связи. Рынок услуг фиксированной связи, несмотря на проведенную в начале 2000-х гг. либерализацию, продолжает развиваться в условиях государственной монополии. В настоящее время крупнейшими игроками на рынке являются государственные операторы Bharat Sanchar Nigam Limited (BSNL) и Mahanagar Telephone Nigam Limited (MTNL). Если государственное участие в корпорации MTNL сведено к 56% акций, то в случае BSNL государство владеет всеми 100%.
В марте 2004 г. 55% всех телефонных линий в стране приходились на BSNL и 6% на MTNL, т.е. в совокупности государственные компании удерживали за собой более 60% национального рынка связи. В середине 2003 г. на долю BSNL/MTNL приходилось около 98% всей местной проводной связи в стране. В отличие от сектора основной телефонии рынок услуг сотовой связи первоначально формировался частными компаниями, которые за последние годы вложили приблизительно 6 млрд долл. в капитальное оборудование. В результате конкуренции возникли крупные современные компании: Hutchison Telecom, Bharti Cellular, консорциум Idea Cellular и альянс MobileFirst. Сегодня Индия обладает сотовой связью мирового уровня, хотя другие секторы связи (например, фиксированные телефонные линии) пока не отвечают международным стандартам. По мере роста сектора сотовых услуг усиливался интерес государственных компаний к новому рынку, и в настоящее время беспроводную связь (как сотовую, так и фиксированную) предоставляют одновременно и частные и государственные операторы. В апреле 2004 г. за частными компаниями оставалось около 80% рынка сотовых услуг, хотя участие госкомпаний BSNL/MTNL в услугах сотовой связи продолжает расти. Сегодня основной водораздел между компаниями пролегает уже не по принципу принадлежности к конкретному сектору связи и даже разделения бизнеса на частный и государственный. В индийских телекоммуникациях активно идет процесс консолидации, и к настоящему времени сформировалось несколько национальных операторов, предоставляющих услуги в различных секторах. Это государственные BSNL/MTNL и частные Bharti, Tata Group и Reliance Group. Эти компании в совокупности контролируют почти 100% рынка проводных услуг и 60% рынка беспроводной связи. Первый и крупнейший индийский сотовый оператор Bharti создан при участии иностранного капитала — американской компании Warburg Pincus и сингапурского доминирующего оператора связи Singapore Telecom, а конгломераты Tata и Reliance входят в список ведущих национальных финансово-промышленных групп. Среди операторов, претендующих на место в клубе лидеров, можно также назвать компанию Hutchison Telecom, за которой стоят гонконгские инвестиции.
Мобильная телефония предлагает весь спектр современных сотовых служб: в стране функционируют 35 сетей GSM-90Q МГц и 11 сетей GSM-1800 МГц, с 1999 г. для удобства абонентов были последовательно развернуты службы SMS, WAP, продолжают вводиться MMS- и GPRS-сервисы, параллельно сотовые компании готовятся к внедрению связи третьего поколения 3G. Сегодня стоимость услуг индийских сотовых операторов — самая низкая в регионе и одна из самых низких в мире. После 2000 г. мобильные линии приблизительно удваивались каждый год. За 2003/2004 финансовый год сектор мобильных услуг вырос на 160%, в то время как проводная фиксированная связь выросла всего на 3%. В конце 2004 г. число мобильных абонентов превысило число абонентов основных телефонных линий, а в апреле 2005 г. абонентская база сотовых сетей достигла отметки 50 млн. Только за один год — с апреля 2003 по март 2004 г. — плотность телефонных линий по стране возросла с 5,11% до 7,02% — притом что уровень телефонизации в 7% планировалось достичь в 2005 г. В 6 штатах Индии плотность линий превысила 10%, а крупнейшие города достигли уровня, намного превышающего среднеиндийский показатель: Нью-Дели — 42%, Мумбаи — 36%, Ченнаи — 39%. Телефонизация сельских регионов осуществляется путем строительства сельских общественных пунктов связи, всего к телефонным сетям было подключено 86% деревень. В целом национальная телекоммуникационная сеть выросла в 2004 г. до 81 млн линий и по размеру занимает пятое место в мире и второе после Китая среди азиатских развивающихся стран. Хотя Индия и стала играть одну из ключевых ролей на международном рынке аутсорсинга программного обеспечения и услуг, показатели плотности пользования Интернетом и числа компьютеров в личном пользовании остаются крайне низкими.
Основные индикаторы использования ИКТ (конец 2003)
Индийцы начали развивать Интернет раньше многих соседних государств, того же Китая. Однако сегодня индийский Интернет несмотря на весьма либеральное регулирование входит в список наиболее отсталых национальных сетей в регионе. Доступ в Интернет открылся в Индии на рубеже 1986—1987 гг., когда при Департаменте электроники была создана на средства ООН сеть Education and Research Network (Ernet), Коммерческое использование Интернета началось в августе 1995 г., первым и на тот период единственным провайдером в стране стала корпорация Videsh Sanchar Nigam Limited (VSNL). Стремление государства удержать монополию на новом рынке негативно отразилось на развитии национальной сети. Политика Департамента телекоммуникаций (DoT) была направлена на поддержание высоких тарифов за телефонное соединение, что делало интернет-услуги недоступными для подавляющего большинства населения, организаций и компаний. В 1998 г. был открыт для частного капитала рынок интернет-доступа, а для интернет-провайдеров — рынок /Л-телефонии и разрешено создание шлюзов международного доступа. К началу 2003 г. на рынке интернет-услуг сформировалось 4 сильных игрока: это VSNL — ранее государственный монополист, а ныне частная компания, контролируемая финансово-промышленной группой Tata, частная компания Sify и государственные операторы BSNL и MTNL, Совокупно эти компании контролируют почти две трети рынка интернет-доступа. За группой лидеров следует второй эшелон из 5 компаний, в числе которых Tata Internet Services (входит в группу Tata). Остальные 70 компаний, получившие общерегиональные лицензии, не являются заметными игроками, т.е. на рынке интернет-уел у г, так же как и на рынке связи, происходит консолидация. Последовательной либерализации подверглось законодательство в отношении иностранных инвесторов: 100%-ные прямые иностранные инвестиции в производство телекоммуникационного оборудования, службы Интернета, пейджинга, голосовой почты были разрешены в 1995-2000-е гг. В 2004 г. доля прямых иностранных инвестиций в услуги связи была увеличена с 49 до 74%.
Несмотря на гигантский рывок в развитии рынков связи и информации среднедушевое потребление ИКТ в Индии все еще находится на уровне малоразвитых стран. Сдерживающими факторами являются бедность населения, высокий процент неграмотных среди взрослого населения, высокая стоимость компьютерного оборудования, до недавнего времени отсутствие либо нехватка телефонной связи повсеместно, кроме крупнейших мегаполисов, скудность контента на национальных языках. Индивидуальный интернет-доступ почти не развивается в силу названных причин, зато происходит бум интернет-кафе. В начале 2004 г. в стране их насчитывалось 200 тыс. — цифра, сопоставимая с числом интернет-кафе в Китае. 60% индийских пользователей получают доступ в глобальную сеть в интернет-кафе. В марте 2005 г. число интернет-пользователей составило 39,2 млн чел. — 3,6% населения страны. В 2004 г. компания BSNL закончила строительство общенациональной информационной магистрали National Internet Backbone (NIB), обеспечивающей широкополосный доступ. Из высокоскоростных технологий наиболее активно развиваются спутниковый доступ и DSL. На период 2004 г. в Индии было проложено более 400 тыс. км оптоволоконных кабелей. С 2003 г. корпорация BSNL ведет строительство оптоволоконной наложенной сети в городах с телефонными станциями емкостью более 100 тыс. линий (на первом этапе — в крупнейших мегаполисах). Сеть обеспечивает прямой доступ оптоволоконного кабеля в дома, широкополосный интернет-доступ и доступ к городским сетям MAN. Рынок кабельных и спутниковых телеподключений развивается быстрыми темпами. В 2005 г. кабельное телевидение имело 61 млн подписчиков — это третья по размеру база подписчиков после Китая и США. К 2005 г. не было принято решение по срокам ввода цифрового телевещания на территории Индии. По планам правительства в крупных городах полный переход на цифровое вещание будет осуществлен в период 2006 - 2010 гг. Онлайновые СМИ Официальный портал правительства Индии India Image (indiaimage.nic.in) поддерживается с 1996 г. В начале 2000-х гг. Национальный центр информатики основал Общенациональную информационно-коммуникационную сеть (NICNET), связавшую все ведомства центрального правительства, секретариаты штатов и союзных территорий и около 600 окружных администраций. Сеть NICNET осуществляет онлайновую передачу для госструктур и СМИ результатов выборов в штатах, проектов госбюджета и бюджетов министерств и др. На уровне штатов страны наиболее прогрессивная политика в сфере ИКТ проводится в штатах Карнатака, Андрха-Прадеш и Тамилнад, причем эти штаты являются не только производителями, но и активными потребителями ИКТ.
В 2002 г. насчитывалось 150 тыс. индийских сайтов (включая зарубежные сайты, специализирующиеся на Индии), большая часть которых публиковалась на английском языке, второе место по численности занимали ресурсы на хинди, далее на тамильском языке, телугу, бенгальском, гуджаратском и каннада. Для сравнения — в китайском Интернете в этот же период насчитывалось около 300 тыс. сайтов. С 1997 г. развиваются местные электронные каталоги интернет-ресурсов и поисковые машины, например Khoj и 123 India.com. Ведущие информационные порталы, такие как Rediff, Indya, также открыли собственные поисковые машины. Помимо этого крупные американские поисковые системы Yahoo, Allavista и MSN разработали локализованные версии своих порталов. В местной киберсети получили распространение информационные службы (Value/Voles, Friday Corporation), производящие контент для развлекательных сайтов и финансовых онлайновых порталов. В национальной киберсети представлены основные информационные агентства страны, включая крупнейшее индийское информационное агентство Press Trust of India, поддерживающее сайт с 1999 г. Большинство индийских газет и журналов на английском языке представлены в Интернете. Традиционно английский язык является основным языком для индийского бизнеса, особенно в городах, а также для групп населения, занятых в сфере ИТ и Интернета. Тем не менее недостаток контента на местных языках постепенно ликвидируется: большая часть газет на национальных языках имеют онлайновые издания, также открылись крупные информационные порталы, предоставляющие контент на национальных языках, среди них WebDunia, NetSansar, TeluguPortal. В 2000 г. медиакомпания Bennett, Coleman & Co. Ltd. запустила масштабный интернет-проект под названием Indiatimes. Портал Indiatimes на сегодня входит в число крупнейших индийских веб-ресурсов — информационное наполнение осуществляется через 40 онлайновых каналов самой разнообразной тематики, предлагается большой набор интерактивных служб: от бесплатного почтового ящика и чатов до онлайновых магазинов и компьютерных игр. Помимо портала Indiatimes продолжает действовать сайт газеты The Times of India, представляющий собой весьма солидное онлайновое издание СМИ, с массой рубрик (горячие ссылки, новости, мнения, воскресные приложения, служба SMS для мобильных пользователей, желающих получать краткие сообщения этого издания, и др.). Наряду с другими веб-сайтами традиционных СМИ сайт The Times of India вступил в жесткую конкуренцию с чисто онлайновыми СМИ, такими как Rediff \\ Indya. В 2002 г. крупный онлайновый портал Indya был поглощен телесетью Star TV. Indya поддерживает несколько порталов, посвященных деятельности сети Star TV и канала StarPlus (кино, музыка, телепрограммы, страницы для поклонников звезд Болливуда, чаты, компьютерные игры). Компания Rediff была основана в Мумбаи в 1996 г., имеет представительства в Нью-Дели и Нью-Йорке. Так же как и Indiatimes, Rediff поддерживает дополнительный американский портал. Компания является ведущим провайдером контента на местном рынке, предоставляя множество онлайновых каналов самой разнообразной тематики: новости, бизнес, кино, спорт, автомобили, медицина и здоровье, книги, игры, дизайн жилья, астрология, страницы для женщин и проч. Портал предоставляет широкий спектр интерактивных услуг, в том числе бесплатные услуги, включая электронную почту, открытки, оперативный обмен сообщениями, блоги и чаты, а также онлайновый музыкальный сервис, выход в реальном времени на Бомбейскую фондовую биржу и поддержание инвестиционного портфеля, услуги по э-коммерции, службу знакомств, беспроводной доступ через инфо-сервис и т.д. Rediff публикует одно из старейших и наиболее популярных индийских изданий за рубежом газету India Abroad, а также другие индийские газеты, выходящие в США, например India in New York. Число зарегистрированных пользователей портала Rediff в 2003 г. превысило 23 млн. Акции Rediff котируются на американском внебиржевом электронном рынке NASDAQ.
ИСПАНИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Королевство Испания — государство на крайнем юго-западе Европы — занимает около 85% территории Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане. Под управлением Испании находятся города Сеута и Мелилья (на территории Марокко) и острова Белее де ла Гомера, Алусенас и Чафаранас. Столица — Мадрид. Общая площадь страны — 506 тыс. км2 (площадь суши — 499 400 км2). Это четвертое по величине европейское государство после России, Украины и Франции. Испания на востоке и юге омывается Средиземным морем, на западе — Атлантическим океаном, на севере — Бискайским заливом (Кантабрийским морем). Население — 43,9 млн чел. (2005), в том числе 3,69 млн (8,4%) — иностранцы. Хотя, согласно конституции, Испания признана единой нацией, в ней выделяются различные этнические группы: каталонцы (16%), кастильцы (11%), андалусийцы (15%), валенсийцы (10%), галисийцы (7%), баски (6%). Страна разделена на 17 автономных сообществ и 2 автономных города (Сеута и Мелилья). Каждое автономное сообщество состоит из одной или нескольких провинций, всего провинций 52. Государственный язык — испанский (кастильский, кастельяно). Денежная единица — евро. В 1975 г. Испания освободилась от диктатуры Франко (1939—1979). Согласно Конституции 1978 г. она стала монархией с парламентской формой правления. Глава государства — король. Он утверждает все законы, представляет парламенту кандидатуру премьер-министра и является верховным главнокомандующим. Трон наследуется по прямой мужской линии (при отсутствии у короля сыновей на престол может взойти женщина). Сейчас король Испании — Хуан Карлос I де Бурбон. Законодательные и контрольные функции за деятельностью правительства закреплены за парламентом (Генеральные кортесы), состоящим из двух палат, избираемых сроком на четыре года. Испания — член ЕС. Внешнеторговый оборот за 2003 г. составил 343,1 млрд долл. (импорт— 195,5 млрд долл., экспорт — 147,6 млрддолл.). По темпам экономического роста Испания обгоняет соседей по зоне евро: в 2004 г. рост ВВП составил 3,1%. ВВП Испании в 2003 г. оценивался в 885,5 млрд долл., или 22 тыс. долл. на душу населения (по паритету покупательной способности). Доля промышленности составляла 31% ВВП, строительства и других служб — 65%, сельского хозяйства — 4%. Стратегическая задача экономической политики — дальнейшая либерализация, приватизация, дерегулирование экономики с целью большей адаптации к экономической структуре ЕС. Законодательство о СМИ С принятием конституции (1978) СМИ Испании стали работать по совершенно новым правилам. Если в период правления Франко действовал особый правовой режим, базировавшийся на неограниченном господстве фашистского государства и его институтов и учредивший тотальную цензуру всех масс-медиа, теперь ситуация в сфере регулирования испанских СМИ изменилась. Сегодня конституция признает и охраняет права граждан на свободное выражение и распространение мнений, взглядов, идей, на свободное распространение и получение информации, гарантирует свободу идеологий. Она запрещает любую предварительную цензуру, регулирует парламентский контроль над СМИ, зависимых от государства или какого-либо учреждения, гарантирует доступ к этим средствам различным, социальным и политическим группам. Деятельность испанских печатных СМИ не регулируется специальным законодательством. Единственное, за что пресса может нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом, принятым в ноябре 1995 г., — оскорбление чести и нарушение неприкосновенности личной жизни. Что же касается собственности и финансирования в сфере печатных СМИ, здесь никаких ограничений нет. Печатные компании могут приобретать радиостанции, телеканалы, интернет-сайты и другие предприятия. В январе 1980 г. был принят Закон «Об Уставе радио и телевидения». Особое внимание в нем уделено средствам массовой информации, которые находятся под контролем государства, В соответствии с этим законом над испанским радио и телевидением устанавливается контроль со стороны общественности в форме Административного совета. Члены Совета избираются кортесами. Также закон предусматривает возможность учреждения государственного телеканала нещания на территории каждой автономной общины, а также ограничения и контроль над рекламой.
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА По подсчетам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, объем медиарынка Испании в 2005 г. составил 23 млрд долл. Этот показатель стал прямым следствием благоприятного климата на рынке в 2003 г. Именно в это время, после некоторого застоя, увеличились рекламные бюджеты компаний, повысились инвестиционные показатели в сфере медиа. Из этой суммы около 17 млрд пришлось на рекламу. Объем рекламного рынка составил более 1,7% ВВП страны. Из них 0,89% приходится на нетрадиционные каналы доставки рекламы, 0,82% — на традиционные (аналогичный показатель в 2003 г. составлял 1,64% от ВВП, а в 2002 г. — 1,68%). Больше всего средств в 2004 г. было вложено в рекламу на телевидении — 3,632 млрд долл., что на 15% больше, чем в 2003 г. На втором месте — ежедневные газеты, объем рекламы в которых составил 2,149 млрд долл., продемонстрировав 6%-ный рост. На третьем месте по объему рекламы оказались журналы — 901,3 млн долл. По темпам роста объемов рекламы лидером стал Интернет с 26%-ным ростом.
Концерны Grupo Prisa самый влиятельный медиаконцерн в Испании и один из крупнейших в Европе. По сравнению с 2004 г. чистая прибыль компании в 2005 г. увеличилась на 25,4% и составила 192 млн долл. По сравнению с предыдущим годом выручка компании в 2005 г, увеличилась на 9,4% и составила 2,012 млрд долл. Группа была создана в 1972 г. одновременно с запуском газеты El Pais. Сегодня El Pais — самая влиятельная национальная ежедневная газета в Испании с аудиторией 2,155 млн чел. Кроме того, группе принадлежит холдинг Unidad de Medios de Espana, который издает экономическую ежедневную газету Cinco Dias, спортивную As и ряд региональных изданий. Группа Prisa контролирует 423 радиостанции, среди которых Cadena SER, 40 Principals, Cadena Dial, Maxima FM, M-80 Radio, Radiole, является владелицей 87 каналов местного телевидения под общим названием Localia и каналов Canal+, Digital, CNN+, Documania. Ей также принадлежит издательство Santillana, основанное нынешним президентом группы Хесусом Поланко в 1958 г. Сегодня Хесус Поланко — один из самых влиятельных бизнесменов в Испании. Grupo Vocento — один из самых крупных концернов в Испании в сегменте ежедневной прессы и еженедельных приложений. Общий тираж его изданий составляет порядка 800 тыс. экз. вдень, что равно примерно 25,3% от тиража всех печатных СМИ Испании. Аудитория холдинга насчитывает сегодня более 3 млн чел. Помимо сектора печатных СМИ Vocento представлен и в других сферах: телевидение, радио, электронные СМИ, новые технологии, распространение, производство кинофильмов и телепрограмм и т.д. В 2003 г. выручка компании составила 681,3 млн долл., что на 3,6% больше показателей предыдущего года. В 2003 г. чистая прибыль холдинга составила 192,7 млн долл. Группа Vocento на региональном рынке Испании представлена такими изданиями, как El Correo Espanol (Бильбао), El Diario Basco (Сан-Себастьян), La Verdad (Мурсия), Sur and Ideal (Андалусия), El Diario Montanes (Кантабрия) и др. С 2001 г. группе также принадлежит газета ABC — одна из самых популярных в стране с разовым тиражом 276 тыс. экз. Компания является держателем 13% акций национального негосударственного телеканала Telecinco. Grupo Godo — семейное предприятие, основанное в 1998 г. Godo — самая крупная медиакомпания в Каталонии и входит в четверку лидеров в Испании. В 2004 г. доходы группы увеличились до 369 млн долл., что на 14,8% больше показателей за предыдущий год. Лицом группы Godo является газета La Vanguardia, которая была основана в 1881 г. Помимо La Vanguardia, группа издает популярную в Испании спортивную ежедневную газету Mundo Deportivo (основана в 1906 г.), новые ежедневные газеты Que! и Avui, специализированные издания Vanguardia Dossier и 100 Испания Vanguardia Grandes Temas. Холдингу принадлежат журналы Historia у Vida, Interiores, Interiores Practica, Muj'er Vital, Playboy, La revista dels Supers, La Vanguardia Dossier, Que/em?, Que mas?, Club, Salud у Vida, TVmania, Monogrqficos especiales, Mes Jove, гид QF; радиостанции RAC 1, RAC 105, Antena 3 Radio (50%), Union Radio (20%); телеканалы Td8, Canal Metro и GDA Pro; интернет-ресурсы La Vanguardia Digital, Mundo Deportivo Online, Los clasificados.com, Servijob; рекламное агентство Publipress Media и ряд предприятий, которые занимаются подпиской и распространением изданий медиакомпания. Grupo Zeta — основана Антонио Аленсио в 1976 г., одновременно с запуском еженедельного журнала Interviu. В 2003 г. группа учредила премию имени своего основателя. Теперь каждый год Zeta вручает премию по журналистике Premio Antonio Alencio de Periodismo. Сегодня группе Zeta принадлежит 9 ежедневных газет. Самая популярная из них — Periodico de Cataluna с аудиторией 884 тыс. чел. Она входит в десятку самых крупных изданий страны. Холдинг также выпускает две спортивные газеты (национальную Sport и региональную Equipo) и региональные ежедневные издания El Periodico de Catalunya ("выходит на кастильском и каталонском языках), La Voz de Asturias, El Periodico de Aragon, Mediterraneo, El Periodico de Extremadura, El Periodico d'Andorra u Cordoba. Помимо журнала Interviu Zeta издает журналы Tiempo de hoy, PC Plus, Superjuegos, Primera Linea. Валовая выручка группы в 2004 г. составила 568 млн долл. Чистая прибыль — 27 млн долл. Grupo Recoletos была учреждена в 1992 г. в результате слияния ряда издательств. На 79% она принадлежит британскому издателю Pearson, выпускающему The Financial Times. 21% акций группы находится в свободном обращении. Валовая выручка Recoletos с января по сентябрь 2004 г. выросла на 14% и достигла 249 млн долл., в основном за счет роста доходов от размещения рекламы (рост на 18%). В то же время по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. чистая прибыль группы уменьшилась более чем в 2,5 раза и составила 19,3 млн долл. Recoletos присутствует на рынках Португалии, Аргентины и Чили. Не так давно в США она запустила проект Meximerica — сеть местных американских газет на испанском языке. Группа выпускает ведущие в своих сегментах газеты — финансовую Expansion и спортивную Marca.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Газеты Читательская аудитория Испании составляет примерно 36% населения. По этому показателю она существенно отстает от стран Северной и Центральной Европы. Для сравнения, в Финляндии и Швеции периодику читает около 77% населения, в Германии — около 60%, средняя цифра по всему Европейскому союзу — около 46%. По данным за 2004 г., наибольшая читательская активность в Испании приходилась на возраст 25—44 года (43,2%). Начиная с 45 лет, процент читающего населения снижается до 17,1% от общего количества читателей. К 55 годам периодику читает 11,4% испанцев, а с 65 лет их остается порядка 13%. Испанская молодежь — самая неактивная часть читательской аудитории: в 14-19 лет периодику в руки берет 6,3% читателей, а в 20—24 — 8,8%. Основная аудитория испанских печатных СМИ — мужчины среднего возраста, работающие и проживающие в городах, принадлежащие к высшим и средним слоям общества. Средний испанец тратит в день на чтение газет около 16 мин. Тираж испанских газет один из самых низких в Европе, хотя по количеству изданий Испания не уступает другим странам. В среднем тираж газетного издания составляет 30 тыс. экз. в день и ниже. Лишь 30 газет печатают свои издания большим тиражом. 12 самых крупных газет контролируют 70% всего тиража страны. По сведениям Asociati?n de Editores de Diarios Espanolos (AEDE), разовый тираж всех газет в Испании в 2004 г. составлял 4,24 млн экз., а общие продажи за год были равны 1,535 млрд экз. Эти показатели практически не изменились с 2000 г.: разовый тираж в 2000 г. был 4,261 млн экз., за год же в Испании продали 1,543 млрд экз. газет. В Испании насчитывается 136 ежедневных изданий. Три из них являются национальными общественно-политическими газетами — EI Pais, El Mundo Del Siglo XXI и ABC; две — национальными спортивными (Магса и AS) и три — национальными деловыми газетами {Expansion, Cinco Dias и La Gaceta de los Negocios). Большая часть ежедневных изданий публикуется на испанском языке, шесть выходят на каталонском, одна на баскском и еще несколько одновременно на двух языках (каталонский/испанский, галисийский/испанский, баскский/испанский). За исключением газеты El Periodico De Catalunya, тиражи этих газет весьма не велики. Общественно-политические газеты El Pais, El Mundo Del Siglo XXI и ABC входят в число лидеров по тиражам. Их общий тираж составляет порядка 1 млн экз. Это четвертая часть всего тиража испанской ежедневной прессы. В некоторых провинциях Испании они самые продаваемые. Однако большая часть читателей в автономиях предпочитает местные издания. Среди местной прессы можно выделить четыре наиболее крупных издания по тиражам — El Periodico De Catalunya (17'1 000) и La Vanguardia (203 000) в Каталонии, El Correo Espanol в Стране Басков (126 000) и La voz de Galicia в Галисии (ПО 825).
Две трети всех газет Испании находятся в собственности крупных медиагрупп. Как правило, эти группы испанские, так как иностранному капиталу довольно сложно проникнуть на рынок ежедневной прессы Испании. Исключение составляют британская группа Pearson, которой принадлежит большая часть активов испанской Recoletos, и итальянская Rizzolic активами испанской группы Unedisa. Они не создавали собственные издания. Эти компании закрепились на рынке СМИ Испании только благодаря тому, что стали собственниками части активов испанских издательских компаний.
Крупнейшие газетные издатели (2000-2002)
Присутствие газетных групп Испании на иностранных рынках не очень существенно. Только группа Prisa проявляет относительную активность в Португалии и Испании, где ей принадлежит часть активов местных медиакомпаний. Группой Prisa также подписаны соглашения по обмену информационными продуктами с газетами Le Mondbo Франции, La Reppublica в Италии и The Independent в Великобритании.
Основным источником доходов являются розничная продажа изда-ний и рекламные поступления. Доходы от подписки очень малы. В 2004 г. рекламные доходы газет составили 1,805 млрд долл. (в том числе 27,3% от рубричной рекламы, 72,7% — от модульной). Всего газет было продано на 1,76 млрд долл. Основные рекламодатели в прессе — компании, работающие в области туризма, автомобилестроения, телекоммуникаций и потребительских услуг. Самые крупные рекламные бюджеты у туристического агентства Viajes Marsans — 28,118 млн долл. Далее с большим отрывом следуют автомобильный концерн Volkswagen-Audi Espana (21,051 млн долл.), туристическое агентство Viajes El Corte ingles (20,555 млн долл.), сеть магазинов El Corte Ingles (19,752 млн долл.), компания мобильной связи Telefonica Moviles (19,643 млн долл.), телекоммуникационная компания Advanced Telephone Services (19,309 млн долл.), автомобильные концерны Daimler Chrysler Espana (19,087 млн долл.), Renault Espana Comerclal (17,550 млн долл.), General Motors Espana (15,919 млн долл.), Ford Espana (15,889 млн долл.) и т.д. Наиболее рекламируемые категории в прессе — банковские операции, культура, образование и медиа, автомобилестроение, транспорт, путешествия, туризм, услуги, дистрибуция, рестораны, строительство, финансы, телекоммуникации, Интернет, спорт, досуг. В 2004 г. на рекламу банковских операций пришлось порядка 29,2% от общих рекламных отчислений, на сферу культуры, образования и медиа — 12,3%, на автомобилестроение — 9,9%, на туризм — 8,7%. Примерно по 7,5% денег было потрачено на рекламу различных услуг, ресторанов и дистрибуции, по 4% — на телекоммуникации и финансы. Журналы По данным International Federation of the Periodical Press (FIPP), в 2003 г. в Испании издавалось 934 журнала. Одной из основных особенностей журнального рынка Испании является его общенациональный характер: большая часть журналов распространяется по всей стране, чего нельзя сказать о газетах, которые, как правило, издаются и распространяются в пределах одной автономной области. Благодаря этой особенности журналам легче выжить на национальном рынке. Около 70% всего журнального рынка страны приходится на потребительские журналы, остальные 30% остаются за #2£-изданиями. Большую часть своих доходов потребительские журналы получают от продаж — 66,4%. Надолго рекламы приходится 33,6% от общего дохода. 91% всех потребительских изданий продается в розницу. По подписке распространяется только 8,7% журналов. Иная картина наблюдается в сфере изданий В2В, где 80% журналов распространяются по почте и большую часть доходов издатели получают от подписки. Основными рекламодателями потребительских журналов выступают такие компании, как L'Oreal, Estee Lauder, El Corie Ingles, Procter & Gamble, Volkswagen-Audi, Chanel, Telefonica Moviles, Clarins и Т.Д. Самые популярные рекламируемые категории — средства гигиены и косметика, автомобили, строительство, бизнес, образование, медиа, спорт. Если в газетной индустрии почти нет иностранных игроков, то на рынке журнальной периодики их достаточно много. Крупнейшим игроком испанского журнального рынка является компания Hachette Filipacchi Medias, которая полностью принадлежит французской издательской группе Lagardere. Компания владеет 17 журналами. Основной профиль ее деятельности — рынки женских журналов и ТВ-гайдов. Именно Hachette Filipacchi Medias издает четыре самых популярных ТВ-гайда в Испании: Tele Programa (104 тыс. экз.), Telenovela (129 тыс. экз.), Super Tele (104 тыс. экз.) и Tele lndiscreta (94 тыс. экз.). Два самых популярных женских еженедельных издани
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|