Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




В 2004 г. более 98% канадских семей имели в доме, по меньшей мере, 2 телевизора и 98% канадцев слушали собственные радиоприем­ники.

По данным на 2003 г., в Канаде насчитывалось 20 664 000 телефон­ных линий (65 линий на 100 чел.), более 33 млн телефонных абонентов (107 на 100 чел.). Пользователей мобильной связи — 15,5 млн чел.

 

Ведущие операторы сотовой связи (июнь 2005)

Оператор Количество абонентов, млн
Rogers Wireless 5,71
Bell Mobility 4,44
Telus Mobility 4,15
Aliant Mobility 0,67
SaskTel Mobility 0,32

 

В 2004 г. 71% канадцев имели дома персональный компьютер, а 76% — доступ в Интернет. Причем чаше канадцы выходят в Сеть из дома, чем с работы. Отмечается тенденция широкого использования высокоскорост­ного Интернета — 63% пользователей, по сравнению с 50% в 2003 г. dial-up подключение составляет лишь 34%. Распространению высокоскорос­тного Интернета способствуют компании кабельного телевидения, вклю­чающие в пакет услуг помимо телевизионных каналов еще и доступ в Интернет, часто в виде бесплатного бонуса или же за низкую плату.

 

Крупнейшие провайдеры (2004)

Компания Количество абонентов выделенной линии, тыс. Количество абонентов dial-up, тыс. Всего абонентов, тыс.
Bell      
Telus      
Shaw   1069 *
Rogers    
Quebecor    
Look      
Sprint _    
Cogeco    

 

В 2004 г. Bell была лидером рынка провайдерских услуг, обслуживая 743 тыс. абонентов dial-up подключения и 1,8 млн пользователей с высо­коскоростным Интернетом.

В 2004 г. примерно 93% семей с доходом более 68 тыс. долл. и 47% с доходом менее 17 тыс. долл. приобрели персональный компьютер. 63% канадцев выходят в Интернет из дома, 41% — с работы. Самые активные пользователи Интернета — молодые люди 18-34 лет. А жители самых бога­тых провинций — Британской Колумбии и Онтарио — выходят в Сеть чаше всего. 48% жителей, не пользующихся Всемирной сетью, объясняют это отсутствием необходимости. В 2004 г. интересы канадцев в Сети распреде­лялись следующим образом: 70% проверяли почту, 50% посещали специ­альные сайты, 48% искали информацию и 10% скачивали музыку.

Широкое распространение Интернета и доступность информацион­ных онлайн-ресурсов считается главной причиной падения интереса к те­левидению и радио. Почти 37% канадцев ставят телевизор в той же комна­те, что и компьютер, и 57% включают телевизор, пока находятся в Интернете.

В 2004 г. радиостанции вещали в Сети почти 1285 тыс. ч, что состав­ляет 0,2% от национального вещания. Однако информационные порталы активно развиваются в Интернете. Самыми популярными сайтами являют­ся canada.com, принадлежащий концерну CanWest, newswire.ca, canoe.ca и многочисленные электронные версии печатных изданий.

Онлайновые СМИ

Популярность Интернета как источника информации заставляет печатные издания и эфирные радиостанции и телеканалы завести в Сети, как минимум, свои страницы-представительства, а как максимум, пол­ностью выкладывать свой продукт в Интернет. Все высокотиражные га­зеты и журналы публикуют электронные версии. Как правило, информа­ционные статьи находятся в бесплатном доступе, а аналитические и авторские колонки можно прочитать, только оформив электронную подписку. Так поступают газеты The Globe and Mail (www.globeandmail.com) и National Post (www.canada.com/nationalpost/index.htrnl). Toronto Лиг (www.thestar.com) пре­доставляет бесплатно все материалы в течение семи дней со дня опублико­вания, а архив — по подписке.

Широко развита система информационных порталов. С сайта canada.com, принадлежащего концерну CanWest, можно перейти на элек­тронные страницы пятнадцати газет, двадцати одного телеканала и двух радиостанций. На сайтах можно посмотреть сокращенные выпуски но­востей и последние эпизоды сериалов, а также послушать радио. В 2004 г. радиостанции Канады вешали в Сети почти 1285 тыс. ч, однако это все­го 0,2% от национального вещания. Помимо электронных вариантов пе­чатных и эфирных СМИ canada.com предлагает исключительно онлай­новые проекты — сайт для автомобилистов driving.canada.com, поиск работы working.canada.com, обзор и покупка/продажа недвижимости homts.canada.com и др.

Аналогично устроен портал canoe.са медиа корпорации Quebecor media. На нем представлены три типа клиента: интернет-издания (SLAM Sports, JAM Showbiz, CNEWS, Webfin, Lifewise, CHealth, CANOE Travel and AUTONET.CA), электронные версии газет, а также многочисленные сервисы — прогноз погоды, гороскоп и т.д.

Портал Newsaria.ca предоставляет информационные печатные, аудио-и видеофайлы. Здесь можно прочитать о последних исследованиях в области медицины, послушать аудиозапись с годового собрания акцио­неров нефтяной компании и посмотреть видеообращение топ-менедже­ра крупнейшего канадского банка. Часть материалов находится в сво­бодном доступе.

 

 

КИТАЙ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Китайская Народная Республика (КНР) — страна, расположенная в Восточной Азии, общей площадью 9560 тыс. км2, по своим размерам занимает третье место в мире, уступая лишь России и Канаде. Населе­ние — 1,3 млрд чел. (2005). Китай является самой многонаселенной стра­ной мира. Китай — многонациональное государство. Подавляющее боль­шинство населения составляют китайцы (ханьцы). Другие этнические группы (1%) представлены уйгурами, монголами, тибетцами, корейца­ми, маньчжурами и др.

Государственный язык — китайский.

Денежная единица — юань.

Столица государства — Пекин. Наиболее крупные города; Шанхай, Чунцин, Тянцзинь, Гуанчжоу и др. В административно-территориаль­ном отношении страна разделена на 22 провинции, 5 автономных рай­онов, 4 города центрального подчинения и 2 особых административных района — Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь).

В 1997 и 1999 гг. под юрисдикцию КНР перешли Гонконг и Макао, получив статус особых административных районов. В рамках провозгла­шенной политики «одна страна — две системы» правительство КНР приняло обязательство сохранять существующие там социально-поли­тические системы в течение не менее 50 лет. Аналогичный принцип объединения с континентальной частью предлагается Тайваню.

В 2003 г. Китай продолжал оставаться самой динамично развиваю­щейся страной в мире. В 2003 г. объем ВВП КНР составил 1,4 трлн долл., увеличившись по сравнению с 2002 г. на 9,1%. Среднегодовой доход на душу населения — 1290 долл. (2005 г.).

Согласно конституции 1982 г. КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший законодательный орган госу­дарственной власти — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются ежегод­но. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет, который работает в период между сессиями. Высший исполни­тельный орган власти — Государственный Совет КНР (Центральное на­родное правительство), он подотчетен ВСНП. Главой государства явля­ется Председатель КНР, который избирается сроком на 5 лет. Правящая партия — Коммунистическая партия Китая (КПК).

Выбор социалистического пути развития после образования КНР (1949) обусловил проведение соответствующих преобразований в фор­мах собственности и реализацию курса на индустриализацию страны. Произошедшая в 1966—1976 гг. «культурная революция» явилась резуль­татом борьбы в партии по вопросам развития страны и обосновывалась усилением классовой борьбы по мере построения социализма. Были разгромлены партийные и государственные органы, репрессиям подверг­лись тысячи технических специалистов и представителей интеллиген­ции, что дезорганизовало хозяйственную жизнь страны. Экономическая политика в начале 1970-х гг. после провозглашения победы «культурной революции» проводилась в соответствии с положением об «особом пути» индустриализации Китая, когда отрицалось значение товарно-денежных отношений, замораживались внешнеэкономические связи, отсутствова­ли другие, кроме государственной, формы собственности.

III пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., провозгласил программу модернизации экономики страны, направлен­ную на превращение Китая к середине XXI в. в богатое демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира. Достижение поставленных целей связывает­ся с построением «социалистической рыночной экономики», сочетающей использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли частного сектора и других форм собственности. Эко­номическая политика последних лет направлена на активизацию про­цесса акционирования государственных предприятий.

Китайская модель включает ускоренный экономический рост, со­провождаемый политикой открытости, т.е. вхождением страны в совре­менную цивилизацию, усилением взаимосвязей с внешним миром. Ки­тайские стратеги нацелились на превращение отсталой закрытой страны в динамично развивающееся государство, достойного члена мирового сообщества, ведущего открытый диалог с любыми государствами и при этом проводящего независимую внешнюю политику.

Важнейшим событием в жизни страны стал XVI съезд Коммунисти­ческой партии Китая, прошедший в ноябре 2002 г. Съезд КПК поставил перспективные задачи социалистической модернизации и построения «среднезажиточного общества», одним из ключевых показателей кото­рого должно стать увеличение ВВП в 4 раза к 2020 г. Принято решение о расширении социальной базы компартии Китая за счет нового класса бизнесменов (идея «трех представительств»). Отныне китайские пред­приниматели наряду с рабочими и крестьянами могут вступать в КПК. На съезде новым Генеральным секретарем КПК был избран Ху Цзинь-тао. В марте 2003 г. его избрали Председателем Правительства КНР.

После длительных переговоров, начавшихся в 1986 г., Китай в 2001 г. был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО).

С начала 1980-х гг., когда в Китае начались реформы и расширение внешних связей, в китайском обществе произошли огромные перемены. Главные усилия направлены на формирование новой экономической системы — социалистической рыночной экономики. В этих условиях функционируют и развиваются современные китайские СМИ.

Законодательство о СМИ

Несмотря на рыночные реформы, политическая направленность сообщений печатных и электронных СМИ жестко контролируется госу­дарством и КПК. Проект Закона о печати с середины 1980-х гг. находит­ся на рассмотрении парламента.

Нормативно-правовая база деятельности СМИ только формирует­ся. Принят ряд положений, которые впервые в истории КНР регулиру­ют исполнение конституционного права граждан на свободу печати. Реализация данного права оговаривается запретом на публикацию мате­риалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР», идущих вразрез с «базовыми принципами консти­туции КНР» (приверженность социалистическому пути, руководящей роли КПК).

Китайские власти стремятся затруднить обращение граждан к зару­бежным источникам информации, ограничивая прием передач со спутни­ков, заглушая передачи западных радиостанций и блокируя доступ ко мно­гим сайтам в Интернете. Иностранной прессы в свободной продаже нет.

Регулирование телерадиовещательной отрасли осуществляется с помощью ряда законодательных актов, в том числе законами «Об обес­печении обслуживания телевизионного вещания и радиовещания», «О ли­цензировании телестанций и радиостанций», «О телерадиовещании». В течение 1990-х гг. было принято несколько постановлений правитель­ства, развивающих законодательную основу функционирования нацио­нальных электронных СМИ, — «О наземной приемной аппаратуре спут­никового телерадиовещания» (1993), «О кабельном телевидении» (1994), «О регулировании создания теле- и радиостанции» (1996). В постанов­лении «О телевизионном вешании и радиовещании», принятом Госу­дарственным Советом КНР 11 августа 1997 г., закреплен порядок осу­ществления телерадиовещания, статус телерадиокомпаний, механизм лицензирования и др.

С 1996 г. в Китае разрабатывается законодательство, регулирующее национальное интернет-пространство. В течение 1997—2003 гг. были приняты нормы регулирования, охватившие практически всех участни­ков данного сектора ИТ: провайдеров доступа, контента и услуг, интер­нет-кафе, пользователей. Все ресурсы китайского сегмента и глобальной Сети подлежат мониторингу. Часть ресурсов глобального Интернета бло­кируется в китайском секторе: это прежде всего идеологические ресурсы на темы, чувствительные для официального Пекина (права человека в Китае, проблема Тайваня, события на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г., запрещенная секта Фалуньгун, проблема Тибета и др.), а также ресурсы, содержащие морально и этически неприемлемую информацию. Руководство страны подходит к развитию национальной сети в соответ­ствии с общей концепцией реформ последних десятилетий: стимулиро­вание модернизации экономики и одновременное сдерживание полити­ческих преобразований.

Основные регулирующие органы китайских медиа: Главное управ­ление по делам прессы и издательств, Главное управление по телерадио­вещанию и кинематографии, Министерство информационной индуст­рии, Пресс-канцелярия Государственного Совета КНР.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

Развитие экономики с начала 1980-х гг. стимулировало рост нацио­нальных СМИ*. В 2003 г. в Китае издавалось более 2 тыс. наименований газет и свыше 9 тыс. журналов. Охват радио- и телевещанием составил соответственно 93,7 и 94,9% территории страны, в основном сформиро­валась сеть радио- и телевещания со спутниковыми, эфирными и ка­бельными каналами передачи сигнала.

Если в конце 1980-х гг. пресса, радио и телевидение были популяр­ны почти в равной степени, то к концу 1990-х гг. ключевое положение в медиасистеме Китая уже было занято телевидением, которое стало важней­шим источником информации и способом развлечения для большинства китайцев. С середины 1990-х гг. в Китае бурно развивается Интернет, в результате чего онлайновые СМИ отнимают все больше читателей (особен­но читателей молодого поколения) у газет и журналов. По результатам оп­росов в 2002 г., китайцы среди пяти видов СМИ (газета, журнал, телеви­дение, радио, Интернет) больше всего времени уделяли ТВ (179,0 мин в день), на втором месте находился Интернет (84,8 мин в день), на треть­ем — чтение газет (56 мин в день), на четвертом — радио (55,6 мин в день), замыкало список чтение журналов (48,0 мин в день).

Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке СМИ, газеты и жур­налы прилагают усилия для сохранения своей доли на медиарынке. В стра­не резко увеличилось число коммерческих изданий — вечерних, утрен­них, молодежных и рекламных газет, вобравших в себя ранее практически запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. В прошлом стандартная для всех СМИ информация стала дополняться подробнос­тями из жизни зарубежной и местной политической элиты, напрямую затрагиваются острые внутриполитические темы, в том числе проблемы безработицы, образования, бытового обслуживания и т.д. Китайская пресса много пишет о различных недостатках и коррупции среди чинов­ников средней руки, однако воздерживается от критики компартии и политической системы в целом. В каждом городе выходит своя газета, которую обычно издает местная администрация. Свои ежедневные газе­ты есть и у местных комитетов компартии.

Рост конкуренции между печатными изданиями, падение читатель­ской аудитории, связанное с развитием электронных СМИ, и другие фак­торы обусловили консолидацию на рынке печати, к середине 1990-х гг. разрозненные газетные издания стали объединяться в газетно-издатель-ские концерны.

Вступление КНР в ВТО стимулировало консолидацию национальных электронных СМИ, с тем, чтобы нивелировать угрозу прихода крупных мировых медиакорпораций на местный медиарынок. В 2000 г. начался процесс образования крупных региональных мультимедийных корпора­ций, в которые вошли ведущие региональные и городские теле- и радио­станции.

Рекламный рынок КНР входит в пятерку крупнейших рынков в мире (после США, Японии, Великобритании, Германии). В июле 2005 г. он оценивался в 17,7 млрд долл. В последние 20 лет рекламная индустрия демонстрирует динамичное развитие — ежегодный рост рынка — 20-30%. В 2005 г. годовой прирост несколько снизился и составил 18%. Однако на фоне показателей роста мирового рынка рекламы в 4-5% китайская рекламная индустрия по-прежнему находится в стадии бурного станов­ления. С 1979 по 2003 г. объем рекламного рынка вырос более чем в 10 раз, составив 0,92% в ВВП страны. В этой отрасли было занято 870 тыс. служащих.

Крупнейшими рекламоносителями в КНР остаются ТВ и газеты. В 2004 г. на телевидение приходилось 38,8% всей рекламы, а на газеты — 23,1%. Расходы на рекламу в журналах составили 7,4%, в радиовеща­нии — 3%.

В середине 2000-х гг. наблюдается снижение объема рекламных до­ходов и доли рекламного рынка в газетах и увеличение доходов, извле­каемых через другие каналы распространения рекламы — телевидение (более 50% всей рекламы в 2005 г.), Интернет, мобильные телекоммуникационные сети, наружные носители. Динамично развивается новый сектор рекламного рынка — трансляция рекламных роликов по жид­кокристаллическим телевизорам, выставленным в крупных торговых цен­трах, метро, на заправках, вокзалах и в других общественных местах. На­блюдается приток рекламодателей в радиовещание, что связано с растущей популярностью музыки в формате МРЗ среди китайской молодежи.

Крупнейшими рекламодателями на китайском рынке являются фар­мацевтические компании, производители средств по уходу и косметики, товаров повседневного спроса и сектор услуг. Самыми рекламируемыми торговыми марками в КНР в 2005 г. стали товары компании Procter & Gamble.

В соответствии с обязательствами Китая перед ВТО в конце 2003 г. рынок рекламных услуг был частично открыт для иностранных компа­ний. Зарубежные агентства получили возможность создавать совмест­ные предприятия с китайскими партнерами. Все ведущие мировые рек­ламные агентства основали такие компании. Китай также взял на себя обязательство перед ВТО окончательно открыть рынок рекламных услуг в конце 2005 г.

В 2005 г. на долю компаний, принадлежащих зарубежным агент­ствам, приходилось уже 30% рынка рекламы. Крупнейшими из них ста­ли совместные предприятия, открытые агентством MindShare (входит в WPP Group), компаниями ZenithOptimedia и Starcom, входящими в медиа-группу Publicis Groupe, и компанией Carat (подразделение Aegis Group).

В число ведущих рекламных агентств Китая входят компании Saatchi <£ Saaichi Great China Advertisment Ltd., McCann-Erickson Advertisment Ltd., Leo Burnett Shanghai Ltd., Dentsu China Ltd., J. Walter Thompson Advertisment Ltd., Beijing Weilai Advertising Agency, Guangdong Advertisment Ltd., Shanghei Advertisment Ltd., Ogilvy & Mather (Shanghai) Ltd., Beijing Guoan Advertisment Corp.

Концерны

Важнейшей тенденцией развития современного национального ме-диарынка является концентрация и формирование газетно-журнальных и мультимедийных предприятий.

Основой для создания концернов выступают так называемые систе­мообразующие газеты. Так, например, «Жэньминь жибао» для обслужи­вания рынка первой учредила в 1980 г. «Шичанбао» («Газета рынка»), что явилось прологом отделения дочерней газеты от материнской. В те­чение нескольких лет после этого крупные газеты Китая (в том числе партийные) во множестве создавали дочерние издания, включавшие три основных типа: дайджесты, вечерние и специализированные. В 1993— 1995 гг. началась консолидация печатных изданий. Зачастую это проис­ходило путем одностороннего поглощения, когда мощные издания КПК присоединяли к себе убыточные непартийные газеты.

В январе 1996 г. в Китае появился первый газетно-издательский концерн «Гуанчжоу жибао» («Ежедневный Гуанчжоу»). 8 июня 1998 г. были одновременно образованы две газетные корпорации центрального подчинения — группа «Гуанмин жибао» и группа «Цзинцзи жибао». 25 июля 1998 г. в Шанхае была создана объединенная газетная корпора­ция изданий «Вэньхуй бао» и «Синьминь ваньбао».

К настоящему времени в стране создан 41 крупный газетно-изда­тельский концерн, в их числе Шэньчжэньская издательская группа, «Гу­анчжоу жибао», «Бэйцзин жибао», «Вэньхуй синьминь», «Наньфан жи­бао», «Жэньмин жибао», «Синьхуа жибао».

Крупнейшим газетно-издательским концерном в стране стала обра­зованная в 2002 г. Шэньчжэньская издательская группа (Shenzhen Press Group). В начале 2005 г. группа владела 11 газетами и 4 журналами, а также развивала следующие направления бизнеса: распространение прес­сы, типографские услуги, рекламные услуги, землевладение и владение недвижимостью, управление двумя гостиницами и курортом, финансо­вые услуги и услуги логистики. Совокупные активы Шэньчжэньской издательской группы оценивались в 0,6 млрд долл., штат компании со­ставлял около 6 тыс. чел.

Появление газетно-издательских концернов на медиарынке страны совпадает с общим развитием мировой прессы, усиливает конкуренто­способность китайских газет и журналов как на внутреннем рынке СМИ, так и при их выходе на международные рынки.

С 2000-х гг. началось образование крупных корпораций в электрон­ных СМИ Китая. В 2001 г. правительство приняло целевую программу содействия реформам, направленным на консолидацию СМИ и созда­ние крупных региональных мультимедийных корпораций.

На национальном уровне в конце 2001 г. была образована «Китай­ская группа радиовещания, кинематографии и телевидения* (China Radio, Film and Television Group), включившая в себя наиболее крупные и дорого­стоящие государственные активы в сфере медиа: Центральное ТВ (CCTV), «Корпорацию китайской передающей радио и ТВ сети», Центрапьную на­циональную радиостанцию Китая, Международное радио Китая, корпора­цию «Китайская группа кинематографии» и другие организации централь­ного подчинения. В момент основания «Китайской группы радиовещания, кинематографии и телевидения» ее совокупные активы составляли 2,6 млрд долл., штат компании превышал 20 тыс. чел. Корпорация осуществляет деятельность в области телевидения и радио, Интернета, издательства, рекламы, кинематографии и др. и является самым масштабным и мощ­ным мультимедийным концерном в Китае.

На региональном уровне были созданы корпорации, вобравшие в себя все крупные медиаактивы регионов, включая ведущие теле- и ра­диостанции. Корпорации также получили возможность осуществлять деятельность в других секторах экономики, включая управление недви­жимостью, рекламный бизнес, туризм и др. Например, в «Шанхайскую группу медиа и развлечений» (Shanghai Media & Entertainment Group, SMEG), созданную в 2001 г., входят компании, занятые в сфере ИТ-технологий, печатных СМИ, кинопроизводства, туристического бизнеса, недвижи­мости, культуры и спорта и др. Ведущей компанией в этой корпорации является «Шанхайская медиагруппа» (Shanghai Media Group, SMG) — многопрофильная компания, основой деятельности которой является телерадиовещание. Совокупные активы «Шанхайской группы медиа и развлечений» превышают 1,3 млрд долл., ее штат насчитывает более 5200 чел. В состав группы входят 10 СМИ национального масштаба, 5 спортивных клубов и 14 культурных центров.

Медиаконцерн «Пекинская группа медиа и культуры» (Beijing Alt Media and Culture Group, ВАМС) была создана в 2001 г. Ведущей компанией этой корпорации является Пекинское ТВ (Beijing TV (BTV)). Основные на­правления деятельности «Пекинской группы медиа и культуры» — теле­радиовещание, цифровое и мобильное телевещание, выпуск печатных СМИ, производство кинофильмов и ТВ продукции, интернет-услуги, выпуск аудиовизуальной продукции.

В число крупнейших региональных медиакорпораций также входят «Хунанская группа радиовещания, кинематографии и телевидения», «Груп­па радиовещания, кинематографии и телевидения Цзянсу», «Чжэцзян-ская группа радиовещания и телевидения» и др.

Сразу после образования мультимедийные концерны стали доми­нирующими компаниями, по сути, естественными монополистами на региональных медиарынках, что, по замыслу правительства, создает механизм управляемой конкуренции между небольшим числом крупных государственных медиагрупп и нивелирует риск интервенции со сторо­ны глобальных игроков медиаиндустрии на китайский медиарынок.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Газеты

После основания КНР в 1949 г. СМИ молодой социалистической республики заимствовали структуру и принципы функционирования советской системы, которая служила образцом и основной моделью для медиасистем всех социалистических стран. В 1950 г. в Китае насчитыва­лось 205 наименований газет, их годовой тираж в общей сложности со­ставлял чуть более 400 млн экз. В годы «культурной революции» в стране выходило всего 49 газет общим тиражом 367 млн экз.

В 1978 г. в Китае выходило уже 186 газет общим тиражом 12,8 млрд экз. При плановой экономике большинство китайских газет и журналов существовало только за счет государственного финансирования, доходы от издания прессы поступали в бюджет. В связи с этим качество и авто­ритет газет и журналов не зависели от их окупаемости.

С началом рыночных реформ централизованное управление прес­сой вступало во все большие противоречия с требованиями экономичес­кого развития СМИ. Если в 1982 г. на 1 тыс. чел. приходилось 45 экз. ежедневных газет, то в 1990 г. — 35 экз. Падение тиражей причиняло убытки всей печати, но наибольший удар испытали партийные органы. Если во времена своего расцвета в 1979 г. разовый тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» превышал 6 млн экз., а его годовой тираж со­ставлял 16,74% от общего тиража китайских газет, то в 1982 г. — разовый тираж снизился до 4,2 млн, а в 1989 г. — до 2,9 млн, что составило лишь 5,71% от общего тиража китайских газет.

В конце 1980-х гг. была введена так называемая двухуровневая сис­тема управления: с одной стороны, для редакций был оставлен статус госучреждения (при сохранении государственного финансирования в меньших объемах), с другой — им было разрешено функционировать как коммерческим предприятиям. К началу 1990-х гг. большинство пе­чатных органов превратились в предприятия, которые начали самосто­ятельно регулировать свои доходы и расходы, выплачивать налоги за свою экономическую деятельность.

С начала 1990-х гг. китайская пресса функционирует в основном по правилам рыночной экономики, но в то же время под контролем прави­тельства. В стране все больше издается ежедневных, вечерних и ежене­дельных, а также специализированных газет. С 1993 по 1997 г. в Китае было создано 374 новые газеты, среди которых вечерние газеты состав­ляли более 60%. В 1998 г. в Китае издавалось 5 газет, тираж которых превышал 1 млн экз.: «Жэньминь жибао» («Народная ежедневная газе­та»), «Цанькао сяоси» («Справочная информация»), а также вечерние газеты «Янчэн ваньбао» («Вечерний Янчэн»), «Янцзы ваньбао» («Вечер­няя Янцзы») и «Синьминь ваньбао» («Вечерний Синьминь»). Благодаря разнообразному доступному содержанию и сравнительно легкому стилю подачи информации с каждым годом вечерние газеты завоевывают все большую популярность у читателей.

Начиная с 1949 г. распространение, газет и журналов по подписке являлось монополией государственной почтовой службы. Впервые эта монополия была нарушена в 1985 г., когда ежедневная газета г. Лоян «Лоян жибао», публикуемая в провинции Хэнань, начала самостоятель­но распространять свое издание, что привело к резкому росту ее тиража. С 1988 г. все издания, за исключением нескольких крупных центральных газет, финансируемых из бюджета, получили право на публикацию рек­ламы и на собственную систему распространения.

К началу 2004 г. около 800 газет имели собственную службу распро­странения, на них приходилось до 40% совокупного тиража китайских газет. В 1996 г. в Пекине была создана «Компания по распространению газет и журналов Сяохонмао». Компания быстро стала ведущим дистри­бутором печати в Пекине, а в 2004 г., получив первую общенациональ­ную лицензию на распространение печатных СМИ, открыла 85 агентств по всей стране. К началу 2005 г. четыре компании имели общенацио­нальные лицензии, причем из них две являлись государственными ком­паниями, в том числе и «Компания по распространению газет и журна­лов Сяохонмао», а две принадлежали частным владельцам.

В соответствии с обязательствами перед ВТО в 2006 г. рынок рас­пространения и продажи прессы и книжных изданий должен быть пол­ностью открыт для иностранного капитала. Первые шаги по допуску иностранного участия на этот рынок были сделаны в 2002 г., когда зару­бежные компании получили доступ в основные города и на развитое восточное побережье, где располагается несколько свободных экономи­ческих зон. Столицы провинций были открыты для иностранных ком­паний в 2003 г.

В течение 1999-2003 гг. отмечен рост числа ежедневных газет на 28,5%, прежде всего за счет развития региональной и местной прессы, число изданий которой выросло за этот период на 31,1%, а тираж на 40,5%. За этот же период количество национальных ежедневных газет увеличилось на 6,1% при одновременном сокращении совокупных тира­жей на 19,2%. Таким образом, развитие рынка ежедневных газет проис­ходило главным образом в секторе региональной и местной печати. Число газет, выходящих с другой периодичностью, как в секторе национальных, так и региональных изданий, сократилось. При этом совокупный тираж национальных неежедневных газет вырос на 13,6%, а региональных упал на 15,6%.

 

Динамика газетного рынка (1999-2003)

 

 

 

Газеты Количество Дина­мика, Совокупный тираж, млн экз. Дина­мика,
1999 г. 2003 г. 1999 г. 2003 Г.
Ежедневные
Национальные     6,1 16,24 13,26 19,3
Региональные и местные     31,1 53,67 75,39 40,5
Всего     28,5 70,09 88,65 26,5

Продолжение

 

 

 

Газеты Количество Дина­мика, % Совокупный тираж, млн экз. Дина­мика, %
1999 г. 2003 г. 1999 г. 2003 г.
Неежедневные
Национальные     -8,7 13,7 15,57 13,7
Региональные и местные 1 095   -12,5 102,54 86,5 -15,6
Всего 1 233 1 084 -12,1 116,23 102,07 -12,2

 

По сравнению с 1978 г. — началом экономических реформ в КНР, число газет в 2003 г. выросло более чем в 11 раз и составило 2119 наиме­нований. Владельцами газет являются 1200 издательских компаний и медиагрупп.

Конкуренция между печатными изданиями, либерализация издатель­ской индустрии, которая происходит в соответствии с обязательствами КНР перед ВТО (прежде всего в секторах розничных продаж и распро­странения прессы по подписке), привели к тому, что на рынке печати началась консолидация. С 1996 г. разрозненные газетные издания нача­ли объединяться в газетно-издательские концерны. Изначально концер­ны создавались по региональному принципу, т.е. компании получили возможность выпускать печатные издания в соответствующем регионе — провинции, городах и т.д. Однако с 2003 г. появились издания, выпуска­емые совместно издательскими группами из различных регионов. Пер­вым изданием, получившим разрешение от центральных властей на меж­региональную деятельность, стал ежедневный 80-полосный таблоид «Синьцзинбао» («Новости столицы»), совместное издание шанхайской группы «Гуанмин жибао» и группы «Наньфан жибао» из Гуанчжоу, выхо­дящее в Пекине с ноября 2003 г. В конце 2003 г. в Шанхае вышел в свет еженедельник «Ляован дунфан» («Восточное обозрение»), его крупней­шим акционером является агентство «Синьхуа», штаб-квартира которо­го находится в Пекине.

В 2004 г. объем газетного рынка достиг 3,08 млрд долл., что состави­ло 0,19% ВВП страны, а объем газетной рекламы — 2,84 млрд долл.

В последнее десятилетие наблюдается наращивание объема печат­ных изданий. Крупноформатные издания в среднем насчитывают 16 полос, а таблоиды — 32 полосы. Отдельные газеты, например «Бейцзин жибао» («Пекинская ежедневная газета»), имеют от 80 до 100 и более полос.

Лидерами по тиражам среди ежедневных газет являются таблоид «Цанькао сяоси» («Справочная информация»), выпускаемый агентством «Синьхуа», и крупноформатная газета «Жэньмин жибао». Тиражи этих изданий в 2004 г. составили соответственно 2,62 и 2,5 млн экз., оба из­дания выходят в Пекине. Тиражами более I млн экз. выпускаются таб­лоид «Янцзы ваньбао», публикуемый издательской группой «Синьхуа жибао» в г. Наньнин — 1,7 млн экз.; крупноформатное издание «Гуанч­жоу жибао», тираж 1,6 млн экз., и таблоид «Наньфан душибао» (изда­тель— «Наньфан жибао», тираж 1,4 млн экз.) в Гуанчжоу; крупнофор­матная газета «Янчен ваньбао» (тираж 1,3 млн экз., публикуется в Гуанчжоу); таблоид «Чутянь душибао» (издатель «Хубэй жибао» в г. Ухань, тираж 1,06 млн); таблоид «Синьминь ваньбао» в Шанхае, 1,04 млн экз. Крупными газетами также являются ежедневная газета China Daily — официальный орган правительства КНР на английском языке, «Чжунго цинняньбао» («Китайская молодежная газета»), «Гунжэнь жибао» («Ра­бочая газета»), «Фачжи жибао» («Юридическая газета»), «Бэйцзин вань­бао» («Вечерний Пекин») и др.

Показатель потребления газет в стране остается на низком уровне: в 2004 г. на 1000 чел. приходилось 76 газет, покупаемых ежедневно. Од­нако в крупнейших городах он сопоставим с показателями развитых стран мира: в Пекине на 1000 чел. ежедневно приобретается 274, а в Шанхае — 268 газет. Охват газетами взрослой читательской аудитории в стране со­ставил 26,6%.

В последние годы наблюдается сокращение рекламных доходов и читательской аудитории газет. Если в 2002 г. в Пекине приобретали га­зеты 68% жителей, то в 2004 г. — 62%, Среди основных причин этого явления — интенсивное развитие Интернета, мобильных технологий, а также рост числа телевизионных каналов. В июле 2005 г. в Китае выхо­дило 1926 газетных изданий, почти на 200 меньше, чем в 2003 г. Кризис в отрасли показал, что значительные финансовые инвестиции в печат­ные издания, характерные для крупных издательских концернов, сами по себе не являются гарантией успеха, и издательские компании вынуж­дены изыскивать новые способы увеличения читательской аудитории.

На фоне усиливающейся конкуренции на газетном рынке издания прибегают к новым стратегиям привлечения читателей. Например, боль­шим успехом пользуется новая форма подписки, когда газета не приоб­ретается в бессрочное пользование, а выдается редакцией напрокат. В апреле 2005 г. газета «Дуннань куайбао» («Юго-Восточный экспресс»), выходящая в провинции Фуцзянь, предложила своим читателям опла­тить годовую подписку стоимостью 6 долл. за распространение издания по такой схеме. Ежемесячно служба доставки забирает у подписчиков старые номера газеты для утилизации. Новая форма подписки пользует­ся популярностью у читателей газеты, которые ввели ее, сумели увели­чить тиражи.

Новой тенденцией в развитии контента газетных изданий в послед­нее время стало увеличение числа редакционных статей и комментариев. В этих статьях высказываются различные, в том числе противоречащие друг другу мнения по актуальным проблемам, и подобные аналитические мате­риалы делают китайские печатные издания более открытыми, а также способствуют усилению конкуренции за читательскую аудиторию между газетами.

Журналы

«Культурная революция» нанесла огромный вред китайским журна­лам. С конца 1965 до конца 1966 г. их количество снизилось с 790 до 191. В 1969 г. в Китае выходило всего 20 журналов, например «Хунци» («Крас­ное знамя»), «Жэньминь хуабао» («Народный иллюстрированный жур­нал») и «Чжунго вэньсюе» («Китайская литература»).

С началом рыночных реформ китайские журналы начали возрож­даться практически с нуля, и к 2001 г. в стране насчитывалось более 8 тыс. партийных, массовых и специализированных журналов. В период 1999— 2003 гг. число журналов выросло на 13% и составило 9165 наименова­ний. В 2004 г. в КНР выходило у

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...