Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
За последнее десятилетие Южная Корея сделала большие шаги в сфере развития информационных и коммуникационных технологий, и в настоящее время сектор ИКТ представляет собой значительную часть национальной экономики. С конца 1990-х гг. информационно-технологический рынок страны, включая телекоммуникационные услуги, оборудование и программное обеспечение, ежегодно рос в среднем на 16% и в 2003 г. оценивался в 182 млрд долл. Информационно-коммуникационные технологии являются крупнейшей отраслью национальной экономики Южной Кореи, если в 1997 г. сектор ИКТ составил 7,2% ВВП, то в 2003 г. — уже 15%. Южная Корея входит в число мировых лидеров по уровню потребления ИКТ.
Основные показатели использования ИКТ (конец 2003 г.)
В начале 1980-х гг. правительство провозгласило линию на модер-^ низацию и совершенствование систем связи. Начиная с 1982 г. в стран! устанавливалось более 1 млн телефонных линий в год, что позволило к 1987 г. достичь уровня 10 млн абонентов, обеспечив стационарными те-j лефонами практически все корейские домохозяйства. Основанная исключительно на местных технологиях, фиксирован-] ная телефонная связь в Южной Корее продолжала стремительно развив ваться, и к середине 1990-х гг. страна прочно обосновалась в десятка мировых лидеров по уровню телефонизации, приступив к реализации] проекта «Каждой корейской семье два телефона». В сентябре 1981 г. в стране появился в продаже первый мобильный телефон, а в марте 1984 г. была создана компания Korea Mobile Telecom Services (в настоящее время — SK Telecom Co.), предоставляющая услуги мобильной связи. С этого момента начинается стремительное развитие мобильной связи в Южной Корее. Если в 1984 г. в стране насчитывалось всего 2658 абонентов сотовой связи, а к началу 1990-х гг. их число соста! вило 80 тыс., то в 2000 г. число абонентов достигло 26 млн человек, или 54% всего населения. Поскольку рост числа абонентов мобильной голосовой связи в последние годы замедлился по причине перенасыщения рынка, акцент сместился в сторону развития разнообразных приложений мобильной связи. В 2004 г. более 30 млн абонентов пользовались услугами сетей 2,5 и 3-G.
Охватив передовыми технологиями связи практически все население страны, южнокорейский телекоммуникационный сектор вошел в число наиболее развитых мировых рынков связи. В 2004 г. более 92% корейских домохозяйств имели стационарный телефон, в то время как более 75% граждан страны пользовались сотовой связью. За последние годы Южная Корея вошла в число мировых лидеров по использованию Интернета. Таких высоких результатов удалось достичь благодаря предпринимавшимся правительством страны усилиям по информатизации страны. При этом основной акцент делался на развитии инфраструктуры широкополосного доступа. С самого начала корейские государственные стратегические программы по информатизации ставили целью обеспечение универсального высокоскоростного доступа к Сети, т.е. не только государственные организации, но и частные компании и рядовые граждане должны быть охвачены широкополосным доступом на всей территории страны. В рамках принятой в 1995 г. программы «Корейская информационная инфраструктура» началась реализация проекта по созданию общенациональной высокоскоростной оптоволоконной сети, которая соединяет государственные организации и учреждения. На финансирование проекта было выделено 25 млрд долл. В декабре 2000 г., на 5 лет раньше запланированного срока, строительство сети было завершено. В ходе реализации проекта было проложено 22 тыс. км оптоволоконного кабеля, связавшего 144 крупных и 190 мелких населенных пунктов, установлено 118 высокоскоростных коммутационных узлов. В единую сеть были объединены 29 тыс. государственных учреждений, что явилось важным шагом на пути к созданию «электронного правительства». Широкополосным доступом к Интернету были обеспечены все начальные и средние школы, включая школы, находящиеся в труднодоступных или отдаленных районах (например, в горной местности или на островах), которые получили доступ в Сеть через спутниковые каналы связи. С 2001 г. интернет-доступ для всех школ стал бесплатным.
В середине 2001 г. 68% домохозяйств имели персональный компьютер, из них 11% — более одного компьютера. В начале 2003 г. Южная к°рея заняла 5-е место в мире по размеру интернет-рынка: на тот момент "Число интернет-пользователей составило 26 млн. Республика Корея достигла самых высоких в мире показателей использования высокоскоростного Интернета: в 2004 г. более 84% из 30 млн интернет-пользователей в стра-Не пользовались широкополосным доступом. С целью обеспечения универсального высокоскоростного доступа в I настоящее время ведется строительство второй общенациональной ши- I рокополосной сети (BcN), располагающей интерактивными мультиме-! дийными сетевыми службами. Сеть, предоставляющая доступ в Интср- \ нет со скоростью от 50 до 100 Мб/с на всей территории страны, должна I стать основой для коммуникационных и компьютерных услуг, таких как интернет-протокол версии 6 (Jpv6), мобильная телефония следующих поколений, сенсорные компьютерные услуги, технологии радиочастот- I ной идентификации и др. Южная Корея осуществила поистине феноменальный рывок в раз-1 витии информационных технологий. Среди позитивных факторов, которые существенно повышают ее конкурентоспособность на мировых I рынках, важное место занимает высокоразвитая технологическая база, | ставшая основой одной из самых передовых в мире сетевых инфраструктур широкополосной связи. По мере проникновения технологий коммуникаций и ТВ в Интернет ИТ-индустрия последовательно развертывает новые конвергентные услуги. Среди наиболее заметных проектов — создание беспроводного широкополосного доступа в Интернет (до 1 Мб/с) для портативных устройств, которые движутся со скоростью до 70 км/ч. Проект получил название Wireless Broadband (WiBro), услуги доступа WiBro планируется развернуть в апреле 2006 г. Другой крупный высокотехнологичный проект — спутниковое мобильное телевидение (Digital Multimedia Broadcasting), запущенное в 2005 г., — передача телевизионного изображения, звука и текстовой информации через спутник прямо на мобильные приемники, в том числе на сотовые телефоны.
Кабельная и спутниковая инфраструктура Южной Кореи — одна из самых передовых в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это стало возможным благодаря многим факторам, включая сильную поддержку правительства, доступность услуг, концентрацию населения в мегаполисах, I восприимчивость общества к предлагаемым сервисам. В 2002 г. 50% корейских домохозяйств принимали кабельное ТВ. I В 2003 г. — год спустя после запуска спутникового вещания — 7% всех домохозяйств было подключено к спутниковому ТВ. В 2003 г. в стране функционировало более 80 спутниковых и около! 70 кабельных телеканалов. После запуска цифрового спутникового и! цифрового кабельного телевидения общее число корейских спутнико- I вых и кабельных каналов предположительно в последующие 5 лет дос-1 тигнет 200. Крупнейшим игроком на рынке информационно-коммуникацион-1 ных услуг остается компания Korea Telecom, бывший монополист рынка! связи. Ее приватизация проходила поэтапно с 1993 г. в рамках прави-1 тельственной программы приватизации. В 2002 г. произошла окончательная распродажа государственного пакета акций. В целом на долю корейских акционеров приходится 51 % акций компании, иностранных — 49%- В число прямых иностранных инвесторов AT входят такие крупные американские компании, как инвестиционный банк Merrill Lynch, акционерный фонд Fidelity funds и компания Microsoft. Существуют ограничения на размер доли акций, которые могут приобретать местные промышленные группы — чеболи. В январе 2005 г. крупнейшим корейским акционером АТявлялась Национальная пенсионная корпорация (National pension Corp.) с долей в 3,74%.
Корейское правительство ограничивает конкуренцию в секторе местных телефонных услуг и при этом допускает конкуренцию в других секторах, включая интернет-услуги, мобильную телефонию и кабельное телевидение. В начале 2002 г. AT контролировала 96% рынка местной фиксированной связи, 84% рынка удаленной связи, 62% рынка международной связи и обслуживала более 50% всех пользователей широкополосного доступа в Интернет. Рынок мобильных услуг после произошедшей в 2002 г. консолидации поделен между тремя игроками. Ведущим оператором сотовой связи является компания SK Telecom Co., контролирующая более 50% рынка, Korea Telecom Freetel (KTF), дочерняя компания AT, удерживает около трети рынка, оставшаяся доля приходится на оператора LG Telecom Co. Промышленная группа LG, представленная на рынке сотовой связи компанией LG Telecom Co., через другую свою компанию — Dacom — действует на рынке фиксированной удаленной связи (второй по величине оператор после AT) и интернет-услуг. В 2002 г на рынке интернет-услуг функционировало 92 провайдера. Крупнейшие интернет-провайдеры: AT, Hanarotelecom, Dacom, SK Telecom, Onse Telecom, GNG Networks, Powercom. Компания Hanarotelecom, образованная в 1997 г. семью крупными промышленными группами, включая LG и Samsung Electronics, является вторым после КТ оператором местной связи и провайдером широкополосного доступа. В 2003 г. в Южной Корее действовало ] 18 мультисистемных операторов кабельного ТВ. Крупнейшие операторы: Cable and Multimedia (C&M) Co., ltd., Joongang MSO, CJ CableNet, Единственный оператор спутникового ТВ SkyLife начал оказывать услуги в 2002 г. Компания SkyLife принадлежит консорциуму Korea Digital Satellite Broadcasting (KDB), в котором ведущую роль играет доминирующий оператор связи AT. Другие владельцы консорциума: основные вещательные компании KBS, МВСи SBS, а также Samsung Electronics, Hyundai Motor Company, Iljin, Hanwha, dsiana Airlines, Hansol CSN и др. Повсеместное распространение высокоскоростного доступа в Интернет способствовало быстрому росту корейского киберпространства и превращению онлайновых медиа в высокоразвитый сектор национальных СМИ. По результатам опросов в 2004 г. корейцы среди 5 видов СМИ (газета, журнал, ТВ, радио, Интернет) больше всего времени уделяли телевидению (155,2 мин в рабочие дни и 218,7 мин в выходные дни), на втором месте находился Интернет (67,2 мин вдень), а на третьем — чтение газет (34,3 мин в день). Интернет сыграл огромную роль в выборах 2000 и 2002 гг. В президентских выборах (2002) он стал самым влиятельным СМИ в вопросе выбора кандидата избирателями. На втором месте по влиятельности было телевидение, а печатные СМИ — на третьем.
Онлайновый информационный сервис государственных структур Республики Корея входит в число ведущих в мире. С 2002 г. функционирует интегрированный портал «Корейское электронное правительство» (www.egov.go.kr), который предоставляет около 400 интерактивных услуг для граждан и информацию по 4 тыс. категорий. В 2002 г. широкополосный доступ использовался корейцами для поиска информации и данных (88% абонентов широкополосного доступа), онлайновых игр (66%), получения новостей (60%), просмотра телепередач и прослушивания радио (43%), онлайнового шопинга (32%). Высокоскоростной доступ стимулировал быстрое формирование сектора онлайновых финансовых и инвестиционных услуг: в 2002 г. 25% населения страны пользовались услугами э-банкинга и осуществляли биржевые сделки через Интернет. Развитие южнокорейской киберсети идет в русле глобальных тенденций, и в последние годы наблюдается стремительный рост блогов. Порталы и веб-сайты сетевых сообществ наращивают блог-сервисы. Корейская сеть отличается также высокоразвитой индустрией онлайновых игр. Онлайновые СМИ Крупнейшие в Южной Корее интернет-порталы — это Naver, Daunt, Nate, Yahoo Korea и Paran. Ведущая корейская интернет-компания NHN поддерживает поисковый портал Naver, популярный игровой портал Hangame, блог-сервис Entoi и ведущий детский портал Junior Naver. Компании SK Communications принадлежит портал Nate, поддерживающий самый популярный в стране чат-сервис Nate On, и крупнейший блог-сервис для сетевого сообщества Cyworld, число членов и посетителей которого в 2005 г. достигло 13 млн чел. — более четверти всего населения страны. Все основные печатные СМИ имеют сайты. В отличие от ведущих онлайновых новостных порталов, не поддерживающих сайты на иностранных языках, крупные традиционные печатные издания привлекают международную аудиторию. Сайты газет «Чосон ильбо» и «Тона ильбо» предоставляет информацию на четырех языках: корейском, китайском, японском и английском. «Чунан ильбо» публикует собственный сайт на корейском и англоязычную ежедневную газету JoongAng Daily («Чунан дейли»). Насайте присутствует ссылка на американскую International Herald Tribune, которая распространяется в Корее вместе с «Чунан дейли». Однако к середине 2000-х гг. в Южной Корее онлайновые новостные порталы стали пользоваться большей популярностью, чем веб-сайты традиционных печатных СМИ. В 2004 г. около 70% корейских интернет-пользователей посещали новостные онлайновые порталы, 21% — веб-сайты печатных изданий и 10% — сайты разрозненных онлайновых газет. Популярность новостных порталов объясняется легким доступом к большим массивам информации, предоставляемой различными СМИ, на едином сайте. Например, крупнейший портал Naver (www.naver.com) включает онлайновую новостную службу, для которой поставляют материалы более 50 печатных изданий, а другой ведущий портал Daum (www.daum.net) ежедневно получает статьи из 35 СМИ. Порталы оплачивают медиакомпаниям поставляемый новостной контент в размере до 15 тыс. долл. ежемесячно, а мелкие газеты предоставляют свои материалы бесплатно в обмен на рекламу изданий на страницах порталов. С июля 2002 г. по июнь 2005 г. посещаемость новостной службы портала Naver выросла в 12 раз до отметки 2,82 млрд просмотров страниц в день, а посещаемость аналогичной службы портала Daum — в 34,5 раза до уровня 3,8 млрд просмотров. За этот же период посещаемость сайта «Чосон ильбо» снизилась с 690 млн до 451 млн просмотров, а новостные ресурсы сайта без учета других служб — игр, блогов — достигли показателя всего в 183 млн просмотров страниц в день. В целом в 2005 г. корейцы посещали ведущие порталы в 8 раз чаще, чем сайты традиционных газет. Особым проектом в ряду онлайновых новостных изданий стал запущенный в 2000 г. сайт OhmyNews (www.ohmynews.co.kr), представляющий собой частично блог-сервис, частично профессиональное новостное агентство. Основная концепция сайта — «Каждый гражданин — репортер». Небольшую часть публикуемых материалов (до 30%) пишут профессиональные журналисты, входящие в редакцию OhmyNews. Авторы основной массы статей — читатели издания, любой желающий могут прислать свою заметку на любую тему. Ежедневно сайт публикует около 150 статей на различные темы — от размышлений о жизни до политических эссе, в которых часто критикуются ведущие традиционные печатные СМИ («Большая тройка»), что соответствует взглядам основателя сайта О Йон Хо и является одной из основных целей издания. Авторам статей выплачивался небольшой гонорар — от 5 до 20 долл. — в зависимости от ценности и качества присланных материалов. В 2005 г число граждан, чьи статьи были опубликованы в издании, достигло 38 тыс. чел. В феврале 2003 г. президент страны Но My Хен, горячо поддержанный изданием OhmyNews в период президентских выборов 2002 г., свое первое эксклюзивное интервью для местных СМИ дал основателю и управляющему сайта OhmyNews О Йон Хо. В 2004 г. было запушено англоязычное издание сайта OhmyNews, готовятся к открытию сайты на японском и китайском языках. OhmyNews входит в список 15 крупнейших веб-ресурсов Южной Кореи. Однако за период с июля 2002 г. по июнь 2005 г. посещаемость сайта несколько снизилась: с 41 млн до 38 млн просмотров страниц в день. Все основные наземные телевизионные каналы ведут онлайновое вещание в Интернете. Дополнительно телезрители этих каналов имеют возможность бесплатной загрузки показанных ранее программ. Кабельные телеканалы, в особенности музыкальные каналы, например M.net, предоставляют в Интернете прямой доступ к трансляциям, которые ведутся по кабельным сетям, а также предлагают услуги «видео по запросу». Параллельно развиваются новые специализированные сетевые телевизионные и радиоканалы, которые вещают исключительно в Интернете. Мультимедийные порталы предоставляют популярный у корейцев сервис «видео по запросу», обычно нацеленный на узкий сегмент аудитории — от образовательных интерактивных передач для детей до программ, запрещенных для детского просмотра. Новостные телевизионные интернет-порталы, например YTN, транслируют новости: финансовые и спортивные — каждый час, прогноз погоды — каждые 30 мин, а также различные специальные программы и документальные фильмы. Ведущие провайдеры широкополосного доступа КТ и Hanarotelecom также открыли телевизионные вещательные порталы для своих клиентов. Компании производят собственный программный продукт и приобретают программы у других телестанций. Всего на рынке онлайнового вещания в настоящее время действует более 1000 телестанций.
РОССИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Российская Федерация (РФ), самое большое по территории государство мира, занимает большую часть Восточной Европы и Северной Азии. Ее территория — 17075,4 тыс. км2 (13% общей площади земного шара). Население — 143,5 млн (2005). Россия — многоэтническое государство. Страна делится на 88 субъектов Федерации — республики, края, области, автономные округа, автономные области и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Все субъекты Федерации объединены в семь федеральных округов (Центральный, Южный, Приволжский, Северо-Западный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). Столица — Москва (12 млн чел.), крупные города — Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Пермь. Государственный язык — русский. Денежная единица — рубль. Государственное устройство — федеративная республика президентского типа, президент избирается сроком на 4 года. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с председателем, который назначается президентом с согласия парламента. Парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты (Государственная Дума), избираемой сроком на четыре года, и верхней палаты (Совет Федерации), члены которой делегируются субъектами Федерации. ВВП России в 2004 г. составлял примерно 600 млрд долл. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2002 г., Россия занимает 38-е место в мире по уровню ВВП на душу населения и 1-е Место по этому показателю среди стран бывшего СССР. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, рост ВВП в России после 1999 г. почти ежегодно превышал 5% и составил в 2004 г. 7,2%, а в 2005 г. — 6,0%. В 2005 г. ВВП на душу населения равнялся 4093 долл. С 1992 г. начала проводиться неолиберальная политика в наиболее Радикальном варианте — в виде «шоковой терапии» с одномоментной либерализацией цен на подавляющее большинство товаров и услуг, быстрой приватизацией государственной собственности и окончательной отменой государственной монополии на внешнеэкономическую и другую хозяйственную деятельность. Последующее улучшение экономической ситуации усилило неолиберальные позиции в экономической политике, что зафиксировано в стратегии развития РФ до 2010 г. Роль государства в экономике постепенно сокращается, но все еще велика: в государственных и муниципальных учреждениях, организациях и фирмах в 2003 г. работало 37% всех занятых, государству принадлежало около 40% основных фондов, оно осуществляло через бюджет около 20% всех инвестиций. В 2000-х гг. продолжает усиливаться крупный бизнес, однако по объему продаж лидируют преимущественно топливно-энергетические и сырьевые компании. Законодательство о СМИ Деятельность СМИ в России регулируется действующим законодательством, прежде всего Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации* от 27 декабря 1991 г. и рядом других государственных актов. Согласно этому закону реклама в газетах и журналах не должна занимать более 40% их объема, в противном случае они считаются рекламными и должны платить повышенный НДС. Деятельность рекламной индустрии регулируется Законом Российской Федерации «О рекламе» от 18 июля 1995 г., уточненным в феврале 2005 г. Согласно этому закону СМИ не могут размещать рекламу некоторых товарных категорий — крепких алкогольных напитков, табака. Реклама пива на ТВ разрешена только с 23:00 до 7:00. Новым положением в законе, непосредственно влияющим на экономическое положение СМИ, стало ограничение объема рекламы в телеэфире. В 2006—2007 гг. реклама на ТВ должна будет составлять не более 20% от эфира в час и не более 15% от объема вещания в сутки. Таким образом, телеканалы должны будут размещать не более 12 мин рекламы в час вместо 15 мин, разрешавшихся до февраля 2006 г. С 2008 г. вступят в силу новые ограничения: допустимый объем рекламы в течение часа составит 15% времени (9 мин). В Закон «О рекламе» также внесено положение, ограничивающее максимальную продолжительность рекламного блока 4 мин. От имени государства с июня 2004 г. вопросами СМИ ведает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ, за соблюдением Закона «О рекламе» следит Федеральная антимонопольная служба РФ, специального органа, регулирующего весь комплекс вопросов медиаиндустрии, в России пока нет. Закон о вещании также еще не принят, несмотря на долгие обсуждения его проекта в Государственной Думе во второй половине 1990-х гг. Лицензии на право деятельности по телерадиовещанию выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культуронаследия (с 2004 г.). В России отсутствует специальное законодательство, регулирующее деятельность кабельных сетей. Отсутствие законодательно закрепленных правил для кабельного ТВ, множество противоречий в существующей нормативно-правовой базе, привычка населения к «бесплатному телевидению» все еще сдерживают привлечение инвестиций и развитие этого сектора. Отношения между собственниками, в том числе и собственниками предприятий СМИ, регулируются Законом об АО, Законом об ООО, Законом об общественных организациях, а между собственниками и управляющими — профильными законами и Трудовым кодексом. Антимонопольное регулирование осуществляется на основе общих норм законодательства о конкуренции и ограничении монополизма. Отдельные положения российского законодательства определяют условия деятельности иностранных компаний на рынке СМИ. Согласно поправкам к Закону о СМИ от 2001 г. иностранные организации, российские организации с долей иностранного участия 50% и более, российские граждане, имеющие двойное гражданство, не могут учреждать видео- и телеканалы. Им же запрещено учреждать и (или) владеть 50% и более общенациональных телеканалов (тех каналов, в зоне вещания которых проживает половина или более населения РФ).
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА В сегодняшнем медиапотреблении россиян доминирует ТВ: среднее время, которые ежедневно проводил перед телевизором зритель, в 2005 г. составляло 3 ч 36 мин. Радио россияне слушают 3 ч 48 мин в день, на чтение газет уходит в среднем 12 мин. в день, журналов — 6 мин, так же как и пользование Интернетом. Больше времени занимает просмотр видео и прослушивание музыкальных дисков — 18 мин. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, в 2004 г. объем учтенной выручки российского медиа-рынка в целом (печатные и электронные СМИ, другие носители) составил более 6 млрд долл. По прогнозам, в 2008 г. он увеличится до 7,5-8 млрд Долл. Эта цифра, помимо сборов от рекламы, включает в себя средства, полученные от подписки, продаж в розницу, абонентской платы за телеканалы, иной деятельности, включающей рынки BTL- и SMS-реклшы. С начала 2000-х гг. российский рынок рекламы в СМИ ежегодно растет Примерно на треть. Энциклопедия мировой индустрии СМИ В 2005 г. затраты рекламодателей по сравнению с 2004 г. увеличились на 28%, что на фоне 5%-ного роста общемировых затрат на рекламу выглядит весьма оптимистично. Общий объем рекламы в России в 2005 г. достиг 5010 млн долл. В целом структура рекламных доходов СМИ в 2000—2005 гг. не меняется. Объем рекламы в региональных СМИ, включая московский региональный рекламный рынок, в 2004 г. составил 1 млрд долл. (28% от объема всего рекламного рынка страны). Крупнейшие региональные центры — Санкт-Петербург, рекламный рынок которого превысил 200 млн долл., Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Красноярск, другие города-«миллионники».
Динамика объема рекламы в российских СМИ
Важная черта современного российского рынка СМИ — его недостаточная прозрачность, ведущая к непрозрачности и рекламного рынка. Пока, к сожалению, профессиональное сообщество не выработало адекватной системы, позволяющей сначала измерять, а потом уже оценивать рынок СМИ. Правда, обнадеживающие процессы в этом направлении уже идут. В частности, в отношении прессы, как сегмента медиарынка, данные с 2004 г. представляются не отдельными экспертами, а общественной организацией — Гильдией издателей периодической печати (ГИПП). Крупнейшими рекламодателями российских масс-медиа являются ведущие глобальные и национальные бренды, в том числе российские телекоммуникационные операторы МТС и «Би Лайн».
Ведущие рекламодатели российских масс-медиа (2004)
Это отражается и в объемах крупнейших рекламных бюджетов на российском медиарынке.
Развитие российского медиарынка напрямую связано со становлением российской индустрии рекламы. В настоящий момент ее формируют агентства полного цикла услуг, специализированные агентства, мега-агентства. Основными операторами медиарынка являются специализированные рекламные агентства, обеспечивающие львиную долю выручки ме-диаиндустрии. Часто рекламные агентства имеют в своем распоряжении медиаактивы либо эксклюзивные права на их продажу. В начале 2000 г. почти 20% всех средств российского рекламного рынка приходилось на наружную рекламу. По сравнению с другими странами, например, Польшей, где доля такой рекламы составляла 6%, Францией (11%) и Румынией (всего 3%), это высокий показатель. В 2005 г. рынок наружной рекламы достиг 910 млн долл. Доля 30 крупнейших рекламодателей на рынке наружной рекламы весьма существенна и в августе 2004 г составляла 32,5%, хотя этот показатель ниже, чем в сегменте телевизионной и радиорекламы. Число рекламодателей, которые тратят на наружную рекламу около 100 тыс. долл. в год, приближается уже к 300. Наиболее быстрые темпы роста объемов демонстрируют крупные рекламодатели, бюджеты которых составляют около 1 млн долл. Наибольший спрос на наружную рекламу наблюдается среди торговых центров и сетей, производителей табака и электроники, операторов сотовой связи. В пятерку крупнейших рекламодателей, использующих наружную рекламу, входят табачные фирмы (Philip Morn's и./77), а также Samsung, LG и МТС. Концерны Структура российского рынка СМИ более разнообразна, чем во многих зарубежных странах, правда, она остается весьма непрозрачной. На российском медиарынке ощутимо присутствие государственных структур, выступающих частичными или полными собственниками медиаком-паний. В медиаиндустрии отчетливо выделяются три типа владения предприятиями — частный, государственный и смешанный. Спектр структур собственности достаточно обширен и включает компании, которые целиком находятся в собственности государства, предприятия СМИ, где частный и государственный капитал контролируют разные доли собственности, что ведет к их неодинаковым возможностям финансирования и оказания влияния на процесс принятия решений, а также частные компании разных масштабов деятельности, имеющие различные организационные формы. Среди последних выделяются дочерние компании не-Медийных, прежде всего ресурсных концернов, многопрофильные медиахолдинги, а также компании, находящиеся в руках журналистов. Российские СМИ имеют несколько источников доходов — прямую или скрытую рекламу, прямые или непрямые государственные дотации, спонсорство. Появляются и новые источники — «продакт плейсмент» в аудиовизуальных СМИ, книгах и кино, продажа клиентских баз данных предприятиями новых медиа. Важнейшим направлением развития российского медиарынка стало превращение рекламы в основной источник финансирования медиапредприятий вне зависимости от формы собственности. В этом российские СМИ четко соответствуют законам рынка. Характерная особенность все еще неразвитой российской индустрии СМИ переходного периода — пристальное внимание политической элиты к экономически успешным структурам медиарынка. Особенно актуально это для региональных рынков, где власть поддерживает собственные СМИ экономическими мерами. Помимо бюджетных средств, за счет которых часто выплачивается зарплата журналистам местных/ региональных медиакомпаний, зависимые от властей медиапредприя-тия поддерживаются и другими мерами. Среди них: ♦ льготные тарифы при оплате электроэнергии, почтового распространения, коммунальных услуг, за аренду помещений или квартир журналистов; ♦ приоритеты в предоставлении информации, в том числе льготный доступ на официальные пресс-конференции, к официальным документам; ♦ директивное распределение рекламы или налоговая поддержка экономических связей бизнеса и СМИ; ♦ обязательная подписка на привилегированное издание. Главная особенность медиарынка России — его экономическая неоднородность. Это связано с неравномерным экономическим развитием столицы и регионов, наличием разных структур собственности на медиа-рынке. Так, на рынке печатных СМИ государственным структурам в начале 2000-х гг. принадлежало около 20% федеральных и около 80% региональных изданий. На телевизионном рынке насчитывалось около 100 государственных (из них 80 в регионах) и 150 негосударственных телекомпаний. 8 телевизионных каналов (из них только 2 находятся в собственности государства) принимаются более чем половиной населения России, в 200 городах России действуют по 10-12 региональных, чаще всего негосударственных телеканалов. В сфере радио ситуация также характеризуется большим разнообразием. После разрешения частного вещания в крупных, а затем и во всех остальных городах начался бурный рост радио индустрии за счет появления негосударственных станций. Например, в 1990 г. в Москве действовало 3 негосударственных радиостанции, в 1991 г. — 10, в 1994 г. — 33. К настоящему моменту соотношение частных и государственных радиостанций в Москве составляет 40:12, в Санкт-Петербурге — 30:1, в Ростовской области — 22:17, в Свердловской — 17:12. Негосударственный сектор в российской индустрии СМИ уже заметен и на международном уровне. В 2004 г. компания «Росбизнесконсалтинг» (РБК) разместила акции на Лондонской бирже. При размещении она была оценена в 83 млн долл., хотя ее выручка составляла всего 19 млн долл. С момента размещения до конца 2005 г. капитализация возросла почти в 11 раз, достигнув 900 млн долл. На вырученные средства был запушен первый канал делового ТВ. Интернет-компания «Рамблер», разместив акции на Лондонской бирже (март 2005 г.), также была оценена значительно выше, чем ее прибыль: 138 млн долл. при выручке 12,5 млн. Менее чем за год капитализация выросла в 2 раза. Привлеченные средства используются для наращивания доли рынка мобильного контента, ТВ, интернет-рекламы. В связи с формированием российского рынка СМИ наблюдается возросшая активность, связанная с перепродажей медиаактивов и развитием медиахолдингов. Правда, достоверную и полную статистику относительно российского медиарынка найти все еще очень сложно. Можно составить список крупнейших российских медиаконцернов по количеству принадлежащих им СМИ, однако в силу непрозрачности отечественного медиабизнеса не представляется возможным дать хотя бы общую оценку их активов. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийская государственная телерадиовещательная корпорация» (ВГТРК) была создана в 1991 г. ВГТРК на 100% находится в собственности «Рос-имущества». Структура корпорации формируется из ряда подразделений — общенационального телеканала «Россия»; телеканала «Культура», имеющего статус общенационального; телеканала «Спорт*; 80 региональных государственных телерадиокомпаний; радиокомпаний «Радио России», «Маяк» (радиостанции «Маяк», «Маяк-24», «Юность»), «Ностальжи»; российского информационного агентства РИА «Новости». ВГТРК вещает на нескольких телевизионных и радиоканалах общего и нишевого характера, в структуре вещателя особое место занимает главная информационная программа канала «Вести». С 1998 г. ВГТРК входит в единый производственно-технологический комплекс государственных электронных СМИ, состав которого формируют государственные телерадиокомпании субъектов Федерации, вещательные предприятия связи (с 2001 г. они формируют Российскую телевизионную и радиовещательную сеть, РТРС), РИА «Новости». В начале 2000-х гг. ВГТРК прошла период комплексной реорганизации. В соответствии с постановлением Правительства РФ, все дочерние региональные компании были преобразованы в филиалы. Целью объединения государственных СМИ было укрепление единого информационного пространства России. ВГТРК также принадлежит около 16% акций общеевропейского информационного канала Euronews. Особенность ВГТРК — смешанный характер ее финансирования. В теле- и радиопрограммах ее каналов (за исключением «Культуры») присутствует реклама. Однако коммерческие мот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|