Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно между 60-70-м ме­стом по уровню доступа к современным компьютерным технологиям. В 2005 г. плотность основных телефонных линий по республике состав­ляла 16,2%, абонентов сотовой связи 20%.

Темпы роста в секторе телекоммуникаций Казахстана продолжают превышать соответствующие показатели развития других отраслей эко­номики Казахстана.

 

Число и плотность абонентов стационарной и сотовой связи

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 Г. 2005 Г.*
Число абонентов стационарной связи, чел. 2 265 000 2 430 000 2 435 098 2 435 098
Число абонентов мобильной связи, чел. 912 800 1 944 996 3 010 839
Плотность стационарных телефонных аппаратов на 100 чел. 15,1 16,2 16,2 16,2
Плотность абонентов сотовой связи на 100 чел. 6,1 12,96 20,0
Отношение числа абонен­тов мобильной связи к числу абонентов стационарной связи, % 39,1 43,8 79,87 123,2

 

Ведущие телекоммуникационные операторы

 

Абоненты, чел. Оператор
АО «Казах-телеком» АО «Транс­телеком» АО «Нурсат» АО KazTrans-Com РГП «Казаэро-навигация»
Количество 2 373 728 33 969 1 278 3 970 3 331

 

В прежние годы на рынке удаленной и международной связи также доминировал АО «Казахтелеком», пропускавший основной объем меж­дугородного и международного трафика. При этом операторы других сетей в той или иной степени использовали инфраструктуру компании. В со­ответствии с Законом «О связи» и Программой развития отрасли теле­коммуникаций на 2003-2005 гг. в настоящее время эксклюзивное право АО «Казахтелеком» на предоставление услуг междугородной и междуна­родной связи отменено. На данный сегмент рынка введены и новые операторы. Агентством выданы лицензии на оказание услуг междуго­родной и международной связи KazTransCom, «Транстелеком», «Арна», Nursat и Astel.

По оценке национального оператора «Казахтелеком», общее коли­чество пользователей сотовой связи в Казахстане составляет 3 010 839 млн чел. Глубина проникновения сотовой связи — 20%. В настоящее время работают четыре оператора сотовой связи: два сотовых оператора стан­дарта GSM-900: ТОО «Кар-тел» (торговые марки Excess и К-Mobile) пол­ностью принадлежит казахстанской фирме «Телеком Инвест», ТОО GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell и Activ). 49% ак­ций последнего принадлежат национальному телекоммуникационному монополисту — «Казахтелекому», а остальными акциями владеет фирма Fintur Holdings, в свою очередь принадлежащая компаниям TurkCell и финско-шведской TeliaSonera. Кроме того, в Казахстане действует опе­ратор «Алтел» (торговая марка Dalacom, стандарт CDMA-20Q0). В бли­жайшее время сеть стандарта CZW-4-2000 намерена развернуть компа­ния ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (торговая марка «Жаршы»).

 

Ведущие операторы сотовой связи

 

Абоненты, чел. Оператор
ТОО GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» ТОО «Кар-тел» АО «Алтел» ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»
Количество 1 944 996 985 452 79 695  

 

Сотовая связь демонстрирует высокие темпы роста числа абонен­тов, который, однако, сдерживается высокими тарифами на ее услуги.

В стране создается Национальная сеть спутниковой связи (DAMA). В 2003 г. в сети действовало 258 станций DAMA, из которых 222 обеспе­чивали связь в 316 удаленных сельских населенных пунктах. В целом выполнена и государственная программа по созданию Национальной ин­формационной супермагистрали на основе волоконно-оптических линий связи, связавшая между собой крупные города и областные центры страны современными каналами связи. Введение в эксплуатацию отечественного спутника KazSat (2006) должно решить проблему зависимости казахстан­ских операторов от иностранных спутниковых систем и позволить оказы­вать услуги спутниковой связи соседним государствам.

Услуги передачи данных, включая услуги доступа в Интернет, — ин­тенсивно развивающееся направление бизнеса в Казахстане. Его рыноч­ный потенциал достаточно велик, однако ограничивается возможностя­ми населения приобретать компьютерную технику. Если в 2001 г. казахстанцев, так или иначе знакомых с Интернетом, было 210 тыс. чел., то к 2003 г. их насчитывается больше 450 тыс.

В госсекторе большую роль продолжает играть программа по по­строению информационного общества в Казахстане. В рамках этой про­граммы решаются многие серьезные задачи — организация электронно­го документооборота в госструктурах, оформление социальных карт для населения и т.п. В сентябре 1997 г. президент Казахстана одобрил госу­дарственную программу по компьютеризации системы среднего образо­вания. Ожидается, что реализация государственной программы по созда­нию «электронного правительства» приведет к широкому использованию организациями и населением современных информационно-коммуни­кационных технологий.

Поданным CnewsAnalytics, наиболее развитым регионом по исполь­зованию Интернета является Алма-Аты — 20-24% населения. Уровень проникновения Интернета в регионы колеблется от 5 до 14%. Уровень доступности и платежеспособного спроса в сельских районах ограничи­вается 1-3%.

Регулярная аудитория Казнета (те, кто посещает Интернет хотя бы один раз в мес.) около 117,5 тыс. чел. Пользователи выходят в Интернет в основном через обычные модемы и телефонные линии, выделенные же линии имеют только организации и единицы пользователей. Это обусловливается дороговизной выделенных линий, недостаточными зна­ниями пользователей, политикой провайдеров, не предоставляющих льготных услуг домашним пользователям. Скорость передачи данных по телефонной сети нельзя назвать удовлетворительной, с переходом на цифровой стандарт передачи данных через АТС она достигла «потолка» (56 Кбитсек). Скорость доступа на сегодня является «узким» местом развития Казнета и мешает повышению качества интернет-сайтов.

По информации интернет-агентства «Ижанов и Партнеры», на 2004 г. к Казнету можно отнести около 2,5 тыс. работающих сайтов. В неделю появляются по 10-12 новых сайтов. 76% сайтов находятся в зоне KZ, 16% — в зоне RU, 8% — в остальных доменных зонах. Создатели сайтов предпочитают размешать их в зоне KZ, т.е. ассоциировать свои ресурсы с Казахстаном. В то же время достаточно весомая часть находятся в зоне RU, что свидетельствует об исторических связях Казнета и Рунета.

60% сайтов рамещены на серверах в Казахстане, 23% —- России; 17% — других стран. Большая часть владельцев сайтов предпочитают размещать свои сайты в России и в большинстве случаев ввиду более высокого сервиса хостинг-провайдеров.

Что касается сетевых сервисов, то 23% сайтов пользуются рос­сийскими сервисами подсчета количества посетителей, 14% — казах­станскими; 46% сайтов используют в своих почтовых адресах домены KZ, 25% домены RU, 6% домены СОМ. В 2004 г. было создано 33% новых сайтов.

Из сайтов, имеющих принадлежность к какому-либо городу, около 40% приходится на Алма-Аты и около 6% — на Астану. Данные по ос­тальным городам не существенны.

Обновление ресурсов Казнета происходит крайне плохо, немногим более 10% сайтов обновляются чаще, чем раз в неделю, но даже этот показатель практически полностью состоит из новостных ресурсов и сайтов СМИ, обновляемых ежедневно. Только 5,6% сайтов имеют кон­тент на казахском языке, англоязычный контент имеется у 12% сайтов.

Рынок интернет-услуг Казахстана является прибыльным и практи­чески поделен между двумя крупнейшими телекоммуникационными монополистами — государственным «Казахтелеком» и частным операто­ром Nursat (их доля на рынке занимает 75%), а также между компаниями SA-Telcom и Ducal. В настоящее время загрузка в часы пик большинства каналов связи указанных компаний достигает 80-100% при рекоменду­емой загрузке в пределах 40—60%. В 2004 г. на рынке интернет-провай-динга сохранялись высокие темпы роста (40-50%), завершился раздел основной части рынка между компаниями «Казахтелеком», Nursat и Ducat. Основными видами подключения остаются аналоговый коммутируемый доступ (dial-up), выделенные линии, а также технологии высокоскорос­тного цифрового доступа (xDSL и ISDN). В настоящее время услуга ADSL в Казахстане предоставляется всего двумя операторами — Ducat и «Ка-захтелекомом». Пользователями данной услуги смогут стать те, кто готов платить по 20—25 долл. в месяц для высокоскоростного доступа в Интер­нет.

Хотя новые технологии связи уже несколько лет представлены на рынке услуг, доступ к ним имеют только жители крупных городов со средним доходом. Поэтому чем больше будет появляться конкуренто­способных провайдеров, тем быстрее улучшится и расширится рынок предоставления услуг связи в Казахстане. Особые надежды возлагаются на запуск в 2005 г. первого казахстанского спутника.

Одним из первых проектов в Казнете был интернет-магазин KupiDa (www.kupida.kz). Проект имел успех, и теперь он специализируется пре­имущественно на сотовой связи. Известен в Казнете и магазин видео- и аудиопродукции Hit.kz (www.hit.kz). Сайт зарекомендовал себя как ста­бильный интернет-магазин с развитой структурой поиска и широким ассортиментом. Магазин InterShop (www.intershop.kz) специализируется на «товарах с мгновенной доставкой». В основном это различные кар­точки для оплаты услуг сотовой связи, интернет-телефонии и выхода в Интернет. Также успешен проект виртуального магазина косметики Krasivo (www.krasivo.kz). Вторые по популярности продукты после СО-дисков в Казнете — это канцелярские товары.

В Казнете успешны лишь тематические поисковые порталы. Попу­лярные сайты с расписанием кино (www.kino.kz; www.infokz.com) используют, чтобы узнать телефоны определенной фирмы, catalog.site.kz — что­бы найти нужный сайт. Эти проекты получают деньги от размещения на своих страницах рекламы и регистрации в каталогах. Большой популяр­ностью пользуются базы данных www.alfa.kz — знаменитый портал, где можно найти информацию о ценах на «компьютерные» товары. На пор­тале www.build.kz можно узнать практически все о строительном бизнесе в Казахстане.

Баннерообменные сети в Казнете представлены компаниями Imagine Banner Exchange (http://www.kazlink.com) и Neolabs Banner eXchange (http:// bx.neolabs.kz). Свою прибыль получают и казахстанские хостинги: www.Server.kz, www.Host.Nur.kz, www.Hosting.Xgate.kz, www.kazhost.com, www.forever.kz. Суммарный казахстанский трафик виртуального хостин­га за март 2004 г. составил более 20 гигабайт.

Онлайновые СМИ

Казахстанские информационно-новостные страницы: Gazeta.kz, портал Lenta.kz, «Казахстанская хроника "П"» (www.lyakhov.kz/chronicle), www.freeas.org — агентство «Свободная Азия», интернет-газета «Навига­тор 2», рубрика «Лента новостей» (www.navi.kz/?action=news). Среди популярных онлайновых версий казахстанских СМИ можно выделить сайт экономической газеты «Панорама» (Panorama.Kz), экономического ежене­дельника «Время» (www.time.kz), сайт «Казахстанской правды» (kazpravda.kz), интернет-портал KHABAR.KZ), Caspionet (www.caspionet.kz). Новостной портал «Казинформ» транслируется через три веб-сайта агентства: www.inform.kz, www.nkkazinform.kz, www.kazinform.org на казахском, рус­ском, английском языках. Информагентству — свой сайт Kazakhstan today (www.kz-today) и портал www.31.kz. Уникальность Казнета в том, что свежие новости здесь найти проще, чем, например, исторические сведения о стране.

В сети Казнета существуют три типа изданий: копии казахстанских печатных СМИ, радиопрограмм и телевизионной информации, в том числе и на казахском языке; самостоятельные казахстанские газеты, издающиеся зарубежными и отечественными источниками, оппозици­онная пресса типа Nomad, Compromat, Navigator, Eurasia и др.

В 1998 г. Александром Ляховым был запущен самый популярный сайт каталога рубрикатора казахстанских веб-ресурсов — «Весь www Казахстан» (http://www.site.kz). «Всенародным сайтом» уже несколько лет считается Yellow Pages of Kazakhstan (www.award.kz). Развлекательные ре­сурсы или сетевые сервисы уступают российским аналогам во всем — от креатива и технической части ло красочности и привлекательности и богатства выбора. Самые серьезные из казахстанских интернет-проек-

тов — информационные порталы, корпоративные сайты, а также стра­нички представительства компаний в Интернете.

Неразвитость национального интернет-пространства компенсируется выходом в российский Интернет — 60% посещений, и лишь 7% жителей Казахстана пользуются англоязычными сайтами.

 

 

КАНАДА

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Канада расположена в северной части Североамериканского конти­нента. Общая площадь страны — 9970 тыс. км2. Это вторая по размеру территории страна мира (после Российской Федерации). Столица — От­тава. Население — 32,1 млн чел. (2005). Из них 40% считают себя англо-канадцами, 27% — франко-канадцами, 33% относят себя к другим этни­ческим группам. Большинство канадцев (76,6%) живут в городах, 23,4% — в сельской местности. Согласно последней переписи населения, 31% населения Канады (более 9 млн чел.) живут в трех крупнейших городах страны — Торонто (4 млн), Монреале (3,5 млн) и Ванкувере (2 млн). Рост городов поддерживается постоянным притоком эмигрантов.

Канада разделена на 10 провинций и 3 территории.

Официальные языки — английский (родной для 59,3% населения) и французский (родной для 23,2%).

Денежная единица — канадский доллар.

Канада — конституционная монархия. Монарха (в настоящее время английскую королеву Елизавету II) представляет генерал-губернатор. Реальная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: избираемой Палаты общин и назначаемого Сената. Лидер партии, полу­чившей на выборах большинство мест в Палате обшин, становится пре­мьер-министром и формирует правительство страны.

В 2004 г. ВВП составлял 813 млрд долл., а ВВП надушу населения — 20,4 тыс. долл.

Основные статьи экспорта — автомобили и запчасти к ним, про­мышленное оборудование, самолеты и авиационное оборудование, теле­коммуникационное оборудование, химикаты, удобрения, древесина, пластмасса, алюминий, нефть, газ, электроэнергия и др.

Канада занимает лидирующие позиции в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Сфера услуг — ведущий сектор экономики, она дает 3/4 всего прироста ВВП. Четыре из пяти канадцев работают в сфере обслуживания.

Предпринимательские доходы последние 5 лет быстро росли как в отраслях высоких технологий, так и в традиционных секторах экономи­ки страны. Канадские производители электронного и электротехниче­ского оборудования, средств связи, телекоммуникационные и интернет-компании успешно наращивали объем продаж и доходов на внутреннем и внешнем рынке.

На протяжении нескольких лет Канада занимала первое место по качеству жизни, а в 2004 г. спустилось на четвертое, уступив Скандинав­ским странам.

Законодательство о СМИ

Канадские СМИ являются независимыми от правительства, свобод­ными от цензуры. «Хартия прав и свобод» 1982 г. гласит, что свобода мысли, убеждений, мнений и их выражения, включая свободу прессы и других средств массовой коммуникации, является фундаментальным принципом свободы.

В стране нет единого закона о СМИ. Существует ряд федеральных и провинциальных законов, а также немалую роль играют судебные ре­шения, основанные на прецедентном праве. Закон о доступе к информа­ции, принятый в 1982 г., регулирует право частных лиц на доступ к оп­ределенным видам правительственной информации и, по крайней мере теоретически, требует, чтобы власти предоставляли информацию свое­временно и за разумную плату. Действие закона распространяется на все министерства федерального правительства, государственные учреждения и корпорации. Он предусматривает, что любой гражданин Канады или лицо, постоянно проживающее на территории этой страны, может полу­чить доступ к правительственным учетным документам. Кроме того, Законом о доступе к информации введена специальная должность ко­миссара по вопросам информации — омбудсмене, в обязанности кото­рого входит рассмотрение жалоб граждан на несправедливый отказ в доступе к правительственным документам. Подотчетный парламенту омбудсмен может действовать без юридических формальностей, что ча­сто помогает ему удовлетворять жалобы.

Основной правовой акт, регулирующий телерадиовещание Канады, — Закон о телерадиовещании от 1 февраля 1991 г. В нем указывается, что канадская система вешания должна принадлежать и эффективно управ­ляться канадцами, а также отдается предпочтение программам местного производства и отражающим канадские реалии. В этом же законе огово­рены принципы функционирования и финансирования общественной Ка­надской вещательной корпорации СВС (Canadian Broadcasting Corporation). Существует специальная Комиссия по радио, телевидению и удаленной связи Канады, которая регламентирует все аспекты деятельности системы веща­ния Канады и выдает от имени государства лицензии на вешание.

Закон о телекоммуникациях (1991) устанавливает для канадских компаний приоритет получения лицензий перед иностранными вещате­лями.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

В течение 1990-х гг. сфера рекламных услуг Канады продемонстри­ровала беспрецедентный рост, а медиарынок пережил масштабную мо­дернизацию, пройдя через слияния и поглощения компаний. 87% рек­ламного сектора страны занимают рекламные агентства полного цикла, которые предлагают все — от проведения промокампаний, изучения рыночной конъюнктуры и корпоративных коммуникаций, прямого мар­кетинга, интернет-рекламы до управления отношениями с клиентами. В 2004 г. на рекламу было потрачено примерно 7 млрд долл., на 3,2% больше, чем в 2003 г.; выросли цены на телевизионную рекламу и увели­чилась доля интернет-рекламы.

 

Структура рекламного рынка (2003)
СМИ   Доля рынка, %   Доходы от рекламы, млн долл.
Телевидение   38,5    
Газеты   38,1    
Радио   12,2    
Журналы   6,0    
Наружная реклама   3,2    
Интернет   2,0    

 

На телевидении преобладает реклама одежды, косметики, продук­тов питания, автомобилей и средств связи. В прессе рекламируется са­мый широкий спектр услуг — от космических путешествий до космети­ческих салонов.

Канадский рекламный рынок сильно интегрирован с американским. Почти половина самых влиятельных рекламных агентств, работающих в стране, имеют головной офис в США. Всего на территории Канады дей­ствует более 600 рекламных компаний. Крупнейшие рекламные агент­ства: Cossette Communication Group Inc., MacLaren McCann Canada, The Young & Rubicam Group of Cos. Ltd., Maxxcom Inc. Основные рекламодате­ли (2004): Bell Canada Enterprise (телекоммуникации и медиа), Procter & Gamble (косметика и средства личной гигиены), General Motors (машины и техника), Hudsons Bay Company (сеть розничных магазинов), Attria Group (табачная продукция и продукты питания).

Поскольку основная часть выручки СМИ приходится на доходы от рекламы, ведется постоянный мониторинг расходов на рекламу в прес­се, на телевидении и радио. Социологические, маркетинговые исследо­вания, мониторинги проводят около 10 исследовательских компаний, в том числе Gallup, Nielson.

Несмотря на то что большинство канадцев говорит по-английски, компактность проживания франкоговоряшего населения создает усло­вия для развития франкоязычного медиарынка. На его долю приходится пятая часть рекламных доходов. В провинции Квебек существуют соб­ственные телекомпании, радиостанции и пресса. Ведущие компании специально создают французскую версию своих продуктов. Например, женский журнал Chatelaine, журнал путешествий Touring.

Концерны

На канадском рынке активно действует несколько диверсифициро­ванных холдингов. Крупные телекоммуникационные и промышленные компании также охотно приобретают медиаактивы.

Bell Canada Enterprises — крупнейший телекоммуникационный хол­динг на Североамериканском континенте, созданный изобретателем те­лефона Александром Беллом. Сегодня это ведущий телефонный и сото­вый оператор. Его дочерняя медиакомпания Bell GlobeMedia владеет телеканалом С7Уи 21 версией этого канала в различных городах, эконо­мическим телеканалом Report on Business, развлекательным Comedy Channel, спортивным франкоязычным каналом RDS и его англоязычным анало-гом „ TSN; имеет долю в 23 специализированных сетях, в том числе является держателем 56% акций канала Discovery и 70% Sports Network. В 2001 г. компания приобрела печатные издания Globe and Mail, Report on Business Magazine и Globe Television. Ей также принадлежит 21 интернет-сайт, в основном это интернет-представительства телеканалов и элект­ронные версии печатных изданий Bell Globemedia. Компания приобрела 15% акций популярнейшего хоккейного клуба Toronto Maple Leaves. Ауди­тория, которую охватывают медиапроекты компании, — 26 млн чел. из 32 млн населения страны.

Rogers Communications— мультимедийная компания, ведущий сото­вый оператор и интернет-провайдер. Подразделение Rogers Media издает самый популярный и влиятельный еженедельный журнал Macleans и его франкоязычный вариант L'actualite, женский журнал Chatelaine, владеет сетью радиостанций Jack FM, а также телеканалами Shopping Channel, OMNI Television и кабельными телесетями Rogers Sportnet, Rogers television, Rogers Cable.

Другой лидер канадского медиарынка — корпорация CanWest Global Communications Corp., имеет собственность в четырех странах — Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии. Компания занимается изда­тельской деятельностью, владеет телесетью Global TV, радиостанциями в Виннипеге и Китченере, 11 газетами, в том числе качественной газетой National Post, бесплатными Dose и Metro, крупнейшим интернет-порта­лом Canada Com Network, в который входит 9 сайтов разной направлен­ности. CanWest также принадлежит фирма Mobile Video, предоставляю­щая для ведения репортажей со спортивных соревнований автотранспорт, оборудованный под видео- и аудиостудии. Четыре газеты, издаваемые CanWest, входят в первую десятку по тиражам общеканадского нацио­нального рейтинга. Семью Аспер, владельцев этой гигантской корпора­ции, часто упрекают в монополизме и внутренней цензуре. Компании, входящие в CanWest, сотрудничают друг с другом и часто занимаются скрытой взаиморекламой.

TorStar Corp. — издательская компания, зарегистрированная в Ка­наде. Самый известный продукт — ведущая массовая газета Канады Toronto Star, с которой собственно и начинался издательский бизнес. TorStar Corp. состоит из нескольких подразделений: TorStar (издательское дело), Metroland Printing, Publishing & Distributing (печать и распространение продукции), Harlequin Enterprises Limited (развлекательное направление), Interactive Media Division (инвестиции в Интернет и связанные с ним сферы), — а также имеет телесеть Toronto Star Television. Печатная про­дукция реализуется в основном в Канаде (70%), а также в США (30%). Годовая выручка TorStar Corp. в 2004 г. составила более 1,2 млрд долл. Большая часть акций принадлежит гражданам Канады (94% голосующих акций принадлежат пяти физическим лицам — директорам компании, в то время как привилегированные акции торгуются на бирже без ограни­чений для покупки). Акции TorStar котируются на бирже Торонто, вхо­дят в канадский индекс Standard & Poors (S&P TSX Index).

Интересный пример канадской диверсифицированной компании представляет собой Jim Patisson Group. Это второй по величине в Север­ной Америке распространитель периодики. Однако холдинг владеет и непосредственно медиаактивами: 3 телевизионные станции, 20 радио­станций на севере страны, газета, рекламные дисплеи на улицах. Также ему принадлежат парк аттракционов в Орландо (США), заводы упако­вок, аренда автомобилей, рыбоперерабатывающая компания и сеть про­дуктовых магазинов.

Большинство канадских корпораций — публичные, их акции коти­руются на бирже. Например, издательство TorStar имеет даже собствен­ный сайт, на котором отражаются котировки, предлагаются аналитика и комментарии по фондовому рынку.

Нельзя не отметить высокое влияние американских глобальных компаний на канадский медиарынок. Территориальная близость и об­щий язык обеспечивают американским предпринимателям успех. Прак­тически все глобальные компании с головным офисом в США продают свою продукцию в Канаде, несмотря на высокие налоги и дотирование собственно канадской печатной продукции.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Газеты

В Канаде в 2005 г. издавалась 101 ежедневная газета, из них 95% выходят на английском и 5% на французском языке. Большинство ка­надских газет принадлежит крупным корпорациям, и лишь 4 издания сохраняют независимость: Le Devoir в Квебеке, L'Acadie Nouvelle в Нью-Брансуике, Flin Flon Reminder в Манитобе и The Whitehorse Star в Юконе. После семилетнего периода передела рынка, сопровождавшегося актив­ной сменой собственников, сектор канадской прессы два последних года остается стабильным. Общий тираж ежедневных изданий — 5 млн экз. в день. Суммарный еженедельный тираж — более 32 млн копий. Количе­ство изданий практически не меняется, хотя видна тенденция к сокра­щению — в 2001 г. издавалось на 3 газеты больше.

По статистике, один из пяти канадцев, достигших 18 лет, покупает газету, а каждый второй — читает. По данным NADbank на 2004 г., основ­ная возрастная читательская аудитория газет — 35-49 лет (4 290 600 чи­тателей), она же — самая платежеспособная. В будние дни взрослые ка­надцы тратят на чтение газет 47 мин, а в выходные — 88 мин.

 

Возрастная структура читательской аудитории (2004)

 

 

Возрастная группа Количество человек в группе, тыс. Количество читателей за неделю
тыс. %
18-24      
25-34      
35-49      
50-64      
65 и старше      

 

 

Крупнейшие ежедневные газеты (2004)
Газеты Издатель Тираж, тыс. Язык
Toronto Star TorStar   Англ.
Globe and Mai! Befl Globemedia   Англ.
Le Journal de Montreal Quebecor   Франц.
National Post Can West   Англ.
Toronto Sun Quebecor   Англ.
La presse Montreal Power   Франц.
Vancouver Sun CanWest   Англ.
Province Vancouver CanWest   Англ.
Gazette Montreal CanWest   Франц.
Ottawa Citizen CanWest   Англ.

 

В стране всего две общенациональные газеты — Globe & Mail и National Post. Обе печатаются на английском языке, поэтому во франкоязычной провинции Квебек их тиражи существенно ниже, чем в остальных про­винциях.

Globe and Mail — влиятельнейшая качественная газета. Еженедель­ный тираж — 2 млн экз., уступает только массовой Toronto Star. Globe & Mail выпускается с 1844 г. В январе 2001 г. издание было куплено муль­тимедийной канадской компанией Bell Globemedia. Газета рассчитана на читателя с высшим образованием, среднего и выше среднего достатка, интересующегося мировыми и культурными событиями. Традиционно сильными отделами газеты считаются политический, экономический и культуры. Несмотря на заявления об установке на объективность и бес­пристрастность, это издание тяготеет к либеральной (правящей) партии Канады и порой открыто ее поддерживает.

Газета National Post — главный конкурент Globe & Mail в борьбе за серьезного читателя. Создана в 2001 г. Еженедельный тираж — 1,5 млн экз., входит в пятерку самых высокотиражных газет Канады. Газета при­надлежит издательскому дому Southham Pubi, который входит в концерн Can West.

Издание рассчитано на образованного читателя среднего достатка. В номере можно встретить как серьезную аналитическую и экономиче­скую информацию, так и светскую хронику и спортивные сенсации. В по­гоне за читателем газета заняла место где-то между Globe & Mail (качествен­ной газетой) и Toronto Sun (массовой), т.е. по сути National Post — это качественно-массовое издание. Официально не подчеркивая своих политических пристрастий, газета неявно поддерживает консервативную партию Канады. Многолетнее правление либералов вынуждает издание постепен­но убирать политическую тему с первых полос, выдвигая на первый план либо событийные материалы, либо спецпроекты.

Toronto Star — самая высокотиражная газета Канады. Еженедельный тираж более 3 млн экз. Это массовая газета, рассчитанная на самую широкую читательскую аудиторию, не гнушающуюся сенсаций, крими­нала, светских сплетен, но и небезразличную к проблемам политики и экономики. Конек Toronto Star — патриотизм и ориентация на канад­скую проблематику, она часто занимает агрессивную позицию по отно­шению к политике США. Газета славится динамичным освещением спортивных событий, особенно хоккея. Акции издания котируются на бирже. Газетой владеет корпорация TorStar Corp.

В 2004 г. доходы газет от рекламы составили 2,145 млрд долл., а от продажи номеров — 578,5 млн долл. Рекламный рынок остается стабиль­ным, рекламные доходы растут несущественно.

 

Ведущие рекламодатели в газетах (2003)

Рекламодатель Затраты, млн долл.
Chrysler Dodge Jeep, дилеры 63,7
CanWest Global Communicatons 56,4
GM, местные дилеры 52,5
Театры/клубы 52,2
Chrysler, дилеры 48,9
Hudsons Bay Company 41,0
Pontiac Buick Cadillac, дилеры 37,1
Chevrolet, дилеры 35,2
Sears 32,7
Ford, местные дилеры 30,1

 

Стабильность канадской экономики создает благодатную почву для рекламы товаров длительного пользования, особенно автомобилей и аксессуаров к ним.

Рейтинг газетных издателей по числу принадлежащих газет: 1. Osprey Media Group — выпускает 22 англоязычные газеты, и все издаются в провинции Онтарио. Вся пресса, которой владеет группа, — региональная, т.е. у нее нет ни одной национальной газеты или газеты, издающейся в столице края — Торонто.

 

Распределение рекламных доходов в газетах

Категория Доля, %
Авто 19,7
Розничная торговля 19,3
Местные автодилеры 11,9
Развлечения 8,7
Путешествия и транспорт 7,8
Медиа 4,6
Финансы 4,1
Телекоммуникации 3,7
Компьютеры 3,3
Образование 1,5

 

Ведущие издательские дома

Издательский дом Недельный тираж, экз.
CanWest 9 084 623
Quebecor/Sun media 6 933 906
TorStar 4 442 774
Power Corp. 3 057 411
Bell Globemedia 1 945 002

 

Группе принадлежат газеты: Expositor в Брэнтфорде, St. Catherine Standard в Сент-Катерине, Niagara Falls review в Ниагаре и т.д.;

2. Quebecor/Sun Media — издатель 17 газет. Как и Osprey Media Group, специализируется в основном на региональной прессе. В Квебеке ей принадлежат 2 влиятельных франкоязычных качественных издания — Le Journal de Montreal и Le Journal de Quebec. Издаваемые компанией Le Journal de Montreal и Toronto Sun входят в пятерку самых высокотираж­ных газет Канады;

3. CanWest— принадлежит 13 изданий в пяти крупнейших и наибо­лее населенных провинциях страны. В Квебеке компания издает самую старую газету в Северной Америке — Quebec, первый номер которой выщел в 1764 г. Компания также владеет газетой National Post— одним из самых влиятельных и высокотиражных общенациональных изданий;

4. GTC Transcontinental — издает 11 газет в четырех самых северных и наименее населенных регионах. Тираж всех этих газет небольшой. Так, еженедельный выпуск Prince Albert Daily Herald составляет 47 тыс. экз., а Amherst Daily News — 24 тыс.;

5. Hollinger Canadian Newspapers — дочерняя компания холдинга Hollinger Ink., которому принадлежат газеты в Великобритании, США и Израиле. В Канаде компания издает 10 ежедневных периодических из­даний: 1 — в Квебеке и 9 — в Британской Колумбии.

Канадское законодательство требует специального рассмотрения покупок или вложений иностранных компаний в канадский бизнес, если активы превышают 4,2 млн долл. Именно поэтому, несмотря на агрес­сивную маркетинговую политику американских компаний на канадском рынке, самыми крупными издателями ежедневной прессы в Канаде ос­таются канадские компании, доля американского капитала в них либо отсутствует совсем, либо не значительна.

Журналы

Канадское правительство активно поддерживает издателей журна­лов. Специально проводятся рекламные и промокампании отечествен­ных изданий, апеллирующие к патриотизму и национальным языковым особенностям. Девиз кампании: «У нас свой собственный язык. У нас свои собственные журналы». На журналах, издающихся на территории страны канадскими компаниями, стоит специальный логотип «Истинно канадский журнал». В 2003 г. две крупнейшие профессиональные орга­низации «Ассоциация издателей канадских журналов» и «Журналы Ка­нады» объединились, чтобы увеличить давление на правительство и по­теснить американских конкурентов. Благодаря предпринятым усилиям, годовой доход канадских журналов в 2004 г. составил 871 млн долл. С 2002 г. американские журналы, экспортируемые в Канаду, могут публиковать не более 18% рекламы (от общей рекламной площади), нацеленной ис­ключительно на канадского потребителя.

80% журналов издается в провинции Онтарио, 78% из них в городе Торонто, что делает его столицей журнального бизнеса. Читательская аудитория составляет 25 млн канадцев, а 51 % жителей хотя бы раз в неделю читает журнал. В 2003 г. было продано более 888 млн экз. Большая часть канадских журналов распространяется по подписке, поэтому цены на услуги почты оказывают сильное влияние на прибыль издателей. Одна­ко почти половина изданий в 2003 — 2004 гг. принесла доход.

 

 

Прибыльные и убыточные журналы (2003-2004)  
Журналы Тематика Всего
  потреби­тельские специа­лизиро­ванные бизнес фермер­ские рели­гиоз­ные науч­ные
Прибыльные              
Убыточные              
Итого              

 

В 2003 г. издавалось 1032 журнала общего интереса и 525 — отрас­левых. Последние испытывают серьезное давление со стороны амери­канских конкурентов, так как основными рекламодателями являются предприятия США.

 

Ведущие журналы по тиражам (2003)

Журналы Издатель Периодичность Тираж, тыс. экз.
TV Times CanWest Media Sales Еженедельно  
Readers Digest Readers Digest Magazines Ежемесячно  
Chatelaine Rogers Media Ежемесячно  
Feature Feature Pub Ежемесячно  
Leisureways Formula Pub 5 раз в год  

 

Ведущие женские журналы (2003)

Журалы Издатель Периодичность Тираж, тыс. экз.
Chatelaine Rogers Media Ежемесячно  
Canadian Living Transcontinental Media Ежемесячно  
Homemakers Transcontinental Media 9 раз в год  
Elm Street Look St. Joseh Media V, мес.  
Coup de Pousse Transcontinental Media Ежемесячно  

 

Ведущие журналы общего интереса (2003)  
Журналы Издатель Периодичность Тираж, тыс. экз.
Readers Digest Readers Digest Magazines Ежемесячно  
Leisureways Formula Pub 5 раз в год  
Westworld Canada Wide Magazines V3 мес.  
Journey Formula Pub 73 мес.  
Touring Les Edison du Fe V, мес.  

 

Ведущие специализированные журналы (2003)

Журналы Издатель Периодичность Тираж, тыс. экз.
Food & drinks LCBO 6 раз в год  
Tribute Tribute Pub 9 раз в год  
Famous 1371327 Onta
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...