Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно между 60-70-м местом по уровню доступа к современным компьютерным технологиям. В 2005 г. плотность основных телефонных линий по республике составляла 16,2%, абонентов сотовой связи 20%. Темпы роста в секторе телекоммуникаций Казахстана продолжают превышать соответствующие показатели развития других отраслей экономики Казахстана.
Число и плотность абонентов стационарной и сотовой связи
Ведущие телекоммуникационные операторы
В прежние годы на рынке удаленной и международной связи также доминировал АО «Казахтелеком», пропускавший основной объем междугородного и международного трафика. При этом операторы других сетей в той или иной степени использовали инфраструктуру компании. В соответствии с Законом «О связи» и Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 гг. в настоящее время эксклюзивное право АО «Казахтелеком» на предоставление услуг междугородной и международной связи отменено. На данный сегмент рынка введены и новые операторы. Агентством выданы лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи KazTransCom, «Транстелеком», «Арна», Nursat и Astel.
По оценке национального оператора «Казахтелеком», общее количество пользователей сотовой связи в Казахстане составляет 3 010 839 млн чел. Глубина проникновения сотовой связи — 20%. В настоящее время работают четыре оператора сотовой связи: два сотовых оператора стандарта GSM-900: ТОО «Кар-тел» (торговые марки Excess и К-Mobile) полностью принадлежит казахстанской фирме «Телеком Инвест», ТОО GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell и Activ). 49% акций последнего принадлежат национальному телекоммуникационному монополисту — «Казахтелекому», а остальными акциями владеет фирма Fintur Holdings, в свою очередь принадлежащая компаниям TurkCell и финско-шведской TeliaSonera. Кроме того, в Казахстане действует оператор «Алтел» (торговая марка Dalacom, стандарт CDMA-20Q0). В ближайшее время сеть стандарта CZW-4-2000 намерена развернуть компания ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (торговая марка «Жаршы»).
Ведущие операторы сотовой связи
Сотовая связь демонстрирует высокие темпы роста числа абонентов, который, однако, сдерживается высокими тарифами на ее услуги. В стране создается Национальная сеть спутниковой связи (DAMA). В 2003 г. в сети действовало 258 станций DAMA, из которых 222 обеспечивали связь в 316 удаленных сельских населенных пунктах. В целом выполнена и государственная программа по созданию Национальной информационной супермагистрали на основе волоконно-оптических линий связи, связавшая между собой крупные города и областные центры страны современными каналами связи. Введение в эксплуатацию отечественного спутника KazSat (2006) должно решить проблему зависимости казахстанских операторов от иностранных спутниковых систем и позволить оказывать услуги спутниковой связи соседним государствам.
Услуги передачи данных, включая услуги доступа в Интернет, — интенсивно развивающееся направление бизнеса в Казахстане. Его рыночный потенциал достаточно велик, однако ограничивается возможностями населения приобретать компьютерную технику. Если в 2001 г. казахстанцев, так или иначе знакомых с Интернетом, было 210 тыс. чел., то к 2003 г. их насчитывается больше 450 тыс. В госсекторе большую роль продолжает играть программа по построению информационного общества в Казахстане. В рамках этой программы решаются многие серьезные задачи — организация электронного документооборота в госструктурах, оформление социальных карт для населения и т.п. В сентябре 1997 г. президент Казахстана одобрил государственную программу по компьютеризации системы среднего образования. Ожидается, что реализация государственной программы по созданию «электронного правительства» приведет к широкому использованию организациями и населением современных информационно-коммуникационных технологий. Поданным CnewsAnalytics, наиболее развитым регионом по использованию Интернета является Алма-Аты — 20-24% населения. Уровень проникновения Интернета в регионы колеблется от 5 до 14%. Уровень доступности и платежеспособного спроса в сельских районах ограничивается 1-3%. Регулярная аудитория Казнета (те, кто посещает Интернет хотя бы один раз в мес.) около 117,5 тыс. чел. Пользователи выходят в Интернет в основном через обычные модемы и телефонные линии, выделенные же линии имеют только организации и единицы пользователей. Это обусловливается дороговизной выделенных линий, недостаточными знаниями пользователей, политикой провайдеров, не предоставляющих льготных услуг домашним пользователям. Скорость передачи данных по телефонной сети нельзя назвать удовлетворительной, с переходом на цифровой стандарт передачи данных через АТС она достигла «потолка» (56 Кбитсек). Скорость доступа на сегодня является «узким» местом развития Казнета и мешает повышению качества интернет-сайтов. По информации интернет-агентства «Ижанов и Партнеры», на 2004 г. к Казнету можно отнести около 2,5 тыс. работающих сайтов. В неделю появляются по 10-12 новых сайтов. 76% сайтов находятся в зоне KZ, 16% — в зоне RU, 8% — в остальных доменных зонах. Создатели сайтов предпочитают размешать их в зоне KZ, т.е. ассоциировать свои ресурсы с Казахстаном. В то же время достаточно весомая часть находятся в зоне RU, что свидетельствует об исторических связях Казнета и Рунета.
60% сайтов рамещены на серверах в Казахстане, 23% —- России; 17% — других стран. Большая часть владельцев сайтов предпочитают размещать свои сайты в России и в большинстве случаев ввиду более высокого сервиса хостинг-провайдеров. Что касается сетевых сервисов, то 23% сайтов пользуются российскими сервисами подсчета количества посетителей, 14% — казахстанскими; 46% сайтов используют в своих почтовых адресах домены KZ, 25% домены RU, 6% домены СОМ. В 2004 г. было создано 33% новых сайтов. Из сайтов, имеющих принадлежность к какому-либо городу, около 40% приходится на Алма-Аты и около 6% — на Астану. Данные по остальным городам не существенны. Обновление ресурсов Казнета происходит крайне плохо, немногим более 10% сайтов обновляются чаще, чем раз в неделю, но даже этот показатель практически полностью состоит из новостных ресурсов и сайтов СМИ, обновляемых ежедневно. Только 5,6% сайтов имеют контент на казахском языке, англоязычный контент имеется у 12% сайтов. Рынок интернет-услуг Казахстана является прибыльным и практически поделен между двумя крупнейшими телекоммуникационными монополистами — государственным «Казахтелеком» и частным оператором Nursat (их доля на рынке занимает 75%), а также между компаниями SA-Telcom и Ducal. В настоящее время загрузка в часы пик большинства каналов связи указанных компаний достигает 80-100% при рекомендуемой загрузке в пределах 40—60%. В 2004 г. на рынке интернет-провай-динга сохранялись высокие темпы роста (40-50%), завершился раздел основной части рынка между компаниями «Казахтелеком», Nursat и Ducat. Основными видами подключения остаются аналоговый коммутируемый доступ (dial-up), выделенные линии, а также технологии высокоскоростного цифрового доступа (xDSL и ISDN). В настоящее время услуга ADSL в Казахстане предоставляется всего двумя операторами — Ducat и «Ка-захтелекомом». Пользователями данной услуги смогут стать те, кто готов платить по 20—25 долл. в месяц для высокоскоростного доступа в Интернет.
Хотя новые технологии связи уже несколько лет представлены на рынке услуг, доступ к ним имеют только жители крупных городов со средним доходом. Поэтому чем больше будет появляться конкурентоспособных провайдеров, тем быстрее улучшится и расширится рынок предоставления услуг связи в Казахстане. Особые надежды возлагаются на запуск в 2005 г. первого казахстанского спутника. Одним из первых проектов в Казнете был интернет-магазин KupiDa (www.kupida.kz). Проект имел успех, и теперь он специализируется преимущественно на сотовой связи. Известен в Казнете и магазин видео- и аудиопродукции Hit.kz (www.hit.kz). Сайт зарекомендовал себя как стабильный интернет-магазин с развитой структурой поиска и широким ассортиментом. Магазин InterShop (www.intershop.kz) специализируется на «товарах с мгновенной доставкой». В основном это различные карточки для оплаты услуг сотовой связи, интернет-телефонии и выхода в Интернет. Также успешен проект виртуального магазина косметики Krasivo (www.krasivo.kz). Вторые по популярности продукты после СО-дисков в Казнете — это канцелярские товары. В Казнете успешны лишь тематические поисковые порталы. Популярные сайты с расписанием кино (www.kino.kz; www.infokz.com) используют, чтобы узнать телефоны определенной фирмы, catalog.site.kz — чтобы найти нужный сайт. Эти проекты получают деньги от размещения на своих страницах рекламы и регистрации в каталогах. Большой популярностью пользуются базы данных www.alfa.kz — знаменитый портал, где можно найти информацию о ценах на «компьютерные» товары. На портале www.build.kz можно узнать практически все о строительном бизнесе в Казахстане. Баннерообменные сети в Казнете представлены компаниями Imagine Banner Exchange (http://www.kazlink.com) и Neolabs Banner eXchange (http:// bx.neolabs.kz). Свою прибыль получают и казахстанские хостинги: www.Server.kz, www.Host.Nur.kz, www.Hosting.Xgate.kz, www.kazhost.com, www.forever.kz. Суммарный казахстанский трафик виртуального хостинга за март 2004 г. составил более 20 гигабайт. Онлайновые СМИ Казахстанские информационно-новостные страницы: Gazeta.kz, портал Lenta.kz, «Казахстанская хроника "П"» (www.lyakhov.kz/chronicle), www.freeas.org — агентство «Свободная Азия», интернет-газета «Навигатор 2», рубрика «Лента новостей» (www.navi.kz/?action=news). Среди популярных онлайновых версий казахстанских СМИ можно выделить сайт экономической газеты «Панорама» (Panorama.Kz), экономического еженедельника «Время» (www.time.kz), сайт «Казахстанской правды» (kazpravda.kz), интернет-портал KHABAR.KZ), Caspionet (www.caspionet.kz). Новостной портал «Казинформ» транслируется через три веб-сайта агентства: www.inform.kz, www.nkkazinform.kz, www.kazinform.org на казахском, русском, английском языках. Информагентству — свой сайт Kazakhstan today (www.kz-today) и портал www.31.kz. Уникальность Казнета в том, что свежие новости здесь найти проще, чем, например, исторические сведения о стране.
В сети Казнета существуют три типа изданий: копии казахстанских печатных СМИ, радиопрограмм и телевизионной информации, в том числе и на казахском языке; самостоятельные казахстанские газеты, издающиеся зарубежными и отечественными источниками, оппозиционная пресса типа Nomad, Compromat, Navigator, Eurasia и др. В 1998 г. Александром Ляховым был запущен самый популярный сайт каталога рубрикатора казахстанских веб-ресурсов — «Весь www Казахстан» (http://www.site.kz). «Всенародным сайтом» уже несколько лет считается Yellow Pages of Kazakhstan (www.award.kz). Развлекательные ресурсы или сетевые сервисы уступают российским аналогам во всем — от креатива и технической части ло красочности и привлекательности и богатства выбора. Самые серьезные из казахстанских интернет-проек- тов — информационные порталы, корпоративные сайты, а также странички представительства компаний в Интернете. Неразвитость национального интернет-пространства компенсируется выходом в российский Интернет — 60% посещений, и лишь 7% жителей Казахстана пользуются англоязычными сайтами.
КАНАДА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Канада расположена в северной части Североамериканского континента. Общая площадь страны — 9970 тыс. км2. Это вторая по размеру территории страна мира (после Российской Федерации). Столица — Оттава. Население — 32,1 млн чел. (2005). Из них 40% считают себя англо-канадцами, 27% — франко-канадцами, 33% относят себя к другим этническим группам. Большинство канадцев (76,6%) живут в городах, 23,4% — в сельской местности. Согласно последней переписи населения, 31% населения Канады (более 9 млн чел.) живут в трех крупнейших городах страны — Торонто (4 млн), Монреале (3,5 млн) и Ванкувере (2 млн). Рост городов поддерживается постоянным притоком эмигрантов. Канада разделена на 10 провинций и 3 территории. Официальные языки — английский (родной для 59,3% населения) и французский (родной для 23,2%). Денежная единица — канадский доллар. Канада — конституционная монархия. Монарха (в настоящее время английскую королеву Елизавету II) представляет генерал-губернатор. Реальная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: избираемой Палаты общин и назначаемого Сената. Лидер партии, получившей на выборах большинство мест в Палате обшин, становится премьер-министром и формирует правительство страны. В 2004 г. ВВП составлял 813 млрд долл., а ВВП надушу населения — 20,4 тыс. долл. Основные статьи экспорта — автомобили и запчасти к ним, промышленное оборудование, самолеты и авиационное оборудование, телекоммуникационное оборудование, химикаты, удобрения, древесина, пластмасса, алюминий, нефть, газ, электроэнергия и др. Канада занимает лидирующие позиции в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Сфера услуг — ведущий сектор экономики, она дает 3/4 всего прироста ВВП. Четыре из пяти канадцев работают в сфере обслуживания. Предпринимательские доходы последние 5 лет быстро росли как в отраслях высоких технологий, так и в традиционных секторах экономики страны. Канадские производители электронного и электротехнического оборудования, средств связи, телекоммуникационные и интернет-компании успешно наращивали объем продаж и доходов на внутреннем и внешнем рынке. На протяжении нескольких лет Канада занимала первое место по качеству жизни, а в 2004 г. спустилось на четвертое, уступив Скандинавским странам. Законодательство о СМИ Канадские СМИ являются независимыми от правительства, свободными от цензуры. «Хартия прав и свобод» 1982 г. гласит, что свобода мысли, убеждений, мнений и их выражения, включая свободу прессы и других средств массовой коммуникации, является фундаментальным принципом свободы. В стране нет единого закона о СМИ. Существует ряд федеральных и провинциальных законов, а также немалую роль играют судебные решения, основанные на прецедентном праве. Закон о доступе к информации, принятый в 1982 г., регулирует право частных лиц на доступ к определенным видам правительственной информации и, по крайней мере теоретически, требует, чтобы власти предоставляли информацию своевременно и за разумную плату. Действие закона распространяется на все министерства федерального правительства, государственные учреждения и корпорации. Он предусматривает, что любой гражданин Канады или лицо, постоянно проживающее на территории этой страны, может получить доступ к правительственным учетным документам. Кроме того, Законом о доступе к информации введена специальная должность комиссара по вопросам информации — омбудсмене, в обязанности которого входит рассмотрение жалоб граждан на несправедливый отказ в доступе к правительственным документам. Подотчетный парламенту омбудсмен может действовать без юридических формальностей, что часто помогает ему удовлетворять жалобы. Основной правовой акт, регулирующий телерадиовещание Канады, — Закон о телерадиовещании от 1 февраля 1991 г. В нем указывается, что канадская система вешания должна принадлежать и эффективно управляться канадцами, а также отдается предпочтение программам местного производства и отражающим канадские реалии. В этом же законе оговорены принципы функционирования и финансирования общественной Канадской вещательной корпорации СВС (Canadian Broadcasting Corporation). Существует специальная Комиссия по радио, телевидению и удаленной связи Канады, которая регламентирует все аспекты деятельности системы вещания Канады и выдает от имени государства лицензии на вешание. Закон о телекоммуникациях (1991) устанавливает для канадских компаний приоритет получения лицензий перед иностранными вещателями.
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА В течение 1990-х гг. сфера рекламных услуг Канады продемонстрировала беспрецедентный рост, а медиарынок пережил масштабную модернизацию, пройдя через слияния и поглощения компаний. 87% рекламного сектора страны занимают рекламные агентства полного цикла, которые предлагают все — от проведения промокампаний, изучения рыночной конъюнктуры и корпоративных коммуникаций, прямого маркетинга, интернет-рекламы до управления отношениями с клиентами. В 2004 г. на рекламу было потрачено примерно 7 млрд долл., на 3,2% больше, чем в 2003 г.; выросли цены на телевизионную рекламу и увеличилась доля интернет-рекламы.
На телевидении преобладает реклама одежды, косметики, продуктов питания, автомобилей и средств связи. В прессе рекламируется самый широкий спектр услуг — от космических путешествий до косметических салонов. Канадский рекламный рынок сильно интегрирован с американским. Почти половина самых влиятельных рекламных агентств, работающих в стране, имеют головной офис в США. Всего на территории Канады действует более 600 рекламных компаний. Крупнейшие рекламные агентства: Cossette Communication Group Inc., MacLaren McCann Canada, The Young & Rubicam Group of Cos. Ltd., Maxxcom Inc. Основные рекламодатели (2004): Bell Canada Enterprise (телекоммуникации и медиа), Procter & Gamble (косметика и средства личной гигиены), General Motors (машины и техника), Hudsons Bay Company (сеть розничных магазинов), Attria Group (табачная продукция и продукты питания). Поскольку основная часть выручки СМИ приходится на доходы от рекламы, ведется постоянный мониторинг расходов на рекламу в прессе, на телевидении и радио. Социологические, маркетинговые исследования, мониторинги проводят около 10 исследовательских компаний, в том числе Gallup, Nielson. Несмотря на то что большинство канадцев говорит по-английски, компактность проживания франкоговоряшего населения создает условия для развития франкоязычного медиарынка. На его долю приходится пятая часть рекламных доходов. В провинции Квебек существуют собственные телекомпании, радиостанции и пресса. Ведущие компании специально создают французскую версию своих продуктов. Например, женский журнал Chatelaine, журнал путешествий Touring. Концерны На канадском рынке активно действует несколько диверсифицированных холдингов. Крупные телекоммуникационные и промышленные компании также охотно приобретают медиаактивы. Bell Canada Enterprises — крупнейший телекоммуникационный холдинг на Североамериканском континенте, созданный изобретателем телефона Александром Беллом. Сегодня это ведущий телефонный и сотовый оператор. Его дочерняя медиакомпания Bell GlobeMedia владеет телеканалом С7Уи 21 версией этого канала в различных городах, экономическим телеканалом Report on Business, развлекательным Comedy Channel, спортивным франкоязычным каналом RDS и его англоязычным анало-гом „ TSN; имеет долю в 23 специализированных сетях, в том числе является держателем 56% акций канала Discovery и 70% Sports Network. В 2001 г. компания приобрела печатные издания Globe and Mail, Report on Business Magazine и Globe Television. Ей также принадлежит 21 интернет-сайт, в основном это интернет-представительства телеканалов и электронные версии печатных изданий Bell Globemedia. Компания приобрела 15% акций популярнейшего хоккейного клуба Toronto Maple Leaves. Аудитория, которую охватывают медиапроекты компании, — 26 млн чел. из 32 млн населения страны. Rogers Communications— мультимедийная компания, ведущий сотовый оператор и интернет-провайдер. Подразделение Rogers Media издает самый популярный и влиятельный еженедельный журнал Macleans и его франкоязычный вариант L'actualite, женский журнал Chatelaine, владеет сетью радиостанций Jack FM, а также телеканалами Shopping Channel, OMNI Television и кабельными телесетями Rogers Sportnet, Rogers television, Rogers Cable. Другой лидер канадского медиарынка — корпорация CanWest Global Communications Corp., имеет собственность в четырех странах — Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии. Компания занимается издательской деятельностью, владеет телесетью Global TV, радиостанциями в Виннипеге и Китченере, 11 газетами, в том числе качественной газетой National Post, бесплатными Dose и Metro, крупнейшим интернет-порталом Canada Com Network, в который входит 9 сайтов разной направленности. CanWest также принадлежит фирма Mobile Video, предоставляющая для ведения репортажей со спортивных соревнований автотранспорт, оборудованный под видео- и аудиостудии. Четыре газеты, издаваемые CanWest, входят в первую десятку по тиражам общеканадского национального рейтинга. Семью Аспер, владельцев этой гигантской корпорации, часто упрекают в монополизме и внутренней цензуре. Компании, входящие в CanWest, сотрудничают друг с другом и часто занимаются скрытой взаиморекламой. TorStar Corp. — издательская компания, зарегистрированная в Канаде. Самый известный продукт — ведущая массовая газета Канады Toronto Star, с которой собственно и начинался издательский бизнес. TorStar Corp. состоит из нескольких подразделений: TorStar (издательское дело), Metroland Printing, Publishing & Distributing (печать и распространение продукции), Harlequin Enterprises Limited (развлекательное направление), Interactive Media Division (инвестиции в Интернет и связанные с ним сферы), — а также имеет телесеть Toronto Star Television. Печатная продукция реализуется в основном в Канаде (70%), а также в США (30%). Годовая выручка TorStar Corp. в 2004 г. составила более 1,2 млрд долл. Большая часть акций принадлежит гражданам Канады (94% голосующих акций принадлежат пяти физическим лицам — директорам компании, в то время как привилегированные акции торгуются на бирже без ограничений для покупки). Акции TorStar котируются на бирже Торонто, входят в канадский индекс Standard & Poors (S&P TSX Index). Интересный пример канадской диверсифицированной компании представляет собой Jim Patisson Group. Это второй по величине в Северной Америке распространитель периодики. Однако холдинг владеет и непосредственно медиаактивами: 3 телевизионные станции, 20 радиостанций на севере страны, газета, рекламные дисплеи на улицах. Также ему принадлежат парк аттракционов в Орландо (США), заводы упаковок, аренда автомобилей, рыбоперерабатывающая компания и сеть продуктовых магазинов. Большинство канадских корпораций — публичные, их акции котируются на бирже. Например, издательство TorStar имеет даже собственный сайт, на котором отражаются котировки, предлагаются аналитика и комментарии по фондовому рынку. Нельзя не отметить высокое влияние американских глобальных компаний на канадский медиарынок. Территориальная близость и общий язык обеспечивают американским предпринимателям успех. Практически все глобальные компании с головным офисом в США продают свою продукцию в Канаде, несмотря на высокие налоги и дотирование собственно канадской печатной продукции.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Газеты В Канаде в 2005 г. издавалась 101 ежедневная газета, из них 95% выходят на английском и 5% на французском языке. Большинство канадских газет принадлежит крупным корпорациям, и лишь 4 издания сохраняют независимость: Le Devoir в Квебеке, L'Acadie Nouvelle в Нью-Брансуике, Flin Flon Reminder в Манитобе и The Whitehorse Star в Юконе. После семилетнего периода передела рынка, сопровождавшегося активной сменой собственников, сектор канадской прессы два последних года остается стабильным. Общий тираж ежедневных изданий — 5 млн экз. в день. Суммарный еженедельный тираж — более 32 млн копий. Количество изданий практически не меняется, хотя видна тенденция к сокращению — в 2001 г. издавалось на 3 газеты больше. По статистике, один из пяти канадцев, достигших 18 лет, покупает газету, а каждый второй — читает. По данным NADbank на 2004 г., основная возрастная читательская аудитория газет — 35-49 лет (4 290 600 читателей), она же — самая платежеспособная. В будние дни взрослые канадцы тратят на чтение газет 47 мин, а в выходные — 88 мин.
Возрастная структура читательской аудитории (2004)
В стране всего две общенациональные газеты — Globe & Mail и National Post. Обе печатаются на английском языке, поэтому во франкоязычной провинции Квебек их тиражи существенно ниже, чем в остальных провинциях. Globe and Mail — влиятельнейшая качественная газета. Еженедельный тираж — 2 млн экз., уступает только массовой Toronto Star. Globe & Mail выпускается с 1844 г. В январе 2001 г. издание было куплено мультимедийной канадской компанией Bell Globemedia. Газета рассчитана на читателя с высшим образованием, среднего и выше среднего достатка, интересующегося мировыми и культурными событиями. Традиционно сильными отделами газеты считаются политический, экономический и культуры. Несмотря на заявления об установке на объективность и беспристрастность, это издание тяготеет к либеральной (правящей) партии Канады и порой открыто ее поддерживает. Газета National Post — главный конкурент Globe & Mail в борьбе за серьезного читателя. Создана в 2001 г. Еженедельный тираж — 1,5 млн экз., входит в пятерку самых высокотиражных газет Канады. Газета принадлежит издательскому дому Southham Pubi, который входит в концерн Can West. Издание рассчитано на образованного читателя среднего достатка. В номере можно встретить как серьезную аналитическую и экономическую информацию, так и светскую хронику и спортивные сенсации. В погоне за читателем газета заняла место где-то между Globe & Mail (качественной газетой) и Toronto Sun (массовой), т.е. по сути National Post — это качественно-массовое издание. Официально не подчеркивая своих политических пристрастий, газета неявно поддерживает консервативную партию Канады. Многолетнее правление либералов вынуждает издание постепенно убирать политическую тему с первых полос, выдвигая на первый план либо событийные материалы, либо спецпроекты. Toronto Star — самая высокотиражная газета Канады. Еженедельный тираж более 3 млн экз. Это массовая газета, рассчитанная на самую широкую читательскую аудиторию, не гнушающуюся сенсаций, криминала, светских сплетен, но и небезразличную к проблемам политики и экономики. Конек Toronto Star — патриотизм и ориентация на канадскую проблематику, она часто занимает агрессивную позицию по отношению к политике США. Газета славится динамичным освещением спортивных событий, особенно хоккея. Акции издания котируются на бирже. Газетой владеет корпорация TorStar Corp. В 2004 г. доходы газет от рекламы составили 2,145 млрд долл., а от продажи номеров — 578,5 млн долл. Рекламный рынок остается стабильным, рекламные доходы растут несущественно.
Ведущие рекламодатели в газетах (2003)
Стабильность канадской экономики создает благодатную почву для рекламы товаров длительного пользования, особенно автомобилей и аксессуаров к ним. Рейтинг газетных издателей по числу принадлежащих газет: 1. Osprey Media Group — выпускает 22 англоязычные газеты, и все издаются в провинции Онтарио. Вся пресса, которой владеет группа, — региональная, т.е. у нее нет ни одной национальной газеты или газеты, издающейся в столице края — Торонто.
Распределение рекламных доходов в газетах
Ведущие издательские дома
Группе принадлежат газеты: Expositor в Брэнтфорде, St. Catherine Standard в Сент-Катерине, Niagara Falls review в Ниагаре и т.д.; 2. Quebecor/Sun Media — издатель 17 газет. Как и Osprey Media Group, специализируется в основном на региональной прессе. В Квебеке ей принадлежат 2 влиятельных франкоязычных качественных издания — Le Journal de Montreal и Le Journal de Quebec. Издаваемые компанией Le Journal de Montreal и Toronto Sun входят в пятерку самых высокотиражных газет Канады; 3. CanWest— принадлежит 13 изданий в пяти крупнейших и наиболее населенных провинциях страны. В Квебеке компания издает самую старую газету в Северной Америке — Quebec, первый номер которой выщел в 1764 г. Компания также владеет газетой National Post— одним из самых влиятельных и высокотиражных общенациональных изданий; 4. GTC Transcontinental — издает 11 газет в четырех самых северных и наименее населенных регионах. Тираж всех этих газет небольшой. Так, еженедельный выпуск Prince Albert Daily Herald составляет 47 тыс. экз., а Amherst Daily News — 24 тыс.; 5. Hollinger Canadian Newspapers — дочерняя компания холдинга Hollinger Ink., которому принадлежат газеты в Великобритании, США и Израиле. В Канаде компания издает 10 ежедневных периодических изданий: 1 — в Квебеке и 9 — в Британской Колумбии. Канадское законодательство требует специального рассмотрения покупок или вложений иностранных компаний в канадский бизнес, если активы превышают 4,2 млн долл. Именно поэтому, несмотря на агрессивную маркетинговую политику американских компаний на канадском рынке, самыми крупными издателями ежедневной прессы в Канаде остаются канадские компании, доля американского капитала в них либо отсутствует совсем, либо не значительна. Журналы Канадское правительство активно поддерживает издателей журналов. Специально проводятся рекламные и промокампании отечественных изданий, апеллирующие к патриотизму и национальным языковым особенностям. Девиз кампании: «У нас свой собственный язык. У нас свои собственные журналы». На журналах, издающихся на территории страны канадскими компаниями, стоит специальный логотип «Истинно канадский журнал». В 2003 г. две крупнейшие профессиональные организации «Ассоциация издателей канадских журналов» и «Журналы Канады» объединились, чтобы увеличить давление на правительство и потеснить американских конкурентов. Благодаря предпринятым усилиям, годовой доход канадских журналов в 2004 г. составил 871 млн долл. С 2002 г. американские журналы, экспортируемые в Канаду, могут публиковать не более 18% рекламы (от общей рекламной площади), нацеленной исключительно на канадского потребителя. 80% журналов издается в провинции Онтарио, 78% из них в городе Торонто, что делает его столицей журнального бизнеса. Читательская аудитория составляет 25 млн канадцев, а 51 % жителей хотя бы раз в неделю читает журнал. В 2003 г. было продано более 888 млн экз. Большая часть канадских журналов распространяется по подписке, поэтому цены на услуги почты оказывают сильное влияние на прибыль издателей. Однако почти половина изданий в 2003 — 2004 гг. принесла доход.
В 2003 г. издавалось 1032 журнала общего интереса и 525 — отраслевых. Последние испытывают серьезное давление со стороны американских конкурентов, так как основными рекламодателями являются предприятия США.
Ведущие журналы по тиражам (2003)
Ведущие женские журналы (2003)
Ведущие специализированные журналы (2003)
|