Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




В настоящее время Китай обладает самыми крупными в мире сетя­ми стационарной и сотовой телефонии, второй по величине в мире по­сле США сетью Интернет. Телекоммуникационная индустрия и ИТ вхо­дят в список наиболее динамично развивающихся отраслей национальной экономики. Кроме того, в последние годы Китай превратился в крупно­го мирового экспортера высокотехнологичной продукции и товаров в сфере информатизации и коммуникаций. По данным Организации эко­номического сотрудничества и развития, экспорт китайских товаров в сфере информатизации и коммуникаций в 2004 г. составил 180 млрд долл.

Китай вытеснил с первого места США — американский экспорт в этом сегменте составил 149 млрд долл.

КНР совершила феноменальный рывок в развитии национальных телекоммуникаций, всего четверть века назад китайская телекоммуни­кационная сеть входила в число наиболее отсталых в мире. В 1980 г. плотность китайской телефонной сети составляла 0,43 телефона на 100 чел., и за последующее десятилетие едва удвоилась. В начале 1990-х гг. на сотню жителей приходилось все еще менее одной телефонной линии. Дальнейший рост телефонной сети обеспечивался только за счет цифро­вого оборудования. К середине 1990-х гг. показатель плотности прибли­зился к трем линиям на сотню жителей.

В последнее десятилетие телекоммуникационная отрасль ежегодно растет более чем на 20%. Только за 2000 г. в стране было развернуто 35 млн телефонных фиксированных линий — больше, чем во всех разви­тых странах в течение двух лет — 1999-2000 гг. В 2004 г, число основных телефонных линий составило 311,76 млн, показатель плотности основ­ных телефонных линий приблизился к 24 на 100 человек. В середине 2005 г. 93,5% деревень Китая были охвачены стационарной телефонной сетью. На 100 сельских жителей приходилось 16,4 телефонных линий стационарной сети, а аналогичный показатель в городах достиг 35,9.

Сотовая мобильная связь опережает по темпам роста стационарную телефонию. Доля абонентов сотовой связи от числа всех телефонных абонентов в 2004 г. составила 51,8%, показатель плотности сотовых мо­бильных линий достиг 33,5 на 100 чел. В 2005 г. число абонентов сотовой связи составило 393 млн, а доля обладателей мобильных телефонов в крупных городах превысила 80% жителей. Сегодня Китай — крупней­ший в мире рынок мобильной телефонии.

Естественным монополистом рынка связи ранее выступал нацио­нальный оператор China Telecom — подразделение Министерства почтовых услуг и коммуникаций. В 1994 г. началась демонополизация телекоммуни­кационного рынка, был создан второй государственный телефонный опе­ратор China Unicom. В 1998 г. отрасль возглавило Министерство информа­ционной индустрии, которое провело двухэтапную реструктуризацию рынка связи. В 1999 г. в преддверии вступления КНР в ВТО основной оператор China Telecom был разделен на три компании: фиксированная связь оста­лась за China Telecom, мобильная отошла компании China Mobile, спутнико­вая — компании China Satcom. Было разрешено участие иностранных инвесторов в развитии китайских телекоммуникаций. Второй этап ре­структуризации рынка связи был проведен в 2002 г. Компания China Telecom, которая продолжала оставаться основным оператором фикси­рованных услуг, была разделена на две компании: северная часть (30% сетей) отошла новой компании China Netcom, а оставшиеся 70% сетей в южной части страны остались за China Telecom. В 2000 г. из телекоммуникационного подразделения Министерства путей сообщения была со­здана новая крупная телекоммуникационная компания China Railcom.

В результате реформ в секторе услуг связи была сформирована вы­сококонкурентная среда, в которой компании-операторы вынуждены консолидировать свой бизнес за счет интеграции деятельности с произ­водителями телекоммуникационного оборудования и компаниями сфе­ры услуг. Например, компания China Unicom в 2004 г. запустила объеди­ненный сервис связи по протоколам GSM и CDMA и предоставила возможность для своих клиентов приобрести мобильные телефоны, ра­ботающие одновременно по обоим протоколам. В 2004 г. China Unicom заключила соглашение со Строительным банком Китая о разработке сервиса мобильного кошелька, который позволяет клиентам оплачивать счета через мобильный телефон. В настоящее время сотовые мобильные операторы готовятся к введению сетей третьего поколения.

Крупнейшие операторы телекоммуникационной связи — China Telecom, China Netcom, China Mobile, China Unicom. В начале 2005 г. сово­купный объем иностранных инвестиций, привлеченных этими компа­ниями, составил 25 млрд долл. Объем телекоммуникационного рынка Китая достиг к началу 2005 г. 108,4 млрд долл.

Компьютерные сети в КНР начали развиваться в 1980-х гг., и пер­вые национальные сети, как и во всем мире, носили научно-исследова­тельский характер (CANET, CSTNei, CERNET). Первая коммерческая сеть CHINAGBN {China Golden Bridge Network, «Золотой мост Китая») начала функционировать в 1996 г.

В 2001 г. услуги интернет-связи для местных пользователей предос­тавляли более 620 провайдеров. Однако на рынке доступа из националь­ной сети в глобальный Интернет продолжает доминировать основной телекоммуникационный оператор China Telecom. Крупнейшие провай­деры интернет-услуг — China Telecom, China Netcom, CERNET, National Information Center, China Railcom, UNINET, China Mobile.

В 2004 г. в Китае начала функционировать крупнейшая в мире ин­тернет-сеть с использованием технологии IPv6. Сеть носит название CERNET2, ее пропускная способность достигает 10 Гб/с. На первом эта­пе CERNET2 объединила 25 китайских университетов в 20 городах, а в ближайший период к сети будет подключено более 100 университетов. Китай ведет интенсивное сотрудничество с Японией, Южной Кореей и США в области разработки и объединения сетей IPv6.

В середине 2005 г. в стране насчитывалось 111 млн пользователей Интернета (8,5% населения страны). В городах Интернетом пользова­лись 16,9% населения, а в сельской местности — только 2,6%. Распрос­транение Интернета носит неравномерный характер в различных регио­нах страны, на развитые восточные провинции страны приходится более 50% всех китайских интернет-пользователей.

В середине 2005 г. 31,7 млн китайских домохозяйств являлись або­нентами широкополосного доступа. Хотя данный показатель пока неве­лик для страны с более чем миллиардным населением, рост сектора широкополосных подключений к середине 2000-х гг. составил 90% в год. Число веб-сайтов в китайском секторе Интернета достигло 677,5 тыс.

Профиль китайского интернет-пользователя типичен для кибер-пространства большинства азиатских стран. В китайском сегменте сети основными посетителями являются студенты и холостые мужчины с высшим образованием и невысоким доходом (ниже 240 долл. в месяц) в возрасте от 18 до 30 лет, выходящие в Интернет из дома или с рабочего места. Интернет-кафе используются в основном студентами, молодежью. Средняя месячная стоимость доступа в Интернет без учета тарифов те­лефонных операторов на дневные звонки составляет 12,5 долл. Наибо­лее посещаемые сервисы в китайской сети — онлайновые новостные служ­бы, поисковые машины, электронная почта. Все перечисленные сервисы посещают более 60% пользователей. В среднем пользователи проводят в сети 15,9 ч в неделю.

По основным показателям использования ИКТ Китай заметно от­стает от развитых государств Азии — Японии, Кореи, Сингапура, Тайва­ня, но является одним из лидеров среди развивающихся стран региона. Факторами, определяющими прогресс китайских ИТ, являются рост доходов населения на фоне динамичного развития национальной эко­номики, высокий уровень грамотности населения, высокий уровень образования инженерно-технического персонала, задействованного в отраслях ИКТ, низкие пены на услуги связи и доступа в Интернет как результат государственной политики форсированного развития отрас­лей ИКТ, быстрое развертывание местного производства товаров в сфе­ре информатизации и коммуникаций и, соответственно, низкие цены на компьютерное и телекоммуникационное оборудование.

 

Основные показатели использования ИКТ

 

Показатель Количество на 1 000 чел.
2003 г. 2004 Г.
ПК 39,0 40,8
Фиксированные телефонные линии 203,3 239,8
Мобильные телефоны 208,9 257,6
Интернет-пользователи 61,5 72,3
Широкополосные подключения 11,3 20,3

 

Онлайновые СМИ

Китайская система регулирования Интернета является одной из наиболее развитых в мире. Стремление удержать национальные СМИ под контролем государства и одновременно развивать новые информа­ционно-коммуникационные технологии привело к созданию многоуров­невой структуры законодательства, управления и технического контроля китайской сети. Деятельность провайдеров доступа, контента и интернет-услуг, интернет-кафе и пользователей жестко регламентирована. Все китай­ские пользователи обязаны зарегистрироваться в местном полицейском участке в тридцатидневный срок после подключения своего компьютера к интернет-провайдеру. Специализированная интернет-полиция зани­мается расследованием компьютерных преступлений.

В сети подлежит запрету создание, хранение, копирование и распрос­транение контента, который наносит ущерб национальным интересам, противоречит принципам конституции, угрожает безопасности государства, противоречит государственной политике в отношении религии, нарушает общественный порядок, разжигает национальную вражду, распространяет порнографию, насилие, терроризм и др. В соответствии с Законом о госу­дарственной безопасности все граждане страны обязаны охранять государ­ственные секреты (отнесение сведений к государственным секретам осуще­ствляется в Бюро государственной безопасности Китая).

Ресурсы Интернета подлежат цензуре, включающей повсеместный мониторинг контента, блокирование доступа китайских пользователей ко многим зарубежным сайтам, прежде всего, западных СМИ и право­защитных организаций (Reuters, ВВС, Voice of America, Amnesty International и др.), и диссидентским ресурсам, и блокирование доступа пользовате­лей мировой Сети к части китайских электронных ресурсов. Помимо нежелательных идеологических ресурсов блокированию подлежат зару­бежные веб-сайты, содержащие морально и этически неприемлемую информацию (порнография, насилие, азартные игры и проч.).

Иностранные ИТ-компании, работающие на местном рынке, обя­заны подчиняться существующим нормам регулирования. Локализован­ные китайские сайты крупных американских поисковых систем Yahoo, Google, AltaVista были заблокированы в 2002 г. за предоставление доступа к запрещенным веб-сайтам. Американские компании, не желая терять привлекательный китайский рынок, выполнили все требования мест­ных властей по фильтрации нежелательных запросов.

Право на публикацию новостей в национальном Интернете имеют только официально зарегистрированные СМИ. Веб-сайты без соответ­ствующей лицензии имеют право лишь на перепечатку новостной ин­формации, опубликованной официально зарегистрированными СМИ. Лицензирование СМИ и мониторинг онлайновых публикаций осуществляет Главное управление по делам прессы и издательств. Телевещание и трансляция аудиоматериалов в Интернете подлежат ведению Главного управле­ния по телерадиовещанию и кинематографии. В число ключевых ведомств, регулирующих и контролирующих национальный Интернет, входят также Министерство информационной индустрии, Пресс-канцелярия Государ­ственного Совета, Министерство общественной безопасности.

Национальный Интернет с самого начала выстраивался китайским правительством как мощная образовательно-коммерческая сеть, поощ­ряющая молодежь к изучению техники, научных дисциплин, языков, а также создающая новые возможности для компаний и граждан в сфере бизнеса. Стимулирование китайскими властями развития экономичес­кого сегмента сети привело к тому, что к концу 1990-х гг. количество негосударственных ресурсов (прежде всего коммерческих, развлекатель­ных) превысило число государственных сайтов, причем наибольшее ко­личество доменов регистрировалось в экономически развитых районах, обогнав политический центр страны — Пекин, что свидетельствует об экономических приоритетах китайского Интернета. Из более чем 600 тыс. сайтов, функционировавших в китайской сети в начале 2005 г., 100 тыс. представляли собой онлайновые магазины, предлагавшие покупа­телям 20 млн наименований товаров.

В десятку крупнейших китайских веб-ресурсов входят сайты Baidu, Sina, QQ.com, Sohu, I63.com, Yahoo.com.cn, Google, Microsoft Network (MSN), Taobao, Tom.com.

Поисковый портал Baidu (www.baidu.com), запущенный в октябре 1999 г., является самым посещаемым веб-ресурсом в китайской сети, половина из более чем ПО млн местных пользователей регулярно захо­дит на портал Baidu. Пользователям предоставляются новостная служба, услуги WAP, доступ к МРЗ-контенту, подписка на видео по запросу, он­лайновая торговля, услуги сетевого сообщества и т.п. Иностранным ин­вестором портала является компания Google. В 2006 г. компания Baidu подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Intel в создании поисковой системы для ПК и смартфонов.

Коммерческий медиапортал Sina (sina.com.cn), созданный в марте 1999 г., выполняет роль оператора порталов на китайском языке для аудитории в Китае, Гонконге, на Тайване и в Северной Америке. Sina представляет собой крупную информационную службу, круглосуточно публикуя большие массивы новостей, которые поставляют для портала более 600 китайских и зарубежных СМИ. Одновременно Sina предостав­ляет широкий спектр услуг: торговые площадки, поисковые машины, услуги по регистрации доменов и бизнес-презентациям, финансовую информацию, составление инвестиционного портфеля, информацию о биржах труда в различных странах, бесплатный электронный почтовый ящик, онлайновые игры, услуги беспроводного доступа, трансляцию программ нескольких радиостанций.

Сайт QQ.com (www.qq.com) поддерживается компанией Tencent, со­зданной в Шэньчжэне в 1998 г. QQ специализируется на услугах для сетевого сообщества и является крупнейшим в Китае сервисом опера­тивного обмена сообщениями {instant messaging). Компания Sohu (www.sohu.com) является крупным информационным порталом. Медиа-портал 163.com (www.163.com) принадлежит компании NetEase, которая специализируется на услугах для сетевых сообществ, является крупным провайдером онлайновых игр, беспроводных услуг с высокой добавлен­ной стоимостью, а также входит в список лидеров среди провайдеров услуг бесплатного электронного почтового ящика. Новостная служба NetEase имеет более 20 онлайновых каналов и публикует информацию более 100 национальных и зарубежных СМИ.

Акции Baidu, Sina, Sohu и NetEase котируются на американском внебиржевом электронном рынке NASDAQ, а компании Tencent Holdings Limited — на Гонконгской фондовой бирже. В апреле 2006 г. портал Baidu занимал пятое место среди мировых веб-ресурсов по посещаемости, а порталы Sina, QQ.com, Sohu и 163.com входили в список 13 наиболее популярных веб-сайтов в мире.

Несмотря на ужесточение законодательного регулирования контента сети, с начала 2000-х гг. китайские власти все чаще используют Интернет в качестве клапана, регулирующего общественное настроение, в результате чего национальное киберпространство приобрело необычайно свободный и открытый характер по сравнению с традиционными СМИ Китая. Прида­вая большое значение политической и идеологической роли Интернета, правительство уделяет особое внимание электронным ресурсам ведущих государственных СМИ. В начале 2000-х гг. были обновлены сайты семи СМИ, включая агентство «Синьхуа», газету «Жэньмин жибао» и крупней­шее китайское издание на английском языке China Daily. Ведущие традици­онные СМИ открыли форумы и чат-группы на страницах своих сайтов, причем тематика данных коммуникаций беспрецедентна для деятельности этих изданий в печати: были открыты форумы на политические темы, где пользователи обсуждают внешнюю и внутреннюю политику государства.

Агентство «Синьхуа» является ведущим провайдером онлайнового но­востного контента в КНР. Портал агентства «Синьхуа» (www.xinhuanet.com) ежедневно публикует более 4500 информационных сообщений и предо­ставляет информацию на семи языках, включая русский. Он объединяет сайт самого агентства с сайтами 12 газет и журналов, подведомственных агентству, а также с сайтами 35 местных отделений агентства. 150 мест­ных и зарубежных представительств агентства поставляют информацию, включая мультимедийные материалы, для онлайновой новостной службы. Портал располагает собственной поисковой системой и предоставляет ин­терактивные услуги: электронную доску объявлений (BBS), несколько фо­румов, втом числе «Форум развития» и «Форум воссоединения», в кото­рых участвуют политические эксперты, научные работники, студенты.

Ведущая национальная ежедневная газета «Жэньмин жибао» (www.peopledaily.com.cn) выходит в Интернете на 7 языках, в том числе с октября 2001 г. функционирует русский сайт газеты. «Жэньмин жибао» в качестве приложений к основному изданию выпускает 10 газет и 6 жур­налов, которые также представлены в Интернете. Газета поддерживает политические чат-румы и форум «Сильная нация», который активно посещается китайскими пользователями.

В апреле 2006 г. портал «Синьхуа» занимал 20-е место, а сайт «Жэнь­мин жибао» — 38-е место по популярности среди китайских веб-сайтов.

Крупным государственным веб-ресурсом является сайт Между­народного радио Китая. С декабря 2003 г. на сайте публикуются матери­алы на всех 38 языках иновешания, осуществляемого радиостанцией. В июле 2005 г. Международное радио Китая открыло на сайте Inet Radio {gb.chinabroadcast.cn/inet) онлайновое радиовещание на китайском, ан­глийском, немецком и японском языках. Интернет-вещание предлагает следующие программы: «Новости», «Досуг», «Музыка» и «Учим язык». Все основные вещательные компании имеют веб-ресурсы, например, у Центрального ТВ в 2005 г. функционировали 32 веб-сайта.

Кроме того, развиваются чисто сетевые государственные информа­ционные порталы, не имеющие аналогов в традиционных СМИ, напри­мер, Китайский информационный интернет-центр (China Internet Information Center) (www.china.org.cn). Портал создан при Управлении КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных язы­ках и подчиняется Пресс-канцелярии Государственного Совета КНР. Центр публикует материалы основных китайских СМИ. Информация публикуется на 9 языках, включая эсперанто.

С конца 1990-х гг. в китайской сети начали открываться официальные пропагандистские ресурсы, посвященные самым болезненным политичес­ким темам: тайваньской проблеме, Тибету, правам человека в Китае. Эти сайты развиваются, как правило, на китайском и английском языках.

В октябре 2005 г. в пробном режиме открылся интегрированный официальный портал Центрального народного правительства КНР (www.gov.cn). Портал поддерживается совместно Пресс-канцелярией Го­сударственного Совета КНР и агентством «Синьхуа» и с начала 2006 г. действует на постоянной основе. К концу 2005 г. 93% государственных комитетов и министерств КНР и 73% правительств провинциального, уездного и городского уровней поддерживали собственные веб-сайты.

Телевизионное интернет-вещание до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии, в 2005 г. аудитория китайских пользователей IPTV составляла менее 300 тыс., услуги вешания в Интернете предоставлялась в тестовом режиме. Причинами задержки ввода IPTV стали прежде всего технические проблемы — недостаточная для телевещания пропускная спо­собность большинства имеющихся широкополосных линий, включая ли­нии кабельного ТВ, неопределенность в вопросе технического стандарта вещания IPTVS Существенную роль в отставании этого сектора сыграл кон­фликт интересов вещательных и телекоммуникационных компаний, кото­рый вылился в противостояние ведомств, возглавляющих соответствующие отрасли, а именно Главного управления по телерадиовещанию и кинема­тографии и Министерства информационной индустрии. Первая лицензия была выдана в 2005 г. вещательной компании — «Шанхайской медиагруп-пе». К настоящему времени других лицензий не выдано, и телекомы вы­нуждены развертывать услуги IPTV в партнерстве с SMG.

В конце 2005 г. в Шанхае сервис /Р7Убыл впервые запущен на ком­мерческой основе. Услуга предоставляется совместно SMG и оператором связи Shanghai Telecom, шанхайским филиалом компании China Telecom. Подписка на услугу стоит 7,4 долл. в месяц. Сектор услуг IPTV находится в преддверии бурного роста: в ближайший период China Telecom планирует ввести сервис IPTVв 17 городах южной части страны, а компания China Netcom в 21 городе в северной части, в обоих случаях в партнерстве с SMG.

Расширяя услуги IPTV, SMG в течение 2006 г. вводит информационный сервис на базе технологии Intel Viiv, который предоставляет доступ к инфор­мационным ресурсам при помощи ПК, цифровых телевизоров, различных портативных устройств — медиаплееров и т.п. Контент, производимый «Шанхайской медиагруппой» для нового сервиса, включает новости, фи­нансовые программы, телевещание в реальном времени, в том числе репор­тажи со спортивных мероприятий, музыку, 4 тыс. ч фильмов и телесериа­лов, 200 ч программ новостей и развлекательных передач в рамках сервиса видео по запросу. Развитие новых информационных услуг тесно увязано со стратегическими планами компании SMG, которая намерена в ближайшие годы стать ведущей корпорацией в сфере мультимедиа в Азиатско-Тихооке­анском регионе, а также одним из крупнейших в мире дистрибуторов ин­формационных ресурсов на китайском языке.

 

 

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Республика Корея (Южная Корея) расположена на Дальнем Востоке в южной части Корейского полуострова. Площадь страны — 99,2 тыс. км2, население составляет 48,5 млн чел. (2004). Столица — Сеул. 95% населе­ния проживает в городах, в том числе 25% в столице. Южная Корея — моноэтническая страна, национальное меньшинство составляет лишь около 30 тыс. китайцев. Административно страна делится на 9 провин­ций и 7 городов центрального подчинения.

Государственный язык — корейский.

Денежная единица — вона.

Республика Корея была провозглашена в 1948 г. По соглашению о перемирии от 27 июля 1953 г. Северную и Южную Корею разделяет во­енно-демаркационная линия. Это соглашение положило конец Корей­ской войне (1950-1953), в которой Северную Корею поддерживал СССР, а Южную — США.

Южная Корея — республика с президентской формой правления. Президент избирается населением страны на всеобщих выборах раз в 5 лет. На выборах 2002 г. победил кандидат от Демократической партии Но My Хен. Законодательная власть представлена однопалатным парла­ментом — Национальным собранием.

Годы правления президента Ли Сын Мана (1948-1960) и военных диктаторских режимов (1961-1987) стали трудным этапом в истории молодого южнокорейского государства. Это был период подавления граж­данских прав и свобод, жесткого контроля и цензуры СМИ. В 1987 г. в стране начались реформы, направленные на демократизацию социаль­но-политической жизни и либерализацию экономики.

С 1960 г. в Южной Корее активно идет процесс экономического роста и интеграции в современную высокотехнологичную мировую экономи­ку. Если сорок лет назад душевой ВВП был сопоставим с беднейшими странами Африки и Азии, то сегодня этот показатель в 18 раз выше, чем в Северной Корее, и достиг уровня многих развитых стран ЕС, составив в 2003 г. 17 800 долл. (по паритету покупательной способности). Эконо­мические реформы конца 1980 г. были успешными благодаря тесному взаимодействию властей с бизнесом, включая кредитную политику, ог­раничения на импорт, государственную поддержку ряда отраслей и бы­строе развитие рынка труда. Однако впоследствии на темпах развития страны сказался азиатский финансовый кризис (1997-1998). В результа­те предпринятых правительством антикризисных мер к середине 2000 г. в экономике упрочилась тенденция к экономическому росту.

Приоритетными направлениями современной внешнеполитической деятельности правительства являются формирование условий для мир­ного сосуществования и экономического сотрудничества двух корейских государств («политика солнечного тепла»), развитие национальной эко­номики на основе принципов открытого рынка, активное участие в гло­бализации при государственной поддержке южнокорейских экспорте­ров.

Крупный частный бизнес исторически сложился в виде семейно-клано-вых финансово-промышленных групп — так называемых чеболей. Круп­нейшие из них хорошо известны во всем мире: это компании, специализи­рующиеся в области передовых высокотехнологичных производств, включая информационно-телекоммуникационные технологии, — Samsung Electronics, LG, Hyundai Motor Company, Daewoo Corporation и др.

Так же как и для других стран региона, например Японии, для южнокорейской культуры ведения бизнеса характерна высокая степень закрытости деловой информации по сравнению со стандартами, приня­тыми в странах Запада. Недостаточная прозрачность экономики, а так­же неразвитость существующих механизмов регулирования фондового рынка и кредитной системы — причины невысокого доверия к южноко­рейским компаниям на внешнем рынке. Отсутствие прозрачности зат­рудняет выявление взаимосвязей между чеболями и крупнейшими ме-диакомпаниями страны.

Законодательство о СМИ

Права на свободу слова и свободу прессы гарантированы ст. 21 Конституции. Развитие законодательства в сфере СМИ осуществлялось в русле либеральных демократических реформ и сегодня в значительной степени соответствует международным нормам.

Лицензирование и функционирование СМИ осуществляются в со­ответствии с Законом о регистрации периодических изданий для печат­ных СМИ и Законом о вещании (несколько редакций) для ТВ и радио­компаний.

В печатных СМИ не существует никаких законодательных ограни­чений на владение, за исключением ограничений на иностранный капитал, который может составлять в газетах до 30%, а в других периодичес­ких изданиях и журналах — 50%. В отличие от правовых норм, действу­ющих в развитых западных странах, южнокорейский рынок прессы ха­рактеризуется отсутствием прозрачности в вопросах владения, наличия аффилированных структур и партнерства: не существует никаких пра­вил или законов, принуждающих медиакомпании публиковать инфор­мацию о собственной структуре капиталов и владельцах. Также в сфере печатных СМИ отсутствует антимонопольное законодательство, кото­рое могло бы ограничивать концентрацию ежедневной прессы.

В соответствии с Законом о вещании (редакция 2002 г.) наземное вешание остается закрытым для иностранных инвестиций. Также суще­ствуют ограничения для корейских собственников: одна компания не может владеть более чем 30% акций наземного оператора.

Владельцам газетных изданий и основных промышленных групп — чеболей — запрещено приобретать в собственность и управлять универсаль­ными и новостными телеканалами, а политическим партиям — теле­компанию.

Телевизионные каналы KBS-1, KBS-2n EBS, являясь общественной ценностью, подлежат обязательной ретрансляции со стороны кабельных и спутниковых операторов.

Закон наложил ограничения на перекрестное владение: оператор наземного вещания не имеет право владеть кабельным оператором и, наоборот, оператор наземного вещания может иметь не более 33% акций спутникового оператора, спутниковый оператор — не более 33% кабель­ного оператора и т.д. В законе определены ограничения на производство иностранного программного продукта и ретрансляцию иностранных каналов в корейских наземных, кабельных и спутниковых каналах рас­пространения.

Инвестиции крупных национальных промышленных групп, газет­ных изданий и иностранных компаний в спутниковые и кабельные опе­раторы и программных производителей были ограничены 33% (исклю­чая универсальные и новостные каналы).

Однако поправки к Закону о вещании, принятые в 2004 г., сняли ограничения в секторе кабельного ТВ для крупного местного капитала и владельцев газет и подняли планку до 49% для иностранного. Также поправки от 2004 г. более четко, чем предыдущий закон, определили юридическую основу для функционирования компаний, предоставляю­щих вещание в формате DMB (Digital Multimedia Broadcasting) — передача звука, данных и видео на мобильные устройства.

За лицензирование прессы отвечает Министерство культуры и ту­ризма. Регулирование телевешания осуществляется Корейской вещатель­ной комиссией (Korean Broadcasting Commission, KBC). Во главе корей­ских ИКТ стоит Министерство информации и коммуникации.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

Активный экономический рост, начавшийся в конце 1980-х гг., спо­собствовал формированию развитых потребительского и рекламного рынков. Южнокорейский рекламный рынок входит в список 10 самых крупных рынков рекламы в мире. В 2003 г. он оценивался в 6,7 млрд долл. США, что составило 1,12% ВВП страны. Показатель объема рек­ламных затрат на душу населения превысил 140 долл.

Южнокорейский потребительский рынок имеет ряд отличий от рынков других азиатских государств и стран Запада. Корейцы достигают финансовой независимости и делают крупные покупки, включая товары длительного пользования, позже своих ровесников из других стран. Тра­диционно в период учебы в высших учебных заведениях и в первые годы после образования новой семьи корейцы продолжают получать поддер­жку и испытывать влияние со стороны родительских семей, в значитель­ной степени определяющих потребительские предпочтения молодых корейцев. Другой отличительной чертой корейского потребительского рынка является его консервативность. Корейские потребители испыты­вают недоверие к международным и западным торговым маркам и пред­почитают приобретать продукцию национальных производителей. По этой причине список крупнейших южнокорейских рекламодателей традици­онно возглавляют национальные компании.

В 1991 г. корейский рекламный рынок был полностью открыт для иностранных инвестиций: доля иностранного капитала в рекламной компании может составлять 100%. С этого момента на рекламном рынке появилось много совместных предприятий, образованных местными компаниями и крупнейшими зарубежными рекламными агентствами, а также открылись полностью иностранные рекламные агентства (У. Walter Thompson и др.). Активность международных, в том числе совместных компаний после азиатского финансового кризиса привела к тому, что в настоящее время они контролируют более 50% корейского рекламного рынка. Сегодня на рекламном рынке Южной Кореи представлены все ведущие мировые рекламные агентства. Крупнейшими рекламными агент­ствами республики являются Cheil Communications Inc., LGAd Inc., TBWA Korea, Daehong Communications Inc., Diamond Ad Ltd., Phoenix Communications, JWT Adventure Co., Ltd., Welcomm Inc. и др.

Корейский рынок телевизионной рекламы контролируется правитель­ством через государственную Корейскую корпорацию рекламы в телеради­овещании, основанную в 1981 г. Все рекламные агентства, работающие на вещательном рынке, регистрируются в этой корпорации. Если в апреле 2001 г. в ней было зарегистрировано более 200 корейских и иностранных реклам­ных агентств, то в январе 2005 г. число агентств превысило 7 тыс.

На рынке рекламы большое значение имеет членство в Корейском бюро по аудиту тиражей печатных СМИ. На 17 рекламных агентств-членов бюро в 2000 г. приходилось более 50% всей рекламы страны, при этом более 80% газетной рекламы размещалось в печатных изданиях, зарегистрированных в Бюро по аудиту тиражей.

Крупнейшим сектором рекламного рынка продолжают оставаться печатные СМИ: в 2003 г. на долю газет приходилось 41,2% всей рекла­мы, на долю журналов — 4,3%. Второе место на рекламном рынке удер­живает ТВ — 37%. Реклама на радио составила 3,9%, Интернет привлек 2,4% рекламного рынка, наружная реклама — 11,3%.

В 2004 г. в список наиболее рекламируемых категорий входили сек­тор услуг, ИКТ, услуги в области образования и повышения благососто­яния, компании, специализирующиеся на строительстве и недвижимо­сти, сектор финансовых, инвестиционных и страховых услуг и др.

Крупнейшими рекламодателями являются ведущие национальные промышленные группы и высокотехнологичные компании, специали­зирующиеся в том числе в области ИКТ1: Samsung Electronics, LG, КТ, KTF, Hyundai Motor Company, Kia Motors, Daewoo Corporation, SK Telecom.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

История корейской прессы насчитывает более ста лет — первая се­ульская газета «Тоннип синмун» вышла в 1896 г. Миновав эпоху автори­тарных режимов и военных диктатур, печатные СМИ Южной Кореи стали динамично развиваться с началом демократических преобразований со­циально-политической жизни в стране в 1987 г.

В 1988 г. число ежедневных и еженедельных изданий впервые более чем удвоилось по сравнению с предыдущими годами. Многие газеты, например, ведущие национальные издания — «Чосон ильбо» и «Тона ильбо» — имели ежегодную прибыль в десятки миллионов долларов. Рост печатного рынка прервался усиливающимися экономическими трудно­стями, которые начали испытывать медиакомпании во второй половине 1990-х гг. из-за азиатского финансового кризиса. Печатные СМИ стол­кнулись с резким падением рекламных доходов и растущими производ­ственными издержками. В 1999 г. общее число зарегистрированных пе­чатных изданий сократилось по сравнению с 1995 г. почти на 40%, а число ежедневных газет — на 25%.

В конце 2003 г. число зарегистрированных печатных изданий в Южной Корее составляло более 7 тыс. В том числе печаталось 124 еже­дневные газеты, 2447 еженедельных и 2652 ежемесячных издания. В чис­ло 124 ежедневных газет входят 60 региональных изданий, 10 — нацио­нальных, 7 — экономических, 3 — на иностранных языках, 5 — спортивных.

Доступных сведений о концернах СМИ не имеется.

 

 

Динамика рынка периодики (1986-2002)
Год Издания
Ежедневные Еженедельные Ежемесячные Другие Всего
      1 150   2 134
      1 298   2 412
      1 733 1 092 3 388
      1 137 1 374 4 402
    1 028 2 460 1 608 5 183
    1 338 2 672 1 842 5 952
    1 847 2 910 2 084 6 955
    2 236 3 146 2 371 7 869
    2 561 3 376 2 659 8 724
    2 865 3 701 3 004 9 720
  117(238) 2 937 3 084 1 844 8 222
  105(257) 2 412 2 863 1 851 7 490
  108(340) 3 342 2 461 1 568 6 785
  112(323) 1 981 2 283 1 230 5 930
    2 222 2 486 1 288 6 468
  123(406) 2 377 2 667 1 341 6 916
  124(430) 2 447 2 652 1 378 7 033

 

Точные данные по совокупному тиражу корейской прессы отсут­ствуют, так как большинство газет не раскрывают данные о собственных тиражах. Однако, по подсчетам Национального статистического управ­ления, в 2002 г. в стране на 1000 чел. приходилось 394 экз. газет. В соот­ветствии с этими данными Южная Корея входит в первую десятку стран мира по совокупным тиражам печатных СМИ. В 1989 г. было основано Корейское бюро по аудиту тиражей. Бюро проводит проверку соответ­ствия распространения газет и журналов официальным отчетам редак­ций этих изданий о собственных тиражах. Данные проверки бюро пуб­ликуются ежегодно. В середине 2002 г. бюро проверило 117 изданий.

Основными источниками доходов в печатных СМИ являются по­ступления от рекламы и подписки. Соотношение рекламных доходов к Доходам от подписки составляет 90—80 к 10-20, что демонстрирует все­целую зависимость газет от рекламных доходов. В 2003 г. совокупные рекламные доходы газет составили 2,8 млрд долл.

Большинство газет имеют собственные системы доставки изданий подписчикам. Доставка прессы на дом составляет более 90% продаж, вто время как свободная продажа через газетные стойки (киоски) — менее 10%.

Стоимость ежемесячной подписки на национальные газеты одина­кова и составляет 10 долл. В уличной продаже национальные газеты реализуются по 40 американских центов за экземпляр. В сравнении с иностранной прессой, продаваемой в Южной Корее, местные газеты стоят дешево.

<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...