Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
В настоящее время Китай обладает самыми крупными в мире сетями стационарной и сотовой телефонии, второй по величине в мире после США сетью Интернет. Телекоммуникационная индустрия и ИТ входят в список наиболее динамично развивающихся отраслей национальной экономики. Кроме того, в последние годы Китай превратился в крупного мирового экспортера высокотехнологичной продукции и товаров в сфере информатизации и коммуникаций. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, экспорт китайских товаров в сфере информатизации и коммуникаций в 2004 г. составил 180 млрд долл. Китай вытеснил с первого места США — американский экспорт в этом сегменте составил 149 млрд долл. КНР совершила феноменальный рывок в развитии национальных телекоммуникаций, всего четверть века назад китайская телекоммуникационная сеть входила в число наиболее отсталых в мире. В 1980 г. плотность китайской телефонной сети составляла 0,43 телефона на 100 чел., и за последующее десятилетие едва удвоилась. В начале 1990-х гг. на сотню жителей приходилось все еще менее одной телефонной линии. Дальнейший рост телефонной сети обеспечивался только за счет цифрового оборудования. К середине 1990-х гг. показатель плотности приблизился к трем линиям на сотню жителей. В последнее десятилетие телекоммуникационная отрасль ежегодно растет более чем на 20%. Только за 2000 г. в стране было развернуто 35 млн телефонных фиксированных линий — больше, чем во всех развитых странах в течение двух лет — 1999-2000 гг. В 2004 г, число основных телефонных линий составило 311,76 млн, показатель плотности основных телефонных линий приблизился к 24 на 100 человек. В середине 2005 г. 93,5% деревень Китая были охвачены стационарной телефонной сетью. На 100 сельских жителей приходилось 16,4 телефонных линий стационарной сети, а аналогичный показатель в городах достиг 35,9.
Сотовая мобильная связь опережает по темпам роста стационарную телефонию. Доля абонентов сотовой связи от числа всех телефонных абонентов в 2004 г. составила 51,8%, показатель плотности сотовых мобильных линий достиг 33,5 на 100 чел. В 2005 г. число абонентов сотовой связи составило 393 млн, а доля обладателей мобильных телефонов в крупных городах превысила 80% жителей. Сегодня Китай — крупнейший в мире рынок мобильной телефонии. Естественным монополистом рынка связи ранее выступал национальный оператор China Telecom — подразделение Министерства почтовых услуг и коммуникаций. В 1994 г. началась демонополизация телекоммуникационного рынка, был создан второй государственный телефонный оператор China Unicom. В 1998 г. отрасль возглавило Министерство информационной индустрии, которое провело двухэтапную реструктуризацию рынка связи. В 1999 г. в преддверии вступления КНР в ВТО основной оператор China Telecom был разделен на три компании: фиксированная связь осталась за China Telecom, мобильная отошла компании China Mobile, спутниковая — компании China Satcom. Было разрешено участие иностранных инвесторов в развитии китайских телекоммуникаций. Второй этап реструктуризации рынка связи был проведен в 2002 г. Компания China Telecom, которая продолжала оставаться основным оператором фиксированных услуг, была разделена на две компании: северная часть (30% сетей) отошла новой компании China Netcom, а оставшиеся 70% сетей в южной части страны остались за China Telecom. В 2000 г. из телекоммуникационного подразделения Министерства путей сообщения была создана новая крупная телекоммуникационная компания China Railcom. В результате реформ в секторе услуг связи была сформирована высококонкурентная среда, в которой компании-операторы вынуждены консолидировать свой бизнес за счет интеграции деятельности с производителями телекоммуникационного оборудования и компаниями сферы услуг. Например, компания China Unicom в 2004 г. запустила объединенный сервис связи по протоколам GSM и CDMA и предоставила возможность для своих клиентов приобрести мобильные телефоны, работающие одновременно по обоим протоколам. В 2004 г. China Unicom заключила соглашение со Строительным банком Китая о разработке сервиса мобильного кошелька, который позволяет клиентам оплачивать счета через мобильный телефон. В настоящее время сотовые мобильные операторы готовятся к введению сетей третьего поколения.
Крупнейшие операторы телекоммуникационной связи — China Telecom, China Netcom, China Mobile, China Unicom. В начале 2005 г. совокупный объем иностранных инвестиций, привлеченных этими компаниями, составил 25 млрд долл. Объем телекоммуникационного рынка Китая достиг к началу 2005 г. 108,4 млрд долл. Компьютерные сети в КНР начали развиваться в 1980-х гг., и первые национальные сети, как и во всем мире, носили научно-исследовательский характер (CANET, CSTNei, CERNET). Первая коммерческая сеть CHINAGBN {China Golden Bridge Network, «Золотой мост Китая») начала функционировать в 1996 г. В 2001 г. услуги интернет-связи для местных пользователей предоставляли более 620 провайдеров. Однако на рынке доступа из национальной сети в глобальный Интернет продолжает доминировать основной телекоммуникационный оператор China Telecom. Крупнейшие провайдеры интернет-услуг — China Telecom, China Netcom, CERNET, National Information Center, China Railcom, UNINET, China Mobile. В 2004 г. в Китае начала функционировать крупнейшая в мире интернет-сеть с использованием технологии IPv6. Сеть носит название CERNET2, ее пропускная способность достигает 10 Гб/с. На первом этапе CERNET2 объединила 25 китайских университетов в 20 городах, а в ближайший период к сети будет подключено более 100 университетов. Китай ведет интенсивное сотрудничество с Японией, Южной Кореей и США в области разработки и объединения сетей IPv6. В середине 2005 г. в стране насчитывалось 111 млн пользователей Интернета (8,5% населения страны). В городах Интернетом пользовались 16,9% населения, а в сельской местности — только 2,6%. Распространение Интернета носит неравномерный характер в различных регионах страны, на развитые восточные провинции страны приходится более 50% всех китайских интернет-пользователей.
В середине 2005 г. 31,7 млн китайских домохозяйств являлись абонентами широкополосного доступа. Хотя данный показатель пока невелик для страны с более чем миллиардным населением, рост сектора широкополосных подключений к середине 2000-х гг. составил 90% в год. Число веб-сайтов в китайском секторе Интернета достигло 677,5 тыс. Профиль китайского интернет-пользователя типичен для кибер-пространства большинства азиатских стран. В китайском сегменте сети основными посетителями являются студенты и холостые мужчины с высшим образованием и невысоким доходом (ниже 240 долл. в месяц) в возрасте от 18 до 30 лет, выходящие в Интернет из дома или с рабочего места. Интернет-кафе используются в основном студентами, молодежью. Средняя месячная стоимость доступа в Интернет без учета тарифов телефонных операторов на дневные звонки составляет 12,5 долл. Наиболее посещаемые сервисы в китайской сети — онлайновые новостные службы, поисковые машины, электронная почта. Все перечисленные сервисы посещают более 60% пользователей. В среднем пользователи проводят в сети 15,9 ч в неделю. По основным показателям использования ИКТ Китай заметно отстает от развитых государств Азии — Японии, Кореи, Сингапура, Тайваня, но является одним из лидеров среди развивающихся стран региона. Факторами, определяющими прогресс китайских ИТ, являются рост доходов населения на фоне динамичного развития национальной экономики, высокий уровень грамотности населения, высокий уровень образования инженерно-технического персонала, задействованного в отраслях ИКТ, низкие пены на услуги связи и доступа в Интернет как результат государственной политики форсированного развития отраслей ИКТ, быстрое развертывание местного производства товаров в сфере информатизации и коммуникаций и, соответственно, низкие цены на компьютерное и телекоммуникационное оборудование.
Основные показатели использования ИКТ
Онлайновые СМИ Китайская система регулирования Интернета является одной из наиболее развитых в мире. Стремление удержать национальные СМИ под контролем государства и одновременно развивать новые информационно-коммуникационные технологии привело к созданию многоуровневой структуры законодательства, управления и технического контроля китайской сети. Деятельность провайдеров доступа, контента и интернет-услуг, интернет-кафе и пользователей жестко регламентирована. Все китайские пользователи обязаны зарегистрироваться в местном полицейском участке в тридцатидневный срок после подключения своего компьютера к интернет-провайдеру. Специализированная интернет-полиция занимается расследованием компьютерных преступлений. В сети подлежит запрету создание, хранение, копирование и распространение контента, который наносит ущерб национальным интересам, противоречит принципам конституции, угрожает безопасности государства, противоречит государственной политике в отношении религии, нарушает общественный порядок, разжигает национальную вражду, распространяет порнографию, насилие, терроризм и др. В соответствии с Законом о государственной безопасности все граждане страны обязаны охранять государственные секреты (отнесение сведений к государственным секретам осуществляется в Бюро государственной безопасности Китая). Ресурсы Интернета подлежат цензуре, включающей повсеместный мониторинг контента, блокирование доступа китайских пользователей ко многим зарубежным сайтам, прежде всего, западных СМИ и правозащитных организаций (Reuters, ВВС, Voice of America, Amnesty International и др.), и диссидентским ресурсам, и блокирование доступа пользователей мировой Сети к части китайских электронных ресурсов. Помимо нежелательных идеологических ресурсов блокированию подлежат зарубежные веб-сайты, содержащие морально и этически неприемлемую информацию (порнография, насилие, азартные игры и проч.). Иностранные ИТ-компании, работающие на местном рынке, обязаны подчиняться существующим нормам регулирования. Локализованные китайские сайты крупных американских поисковых систем Yahoo, Google, AltaVista были заблокированы в 2002 г. за предоставление доступа к запрещенным веб-сайтам. Американские компании, не желая терять привлекательный китайский рынок, выполнили все требования местных властей по фильтрации нежелательных запросов.
Право на публикацию новостей в национальном Интернете имеют только официально зарегистрированные СМИ. Веб-сайты без соответствующей лицензии имеют право лишь на перепечатку новостной информации, опубликованной официально зарегистрированными СМИ. Лицензирование СМИ и мониторинг онлайновых публикаций осуществляет Главное управление по делам прессы и издательств. Телевещание и трансляция аудиоматериалов в Интернете подлежат ведению Главного управления по телерадиовещанию и кинематографии. В число ключевых ведомств, регулирующих и контролирующих национальный Интернет, входят также Министерство информационной индустрии, Пресс-канцелярия Государственного Совета, Министерство общественной безопасности. Национальный Интернет с самого начала выстраивался китайским правительством как мощная образовательно-коммерческая сеть, поощряющая молодежь к изучению техники, научных дисциплин, языков, а также создающая новые возможности для компаний и граждан в сфере бизнеса. Стимулирование китайскими властями развития экономического сегмента сети привело к тому, что к концу 1990-х гг. количество негосударственных ресурсов (прежде всего коммерческих, развлекательных) превысило число государственных сайтов, причем наибольшее количество доменов регистрировалось в экономически развитых районах, обогнав политический центр страны — Пекин, что свидетельствует об экономических приоритетах китайского Интернета. Из более чем 600 тыс. сайтов, функционировавших в китайской сети в начале 2005 г., 100 тыс. представляли собой онлайновые магазины, предлагавшие покупателям 20 млн наименований товаров. В десятку крупнейших китайских веб-ресурсов входят сайты Baidu, Sina, QQ.com, Sohu, I63.com, Yahoo.com.cn, Google, Microsoft Network (MSN), Taobao, Tom.com. Поисковый портал Baidu (www.baidu.com), запущенный в октябре 1999 г., является самым посещаемым веб-ресурсом в китайской сети, половина из более чем ПО млн местных пользователей регулярно заходит на портал Baidu. Пользователям предоставляются новостная служба, услуги WAP, доступ к МРЗ-контенту, подписка на видео по запросу, онлайновая торговля, услуги сетевого сообщества и т.п. Иностранным инвестором портала является компания Google. В 2006 г. компания Baidu подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Intel в создании поисковой системы для ПК и смартфонов. Коммерческий медиапортал Sina (sina.com.cn), созданный в марте 1999 г., выполняет роль оператора порталов на китайском языке для аудитории в Китае, Гонконге, на Тайване и в Северной Америке. Sina представляет собой крупную информационную службу, круглосуточно публикуя большие массивы новостей, которые поставляют для портала более 600 китайских и зарубежных СМИ. Одновременно Sina предоставляет широкий спектр услуг: торговые площадки, поисковые машины, услуги по регистрации доменов и бизнес-презентациям, финансовую информацию, составление инвестиционного портфеля, информацию о биржах труда в различных странах, бесплатный электронный почтовый ящик, онлайновые игры, услуги беспроводного доступа, трансляцию программ нескольких радиостанций. Сайт QQ.com (www.qq.com) поддерживается компанией Tencent, созданной в Шэньчжэне в 1998 г. QQ специализируется на услугах для сетевого сообщества и является крупнейшим в Китае сервисом оперативного обмена сообщениями {instant messaging). Компания Sohu (www.sohu.com) является крупным информационным порталом. Медиа-портал 163.com (www.163.com) принадлежит компании NetEase, которая специализируется на услугах для сетевых сообществ, является крупным провайдером онлайновых игр, беспроводных услуг с высокой добавленной стоимостью, а также входит в список лидеров среди провайдеров услуг бесплатного электронного почтового ящика. Новостная служба NetEase имеет более 20 онлайновых каналов и публикует информацию более 100 национальных и зарубежных СМИ. Акции Baidu, Sina, Sohu и NetEase котируются на американском внебиржевом электронном рынке NASDAQ, а компании Tencent Holdings Limited — на Гонконгской фондовой бирже. В апреле 2006 г. портал Baidu занимал пятое место среди мировых веб-ресурсов по посещаемости, а порталы Sina, QQ.com, Sohu и 163.com входили в список 13 наиболее популярных веб-сайтов в мире. Несмотря на ужесточение законодательного регулирования контента сети, с начала 2000-х гг. китайские власти все чаще используют Интернет в качестве клапана, регулирующего общественное настроение, в результате чего национальное киберпространство приобрело необычайно свободный и открытый характер по сравнению с традиционными СМИ Китая. Придавая большое значение политической и идеологической роли Интернета, правительство уделяет особое внимание электронным ресурсам ведущих государственных СМИ. В начале 2000-х гг. были обновлены сайты семи СМИ, включая агентство «Синьхуа», газету «Жэньмин жибао» и крупнейшее китайское издание на английском языке China Daily. Ведущие традиционные СМИ открыли форумы и чат-группы на страницах своих сайтов, причем тематика данных коммуникаций беспрецедентна для деятельности этих изданий в печати: были открыты форумы на политические темы, где пользователи обсуждают внешнюю и внутреннюю политику государства. Агентство «Синьхуа» является ведущим провайдером онлайнового новостного контента в КНР. Портал агентства «Синьхуа» (www.xinhuanet.com) ежедневно публикует более 4500 информационных сообщений и предоставляет информацию на семи языках, включая русский. Он объединяет сайт самого агентства с сайтами 12 газет и журналов, подведомственных агентству, а также с сайтами 35 местных отделений агентства. 150 местных и зарубежных представительств агентства поставляют информацию, включая мультимедийные материалы, для онлайновой новостной службы. Портал располагает собственной поисковой системой и предоставляет интерактивные услуги: электронную доску объявлений (BBS), несколько форумов, втом числе «Форум развития» и «Форум воссоединения», в которых участвуют политические эксперты, научные работники, студенты. Ведущая национальная ежедневная газета «Жэньмин жибао» (www.peopledaily.com.cn) выходит в Интернете на 7 языках, в том числе с октября 2001 г. функционирует русский сайт газеты. «Жэньмин жибао» в качестве приложений к основному изданию выпускает 10 газет и 6 журналов, которые также представлены в Интернете. Газета поддерживает политические чат-румы и форум «Сильная нация», который активно посещается китайскими пользователями. В апреле 2006 г. портал «Синьхуа» занимал 20-е место, а сайт «Жэньмин жибао» — 38-е место по популярности среди китайских веб-сайтов. Крупным государственным веб-ресурсом является сайт Международного радио Китая. С декабря 2003 г. на сайте публикуются материалы на всех 38 языках иновешания, осуществляемого радиостанцией. В июле 2005 г. Международное радио Китая открыло на сайте Inet Radio {gb.chinabroadcast.cn/inet) онлайновое радиовещание на китайском, английском, немецком и японском языках. Интернет-вещание предлагает следующие программы: «Новости», «Досуг», «Музыка» и «Учим язык». Все основные вещательные компании имеют веб-ресурсы, например, у Центрального ТВ в 2005 г. функционировали 32 веб-сайта. Кроме того, развиваются чисто сетевые государственные информационные порталы, не имеющие аналогов в традиционных СМИ, например, Китайский информационный интернет-центр (China Internet Information Center) (www.china.org.cn). Портал создан при Управлении КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках и подчиняется Пресс-канцелярии Государственного Совета КНР. Центр публикует материалы основных китайских СМИ. Информация публикуется на 9 языках, включая эсперанто. С конца 1990-х гг. в китайской сети начали открываться официальные пропагандистские ресурсы, посвященные самым болезненным политическим темам: тайваньской проблеме, Тибету, правам человека в Китае. Эти сайты развиваются, как правило, на китайском и английском языках. В октябре 2005 г. в пробном режиме открылся интегрированный официальный портал Центрального народного правительства КНР (www.gov.cn). Портал поддерживается совместно Пресс-канцелярией Государственного Совета КНР и агентством «Синьхуа» и с начала 2006 г. действует на постоянной основе. К концу 2005 г. 93% государственных комитетов и министерств КНР и 73% правительств провинциального, уездного и городского уровней поддерживали собственные веб-сайты. Телевизионное интернет-вещание до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии, в 2005 г. аудитория китайских пользователей IPTV составляла менее 300 тыс., услуги вешания в Интернете предоставлялась в тестовом режиме. Причинами задержки ввода IPTV стали прежде всего технические проблемы — недостаточная для телевещания пропускная способность большинства имеющихся широкополосных линий, включая линии кабельного ТВ, неопределенность в вопросе технического стандарта вещания IPTVS Существенную роль в отставании этого сектора сыграл конфликт интересов вещательных и телекоммуникационных компаний, который вылился в противостояние ведомств, возглавляющих соответствующие отрасли, а именно Главного управления по телерадиовещанию и кинематографии и Министерства информационной индустрии. Первая лицензия была выдана в 2005 г. вещательной компании — «Шанхайской медиагруп-пе». К настоящему времени других лицензий не выдано, и телекомы вынуждены развертывать услуги IPTV в партнерстве с SMG. В конце 2005 г. в Шанхае сервис /Р7Убыл впервые запущен на коммерческой основе. Услуга предоставляется совместно SMG и оператором связи Shanghai Telecom, шанхайским филиалом компании China Telecom. Подписка на услугу стоит 7,4 долл. в месяц. Сектор услуг IPTV находится в преддверии бурного роста: в ближайший период China Telecom планирует ввести сервис IPTVв 17 городах южной части страны, а компания China Netcom в 21 городе в северной части, в обоих случаях в партнерстве с SMG. Расширяя услуги IPTV, SMG в течение 2006 г. вводит информационный сервис на базе технологии Intel Viiv, который предоставляет доступ к информационным ресурсам при помощи ПК, цифровых телевизоров, различных портативных устройств — медиаплееров и т.п. Контент, производимый «Шанхайской медиагруппой» для нового сервиса, включает новости, финансовые программы, телевещание в реальном времени, в том числе репортажи со спортивных мероприятий, музыку, 4 тыс. ч фильмов и телесериалов, 200 ч программ новостей и развлекательных передач в рамках сервиса видео по запросу. Развитие новых информационных услуг тесно увязано со стратегическими планами компании SMG, которая намерена в ближайшие годы стать ведущей корпорацией в сфере мультимедиа в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также одним из крупнейших в мире дистрибуторов информационных ресурсов на китайском языке.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Республика Корея (Южная Корея) расположена на Дальнем Востоке в южной части Корейского полуострова. Площадь страны — 99,2 тыс. км2, население составляет 48,5 млн чел. (2004). Столица — Сеул. 95% населения проживает в городах, в том числе 25% в столице. Южная Корея — моноэтническая страна, национальное меньшинство составляет лишь около 30 тыс. китайцев. Административно страна делится на 9 провинций и 7 городов центрального подчинения. Государственный язык — корейский. Денежная единица — вона. Республика Корея была провозглашена в 1948 г. По соглашению о перемирии от 27 июля 1953 г. Северную и Южную Корею разделяет военно-демаркационная линия. Это соглашение положило конец Корейской войне (1950-1953), в которой Северную Корею поддерживал СССР, а Южную — США. Южная Корея — республика с президентской формой правления. Президент избирается населением страны на всеобщих выборах раз в 5 лет. На выборах 2002 г. победил кандидат от Демократической партии Но My Хен. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальным собранием. Годы правления президента Ли Сын Мана (1948-1960) и военных диктаторских режимов (1961-1987) стали трудным этапом в истории молодого южнокорейского государства. Это был период подавления гражданских прав и свобод, жесткого контроля и цензуры СМИ. В 1987 г. в стране начались реформы, направленные на демократизацию социально-политической жизни и либерализацию экономики. С 1960 г. в Южной Корее активно идет процесс экономического роста и интеграции в современную высокотехнологичную мировую экономику. Если сорок лет назад душевой ВВП был сопоставим с беднейшими странами Африки и Азии, то сегодня этот показатель в 18 раз выше, чем в Северной Корее, и достиг уровня многих развитых стран ЕС, составив в 2003 г. 17 800 долл. (по паритету покупательной способности). Экономические реформы конца 1980 г. были успешными благодаря тесному взаимодействию властей с бизнесом, включая кредитную политику, ограничения на импорт, государственную поддержку ряда отраслей и быстрое развитие рынка труда. Однако впоследствии на темпах развития страны сказался азиатский финансовый кризис (1997-1998). В результате предпринятых правительством антикризисных мер к середине 2000 г. в экономике упрочилась тенденция к экономическому росту. Приоритетными направлениями современной внешнеполитической деятельности правительства являются формирование условий для мирного сосуществования и экономического сотрудничества двух корейских государств («политика солнечного тепла»), развитие национальной экономики на основе принципов открытого рынка, активное участие в глобализации при государственной поддержке южнокорейских экспортеров. Крупный частный бизнес исторически сложился в виде семейно-клано-вых финансово-промышленных групп — так называемых чеболей. Крупнейшие из них хорошо известны во всем мире: это компании, специализирующиеся в области передовых высокотехнологичных производств, включая информационно-телекоммуникационные технологии, — Samsung Electronics, LG, Hyundai Motor Company, Daewoo Corporation и др. Так же как и для других стран региона, например Японии, для южнокорейской культуры ведения бизнеса характерна высокая степень закрытости деловой информации по сравнению со стандартами, принятыми в странах Запада. Недостаточная прозрачность экономики, а также неразвитость существующих механизмов регулирования фондового рынка и кредитной системы — причины невысокого доверия к южнокорейским компаниям на внешнем рынке. Отсутствие прозрачности затрудняет выявление взаимосвязей между чеболями и крупнейшими ме-диакомпаниями страны. Законодательство о СМИ Права на свободу слова и свободу прессы гарантированы ст. 21 Конституции. Развитие законодательства в сфере СМИ осуществлялось в русле либеральных демократических реформ и сегодня в значительной степени соответствует международным нормам. Лицензирование и функционирование СМИ осуществляются в соответствии с Законом о регистрации периодических изданий для печатных СМИ и Законом о вещании (несколько редакций) для ТВ и радиокомпаний. В печатных СМИ не существует никаких законодательных ограничений на владение, за исключением ограничений на иностранный капитал, который может составлять в газетах до 30%, а в других периодических изданиях и журналах — 50%. В отличие от правовых норм, действующих в развитых западных странах, южнокорейский рынок прессы характеризуется отсутствием прозрачности в вопросах владения, наличия аффилированных структур и партнерства: не существует никаких правил или законов, принуждающих медиакомпании публиковать информацию о собственной структуре капиталов и владельцах. Также в сфере печатных СМИ отсутствует антимонопольное законодательство, которое могло бы ограничивать концентрацию ежедневной прессы. В соответствии с Законом о вещании (редакция 2002 г.) наземное вешание остается закрытым для иностранных инвестиций. Также существуют ограничения для корейских собственников: одна компания не может владеть более чем 30% акций наземного оператора. Владельцам газетных изданий и основных промышленных групп — чеболей — запрещено приобретать в собственность и управлять универсальными и новостными телеканалами, а политическим партиям — телекомпанию. Телевизионные каналы KBS-1, KBS-2n EBS, являясь общественной ценностью, подлежат обязательной ретрансляции со стороны кабельных и спутниковых операторов. Закон наложил ограничения на перекрестное владение: оператор наземного вещания не имеет право владеть кабельным оператором и, наоборот, оператор наземного вещания может иметь не более 33% акций спутникового оператора, спутниковый оператор — не более 33% кабельного оператора и т.д. В законе определены ограничения на производство иностранного программного продукта и ретрансляцию иностранных каналов в корейских наземных, кабельных и спутниковых каналах распространения. Инвестиции крупных национальных промышленных групп, газетных изданий и иностранных компаний в спутниковые и кабельные операторы и программных производителей были ограничены 33% (исключая универсальные и новостные каналы). Однако поправки к Закону о вещании, принятые в 2004 г., сняли ограничения в секторе кабельного ТВ для крупного местного капитала и владельцев газет и подняли планку до 49% для иностранного. Также поправки от 2004 г. более четко, чем предыдущий закон, определили юридическую основу для функционирования компаний, предоставляющих вещание в формате DMB (Digital Multimedia Broadcasting) — передача звука, данных и видео на мобильные устройства. За лицензирование прессы отвечает Министерство культуры и туризма. Регулирование телевешания осуществляется Корейской вещательной комиссией (Korean Broadcasting Commission, KBC). Во главе корейских ИКТ стоит Министерство информации и коммуникации.
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА Активный экономический рост, начавшийся в конце 1980-х гг., способствовал формированию развитых потребительского и рекламного рынков. Южнокорейский рекламный рынок входит в список 10 самых крупных рынков рекламы в мире. В 2003 г. он оценивался в 6,7 млрд долл. США, что составило 1,12% ВВП страны. Показатель объема рекламных затрат на душу населения превысил 140 долл. Южнокорейский потребительский рынок имеет ряд отличий от рынков других азиатских государств и стран Запада. Корейцы достигают финансовой независимости и делают крупные покупки, включая товары длительного пользования, позже своих ровесников из других стран. Традиционно в период учебы в высших учебных заведениях и в первые годы после образования новой семьи корейцы продолжают получать поддержку и испытывать влияние со стороны родительских семей, в значительной степени определяющих потребительские предпочтения молодых корейцев. Другой отличительной чертой корейского потребительского рынка является его консервативность. Корейские потребители испытывают недоверие к международным и западным торговым маркам и предпочитают приобретать продукцию национальных производителей. По этой причине список крупнейших южнокорейских рекламодателей традиционно возглавляют национальные компании. В 1991 г. корейский рекламный рынок был полностью открыт для иностранных инвестиций: доля иностранного капитала в рекламной компании может составлять 100%. С этого момента на рекламном рынке появилось много совместных предприятий, образованных местными компаниями и крупнейшими зарубежными рекламными агентствами, а также открылись полностью иностранные рекламные агентства (У. Walter Thompson и др.). Активность международных, в том числе совместных компаний после азиатского финансового кризиса привела к тому, что в настоящее время они контролируют более 50% корейского рекламного рынка. Сегодня на рекламном рынке Южной Кореи представлены все ведущие мировые рекламные агентства. Крупнейшими рекламными агентствами республики являются Cheil Communications Inc., LGAd Inc., TBWA Korea, Daehong Communications Inc., Diamond Ad Ltd., Phoenix Communications, JWT Adventure Co., Ltd., Welcomm Inc. и др. Корейский рынок телевизионной рекламы контролируется правительством через государственную Корейскую корпорацию рекламы в телерадиовещании, основанную в 1981 г. Все рекламные агентства, работающие на вещательном рынке, регистрируются в этой корпорации. Если в апреле 2001 г. в ней было зарегистрировано более 200 корейских и иностранных рекламных агентств, то в январе 2005 г. число агентств превысило 7 тыс. На рынке рекламы большое значение имеет членство в Корейском бюро по аудиту тиражей печатных СМИ. На 17 рекламных агентств-членов бюро в 2000 г. приходилось более 50% всей рекламы страны, при этом более 80% газетной рекламы размещалось в печатных изданиях, зарегистрированных в Бюро по аудиту тиражей. Крупнейшим сектором рекламного рынка продолжают оставаться печатные СМИ: в 2003 г. на долю газет приходилось 41,2% всей рекламы, на долю журналов — 4,3%. Второе место на рекламном рынке удерживает ТВ — 37%. Реклама на радио составила 3,9%, Интернет привлек 2,4% рекламного рынка, наружная реклама — 11,3%. В 2004 г. в список наиболее рекламируемых категорий входили сектор услуг, ИКТ, услуги в области образования и повышения благосостояния, компании, специализирующиеся на строительстве и недвижимости, сектор финансовых, инвестиционных и страховых услуг и др. Крупнейшими рекламодателями являются ведущие национальные промышленные группы и высокотехнологичные компании, специализирующиеся в том числе в области ИКТ1: Samsung Electronics, LG, КТ, KTF, Hyundai Motor Company, Kia Motors, Daewoo Corporation, SK Telecom.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ История корейской прессы насчитывает более ста лет — первая сеульская газета «Тоннип синмун» вышла в 1896 г. Миновав эпоху авторитарных режимов и военных диктатур, печатные СМИ Южной Кореи стали динамично развиваться с началом демократических преобразований социально-политической жизни в стране в 1987 г. В 1988 г. число ежедневных и еженедельных изданий впервые более чем удвоилось по сравнению с предыдущими годами. Многие газеты, например, ведущие национальные издания — «Чосон ильбо» и «Тона ильбо» — имели ежегодную прибыль в десятки миллионов долларов. Рост печатного рынка прервался усиливающимися экономическими трудностями, которые начали испытывать медиакомпании во второй половине 1990-х гг. из-за азиатского финансового кризиса. Печатные СМИ столкнулись с резким падением рекламных доходов и растущими производственными издержками. В 1999 г. общее число зарегистрированных печатных изданий сократилось по сравнению с 1995 г. почти на 40%, а число ежедневных газет — на 25%. В конце 2003 г. число зарегистрированных печатных изданий в Южной Корее составляло более 7 тыс. В том числе печаталось 124 ежедневные газеты, 2447 еженедельных и 2652 ежемесячных издания. В число 124 ежедневных газет входят 60 региональных изданий, 10 — национальных, 7 — экономических, 3 — на иностранных языках, 5 — спортивных. Доступных сведений о концернах СМИ не имеется.
Точные данные по совокупному тиражу корейской прессы отсутствуют, так как большинство газет не раскрывают данные о собственных тиражах. Однако, по подсчетам Национального статистического управления, в 2002 г. в стране на 1000 чел. приходилось 394 экз. газет. В соответствии с этими данными Южная Корея входит в первую десятку стран мира по совокупным тиражам печатных СМИ. В 1989 г. было основано Корейское бюро по аудиту тиражей. Бюро проводит проверку соответствия распространения газет и журналов официальным отчетам редакций этих изданий о собственных тиражах. Данные проверки бюро публикуются ежегодно. В середине 2002 г. бюро проверило 117 изданий. Основными источниками доходов в печатных СМИ являются поступления от рекламы и подписки. Соотношение рекламных доходов к Доходам от подписки составляет 90—80 к 10-20, что демонстрирует всецелую зависимость газет от рекламных доходов. В 2003 г. совокупные рекламные доходы газет составили 2,8 млрд долл. Большинство газет имеют собственные системы доставки изданий подписчикам. Доставка прессы на дом составляет более 90% продаж, вто время как свободная продажа через газетные стойки (киоски) — менее 10%. Стоимость ежемесячной подписки на национальные газеты одинакова и составляет 10 долл. В уличной продаже национальные газеты реализуются по 40 американских центов за экземпляр. В сравнении с иностранной прессой, продаваемой в Южной Корее, местные газеты стоят дешево. <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|