Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
Процессы конвергенции, широкое распространение в СМИ цифровых технологий, либерализация телекоммуникационного рынка привели к существенному росту каналов распространения медиасодержания и предложения сопутствующих услуг. Теперь при изучении принципов функционирования медиаиндустрии необходимо знакомство с телефонными и компьютерными компаниями, а также представление об условиях доступа массового потребителя к стационарной и мобильной связи, к персональным компьютерам и Всемирной паутине. Расходы на информационные и коммуникационные технологии в США стабильно растут и в 2003 г., по данным Всемирного банка, составили 8,8% ВВП, или 3309 долл. на душу населения. Уже в 1970-х гг. бывший монопольный оператор АТ&Тпрактически завершил телефонизацию страны, с того времени основные показатели доступности стационарной телефонной связи меняются каждый год лишь на несколько процентов в ту или иную сторону. Справочник Statistical Abstract of the United States 2005 указывает, что в 2002 г. телефон имелся в 95,5% американских домохозяйств, было проложено более 180 млн телефонных линий, или 62 на 100 чел. Еще четверть века назад AT&T, а затем образованные после ее раздела локальные операторы начали предлагать своим абонентам простейшие информационные сервисы, превратившись в конкурентов местной прессы. А после того, как в конце XX в. они, перейдя на оптоволоконный кабель, в несколько раз увеличили пропускную способность своей инфрастуктуры, телефонные компании превратились в полноценную «последнюю милю», способную не только передавать огромные объемы данных для корпоративных клиентов, но и Доставлять телевизионный сигнал, видео, музыку и другие программы Прямо в дома простых потребителей, играя на поле кабельных и спутниковых провайдеров.
В развитии дополнительных услуг и медийных сервисов для своих абонентов мобильные операторы США совсем недавно еще несколько отставали от коллег из Европы и Азии, но очень быстро и этот рынок насыщается технологиями и предложениями. Распространение мобильной связи уже практически превзошло распространение стационарной, в конце 2004 г. было зарегистрировано почти 185 млн подключений (более 60 на 100 жителей). Таким образом, совокупный охват телефонной связью, позволяющий предлагать программный продукт и услуги как дома, так и вне его, составляет уже почти 370 индивидуальных каналов, или 123 на 100 чел. Практически сразу после появления персональных компьютеров от IBM в 1981 г. и от Apple в 1984 г. начали создаваться различные проекты информационного обслуживания отдельных клиентов на основе компьютерных сетей. Вначале это были службы видеотекста и простейшие сетевые компании, наподобие AOL, с 1993—1995 гг. им на смену пришли ресурсы, размещенные в сегменте World Wide Web, наиболее массовом в Интернете. Постоянное удешевление, минимизация и упрощение компьютеров привели к резкому росту их распространения, и теперь их количество в США приближается к 200 млн (66 на 100 жителей), а количество домохозяйств, установивших компьютер, перевалило за 60% еще в 2003 г. Последнее чрезвычайно важно для развития медиасектора в Интернете, ведь его продукт рассчитан в большей степени на потребление в свободное время. Уже в 2002 г. опрос Pew Internet and American Life Project показал, что 36% американцев пользовались Интернетом преимущественно дома, 34% — дома и на работе, 10% — дома и в другом месте кроме работы, 8% — дома, на работе и в другом месте и лишь 7% — только на работе. К середине 2005 г. в США насчитывалось около 200 млн пользователей Интернета, аудитория активных (выходивших в Сеть хотя бы раз за календарный месяц) пользователей составляла 150-160 млн в зависимости от сезона, к Сети было подключено 77,5 млн (68%) домохозяйств, из них широкополосных подключений 43 млн (55%).
Одним из переломных моментов для массового Интернета стал июль 2004 г., когда широкополосный доступ из дома впервые обошел по распространенности коммутируемый (51% на 49%), ведь широкополосные пользователи проводят в Сети больше времени, скачивают более объемные файлы, больше тратят на электронную коммерцию. Сегодня подписаться на широкополосный Интернет может потенциально любой желающий, ведь и телефонные, и кабельные линии, проложенные практически в каждый дом, обладают высокой пропускной способностью. Крупнейшим среди почти 7000 американских провайдеров доступа к Интернету остается America Online, чья империя была изначально построена на огромной коммутируемой абонентской базе. Однако в последнее время кабельные и телефонные гиганты смещают AOL и ее прежних конкурентов с лидирующих позиций. Специальные модемы кабельных компаний пока более распространены, чем технология aDSL, используемая телефонными операторами: сейчас у них, по данным Jupiter Research, 26 и 16 млн клиентов соответственно. В 2004 г. доход от предоставления широкополосного доступа составил около 14 млрд долл., или более половины от 25 млрд долл., заплаченных потребителями за выход во Всемирную сеть.
Крупнейшие интернет-провайдеры (весна 2005)
Онлайновые СМИ После финансового кризиса 2000—2001 гг. и краха ожиданий первого периода коммерческой деятельности в Интернете американский сегмент Сети достаточно быстро восстановился и сегодня демонстрирует высокие темпы экономического развития. В 2004 г. оборот продажи доступа к Сети, онлайновой рекламы, интерактивного контента составил, по данным Veronis Suhler Stevenson, около 37 млрд долл. Рекламный интернет-рынок за несколько лет пережил существенную структурную перестройку и в 2004 г. вырос на 33% (с 7,3 млрд долл. в 2003 г. до 9,6 млрд в 2004 г.). В отличие от конца 1990-х гг. сегодняшний рост обеспечивается за счет местной рекламы, контекстных программ, кампаний ведущих офлайновых рекламодателей.
Развитие широкополосного доступа увеличило долю мультимедийного контента, теперь через Сеть можно получать практически все те медиапро-Дукты и услуги, которые прежде требовали обращения к иным источникам и носителям. В 2004 г. плата за онлайновый контент выросла до 1,8 млрд Долл., и это не считая продаж огромного количества специализированных видеоресурсов. Ведущими медиасайтами по доходу от продажи содержания остаются yahoo.com, real.com, match.com, classmates.com и wsj.com.
Ведущие новостные сайты (май 2005)
Большая часть трафика и доходов от новостной и развлекательной деятельности в американском сегменте Интернета контролируется ведущими издательскими, технологическими и мультимедийными компаниями, однако даже среди лидеров есть представители сектора, состоящего из предприятий, чей бизнес строится в большей степени на сетевой технологической платформе.
Ведущие компании по интернет-трафику
ФИНЛЯНДИЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ По занимаемой площади (338 145 км2) Финляндия — пятое в Европе государство, граничащее с Россией (протяженность границы 1269 км), Норвегией (716 км) и Швецией (586 км). Столица — Хельсинки. Финляндия (5,2 млн чел.) отличается низкой средней плотностью населения — 16,5 чел. на км3. В южной части страны, на побережье Балтийского моря, плотность населения наивысшая — 120 чел. на км2, здесь проживает более 53% всего населения. Наименее заселена Лапландия — 2-3 чел. на км3. В стране 2397 домохозяйств. Русскоязычные финны составляют третью по величине этническую и лингвистическую общность Финляндии — 33 401 чел., хотя официально не признаны национальным меньшинством. В стране проживает коренное этническое меньшинство — саамы (1720 чел., более 90% на севере, в Лапландии). Страна разделена на 12 губерний и 460 самоуправляемых коммун.
Официальные языки Финляндии — финский, его считают родным 94% населения страны, и шведский (родной для 6% населения, 290 2512 чел.). Денежная единица — евро (с 2002 г.). Финляндия — парламентская республика. Ее глава — президент, выбираемый всеобщим голосованием. В настоящее время впервые в истории страны эту должность занимает женщина Тарья Халонен (до выборов член социал-демократической партии). Крупнейшие партии — социал-демократическая, партия Центра, аграрная, шведская, зеленых. Финляндия — член Европейского союза. До 1809 г. Финляндия входила в состав Швеции, но в результате наполеоновских войн была присоединена к Российской империи, сохранив при этом значительную долю независимости (собственная конституция, валюта, армия, с 1865 г. — Парламент). Финский язык был уравнен в правах со шведским только в 1902 г. Финские женщины первыми в мире получили равные избирательные права с мужчинами. С 1917 г. Финляндия — самостоятельное государство. Экономически Финляндия — типичная постиндустриальная страна. Сейчас в сфере обслуживания занято 58% работающих, в промышленности — 33%, в сельском и лесном хозяйстве — 9%. 70% земли Финляндии занимают леса, поэтому в экономике лесообработка и бумажная промышленность играют значительную роль (19,5% экспорта). Развитие промышленности и торговли достигло наивысшего уровня в столице страны Хельсинки (более 500 тыс. чел. с пригородами). Крупные индустриальные центры — Тампере (175 тыс. чел.) и историческая столица, центр шведскоязычной культуры Турку (160 тыс. чел.). В начале 2000-х гг. ВНП страны составлял около 152,2 млрд долл. В 2004 г. в результате увеличения инвестиций и повышения уровня потребления его рост достиг 3,7%, что выше средних показателей для ЕС. На долю сельского и лесного хозяйства приходится 4%, промышленности и строительства — 33%, общественного и частного обслуживания и сферу услуг — 63%. ВВП надушу населения (начало 2000-х гг.) составлял 27 901 долл. Темпы роста национальной экономики в последние годы ежегодно превышали 5%. Объем экспорта стабильно растет с начала 2000-х гг. Государственные расходы на исследования составляют 3,1% от ВВП страны: по этому показателю Финляндия является одной из самых передовых стран мира. Уровень безработицы — 7,7% от общего числа работоспособного населения, уровень инфляции весьма низок — 0,2%. Финляндия известна как одно из наиболее успешных государств всеобщего благоденствия, где сглажены социальные противоречия и развита система социальной защиты населения (бесплатное образование и здравоохранение, государственная поддержка неблагополучных слоев). В течение нескольких последних лет Финляндия стабильно занимает первое место в списке самых конкурентоспособных экономик мира, опережая США. В мировом рейтинге наименее коррумпированных экономик страна также занимает высшую позицию.
Законодательство СМИ В основе регулирования СМИ лежит Конституция страны, которая в 1919 г. провозгласила принцип свободы слова в качестве важнейшей конституционной свободы. В апреле 2002 г. Министерство юстиции внесло проект, а правительство одобрило закон, корректирующий законодательство о свободе слова. Этим документом Финляндия одной из первых в Европе установила ответственность провайдеров за передаваемый ими онлайновый контент. Важнейшими сферами регулирования масс-медиа являются электронные СМИ, система общественных субсидий прессе, налогообложение предприятий СМИ. В стране не существует ни антимонопольного законодательства, ни ограничений на иностранную собственность в ме-Диаиндустрии. Регулирование в сфере аудиовизуальных аналоговых СМИ базируется на законах о телерадиовещательной деятельности и о телера-диофонде (1999), а также на законе о радио (2002). Основное направление развития законодательства — учет процесса конвергенции СМИ и стремление унифицировать регулирование для разных секторов медиа-системы. Выдача лицензий на вещание находится в сфере ответственности правительства, которое также утверждает размер абонентской платы зрителей за общественное телерадиовещание. Система общественных субсидий прессе была создана в 1960-е гг. для того, чтобы поддержать газеты политических партий и заведомо неприбыльные, но социально значимые издания в целях сохранения многопартийности, разнообразия содержания и определенного уровня политической культуры. Сегодня печатные СМИ получают субсидии: в форме целевых правительственных грантов, как органы политических партий, избранных в парламент, и как «газеты мнений» или издания культурной направленности. Важная тенденция последних лет в медиаполитике финского государства — дерегулирование. Она проявляется в сокращении системы государственных субсидий прессе и постепенном ослаблении экономических обязательств коммерческих телеканалов перед общественным вещателем YIeisradio, что традиционно было ключевыми чертами финской медиаполитики. МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА В 2003 г. общий оборот финского медиарынка составлял 3,9 млрд долл. Основную часть медиаиндустрии формирует сектор так называемых графических коммуникаций, к которым финские экономисты относят газеты, журналы, книги, различные виды печатной рекламы. На долю этого сектора приходилось около 72% всего оборота медиаиндустрии. Доля электронных СМИ — телевидения, радио, онлайновых информационных служб — составляла 20% оборота, доля медианосителей, выпущенных записывающими индустриями (аудио- и видеокассеты, CD-ROM, DVD), - 9%.
Структура индустрии СМИ (2004)
Рынок рекламы в Финляндии в 2003 г. составлял почти 1,2 млн долл. В 2004 г. объем рекламы в СМИ вырос на 6,5%.
Структура рынка рекламы (2004)
Основные рекламодатели финских СМИ существенно отличаются в зависимости от типа масс-медиа. На телевидении доминируют глобальные и общенациональные бренды (2003) — Unilever (3,7% общего времени рекламы), Coca-Cola (2,0%), Hartwall (финские прохладительные напитки, 2,0%), Procter & Gamble (1,9%), McDonald's (1,8%), Valio (продукты питания, 1,8%), L'Oreal (1,7%), Sonera (телефония, 1,5%), Masterfoods (1,4%), Dressmen (финская сеть магазинов мужской одежды, 1,4%). Основные типы рекламируемых товаров — продукты питания, торговые марки, развлечения, косметика, телекоммуникационные услуги, автомобили. В печатных СМИ на первое место выходят финские компании. Ежедневно финны смотрят телевидение в течение 207 мин {это не самый высокий показатель для стран Западной Европы), слушают радио 169 мин., читают ежедневные газеты 48 мин, журналы — 33 мин, пользуются Интернетом — 33 мин, читают книги — 29 мин, слушают музыкальные записи 18 мин, смотрят видео или DVD — 11 мин, читают бесплатные газеты — 11 мин, потребляют прямую рекламу — 2 мин. Несмотря на разницу во времени, которое отводится различным СМИ, приоритеты финской аудитории СМИ находятся на стороне печатных масс-медиа.
Отношение аудитории к СМИ
Концерны По европейским масштабам финские медиакорпорации сравнительно невелики, однако уровень концентрации финской медиаиндустрии весьма высок, постоянно повышаясь с начала 1990-х гг. Газетный рынок Финляндии характеризуется стабильным процессом концентрации собственности в руках нескольких крупных компаний, особенно на региональном уровне. За период с 1990 г. в стране выросло число газет, находящихся в собственности цепей: их общее число в Финляндии — 22 (2004), они издают 40 ежедневных и 90 неежедневных газет. Сами цепи сравнительно небольшие, только три из них владеют более чем 10 газетами. За этими данными стоит общая тенденция к укрупнению газетных компаний. В 2004 г. на долю двух ведущих газетных компаний — SanomaWSOYw Alma Media — приходилось 56% совокупного национального тиража (в 1980 г. на долю четырех ведущих компаний - всего лишь 31%). SanomaWSOY издает 6 газет тиражом около 770 тыс. экз. (34% общенационального тиража), Alma Media — 10 газет тиражом 505 тыс. экз. (22%). На рынке ежедневных газет доминируют 5 цепей: кроме двух упомянутых в их число входят еще компании Keskisuomalainen (г. Ювяскюля, 22 газеты, 8% общенационального тиража), Turun sanomat group (г. Турку, 5 газет, 5% общенационального тиража) и llkka group (г. Сей-найоки, 7 газет; 3% общенационального тиража). Эти пять цепей контролируют более половины газетного тиража Финляндии. Ведущие газетные компании не просто становятся масштабнее по объему производства. Они превращаются в мультимедийные предприятия, производящие контент в самых разных медиаформах — газетной, журнальной, радио- или телевизионной, онлайновой. Одновременно с этим происходит другой процесс — выход медиакапитала стран Северной Европы на рынки соседних стран. Так, шведский концерн Бонньеров в 2005 г. стал крупнейшим игроком на рынке коммерческого телевидения Финляндии, приобретя в собственность все аудиовизуальные активы Alma Media, a финская SanomaWSOY завоевала позицию крупнейшего иностранного владельца российских СМИ: в 2005 г. компания купила ведущего издателя иностранных лицензионных журналов — Independent Media. Крупнейшие концерны СМИ Финляндии — это предприятия, образованные в результате диагональной концентрации. Они действуют сразу в нескольких секторах медиаиндустрии, причем лидеры — SanomaWSOY и Alma Media — присутствуют практических во всех сегментах медиа-рынка. Однако на фоне ведущих предприятий европейской медиаиндустрии финские концерны СМИ выглядят скромно. Так, оборот капитала ведущего медиаконцерна SanomaWSOY уступает обороту известной финской компании — телекоммуникационного гиганта Nokia — более чем в двадцать раз. Правда, Nokia уже давно перешла национальные границы, превратившись в транснациональную корпорацию. Сравнение с ней SanomaWSOYnoKaszTeflbHO еще и потому, что подчеркивает преимущественно национальный характер владельцев финских медиапредприятий.
Основные сферы деятельности ведущих медиакомпаний
Концерн SanomaWSOY — самое крупное медиапредприятие Финляндии и при этом самый крупный налогоплательщик страны на протяжении последнего десятилетия. Оборот капитала — 2476 млн долл. (2002). В сегодняшнем виде концерн существует с 1999 г. после слияния крупнейшего в Финляндии газетного издателя Sanoma, ведущего книжного издательства WSOYw второй по величине журнальной компании Helsinki Media, владевшей также контрольным пакетом коммерческого вещателя Nelonen. Новая компания получила название SanomaWSOY, Летом 2001 г. дочерняя компания SanomaWSOY приобрела акции СЮ, подразделения потребительских журналов голландского концерна VNU, став первым по обороту капитала медиапредприятием Северной Европы и пятым по величине издателем потребительских журналов Европы. В 2004 г. концерн приобрел бесплатную газету Uutislehti 100, второе по уровню распространения издание подобного формата в Хельсинки, проявив свой интерес к быстро развивающемуся сегменту газетного рынка. Концерн включает в себя несколько подразделений, которые действуют в различных секторах медиаиндустрии. Газетное подразделение SanomaWSOY издает крупнейшие в стране ежедневные газеты — утреннюю Helsingin sanomat, вечерний таблоид llta-sanomat и деловой таблоид Talouselama. На долю Helsingin sanomat u llta sanomat приходится 29% общенационального газетного тиража; практически в каждой финской семье читают общенациональные газеты концерна. С начала 2000-х гг. компания — мажоритарный владелец цепи региональных и местных газет в Юго-Восточной Финляндии, что дало ей контроль над 25% общенационального газетного тиража. Концерну принадлежит 25% акций санкт-петербургской газеты «Смена». Журнальное подразделение концерна SanomaWSOY следует избранной в последние годы стратегии интернационализации бизнеса. В настоящее время оно выпускает 232 журнала в 9 странах Европы, в том числе и в России. В состав концерна также входит крупнейшее в Финляндии издательство Werner Soderstrom OY, выпускающее значительную долю финской книжной продукции (в 2003 г. — 714 книг). На аудиовизуальном рынке концерн представлен дочерней компанией Nelonen TV (четвертый коммерческий канал общенационального телевидения). SanomaWSOY также принадлежит ряд подразделений в сфере новых СМИ, компания ведет многочисленные интернет-проекты. SanomaWSOY можно назвать мультимедийным предприятиям: в его составе подразделения, действующие во всех секторах СМИ. Alma Media — вторая по величине медиакомпания Финляндии, образовавшаяся в 1997 г. в результате слияния газетно-издательской группы Aamulehti, издававшей вторую по тиражу финскую газету для региона Тампере, и коммерческого вещателя Mainos-TV, созданного в 1957 г. Крупнейшим иностранным собственником концерна являлась ведущая шведская медиагруппа Bonniers АВ, оборот капитала составлял 465 млн евро (2004). Однако, приняв решение продать акции аудиовизуального подразделения шведским партнерам, Alma Media вернулась к исторически привычной сфере деятельности — печатным СМИ. В настоящее время Alma Media издает третью по тиражу в Финляндии региональную Aamulehti, национальную деловую Kauppalehii, таблоид lltalehti. Компания является полным владельцем или мажоритарным акционером в 33 изданиях, в том числе 9 ежедневных. В начале 2000-х гг. на ее долю приходилось 17% общего тиража финской прессы (приблизительно 500 тыс. экз.), который читали около 2 млн чел. В составе Alma Media сегодня; издательское подразделение, осуществляющее выпуск ежедневных и региональных газет — Kauppalehti, lltalehti, Satakunnan kansa, Aamulehti, Lapin Kansa, Pohjolan sanomat, Kainuun sanomat, а также многочисленных местных, городских и потребительских изданий; группа, обеспечивающая деятельность агентства деловой информации Baltic News Service, которое имеет отделения в странах Балтии, а также оказывающее консалтинговые услуги; подразделения, отвечающие за управления миноритарными пакетами акций в типографском бизнесе, компаниях немедийного профиля; службы классифицированной рекламы в Финляндии и Эстонии, информационные системы. Yleisradioradio (Yle). Эту компанию часто называют «третьим китом», На котором стоит финская медиаиндустрия. Это третья по величине Финская медиакомпания. По числу работающих она — одна из самых крупных в Финляндии — 3600 чел. На 99,9% Yle принадлежит финскому государству и управляется Административным советом, состав которого (21 чел.) утверждается парламентом страны. Он же выбирает генерального директора компании. В настоящее время его обязанности исполняет Мика-ел Юнгнер (с 2005 г.). Административный совет также дает предложения по объему абонентской платы для зрителей, которая утверждаются правитель. ством. С 2005 по 2007 г, она составляет 271 долл. Через государственный телерадиофонд У/е финансируется из трех источников — за счет абонентской платы зрителей (в настоящее время почти 90% доходов), операционной лицензионной платы (около 5%) ц других источников, таких как реализация программ, продажа авторских прав (5%). В данной структуре наиболее нетипичным для медиаиндуст-рии источником прибыли является «операционная лицензионная плата», которая, согласно положению о государственном телерадиофонде, высчитывается пропорционально доходам от рекламы с коммерческих телеканалов. Они платят своего рода «общественный налог» в бюджет общественного вещателя — фиксированный процент отчислений со своих рекламных доходов. Компания не имеет права транслировать рекламу и спонсорские программы. Оборот капитала компании в 2005 г, составил 487 млн долл., а прирост за счет увеличения абонентской платы составил 8,8%. По данным теле радиофонда, в 2005 г. ее собрали с 2 005 185 домохозяйств (падение по сравнению с 2004 г. составило 11 568 домов). Однако операционная лицензионная плата сократилась за год на 1,4 млн долл., что связано с постепенным уменьшением ее доли в бюджете YIe. До 2005 г. компании также принадлежало 10% акций трансляционной сети Digita OY, которые в 2005 г. было решено продать владельцу основного пакета акций —< французской компании Telediffusion de France. Последняя с 2001 г. равными долями уже выкупила 90% акций сети. Bonniers АВ до 2005 г. была одним из крупных акционеров регионарной медиагруппы Alma Media, которой наряду с печатными СМИ принял- I лежал самый большой в Финляндии канал коммерческого ТВ — MTV3 (MainosTV), быстро растущий цифровой кабельный канал SubTVn коммер- -ческая радиостанция Radio Nova. В январе 2005 п концерн Бонньеров — по согласованию с финскими акционерами — полностью выкупил у Alma Media активы его электронных СМИ. Одной из причин сделки было нежелание уступить старейший в Скандинавии канал коммерческого ТВ норвежской компании Schibsted, которая стремилась купить аудиовизуальные активы Alma Media. Второй причиной стала стратегия Alma Media к возвращению в традиционную для себя сферу печатных СМИ и ухода от транснациональной собственности. Оборот капитала концерна в 2002 г. — 1704 млн долл. Hufvudstadsbladet — небольшая по обороту и масштабам деятельно- I сти газетная компания, но она относится к числу ведущих финских медиа- 1 предприятий, поскольку контролирует 44% газетного тиража финских и шведскоязычных газет. При этом существенную часть бюджета компании составляют целевые дотации финского государства. Компания издает самую крупную финскую газету на шведском языке Hufvudstadsbladet, перешедшую в 2004 г. на таблоидный формат и изменившую название, а также региональные газеты Borgabladet (г. Порво, в 2005 г. государственная целевая субсидия составляла 65 131 долл.), Osterbottningen (г. Коккола, целевая субсидия — 65 131 долл.) и Ostra Nyland(r. Ловииса, целевая субсидия — 32 566 долл.).
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Финляндия — страна печатных СМИ. Здесь выходит 200 газет, 320 журналов общего интереса, 2100 специализированных и корпоративных журналов. Не в последнюю очередь такое положение объясняется структурой экономики: Финляндия — одна из ведущих стран мира, производящих бумагу. В структуре ее экспорта лес и бумага занимают 19,5%. На внутреннем рынке бумага и печатные услуги, а также цены на газеты и журналы сравнительно невысоки. Газеты В последние десятилетия Финляндия стабильно занимает лидирующие места в числе стран с наибольшим уровнем потребления газет — 522 экз. на 1000 чел. (2004). В Европейском союзе страна — лидер по числу газет на 1000 чел., в мире она занимает третье место после Японии и Норвегии. 80% финнов в возрасте от 12 до 69 лет ежедневно читают газеты, причем уровень доверия печатным СМИ наивысший: им доверяют полностью или почти полностью 84% финнов. Устойчивая популярность печатной прессы объясняет, почему газеты все еще главный рекламоноситель — 56% финской рекламы уходит на газетный рынок. Оборот прессы составляет 30% оборота всей финской медиаиндустрии. В бюджете газет доходы от рекламы в среднем составляют 56%. Особенность финского медиарынка — высокая доля подписки в структуре распространения. В доходах от реализации тиража преобладают доходы от подписки (43,6% общих доходов газет). Только 0,4% доходов поступают от розницы. Основная часть аудитории ежедневной прессы — 90% — выписывают свои издания более одного года. Несмотря на прочное положение в медиасистеме финских газет, их Количество медленно сокращается, отражая общую тенденцию на газетных рынках экономически устойчивых стран. В 2000 г. в стране издавалось 213 газет. В это число входили 55 ежедневных (выходящих от 4 д 7 раз в неделю) и 27 семидневных газет. В 2004 г. количество газетных изданий сократилось до 199 (закрылось 14 газет, сокращение на 6,6%), Из них 53 ежедневных (закрылось 2 газеты) и 29 семидневных газет. Около 150 газет выходят неежедневно, их общий тираж достигает 940 000 экз.щ средний тираж — 6400 экз. Средний бюджет финской газеты строится следующим образом: 30% расходов идет на производство {бумага, краска, типографские расходы.^ 27% — на редакционные затраты, 22% — на управление и маркетинговые расходы, 21% — на распространение. Общемировая тенденция снижения тиражей не обошла стороной и Финляндию; за 10 лет (1990-2000) общенациональный тираж сократился на 20%. Однако в начале XXI в. падение тиражей приостановилось: за 4 года с 2000 по 2004 г. газетный тираж уменьшился на 100 000 экз. (—1%) и составил 3,2 млн экз. Газетный рынок Финляндии в целом близок к насыщению и практически исчерпал возможности роста. Стабильность газетной индустрии связана с достижением оптимальной структуры рынка. Основные его] сегменты — общенациональные, выходящие в столице, региональные (иногда называемые также провинциальными, т.е. выходящими в центрах провинций), местные и специализированные газеты. Основу газет-J ной периодики составляют ежедневные региональные газеты на финском языке — 22 издания, доминирующие на своих географических рынках, в целом совпадающих с границами административных и экономических районов. Большинство этих изданий (20) старше 100 лет. На шведском языке выходит 13 газет, 9 — ежедневно. Общий тираж шведско-язычных газет составляет 155 000 экз. (4,8% общего газетного тиража).
Общенациональные газеты (2004)
Несмотря на наличие общенациональной прессы, региональные газеты доминируют на своих географических рынках и практически везде по уровню проникновения опережают столичную прессу, в том числе и лидера тиража — Helsingin sanomat. Список общенациональных и 10 самых крупных по тиражам ежедневных газет существенно различаются.
Ведущие газеты (2004)
Ежедневным газетам — как общенациональным, так и региональным — приходится бороться за читателей. Действенной мерой стала программа «Газета в школе», которая приучает школьников использовать газеты в ходе учебы для получения знаний о современном мире, помогает им лучше понимать сущность, функции и процесс создания печатных СМИ. Важные особенности газетного рынка Финляндии — это сохранение партийных изданий, выходящих сейчас в основном еженедельно, и стабильный рост в последние десятилетия вечерней прессы. Кризис партийных газет Финляндии начался после Второй мировой войны, когда большая часть газет, связанных с политическими партиями, провозгласили себя «неприсоединившимися». В настоящее время число последних составляет 95%, и это означает, что у многих партий, например Национальной коалиционной, уже на осталось печатных органов. Главная причина кризиса партийной печати — экономическая. В условиях сокращения популярности политические партии были не в состоянии финансировать в прежнем масштабе свои издания. Рекламодатели же, стремясь к широкому охвату потребителей на региональных рынках, оказались заинтересованы в таких рекламоносителях, которые бы поступали к читателям вне зависимости от политических пристрастий последних. Дотации прессе в странах Северной Европы достигли пика на рубеже 1980-1990-х гг., после чего их объемы начали сокращаться. В 1994 г. в Финляндии система дотаций была пересмотрена, отменены общие дотации, а оставшиеся, получившие статус общественных, были разделены на три основные категории, существующие до настоящего времени. Общий объем средств, выделяемых на поддержку прессы, значительно сократился, причем существенное сокращение — почти на 20% — пришлось на последние пять лет. В 2005 г. объем дотаций составлял 7943 тыс. долл. Вечерних газет в Финляндии две — это Ilta-sanomat и lltakhti. Они обе входят в первую десятку финского газетного рынка, обе выходят в похожем (таблоидном) формате, являясь «вторыми» газетами крупнейших финских медиаконцернов. Для финских вечерних газет характерен особый, облегченный стиль подачи информации, который не исключает обращения к серьезным темам политики, бизнеса, социальных вопросов. Этот симбиоз развлекательности и глубины дал название целому классу изданий в странах Северной Европы — квалоидам, качественным таблоидам. И Ilta-s
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|