Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ
Французский телекоммуникационный сектор долгое время находился под жестким контролем государства, во многих его сегментах действовала система государственной монополии в лице государственной компании France Telecom. Рудименты этой монополии сохранились и сегодня. Не всегда эффективное государственное управление, отсутствие или нехватка рыночных механизмов регулирования, наконец, специфические исторические особенности развития социальных практик привели к ситуации, которую часто характеризуют словосочетанием «феномен французского технологического отставания». Во всех сегментах телекоммуникаций, кроме, пожалуй, мобильной и фиксированной телефонии, Франция демонстрирует довольно скромные показатели по сравнению со своими ближайшими по уровню дохода на душу населения соседями — Германией и Великобританией. Широкому распространению стационарной телефонной связи в стране во многом способствовало выполнение государственного плана по ликвидации телефонного отставания, ставшего с 1970-х гг. одним из приоритетных для правительства. До 1970-х гг. плотность телефонов в стране была чрезвычайно низкой по сравнению с другими развитыми странами Европы. Правительство сделало колоссальные вложения в этот сектор, наделив государственными заказами крупные телекоммуникационные фирмы, при этом предлагая социально дотированные услуги населению. В результате в настоящий момент количество телефонных линий в стране составляет 566 на 1000 чел. Средний доход с одной телефонной линии составляет 938 долл. По данным многочисленных опросов и исследований, в настоящий момент 85-86% населения старше 18 лет имеют дома стационарное телефонное подключение. Необходимо заметить, что до 2001 г. все подписчики фиксированной телефонной связи были вынуждены прибегать к услугам единственного оператора — государственной компании France Telecom. С тех пор благодаря процессам либерализации и демонополизации рынка абоненты получили право выбирать поставщиков услуг телефонной связи самостоятельно, изменилась и структура самой France Telecom, которая была частично приватизирована. Однако компания по-прежнему владеет правом «последней мили» и осуществляет техническую эксплуатацию телефонных сетей в стране. В настоящее время говорить о полной демонополизации рынка пока не приходится. Из 86% пользователей телефонной связью 64% прибегают к услугам монополиста и лишь 19% смогли абсолютно точно подтвердить, что пользуются услугами альтернативных операторов. При этом 2% не знают, услугами какого оператора они пользуются.
Однако количество людей, являющихся подписчиками стационарной телефонной связи, из года в год падает. Если в 2000 г. лишь 10% населения не имели телефонного подключения дома, то в настоящий момент этот показатель составляет 15%. Это связано с ростом числа абонентов мобильной связи, количество которых составляет в настоящий момент 64% населения страны (696 аппаратов на 1000 чел.). Цифровые услуги мобильной связи (выход в Интернет через мобильный телефон и проверка электронной почты) пока развиты слабо. Лишь 8% пользователей используют мобильный телефон для выхода в Интернет и лишь 6% — для того, чтобы проверять электронную почту. Услугами обмена текстовыми сообщениями (SMS) через мобильный телефон пользуются 58% пользователей мобильной связи. 78% населения утверждают, что в их семье есть хотя бы один человек, имеющий мобильный телефон, а 56% опрошенных живут в семьях, где их более двух. По количеству персональных компьютеров Франция занимает скромное место в Европе. В июне 2004 г. процентный показатель наличия компьютеров достиг психологической отметки 50% населения (этот показатель в среднем на 10% ниже, чем в соседних Германии и Великобритании). Уровень оснащенности компьютерами среди подросткового населения в стране достигает, однако, 75%. Статистика свидетельствует, что разрыв в уровне оснащенности между обеспеченными и малообеспеченными семьями постепенно сокращается. В 2004 г. среди семей с низкими доходами зарегистрирован самый большой рост покупок этого вида техники (+4%). Однако на настоящий момент этот разрыв (так называемый «цифровой раскол») пока еще значителен. Если в семьях с доходом менее 900 евро {1065 долл.) в месяц уровень оснащенности составляет 30%, то в семьях с доходом выше 3100 евро (3670 долл.) — более 80%.
Оснащенность персональными компьютерами
По уровню интернет-плотности страна также отстает от соседей. Во многом отставание в этом секторе связано с тем, что Франция — одна из первых в мире создала развитую и действительно массовую видеотекст-систему Minitel, которая сочетала в себе некоторые услуги, характерные ныне для Интернета, такие как обмен сообщениями, справочник, форумы, возможность осуществления электронных покупок. И хотя по своим техническим характеристикам (таким, как скорость передачи данных, цветность и качество графики и т.д.) эта система, запушенная в 1980-х гг., не может сравниться с Интернетом (всего 1,2 кбит в с, простейшая текстовая графика с 16 цветами), она получила широкое рас-326 пространение в стране благодаря поддержанной правительством страны политике национального телефонного оператора (который затем стал называться France Telecom). В результате внедрение Интернета в стране изначально тормозилось из-за того, что население страны еще во многом было «приучено» к старой системе.
Поданным на 2003 г., показатель количества пользователей Интернета на 1000 жителей составлял 366 чел. (для сравнения, в Германии — 484,7, в Великобритании — 551). В 2004 г. 35% населения были подключены к Интернету из дома. В целом же количество пользователей Сети (включая тех, кто использует Интернет на работе и из общественных мест доступа) составляет 56% населения. В эту статистику включаются даже те, кто регулярно не пользуется Сетью, а лишь однажды или не регулярно обращались к ее услугам. Всего количество заключенных контрактов на подключение к Сети составляло в этот период 10 524 727. Доля низкоскоростных подключений (в основном посредством телефонной линии — так называемый dial-up) недавно опустилась ниже 50% и составляет в данный момент 45%. Среди скоростных подключений лидирует ADSL — 86,3% всех подключений. Далее следует кабельный доступ (11,17%). На спутниковый доступ приходится менее 1% подключений. Во Франции насчитывается 6 крупных провайдеров. Самым крупным на рынке является провайдер национального телефонного оператора France Telecom — компания Wanadoo. На рынке коммутируемого доступа (через телефонную линию) доля этого провайдера в настоящий момент сократилась и вплотную приблизилась к главному конкуренту — компании AOL.
Структура рынка коммутируемого доступа
Картина на рынке услуг скоростного доступа (прежде всего, ADSL) в настоящий момент несколько иная, так как здесь отчетливо прослеживается доминирующее положение Wanadoo, вероятно, связанное с монополией на так называемую «последнюю милю». На этом рынке доля Wanadoo составляет 48%, а далее со значительным отрывом следует Free с 17,3%.
В области кабельного и спутникового телевидения Франция также демонстрирует относительно низкие показатели. Так, показатель количества жилищ, подключенных к кабельному и спутниковому ТВ, едва превышает 6 млн с лучшим результатом в пользу спутниковой подписки (3,5 млн подписчиков против 2,4 млн подписчиков на кабельное ТВ), показатель количества кабельных подписчиков на 1000 чел. крайне низкий — всего 57,5 чел., для сравнения — в Германии этот показатель равен 250,8, а в некогда социалистической Польше 94. Онлайновые СМИ Статистика по рынку онлайнового контента во Франции пока еще довольно скудна. Однако имеются сертифицированные данные по посещаемости французских сайтов. Самая высокая посещаемость и наибольшее соотношение посетите-ли/посешения (что свидетельствует о постоянстве аудитории) наблюдается у интернет-сайта музыкальной радиостанции Skyrock и ежедневной газеты Le Monde.
ШВЕЦИЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Королевство Швеция — европейское государство, расположенное в юго-восточной части Скандинавского полуострова, общей площадью 450 тыс. км2. Столица — Стокгольм. Население — 10 млн чел. (2005). Густонаселенными являются центральная и южная часть страны, при этом 31% жителей проживают в трех мегаполисах — в Стокгольме, Гётеборге и Мальме. Два старейших культурных центра — университетские города Упсала и Лунд. В стране проживают представители многих этнических групп: тор-недальские финны и саамы — самые крупные национальные меньшинства. Государственный язык — шведский. Денежная единица — шведская крона. Государственный строй Швеции — конституционная монархия. Глава государства — король. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — риксдагу, избираемому сроком на четыре года. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Прирост ВВП в 2005 г. по сравнению с 2000 г. составил порядка 2,5%. В 2000 г. ВНП на душу населения оценивался в 30 770 долл. (по паритету покупательной способности). Крупнейшими секторами ВНП являются: услуги, промышленность, сельское хозяйство, лесная промышленность и рыболовство. Электроника, продукты машиностроения и фармацевтики относятся к самым прибыльным статьям шведского экспорта. Швеция демонстрирует устойчиво высокие экономические показатели. По итогам анализа конкурентноспособности и потенциалов роста Мировой экономический форум присудил стране третье место (после Финляндии и США) среди 104 экономик мира (2004). Швеция заняла второе место после Финляндии по внедрению инноваций и второе после Израиля по вложениям в НИОКР (2003). Швеция - член ЕС. Привлекательность страны для внешних инвесторов объясняется ее доступом одновременно к трем ключевым рынкам — Скандинавии, Балтийскому региону и странам Европы.
При составлении бюджета на 2006 г. правительство Швеции заложило порядка 86,8 млн долл. на «медиаполитику»: расходы этой статьи идут на поддержку свободы слова, независимости СМИ, широкого доступа к масс-медиа, на предотвращение распространения содержания, нарушающего права детей и молодежи. К бюджетным в Швеции относятся такие организации, как Совет по государственным субсидиям прессе, Совет по аудиогазетам для людей с нарушениями зрения, Управление по телерадиовещанию, Контрольная комиссия по телерадиовещанию, Государтвенное бюро кинемо-тографии, три компании общественного телерадиовещания — Sveriges Television AB, Sveriges Radio AB и Sveriges Utbildningsradio AB. Законодательство о СМИ В Швеции Постановление о свободе печати (1766) и Закон о свободе слова, регулирующий деятельность аудиовизуальных СМИ, входят в число четырех конституционных законов. Их классические параграфы утверждают запрет на цензуру, свободу учреждения органов СМИ, правило «'ответственного издателя/вещателя». Согласно Закону о свободе слова государство оставляет за собой право распределять частоты вещания, руководствуясь стремлением к плюрализму и свободе слова. В этом законе дается ссылка на отдельные правила лицензирования предприятий СМИ — в частности, на Закон о радио и ТВ (2002), регулирующий сферу общественного и коммерческого эфирного телевещания, радио малых некоммерческих организаций, кабельного ТВ и местного радиовещания, закон также включает предписания о рекламе в данных СМИ. Экономическое законодательство в области СМИ представлено единым для бизнеса Законом о конкуренции (его исполнение находится под контролем Управления по вопросам конкуренции), запрещающим сговоры, образование картелей и другую деятельность, ущемляющую рыночную конкуренцию. Наряду с данным законом юридической силой в Швеции обладают предписания о конкуренции, действующие в ЕС (например, «Директива о ТВ»). Контроль над концентрацией СМИ осуществляет Департамент образования и культуры Швеции. Законодательно запрещена концентрация собственности и власти в СМИ, которая может нанести ущерб свободному и широкому обмену мнениями, а также свободному и всестороннему информированию граждан. Государство поддерживает рыночную конкуренцию, в условиях либерализации рынка создает юридические ограничения для укрупнения капитала во всех сферах СМИ: так, для получения лицензии на вешание частные местные радиостанции должны производить собственные программы; государственные субсидии спасают малые газеты от банкротства; обязательная абонентская плата финансирует общественное телерадиовещание, которое остается серьезным соперником коммерческого вещания в борьбе за аудиторию. Стимулировать конкуренцию на рынке электронной коммуникации и контролировать соблюдение Закона об электронной коммуникации призвано Управление почтой и телекоммуникациями.
МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА По данным Центрального статистического бюро Швеции, потребительские расходы одного домохозяйства на СМИ и коммуникации составляют в среднем порядка 1611,25 долл. в год, что соответствует 5,12% совокупных ежегодных трат домохозяйства. Всего на индустрию развлечений, досуги средства коммуникации вместе взятые приходится около 17,5% совокупных расходов среднего шведского домохозяйства в год (2003). Время, ежедневно затрачиваемое шведами на масс-медиа, распределяется следующим образом: 87% ежедневно смотрят ТВ, 81% читают минимум одну газету, 79% слушают радио, аудитория журналов — 43%, интернет-пользователей — 33%; наименьшую долю ежедневной аудитории собирают видео- (14%) и кинопоказы (1%). Пресса, радио и Интернет — неотъемлемая часть рабочих будней, в выходные же население уделяет больше времени прослушиванию CD и просмотру телеканалов (2003). Рекламные инвестиции в СМИ играют кардинальную роль в развитии медиасистемы, во многом зависимой от денежных вливаний со стороны рекламодателей. Доля расходов на медиарекламу стабильно растет после преодоления кризиса 1996 г., самого тяжелого для экономики шведских СМИ на фоне общего спада конъюнктуры медиарынка в 1990-х гг. и повышения уровня безработицы в стране. В 2000 г. совокупные расходы на рекламу в масс-медиа, рассчитанные в процентном отношении к ВНП, составляли 0,66%. После 1996 г. структура рекламного рынка изменилась, что было связано с трансформацией характера конкуренции на рынке газет — появлением бесплатных изданий, утренних информационно-развлекательных телепрограмм («ТВ к завтраку»), переманивших часть молодежной аудитории, появлением первых интернет-версий печатных СМИ, компьютеризацией и впоследствии приходом цифровых технологий. Это предопределило появление новых форм распространения новостного контента и усиление диагональной концентрации. Новой тенденцией в сфере рекламных инвестиций в СМИ стала высокая популярность директ-рекламы, которую маркетологи относят к группе BTL (below-the-line). В Швеции она достигла почти того же уровня спроса у потребителей, что и традиционная реклама ATL (above-the-line). Наиболее эффективным видом директ-маркетинга в стране остаются рекламные листки крупных торговых сетей (ежедневно охватывают порядка 36% жителей), а также рекламная рассылка и листки районных магазинов (21%). Распределение средств рекламодателей в Европе и в Скандинавии сопоставимо, однако в Швеции значительно выше рекламные инвестиции в ежедневную прессу (+ 20%), и одновременно меньше — в ТВ (—11%), на радио (—3%) и в журналы (—3%). Закономерно, что в 2004 г. доля ежедневной прессы составляла здесь 31,3% всего рекламного «пирога», ведь в будни свыше 90% шведов приобретают (по подписке, реже в розницу) по крайней мере одну ежедневную газету и более 30% читают бесплатные издания. С 2002 г. Швеция считается самой привлекательной для издательского бизнеса страной Скандинавии: это связано с резким понижением ставки НДС на газеты, журналы и книги — с 25 до 6%, что в несколько раз ниже, чем в других странах Северной Европы, где налог на добавленную стоимость в издательской сфере составляет от 8 до 25%. Однако ситуацию усложняет наличие отдельного налога на некоторые виды рекламы: так, на сегодняшний день реклама на радио и ТВ, а также директ-реклама не облагаются специальным налогом, при этом ставка налога на рекламное приложение к утренней газете составляет 4%, на рекламную полосу в журнале — 11%. В итоге рекламодатели поставлены в разные стартовые условия, что сказывается на выборе СМИ как рекламоносителя. В августе 2005 г. шведские социал-демократы выдвинули предложение упразднить налог на рекламу как таковой: по оценкам экспертов, это не повысит доходность рынка рекламы (так как маловероятно, что пресса снизит цену на размещение объявлений), однако позитивно скажется на медиаклимате в целом, поскольку высвобожденные деньги окажутся в бюджете газет и журналов и повысят качество печатной продукции. Концерны Глобальные медиаконцерны не оказали сильного влияния на рынок Северной Европы, здесь по-прежнему доминируют скандинавские компании, транснациональные игроки присутствуют в основном на рынке киноиндустрии. Vivendi Universal прежде контролировала в Швеции платные телеканалы Canal Plus, но в 2003 г. компания продала этот актив двум венчурным предприятиям — Nordic Capital (Швеция) и Baker Capital (США). Швеция рассматривается как источник дохода прежде всего для тех глобальных компаний, которые занимают сразу несколько ниш на медиарынке страны (к примеру, американская SBS Broadcasting и французская NRJ). Тройку лидеров шведской медиаиндустрии по обороту шведского происхождения формируют компании Bonnier JIВ, SVTBMccrecSR Teracom, Modern Times Group (MTG). Bonnier AB. Компания Бонньер начала прокладывать путь от издательства к медиаконгломерату еще в 1924 г., когда Карл Отто Бонньер приобрел контрольный пакет акций газеты Dagens Nyheter (с 1998 г. семья является единоличным собственником издания). В 1951 г. все предприятия семьи Бонньер объединились в концерн Bonnie rforetagen. В 1990-х гг. компания Marieberg (ранее Dagens Nyheter AB) приобрела несколько ежедневных газет и стала крупным акционером второй по величине в Финляндии компании Alma Media. В 1998 г. концерн Bonnierforetagen выкупил медиапредприятие Marieberg, котирующееся на бирже, и все новые предприятия объединились в компанию Bonnier AB. Материнской компанией концерна с 1998 г. остается Albert Bonnier AB, которой владеют 73 потомка Карла Отто и Лисен Бонньер. Генеральный директор компании Bonnier AB — Бснгт Браун. Сегодня компания представлена почти на всех рынках СМИ Швеции: ежедневная пресса, журналы, распространение деловой информации, книгоиздание, радио и телевидение, развлекательные медиа. Концерн работает на рынках 20 стран, но его целевым сегментом остается Скандинавия. В 2004 г. газетный бизнес оставался приоритетным направлением деятельности концерна, доля доходов которого составляла 24% от общей прибыли медиаконгломерата. Утренние газеты Dagens Nyheter, Sydesvenska Dagbladet и вечерние Expressen (с региональными версиями этой газеты GT и Kvallspopsten в Гётеборге и провинции Сконе соответственно), а также бесплатная Stockholm City — основные активы группы компаний Bonnier Newspaper. Концерн активно работает на рынке деловой журналистики: на основе концепции газеты Dagens Industh издаются аналогичные газеты в восьми странах мира, в том числе в Балтии и России. В 2005 г. группа предприятий «Бонньер» в области деловой информации произвела слияние с компанией Ratos, став миноритстным акционером нового концерна (20%). Данный концерн распространяет деловую информацию на базе интернет-технологий: его популярные ресурсы — информационное агентство деловых новостей Direkt и база данных Affarsdata. Bonnier Entertainment (развлекательные СМИ) — блок компаний, которые отвечают за выпуск музыкальной, радио-, кино- и видеопродукции. Здесь ведущими предприятиями остаются SF Bio, Home Entertainment, Svensk Filmtndustri. Концерн сегодня оказался перед лицом нескольких «угроз»: большинство его активов находятся в сфере шведских печатных СМИ, переживающих стагнацию. Утренние и вечерние газеты концерна конкурируют с изданиями норвежского концерна Shibsted, a Dagens Nyheter неожиданно обрела соперника в лице Metro. Молодежь все меньше читает книги и комиксы, кроме того, датские игроки успешно «оккупировали» шведский рынок журналов. На рынке радиовещания концерн уступил в конкуренции MTG и вынужден был продать часть бизнеса SBS Radio. Второй фактор риска — возникновение внутренней конкуренции между компаниями, принадлежащими одному концерну: так, бесплатная Stockholm City стала соперничать с Dagens Nyheter и Expressen, а новый канал деловой информации ^/ТТнеизбежно составит конкуренцию экономическим новостям TV4. SVT. Медиапредприятия, находящиеся в сфере государственных интересов, по совокупному обороту занимают второе место среди крупнейших владельцев СМИ в Швеции. Ведущими акторами здесь остаются общественное телевидение и радио Швеции (SVTn SR), телеоператор Teracom и Tidningstjanst — почтовая компания, отвечающая за доставку газет. С 1997 г. три компании общественного вещания (SVT, SR и UR) администрируют^ из общего фонда, правление которого назначается правительством. Фонд не влияет на программную стратегию компаний, которые являются независимыми как от государства, так и от капитала рекламодателей. Работа этих некоммерческих предприятий финансируется за счет обязательной ежегодной абонентской платы. Отдельно следует рассмотреть работу Sveriges Television — крупнейшего игрока в условно выделяемом госсекторе. Конкурентная среда для общественных телеканалов ужесточилась еще в 1987 г., с появлением спутникового канала TV3. Сегодня соперников значительно больше — частный телеканал TV4 и прочие коммерческие каналы, пришедшие на экраны после либерализации рынка. Доля времени, потраченного зрителями на просмотр двух основных каналов SVT, снизилась с 54% в 1994 г. до 41% в 2004 г. Молодежь смотрит общественные каналы все реже: телезрители в возрасте от 15 до 14 лет и от 25 до 39 лет тратят на каналы 5К7"лишь 13% и соответственно 25% общего времени телесмотрения. Однако стоит учесть, что рейтинг одного канала SVT1 (25%) остается самым высоким в сравнении с тем же показателем любого отдельно взятого частного телеканала. Наиболее близок по рейтингу к SVT1 канал TV4. Уникальное преимущество каналов SVT на сегодняшний день — программы шведского производства, большинство других телеканалов строят свою программную политику на основе импортных закупок. Во главе компании SVT стоят директор Свен Кристер Нильсон и председатель правления Ларе Эиквист. Modern Times Group (наследство Яна Стенбека). В 1980-х гг. - стале-и лесообрабатывающее предприятие Kinnevik вышло на медиарынок, профинансировав запуск спутника Astra. Компания использовала возможности спутника, начав вещание телеканала ТУЗ из Великобритании на Скандинавию. В 1994 г. все компании концерна, представленные на ме-диарынке, объединились в международный медиахолдинг Modern Times Group. Акции компании котируются на Стокгольмской бирже с 1997 г. MTG присутствует на рынках более чем 30 стран. Концерн представлен в следующих областях медиабизнеса: бесплатное и платное телевещание, коммерческое радиовещание в Северной Европе (крупные радиосети в Швеции — Rix FM, Lugna Favoriter), «магазин-на-диване» (интернет- и телемагазины), производство медиаконтента (компания Strix известна своими reality shows, многие из которых идут на экспорт). Магистральным направлением деятельности компании является теле- и радиовещание в Скандинавии, странах Балтии, Венгрии и России, где концерн владеет телеканалом DTV-Viasat. Самые крупные предприятия MTGбыли созданы при жизни Яна Стенбека и расширялись под его руководством — ТУЗ, Strix, Metro. В 2004 г. один канал ТУЗ-Scandinavia отвечал за 34% всего оборота MTG. Бренд Metro широко известен во всем мире: эта бесплатная газета появилась впервые в 1995 г. в Стокгольме, ее первый зарубежный аналог был выпущен два года спустя в Праге. В 2005 г. насчитывалось 55 изданий газеты Metro в 17 странах. Сегодня холдинг по-прежнему делает ставку на вешательные развлекательные медиа и бесплатные газеты, лишь небольшой процент дохода приносят компании с установкой на аналитическую журналистику (издательство Brombergs, телеканал бизнес-новостей TV8, журнал Kapitat). Президентом и генеральным директором компании является Ханс Хольгер Альбрехт.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Газеты Швеция занимает четвертое место в мире по числу экземпляров газет на 1000 жителей, в этом списке ее опережают лишь Норвегия, Япония и Финляндия. Жители Скандинавских стран — традиционно самые лояльные читатели ежедневной прессы: максимум наименований газет высокой и низкой периодичности насчитывается в Финляндии и Норвегии, однако именно по числу ежедневных изданий лидирует Швеция (84 наименования, по сравнению с 76 и 55 в Норвегии и Финляндии соответственно). Швеция находится на втором месте в Северной Европе после Норвегии по охвату аудитории ежедневной прессой (87% населения в будни), соответствующие средние данные по Евросоюзу — в полтора раза ниже. В Скандинавии основная часть тиража утренних газет распространяется по подписке (в Швеции 93% в 2004 г.). Аналогичные потребительские привычки наблюдаются в Германии и Голландии, в отличие, например, от США и Франции, где ежедневную печать предпочитают покупать в киосках. Вечерние газеты продаются чаще в розницу, причем они появляются на прилавках киосков уже в первой половине дня. В среднем ежедневно 52% шведов читают только утреннюю газету, 22% обращаются к утреннему и вечернему изданию, 10% — только к вечернему (2004). Интересно соотношение источников дохода ежедневных газет: при высоких тиражах утренних изданий мегаполисов основную долю прибыли приносит все-таки реклама.
Структура доходов ежедневных газет (2003)
Несмотря на то, что по количеству ежедневных изданий и совокупному тиражу (4032 тыс. в будни, 2004 г.) Швеция пока опережает своих соседей, очевидна тенденция к снижению количества наименований (95 в 1995 г., 83 в 2003 г.). Наблюдается также уменьшение числа предприятий периодической печати, частично за счет слияния: в 2003 г. их насчитывалось 114, тогда как в 1970-х гг. их число превышало 130. Уменьшение совокупного тиража ежедневных газет связано как с незначительным снижением общего числа газет, так и с медленным, но стабильным падением тиража региональной прессы. Обший тираж утренних газет мегаполисов не испытывает серьезных колебаний. Отмечается значительное увеличение общего тиража вечерних таблоидов крупных городов (2001 г. — 736,3 тыс., 2003 г. — 777,1 тыс.), из них наибольший рост испытывает Expressen, которая вместе с СТи Kvallsposten добилась повышения тиража на 4%. Три из пяти лидирующих по тиражу газет в Северной Европе издаются в Швеции — лидер Aftonbladet, Dagens Nyheter и Expressen/GT/KvP. Почти все шведские газеты можно охарактеризовать как региональные или местные. Только два популярных таблоида — Aftonbladet и Expressen, а также деловая газета — Dagens Industri имеют статус национальных.
Принято считать, что бесплатная ежедневная газета как бизнес-идея зародилась именно в Швеции, с появлением бренда Metro. Сегодня компания Metro International растиражировала эту марку в 16 странах в виде 25 наименований бесплатных газет. Ежедневная бесплатная газета — это издание с высокой периодичностью (стокгольмская Metro выходит 6 раз в неделю), которое состоит, как минимум, на 25% из собственных журналистских и редакционных материалов (в основном новостей, значимых для широкой общественности), распространяется бесплатно в транспортной системе мегаполиса и финансируется за счет рекламы. У издателей сохраняется тенденция делать ставку на бесплатные издания для так назывемых «коммьютеров» (от англ. commuter — житель города/пригорода, ежедневно ездящий на работу на общественном транспорте). Компания Metro International, которая, как и Modern Times Group, относится к сфере финансового влияния семьи Стенбек, на территории Северной Европы представлена следующими бесплатными газетами: ♦ Metro в трех крупнейших городах Швеции (Стокгольме, Гётеборге и Мальме); ♦ metroXpress в Дании (с 2001 г.); ♦ финским изданием Metro. В стокгольмском регионе с этим известным брендом конкурирует пятидневная газета Stockholm City, принадлежащая группе Bonnier. Появление успешных бесплатных изданий настораживает часть журналистского сообщества Швеции: медиагруппы, имеющие в активах как платные, так и бесплатные издания, считают коммерциализацию прессы неизбежной и делают ставку на «фаст-журналистику» бесплатных газет, обеспечивающих быстрый доход. В 2005 г. в ведущей качественной газете Швеции Dagen.s Nyheter была опубликована статья обозревателя Адреса Исакссона «Семья Бонньеров оставила надежду на DN», в которой утверждается, что вековому гармоничному сосуществованию владельцев Dagens Nyheter и самой газеты пришел конец. Журналист приводит ряд фактов, косвенно подтверждающих, что Бонньеры искусственно делают качественное издание убыточным, «перекачивая» доходы Dagens Nyheter в другие, коммерчески более перспективные, по их мнению, активы — в частности, в бесплатную Stockholm City и сенсационную Expressen.
Шведская модель газетного рынка имеет вековую традицию многопартийности. Подавляющее число печатных изданий страны принадлежало партиям и группам рабочего движения, но с середины 1990-х гг. они стали распродавать свои доли в газетах частным медиакомпаниям с условием, что последние сохранят партийную направленность редакционных статей. До сих пор Партия центристов (ранее Аграрная партия) выпускает около 10 ежедневных газет по всей стране, которые в совокупности отвечают за 5% общенационального тиража. Для шведской газетной индустрии характерно присутствие на рынке сильных региональных игроков. На долю пяти региональных групп приходится 3—5% совокупного тиража газет в стране. Часто эти газетные группы являются монополистами в своем регионе.
Ведущие газетные издатели (2003)
В свете глобальной тенденции к концентрации печати зачастую несколько бизнес-единиц отвечают за прибыльность отрасли в целом. В 2003 г. всего три ведущих издателя газет — группа Bonnier, Schibsted и Tidnings Stampen — вместе приносили отрасли более 50% совокупных доходов. Bonnier АВ — ведущая медиакомпания Швеции, которая до 2002 г. оставалась крупнейшей в Северной Европе (ее обошла финская Sanoma WSOY). В XIX в. предприятие Bonnier было известным издательским домом, позже компания расширила сферу своей деятельности и вышла на рынок газет и журналов. Лучшими активами компании на этом рынке сегодня являются Dagens Nyheter (утренняя, стокгольмский регион), Expressen/GT/Kvallsposten (национальная вечерняя), Sydsvenska Dagbladet (юг Швеции), Dagens Industri (национальная деловая). В 1970-х гг. Боннь-еры приобрели кинокомпанию Svensk Filmindustri, а после либерализации рынка телевещания выкупили контрольный пакет акций общенационального коммерческого канала TV4. Компания Schibsted ASA (Норвегия) вышла на шведский рынок в 1996 г., купив контрольный пакет акций газеты Aftonbladet — символа рабочего движения Швеции. Менеджмент газеты находится под полным контролем норвежской компании, но Конфедерация шведских профсоюзов оставила за собой право назначать редакторов колонок, выражающих мнение редакции. В 1998 г. компания приобрела вторую по тиражу в стокгольмском регионе газету Svenska Dagbladet. Через дочерние компании Schibsted также контролирует шведскую киноиндустрию и производство телепрограмм. Tidnings AB Stampen, в отличие от первых двух предприятий, не использует возможности диагональной концентрации: компания выпускает только газеты. Главный ее актив — ежедневная Goteborgs-Posten, ведущая газета на юго-западе Швеции и четвертая по величине в стране. В шведских и норвежских программах государственной поддержки прессы деньги поступают непосредственно к издателям, в то время как в Финляндии, например, часть субсидий распространяется через политические партии. В 2003 г. доля государственной поддержки составляла в Швеции около 3% от общего среднегодового дохода газет, в Норвегии — 2%, в Финляндии — 1%. Дотации на прессу традиционно подразделялись на три гурппы — на поддержку производства, развитие и распространение издания; из них наибольшая доля средств всегда относилась на затраты на производство, минимальная — на издержки, связанные с развитием издания. С 1999 по 2002 г. государство планомерно сокращало объем субсидий низкоконкурентным изданиям. Так называемые газеты второго ряда особенно остро ощутили недостаток государственных средств в 1999 г., отчасти в результате отмены в 1998 г. такой статьи бюджета, как дотация на развитие изданий. Лишь в 2003 г. го
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|