Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




Французский телекоммуникационный сектор долгое время находился под жестким контролем государства, во многих его сегментах действова­ла система государственной монополии в лице государственной компа­нии France Telecom. Рудименты этой монополии сохранились и сегодня. Не всегда эффективное государственное управление, отсутствие или не­хватка рыночных механизмов регулирования, наконец, специфические исторические особенности развития социальных практик привели к си­туации, которую часто характеризуют словосочетанием «феномен фран­цузского технологического отставания». Во всех сегментах телекоммуника­ций, кроме, пожалуй, мобильной и фиксированной телефонии, Франция демонстрирует довольно скромные показатели по сравнению со своими ближайшими по уровню дохода на душу населения соседями — Герма­нией и Великобританией.

Широкому распространению стационарной телефонной связи в стра­не во многом способствовало выполнение государственного плана по ликвидации телефонного отставания, ставшего с 1970-х гг. одним из приоритетных для правительства. До 1970-х гг. плотность телефонов в стране была чрезвычайно низкой по сравнению с другими развитыми странами Европы. Правительство сделало колоссальные вложения в этот сектор, наделив государственными заказами крупные телекоммуника­ционные фирмы, при этом предлагая социально дотированные услуги населению. В результате в настоящий момент количество телефонных линий в стране составляет 566 на 1000 чел. Средний доход с одной теле­фонной линии составляет 938 долл. По данным многочисленных опро­сов и исследований, в настоящий момент 85-86% населения старше 18 лет имеют дома стационарное телефонное подключение. Необходимо заме­тить, что до 2001 г. все подписчики фиксированной телефонной связи были вынуждены прибегать к услугам единственного оператора — госу­дарственной компании France Telecom. С тех пор благодаря процессам либерализации и демонополизации рынка абоненты получили право выбирать поставщиков услуг телефонной связи самостоятельно, изме­нилась и структура самой France Telecom, которая была частично прива­тизирована. Однако компания по-прежнему владеет правом «последней мили» и осуществляет техническую эксплуатацию телефонных сетей в стране. В настоящее время говорить о полной демонополизации рынка пока не приходится. Из 86% пользователей телефонной связью 64% при­бегают к услугам монополиста и лишь 19% смогли абсолютно точно под­твердить, что пользуются услугами альтернативных операторов. При этом 2% не знают, услугами какого оператора они пользуются.

Однако количество людей, являющихся подписчиками стационар­ной телефонной связи, из года в год падает. Если в 2000 г. лишь 10% населения не имели телефонного подключения дома, то в настоящий момент этот показатель составляет 15%. Это связано с ростом числа абонентов мобильной связи, количество которых составляет в настоя­щий момент 64% населения страны (696 аппаратов на 1000 чел.). Циф­ровые услуги мобильной связи (выход в Интернет через мобильный те­лефон и проверка электронной почты) пока развиты слабо. Лишь 8% пользователей используют мобильный телефон для выхода в Интернет и лишь 6% — для того, чтобы проверять электронную почту. Услугами обмена текстовыми сообщениями (SMS) через мобильный телефон пользуются 58% пользователей мобильной связи. 78% населения утверждают, что в их семье есть хотя бы один человек, имеющий мобильный телефон, а 56% опрошенных живут в семьях, где их более двух.

По количеству персональных компьютеров Франция занимает скром­ное место в Европе. В июне 2004 г. процентный показатель наличия компьютеров достиг психологической отметки 50% населения (этот по­казатель в среднем на 10% ниже, чем в соседних Германии и Великобри­тании). Уровень оснащенности компьютерами среди подросткового на­селения в стране достигает, однако, 75%. Статистика свидетельствует, что разрыв в уровне оснащенности между обеспеченными и малообеспеченными семьями постепенно сокращается. В 2004 г. среди семей с низ­кими доходами зарегистрирован самый большой рост покупок этого вида техники (+4%). Однако на настоящий момент этот разрыв (так называ­емый «цифровой раскол») пока еще значителен. Если в семьях с доходом менее 900 евро {1065 долл.) в месяц уровень оснащенности составляет 30%, то в семьях с доходом выше 3100 евро (3670 долл.) — более 80%.

 

Оснащенность персональными компьютерами

Категория населения 2003 г., % ----------------------- 2004 г., %
Пол Мужчины    
  Женщины    
Возраст 12-17    
  18-24    
  25-39    
  40-59    
  60-69    
  70 лет и старше    
Профессия Независимая профессия    
  Высший управленец    
  Менеджер среднего звена    
  Наемный работник    
  Рабочий    
  Домохозяйка    
  Пенсионер    
  Студент-учащийся    

 

По уровню интернет-плотности страна также отстает от соседей. Во многом отставание в этом секторе связано с тем, что Франция — одна из первых в мире создала развитую и действительно массовую видеотекст-систему Minitel, которая сочетала в себе некоторые услуги, характерные ныне для Интернета, такие как обмен сообщениями, справочник, фору­мы, возможность осуществления электронных покупок. И хотя по сво­им техническим характеристикам (таким, как скорость передачи дан­ных, цветность и качество графики и т.д.) эта система, запушенная в 1980-х гг., не может сравниться с Интернетом (всего 1,2 кбит в с, про­стейшая текстовая графика с 16 цветами), она получила широкое рас-326

пространение в стране благодаря поддержанной правительством страны политике национального телефонного оператора (который затем стал называться France Telecom). В результате внедрение Интернета в стране изначально тормозилось из-за того, что население страны еще во мно­гом было «приучено» к старой системе.

Поданным на 2003 г., показатель количества пользователей Интер­нета на 1000 жителей составлял 366 чел. (для сравнения, в Германии — 484,7, в Великобритании — 551). В 2004 г. 35% населения были подклю­чены к Интернету из дома. В целом же количество пользователей Сети (включая тех, кто использует Интернет на работе и из общественных мест доступа) составляет 56% населения. В эту статистику включаются даже те, кто регулярно не пользуется Сетью, а лишь однажды или не регулярно обращались к ее услугам. Всего количество заключенных кон­трактов на подключение к Сети составляло в этот период 10 524 727. Доля низкоскоростных подключений (в основном посредством телефонной линии — так называемый dial-up) недавно опустилась ниже 50% и состав­ляет в данный момент 45%. Среди скоростных подключений лидирует ADSL — 86,3% всех подключений. Далее следует кабельный доступ (11,17%). На спутниковый доступ приходится менее 1% подключений.

Во Франции насчитывается 6 крупных провайдеров. Самым крупным на рынке является провайдер национального телефонного оператора France Telecom — компания Wanadoo. На рынке коммутируемого доступа (через телефонную линию) доля этого провайдера в настоящий момент сократи­лась и вплотную приблизилась к главному конкуренту — компании AOL.

 

Структура рынка коммутируемого доступа

Провайдер Доля рынка, %
Wanadoo (groupe France Telecom)  
AOL  
Tiscali (groupe Teiecom Italia)  
Free  
Club Internet  
Oreka  
Другие  

 

Картина на рынке услуг скоростного доступа (прежде всего, ADSL) в настоящий момент несколько иная, так как здесь отчетливо прослеживает­ся доминирующее положение Wanadoo, вероятно, связанное с монополией на так называемую «последнюю милю». На этом рынке доля Wanadoo со­ставляет 48%, а далее со значительным отрывом следует Free с 17,3%.

 

Структура рынка скоростного доступа
Провайдер Доля рынка, %
Wanadoo  
Free 7,3
Neuf Telecom 7,7
AOL 7,1
Tiscali (groupe Telecom Italia) 6,3
Cegetel 4,4
Tele 2 4,2
Club Internet 2,8

 

В области кабельного и спутникового телевидения Франция также демонстрирует относительно низкие показатели. Так, показатель коли­чества жилищ, подключенных к кабельному и спутниковому ТВ, едва превышает 6 млн с лучшим результатом в пользу спутниковой подписки (3,5 млн подписчиков против 2,4 млн подписчиков на кабельное ТВ), показатель количества кабельных подписчиков на 1000 чел. крайне низ­кий — всего 57,5 чел., для сравнения — в Германии этот показатель ра­вен 250,8, а в некогда социалистической Польше 94.

Онлайновые СМИ

Статистика по рынку онлайнового контента во Франции пока еще довольно скудна. Однако имеются сертифицированные данные по посе­щаемости французских сайтов.

Самая высокая посещаемость и наибольшее соотношение посетите-ли/посешения (что свидетельствует о постоянстве аудитории) наблюда­ется у интернет-сайта музыкальной радиостанции Skyrock и ежедневной газеты Le Monde.

 

 

ШВЕЦИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Королевство Швеция — европейское государство, расположенное в юго-восточной части Скандинавского полуострова, общей площадью 450 тыс. км2. Столица — Стокгольм. Население — 10 млн чел. (2005). Густонаселенными являются центральная и южная часть страны, при этом 31% жителей проживают в трех мегаполисах — в Стокгольме, Гётеборге и Мальме. Два старейших культурных центра — университетские города Упсала и Лунд.

В стране проживают представители многих этнических групп: тор-недальские финны и саамы — самые крупные национальные меньшин­ства. Государственный язык — шведский. Денежная единица — швед­ская крона.

Государственный строй Швеции — конституционная монархия. Глава государства — король. Законодательная власть принадлежит однопалат­ному парламенту — риксдагу, избираемому сроком на четыре года. Ис­полнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Прирост ВВП в 2005 г. по сравнению с 2000 г. составил порядка 2,5%. В 2000 г. ВНП на душу населения оценивался в 30 770 долл. (по паритету покупательной способности). Крупнейшими секторами ВНП являются: услуги, промышленность, сельское хозяйство, лесная промыш­ленность и рыболовство. Электроника, продукты машиностроения и фармацевтики относятся к самым прибыльным статьям шведского экс­порта.

Швеция демонстрирует устойчиво высокие экономические показа­тели. По итогам анализа конкурентноспособности и потенциалов роста Мировой экономический форум присудил стране третье место (после Финляндии и США) среди 104 экономик мира (2004). Швеция заняла второе место после Финляндии по внедрению инноваций и второе после Израиля по вложениям в НИОКР (2003). Швеция - член ЕС. Привле­кательность страны для внешних инвесторов объясняется ее доступом одновременно к трем ключевым рынкам — Скандинавии, Балтийскому региону и странам Европы.

При составлении бюджета на 2006 г. правительство Швеции зало­жило порядка 86,8 млн долл. на «медиаполитику»: расходы этой статьи идут на поддержку свободы слова, независимости СМИ, широкого дос­тупа к масс-медиа, на предотвращение распространения содержания, на­рушающего права детей и молодежи.

К бюджетным в Швеции относятся такие организации, как Совет по государственным субсидиям прессе, Совет по аудиогазетам для лю­дей с нарушениями зрения, Управление по телерадиовещанию, Конт­рольная комиссия по телерадиовещанию, Государтвенное бюро кинемо-тографии, три компании общественного телерадиовещания — Sveriges Television AB, Sveriges Radio AB и Sveriges Utbildningsradio AB.

Законодательство о СМИ

В Швеции Постановление о свободе печати (1766) и Закон о свобо­де слова, регулирующий деятельность аудиовизуальных СМИ, входят в число четырех конституционных законов. Их классические параграфы утверждают запрет на цензуру, свободу учреждения органов СМИ, пра­вило «'ответственного издателя/вещателя». Согласно Закону о свободе слова государство оставляет за собой право распределять частоты веща­ния, руководствуясь стремлением к плюрализму и свободе слова. В этом законе дается ссылка на отдельные правила лицензирования предприя­тий СМИ — в частности, на Закон о радио и ТВ (2002), регулирующий сферу общественного и коммерческого эфирного телевещания, радио малых некоммерческих организаций, кабельного ТВ и местного радио­вещания, закон также включает предписания о рекламе в данных СМИ. Экономическое законодательство в области СМИ представлено единым для бизнеса Законом о конкуренции (его исполнение находится под кон­тролем Управления по вопросам конкуренции), запрещающим сговоры, образование картелей и другую деятельность, ущемляющую рыночную конкуренцию. Наряду с данным законом юридической силой в Швеции обладают предписания о конкуренции, действующие в ЕС (например, «Директива о ТВ»).

Контроль над концентрацией СМИ осуществляет Департамент об­разования и культуры Швеции. Законодательно запрещена концентрация собственности и власти в СМИ, которая может нанести ущерб свободному и широкому обмену мнениями, а также свободному и всестороннему ин­формированию граждан.

Государство поддерживает рыночную конкуренцию, в условиях ли­берализации рынка создает юридические ограничения для укрупнения капитала во всех сферах СМИ: так, для получения лицензии на вешание частные местные радиостанции должны производить собственные про­граммы; государственные субсидии спасают малые газеты от банкрот­ства; обязательная абонентская плата финансирует общественное теле­радиовещание, которое остается серьезным соперником коммерческого вещания в борьбе за аудиторию.

Стимулировать конкуренцию на рынке электронной коммуникации и контролировать соблюдение Закона об электронной коммуникации призвано Управление почтой и телекоммуникациями.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

По данным Центрального статистического бюро Швеции, потреби­тельские расходы одного домохозяйства на СМИ и коммуникации состав­ляют в среднем порядка 1611,25 долл. в год, что соответствует 5,12% совокупных ежегодных трат домохозяйства. Всего на индустрию развлече­ний, досуги средства коммуникации вместе взятые приходится около 17,5% совокупных расходов среднего шведского домохозяйства в год (2003).

Время, ежедневно затрачиваемое шведами на масс-медиа, распреде­ляется следующим образом: 87% ежедневно смотрят ТВ, 81% читают ми­нимум одну газету, 79% слушают радио, аудитория журналов — 43%, интер­нет-пользователей — 33%; наименьшую долю ежедневной аудитории собирают видео- (14%) и кинопоказы (1%). Пресса, радио и Интернет — неотъемлемая часть рабочих будней, в выходные же население уделяет больше времени прослушиванию CD и просмотру телеканалов (2003).

Рекламные инвестиции в СМИ играют кардинальную роль в разви­тии медиасистемы, во многом зависимой от денежных вливаний со сто­роны рекламодателей. Доля расходов на медиарекламу стабильно растет после преодоления кризиса 1996 г., самого тяжелого для экономики швед­ских СМИ на фоне общего спада конъюнктуры медиарынка в 1990-х гг. и повышения уровня безработицы в стране. В 2000 г. совокупные расхо­ды на рекламу в масс-медиа, рассчитанные в процентном отношении к ВНП, составляли 0,66%.

После 1996 г. структура рекламного рынка изменилась, что было связано с трансформацией характера конкуренции на рынке газет — появлением бесплатных изданий, утренних информационно-развлека­тельных телепрограмм («ТВ к завтраку»), переманивших часть молодеж­ной аудитории, появлением первых интернет-версий печатных СМИ, ком­пьютеризацией и впоследствии приходом цифровых технологий. Это предопределило появление новых форм распространения новостного кон­тента и усиление диагональной концентрации.

Новой тенденцией в сфере рекламных инвестиций в СМИ стала высокая популярность директ-рекламы, которую маркетологи относят к группе BTL (below-the-line). В Швеции она достигла почти того же уровня спроса у потребителей, что и традиционная реклама ATL (above-the-line).

Наиболее эффективным видом директ-маркетинга в стране остают­ся рекламные листки крупных торговых сетей (ежедневно охватывают порядка 36% жителей), а также рекламная рассылка и листки районных магазинов (21%).

Распределение средств рекламодателей в Европе и в Скандинавии сопоставимо, однако в Швеции значительно выше рекламные инвести­ции в ежедневную прессу (+ 20%), и одновременно меньше — в ТВ (—11%), на радио (—3%) и в журналы (—3%). Закономерно, что в 2004 г. доля ежед­невной прессы составляла здесь 31,3% всего рекламного «пирога», ведь в будни свыше 90% шведов приобретают (по подписке, реже в розницу) по крайней мере одну ежедневную газету и более 30% читают бесплат­ные издания.

С 2002 г. Швеция считается самой привлекательной для издатель­ского бизнеса страной Скандинавии: это связано с резким понижением ставки НДС на газеты, журналы и книги — с 25 до 6%, что в несколько раз ниже, чем в других странах Северной Европы, где налог на добавлен­ную стоимость в издательской сфере составляет от 8 до 25%.

Однако ситуацию усложняет наличие отдельного налога на некото­рые виды рекламы: так, на сегодняшний день реклама на радио и ТВ, а также директ-реклама не облагаются специальным налогом, при этом ставка налога на рекламное приложение к утренней газете составляет 4%, на рекламную полосу в журнале — 11%. В итоге рекламодатели по­ставлены в разные стартовые условия, что сказывается на выборе СМИ как рекламоносителя. В августе 2005 г. шведские социал-демократы вы­двинули предложение упразднить налог на рекламу как таковой: по оцен­кам экспертов, это не повысит доходность рынка рекламы (так как ма­ловероятно, что пресса снизит цену на размещение объявлений), однако позитивно скажется на медиаклимате в целом, поскольку высвобожден­ные деньги окажутся в бюджете газет и журналов и повысят качество печатной продукции.

Концерны

Глобальные медиаконцерны не оказали сильного влияния на рынок Северной Европы, здесь по-прежнему доминируют скандинавские ком­пании, транснациональные игроки присутствуют в основном на рынке киноиндустрии. Vivendi Universal прежде контролировала в Швеции плат­ные телеканалы Canal Plus, но в 2003 г. компания продала этот актив двум венчурным предприятиям — Nordic Capital (Швеция) и Baker Capital (США). Швеция рассматривается как источник дохода прежде всего для тех глобальных компаний, которые занимают сразу несколько ниш на медиарынке страны (к примеру, американская SBS Broadcasting и фран­цузская NRJ).

Тройку лидеров шведской медиаиндустрии по обороту шведского происхождения формируют компании Bonnier JIВ, SVTBMccrecSR Teracom, Modern Times Group (MTG).

Bonnier AB. Компания Бонньер начала прокладывать путь от изда­тельства к медиаконгломерату еще в 1924 г., когда Карл Отто Бонньер приобрел контрольный пакет акций газеты Dagens Nyheter (с 1998 г. се­мья является единоличным собственником издания). В 1951 г. все предпри­ятия семьи Бонньер объединились в концерн Bonnie rforetagen. В 1990-х гг. компания Marieberg (ранее Dagens Nyheter AB) приобрела несколько еже­дневных газет и стала крупным акционером второй по величине в Фин­ляндии компании Alma Media. В 1998 г. концерн Bonnierforetagen выкупил медиапредприятие Marieberg, котирующееся на бирже, и все новые пред­приятия объединились в компанию Bonnier AB. Материнской компани­ей концерна с 1998 г. остается Albert Bonnier AB, которой владеют 73 по­томка Карла Отто и Лисен Бонньер.

Генеральный директор компании Bonnier AB — Бснгт Браун.

Сегодня компания представлена почти на всех рынках СМИ Шве­ции: ежедневная пресса, журналы, распространение деловой информа­ции, книгоиздание, радио и телевидение, развлекательные медиа. Кон­церн работает на рынках 20 стран, но его целевым сегментом остается Скандинавия.

В 2004 г. газетный бизнес оставался приоритетным направлением деятельности концерна, доля доходов которого составляла 24% от общей прибыли медиаконгломерата. Утренние газеты Dagens Nyheter, Sydesvenska Dagbladet и вечерние Expressen (с региональными версиями этой газеты GT и Kvallspopsten в Гётеборге и провинции Сконе соответственно), а также бесплатная Stockholm City — основные активы группы компаний Bonnier Newspaper. Концерн активно работает на рынке деловой журна­листики: на основе концепции газеты Dagens Industh издаются аналогич­ные газеты в восьми странах мира, в том числе в Балтии и России.

В 2005 г. группа предприятий «Бонньер» в области деловой инфор­мации произвела слияние с компанией Ratos, став миноритстным акци­онером нового концерна (20%). Данный концерн распространяет дело­вую информацию на базе интернет-технологий: его популярные ресурсы — информационное агентство деловых новостей Direkt и база данных Affarsdata.

Bonnier Entertainment (развлекательные СМИ) — блок компаний, ко­торые отвечают за выпуск музыкальной, радио-, кино- и видеопродук­ции. Здесь ведущими предприятиями остаются SF Bio, Home Entertainment, Svensk Filmtndustri.

Концерн сегодня оказался перед лицом нескольких «угроз»: боль­шинство его активов находятся в сфере шведских печатных СМИ, пережи­вающих стагнацию. Утренние и вечерние газеты концерна конкурируют с изданиями норвежского концерна Shibsted, a Dagens Nyheter неожиданно обрела соперника в лице Metro. Молодежь все меньше читает книги и ко­миксы, кроме того, датские игроки успешно «оккупировали» шведский рынок журналов. На рынке радиовещания концерн уступил в конкуренции MTG и вынужден был продать часть бизнеса SBS Radio.

Второй фактор риска — возникновение внутренней конкуренции между компаниями, принадлежащими одному концерну: так, бесплат­ная Stockholm City стала соперничать с Dagens Nyheter и Expressen, а но­вый канал деловой информации ^/ТТнеизбежно составит конкуренцию экономическим новостям TV4.

SVT. Медиапредприятия, находящиеся в сфере государственных интересов, по совокупному обороту занимают второе место среди круп­нейших владельцев СМИ в Швеции. Ведущими акторами здесь остают­ся общественное телевидение и радио Швеции (SVTn SR), телеоператор Teracom и Tidningstjanst — почтовая компания, отвечающая за доставку газет. С 1997 г. три компании общественного вещания (SVT, SR и UR) администрируют^ из общего фонда, правление которого назначается правительством. Фонд не влияет на программную стратегию компаний, которые являются независимыми как от государства, так и от капитала рекламодателей. Работа этих некоммерческих предприятий финансиру­ется за счет обязательной ежегодной абонентской платы.

Отдельно следует рассмотреть работу Sveriges Television — крупней­шего игрока в условно выделяемом госсекторе. Конкурентная среда для общественных телеканалов ужесточилась еще в 1987 г., с появлением спутникового канала TV3. Сегодня соперников значительно больше — частный телеканал TV4 и прочие коммерческие каналы, пришедшие на экраны после либерализации рынка.

Доля времени, потраченного зрителями на просмотр двух основных каналов SVT, снизилась с 54% в 1994 г. до 41% в 2004 г. Молодежь смот­рит общественные каналы все реже: телезрители в возрасте от 15 до 14 лет и от 25 до 39 лет тратят на каналы 5К7"лишь 13% и соответственно 25% общего времени телесмотрения. Однако стоит учесть, что рейтинг одного канала SVT1 (25%) остается самым высоким в сравнении с тем же показателем любого отдельно взятого частного телеканала. Наиболее близок по рейтингу к SVT1 канал TV4. Уникальное преимущество кана­лов SVT на сегодняшний день — программы шведского производства, большинство других телеканалов строят свою программную политику на основе импортных закупок.

Во главе компании SVT стоят директор Свен Кристер Нильсон и председатель правления Ларе Эиквист.

Modern Times Group (наследство Яна Стенбека). В 1980-х гг. - стале-и лесообрабатывающее предприятие Kinnevik вышло на медиарынок, про­финансировав запуск спутника Astra. Компания использовала возмож­ности спутника, начав вещание телеканала ТУЗ из Великобритании на Скандинавию. В 1994 г. все компании концерна, представленные на ме-диарынке, объединились в международный медиахолдинг Modern Times Group. Акции компании котируются на Стокгольмской бирже с 1997 г.

MTG присутствует на рынках более чем 30 стран. Концерн пред­ставлен в следующих областях медиабизнеса: бесплатное и платное теле­вещание, коммерческое радиовещание в Северной Европе (крупные ра­диосети в Швеции — Rix FM, Lugna Favoriter), «магазин-на-диване» (интернет- и телемагазины), производство медиаконтента (компания Strix известна своими reality shows, многие из которых идут на экспорт). Ма­гистральным направлением деятельности компании является теле- и радиовещание в Скандинавии, странах Балтии, Венгрии и России, где концерн владеет телеканалом DTV-Viasat.

Самые крупные предприятия MTGбыли созданы при жизни Яна Стен­бека и расширялись под его руководством — ТУЗ, Strix, Metro. В 2004 г. один канал ТУЗ-Scandinavia отвечал за 34% всего оборота MTG. Бренд Metro широко известен во всем мире: эта бесплатная газета появилась впервые в 1995 г. в Стокгольме, ее первый зарубежный аналог был выпущен два года спустя в Праге. В 2005 г. насчитывалось 55 изданий газеты Metro в 17 странах. Се­годня холдинг по-прежнему делает ставку на вешательные развлекательные медиа и бесплатные газеты, лишь небольшой процент дохода приносят компании с установкой на аналитическую журналистику (издательство Brombergs, телеканал бизнес-новостей TV8, журнал Kapitat).

Президентом и генеральным директором компании является Ханс Хольгер Альбрехт.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Газеты

Швеция занимает четвертое место в мире по числу экземпляров га­зет на 1000 жителей, в этом списке ее опережают лишь Норвегия, Япо­ния и Финляндия. Жители Скандинавских стран — традиционно самые лояльные читатели ежедневной прессы: максимум наименований газет вы­сокой и низкой периодичности насчитывается в Финляндии и Норвегии, однако именно по числу ежедневных изданий лидирует Швеция (84 наиме­нования, по сравнению с 76 и 55 в Норвегии и Финляндии соответствен­но). Швеция находится на втором месте в Северной Европе после Норвегии по охвату аудитории ежедневной прессой (87% населения в будни), соответствующие средние данные по Евросоюзу — в полтора раза ниже.

В Скандинавии основная часть тиража утренних газет распростра­няется по подписке (в Швеции 93% в 2004 г.). Аналогичные потреби­тельские привычки наблюдаются в Германии и Голландии, в отличие, на­пример, от США и Франции, где ежедневную печать предпочитают покупать в киосках. Вечерние газеты продаются чаще в розницу, причем они появля­ются на прилавках киосков уже в первой половине дня. В среднем еже­дневно 52% шведов читают только утреннюю газету, 22% обращаются к утреннему и вечернему изданию, 10% — только к вечернему (2004).

Интересно соотношение источников дохода ежедневных газет: при высоких тиражах утренних изданий мегаполисов основную долю при­были приносит все-таки реклама.

 

Структура доходов ежедневных газет (2003)

 

Вид дохода Доля в общей структуре доходов, %
Утренние газеты крупных городов Вечерние газеты Региональ­ные газеты
Продажа      
Реклама      

 

Несмотря на то, что по количеству ежедневных изданий и совокуп­ному тиражу (4032 тыс. в будни, 2004 г.) Швеция пока опережает своих соседей, очевидна тенденция к снижению количества наименований (95 в 1995 г., 83 в 2003 г.). Наблюдается также уменьшение числа пред­приятий периодической печати, частично за счет слияния: в 2003 г. их насчитывалось 114, тогда как в 1970-х гг. их число превышало 130.

Уменьшение совокупного тиража ежедневных газет связано как с незначительным снижением общего числа газет, так и с медленным, но стабильным падением тиража региональной прессы. Обший тираж ут­ренних газет мегаполисов не испытывает серьезных колебаний. Отмеча­ется значительное увеличение общего тиража вечерних таблоидов круп­ных городов (2001 г. — 736,3 тыс., 2003 г. — 777,1 тыс.), из них наибольший рост испытывает Expressen, которая вместе с СТи Kvallsposten добилась повышения тиража на 4%.

Три из пяти лидирующих по тиражу газет в Северной Европе изда­ются в Швеции — лидер Aftonbladet, Dagens Nyheter и Expressen/GT/KvP. Почти все шведские газеты можно охарактеризовать как региональные или местные. Только два популярных таблоида — Aftonbladet и Expressen, а также деловая газета — Dagens Industri имеют статус национальных.

 

 

Совокупный тираж ежедневных газет
Год Совокупный тираж, тыс. экз.
Утренние газеты (4-7 раз/нед.) Вечерние газеты Газеты с низкой периодичностью (1-3 раза/нед.) Ежедневная пресса, всего
  3 158,5 912,8 403,5 4 474,8
  2 865,9 786,2 379,7 4 031,8

 

Принято считать, что бесплатная ежедневная газета как бизнес-идея зародилась именно в Швеции, с появлением бренда Metro. Сегодня ком­пания Metro International растиражировала эту марку в 16 странах в виде 25 наименований бесплатных газет.

Ежедневная бесплатная газета — это издание с высокой периодич­ностью (стокгольмская Metro выходит 6 раз в неделю), которое состоит, как минимум, на 25% из собственных журналистских и редакционных ма­териалов (в основном новостей, значимых для широкой общественности), распространяется бесплатно в транспортной системе мегаполиса и фи­нансируется за счет рекламы. У издателей сохраняется тенденция делать ставку на бесплатные издания для так назывемых «коммьютеров» (от англ. commuter — житель города/пригорода, ежедневно ездящий на рабо­ту на общественном транспорте).

Компания Metro International, которая, как и Modern Times Group, относится к сфере финансового влияния семьи Стенбек, на территории Северной Европы представлена следующими бесплатными газетами:

♦ Metro в трех крупнейших городах Швеции (Стокгольме, Гётеборге и Мальме);

♦ metroXpress в Дании (с 2001 г.);

♦ финским изданием Metro.

В стокгольмском регионе с этим известным брендом конкурирует пятидневная газета Stockholm City, принадлежащая группе Bonnier.

Появление успешных бесплатных изданий настораживает часть жур­налистского сообщества Швеции: медиагруппы, имеющие в активах как платные, так и бесплатные издания, считают коммерциализацию прес­сы неизбежной и делают ставку на «фаст-журналистику» бесплатных газет, обеспечивающих быстрый доход. В 2005 г. в ведущей качественной газе­те Швеции Dagen.s Nyheter была опубликована статья обозревателя Адре­са Исакссона «Семья Бонньеров оставила надежду на DN», в которой утверждается, что вековому гармоничному сосуществованию владельцев Dagens Nyheter и самой газеты пришел конец. Журналист приводит ряд фактов, косвенно подтверждающих, что Бонньеры искусственно делают качественное издание убыточным, «перекачивая» доходы Dagens Nyheter в другие, коммерчески более перспективные, по их мнению, активы — в частности, в бесплатную Stockholm City и сенсационную Expressen.

 

Ведущие ежедневные газеты 2003)
Газета Тираж, тыс. экз. Периодич­ность, раз/нед. Издатель
Aftonbladet 442,1   Schibsted ASA, рабочее движение
Dagens Nyheter 362,5   Bonnier AB
Expressen/GT/KvP     Bonnier AB
Goteborgs-Posten     Tidnings AB Stampen (семья Hjorne 74%)
Svenska Dagbladet 184,9   Schibsted ASA
Sydsvenska Dagbladet 136,4   Bonnier AB
Dagens Industri     Bonnier AB
Helsingborgs Dagblad, Nordvastra Skanes Tidningar, Landskrona-Posten (слились в 2001 г.) 87,2   Pukslagaren i Helsingborg AB (семья Sornmelius 50%, семья Ander 50%)
Nerikes Allehanda Nerikes-Tidningen 63,9   Liberala Tidningar AB (5 предприятий в газет­ной индустрии)
Ostgota Correspondenten 63,3   AB Ostgota Correspondenten (семья Ridderstad 61%)

 

Шведская модель газетного рынка имеет вековую традицию много­партийности. Подавляющее число печатных изданий страны принадле­жало партиям и группам рабочего движения, но с середины 1990-х гг. они стали распродавать свои доли в газетах частным медиакомпаниям с условием, что последние сохранят партийную направленность редакци­онных статей. До сих пор Партия центристов (ранее Аграрная партия) выпускает около 10 ежедневных газет по всей стране, которые в сово­купности отвечают за 5% общенационального тиража.

Для шведской газетной индустрии характерно присутствие на рын­ке сильных региональных игроков. На долю пяти региональных групп приходится 3—5% совокупного тиража газет в стране. Часто эти газетные группы являются монополистами в своем регионе.

 

Ведущие газетные издатели (2003)

Издатель Тираж, тыс. экз. Доля совокуп­ного тиража, % Коли­чество наимено­ваний Основные акционеры
Bonnier AB       Семья Bonnier
Schibsted ASA: — Aftonbladet Hierta AB — Svenska Dagbladet Holding AB 627 442     Schibsted ASA, рабочее движение Schibsted ASA
Tidnings AB Statnpen       Семья Hjorne
Nya Wermlands— Tidningen AB     11,5 Семья Ander
Gota Media AB       Фонд Barometern, Фонд Tore G. Warenstam
Всего 2 236   25,5  

 

В свете глобальной тенденции к концентрации печати зачастую не­сколько бизнес-единиц отвечают за прибыльность отрасли в целом. В 2003 г. всего три ведущих издателя газет — группа Bonnier, Schibsted и Tidnings Stampen — вместе приносили отрасли более 50% совокупных доходов.

Bonnier АВ — ведущая медиакомпания Швеции, которая до 2002 г. оставалась крупнейшей в Северной Европе (ее обошла финская Sanoma WSOY). В XIX в. предприятие Bonnier было известным издательским до­мом, позже компания расширила сферу своей деятельности и вышла на рынок газет и журналов. Лучшими активами компании на этом рынке сегодня являются Dagens Nyheter (утренняя, стокгольмский регион), Expressen/GT/Kvallsposten (национальная вечерняя), Sydsvenska Dagbladet (юг Швеции), Dagens Industri (национальная деловая). В 1970-х гг. Боннь-еры приобрели кинокомпанию Svensk Filmindustri, а после либерализа­ции рынка телевещания выкупили контрольный пакет акций общенаци­онального коммерческого канала TV4.

Компания Schibsted ASA (Норвегия) вышла на шведский рынок в 1996 г., купив контрольный пакет акций газеты Aftonbladet — символа рабочего движения Швеции. Менеджмент газеты находится под полным контролем норвежской компании, но Конфедерация шведских профсо­юзов оставила за собой право назначать редакторов колонок, выража­ющих мнение редакции. В 1998 г. компания приобрела вторую по тира­жу в стокгольмском регионе газету Svenska Dagbladet. Через дочерние компании Schibsted также контролирует шведскую киноиндустрию и про­изводство телепрограмм.

Tidnings AB Stampen, в отличие от первых двух предприятий, не ис­пользует возможности диагональной концентрации: компания выпуска­ет только газеты. Главный ее актив — ежедневная Goteborgs-Posten, веду­щая газета на юго-западе Швеции и четвертая по величине в стране.

В шведских и норвежских программах государственной поддержки прессы деньги поступают непосредственно к издателям, в то время как в Финляндии, например, часть субсидий распространяется через поли­тические партии. В 2003 г. доля государственной поддержки составляла в Швеции около 3% от общего среднегодового дохода газет, в Норве­гии — 2%, в Финляндии — 1%.

Дотации на прессу традиционно подразделялись на три гурппы — на поддержку производства, развитие и распространение издания; из них наибольшая доля средств всегда относилась на затраты на производ­ство, минимальная — на издержки, связанные с развитием издания.

С 1999 по 2002 г. государство планомерно сокращало объем субси­дий низкоконкурентным изданиям. Так называемые газеты второго ряда особенно остро ощутили недостаток государственных средств в 1999 г., отчасти в результате отмены в 1998 г. такой статьи бюджета, как дотация на развитие изданий. Лишь в 2003 г. го

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...