Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Психические состояния в ряду психических явлений и в структуре личности




ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Методическое пособие

По изучению дисциплины

Санкт-Петербург

 

Психокоррекция психических состояний и свойств личности

Учебно-методическое пособие дисциплины для специальности 020400 "Психология" – СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2005.

 

Рекомендовано на заседании кафедры психологии личности, протокол №________ от _______________2005 года

 

Утверждены и рекомендованы к печати на заседании Методического совета академии, протокол №___ от «___» __________ 2005 г.

 

Составитель: старший преподаватель Бахчеева Э.П.

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор Косман М.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 5

РАЗДЕЛ 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ.. 6

Тема 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В РЯДУ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ.. 6

тЕМА 2. сТРАТЕГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ 14

тЕМА 4. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.. 22

ТЕМА 5. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. 35

Тема 6. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. 46

ТЕМА 7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ 54

ТЕМА 8. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 57

Литература. 73


 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Преподавание курса «Психокоррекция психических состояний и свойств личности», относящегося к циклу дисциплин специализации «Психология личности», имеет целью сформировать у студентов систему знаний и умений в области психологической коррекции.

Задачи дисциплины:

1. Обобщить и расширить теоретические знания по проблемам психологии личности и психических состояний.

2. Овладеть принципами разработки и оценки эффективности психокоррекционных программ; апробировать полученные знания на практике при составлении собственных программ психокоррекции.

3. Сформировать профессиональные умения и конкретные навыки индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.

4. Способствовать развитию в личности студентов таких черт и качеств, наличие которых, обеспечивает гибкость личностной структуры и, как следствие, - может повысить эффективность профессионального взаимодействия, и расширить возможности самореализации.

Основными видами занятий по курсу являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа студентов в ходе внеаудиторных занятий. Изучение курса заканчивается экзаменом.

Текст учебно-методического пособия состоит из логически связанных друг с другом частей по числу изучаемых тем. Каждая часть включает в себя развернутый план лекции по определенной теме; планы семинарских и практических занятий; задания для самостоятельной работы студентов в ходе внеаудиторных занятий с указанием литературы, необходимой для изучения; вопросы для самоконтроля; словарь основных терминов по изучаемой теме. В конце пособия представлен список основной и дополнительной литературы по дисциплине.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НАД УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Характерными чертами курса «Психокоррекция психических состояний и свойств личности» как дисциплины специализации является, во-первых, интегративный характер, во-вторых – практическая направленность. Первая особенность определяет необходимое наличие у студента системных знаний о внутреннем мире человека: возрастных различиях, психологии эмоций, концепциях личности, индивидуальности. Так что освоение теоретических подходов к психокоррекции предполагает умение актуализировать имеющиеся знания, полученные в ходе освоения общепрофессиональных дисциплин, а также навык использования справочных материалов по заявленной теме. Второй важный компонент самостоятельной подготовки – это отработка умений и навыков психокоррекционной работы, приобретаемых на занятиях. Основным пожеланием при выполнении подобных заданий является подробная фиксация процесса и результатов деятельности, возникающих в ходе нее сложностей и вопросов.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ

Тема 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В РЯДУ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

1. Учебные вопросы лекции

Введение в дисциплину.

Классификация психических явлений по степени их динамичности. Проблема воздействия личностно – ситуационных факторов на поведение человека. Психические состояния и свойства личности как психические явления. Сущность и функции психических состояний, их внешние и внутренние детерминанты. Субъективная картина состояния. Структура психического состояния. Классификация психических состояний. Способы диагностики психических состояний

Психологическая коррекция – это особая область психологической помощи, которая ориентирована на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

В рамках курса психокоррекции мы рассмотрим три раздела: первый будет посвящен практической работе психолога с психическими состояниями, второй – психологической коррекции личностных свойств, а третий рассматривает специфику психокоррекционной работы как особого вида деятельности психолога-практика.

Данная лекция посвящена предмету первого раздела – психическим состояниям.

Рассматривая предмет психологической науки уже в первом приближении, осознаешь сложность, неоднородность психики. Ни одна из предпринятых в истории психологии попыток разбить психическое на дискретные составляющие, вычленить «первоэлементы» не увенчалась успехом. Однако в процессе постижения психического в его целостности для описания одной из его сторон абстрагирование от других возможно и необходимо. Итак, наиболее часто в ранг психических явлений включают психические процессы, психические состояния и психические свойства. С.Л.Рубинштейн состояния и свойства, по сравнению с психическими процессами, называл также продуктами или результатами психической деятельности.

 

Психические Психические Психические

процессы состояния свойства

 

           
   
 
   
 
 


Лабильность Стабильность

 

Текучесть и изменчивость в наибольшей степени присуща психическим процессам; психические состояния тоже имеют свою динамику, но при этом характеризуются все же большей устойчивостью и целостностью. Психические процессы могут переходить в психические состояния, например, процесс слухового восприятия (концерта, аудиозаписи) способен породить широкий спектр состояний: от наслаждения до утомления или раздражения.

Общность психических состояний и индивидуальных свойств психики заключается в том, что и те, и другие представляют собой синтетическую, интегративную личностно специфичную картину психической деятельности, а не отдельных ее сторон. Эта близость психических состояний и свойств находит отражение в их означающих: так об активности, сосредоточенности, неуверенности можно говорить, подразумевая как временные состояния, так и устойчивые черты. В то же время, это соответствие состояния свойству не обязательно. Поскольку психическое состояние, в большей степени, нежели психическое свойство, обусловлено актуальной ситуацией и является своего рода реакцией на эту ситуацию, «неуверенность» в данной ситуации может и не означать неуверенности как устойчивой характеристики, присущей личности, которая ее (эту неуверенность) переживает.

Человеческая жизнь – непрерывная цепь состояний, сменяющих друг друга, похожих, но никогда не совпадающих одно с другим.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов).

В.Н. Мясищев понимает под состоянием «общий функциональный уровень, на фоне которого развертывается психический процесс».

Состояние есть нечто целостное, завершенная структура. Оно более устойчиво, нежели психический процесс, однако изменчивость также является неотъемлемой чертой состояния. Психический процесс может перейти в состояние, которое, в свою очередь теснейшим образом взаимосвязано с индивидуальными особенностями личности.

Психическое состояние может быть рассмотрено с различных точек зрения: как форма интеграции психических процессов, как механизм обобщенной субъективной оценки реальности.

Рассматривая психическое состояние как результат взаимодействия человека с миром и самим собой, можно представить его в качестве одной из картинок калейдоскопа – целостной композиции, конфигурация которой складывается как отклик чуткого внутреннего механизма на любое изменение ситуации.

В качестве основных функций психических состояний можно выделить следующие:

· регулятивная – адаптация к окружающей среде; саморегуляция может осуществляться на основе формирования обобщенной оценки ситуации, а также через формирования субъктивного отношения к ней (В.Н. Мясищев)

Л.П. Гримак отмечает, что степень соответствия состояния вызывающим их условиям может быть нарушена по многим причинам, что приводит к снижению приспособительной роли состояний.

· интегративная – образование функциональных единиц (процесс-состояние-свойство), иерархических структур, определяющих вектор психической активности в данный момент времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...