Понятие психологической коррекции
Отчасти неопределенная позиция данного вида психологической помощи объясняется нечеткостью и неоднозначностью применения термина «психологическая коррекция» как теоретиками, так и практикующими специалистами. Последние психокоррекционной считают ту часть своей работы, которая не является ни диагностикой, ни преподаванием, ни консультированием, зачастую, и ни развитием, при этом обычно подразумевается некое воздействие на объект коррекции. Чаще всего ситуация с психокоррекционной работой выглядит так: все понимают о чем идет речь, но не могут внятно сформулировать. Анализ тех немногих источников, которые напрямую посвящены проблематике психокоррекции, позволяет выявить ряд проблемных вопросов, ответы на которые не найдены или неубедительны, но поиск которых при этом является значимым и для практических психологов, и для преподавателей, и для разрабатывающих теорию психокоррекционной работы: 1. Каков предмет психокоррекции: только ли недостатки в психическом развитии, составляют его или в него могут быть включены другие элементы психической жизни? 2. Есть ли качественные различия между психокоррекционной работой и психотерапией или они проявляются только в статусе участников (больной/клиент, врач/психолог)? 3. Каково соотношение таких областей практической психологии как психологическое консультирование и индивидуальная психокоррекция – можем ли мы утверждать, например, что консультация по вопросу изменения какой-то неконструктивной модели поведения – это консультирование, а не коррекция? 4. Как можно определить разницу между понятиями «психокоррекционная группа», «группа развития личности», «психотерапевтическая группа»?
Какими будут ответы на эти вопросы, несомненно, зависит о многих факторов, в частности, от методологической установки исследователя. Возникновение термина «психокоррекция» в рамках дефектологии, видимо, влияет на его прочтение и после выхода за рамки аномального развития. В частности, в традиционном варианте толкования понятия: «Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» (Осипова А.А., 2000), - акцентируется директивный подход психолога, осуществляющего коррекцию (исправление). От дефектологии данное определение отличает только наличие «специальных средств психологического воздействия». В другом случае под психокоррекцией понимается «процесс восстановления психологического здоровья … в условиях направленной психологической помощи» (Хухлаева О.В., 2001). Очевидным преимуществом данного определения является позитивная установка (на психологическое здоровье), лежащая в его основе, а недостатком – то, что в этом случае трудно развести категории «психологическое консультирование» и «психокоррекция». Автор вводит для этого возрастной параметр: «Говорить же о коррекции возможно, по нашему мнению, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится, в основном, по внешнему запросу…», тогда как «начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование» (Хухлаева О.В., 2001). Сложно с этим согласиться, поскольку достаточно большое количество психологических трудностей взрослых людей и подростков решается именно посредством коррекции – буквально – исправления недостатков (например, в поведении – это групповая коррекция неуверенного поведения, застенчивости).
С нашей точки зрения под психокоррекцией следует понимать вид психологической помощи, предполагающий формирование неслучайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом – психологом. В этом случае психокоррекция может затрагивать широкий спектр вопросов от исправления недостатков психического развития до помощи в поиске путей самореализации. Рассматривать проблематику личностного роста в рамках психокоррекционной работы имеет смысл только в случае расширительного толкования термина «психологическая коррекция». В случае если речь идет о психокоррекции как системе методов (только) исправления недостатков, закономерным является поиск средств повышения адаптивных возможностей личности. Однако рассмотрение человека в качестве целостного образования приводит к мысли о невозможности только избавления его от «мешающих» поведенческих моделей или способов взаимодействия с окружающими (вещной и социальной реальностью) без формирования новых стратегий самореализации. В этой связи изучение механизмов и путей личностного развития является необходимым. Кроме того, психокоррекция как один из способов психологической поддержки предполагает актуализацию личностных резервов в направлении саморазвития, если возникновение трудностей связано не столько с работой дезадаптивных механизмов психики, сколько с поиском возможностей продвижения по пути самоосуществления. В указанном контексте родовым является понятие «психологическая помощь», которая включает в себя как исправление недостатков в развитии, так и формирование новых, более продуктивных форм самовыражения. Результатом психокоррекционной работы в первом случае является повышение адаптивных возможностей, а во втором - возможностей, связанных с личностной самореализацией. Таким образом, целью психологической коррекции является восстановление психологического здоровья обратившегося за помощью. Значимым является то, что психокоррекционная работа должна осуществляться «многоканально»: во взаимодействии психолога и клиента, клиента и его социального окружения и самостоятельной коррекции своей личности, но именно в ситуации движения по пути самореализации ведущая роль должна принадлежать самокоррекции личности.
Объектом психологической коррекции являются психически здоровые люди, самостоятельно не справляющиеся с психологическими трудностями и люди, находящиеся в пограничном состоянии (то есть имеющие разные уровни психологического здоровья). Соответственно, предметом психокоррекции будут выступать сами психологические трудности – в зависимости от ситуации это могут быть нарушения в поведении, в межличностном взаимодействии, неблагоприятно сказывающиеся на психологическом здоровье состояния, неудовлетворенность своей карьерой и личной жизнью и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|