Задания для самостоятельной работы студентов.
1. Проанализируйте различные подходы психологической коррекции состояний, представленные в литературе (см. Л.П. Гримак, В.Н. Панкратов, Ф.Д. Горбов, Л.В.Куликов). выбором одного из современных направлений психокоррекционной работы, обосновать свое решение (в чем именно выбранная концепция соотносится с Вашей позицией как профессионала и как личности). 2. Выберите один из подходов к психокоррекции состояний и проанализируйте выбранную концепцию, охарактеризовав ее по следующим пунктам: 1) общие сведения: авторы, истоки (теоретическая база), место в современной психологии; 2) базовые идеи, сущность концепции, ее специфика; 3) основные методы и техники психокоррекционного воздействия; 4) подробное описание нескольких наиболее типичных приемов (уметь продемонстрировать приемы в студенческой группе). 3. Сопоставьте выбранный Вами метод (подход) с двумя другими по факторам: трудоемкость, длительность, зависимость от личности осуществляющего коррекцию, эффективность, прогностичность. 4. В течение недели сознательно применяйте техники работы с неприятными эмоциональными состояниями. Фиксируйте данные самонаблюдения в дневнике: «ситуация, вызвавшая негативное эмоциональное состояние, реакция, возможные последствия, какая техника использовалась, результаты применения техники. Вопросы для самоконтроля 1. Что означает термин «негативное психическое состояние»? 2. Приведите примеры негативных психических состояний. 3. Определите, в чем состоит качественное своеобразие следующих состояний: тревога, фрустрация, стресс, депрессия. 4. Сопоставьте депрессию и стресс по основным критериям – характеристикам эмоциональных состояний.
5. Какие методы и техники психокоррекционной работы с негативными состояниями Вы знаете? Каковы их слабые и сильные стороны? Словарь Негативные психические состояния - такие состояния, которые не выполняют своей приспособительной функции, что приводит к ощущению дискомфорта, снижает эффективность поведения и деятельности. Фрустрация – психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. Депрессия понимается как психическое состояние различной степени выраженности, характеризующееся подавленностью, апатией, печалью. Тревога – центральное состояние в ряду; проявляется как переживание неопределенной угрозы, чувство неясной опасности. Гиперстезические реакции – повышение чувствительности по отношению к стимулам, ранее бывшим безразличными, определяющее генерализацию чувства тревоги. Тревожно-боязливое возбуждение – состояние, проявляющееся в повышенной двигательной активности, панических поисках помощи, крайняя степень тревоги, связанная с дезорганизацией поведения. ТЕМА 4. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ 1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание. Психосоматическая саморегуляция: приемы самовнушения, аутогенная тренировка (АТ), техники визуализации. Аутогенная тренировка - активный метод психокоррекции, психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление саморегуляции человека, нарушенной в результате стресса. Элементы АТ: самовнушение, мышечное расслабление, регуляция дыхания. Предложена АТ Шульцем в 1932 году. Физиологическая основа: усиление тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы за счет ослабления активности коры - лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и нейтрализации стрессового состояния. Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: 1-я - низшая: обучение релаксации с помощью упражнений (тяжесть, тепло, ритм сердца, дыхание); 2-я - высшая: аутогенная медитация.
Позы: ▪ кучера; ▪ лежа; ▪ полулежа – глаза закрыты. Шульц предложил завершать каждое упражнение формулой – целью: «Я спокоен. Я совершенно спокоен». Основные упражнения аутогенной тренировки 1. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах: «Правая рука совершенно тяжелая»….. «Руки и ноги совершенно тяжелые» 2. Тепло:……..«Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые» 3. Регуляция ритма сердечных сокращений: «Сердце бьется сильно и ровно» 4. Нормализация дыхательного ритма: «Дышу совершенно спокойно» 5. Вызывание ощущения тепла в брюшной области: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» 6. Мюллер-Хегман: «Лицевые мышцы полностью расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» Вызывание ощущения прохлады в области лба: «Мой лоб приятно прохладен». Мюллер-Хегман: «Лицевые мышцы полностью расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» Показатель усвоения упражнения – генерализация ощущений. На проработку каждого упражнения – 2 недели, весь курс –3месяца. Занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю продолжительность – 15 -20 минут. Самостоятельные тренировки – дважды в день. Прогрессирующая мышечная релаксация Джекобсона Прогрессирующая мышечная релаксация относится к числу поведенческих методов психокоррекции и заключается в отработке навыка произвольного расслабления мышечных групп, основанного на развитии способности улавливать напряжение в мышцах. Автор метода Е. Джекобсон подразделял все мышцы на 16 групп. Последовательность упражнений · Мышцы верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с ведущей руки). · Мышцы лица (лоб, глаза, рот). · Шея · Грудная клетка. · Живот. · Мышцы нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги). Техника Упражнение начинается с 5-7 секундного нарастания напряжения заданной группы мышц (например, на счет «десять»), которые затем полностью расслабляются (сброс напряжения), и внимание сосредоточивается на состоянии релаксации в этой области. Переход к следующей группе мышц осуществляется только после того, как будет достигнуто полное расслабление мышц первой группы.
По мере приобретения навыка мышечные группы укрупняются, сила напряжения уменьшается, внимание концентрируется на воспоминании. Курс обучения длится от полугода до года с частотой занятий 1-3 раза в неделю по 30-60 минут. Самовнушение – это процесс внушения, направленный на себя. Как метод психологической коррекции самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя различные ощущения, образы, управлять памятью, вниманием, эмоциональными и соматическими реакциями. Правила самовнушения · Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) формул самовнушения · Самовнушением, с точки зрения В.М. Бехтерева, лучше заниматься в состоянии бодрствования (после пробуждения или перед засыпанием) · Формула самовнушения, по возможности, имеет позитивную направленность: не «У меня не будет болеть голова», а «Голова у меня ясная и свежая». · Сосредоточение на формуле самовнушения должно быть расслабленным, а не активным, исключающим всякие судорожные волевые усилия. Техники, связанные с работой воображения (визуализация ) В данную группу приемов входят такие способы работы с ситуацией, в основе которых лежит способность человека к произвольному формированию представлений (управляемая визуализация) о предметах и явлениях окружающей действительности, а также о собственных переживаниях, ожиданиях и прочих сторонах внутренней жизни. Механизмом работы техник психосаморегуляции, основанных на работе воображения, является проекция, в том смысле, что отреагирование противоречий происходит посредством воплощения психотравмирующих событий в образно – символическую форму и последующей интерпретации образов. Практикум саморегуляции Студенты заранее предупреждаются, что на следующих занятиях понадобится свободная, не стесняющая движений, одежда и мягкая, легкая обувь. За 10 учебных часов, отведенных на обучение техникам саморегуляции невозможно, с точки зрения Шульца, овладеть навыком аутогенной тренировки, однако можно обрести полезный опыт – опыт релаксации и работы со зрительными образами.
За отведенное время студенты апробируют: · АТ Шульца с обсуждением телесного опыта – 2 занятия по 45 мин.; · релаксацию по Джейкобсону (проводят сами студенты) - 2 занятия по 45 мин.; · «Цветовые» медитации (проводят сами студенты) – 90 мин; · техника визуализации – упражнения «Дом», «Подмостки» - 45 мин.; · техники, направленные на быстрое преодоление стресса – 45 мин; · последнее занятие – обобщающее по техникам саморегуляции, включающее в себя тест на знание основных техник, а также обмен опытом применения методик и предложение собственных формул самовнушения. Успешное прохождение данного блока занятий связано с выполнением студентами серии самостоятельных заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|