Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и разновидности депрессии




Депрессия общепризнанно является одним из старейших по выявлению и наиболее распространенных нарушений. По данным Американской ассоциации психиатров, выявлено, что каждый десятый индивид так или иначе в своей жизни испытывал угнетенное состояние.

В целом депрессия понимается как психическое расстройство, которое оказывает воздействие на физические, физиологические и социальные функции индивида. Степень депрессивных проявлений имеет широкий диапазон от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств, которые могут привести к суициду, повышая тем самым риск летального исхода для лиц с соматическими и физическими нарушениями. Депрессия может протекать и как самопроходящее нарушение (даже при крайне выраженном проявлении ее индивид в конце концов может самостоятельно выйти из этого состояния), и как повторяющееся (большинство людей, раз испытав депрессивное состояние, отмечают его хотя бы однократное возвращение). Примерно 25 - 30 % лиц с выявленной депрессией характеризуются хроническим ее течением с незначительными проявлениями или даже бессимптомно.

Специфика депрессии

Как синдром депрессия характеризуется пятью параметрами:

1) дистрессивным, обычно переживаемым индивидом как глубокая печаль;

2) когнитивным, включающим негативную самооценку и пессимистическое отношение к будущему;

3) выраженной пассивностью и снижением активности по целому ряду видов деятельности;

4) мотивацией, предполагающей потерю интереса и суицидальную направленность;

5) вегетативными нарушениями, такими как потеря аппетита, сна, интереса к сексу.

Маниакальный синдром обычно меняет знак проявлений пяти указанных параметров на противоположный и, как установлено еще Е. Крепелином, встречается достаточно часто наряду с депрессией у тех же самых индивидов.

Причины депрессии

Депрессивные состояния, по полученным данным, могут быть спровоцированы личностными и когнитивными особенностями (например, иррациональными установками); кроме того, оказалось, что одним из существенных факторов является посттравматический стресс при физическом или сексуальном насилии.

Было выявлено, что у замужних женщин депрессия встречается чаще, причем, чем больше детей в семье, тем больше вероятность ее появления.

Как оказалось, экономический статус имеет высокий уровень корреляции с признаками депрессии, а бедность признается "тропой в депрессию".

Еще одной актуальной и достаточно новой для психологии на сегодняшний день является проблема влияния депрессии и дистресса родителей на развитие детей, начиная с младенчества, детства и до подросткового возраста.

Возможно специфическое проявление депрессии – «от успехов», которое возникает вследствие опустошенности и растерянности, сопровождающих достижение цели, путь к которой был слишком труден.

Виды депрессивных нарушений

По степени выраженности психопатологи выделяют три уровня депрессивных нарушений: первый характеризуется наличием изолированного симптома, выражающегося в неприятном аффективном состоянии, обозначаемом как печаль; второй относится к клиническим синдромам и включает целый ряд признаков и симптомов, частота проявления которых меняется (на этом уровне речь идет о депрессии, имеющей аффективные, когнитивные, поведенческие, мотивационные и вегетативные признаки и симптомы); третий - наиболее сложный уровень, относится к нозологическим расстройствам и предполагает наличие не просто обычной симптоматики, но также и определенного соотношения в причинах, прогнозе, лечебных предпосылках и особенно в этиологии.

Проходящие состояния печали являются достаточно обычными и характерны для большинства людей в тот или иной период жизни. Депрессия как синдром встречается менее часто, но, тем не менее, остается достаточно распространенной формой психопатологического дистресса. Депрессия как выраженное нозологическое расстройство наблюдается еще реже, однако является одним из преобладающих форм психопатологических расстройств.

Методы выявления депрессии

Методы выявления депрессии охватывают все три уровня. На уровне дискретного аффективного симптома типичными методиками являются различные тесты-опросники, шкалы, которые обычно основываются на системе выбора и обеспечивают элементарную психометрическую базу измерения флуктуаций в настроении на протяжении короткого периода времени.

На уровне синдрома для адекватной оценки используется система разнообразных самоотчетов и клинических наблюдений. Среди множества видов самоотчетов и шкал достаточно популярными остаются такие, как депрессивная шкала Бекка (Beck Depression Inventory - BDI) и шкала № 2 - депрессия MMPI, кроме того, различные клинические интервью.

Коррекция депрессии

Проблема лечения и психологической коррекции депрессии обычно рассматривается в рамках следующих подходов к воздействию на симптоматику, оказавшихся наиболее успешными, по мнению специалистов: антидепрессантное медикаментозное лечение, а также психологическая коррекция и вербальная психотерапия.

В когнитивно-бихевиористской терапии основным считается подход, разработанный А. Бек; кроме того, существует ряд методик, которые включают теорию социального научения, базирующуюся на моделировании, самоконтроле и разрешении проблемной ситуации; обучение самоинструктированию и рациональную эмоциональную терапию, а также их различные сочетания. В данных методиках, кроме указанных выше интервью и опросников, в качестве критериев эффективности проводимых воздействий используются такие показатели, как соответствие положения тела (по направлению к другим), контакт глаз, четкость проговаривания и эмоциональная окраска речи. В ролевых играх внимание концентрируется на проблемах, когнитивная перестройка направлена на обучение навыкам распознавания иррациональных мыслей и на умение решать проблемы.

Когнитивно-бихевиористская психология в целом связана с выработкой навыков самоконтроля, самоактуализации и управления ситуацией. Клиенты обучаются контролировать свои мысли, расслабляться, самостоятельно или в группе разрешать проблемные ситуации, влиять на свое настроение, наращивать положительный потенциал своей деятельности, повышать самооценку, отрабатывать более адаптивный стиль поведения, анализировать отсроченные последствия того или иного типа поведения.

Зачастую семейные проблемы являются прямым источником детской депрессии, поэтому привлечение членов семьи к терапевтическому воздействию оказалось и разумным, и успешным. Впервые в США семейная терапия в рамках детской депрессии была предложена К. Старком и его коллегами. 1987 г. был крайне урожайным на попытки соединить когнитивно-бихевиористские техники с семейной терапией. В результате на свет появились образовательные курсы, читаемые отдельно для детей и их родителей, системы терапевтических воздействий, направленных на семью и на школу.

Курс "Преодоление депрессии", разработанный П. Левинсоном и его коллегами, основывается на психолого-образовательном подходе, включающем подачу информативных знаний и обучение следующим техникам: контроля за депрессивными настроениями через релаксацию, наращивания числа позитивных событий, блокировки негативных мыслей, эффективности общения, разрешения проблем, выработки социальных навыков. Системный интерперсональный подход к преодолению депрессии, предложенный И. Готлиб и К. Колби, представляет собой систему семейной терапии, учитывающую интрафизические (когнитивные) и интерперсональные факторы. Этот подход напоминает нисходящее продолжение интерперсональной психотерапии, применяемой в семейном контексте, и исходит из того, что, по крайней мере, частично депрессия обусловлена и развивается под воздействием семейных взаимоотношений. Кроме того, депрессия зачастую выполняет некоторые внутрисемейные функции, в частности, депрессивные проявления у ребенка могут снять или притушить супружеский конфликт между родителями. Системная интерперсональная терапия в целом непродолжительна, действенно ориентированна и акцентирована на настоящем. В процессе психотерапии исследуются взаимодействия членов семьи, поддерживающие депрессию, и фокус переносится с индивида, страдающего депрессией, на семью в целом. Семейная психотерапия часто дополняется индивидуальной, где страдающему депрессией разъясняется негативность собственного когнитивного стиля и воздействие его поведения на других; кроме того, у него формируется потребность в увеличении числа приятных видов деятельности, в которых он может принимать участие.

2. Семинарское занятие - круглый стол:

«Зарубежные и отечественные направления психокоррекционной работы».

За месяц до семинарского занятия все студенты получают следующее задание:

1. Определиться с выбором одного из современных направлений психокоррекционной работы, обосновать свое решение (в чем именно выбранная концепция соотносится с Вашей позицией как профессионала и как личности).

2. Проанализировать выбранную концепцию и охарактеризовать по следующим пунктам:

· общие сведения: авторы, истоки (теоретическая база), место в современной психологии;

· базовые идеи, сущность концепции, ее специфика;

· основные методы и техники психокоррекционного воздействия;

· подробное описание нескольких наиболее типичных приемов (уметь продемонстрировать приемы в студенческой группе).

3. Применить некоторые из изученных приемов на практике. Результаты зафиксировать и представить анализ полученных данных.

4. Сформулировать пять вопросов по проработанному материалу.

Непосредственно во время занятия студенты разбиваются на группы по 3-6 человек в соответствии с выбранной школой или направлением.

Наиболее часто в обсуждении участвуют «представители» гештальт–психологии, поведенческой, гуманистической школ психологии, а также более частных направлений: арт–терапии, сказкотерапии и др.

В ходе семинара сначала осуществляется групповая подготовка к краткому сообщению по теме круглого стола и демонстрации наиболее показательных приемов на практике, выбирается спикер группы. По окончании каждого выступления представители других групп – участников задают уточняющие вопросы, могут выступать с критическими замечаниями.

По окончанию выступлений представители групп оценивают друг друга по 10-балльной шкале с обоснованием принятых решений.

Практическое занятие № 2: «Техники работы психолога с негативными психическими состояниями»

1. Студентам, предварительно разбившимся на пары, предлагается определить эмоциональное состояние своего партнера любым из известных ему способов.

2. Поменявшись «парами» участники занятия поочередно отрабатывают отдельные техники работы с негативными состояниями.

3. Групповое обсуждение: какие из техник я применил(а), какие из них похожи на те, что я применяю обычно для работы с негативными состояниями, какие оказались новыми, какие из них приемлемы, а какие не подходят мне и почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...