Способы диагностики психических состояний.
Оценка функционального состояния должна быть интегральной. С точки зрения В.Л. Марищука, эти исследования должны осуществляться психологами с привлечением врачей-клиницистов и лаборантов, а также – физиологов. Показателями для оценки состояния могут являться: Внешнеэмоциональные проявления (включающие некоторые вегетативные реакции): · характерные особенности мимики и пантомимики; · наличие особого непроизвольного напряжения мышц – скованности; · наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в тонусе; · наличие особой, немотивированной и нехарактерной для данного субъекта подвижности; · изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»); · тремор; · непроизвольные движения глаз; · выраженные изменения в интонациях голоса, в артикуляции. Физиологические реакции: · показатели ЭКГ (частота, ритм сердечных сокращений); · величина АД; · показатели дыхания (частота и соотношение вдоха и выдоха); · температура тела; · зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка); · кожно-гальваническая реакция; · изменение перистальтики кишок и желудка; · показатели силы и выносливости; · показатели ЭЭГ. Биохимические данные: · общий анализ крови (эозинопения и лимфопения характерны для стресса); · содержание сахара и липоидов в крови; · ph слюны. Неврологические показатели: · форма и диаметр зрачка, реакция на свет и др.; · дрожание век при закрытых глазах; · симметричность иннервации лица и языка; · координация движений, «пальценосовые пробы»; · сухожильные рефлексы; · оральный автоматизм. Психологические и психофизиологические показатели: · время и ошибки сенсомоторных реакций, реакций на движущийся объект;
· устойчивость ясного видения; · критическая частота слияний мельканий, фосфены; · хроноксия и реобаза мышц; · показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы; · точность усилий и показатели двигательной памяти; · устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания; · координация и точность движений (аппаратные методики); · данные пространственного восприятия и глазомера; · данные ассоциативного эксперимента · показатели помехоустойчивости. На уровне поведения и деятельности могут оцениваться: · настроение (интервью, опросники, проективные тесты); · субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомлении, работоспособности; · субъективное восприятие стресса (опросники); · эмоциональное состояние, установка, направленность личности (проективные тесты); · общие поведенческие реакции (наблюдение); · поведение на работе и в коллективе (экспертные оценки, например, методом независимых характеристик по К.К. Платонову). Тестовые методы оценки психических состояний К наиболее часто используемым методикам относятся: · Метод самооценки тревожности по Спилбергеру; · Опросник САН; · Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга. Кроме того, психическое состояние замеряется в процессе использования проективных методов План проведения семинарского занятия Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению 1. Понятие «стресс». Виды стрессоров. 2. Физиологические механизмы стрессовой реакции. 3. Фазы стресса (Г.Селье). 4. Типы стрессовых реакций. 5. Диагностика стресса. 6. Стресс и психосоматические проблемы. 7. Оказание помощи при остром стрессе. 8. Методы повышения стрессотолерантности. Темы докладов (выступлений). 1. Профессиональный стресс. 2. Психокоррекция больных психосоматическими болезнями.
3. Стресс и личностные особенности. 4. Психологическая поддержка и стресс. 5. Реакция на стресс типа «А». Вопросы для размышления и групповой дискуссии 1. Жизнь без стресса – это хорошо? В чем, на Ваш взгляд, положительное влияние стресса на жизнь человека? 2. Какой из типов реакции на стресс предпочтительнее? 3. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на умение справиться со стрессом? Задания для самостоятельной работы студентов. 1. Сгруппируйте процессы, состояния и свойства по фактору взаимовлияния. В случае необходимости дополните группу недостающими процессами, состояниями или свойствами. Пример:
2. Рассмотрите явления психики, выписанные Вами в графу «Психические состояния», с точки зрения их знака следующим образом: сначала – исходя из социо-культурного стереотипа, а затем – попытайтесь уловить в том же состоянии противоположный смысл, т. е., если общепринято состояние считается неприятным, обнаружить его позитивное влияние на человека и, наоборот, при позитивном значении состояния – его возможный негативный смысл для самого человека и его окружения. Пример:
3. Пронаблюдайте в течение недели за своими реакциями на стрессовые ситуации. Опишите их в дневнике по следующей схеме: ситуация, вызвавшая стресс, внешние и внутренние проявления стрессовой реакции, оценка Вашей реакции окружающими людьми, способ разрешения ситуации, оценка конструктивности способа, последствия стресса. Оформите результаты наблюдения в таблицу. 4. Запишите вопросы, появившиеся у Вас в процессе самостоятельной работы. 4. Практикум диагностики и самодиагностики психических состояний 1. Шкала – градусник. 2. Опросник «Актуальное состояние». 3. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке (тревога, агрессия, фрустрация, депрессия, эмоциональное выгорание, уверенность). 4. Изучение экспрессивного компонента психических состояний. 5. (Метод прямого наблюдения эмоциональной экспрессии) Вопросы для самоконтроля 1. Какое место занимают психические состояния в структуре психических явлений? 6. Какие виды психических состояний Вы знаете? 7. Что влияет на актуальное эмоциональное состояние человека? 8. Перечислите составные элементы психического состояния. 9. В чем состоит специфика стрессового состояния, какие факторы могут вызвать стресс? 10. Как осуществить диагностику психического состояния? 11. Как работать с острым стрессовым состоянием? 12. Что означает термин «психосоматическое состояние»? Словарь Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Активационные характеристики психического состояния – интенсивность психических процессов, связанная с уровнем функционирования ЦНС; проявляется в ясности сознания, скорости движений, энергичности и т. д. Тонические характеристики психического состояния – активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающих готовность к действию. На психологическом уровне тонус ощущается как наличие (отсутствие) энергии, ресурса сил.
Тензионные характеристики психического состояния - уровень волевого регулирования и показатели связанной с этим напряженности. Эмоциональные характеристики (модальность) – качественное своеобразие состояния: тревога, наслаждение, печаль, … «Знак» состояния – расположение его на шкале «приятно - неприятно» бывают благоприятными, положительно окрашенными и неблагоприятными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|