Онтопсихология (А. Менегетти)
А. Менегетти – итальянский психолог, психотерапевт, основатель школы и Международной ассоциации онтопсихологии (1970), в 2002 году на факультете психологии СпбГУ открыта лаборатория онтопсихологии. Психологи, объединенные идеями этой школы, разрабатывают методы психолологической помощи клиентам в решении их психологических и психосоматических проблем. Теоретико-методологической основой онтопсихологии являются работы Адлера, Фрейда, Юнга, Роджерса, Маслоу, Мэя и др. Онтопсихология ("психология бытия"), рассматривает человека как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Главная цель онтопсихологии - выработка у человека этого второго рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни. Онтопсихологи полагают, что в основе человеческой природы лежит строго определенный замысел, который и обусловливает индивидуальное своеобразие человека, создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется энергетическим ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся собственной волей и проявляющим себя во всех физических и психических процессах человеческого организма. Ин-се – внутренняя сторона любого действия, знания и представления человека. Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле, неудовлетворенности, сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе, темпераменте, инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се остается трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положительный заряд.
Человеческое сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ей. Однако в каждом конкретном случае человеку трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти, обладает также существующий в мозге человека «монитор отклонения», функцией которого является коррекция истинной информации о жизни. Монитор отклонений тоже проявляет себя в целом наборе негативных ощущений, которые воспринимаются человеком как холод, страх, ограничение пространства и др. Определенный отпечаток на поведение личности накладывают такие своеобразные психические структуры как комплексы – прижизненные формирования, складывающиеся в детстве в зависимости от характера любви, которую получал ребенок. Немаловажное значение имеет т. н. семантическое поле, трактуемое как форма энергии, конфигурация бытия, в которой реализовалось единство времени, пространства, взаимодействия человека с окружающим миром в динамическом развитии. Изучение всех нюансов семантического поля позволяет глубже понять человека, знать о любом действии, видимом или невидимом, имеющем к нему отношение. Личность становится сознательной уже после того, как она сформирована другими личностями: семьей, школой, … Как позднее образование сознательно-логическое "Я" не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем более, что из представленной структуры личности следует, что люди в основном являются продуктом собственного. подсознания. Таким. образом, справиться с психологическими проблемами, обрести подлинное самосознание человек не в состоянии без помощи психолога, в частности онтопсихолога.
Свои функции онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность сознания к отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу. Техники онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и оперативный контакт с Ин-се, научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь, стать творцом и создателем себя самого. Гештальттерапия Основатель данного психотерапевтического направления – Ф. Перлз. Представителями этой школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия. Перлз использовал термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования. Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов, непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом. Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы "Я" и взаимодействия с людьми. В зависимости от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. 1) слияние проявляется в неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей др. людей; 2) интроекция – мышление и действие от имени интериоризированного авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собственную систему верований без анализа и переструктурирования; 3) проекция состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт; 4) ретрофлексия означает раскол личности на противоположные части (напр., "Я презираю себя").
В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим. Опираясь на данную модель, представители данного направления. разработали принципы: "Я-Ты", "что и как", "здесь и теперь". Результатом психологической помощи является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем. В гештальт-подходе не используется интерпретация. Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, метод "пустого стула". Для отношений клиента с психологом характерно признание за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его естественное стремление к росту. П. Гудмен сформулировал эту позицию в парадоксальной фразе: "Самое худшее, что Вы можете сделать для человека, – это помогать ему". В процессе психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и самодостаточным. Психосинтез (Р.Ассаджоли) С точки зрения Р. Ассаджиоли, личность включает следующие элементы:
1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, свободно переходящие в сознание), 3) высшее бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и вдохновения); 4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и г. д., доступных наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего бессознательного); 5) сознательное "я" (точка чистого самосознания, находится в центре поля сознания); 6) высшее "Я" (истинное "Я", постоянный центр, из которого "Я" возвращается в сознание; находится в верх. точке высшего бессознательного); 7) коллективное бессознательное (подобно архетипам Юнга, находится вокруг областей бессознательного). Отсутствие внутреннего единства личности является причиной болезней души и тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии достижения внутреннего единства: 1) глубокое познание своей личности (исследование элементов, ее образующих, - то, что осуществляет психоанализ), 2) контроль над отдельными элементами личности (методом разотождествления себя с ними); 3) постижение своего истинного "Я" – выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне – на идеальную личность); 4) психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра: использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личности, согласование и соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|