Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психокоррекция в системе психологической помощи




Если попытаться обозначить хотя бы основные проблемы личности в современном мире, то получиться достаточно длинный перечень. Социальные проблемы, присущие современной культуре - терроризм, влияние средствами политики, возросшая роль СМИ, процессы глобализации и противоположные им тенденции, - с необходимостью вписываются в структуру личности, обнаруживаясь в форме тревоги, отчуждения и переживание чувства одиночества, агрессии и неумения противостоять манипуляции, поиска и потери смысла, проявляясь в нарушении механизмов саморегуляции, и росте числа психосоматических расстройств. Реальность сегодня эмоциогенна и стрессогенна. Но с другой стороны, очевидно, что реакцией и на возрастающий темп жизни, и на воздействие традиционно рассматриваемых как негативные социальных факторов, необязательно должна являться невротизация личности или болезнь. При этом конструктивным моделям поведения и способам деятельности можно научиться, в той же мере, в какой возможен поиск индивидуальной стратегии собственной жизни, способствующей максимальному раскрытию личностных потенциалов. Психологическая помощь в смысле выбора и построении жизненной траектории может сыграть важную роль, а психолог - выступить в качестве связующего звена, посредника между человеком - субъектом (познающим, действующим) и его богатыми внутренними резервами.

Означающее «психологическая помощь», в отличие, например, от понятия «профессиональная деятельность практического психолога», имеет выраженную ценностную, гуманистическую окраску, акцентирует значимость влияния позиции психолога на результат его сотрудничества с клиентом. Правда, дальнейшие размышления в этом направлении приводят к выводу о том, что некоторые области применения психологических знаний не имеют отношения к психологической помощи (речь идет, например, о техниках манипулирования массовым сознанием).

Психологическая помощь уже сегодня занимает в обществе определенную нишу; невозможно представить себе ни современную школу без штатного психолога, ни профотбор без использования психологических методов, ни политическую пропаганду или рекламу, не основанную на знании закономерностей воздействия на психику потребителя. Система психологической помощи представлена сегодня во многих сферах жизни и деятельности человека, однако вопрос «какой она должна быть?» по-прежнему решается неоднозначно. Традиционно психологическая помощь рассматривается как расширительное понятие, включающее в себя возможные сферы деятельности практического психолога: психопрофилактику, психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, психологическое сопровождение.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

                       
           
 

 


Психодиагностика   Психопрофилактика   Психологическое консультирование консультирование     Психологическое сопровождение   Психологическая коррекция   Психотерапия

 

Сравнивая работу психолога-практика начала 90-ых гг. прошлого века с его деятельностью в настоящее время, можно заметить, что психологическая помощь в наши дни имеет более «психокоррекционную» (не «психодиагностическую», как раньше) направленность. Наряду с зарекомендовавшими себя с положительной стороны областями преимущественного использования психодиагностических методов (системы профотбора, например), основная масса услуг психолога, ориентированных на психически здоровую личность, имеет выраженный психокоррекционный компонент. Это значит, что помимо констатации фактов психической реальности (постановка психологического диагноза, прогнозирование), во внутренней жизни, в поведении, в отношениях и деятельности человека, обратившегося за психологической помощью, происходят целенаправленные неслучайные изменения, являющиеся результатом его сотрудничества с психологом. Коррекция является обязательным элементом деятельности профессиональных консультантов и психологов-тренеров, специалистов, занимающихся психологическим сопровождением, и психологов организаций (от детских садов до производственных коллективов); психокоррекцию осуществляют имиджеологи, юридические психологи, сотрудники МЧС, преподаватели психологии, психотерапевты.

Констатируя широкую представленность психокоррекционных услуг и специалистов, достаточно успешно осуществляющих такого рода практику в современной системе психологической помощи, можно обозначить и противонаправленную тенденцию, что выражается в сохраняющемся конфликте между активным развитием практической психокоррекции и относительно слабой ее методологической базой. Следствием этого является недостаточная обеспеченность данной сферы учебно-методическими материалами и другие проблемами, связанные с подготовкой специалистов в области психокоррекционной работы. Обозначенная проблема может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения общей тенденции существования разрыва между психологической теорией и практикой (она из форм проявления кризиса в психологии) и применительно к психокоррекции как особому типу психологической помощи. По первой позиции можем лишь констатировать, что единая достаточно универсальная теория могла бы вывести практические и прикладные психологические исследования на качественно новый уровень. В теории и методике психокоррекционной работы дела обстоят не лучшим образом: студент-психолог может изучить основы психокоррекционной работы, скорее, в рамках курсов «Психологическое консультирование», «Педагогическая психология» и других, поскольку для специальности 020400 «Психология» в ГОСТе не предусмотрена дисциплина «Психологическая коррекция». По всей видимости, крайне малое количество вузовских учебников и методических материалов по данной дисциплине, содержательная «нерасчлененность» в психологической практике и преподавании психокоррекционной работы, психологического консультирования и психотерапии (хотя на уровне определений понятий они разводятся) связано в том числе и с отсутствием у психологической коррекции «официального статуса» дисциплины вуза, закрепленного в Гос. стандарте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...