Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В качестве обязательного условия личностного роста, таким образом, выступает саморазвитие.




Саморазвитие – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.

Самопознание. Для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, т.е. необходимо самопознание, которое включает в себя следующие основные приемы: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку.

На формирование поведения субъекта влияет его самооценка – сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним. Самооценка, являясь продуктом самосознания, одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития. Так, неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается информация, которая могла бы снизить оценку деятельности субъекта в его собственных глазах. Завышенная самооценка, неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности и профессионализма приводят к тому, что сотрудник попадает в стрессовые ситуации, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность.

Разрешить эту проблему можно с помощью ряда методик, которые помогут:

- сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания;

- выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;

- сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения;

- увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их.

Самопобуждение – предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию профессиональному и личностному. Можно выделить основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение). Самопобуждение зависит от уровня развития личности.

Программирование профессионального и личностного роста – необходимое условие реализации внутренних резервов; планирование профессиональных и личностных успехов.

Самореализация. К.Роджерссчитает, чтосамореализация проявляется в стремлении человека к возможно более полному проявлению своих личностных возможностей. Условием само-реализованности является самоактуализация. Самоактуализирующиеся люди – это люди, удовлетворившие свои дефицитарные потребности и развившие собственный потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

В качестве элементов техники самореализации можно выделить следующие: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй – направлен на интеллектуальное развитие, третий – на саморегуляцию психических состояний.

Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в разных формах. Это может быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекция личностных качеств, развитие новых умений и навыков. Здесь могут возникнуть трудности, и при разработке программы крайне необходима помощь практического психолога.

Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является самоуправление. Нужно контролировать и отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит заметить отклонение.

В основе интеллектуального развития лежат приемы по управлению своим вниманием, памятью, мышлением. Важна и саморегуляция психических состояний.

Чем более зрел в социальном отношении человек, тем он более способен к саморазвитию. А жизнь и возрастание профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к нему, настоятельно диктуют необходимость самосовершенствования.

Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие – скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь.

К.А. Абульханова-Славская выделила три основных признака жизненной стратегии:

· выбор способа жизни,

· разрешение противоречия «хочу–имею»,

· создание условий для самореализации, творческий поиск.

По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью» [Абульханова-Славская К.А.1991, с.15].

Различные типологии жизненных стратегий можно обнаружить в социально-психологических теориях, которые на основе общественной жизни личности выявляют различные способы жизнеосуществления.

Э. Фромм рассуждает о двух типах жизненных стратегий - «иметь» как можно больше (в том числе материальных благ) и «быть» или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». По мнению автора, рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором — «иметь» или «быть», и часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития[Фромм Э., 1998]. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам. Практика конкурентных отношений побуждает многих выбрать идеал преуспевания любой ценой.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям:

1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь,

2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» — жизнь это борьба за существование, движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни[Хорни К., 1996].

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении[Адлер А., 1995].

Отечественные психологи Резник Т.Е., Резник Ю.М. выделяют три основных типа стратегий жизни:

1) стратегия благополучия,

2) стратегия жизненного успеха,

3) стратегия самореализации[Резник Т.Е., Резник Ю.М., 1995].

Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Таким образом, жизненные цели (черты идеального образа будущей жизни человека), и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание — то, к чему стремится человек.

К количественным характеристикам жизненной стратегии можно отнести степень ответственности и осмысленности жизни, которые оказывают влияние на удовлетворенность жизнью, т.е. — насколько эффективно будет протекать реализация жизненных целей человека. Все эти характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием.

Стратегия творца

Многие психотерапевты убеждены, что в каждом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В философских, психологических и социологических концепциях эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Так, С.Л. Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Человек активно строит условия своей жизни и свое отношение к ней. Ответом на вопрос, насколько достойной была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор [Рубинштейн С.Л., 1998].

А. Адлер отмечал, что человек активно выискивает одни переживания и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами [Адлер А., 1995].

Становление творца происходит в детстве стихийно. В течение жизни эта тенденция может угасать. Но позже, как правило, зрелая личность как бы вспоминает об этом и уже сознательно выбирает ценность творческого бытия. Эта способность человека выйти за рамки социальных стереотипов, шаблонов и заблуждений позволяет ему преобразовать свой прошлый опыт и найти место в жизни [Варламова Е.П., Степанов С.Ю., 1998].

К. Юнг, давая определение архетипу ребенка, писал: «Он воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума... Он выражает самое сильное и неопределенное стремление каждого существа, стремление к самореализации» [Юнг К., 1996].

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому [Маслоу А., 1997].

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего, в создании новых граней собственной личности [Роджерс К.., 1994]. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития.

Таким образом, стратегия творчества — это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Мы предполагаем, что в качестве жизненных стратегий можно рассматривать и следующие:

· направленность личности на адаптацию – гомеостатическая направленность: приверженность к комфорту, стремление к гармонии и балансу;

· стратегия самореализации – гетеростатическая направленность: преимущество выбора самоизменений и жизнетворчества, возможно, в ущерб ощущению стабильности, комфорта.

 

2. Семинарское занятие: «Психологическая адаптация. Выработка адаптивных стратегий поведения»

План проведения семинарского занятия.

1. Проблема адаптации человека в современном мире (философский, социальный, экономический, психологический, экологический аспекты).

2. Механизмы адаптации.

3. Психологический портрет «адаптивной личности».

4. Способы повышения адаптивности.

5. Методы психокоррекционной работы с трудностями в адаптации.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Может ли успешная адаптация (например, социальная) иметь негативные последствия для личности? Предположите, какие.

2. Какие ресурсы Вашей личности в большей степени участвуют в процессе адаптации?

3. Существует ли, на Ваш взгляд, связь между процессами адаптации и личностного роста? Опишите, какая.

Темы докладов (выступлений)

1. Психологическая адаптация в кризисных ситуациях.

2. Методы исследование механизмов адаптации.

3. Адаптация как условие реализации резервов личности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...