Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика ассертивного поведения




(Приемы и техники)

1. Полезной составляющей ассертивного поведения является тренировка умения добиваться от людей выполнения своих справедливых требований без манипулятивного нажима.

Примером реализации данной стратегии является техника «Заежженной пластинки» или «Я хочу свое мясо»: покупатель, которому вместо оплаченных им пяти кусков мяса завернули только четыре, возвращается в магазин и без страха, без агрессии повторяет: «Я хочу свое мясо», и так до тех пор, пока не добивается своего.

Основные правила реализации приема:

· Четко знать, ясно и коротко сформулировать свои мотивы (и на невербальном уровне должна чувствоваться уверенность человека в том, что он хочет).

· Соблюдать правила речевого этикета.

· Что бы не происходило, настаивать на своем: противник может, защищаясь, попытаться вызвать чувство вины, в этом случае.

· Практиковать игровое поведение, тренировки, нестандартные поступки.

· Если после 5-10 повторов требование не удовлетворено, завершить свое выступление, уведомив оппонента о своих дальнейших шагах.

Ограничительные факторы:

· претензии должны носить характер конкретных и сравнительно легко удовлетворяемых требований (бракованный товар);

· необходимым является определенное равнодушие последствиям ситуации (нежелательно применение техники по отношению к близким и значимым людям).

2. Просьба об одолжении. Подход основывается на том, что человек умеет попросить о том, что ему нужно, не дожидаясь, когда партнер по общению сам догадается об этом и, не боясь себя скомпрометировать просьбой. Ассертивный подход предполагает выражение радости и благодарности, если просьбу удовлетворили, а также отсутствие чувства вины, обманутости или уязвленности, если сказали «нет». Существенно, чтобы просящий об одолжении занимал позицию нижестоящего, осознавая свою зависимость от другого человека. При этом интонация, жесты, взгляд должны быть соответствующими (без снисходительности, превосходства). Полезна в такой ситуации убежденность в том, что человек, к которому обращаешься, - порядочный, всегда готовый прийти на помощь, поэтому у него нет повода для отказа. Как для личной психогигиены, так и для хорошего самочувствия партнеров по общению важно, чтобы просьба была вежливой.

Таким образом, просьба об оказании любезности наилучшим образом подходит для близких межличностных контактов, в ситуациях. когда притязания носят традиционный или оправданный в моральном отношении характер. Свои желания, как и в процессе реализации первой стратегии, нужно выражать просто и вразумительно.

3. Отказ от того, что противоречит Вашим интересам. Реализация техники особенно актуальна для тех, кто не умеет отказывать в ситуациях, когда кто-то пытается навязать Вам какое-либо поведение или действие. Техника отказа – зеркальное отражение умения настоять на своем. Необходимо столь же ясно и четко констатировать: нет, спасибо, я не хочу. Не объяснять причин, не приносить извинений, не вести себя так, будто не уверен в своих силах, не обрушиваться на оппонента с нападками, спокойно повторяя свое «нет». Можно выразить понимание и признание позиции другой стороны. Вариантом отказа является проявление эмпатической ассертивности, когда отказ аргументируется, сообщаются истинные причины нежелания (невозможности) удовлетворить просьбу или предложение.

4. Приемлемый компромисс. Нередко в спорных ситуациях по- своему права каждая сторона. Если речь не идет об основополагающих жизненных принципах, и в словах оппонента можно признать наличие «доли правды», целесообразно принятие чужого или предложение своего компромиссного решения. Для этого нужно настроиться и настроить партнера на позитивную и «дружескую» волну; успех возможен только в случае искреннего решения договориться. Возможность относиться к другому человеку с доверием позволяет сберечь время и силы, поскольку в этом случае не приходится ломать голову над дешифровкой слов партнера по общению и проверку искренности его намерений.

Практическое занятие «Приемы и техники психокоррекционной работы»

1. Коррекция иррациональных установок (техники рационально-эмоциональной терапии).

2. Развитие асертивности поведения.

3. Психокоррекционная работа с самосознанием.

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. В процессе общения с окружающими людьми (родными, друзьями, коллегами) выявите их иррациональные установки. Зафиксируйте, на основании каких сведений Вам удалось сделать такое прелположение.

2. В течение недели практикуйте техники ассертивного поведения в сочетании с приемами саморегуляции (тема 3). Данные самонаблюдения запишите.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные характерные особенности современных направлений психокоррекции?

1. В чем состоит суть экзистенциального направления, онтопсихологии, циально-когнитивного подхода, гештальт-подхода к коррекции личностных свойств?

2. Какие еще современные методы Вы знаете? В чем их специфика?

Словарь

Аутентичное бытие в экзистенциальной психологии выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения

Онтопсихология ("психология бытия"), рассматривает человека как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни:

1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства;

2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Выработка второго способа отношения к жизни и является целью онтопсихологии.

Аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

Психосинтез - формирование или перестройка личности вокруг нового центра: использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личности, согласование и соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.

Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом.

Личностный конструкт – абстракция или обобщение, оценочный эталон, сформированный из предшествующего опыта.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – Пер. с англ. Боричева А. – СПб., 2001.

4. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко – СПб., 1998.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – СПб, 2000.

6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). – М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

7. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами. // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68–99

8. Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 359–372

9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М. – Воронеж, 2002.

10. Гринбег Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. Пер. с англ. Гительмана Л. - СПб., 2002.

11. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, МГУ,1997.

13. Изард К. Эмоции человека. – СПб., 1999.

14. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2002.

15. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1997.

16. Кулюткин Ю.Н. Личность: Внутренний мир и самореализации. – СПб., 1996.

17. Лабиринты одиночества. – Пер. с англ. Н.Е. Покровского М., 1989.

18. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Пер. с нем. В. Лещинской – М., 2001.

19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

20. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997.

21. Меннингер К. Война с самим собой. – Пер. с англ. Ю. Бондарева - М., 2001.

22. Никифоров Г.С. психология здоровья: Учебное пособие. – СПб: Речь, 2002.

23. Осипова А.А. Ведение в теорию психокоррекции. – М., 2000.

24. Осипова А.А. Ведение в практику психокоррекции. – М., 2000.

25. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., 2001.

26. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – (Серия: Психология успеха и эффективного управления).

27. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1992.

28. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности – монография. – СПб., 2001.

29. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под. ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004.

30. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова – СПб., 2000 – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

31. Психосоматика.: Хрестоматия. / Сельчонок К.В. - Минск, 1999.

32. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. М.: Деловое содействие, 1995.

33. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. – М., 2001.

34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-универс, 1994.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

37. Фромм Э. Иметь или быть. Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998.

38. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1996.

39. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...