Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности директ-костинга




Главной особенностью директ-костинга является то, что себестои­мость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдель­ном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изде­лий, а как расходы данного периода списываются в уменьшение полу­ченной прибыли в течение того периода, в котором они были произ­ведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное произ­водство.

При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Как отмечалось в гл. 2, прибыль организации в этом случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину мар­жинального дохода можно определить и как сумму постоянных расхо­дов и прибыли.

Эту величину в литературе называют по-разному: валовым дохо­дом, валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия, добав­ленной стоимостью. Поскольку понятия валового дохода и прибыли, добавленной стоимости и прибыли-брутто имеют самостоятельные значения, более обоснованно применять для обозначения разности между выручкой от продаж (без НДС и акцизов) и переменными рас­ходами, суммы прибыли и постоянных затрат термины «маржиналь­ный доход» или «сумма покрытия».

Важной особенностью директ-костинга является основанная на ис­пользуемой им группировке затрат на постоянные и переменные воз­можность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно оп­ределять формы зависимости затрат от объема производства или загруз­ки производственных мощностей; составлять сметные уравнения, полу­чать информацию о прибыльности или убыточности производства в за­висимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема про­изводства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.

Директ-костинг позволяет руководству организации:

• обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;

• выявить изделия и услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий и видов работ;

• быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе ди­рект-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения пере­менных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продук­ции.

Еще одно важное достоинство системы состоит в том, что ограни­чение себестоимости продукции лишь переменными расходами позво­ляет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты — лучше контролируемыми. Чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.

Директ-костинг дает возможность оперативнее контролировать по­стоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимос­тью используются нормативные (стандартные) затраты или гибкие сметы, т.е. директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-кос-Том. Применяя принципы стандарт-коста в системе директ-костинга, устанавливают нормы на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. При системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэ­тому контроль за ними ослабевает. Директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.

Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возмож­ности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно в зарубежных странах директ-костинг называют еще методом управления себестоимостью, или управления предпри­ятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управ­ленческих решений в этой системе. На ее основе строится система контроллинга. Анализируя поведение переменных и постоянных рас-


 

ходов в зависимости от изменения объемов производства, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, экономически гра­мотно, используя ставки маржинального дохода, оптимизировать ас­сортимент выпускаемой продукции, получать ответы на вопросы:

• установления цен на новую продукцию;! • возможностей изменения цен, установленных конкурентами;

• выбора и замены оборудования;

• целесообразности собственного производства либо закупки на стороне того или иного полуфабриката;

• выбора или изменения производственной мощности предпри­ятия;

• целесообразности принятия дополнительных заказов и т.д.

Однако организация производственного учета по системе директ-костинга связана с рядом проблем, которые вытекают из особеннос­тей, присущих этой системе.

1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных рас­ходов не так уж много. В основном расходы являются полуперемен-ными, и их нужно разделить на постоянную и переменную составляю­щие, а всякое распределение достаточно условно. Кроме того, в раз­личных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.

2. Постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестои­мость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произ­веденный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требу­ется дополнительное распределение постоянных расходов в тех случа­ях, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.

3. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре ста­тей не отвечает требованиям отечественного бухгалтерского учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось со­ставление точных калькуляций.

4. В ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, необхо­димо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия, т.е. прибе­гать к дополнительным расчетам.

Идеальных систем или идеальных методов в системе не бывает, у каждого метода свои достоинства и свои недостатки. Менеджеру не­обходимо понять особенности систем и методов, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать поло­жительные и тем самым реализовывать заложенные в них преимуще­ства.

История директ-костинга

Особенности директ-костинга как системы можно лучше понять, если рассмотреть этапы его становления в историческом аспекте.

Сложно сейчас говорить о том, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования и применения этой системы. Еще Т.Е. Клипштейн в книге «Учение об альтернативах в учете» (Лейпциг, 1781) показал на примере металлургического производства, какие за­траты следует относить к прямым и как их учитывать по отдельным фазам передела этого производства: добыча руды и угля, плавка, куз­нечное производство, переработка шлаков. Он одним из первых пред­ложил относить накладные расходы предприятия прямо на счет ре­зультатов деятельности за определенный период.

Ж. Курсель-Сенель в работе «Теория и практика предприниматель­ства в земледелии, ремесле и торговле» (Штутгарт, 1869) предложил разделить затраты на специальные и общие, причем к специальным расходам были отнесены затраты, которые изменяются в том же соот­ношении, что и объем производимых или реализуемых товаров. Общие затраты, по его мнению, должны быть постоянными, неизменными в определенных границах времени.

Впервые в пользу учета переменных затрат и сумм покрытия вы­сказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах в 1899 г. в статье «Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле». Он различал прямые затраты изготовителя и косвенные затраты, обусловленные существо­ванием предприятия в целом. В его работе уже применяются понятия «первичные накладные расходы» и «вторичные накладные расходы», «постоянные затраты» и «переменные затраты», «прогрессивные затра­ты» и «дегрессивные затраты». Теоретически правильным уже тогда Шмаленбах считал относить на конкретные изделия, а по товарным операциям — на конкретных покупателей только первичные наклад­ные расходы, а вторичные покрывать за счет валовой прибыли. Идея организации учета сумм покрытия впервые высказана Шмаленбахом в одной из его работ, изданной в 1902 г. После усовершенствования и развития она была опубликована в книге «Основы учета себестоимости и политика цен» (Лейпциг, 1928).

В 30-е гг. прошлого века дальнейшие исследования в области со­вершенствования директ-костинга проводят В. Раутенштраух, Дж. X. Ульямс и Ч.М. Кноппель. Они разработали идею промежуточного бюджета и предложили графический метод определения критического объема производства. Последний был назван точкой критического объема производства (ЪгеаК еуеп ро1гн). На этом графике была пред­ставлена связь между показателями объема, себестоимости и прибыли.

До Второй мировой войны исследования в области производствен­ного учета носили в основном теоретический характер. В 50—60-е гг. в США возрастает практический интерес к вопросам учета производ­ственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Изме­нились функции и содержание учета. Понятие «учет производства» (Сок* ассоипйпв) все чаще стали заменять понятием «управленческий учет» (Мапа§етеп1 ассоип1т§), ибо упор делался на составление пред­варительных смет затрат, оперативное выявление отклонений от них, систематический анализ издержек производства и варианты управлен­ческих решений на базе оценки их себестоимости.

В США проводятся исследования этой системы, по результатам которых публикуются отчеты. Так, в апреле 1953 г. Национальная ас­социация бухгалтеров-калькуляторов издает свой первый специаль­ный отчет, в 1961 г. — второй, где анализируется практика 50 крупных фирм, применяющих директ-костинг; появляются практические по­собия по использованию директ-костинга.

В Германии после Второй мировой войны публикуются работы Г.Г. Плаута, посвященные «учету граничных затрат». Он выстудает в качестве консультанта фирм, организующих учет по системе директ-костинга. Именно Г.Г. Плаут стоял у истоков создания интегрирован­ной системы «стандартный директ-костинг», соединяющей в себе идею учета плановых (стандартных, нормальных) затрат с идеей учета граничных (предельных) затрат.

Еще один этап в развитии директ-костинга — предложенное К. Ате разделение блока постоянных затрат на: постоянные затраты по изделию, постоянные затраты по группе изделий, постоянные за­траты мест возникновения затрат, постоянные затраты производст­венных подразделений, постоянные затраты предприятия. Появилась система многоступенчатого учета сумм покрытия для фаничных (час­тичных) затрат.

Сейчас директ-костинг применяется в нескольких вариантах: клас­сический директ-костинг, предполагающий калькулирование по пря­мым (основным) затратам (все переменные); система переменных за­трат — калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы; система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей — в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом ис­пользования производственной мощности. Общее состоит в том, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.

В целом система директ-коста довольно широко распространена на западных фирмах. Например, в Германии в начале 2000 г. ее применяли 59% предприятий. Особенно популярна эта система в пищевой про­мышленности (71,4% предприятий) и в строительстве (67,4% предпри­ятий)1.

Австрийский ученый профессор Г. Зейхт приводит такие результа­ты проведенного им анкетирования промышленных предприятий: 10% опрошенных предприятий вообще не имеют системы производствен­ного учета, 50% применяют директ-костинг параллельно с учетом пол­ной себестоимости и 40% организуют только учет полной себестои­мости2.

Процесс экономической интеграции, создания транснациональ­ных корпораций, различного рода совместных фирм и предприятий обусловил необходимость разработки и внедрения международных бухгалтерских стандартов. Идея директ-костинга сегодня нашла отра­жение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касаю­щихся отражения затрат и формирования финансовых результатов. Согласно этим стандартам затраты, зависящие больше от длительности отчетного периода и связанные с управлением предприятием, можно не включать в себестоимость изделий, а покрывать из валовой прибыли предприятия. Применяя международные стандарты, нужно, однако, помнить, что они носят рекомендательный характер.

В России директ-костинг как идея известен давно. Для его практи­ческого использования в системе управленческого учета и контрол­линга сейчас делаются первые шаги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...