Назначение директ-костинга
Главное назначение директ-костинга — быть информационной основой предпринимательских решений. Решения по управлению предприятием делятся на стратегические, рассчитанные на перспективу, и текущие, оперативные, принимаемые исходя из возможностей и потребностей данного периода, как правило, в пределах хозяйственного года. Стратегические решения требуют капитальных вложений, текущие — осуществляются в основном за счет собственных и заемных оборотных средств. Особенность текущих краткосрочных решений состоит в том, что они основываются на существующих производственных мощностях предприятий, хотя уровень их использования может меняться. Директ-костинг в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров.Всю совокупность задач, требующих решения в системе оперативного директ-коста, можно подразделить на задачи снабжения, производства и сбыта. Кроме того, важной проблемой для предприятия является выбор и обоснование ценовой политики, для чего также используются данные директ-коста. Рабочим инструментом директ-коста является анализ взаимосвязи объемов производства, валовых затрат (себестоимости) и прибыли, рассмотренный нами в расчетах точки нулевой прибыли. Эти расчеты строятся, как правило, на измерении объемов производства и продаж в физических единицах. Практически они возможны на предприят ^ или их подразделениях, выпускающих продукцию и услуги одног вида. В качестве других единиц измерения объема производства и пени использования производственных мощностей могут выступат нормо-часы, станко-часы, процент использования полезного времен! работы машин и т.п.
На основании формулы точки нулевой прибыли находят значение критического объема производства, критическую цену продаж и вы-1 ручки, минимальный маржинальный доход и критический уровень постоянных расходов. При росте постоянных затрат и неизменных переменных расходах величина маржинального дохода не изменяется, а прибыль уменьшается на величину прироста постоянных затрат. Критический объем производства и продаж увеличивается. Влияние изменения постоянных затрат на прибыль предприятия определить особенно важно, поскольку, как отмечалось ранее, именно эти затраты являются регулятором конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В такого рода расчетах необходимо использовать по меньшей мере три показателя: фактический объем производства, запланированный объем производства и уровень загрузки производственных мощностей предприятия. В практике отечественного анализа, сопоставляя эти показатели, как правило, ограничивались выявлением влияния перерасхода по се- •|>естоимости на сумму уменьшения прибыли за счет недоиспользова-,'• шя мощности или невыполнения плана по объему производства. Но •|-акой расчет нельзя считать исчерпывающим при анализе влияния ';)бъема на прибыль, поскольку себестоимость продукции — не един-; лгвенный влияющий фактор. Поэтому более правильно для определе- • шя влияния использования производственной мощности на прибыль Л фименять не величину постоянных расходов, а маржинальный доход. ; * этом случае можно учесть всю сумму влияния степени использова- > шя производственной мощности на прибыль. Рассмотрим методику |акого анализа на примере расчета в табл. 8.6. При этом предположим, 4то предприятие составляет смету по оптимальной для данных условий $агрузке мощностей. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости, прибыли и маржинального дохода, а также влияния объема производства на себестоимость и прибыль является перспективным направлением развития отечественного анализа хозяйственной деятельности в условиях становления и развития рыночных отношений.
В использовании данных директ-коста для управления предприятием прослеживается ряд общих закономерностей: • оценка выгодности или невыгодности того или иного варианта решения, его целесообразности или нецелесообразности делается на основе сумм и ставок покрытия, а не величины рентабельности, исчисленной по полным затратам; • в качестве критерия оценки сопоставимых альтернатив решения используют величину экономии переменных затрат на единицу продукции, а не общую сумму экономии или удорожания себестоимости; • величина маржинальной себестоимости считается предельным уровнем затрат при оценке их эффективности и целесообразности; • во всех случаях при выборе оптимального варианта решения необходимо учитывать значения ограничивающих факторов: возможности сбыта, узкие места в производстве, недостаток складских помещений, ограничения в ресурсах и т.п. При учете влияния ограничивающих факторов возможны три варианта: 1) у предприятия есть все возможности увеличить объем производства (резервные производственные мощности, свободная рабочая сила, нет проблем с поставкой сырья и материалов и т.п.), единственное ограничение — возможность продаж по существующим ценам рынка; 2) у предприятия есть,.кроме сбыта, еще один ограничивающий фактор (недостаточные мощности участка упаковки или ограниченность сырья, квалифицированной рабочей силы, ограниченность складских помещений и т.п.); 3) у предприятия несколько ограничивающих факторов. В первом случае предприятие должно до предела загружать свои мощности, в том числе и за счет продукции и работ, убыточных по полной себестоимости, но имеющих положительную сумму и ставку покрытия, т.е. прибыльных по величине маржинального дохода. Важно, чтобы продукция продавалась, и если для этого придется снизить цену, то предел этого снижения — величина маржинальной себестоимости изделий, товаров, услуг. Если ограничен один из производственных факторов, необходимо решить, какому из продуктов, изделий, товаров, услуг отдать предпочтение перед другими. В качестве критерия оптимального решения в этом случае используют величину ставки покрытия (маржинального дохода) на единицу недостаточного фактора. Если, например, рассматривается вопрос, как оптимально загрузить производственные мощности, если количество заказов превышает загрузку оборудования, являющегося узким местом в работе цеха (предприятия), решение принимают в пользу того продукта, у которого ставка покрытия на единицу времени работы (машино-час) выше, чем у других.
В случаях, когда большинство производственных факторов ограниченно, решение принимают с помощью методов линейного и нелинейного программирования. Например, предприятие на одном и том же оборудовании производит и продает несколько разных видов продукции. Время изготовления единицы каждого продукта различно. Производственных мощностей для одновременного изготовления всех продуктов недостаточно. Оптимальный план производства определяется либо методом проб, либо (что намного эффективнее) путем решения задачи линейного программирования по максимизации прибыли или загрузки машин при наличии нескольких ограничивающих факторов. Рассмотрим различные варианты краткосрочных решений с использованием данных системы директ-коста. Решения в сфере снабжения Основной тип задач в сфере снабжения — производить самим или покупать. Пример 8.2. Предприятие на специализированном агрегате изготавливает в среднем за месяц 100 деталей, полная себестоимость которых 30 руб. за единицу. Соседняя фирма, имея более современное оборудование, предлагает поставлять эту деталь за 20 руб. с доставкой на место монтажа. Предприятие соглашается, поскольку считает, что в этом случае экономия составит 1000 руб. в месяц [(20 - 10) - 100 ед.], но потом отказывается от сделки, так как выясняется, что прямые затраты на деталь составляют 16 руб., а накладные расходы предприятия принимать в расчет не нужно, поскольку они будут иметь место в любом случае, независимо от того, покупается деталь или изготавливается на предприятии.
Через год специализированный агрегат выходит из строя и восстановлению не подлежит. Зная, что изготовлять деталь самим выгоднее, администрация решает приобрести новый агрегат за 67 200 руб. с примерным сроком эксплуатации 5 лет. Необходимо оценить правильность принятых руководством предприятия решений в каждом случае. Решение о приобретении детали у соседней фирмы неправильное. Это было бы выгодно, если бы цена поставки была ниже прямых (переменных) затрат на деталь, т.е. менее 16 руб. Приняв необоснованное решение, предприятие могло увеличить свои затраты на 4800 руб. в год [(20 - 16) • 100 • 12]. Покупка нового агрегата ведет к затратам капитала, т.е. увеличению амортизации и необходимости учета процента на капитал. Для оценки приемлемости этих затрат необходимо: а) либо определить верхнюю границу цены детали, получаемой со стороны, и сравнить ее с себестоимостью собственного производства; б) либо установить объем производства деталей, начиная с которого покупка нового агрегата становится оправданной. Допустим, что процентная ставка на капитал равна 10%. Дополнительные затраты: Если соседняя фирма по-прежнему предлагает поставлять деталь за 20 руб., покупать новый агрегат не имеет смысла. Каналогичному выводу приходим и при втором варианте расчета на основе формулы точки нулевой прибыли. Расчет величины калькуляционного процента произведен исходя из среднегодовой стоимости капитала на начало и конец периода. Пример 8.3. Продолжая рассмотрение предыдущего примера, предположим, что специализированный агрегат производит разные детали, которые можно приобрести у других предприятий. Мощности установки недостаточно, чтобы производить в нужном количестве все необходимые детали. Требуется определить, какие детали следует изготовлять самим, а какие покупать. Таблица8.7. Исходные данные для расчета
Если перемножить необходимое число деталей на время их изготовления, то в месяц.требуется 17 200 мин, а собственные возможности — 6400 мин. Использование 6400 мин необходимо спланировать исходя из экономии предельных затрат на 1 мин машинного времени (табл. 8.8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|