Воспитательная система школы. Понятие, структура. Взаимодействие воспитательных систем. Развитие воспитательной системы школы. Авторские воспитательные системы.
Воспитательная система школы – это комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, влияний освоенной школьной среды. Компоненты воспитательной системы: Комплекс воспитательных целей Единый общешкольный воспитательный коллектив (ядро воспитательной сиситемы) Системообразующая деятельность, направленная на реализацию целей (коллективная, творческая, личностно значимая) Отношения между участниками деятельности (интерес не только к самой деятельности, но и к партнерам) Окружающая среда, освоенная школой Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, а также развитие этой системы Взаимодействие воспитательной системы: воспитательные системы могут быть созданы как системы разных уровней, но они связаны м/у собой по принципу «матрешки»: школа, училище, ВУЗ – микрорайон-город, рабочий поселок, село – республика, область. Развитие воспитательной системы школы: 1 этап – становление системы. Характеристика. Внутренние связи системы недостаточно прочны. Чувство принадлежности к коллективу школы свойственно только школьникам-активистам. Нет единства педагогических действий. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный характер. Цели этапа: формирование коллектива школы, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса. 2 этап – отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива. Характеристика. Единый коллектив еще не сложился. Взаимоотношения воспитательной системы с внешней средой складываются сложно. Но при этом разрушаются негативные уличные дворовые компании, у ребят возрастает интерес к внутришкольным делам. Цели этапа: утвердить системообразующие виды деятельности, приоритетные направления системы, отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности, способствовать развитию школьного ученического коллектива (развитию межвозрастного общения, возникновению временных объединений, рождению коллективных традиций, развитию инициативы, самостоятельности и творчества), усилить борьбу школы за влияние на личность ученика.
3 этап – окончательное оформление системы. Характеристика. Образовалось содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельность, общей ответственностью. Формируется «чувство школы». Усиливается внимание ученического коллектива к личности. Административно – приказные формы исчезают из арсенала руководства – их заменяют процессы самоуправления и самореализации. Педагоги осваивают личностный подход к воспитанию. У них развивается педагогическое мышление, основанное на самоанализе, педагогическом творчестве, интересе к педагогической науке. Расширяются связи со средой. У школы появляются добровольные помощники. Складываются фундаментальные традиции. Цель этапа: обеспечить перестройку сложившейся системы за счет инноваций, т.к. школа не может довольствоваться только традициям. 4 этап – обновление. Характеристика. В фундаментальные традиции вносятся элементы инновации. Введение инноваций не означает отказ от традиций – они всегда рядом. Цель этапа: вводя инновации, следует «оглядываться» на традиции, а, сохраняя традиции, надо следить, чтобы они не превращались в оковы развития.
Современные процессы воспитания. Понятие, основополагающие идеи содержания воспитания. Современные подходы к определению содержания воспитания школьников. Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.
Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащимися в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: Реализм целей воспитания (реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, оперяющееся на его способности и дарования) Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей. Самоопределение. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже и гражданское. В гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессионально и нравственное самоопределение Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены идеи воспитания Коллективная направленность. В создании воспитательной работы предстоит преодолеть отношения к коллективу как сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные нравственные силы. Современные подходы к определению содержания воспитания: I.воспитание базовой культуры личности (О. Газман). Компоненты: 1)культура жизненного самоопределения 2)экономическая культура и культура труда 3)политическая, демократическая и правовая культура 4)интеллектуальная культура 5)нравственная культура 6)экологическая культура 7)физическая культура 8)культура общения 9)культура семейных отношений Культура жизненного самоопределения – главный компонент базовой культуры личности, т.е. помощь ребенку в широком самоопределении, формирование способностей к культурной самореализации. Почему данный компонент предметный? До перестройки вопрос о самооценке человека, о его развитии, как высшей цели общества фактически был снят, в системе целей воспитания ставились только те задачи, которые выходят в непосредственно на общественные потребности. Индивидуальные приравнивались к социальному. Здесь речь идет о формировании человека не только к обществу, но и к себе, здоровью, образу жизни, своим талантам, претензиям. Понятие жизненного самоопределения более широкое, чем понятие профессиональное самоопределение и гражданское самоопределение, оно характеризует человека, как субъекта собственной жизни и собственного счастья, т.е. должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, как самореализация человека своих сил и способностей.
II.формирование ценностных отношений к окружающему миру (Н. Щуркова) Прожить отношения – значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта деятельности. Фундамент программы воспитания - формирование у детей ценностного отношения к человеку: 1)обнаружить его присутствие в окружающем мире 2)уважать его автономию 3)помогать человеку по мере своих сил 4)стараться понимать человека во всех его проявлениях 5)содействовать благу человека в его жизни на земле Щуркова определяет содержание воспитания с позиции формирования ценностных отношений к окружающему миру. Содержание воспитания то, чем наполнено организуемое педагогом взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет тот или иной вид деятельности ребенка (труд, спорт, общение, познание и т.д.) Поскольку проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношений человека к самому себе, педагогу важно вводить ребенка в мир отношений.
19. Общие методы воспитания. Понятия «метод», «прием», «средство». Классификация методов воспитания. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, направленных на выработку у них заданных целью воспитания качеств (Подласый). Другое определение метода воспитания -модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.
Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно. Создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу. Но задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов воспитания частные изменения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное воздействие. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относят: - с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), - с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература). Например, труд - это средство воспитания, а показ, оценка труда, указание на ошибки в работе - это приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, т.к. в структуре метода обязательно есть и средства, и приемы. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. В современной педагогике известны десятки классификаций. Одни из них больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. I.Три группы методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания: Формирование сознания личности (Убеждение: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример). Организация деятельности и формирования опыта поведения (Упражнение: упражнение, приучение, пед.требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации). Стимулирование поведения и деятельности (Мотивация: соревнование, поощрение, наказание). 1.Убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Методы формирования сознания личности: рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Разъяснение – эмоционально словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «все так делают» и т.п. при работе с подростками необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушении. Внушение, проникая незаметно в сознание действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. В практике воспитания прибегают к увещаниям. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Диспуты – это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. В основе диспута лежит спор, борьба мнений. Цель диспута – не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем саамам активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Лекция – описание сложных систем, объектов, процессов, связей, применяется в старших классах. 2. Упражнение (планомерное организованное повторное выполнение действий, которое обеспечивает эффективное формирование умений и навыков). Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки. Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие 2-х разных толкований. Косвенное требование – (совет, просьба, намек, доверие, одобрение) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не только само требование. Сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Наиболее употребительными формами косвенного требования являются: требование-совет – педагог рекомендует действия. Которые направлены на сознание воспитанника. Требование доверием – когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. Требование просьба – она основана на возникновении товарищеских отношений между педагогом и воспитанником. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Требование намек – применяется педагогами в работе со старшеклассниками. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение требует постоянного контроля. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь форму проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т.п. заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения. Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Прежде всего ситуации не должны быть надуманными, но отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. 3.поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками. Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями иили родителями. Поощрения более высокого уровня – благодарность, награждение и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях – это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества, особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Цель соревнования – быть первым. Необходимо заботиться, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников на использование недопустимых средств. Наказание – это метод пед воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Классификация по характеру методов воспитания (Болдырев, Гончаров, Королев). Методы воспитания делятся на: убеждение, упражнение, поощрение, наказание. Ильина, Огородников предложили классификацию, трактующую характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы:убеждения,организации деятельности, стимулирования поведения школьников. II.В классификации И.С.Марьенко выделены такие группы методов воспитания, как: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства самовоспитанием. III. Классификация по результатам - методы воздействия на воспитанников можно разделить на 2 класса: - влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; - влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. IV. В.А.Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли многие воспитатели-практики. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание игрой, воспитание общением, воспитание отношениями.
20. Формы воспитательной работы. Понятие, классификация форм воспитательной работы. Виды воспитательных форм. Функции форм воспитательной работы. Формы воспитания - это внешнее выражение воспитательного процесса. (создается для реализации определенного содержания в определенных условиях). Классификация: 1. Ценностно-ориентировочная деятельность: 1)Защита профессий. 2)Уроки культуры поведения. 3)Тематическая стенгазета. 4)Круглый стол. 5)Диспут. 6)Тренинг личностного роста. 7) Анкета «Портрет моего класса». 8) клуб интересных встреч. 9) радиостудия «Ровесник». 10) классный час «расскажите обо мне». 2. Художественная деятельность: 1)Дидактический театр. 2)Конкурс юных музыкантов. 3)КВН. 4)Конкурс рисунков. 5)Посешение художественных выставок. 6)вечер поэзии. 7) сказки для малышей. 8) концерт «учителя-ученикам». 9) фестиваль «моя школа». 10) музыкальный словарь. 3. Спортивная деятельность: 1)Веселые эстафеты. 2)День здоровья. 3)Туристическая эстафета. 4)Турпоход. 5) турслет. 6) смотр строя. 7) папа, мама, я спортивная семья. 8) школьная спортивная олимпиада. 9) дружеские спортивные встречи. 10) спортивный калейдоскоп. 4.Свободное общение: 1)Вечер «Давайте познакомимся». 2)Праздник осени (весны). 3)Карнавал. 4)Огонек. 5)Дни рождения в коллективе. 6) бал трех поколений. 7) клуб «современник». 8) разговор при свечах. 9) вечер танцев. 10) дискотека. Виды воспит деят: 1.Познавательная деят-ть:: 1)Интеллектуальный аукцион. 2)Академия веселых наук. 3)Литературная викторина. 4) заочное путешествие. 5) вечер разгаданных и неразгаданных тайн. 6) выставка «мир наших увлечений». 7) конкурс эрудитов. 8)олимпиада. 9) устный журнал. 10) клуб «кругозор». 2.Трудовая деятельность: 1)Праздник труда. 2)Субботник. 3)Ремонтная школьная бригада. 4) акт добровольцев. 5) заработок для путешественников. 6) зона заботы. 7) разведка полезных дел. 8) трудовой десант. 9) косметический ремонт школы. 10) город веселых мастеров. 3.Общественная деятельность: 1)вахта памяти 2)агитбригада 3)митинг 4) конкурс полит.песни 5) политклуб 6) урок мира 7) живая газета 8) научно-теоретическая конференция 9) ярмарка солидарности 10) клуб интернациональной дружбы. Виды форм: Индивид, диалоговые, групповые, массовые, коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову Функции: Организаторская, регулирующая, информативная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|