Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественный анализ.




Если у ребенка скорость переработки информации соответствуют III-V уровням, а внимательности – IV-V уровням, то никаких поводов для беспокойства нет. Однако при этом следует помнить (особенно родителям), что, если ребенок все же будет допускать ошибки, их уже нельзя считать случайными – по невниматель­ности. Как раз с внимательностью у такого ребенка все в поряд­ке. Следовательно, причина ошибок – в незнании или непони­мании материала.

Если оба обсуждаемых показателя находятся в средней III зоне, то еще достаточно часто ребенок может допускать ошибки по невнимательности и его надо обучать методам речевого самокон­троля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет де­лать, а только потом приступать к выполнению задания. Кроме этого, в процессе выполнения задания ему необходимо парал­лельно с написанием проговаривать буквы, слова, операции, то есть осуществлять действие под самодиктовку. При этом на пер­вых порах лучше, чтобы ребенок выполнял операции списывания и срисовывания поэлементно. Например, произносил и писал не целое слово, а слово, расчлененное по буквам. У этой группы де­тей можно также тренировать внимание, используя известные пси­хологические методики, при условии, что дети не переутомлены.

Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных откло­нений в деятельности мозга (ММД). Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если показатель точности оказывается в зоне слабого развития, необходимо дополнительно проанализиро­вать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона. Если при этом зна­чение скорости попадает в зону I (уровень патологии) или соответствует слабому уровню развития (зона II), то ММД также вполне ве­роятна. В этих случаях необходимо обязательно направить ребенка к невропатологу. Если диагноз ММД подтверждается (а в нашей практике он подтверждался всегда) и невропатолог назначает ребенку тот или иной реабилитационный курс, то психологу в этом случае рекомендуется использовать формы рабо­ты с ребенком, изложенные в методическом пособии «Оптимизация обучения и развития детей с ММД».

Тест Тулуз-Пьерона позволяет выявить и медлительных детей. До­статочно часто встречаются дети, которые работают с высокой точ­ностью (зоны IV-V), но очень медленно (скорость в зоне II). В этих случаях необходимо выяснить, с чем связана медлительность, как она может осложнять процесс обучения, что следует предпринимать для профилактики. Уточнить это можно, наблюдая за ребенком во время индивидуального обследования.

Если на речевые тесты ребенок отвечает быстро, то его медлитель­ность имеет ограниченный характер и не распространяется на сферу речевого взаимодействия. Следовательно, он будет нормально вос­принимать на слух объяснения учителя в процессе урока. А осложне­ния у него могут появиться только при выполнении письменных работ: либо он не будет успевать, либо будет низким качество рабо­ты. В этом случае надо больше внимания уделять отработке навы­ков письма дома, чтобы они быстрее автоматизировались. Следует несколько больше, чем задается на дом, выполнять письменных работ. Например, прописывать букву не 2-3 строчки, как задано, но и еще 3-4 строчки в отдельной черновой тетрадке. Лучше, чтобы ребенок писал не отдельные буквы, а целые слова. Как только ре­бенок освоит несколько букв, можно придумать из них слова и предлагать ребенку писать именно их. Простые навыки (например, написание различных букв) быстрее автоматизируются, если они включены в более сложную деятельность. Скорость будет повы­шаться по мере автоматизации и свертывания навыков.

Вернемся к анализу медлительности и выделим еще один тип мед­лительных детей. Если в индивидуальной беседе ребенок с трудом по­нимает, что надо делать, а ответы свидетельствуют о том, что его мышление развито слабо, то его общая двигательная медлительность имеет интеллектуальный, а не моторный характер. В этом случае проблем в обучении можно избежать, только развивая мышление.

Медлительность в деятельности может быть вызвана и повышен­ной тревожностью ребенка, его неуверенностью в себе. Об этом могут свидетельствовать высокие значения тревожности по тесту Амен и характерный рисунок дерева (маленькое, тонкие ствол и ветви, слабый нажим и пр. ). Тревожные дети склонны к излишним самопроверкам. Особо медленно они действуют в новых условиях, и когда что-то приходится выполнять впервые. Если навыки отра­ботаны, эти дети могут действовать быстро. По мере привыкания к новой обстановке они начинают работать значительно быстрее. Эмоциональная поддержка окружающих и успехи в деятельности, способствующие снижению тревожности, приводят и к нормализа­ции скоростных показателей у этих детей.

Если во время индивидуальной диагностики ребенок долго мол­чит, медленно отвечает и медленно выполняет рисуночные тесты, то, скорее всего, такой темп деятельности отражает особенно­сти нейродинамики в целом. Тренировка двигательных навыков при такой генерализованной медлительности («флегматик») дает незначительный результат. В начальной школе у такого ребенка может быть много проблем, при этом единственным способом их решения является систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление. Сильный интеллект преодо­левает зависимость от моторики, так как скорость мышления опре­деляется не столько нейродинамикой, сколько полнотой и строго­стью (отражением закономерных связей и отношений) «понятий­ной пирамиды».

Во всех случаях, когда приходится иметь дело с медлительностью, ни в коем случае нельзя действовать «напрямую»: подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение дейст­вий в более быстром темпе. И не только потому, что нейрофизиоло­гический природный компонент фактически не поддается механиче­ской тренировке и внешним управляющим воздействиям. Внешняя моторная деятельность вторична, она – результирующая. Нельзя ускорять результат, но можно ускорять процесс, который приводит к соответствующей результирующей деятельности, то есть качествен­но изменять внутренние механизмы. Например, надо не просто за­ставлять ребенка все делать быстрее, но работать с такими слож­ными навыками (чтение, письмо, устный счет и пр. ), которые можно «свернуть» и автоматизировать, то есть качественно изменить их внутреннее протекание. В первую очередь, надо больше, чем задают, работать над навыками чтения и счета. Нельзя удовлетворяться послоговым чтением. Ребенок не сможет быстро писать, если он медленно, по слогам читает. Но если ребенок научится быстро читать и считать, то и все письменные ра­боты он будет выполнять значительно быстрее, даже без специаль­ной моторной тренировки. И, конечно, особое значение имеет фор­мирование понятийного мышления, которое разрывает прямую связь скорости деятельности с природными характеристиками и да­ет человеку совершенно новые возможности.

В тесте Тулуз-Пьерона помимо анализа количественных значе­ний показателей скорости и точности следует рассматривать также и качественную сторону выполнения задания. Она отражает осо­бенности работоспособности (процесса протекания деятельности) ребенка. Если в начале работы ребенок медлителен, допускает ошибки, но постепенно ошибки исчезают, а скорость возрастает почти в два раза, то это свидетельствует о замедленной врабатываемости. Таким детям необходимо давать время для «настройки». Нельзя требовать, чтобы они сразу начинали действовать быстро, так как в этом случае дети сделают много ошибок в начале работы или вообще не приступят к ней. Хорошо, когда такие дети начинают работать на черновике. Это позволяет им собраться с мыслями. Если их активно подгонять, они могут впасть в ступор, просто смот­реть и ничего не делать. Если же дать время для «раскачки», то они после этого могут работать быстро. Именно это и вводит взрослых в заблуждение, дает им основание ругать ребенка за то, что он сразу не берется за дело, а долго просто сидит, смотрит в ни­куда и что-то перекладывает с места на место. Такие дети не сразу начинают одеваться, есть и т. п. К сожалению, обычно родители активно, до криков с этим борются, чем могут доводить детей до нервных срывов или вызывать у них защитную агрессию. Замед­ленная врабатываемость сглаживается постепенно, по мере взросления ребенка и развития у него способности к самоуп­равлению. Когда ребенок привыкает мысленно планировать пред­стоящую деятельность, представляя оптимальную последователь­ность действий для ее выполнения, он как бы заранее в уме «про­бегает» и подготовительные этапы настройки. Мысленное состав­ление программы срабатывает как установка, которая позволяет начать деятельность тогда, когда это необходимо. Однако любая работа «экспромтом», к которой невозможно подготовиться, будет начи­наться у таких детей с запаздыванием.

Нередко встречается и как бы противоположный только что опи­санному варианту выполнения теста Тулуз-Пьерона. Ребенок внача­ле работает быстро и безошибочно, но постепенно или снижается скорость, или нарастают ошибки, или отмечается и то, и другое од­новременно. Такой тип выполнения теста свидетельствует о быст­рой утомляемости, истощаемости ребенка. Причин может быть несколько. Чаще всего это вызвано снижением энергетического обеспечения деятельности ребенка вследствие перегрузок и пе­реутомления. В этом случае расчетные значения вегетативного коэффициента (ВК) по Шипошу (см. далее тест Люшера) попадают в среднюю (что свидетельствует об усталости) или слабую (что свидетельствует о состоянии хронического переутомления) зоны. Чтобы вернуть ребенка к нормальному уровню работоспособно­сти-, необходимо минимизировать его общую загруженность (на­пример, освободить от многочисленных кружков), обеспечить здо­ровый образ жизни, следить за режимом. Пока не восстановится оптимальный энергетический потенциал (IV зона), следует чаще устраивать небольшие перерывы для отдыха, а продолжительность работы не должна превышать 10-15 минут. Следует помнить, что дети со сниженной энергетикой значительно чаще простужаются, болеют, причем заболевания нередко переходят в хронические формы.

Однако повышенная утомляемость, выявленная тестом Тулуз-Пьерона, может сопровождаться и высокими значениями ВК (IV или V зоны). В таких случаях истощаемость ребенка, скорее всего, вызвана неудобным для него темпом работы. Обычно «по жизни» такой ребенок делает все более медленно, чем от него постоянно требуют родители. Послушный ребенок усваивает установку на более быстрый темп деятельности, но длительное время так рабо­тать не может, хотя и «подгоняет» себя. Неудобный темп снижает качество работы, из-за этого может расти тревожность, падать са­мооценка, формироваться отрицательная установка по отношению к школе. Опасно, если в таких случаях нарушается энергетический баланс и ребенок переходит в состояние перевозбуждения (ВК в зоне V). Долго работать на пре- деле своих возможностей он не может, перенапряжение его выма­тывает. Происходит «энергетический срыв», ВК переходит в зону II, а ребенок – в состояние крайнего переутомления. Таким обра­зом, медлительному ребенку необходимо предоставить возмож­ность действовать в удобном для него темпе. Ему необходимо ока­зывать помощь, используя все приведенные выше рекомендации.

Качественный анализ выполнения теста Тулуз-Пьерона позволя­ет также выявить детей, которые действуют очень быстро, но не­сколько небрежно (скорость – в V зоне, точность – в III-IV зоне). Таких детей необходимо приучать к самопроверкам и рассуждени­ям, и не только для того, чтобы они не допускали ошибки по не­брежности. Быстрые и умные дети часто сразу видят ответ, при этом они не «задерживаются» на способе его получения. Методы и алгоритмы работы остаются неосознанными, и самостоятельность мышления не формируется. В итоге ребенок может действовать только тогда, когда сразу видит ответ, и не умеет самостоятельно разбираться и искать решение, когда оно для него неочевидно. Ис­пользование ребенком речевой рефлексии, проговаривание алго­ритмов самой деятельности позволяют ему гармонично развивать свое мышление.

На основе теста Тулуз-Пьерона можно получить дополнительную информацию об оперативной памяти, визуальном мышлении, лич­ностных особенностях ребенка. Полностью правила интерпретации изложены в указанном выше методическом руководстве и в данном пособии не повторяются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...