Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительно-моторная координация (гештальт-тест Бендер).




ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ (ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ БЕНДЕР).

Качественный анализ.

Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уровень развития «Зрительно-моторной координации» определя­ется с помощью качественного анализа.

В нашей Методике Гештальт-тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя именно для этой цели он был создан. По­этому мы не пользуемся и стандартным вариантом обработки тес­та, который предполагает поэлементное сравнение детских рисун­ков с шаблонами-эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выводы об интеллектуальном развитии ребенка, сделанные толь­ко на основании выполнения им графических заданий, не достига­ют необходимого уровня надежности. Мы предлагаем использо­вать Гештальт-тест Бендер только для анализа процесса зритель­но-моторной координации и его нарушений. Для этих целей доста­точно качественного анализа графических работ, критерии кото­рого описаны ниже. Надежность предложенных интерпретаций подтверждена педагогическими наблюдениями и медицинскими обследованиями. Примеры выполнения Гештальт-теста Бендер, отражающие разные уровни развития зрительно-моторной коор­динации, приведены в Приложении 4.

V зона Высокий уровень развития зрительно-моторной коор­динации. Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу: соблюдены общие размеры и размеры деталей, наклон, положение рисунков на листе относительно друг друга, а также положение де­талей внутри каждого рисунка, линии четкие. Такой вариант вы­полнения задания встречается исключительно редко.

IV зона Зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках до­пускаются только незначительные отклонения от образца). Допус­кается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Рисунок 1. Размер кружков может быть любым, в том числе – не­постоянным. Допускается изменение угла наклона образованной кружками фигуры, которая, тем не менее, должна сохранить об­щий вид параллелограмма.

Рисунки 2 и 3. Допускается неабсолютная точность размеров.

Рисунок 4. Размер кружков может быть любым, в том числе – не­постоянным. Допускается как бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы» должна быть видна.

Рисунок 5. Допускаются незначительные отклонения в пропорци­ях и общих размерах шестиугольников.

III зона Средний уровень развития зрительно-моторной коор­динации. У всех рисунков есть общее сходство с образцами. Поло­жение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Рисунок 1. Количество кружков соответствует образцу, при этом, фигура может не иметь формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение. всей фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры, может быть не соблюдена, в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три горизонтальные линии и в де­вять наклонно-вертикальных линий. Размер кружков может быть любым, в том числе – непостоянным.

Рисунок 2. Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на квадрат – это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон рамки могут различаться не более, чем в 1, 5 раза. Кривая линия не может быть нарисована отдельно, где-нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к правому углу рамки, но не к ее грани или каким-либо другим местам. Форма изгиба кри­вой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в об­щем виде.

Рисунок 3. Должно быть изображено нечто, подобное кругу (лю­бой кривой вариант). Его должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у второй фигуры обя­зательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно, чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.

Рисунок 4. Должно быть точно воспроизведено количество круж­ков, воспроизведение формы может быть очень приблизитель­ным, допускаются несоблюдение внутренней структуры образца и отсутствие формы стрелы.

Рисунок 5. Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хо­тя бы отдаленно напоминающие образцы: допускается «сглажен­ность» углов, пропорции и размеры не учитываются. Шестиуголь­ники должны частично пересекаться друг с другом в верхней час­ти. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисо­ваны отдельно друг от друга как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.

II зона Зрительно-моторная координация развита слабо. Ри­сунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект Изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графических навыков ребенка. К таким де­фектам относятся:

Рисунок 1. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-5 кружков больше или меньше).

Рисунок 2. Форма изгиба кривой линии не соответствует образ­цу: не совпадают выпуклости и впадины/вместо плавной линии – острый угол. Кривая линия не касается угла рамки, хотя и рас­положена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки. Наличия одного из перечисленных дефектов доста­точно для отнесения рисунка к зоне II.

Рисунок 3. Круг и четырехугольник изображены близко друг к другу, но касание отсутствует.

Рисунок 4. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-3 кружка больше или ме­ньше). При этом общий вид (просматривается «стрела» или нет) не играет роли.

Рисунок 5. Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются друг друга, либо нарисованы отдель­но, хотя и близко друг к другу. Шестиугольники расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечислен­ных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне II.

I зона - Значительные нарушения зрительно-моторной коор­динации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

Рисунок 1. Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или четыре, они могут быть просто вытяну­ты в цепочку. Три ряда кружков «плавно» переходят в четыре ря­да и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором никакие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью на­рушено воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этими внешней формы образца. Количество кружков значительно (в1, 5-2 раза) расходится с образцом. Наличия одного из перечис­ленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 2. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен замкнутый четырехугольник. Рамка и t кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке, но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образ­цу) и не к ее правой грани (что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от образца, но мо­жет и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефек­тов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 3. Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая-то немыслимая фигура с выступами и впади­нами. Четырехугольник касается круга гранью или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). На­личия одного из перечисленных дефектов достаточно для отне­сения рисунка к зоне!

Рисунок 4. Количество кружков значительно расходится с образ­цом, в связи с чем также искажается общая форма и структура ри­сунка Рисунок 5. Нарисованные фигуры не похожи на шестиугольники, они имеют не только выступы, но и впадины. Наклон фигур инвер­тирован (шестиугольники касаются друг друга нижними частями, а верхние части шестиугольников расходятся). Взаимное располо­жение фигур абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки) или полностью пересекающимися как бы «крест на крест». Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения ри­сунка к зоне I.

Значительные нарушения зрительно-моторной координации свя­зываются с различными поражениями теменных отделов головно­го мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо на­рушено воспроизведение целостных форм (это выявляется рисун­ками 2, 3, 5), либо – внутриструктурных отношений (это выявля­ется рисунками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга (ММД).

Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер – это не зна­чит, что он не умеет (или не сможет научиться) писать или рисовать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (и та­кие случаи были) могут оказаться неспособными справиться с за­дачей повторения образца, который находится у них перед глаза­ми. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.

Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причи­ной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ре­бенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самокон­тролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами. При наличии органических поражений и функциональных нарушений в работе мозга необходимы, в пер­вую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех реко­мендаций невропатолога.

У детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обучение письму может осуществляться на основе формирования чисто мотор­ного навыка. В этих целях можно использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и слова­ми. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом, осваивая написание букв. При менее выраженных наруше­ниях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку. Мож­но обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании кар­тин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...