Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тревожность тест Тэммл, Дорки, Амен




Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный ре­зультат характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в сырых баллах, так и в процентах. Нормативные дан­ные приведены для обоих вариантов (см. Приложение 1). Для вы­числения индекса тревожности в процентах следует сумму отрица­тельных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умно­жить на 100.

III зона Средний уровень тревожности. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ре­бенком в положительном ключе и не содержат эмоционально-дес­табилизирующего фактора. В этом случае дополнительный качест­венный анализ ответов не производится.

IV зона Повышенная тревожность. Свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок выну­жден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

V зона Высокая тревожность. Свидетельствует о том, что ребе­нок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилиза­ции.

В случае повышенной и высокой тревожности (IV и V зоны) необ­ходим качественный анализ ответов для определения тех сфер жизнедеятельности, которые выступают источником повышенной тревоги, осложняя и без того трудный период адаптации ребенка в школе.

Если индекс тревожности очень высокий, то при качественном анализе ответов можно обнаружить еще ряд типичных для 6-7 ребенка фрустраторов. Тип фрустрирующих ситуаций оп­ределяется в соответствии с содержанием картинок, на которые ребенок дал негативную реакцию (выбрал грустное лицо для изо­браженного персонажа).

Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмо­циональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо, в первую очередь, работать не с ним, а с его родителями.

Необходимо обращать внимание и на детей с пониженной тре­вожностью (II зона), которые часто не замечают фрустрирующих воздействий. Поэтому у них отсутствуют предупредительные мо­билизующие реакции в ситуациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный и энергичный взрослый способен действовать экспромтом и не нуждается в под­готовительной мобилизации. Дети в этом нуждаются всегда. Дети с пониженной тревожностью – это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не замечающие изменения ситуа­ции и поэтому отличающиеся неадекватностью и инертностью по­ведения. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказываются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя, в целом, могут быть далеко не медлительными. Даже при общей доброжелательности они достаточно часто ссорятся со своими товарищами. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на ошибках и повторяют действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям. В отношениях с такими детьми родителям потребуются терпение и последовательность в осуществлении контроля в прове­дении своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко: это формирует у детей защитную агрессию. Ребенок сможет перестроиться только по мере привыкания к тому, что выполнять требования взрос­лых надо обязательно. Установка реагировать на требования окружаю­щих – это первый шаг в развитии самоконтроля и самокорректировки действий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ругая и не читая нотации) причины ссор и конфликтов, которых могло и не быть, если бы ребенок принимал во внимание настроение и жела­ния партнера. Это будет способствовать преодолению его крайнего эгоцентризма. Таких детей можно включать в тренинговые группы, направленные на развитие навыков общения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут большого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследо­вательны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ре­бенком.

Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД (см. тест Тулуз-Пьерона), то в первую очередь необходима консультация с невропатологом. Как показали последние исследо­вания, проведенные в Институте мозга человека (лаборатория Ю. Д. Кропотова), при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики предупредительное реагирование ребенка оказывается во­обще невозможным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ребенка исключительно трудно.

При пониженной тревожности не всегда имеет место описанная выше детская беспечность. Часто мы можем иметь дело с уже сформировавшейся психологической защитой. Для уточнения это­го предположения необходимо привлечь результаты проективных рисуночных тестов и цветового теста Люшера. Защитный способ поведения чувствительных и впечатлительных детей может прояв­ляться в вытеснении неприятных, травмирующих переживаний. Первая реакция на замечание или выговор у таких детей может быть острой (побледнение, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быстро, и дети продолжают делать то, за что буквально несколько минут назад получили выговор. Дети как бы отгораживается от неприятностей, перестают о них думать, неприят­ности перестают для них существовать. Это особенно раздражает взрослых, которые часто не успокаиваются до тех пор, пока не смо­гут прекратить не устраивающую их активность ребенка, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия вос­производится постоянно, то с каждым разом взрослым приходится тра­тить все больше усилий для того, чтобы «остановить» ребенка. Очевид­но, что в данном случае надо остановиться самим взрослым, иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же и эта пси­хологическая защита не выдержит, описанная форма «общения» при­ведет к неврозу. Защитная беспечность часто развивается у впечатли­тельных мальчиков, которых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины.

Окружающие должны понять, что впечатлительный ребенок бо­лезненно и глубоко переживает различные неудачи и неприятно­сти. В трудных ситуациях ему надо помогать и обучать адекватным способам реагирования. Ругать ребенка после того, как он оказал­ся в чем-либо несостоятельным – недопустимо. Впечатлительные дети в меньшей степени способны к самообучению, так как избе­гают ситуативных действий методом проб и ошибок, опасаясь не­удач и связанных с ними отрицательных эмоциональных пережи­ваний. Они обретают самостоятельность и начинают свободно экспериментировать только в том случае, если в начале их жиз­ненного пути взрослые (и более активные друзья) оказывают им необходимую поддержку, помогая, заложить базу внутреннего по­ложительного опыта, минимизируя опыт отрицательный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...