Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуальное линейное и структурное мышление (прогрессивные матрицы ранена).




ВИЗУАЛЬНОЕ ЛИНЕЙНОЕ И СТРУКТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ (ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАНЕНА).

Количественный анализ.

В тесте Равена используются задания серии А и серии В, Задания серии А позволяют оценить уровень развития «Линейного визуаль­ного мышления», задания серии В – «Структурного визуального мышления» (см. «Психологическую характеристику»).

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Оно позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а так­ же продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление по­зволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на ос­нове процесса восприятия.

Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономер­ные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по анало­гии.

Обработка результатов происходит посредством сравнения отве­тов ребенка с ключом.

КЛЮЧ

Серия А 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 5

Серия В 2 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 5

Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Если ре­бенок исправлял ответы, то следует засчитывать тот ответ, кото­рый он оставил, как правильный. Сам факт исправлений во внима­ние не принимается. Сумма баллов подсчитывается отдельно для серии А и серии В. Индивидуальные результаты сравниваются с нормативными данными (см. Приложение 1. ).

Если получены очень низкие результаты, возможно, ребенок недопонял инструкцию или случайно пропустил какое-то задание. Тест следует проде­лать повторно при индивидуальном обследовании, убедившись, что ребе­нок понял, как надо работать. Учитывать следует результат повторного выполнения теста.

Качественный анализ.

I зона Значительные нарушения визуального мышления. Мож­но предположить, что нарушения зрительного анализа имеют ор­ганическую или функциональную природу. В данном случае необ­ходимы консультации невропатолога, дефектолога, окулиста.

II зона Визуальное мышление ребенка развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные нагляд­ные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.

III зона Средний уровень развития визуального мышления. Ре­бенок лучше понимает и усваивает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами еще не умеет. Дети, у кото­рых развитие визуального мышления не превышает зону III, будут испытывать серьезные трудности при обучении по программе Н. А. Зайцева.

IV-V зоны Визуальное мышление ребенка развито хорошо. Ребенок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении каких-либо трудностей. Эти дети легко обучаются по программе Н. А. Зайцева.

Анализ ответов, которые ребенок выбирает в тесте Равена, позволяет исследовать и качественное своеобразие его интеллектуального развития. Доминирующий тип мышления можно определить по используемым операциональным механизмам.

Если ребенок быстро понял, как надо работать, и правильно выполнил задания А1-А6, а в оставшихся заданиях дал следующие ответы: А7 – 4, А8 – 1 или 6 (реже 3), А9 – 5, а в А10 может выбрать и 2, В4 – 5, это говорит о том, что он выбирает ответ по принципу образного тождества, по общему впечатлению схожести картинки-задания и картинки-ответа. Аналитико-синтетической деятельности в собственном смысле еще нет. Ребенок еще не разделяет целое и его часть. Явление (предмет) воспринимается им целостно. Отдель­ные части, если и выделяются, то отождествляются между собой и с явлением (предметом) в целом. Представление о том, что части, из которых состоит целое, могут отличаться от целого, не равны ему – еще отсутствует. Свойства и само явление воспринимаются слитно, свойство может полностью «замещать» предмет. Ребенок еще не умеет обобщать и может создавать группировки только из абсолют­но аналогичных или субъективно одинаковых предметов. Если мыш­ление ребенка в целом находится на этом уровне, то и в других тестах он будет действовать аналогично. Например, в речевых заданиях на дополнение классификационных групп он будет добавлять только те же самые слова, которые сказал экспериментатор. К словам «каст­рюля, тарелка» он называет кастрюлю, тарелку. Если нет полноцен­ной операции обобщения, ребенок не может (без специальных объ­яснений) расширить классификационную группу. О сходстве или различии ребенок судит по внешнему сравнению и общему впечатле­нию, категоризацией не пользуется.

Если задания субтеста А ребенок, в основном, выполняет правильно, то элементарный анализ в визуальном мышлении уже присутствует. Ребенок может раздельно воспринимать целое и части, имеет представление об их нетождественности, может выделить, абстрагировать свойства предметов в качестве самостоятельных объектам рассмотрения независимо и отдельно от предмета. Однако для того, чтобы ребенок смог пользоваться операцией обобщения, необходимо полноценное развитие аналитико-синтетического мышления. Иногда способность к синтезу формируется несколько позже, хотя мы и привыкли воспринимать эти операции как целостную пару.

Если ребенок правильно выполняет задания В1, ВЗ, В4 (иногда и В6, и В7), то можно заключить, что способность к синтезу в эле­ментарной форме (выделение предмета из фона, достройка цело­стной формы, схватывание целостности) уже присутствует. Одна­ко, если ребенок неверно делает задания В5, В9, В11, а возмож­но, и В6, В7, В10, то он еще не умеет выделять закономерные связи между предметами, явлениями и не ориентируется на них в своих умозаключениях. Для выполнения перечисленных заданий требуется увидеть принцип, который «связывает» левую пару картинок, и подобрать ответ с использованием этого принципа. Фактически требуется выделить суть правила и применять его при решении визуальной задачи. Если ребенок хотя бы в визуальном плане может мыслить таким образом, то полноценное понятий­ное мышление формируется значительно быстрее. Задание В12 по своей сути принадлежит к серии С и характери­зует структурно-динамическое мышление – визуальное мышле­ние более высокого уровня, в котором уже используется принцип развития, или, точнее, закономерные векторизованные измене­ния структур.

Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Дело в том, что инструкция к тесту дается только в самом общем виде, который позволяет ре­бенку начать работу. Однако задания в тесте не однородны, и де­тям приходится самостоятельно несколько раз частично транс­формировать и конкретизировать общий подход к их выполне­нию. Если дети с этим не справляются, то самостоятельность мышления пока не развита. Даже если развитие речи и мышления в индивидуальном тестировании у них оценивается высоко, все равно первое время в процессе обучения им частично будет требоваться помощь взрослых. Самостоятельно разбираться в заданиях и работать эти дети еще не умеют, и этому их надо учить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...