Задание 1. Кратковременная речевая память
ЗАДАНИЕ 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке» Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори». Слова для запоминания: Куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул. Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант. Только для дошкольников и первоклассников общеобразовательных школ. Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п. ), не поправляя и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты – молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова). ЗАДАНИЕ 2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками. Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке» Время предъявления картинок – 20-30 секунд. Запишите все, что скажет ребенок дословно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь. » Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.
ЗАДАНИЕ 3. ИНТУИТИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно – неподходящее, лишнее, его и называй». Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это – найти лишнее слово, – разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам. Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в протоколе для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности. ЗАДАНИЕ 4. РЕЧЕВЫЕ АНТОНИМЫ Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот – большой, чистый, а наоборот – грязный. Понятно? » Зачитывайте слова по очереди. Слова для предъявления: 1. Твердый -....? 2. Широкий -....? 3. Острый-....? 4. Глубокий-. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:
«Пластилин мягкий, а камень –...? Нож бывает острый, а бывает –...? Дорога широкая, а тропинка –...? Река глубокая, а лужа–...? » Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр. ), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо». ЗАДАНИЕ 5. РЕЧЕВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ Инструкция: «А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка... » – какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить? » Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может – не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом? » Запишите ответ. Похвалите ребенка. Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» – что это такое, как можно назвать это одним словом? » Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание». С остальными заданиями на речевые классификации поступайте аналогично. Если ребенок не может вспомнить обобщающего слова, а говорит, например: «Диван – это чтобы спать, а в шкаф вещи кладут» – так и записывайте, не поправляйте его. Слова для предъявления: 1. Кастрюля, тарелка, …? 2. Шкаф, диван, …? 3. Окунь, карась, …?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|