Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проективные тесты «дерево» и «рисунок семьи»




ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ «ДЕРЕВО» И «РИСУНОК СЕМЬИ»

Для проведения проективных рисуночных тестов выдайте детям чистые листы бумаги. Лист должен лежать перед ребенком верти­кально.

Инструкция:

«А теперь каждый на своем листе рисует любое дерево, кто какое захочет».

Никаких дополнительных наводящих инструкций (типа: по­смотрите в окно, вспомните, как вы гуляли в парке, что растет во дворе и пр. ) давать нельзя. Если ребенок уточняет, можно ли нарисовать елку, пальму, зимнее дерево без листьев, осеннее дерево и т. п., скажите: «Можно все» (однако, такое пояснение дается только в том случае, когда дети сами об этом спрашивают).

Рисовать можно чем угодно (ручкой, простым карандашом, цвет­ными карандашами, фломастерами), но выбор должен сделать сам ребенок. Для дальнейшей интерпретации личности ребенка важно знать, каким цветом он пользуется и использует ли он цвет вообще. Поэтому нельзя, например, говорить детям: «Приготовили цветные карандаши, сейчас будем рисовать» или «Рисовать лучше ручкой». Необходимо, чтобы на столе был пе­нал, в котором лежат и карандаши, и фломастеры, и ручки, чтобы ребенок сам смог выбрать то, чем он будет рисовать.

Лист должен быть абсолютно чистым, чтобы ребенок мог распо­ложить дерево там, где ему захочется. Подписывать лист следует только после завершения работы. Если заранее подписать лист снизу, то ребенок невольно перемещает изображение дерева вверх. Если подпись – сверху, то ребенок опускает изображение ниже, вообще не рисует, например, солнце или облака. Все это искажает интерпретацию.

После того, как дети закончат рисовать дерево, попросите их пе­ревернуть лист и положить его горизонтально. Скажите: «На этой стороне листа нарисуйте свою семью». Никаких дополнитель­ных инструкций по поводу того, как должен выглядеть рисунок, да­вать нельзя. Нельзя «подводить» детей к «кинетическому» рисун­ку семьи, предлагая им изобразить ситуацию, в которой каждый член семьи чем-то занят. Ребенок должен сам решить, кого и как он будет рисовать. Если он испытывает трудности, говорит, что не умеет рисовать людей, скажите ему, что это не важно. Пусть он рисует, как умеет. Можно предложить ребенку рисовать по прин­ципу: «... палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек». На­чало этого стишка: «точка, точка, запятая, минус – рожица кри­вая» – использовать нельзя. Важно знать, будет ли ребенок сам, «без наводки», изображать лицо того или иного члена семьи и какие именно части лица он нарисует.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (Общие правила)

1. Тестирование желательно проводить в отдельном кабинете, вызывая детей по очереди. Индивидуальное обследование занимает 10-20 минут (в зависимости от уровня интеллекту­ального развития ребенка). При конкурсном отборе в гимнази­ческие классы время обследования составляет 5-7 минут, так как количество зада­ний для индивидуального проведения в этом случае меньше.

2. В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывать на ошибки или требовать пояснений. За правильные ответы надо хвалить. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к следующему заданию со словами: «А теперь... ». Разговаривать нужно спокойно и доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался, следует молча ждать. Если ребенок признается, что не может найти ответ, нужно сказать ему, что ничего страшного в этом нет, и предложить перейти к следующему заданию.

3. Инструкции к индивидуальным заданиям должны быть абсолютно одинаковыми для всех детей, варьировать или изменять текст инструкций нельзя. Желательно точно воспроизводить предло­женные варианты инструкций. По результатам многократного тестирования именно такие формулировки представляются оп­тимальными.

4. Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема, а не обязательно сразу. Если вы видите, что ребенок с ММД пере­стал реагировать на ваши вопросы, диагностику следует пре­рвать немедленно. Ребенок должен отдохнуть, а к работе можно будет вернуться позже и не обязательно в этот же день.

Порядок предъявления тестовых заданий:

1. Кратковременная речевая память.

2. Кратковременная зрительная память.

3. Интуитивный речевой анализ-синтез.

4. Речевые антонимы.

5. Речевые классификации.

6. Речевые аналогии.

7. Произвольное владение речью:

а) исправление семантически неверных фраз;

б) восстановление предложений;

в) завершение предложений.

8. Интуитивный визуальный анализ-синтез.

9. Визуальные классификации.

10. Визуальные аналогии.

11. Абстрактное мышление.

Стимульный материал, необходимый для индивидуального про­ведения заданий с 1-ого по 11-ое, содержится в большой прозрач­ной кассе. Порядок предъявления заданий менять не рекомендуется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...