Профильное обучение в средней школе в рамках социально-гуманитарного образования
Одним из самых существенных инновационных решений в рамках модернизации российской общеобразовательной школы является введение профильного обучения на ее старшей ступени. Становление профильной школы в российских общеобразовательных учреждениях, с одной стороны является новым процессом, если учитывать все стороны и аспекты Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, на основе которой оно будет выстраиваться. С другой стороны – профильная школа не новое явление в нашей стране. Достаточно вспомнить введение дифференцированного обучения в 60-х гг. XIX в. в рамках классической и реальной гимназий, эксперименты в советском образовании 60-70- х гг. XX в. по пути дифференцированного обучения по трем содержательным направлениям, введение факультативных занятия и школ (классов) углубленного изучение отдельных дисциплин в последней трети XX в., воссоздание гимназий и лицеев в конце XX – начале XXI вв. Таким образом, создание современной профильной школы – процесс, происходящий на базе осмысления сложившегося опыта в сочетании с учетом новых требований и условий этой работы в общем контексте модернизации российского образования. Решение задач становления профильной школы будет способствовать обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к учебе в вузе. Процесс формирования профильной школы несет в себе противоречия, разрешение которых может приводить и к негативным явлениям. Одно из них потенциально опасно как возможный результат отсутствия четкого разграничения между профессиональной и профильной школой, что может означать:
- недопустимое уменьшение в средней школе компонента, который позволяет говорить о профильной школе как общеобразовательной; - чрезмерный количественный рост и качественное углубление профильного компонента, превращающего старшие классы школы в начальные курсы высших учебных заведений. Отсюда задача – определить существенные различия между профильными и профессиональными учебными заведениями, одновременно видя их органическое единство. Самое общее сравнение профильных и профессиональных учебных заведений показывает, что профильная школа являясь связующим звеном между: 1) общеобразовательным и 2) профессиональным учреждением, вбирает в себя черты и первого (прежде всего), и второго. Результаты такого сравнения (не детального, а самого общего) могут быть сформулированы таким образом:
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о двух уровнях курса обществознания старшей школы – базового и профильного. Чем же профильное обучение обществознанию отличается от базового?
Сравнение двух соответствующих стандартов позволяет наряду с общими целями, одинаково присущими двум уровням обществоведческой подготовки учащихся, в частности в развитии личностных качеств – патриотической и гражданской направленности, выделить следующие основные отличия целей профильного обучения: При изучении школьного курса обществознания: - освоение учащимися основ общественных наук на уровне, позволяющем продолжение будущего профессионального образования и самообразования в социально-гуманитарной сфере; - достижение более высокого по сравнению с базовым уровнем умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать комплексную по содержанию и характеру источников социальную информацию; - освоение на начальном уровне методов познания и способов познавательной и проектной деятельности, характерных для общественных наук. Для профильного обучения курсу обществознания характерны и такие отличные от базового уровня цели обучения: - подготовка учащихся к профессиональному образованию посредством обучения формам и методам учебного процесса; - ознакомление учащихся с профессиями, отражающими применение знаний в изучаемых в школе социально-гуманитарных дисциплинах; - учитывая высокий уровень педагогической ценности показа личностных факторов развития науки, углубленное по сравнению с базовым уровнем раскрытие темы «Жизнь ученых» при изучении социально-гуманитарных курсов; - формирование представлений школьников о возможных путях их профессиональной подготовки в послешкольный период и помощь в формировании индивидуальной траектории их профессионального образования на основе подготовки в рамках школьного социально-гуманитарного профиля. Вопрос о количестве профилей в средней школе, мере дифференциации специализации обучения является дискуссионным. Целесообразно уйти от крайностей: - увеличение числа профилей до критической массы, которая может привести к потере единого образовательного пространства в этом компоненте работы школы;
- нормативное ограничение профилей до столь малого количества, которое не позволит решить задачи профильного обучения. В значительной степени решение названной проблемы лежит в становление системы элективных курсов, которые призваны осуществить функции: - поддержки изучения профильных предметов; - осуществления внутрипрофильной специализации. Одна из возможных классификаций элективных курсов, ориентированных на социально-гуманитарное образование, может быть дана таким образом – курсы, центральной задачей которых является: - углубление дидактических единиц, входящих в стандарты по истории и обществознания; - расширение дидактических единиц стандарта; - интеграция различных социально-гуманитарных дисциплин; - раскрытие истории социально-гуманитарных наук, изучение жизни и деятельности выдающихся ученых; - ориентация на формирование социальной компетентности учащихся; - развитие исследовательских навыков учащихся, введение в мир работы ученого; - введение учащихся в профессию. Формирование модульных курсов целесообразно проводить с учетом опыта высшей школы по организации взаимодействия базовых учебных дисциплин. Это тем более важно в условиях усиления роли вузовской науки в решении задач модернизации российской средней школы, выполнения вузами потенциальной роли ресурсных центров и системобразующих учебных заведений при кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования в формировании профильной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|