Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что значит быть в контексте задания?




 

Рассмотрим эссе, за которое эксперты выставили оценку 0 баллов.

Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И. Стобей.)

Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и, не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот.

Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.

Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать.

Эксперты сочли (и справедливо), что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? О каком эссе говорят, что оно не соответствует контексту, «выпадает» из него?

Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают (?) продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («не подсунули ли мне дешевую подделку»?); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты: из личного опыта («Что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее») и общественной жизни (не все люди считают, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются) –не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» – оказывается, можно покупать, не расходуя!)

Основная причина состоит в том, что он не сумел осмыслить тему в верном контексте, он не увидел смысла проблемы, а потому не раскрыл ее, не смог сформулировать своего мнения о ней.

Между тем широкий контекст темы определяется в задании – в нем четко указывается базовая наука, в рамках которой следует рассматривать проблему. Более точный (узкий) контекст должен увидеть выпускник. В рассматриваемом примере речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребителя. Соответственно, обществоведческие термины и понятия, которые помогли бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, доходы и расходы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и др.).

Итак, эссе по обществознанию находится в контексте задания, если:

1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;

2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;

4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);

2) имен его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Задание 7.

Проанализируйте приведенные ниже эссе. В контексте ли задания выполнено каждое из них? Докажите свое мнение. Какие содержательные ошибки вы заметили? Как они влияют на общее впечатление от эссе?

1. Экономика. «Не обладание, а пользование делает человека счастливым». (М. Монтень.)

Я полностью согласен с автором этого высказывания. Действительно, обладание и использование того или иного предмета или вещи удовлетворяют потребности человека.

Например, ценные бумаги, акции. Если человек только обладает ими, а не использует их, то они практически не принесут ему никакой пользы. Но если их задействовать в производстве (то есть они будут как бы «работать») и на фондовой бирже увеличивать и уменьшать стоимость этих ценных бумаг, то тогда они будут приносить прибыль. Или, например, в фермерском хозяйстве имеются сельхозмашины, но они не используются в полной мере. Это ведет к тому, что прибыль не очень большая. А если использовать эти машины в полной мере (по полной программе), выжимая из них максимально все, то мы получим доход, прибыль, благ, продукцию. Одним словом, счастье.

Или мы имеет пустующее здание или пустующие, неиспользуемые земельные площади. С них нет ни доходов, ни «счастья». А мы ведь платим и налоги. Но на этих землях и на пустующем предприятии тоже можно «сделать деньги». Например, посадить высокодоходную культуру или сдать здание в аренду. Мы получим прибыль.

Думаю, мои доводы убедили вас, и я раскрыл высказывание.

Обладать можно, но вот использовать эффективно и рационально сможет не всякий. И я в этом уверен…

2. Экономика. «Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер.)

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченности ресурсов, а также экономику предприятий, отраслей, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и многое другое, т.е. экономика направлена на обеспечение и создание благ, необходимых для жизни. В экономической жизни есть три главных участка: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, необходимых для существования). Трудно переоценить роль, которую играет в экономике фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц – человек, семья. Дело в том, что ради удовлетворение благ людей, их конкретных потребностей и должно существовать экономика. Кроме того, деятельность фирм тесно связана с потребностями людей. Чтобы хорошо жить, нужно овладеть искусством рационального образования экономики и способами организации такой экономики. Экономическая деятельность именно благодаря такому искусству государства развивается, даже не имея природных ресурсов (например, Голландия – страна с прохладным климатом, но Россия уступает ей по качеству жизни, хотя в России богатейшие запасы нефти, чернозема, газа). Ну а самое главное, что нужно человеку, - это здоровая пища, чистый воздух. Конечно же, этого всего нельзя добиться, если не беречь природу, а для этого нужны деньги. И поэтому, чтобы человек мог существовать, нужно, чтобы заводы перерабатывали отходы, берегли природу. И это самое главное.

3. Социология. «Люби все другие народы, как свой собственный». (В. Соловьев.)

Я согласна со словами В. Соловьева. Нужно уважать и любить свой народ, почитать и охранять национальные святыни, но в то же время нельзя воспитывать в себе нациста. Кроме родного народа существуют и другие, не менее уважаемые и любимые. Человек имеет свою определенную национальность, относится к определенной национальной группе. И он так же, как и ты, любит свой народ. А считаться с мнением окружающих нужно всегда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...