Эссе по обществознанию как творческая работа ученика
В современной школе задание написать эссе могут дать своим ученикам преподаватели самых разных дисциплин. В первую очередь, конечно, гуманитарных – литературы, истории, обществознания. Но не только! Отдельные учителя используют эту форму учебной работы и на уроках физики, химии, биологии, полагая, что эссе позволяет выстроить определенное личностное отношение ученика к предмету в целом, к его отдельным темам и разделам. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся (выпускник, абитуриент) должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта. Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курс на высоком уровне, а с другой – позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный учащийся: – знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи; – умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными; – способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки; – объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние; – приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
– дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении. Можно сказать короче: успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др. Понятно, что систематическая работа по формированию навыков написания эссе ведется на уроках литературы, где выясняются его жанровые особенности, анализируются эссе разных видов и направлений, оттачиваются стилистические приемы, наиболее точным образом отвечающие его специфике. Встает вопрос о том, чем эссе в собственном смысле этого слова (как литературный жанр, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители) отличается от школьного эссе, авторами которого выступают учащиеся, осваивающие ту или иную учебную дисциплину (в нашем случае – обществознание)? Можно сформулировать этот вопрос и иначе: в какой мере творческое сочинение (эссе) по обществознанию должно соответствовать жанровым особенностям эссе в целом? Эти вопросы отнюдь не теоретические, тем более не риторические. От ответа на них зависит определение критериев, в соответствии с которыми учителя и эксперты оценивают конкретную ученическую работу, в том числе экзаменационную. И опыт работы учителей-практиков, и первые итоги эксперимента по переходу к единому государственному экзамену показывают, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием.
Форма, как уже было сказано, дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности. Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса. Как же решить эту проблему? Предлагаются различные подходы. С точки зрения формы, «объектом оценки является не правильность, а красота мысли – и изящество ее изложения» (В. Шубинский). Применительно к оценке экзаменационного эссе такой расплывчатый и в высшей степени субъективный критерий, естественно, не срабатывает. По мнению разработчиков заданий всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть: самостоятельность, проявление индивидуальности; дискуссионность и диалогичность; композиционная свобода, способствующая раскрытию темы; образность и (или) глубина раскрытия проблемы; внутреннее смысловое единство; оригинальность решения проблемы, аргументации. Они полагают, что большинство требований, предъявляемых к эссе как к таковому, распространяется и на эссе по обществознанию. Разделяя этот подход в принципе, отметим, что предложенные критерии устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиад, но едва ли применимо в практике проведения единого государственного экзамена. Здесь необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок. Подход, который в настоящее время является руководящим при подготовке к написанию эссе, воплощен в критериях, которые применялись на едином государственном экзамене по обществознанию в 2003 г. Приводим их полностью (они содержатся в инструкции, предназначенной для экспертов, проверяющих задания части С). «При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Максимальный балл за полный ответ: 4. 4 баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; 2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; 3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 баллов заслуживает эссе в котором: 1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; 2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются); 3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; 2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; 3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования. 1 балла заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; 2) проблема раскрыта на бытовом уровне; 3) сделана попытка аргументации своего мнения. 0 баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации; 2) проблема не раскрыта или 3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания». Обратим внимание, решающее значение придается содержательной стороне – владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в соответствующем контексте и др.
Однако – подчеркнем это особо – целый ряд требований, предъявляемых к данному заданию на государственном экзамене по обществознанию, вытекает из жанровых особенностей эссе как такового. Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, индивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме!). Темы сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей. Они обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на композиционную свободу, открытость, непринужденность повествования. Наконец, высокая оценка может быть выставлена только за эссе, в котором проблема раскрывается на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях; говоря иначе, за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью и последовательности заявленной в нем позиции. Итак, эссе по обществознанию обладает определенной спецификой, отличающим его от эссе по литературе или другому учебному предмету. Она нашла отражение в критериях оценивания, которые применяются на едином государственном экзамене. Задание 2. Прочитайте эссе по литературе, написанное магнитогорским школьником на тему: «Золото убило больше душ, чем железо – тел» (В.Скотт). В чем вы видите его достоинства? В какой мере, с вашей точки зрения, оно отвечает требованиям, предъявляемым к эссе по обществознанию? Золото убило больше душ, чем железо – тел (В. Скотт) …Хочу сказать тебе особое спасибо за то, что своим письмом заставил задуматься о смысле жизни, чего я давно уже в суете будней не делал. Да, как удивительно точны слова Вальтера Скотта, как современны. Жизнь, как это ни печально, подтверждает слова писателя, что «золото убило больше душ, чем железо – тел». Приходят на память классические жертвы «золотого тельца». Скопидом Плюшкин растерял друзей, забыл детей, остался в полном одиночестве. Это ли не расплата за обладание якобы «несметным» богатством». Гобсек или Скупой рыцарь. Не они ли ради корысти отбирали последнее у несчастных и обездоленных? Нищета, беда, скорбь людей не трогали их души. Сострадание и сочувствие не для них. Созерцание своих сокровищ – вот что стало высшим наслаждением! Плюшкины, гобсеки, скупые рыцари наших дней живет в страхе потерять богатство, а властелины мира они лишь в своих мечтах. Выходит, верно, что золото погубило души?
Да нет же! Золото тут ни при чем. Дело в самом человеке. Стремясь к богатству, человек сам губит себя. История знает и таких людей, как Альфред Нобель. Свое богатство он нажил трудом, талантом и умом и так же талантливо распорядился нажитым – не наследникам, а Человечеству. Видимо, не золото губит, а ненасытная жадность и неумное желание править себе подобными. Жажда власти приводит к великим потрясениям и войнам. Лязг железа, пылающие города, гибель людей, которым хотелось жить. А убивает ли человеческие тела железо? И да, и нет. Железо, как и золото, обыкновенный металл, и само по себе никого погубить не может: только в руках человека оно может стать смертоносным. Так как же жить, какой путь выбрать? Не найдешь счастья ни в роскошном дворце, ни на престижном курорте, если совесть нечиста, если душа загублена. (Из кн.: Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М.Ю, 2002. С.295–296.)
Выбор темы Вернемся к заданию, которое предстоит выполнить участникам единого государственного экзамена. Это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной. Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, культурология, философия. Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического знания. Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов: 1. Экономика. «Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер.) 2. Социология. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р. Эмерсон.) 3. Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К. Поппер.) 4. Правоведение. «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». (Д. Фонфизин.) 5. Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М. Пруст.) 6. Философия. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У. Годвин.) Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: 1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; 2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор); 3) может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); 4) владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); 5) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции. Проанализируем с этих позиций приведенные темы. По экономике предложено высказывание Л Питера: «Экономика это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если выпускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распределения ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, каковыми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л. Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись едва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности; наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен – все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит их употребление экзаменаторы признают соответствующими ее контексту. Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы социологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р. Эмерсона «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качествам, материальным и духовным потребностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника, принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж, социальный авторитет и др.), найти примеры, подтверждающие мысль и аргументировать ими высказанную позицию. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», – утверждал К.Поппер. Трудности с пониманием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме политического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, каким именно образом демократия позволяет избежать тирании и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях – аргументировано, на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа ХХ в. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др. Свою компетентность в области права выпускник сумеет продемонстрировать, обратившись к словам Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что называется, не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, с мер государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, – вот те понятия и терминов, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему. По словам М. Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, философского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мнению французского писателя, духовная жизнь человека – явление куда более широкое, чем та ее составляющая, которая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтением, которое стоит на ее пороге. Наверное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эссе будут примеры и аргументы, почерпнутые из его личного социального опыта, опыта осмысления окружающего мира и самого себе. Термины и понятия, к которым может обратиться выпускник, довольно широк: человек как существо биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духовные ценности, идеалы и др. Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин.) Понятно, что речь идет сложной системе взаимоотношений человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «индивид», «личность», обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности. Итак, выбор темы эссе – ответственный этап работы, в ходе которого выпускник: 1) знакомится с предложенными темами; 2) определяет, к какой базовой науке относится каждая тема; 3) определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос: «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?); 4) осмысливает проблему в контексте базовых наук (отвечает на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»); 5) формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); 6) определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»); 7) отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»). Задание 3. Проанализируйте три варианта экзаменационных тем эссе по обществознанию: последовательно выполните действия, описанные выше. Итогом анализа должен стать выбор темы в каждом из вариантов. Вариант 1. 1. Экономика. «Конкуренция – единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей».(Ф.Хайек.) 2. Социология. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж.Вольфром.) 3. Политология. «Правовым называется государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственной и судебной функции связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и не над ним. (В.Гессен.) 4. Правоведение. «Несправедливые законы не создают право». (Цицерон.) 5. Культурология. «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой». (Демокрит.) 6. Философия. «Дисциплина – это средство уничтожить в человеке его дикость». (И.Кант.) Вариант 2. 1. Экономика. «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче». (Ф.Бэкон.) 2. Социология. «Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья». (В.Скотт.) 3. Политология. «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное не утверждении в собственной безопасности». (Ш.Монтескье.) 4. Правоведение. «Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его». (Т. Маколей.) 5. Культурология. «Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания». (М.Склодовская-Кюри.) 6. Философия. «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». (П.Тейяр де Шарден.) Вариант 3. 1. Экономика. «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон I.) 2. Социология. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера. (Г.Фрейтаг.) 3. Политология. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». (Перикл.) 4. Правоведение. «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы, управляют гражданами и делами». (М. Кутузов.) 5. Культурология. «Если у человека есть “зачем” жить, он может выдержать любое “как”». (Ф. Ницше.) 6. Философия. «Человек вне общества – или бог, или зверь». (Аристотель.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|