Региональный компонент школьного курса обществознания
Требование отражения национально-регионального (регионального) компонента курса обществознания в олимпиадных заданиях всех уровней делает необходимым представить в данной книге современный взгляд на названную проблему. * * * Среди важнейших тенденций процесса поиска путей развития российской школы, направленных на обеспечение качественного сдвига в процессе его обновления, – формирование региональной составляющей образования, которая выражается, как в создании региональных образовательных программ, набора учебных дисциплин, так и в выделении регионального компонента федеральных учебных предметов. Это отражает одну из черт современного российского общества – разнообразие в экономическом развитии отдельных регионов, наличие их культурных, национальных и исторических особенностей. В таких условиях особенно важны знания учащихся о своем регионе, своей Малой Родине. Становление региональной составляющей образования органически сочетается с развитием единого образовательного пространства России. Происходят два неразрывных, взаимодополняющих друг друга процесса: через изучение России к изучению региона, через изучение региона – к изучению России. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что одним из принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, является: «…единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» (ст. 2, п. 2). Региональная составляющая образования нашла отражение и в Государственном стандарте общего образования, включающем три компонента:федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Под региональным компонентом обществознания понимается педагогически отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания предмета «обществознание», раскрывающий типичное и особенное в исторической ретроспективе и в современном социально-экономическом, политическом и духовном развитии конкретного региона. В настоящее время, после принятия федерального компонента исторического и обществоведческого стандарта, идет работа по формированию его региональной составляющей. Региональный компонент курса, который разрабатывается в различных регионах России на уровне современных требований, в русле подходов к Государственному стандарту как основополагающему документу содержания общего образования, уже существует в практике работы школ, на уровне методологического и методического осмысления предмета. Современный подход к региональному компоненту курса обществознания состоит в: - определении специфических целей использования регионального компонента, детализирующих или конкретизирующих общие цели обществоведческого образования; - систематичности опоры на региональный компонент в процессе обучения обществознанию, ориентированного на достижение этих целей; - применении педагогически обоснованных принципов и механизмов использования регионального компонента; - определении наиболее эффективных организационных форм изучения регионального компонента, развивающих самостоятельную работу учащихся; - внимании к межпредметным связям регионального компонента обществознания, как в рамках этих дисциплин, так и с региональными компонентами других предметов базисного учебного плана.
Включение в курс обществознания регионального компонента позволяет уточнить и конкретизировать цели обществоведческого образования, создавая дополнительные возможности в решении воспитательных, адаптационных, информационных задач курсов. Использование регионального компонента обществознания позволяет решать одновременно две взаимосвязанные и самоценные задачи: - повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предметов; - поднять уровень усвоения школьниками краеведческого материала, организуя его изучение на теоретической и фактологической базе обществознания, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом. Использование регионального компонента значительно увеличивает возможности организации многообразной учебной и поисковой деятельности учащихся, что повышает эффективность изучения курсов. Основные структурные единицы регионального компонента обществознания составляют: - общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций прошлого и современного этапа развития России; - дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курсов, отражающие уникальность данного региона. Целесообразно учитывать возможности, предоставляемые использованием регионального компонента предмета для повышения эффективности обучения учащихся обществознанию. Возможно и уточнение целей, присущих этим курсам, и выдвижение новых целей, которые может поставить перед собой педагог, опирающийся в преподавании предметов на применение их региональной составляющей: - развитие патриотизма и гражданственности учащихся при изучении местного материала с учетом общего и особенного в истории конкретного региона Российской Федерации; - становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России; - развитие умения получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный материал курса обществознания: социокультурные объекты региона, местные СМИ, информация от близких людей, личные наблюдения и др.;
- формирование умения применять полученные в курсе обществознания сведения для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач развития региона. Отбор содержания регионального компонента целесообразно подчинить ряду принципов. Первым в этом ряду является принцип органичности включения содержания регионального компонента в базовые федеральные курсы. Под этим принципом понимается соответствие регионального компонента общему содержанию курсов, их теоретическому уровню, доступности для учащихся, целям и задачам, которые стоят перед этими школьными предметами. Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания. Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума в исторической ретроспективе и современности, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества. Неотделимым от принципа типичности является принцип третий – специфичности отображаемого регионального содержания. Принцип отражает раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия исторической и современной жизни России и мира. Применение двух последних принципов позволяет: - показать единство России как общественного организма; - выявить проявление общих тенденций развития России и мира в жизни отдельного региона; - раскрыть специфические черты общественной жизни в отдельном регионе как проявление диалектики общего и особенного. Четвертый принцип – комплексность в раскрытии регионального содержания. Принцип отражает сущность курса через многофакторный подход в раскрытии обществознания. Применение этого принципа в отборе регионального компонента нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии обществоведческого образования в школе. Локализация учебного материала при применении этого принципа направлена на одновременное раскрытие на конкретном содержании механизмов развития общества как системы, проявляемых в разных его подсистемах.
Завершающим (но не по степени важности) в данном перечне является пятый принцип – практической направленности. Региональный компонент обществоведческого содержания ориентирован на раскрытие вопросов, позволяющих решать адаптационные в рамках социализации индивида, информационные задачи курса, применительно к региональному материалу. Важно учитывать и механизмы отбора содержания регионального компонента. Слово «механизм», в одном из значений, определяется как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Опираясь на это определение, здесь под механизмами понимаются пути реализации принципов отбора. Принципы отбора, таким образом, реализуются через следующие, органично связанные между собой, механизмы: - Механизм актуализации. Он состоит в отборе учебного материала, значимого для понимания исторических корней современного развития региона и субрегиона, сущностных характеристик его современной жизни. - Механизм локализации. Его действие означает вычленение материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального. - Механизм реализации личностно-ориентированного подхода. Этот механизм заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся. - Механизм дидактической целесообразности. Региональный компонент истории и обществознания помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности. Среди этих требований есть те, при достижении которых использование регионального компонента наиболее эффективно. - Механизм отбора материала по принципу практической ориентации.Данный механизм направлен на выделение учебных вопросов, которые в наибольшей степени могут быть решены на базе практико-ориентированной работы учащихся, например, через призму ученической исследовательской деятельности. Огромные возможности в применении регионального компонента обществознания раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности, выхода на темы культуры повседневности, обращения к памятникам материальной и духовной культуры региона. Именно через решение задач изучения регионального компонента наиболее ярко проявляются возможности проектной деятельности школьников.
1.6. О включении вопросов по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России в содержание олимпиады по обществознанию
В ходе изучения обществознания целесообразно выходить на важнейшие задачи работы по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России: формирование положительного личностного отношения школьников к государственной символике России, их активной гражданственности в ритуалах и поведении в связи гербом, флагом, гимном государства. Курс обществознания позволяет рассмотреть изучение правовых позиций проблемы (Конституция Российской Федерации о государственных символах России, законы о Государственном гербе, Государственном флаге, Государственном гимне Российской Федерации и др.), в т.ч. рассмотрение правовых аспектов символов субъектов Российской Федерации. Обществознание позволяет активно выходить на изучение неофициальных символов России, прежде всего, символов политической власти, духовных символов Отечества, символов отечественной культуры и науки. Использование данных материалов в олимпиадах целесообразно проводить по следующим содержательным направлениям: - сущность официальных символов государства; - изучение истории герба, флага, гимна России, символики отдельного субъекта Российской Федерации; - рассмотрение сущности символики, отраженной в них; - раскрытие порядка поведения граждан России по отношению к ее государственной символике; - неофициальные символы России; Названное выше содержание может быть реализовано через, например, через следующие типы заданий: - анализ сущностных элементов государственной символики через текст и изображение; - выявление отражения в государственных символах истории государства, его структуры, целей и принципов, национальных традиций, особенностей хозяйства и природы страны, ментальности народа; - работа с терминологией (составление понятийных рядов, заполнение пропусков и т.д.), отражающей государственные символы; - написание сочинения-эссе, отражающего личностного восприятие учащимися государственной символики, ее роли и значения в жизни страны и граждан; - разгадывание специального кроссворда, отражающего терминологию и историю государственной символики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|