Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Олимпиады школьников по обществознанию в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования




Становление непрерывного образования, особенно связи средней и высшей школы потребовали переосмысления роли предметных олимпиад для школьников.

Участие школьников в олимпиадах и творческих конкурсах по предмету становится фактором решения задач личностной образовательной стратегии учащегося общеобразовательного учреждения как потенциального студента.

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио – «портфель достижений»), которая учитывает различные успехи учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Сегодня складывается система предметных олимпиад школьников, в становлении которой принимают активное участие вузы, действующие в содружестве с органами управления образования и их методической службой, особенно с региональными институтами повышения квалификации работников образования.

Формирующийся подход к олимпиадам школьников характеризуется следующим:

1. сочетанием разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению социально-гуманитарных дисциплин;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности при изучении предметов;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиад для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания им льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2. формированием вертикали олимпиад: (1) школьных – 2) муниципальных – 3) региональных – 4) межрегиональных (Федеральных округов и др.) – 5) Всероссийских) с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3. поиском органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4. использованием олимпиада для оценки успешности усвоения учащимися социально-гуманитарных дисциплин. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады должны стать информационным каналом, через который осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

Опыт проведения совместных олимпиад вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования по истории и обществознанию показал перспективность подхода, в котором применяется:

- совместное составление заданий специалистами по содержанию научных дисциплин, отраженных в школьном предмете и методистами, знающими дидактические и психологические аспекты изучение этих предметов школьниками;

- формирование системы заданий, позволяющей в любом варианте проведения олимпиады проверить знания по всем содержательные линии интегрированного курса «Обществознание»;

- реализация возможности проверки соответствия готовности участника олимпиады требованиям к уровню его знаний, понимания и умений по предмету, вынесенному на соревнование, через разнообразные типы заданий.

При этом логика проведения олимпиад по социально-гуманитарным дисциплинам заставляет отказываться от широкого применения тестовых заданий как менее продуктивных для проверки знаний и все в большей степени от этапа к этапу проведения олимпиады представлять вопросы, позволяющие проверить креативные способности учащихся;

- сочетание заданий письменных (от краткого ответа до сочинений-эссе) и устного собеседования жюри с участником олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников;

- немаловажным для объективности итогов олимпиады является коллегиальность оценивания работы школьников;

- оповещение о прошедшей олимпиаде (хроника проведения, в т.ч. видео; итоги; задания, ответы к ним и комментарии; аналитические материалы) в Интернете, специальных изданиях, которыми снабжаются школьные библиотеки Москвы, в профессиональных журналах, специальном детском издании (журнал «История и обществознание для школьников»), через курсовую систему повышения квалификации учителей, совещания и конференции педагогов и т.д.

Опыт проведения олимпиад показал целесообразность:

- использования максимально большого (с учетом временных и санитарных норм) числа заданий, позволяющих представить учащимся возможность продемонстрировать свои знания и умения по: различным модулям интегрированного курса обществознания; разнообразным сторонам жизни общества; в ходе решения задач различной типологии;

- формирования заданий с достаточно дифференцированной шкалой оценивания для учета всех нюансов ответов учащихся;

- предъявление участникам заданий, большинство из которых проверяются на основе экспертизы, а не механического сравнения ответа с эталоном. Это делается с целью должного оценивания оригинальных суждений конкурсантов, возможности принять правильный по сути ответ, который не предусматривает разработанный эталон;

- использование заданий на применение разных источников информации (текст, статистические таблицы, схемы, изобразительный ряд);

- повторение некоторых заданий в вариантах для разных возрастных групп («якорные задания»).

Особым вопросом олимпиады по обществознанию является обращение к истории научных дисциплин, отраженных в данном школьном курсе.

Известно, что это требование давно вошло в практику проведения вступительного экзамена в вуз, хотя и не получило подкрепление в обязательном минимуме содержания обществоведческого образования в школе.

Целесообразно при подготовке олимпиадных заданий по названной тематике исходить из:

- обращения к тем именам и научным школам, которые названы в федеральных учебниках по обществознанию;

- круга вопросов на общую эрудицию, которую, безусловно, должен проявить конкурсант;

- повышения уровня сложности заданий от этапа к этапу, ограничиваясь самыми элементарными на школьном и муниципальному уровнях;

- применения подхода, в котором сама информация по истории обществознания заложена в задании, а не требует обращения к памяти учащихся (например, краткое изложение позиций ученого с предложением прокомментировать их на основе теоретических знаний курса).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...