Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ экзаменационных эссе




 

Сравним два эссе, написанные выпускниками на тему: «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» (И.Кант).

1. Я согласен с высказыванием И.Канта. Конечно, человек –единственное создание, подлежащее воспитанию. В нашем мире воспитание присуще только человеку, реализоваться он может только благодаря воспитанию и способностям своего человеческого разума, которым обладает любой индивид в обществе. Но этими способностями не обладают другие существа. Также я согласна с тем, что человек может стать человеком только благодаря воспитанию. И воспитываться он должен в обществе, в первую очередь, в семье. Он должен проходить через человеческие отношения так, чтобы они не влияли на него с отрицательной стороны. Чтобы правильно воспитываться, он должен постичь все признаки семейных отношений: духовно-эмоциональную, хозяйственно-экономическую, досуговую, репродуктивную и, конечно, воспитательную. Конечно, он должен правильно воспитываться еще и для того, чтобы в его деятельности не проявлялись негативные формы отклоняющегося поведения. Ведь следствие неправильного воспитания и развития – это одно из причин негативных форм отклоняющегося поведения. Я думаю, если индивид не будет зависеть от кризисных явлений в обществе, влияние круга людей, с которыми человек общается, будет положительным, стрессовых ситуаций в жизни индивида будет мало, то человек будет воспитываться правильно, и этот путь приведет его к становлению настоящего человека – любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям способностями.

2. Философия – одна из общественных наук. Наверное, понятие «человек» – одно из самых сложных и интереснейших вопросов этой науки. Человек? А что же он значит, в чем его суть? Просто, до конца, как мне кажется, познать человека невозможно. Например, почему в той или иной ситуации он поступает так, а не иначе? Вообще, интересен сам процесс развития человека. Ведь человек рождается маленьким, глупеньким, крохотным существом, а вскоре становится ученым! С раннего детства его воспитывают, и нужно отметить, что воспитывает тот же человек. Значит, с детства человек познает моральные корни общества, приобщается к нему. Как сказал И.Кант, «человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию». Хотя можно отметить, что животных тоже воспитывают, но ведь оно все равно остается животным. К примеру, оно не сможет вежливо здороваться, так как животные имеют способность только передавать информацию, а человек имеет речь. Его научили, воспитали этому. Мы знаем, что отличием деятельности человека от поведения других живых существ является идеальное целеполагание. Человека воспитывают так, чтобы он приносил пользу обществу, а не вред. Человек – он есть человек. Ибо, как говорил великий поэт, «человек – это звучит гордо!».

Обе работы были заслуженно оценены невысоким баллом. Оставим в стороне погрешности стиля (хотя стилистические ошибки, невнятные формулировки, повторы, безусловно, затрудняют понимание смысла). Не будем «придираться» к фактическим неточностям и ошибкам. Попробуем оценить работу в соответствии с теми требованиями, которые мы изложили выше.

Имеют ли данные эссе непосредственное отношение к философии? Что касается первой работы, то отрицательный ответ очевиден. Автор перевел свои рассуждению в плоскость социологических понятий и сюжетов (функции семьи, негативные формы отклоняющегося поведения) – и поступил неправильно, «не заметив» философских аспектов проблемы (сущность человека, социальное и биологическое в человеке, соотношение понятий «индивид» и «личность»). Во второй работе слово «философия» употребляется неоднократно, говорится о такой существенной философской проблеме, как познание феномена человека. Но простое жонглирование правильными словами не дает экспертам оснований для высокой оценки эссе. Создается впечатление, что автор попросту видит название соответствующего раздела и излагает содержание «домашней заготовки» на тему, что такое философия. Лишь ближе к концу работы он «вспоминает» высказывание И.Канта и пытается конкретизировать предельно общие рассуждения первой части эссе.

Понимают ли авторы смысл высказывания Канта? Ответ экспертов в обоих случаях был скорее утвердительным. Однако качество раскрытия собственного понимания темы оставляет желать лучшего. Выпускники фактически ограничились дословным повторением мысли немецкого философа XVIII в.

Выражено ли собственное отношение к утверждению Канта? С этой точки зрения, выигрывает первое работа, которая начинается четким заявлением: «Я согласен с высказыванием И. Канта» (другой вопрос, насколько убедительно это отношение аргументировано). Позицию автора второго эссе приходится «додумывать», от ясного выражения своего отношения он по каким-то причинам воздержался.

Владеют ли авторы обществоведческими терминами? Помогают ли использованные ими термины в раскрытии темы? В первой работе говорится о духовно-эмоциональной, хозяйственно-экономической, досуговой, репродуктивной (не вполне только понятно, что имеет в виду автор, говоря о необходимости для каждого воспитуемого постичь этот признак семейных отношений), воспитательной функциях семьи (почему-то они названы признаками), приводятся термины «негативное отклоняющееся поведение», «индивид». Отметим, что последнее предложение заставляет усомниться, правильно ли автор работы понимает значение термина «индивид». Во втором эссе терминов меньше – «деятельность человека», «поведение животного», «идеальное целеполагание». Удовлетворенными ли остались эксперты? В целом, нет, ибо в обеих работах не нашлось места для ключевого понятия, без которого проблема на может быть признана рассмотренной глубоко и полно. Авторы воздержались от употребления термина «личность», раскрытия его смысла и содержания. Именно поэтому правильные в общем слова об отличии человека от других живых существ остались без теоретического обоснования.

Приведены ли примеры из общественной жизни и личного опыта? Авторы попытались подтвердить свои рассуждения примерами, но, к сожалению, большого успеха на этом пути не добились. Эксперты с сожалением констатировали: проблема раскрыта на бытовом уровне, аргументация дана с привлечением примеров, но без солидного теоретического обоснования.

Задание 8.

Перед вами эссе на тему: «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади). Проанализируйте работу, определите ее сильные стороны, отметьте недостатки, выскажите предположения о путях исправления недочетов.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» – так можно сказать про тоталитарный политический режим. Основой такого режима является идеология. Другой особенностью является подавление индивидуального. Но наиболее опасной чертой тоталитарного режима является отношения к праву: правом считается все то, что издано правительством, что им оговорено, право подчиняется правителю, зависит от него. Здесь действует только один закон – тирана. Конкретным и наиболее ярким примером такого режима можно считать социализм в СССР. Многие наслышаны об этом, а многим пришлось испытать весь ужас этой системы: сталинские репрессии, Гулаг, ссылки. Сталин – эта фамилия навевала и трепет, и страх. Как бы жестоко он ни поступал, его всегда встречали аплодисментами, любое его, пусть и негуманное, решение принималось как единственно правильное. Почему? Так требовала идеология, проповедовавшая светлое будущее. Так требовал страх. Именно страх заставлял людей молчать и мирится с тем, что законы естественного права не действовали, а все права и свободы человека нарушались. Сильная личность, да еще и агрессивная, способна подавить всю справедливость законов и создать свои законы, удобные только самому тирану.

Вместо заключения

Написание эссе – самое сложное задание единого государственного экзамена по обществознанию. Этим утверждением открывался данный раздел книги, им же хотелось бы его завершить.

Анализ первых результатов эксперимента по введению единого госэкзамена показывает: уровень выполнения этого задания, к сожалению, относительно невысок (впрочем, было бы неправильно утверждать, что отсутствуют работы, соответствующие предъявляемым к ним требованиям). Это с одной стороны.

Но есть и другая сторона: именно в эссе выпускник, выражая свое мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы, имеет возможность высказать собственную личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса и владение ключевыми социальными компетентностями. Задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет увидеть выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.

Эксперимент показал также и то, что система работы по формированию умений и навыков написания эссе в целом еще не сложилась. Для учителей и учащихся эта форма работы является новой. Нередки случаи, когда выпускники на государственном экзамене впервые пишут эссе по обществознанию. Между тем эссе – это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.

В заключение назовем книги и статьи, использованные при подготовке раздела. Они будут полезны всем, кто готовится к единому государственному экзамену по обществознанию.

Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет! // История и обществознание для школьников. 2002. № 2.

Зимин Ю. Сочинение-эссе по обществознанию: первый опыт // История и обществознание для школьников. 2003. № 3.

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11 классы. М., 2002. (Раздел «Эссе как вид творческой работы».)

Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.

Митрофанов К.Г. Шаповал В.В. Как написать реферат по истории на «отлично» М., 2003. (Раздел «Эссе как жанр письменной творческой работы».)

Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002. (Глава «Эссе».)

Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

Шубинский В. Взгляд и нечто // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж, 1994. № 1.

Назовем также адреса двух Интернет-сайтов, где можно найти интересный материал об эссе: http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru

 

 

Глава 2

Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию

Как уже было сказано выше, олимпиады проводятся на уровнях: школьном, муниципальном, региональном, федеральных округов (в проведении олимпиад по социально-гуманитарным дисциплинам опыт подобного этапа отсутствует), всероссийском.

В данной главе книги даются материалы по проведению отдельных этапов олимпиады начиная с Всероссийского, поскольку, анализируя содержание и методику его проведения в наибольшей степени можно увидеть общие методологические и научно-методические подходы к организации всех этапов олимпиады как целостной системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...