Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы рады приветствовать Вас




на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их.. [ 6 баллов ]

1. Обычай, прецедент, закон.

…………………………………………………………………………………

2. Эпос, былины, предания, сказки.

…………………………………………………………………………………3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

…………………………………………………………………………………

2. Заполните пропуск в ряду. [ 6 баллов ]

1. Производство, ………………., распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ………………..………..

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, ………………….., тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.

3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили. [ 6 баллов ]

1. Республика, монархия, федерация.

…………………………………………………………………………………

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

…………………………………………………………………………………

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

 

…………………………………………………………………………………

4. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок. [ 8 баллов ]

1. Домохозяйки

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

5. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия [ 12 баллов ].

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

…………………………………………………………………………………

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

…………………………………………………………………………………

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл, С. Брю).

…………………………………………………………………………………

6. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». [ 10 баллов ]

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

………………

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

………………

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

………………

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

………………

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

………………

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

………………

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

………………

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

………………

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

………………

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

………………

7. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. [ 12 баллов ]

Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых  
1. Невидимая рука рынка 2. Общественно-экономическая формация 3. Золотой закон морали 4. «Мыслю, следовательно, существую» А. К.Маркс Б. И.Кант В. Аристотель Г. А.Смит Д. Р.Декарт  
       
       
           

8. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию [ 10 баллов ].

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

…………………………………………………………………………………

 

9. Перед вами портреты мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы. [ 25 баллов ]

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.

Группа 1

………………….. …………………….. …………………… ………………………

Критерий. ………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………

Группа 2

………………….. …………………….. …………………… ………

Критерий. …………………………………………………………………………………...

10. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. [ 10 баллов ]

 


1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

2. М…н…т…ризм – экономическая теория.

3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли.

4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

5. …кси…логия – учение о ценностях.

6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

8. Л…г…тимность – законность.

9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

11. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов. [ 20 баллов ]

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

 


12. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. [ 6 баллов ]

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

………………………………………………………………………………………………..

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

…………………………………………………………………………………

13. Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам. [ 9 баллов ]

1. Сенека: «Пьянство не создает пороков, а только….».

………………………………………………………………………………………………..

2. На вопрос: «Что на свете труднее всего?» – Фалес ответил: «Познать….»

………………………………………………………………………………………………..

3. На вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» – Фалес ответил: «Когда мы не делаем того, что…».

………………………………………………………………………………………………..

14. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность». [5 баллов]

 

 


15. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ТРЕХ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть.

Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. [ 12 баллов ]

Государственный бюджет в Российской Федерации разрабатывается правительством (1), а исполняется Президентом (2). В бюджете отражаются доходы, которые государство планирует получить в течение года. Расходы государства в бюджете не отражаются (3). Главные источники доходов бюджета – налоги (4). Налоговая политика оказывает существенное влияние на экономику. В условиях инфляции эффективным инструментом, например, является понижение налогов (5). В кризисных ситуациях государство нередко расширяет закупку товаров и услуг (6).

1. …………………………………………………………………………………

2. …………………………………………………………………………………

3. …………………………………………………………………………………

4. …………………………………………………………………………………

5. …………………………………………………………………………………

6. ………………………………………………………………………………….

16. Перед вами описания трех комических ситуаций. В их основе лежит нарушение логического закона тождества. Проанализируйте ситуации и самостоятельно сформулируйте закон тождества. В своем определении обязательно используйте словосочетания «любая мысль», «равна (тождественна») самой себе», «т.е. быть». [ 10 баллов ]

1. «Я сломал руку в двух местах». – «Больше не попадай в эти места».

2. «У вас в гостинице есть тихие номера?» – «У нас все номера тихие, только вот жильцы иногда шумят».

3. «Можно ли разделить 12 так, чтобы получилось семь без остатка?» – спросил Ваня Сережу. «Нет», – ответил Сережа. «Ты ошибаешься», – возразил Ваня и написал на листке бумаги цифру «12» латинскими знаками. Вот так: XII. А потом горизонтальной чертой разделил ее пополам: XII. И в самом деле – в верхней части получилась римская цифра VII!

…………………………………………………………………………………

17. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия. [8 баллов]

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

…………………………………………………………………………………

2. продукт которое состояние покупатели готовы время и в по купить цена в течение определенное количество некоторая

…………………………………………………………………………………

18. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. [ 15 баллов ]

 
 

 

 


По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….

спасибо!

до встречи во втором туре!

 


Материалы к проверке заданий

1. 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

По 2 балла за правильный ответ. Возможны другие правильные ответы.

Сумма – 6 баллов

2. 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

По 2 балла за полный правильный ответ.

Сумма – 6 баллов

3. 1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

По 2 балла за полный правильный ответ. Возможны другие правильные ответы.

Сумма – 6 баллов.

4. 2, 3, 5, 6.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Из суммы вычитается по 2 балла за каждый неправильный ответ.

Сумма – 8 баллов.

5. 1. Философия. 2 Демократия. 3. Рынок.

По 4 балла за каждый правильный ответ.

Сумма – 12 баллов.

6. 1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Сумма – 10 баллов

7.

       
Г А В Д

По 3 балла за каждый правильный ответ.

Сумма – 12 баллов.

8. Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

До 10 баллов с учетом точности ответа и глубины аргументации..

9. Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский, И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит

По 3 балла за каждую правильную подпись и по 2 балла за правильный критерий..

Сумма – 25 баллов.

10. 1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

По 1 баллу.

Сумма – 10 баллов.

11.

 


По 2 балла за каждый правильно поставленный элемент.

Сумма – 20 баллов.

12. 1. Инфляция. 2. Социальный статус.

По 3 балла за термин.

Сумма – 6 баллов.

13. 1. Выставляет их напоказ. 2. Самого себя. 3. Осуждаем в других

До 3 баллов за каждый правильный ответ.

Сумма – 9 баллов.

14.

 

Сумма – 5 баллов.

15. 1. Да. 2. Нет, бюджет исполняется правительством. 3. Нет, бюджет отражает доходы и расходы государства. 4. Да. 5. Нет, в условиях инфляции государство стремится к повышению доходов, чтобы уменьшить денежную массу, находящуюся в обращении. 6. Да.

По 2 балла за правильный ответ. (При ответе «нет» должно быть правильное исправлении.)

Сумма – 12 баллов.

16. Любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т.е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной.

До 10 баллов с учетом точности я ясности формулировки.

17. 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть. 2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

По 4 балла за правильный ответ.

Сумма – 8 баллов.

18. По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

По 1 баллу за каждое слов и 3 балла за определение выделенного слова.

Сумма – 15 баллов.

 

 


1. Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец в тетрадь и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы. [20 баллов]

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

 

Века Науки Имена ученых
1. IV в. до н.э. 2. XVI в. 3. XVIII в. 4. XIX в. 5. XX в.   I. История II. Политическая теория III. Этика IV. Психология V. Правоведение VI. Экономика VII. Социология . А. П.И.Новгородцев Б. П.Абеляр В. Аристотель Г. А.Смит Д. Н.Макиавелли Е. О.Конт Ж. Б.Спиноза  

 

Века Науки Имена ученых
     
     
     
     
     

 

2. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». [30 баллов]

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

3. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически. [15 баллов]

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.

4. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм. [32 балла]

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины

Женщины

 
 


Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.

 

Страх наказания. Неловко перед людьми

 

Из принципиальных соображений. По нерешительности

 

5. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней. [31 балл]

1. Урбанизация, гражданство, политика.

2. Философия, софистика.

6. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! [27 баллов]

Мораль как форма духовной жизни и как …… возникла уже в ……. Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть ………, там всегда есть место моральной оценке. Она ……, ее нормы, как правило, ……., они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу ……. Как и право, она имеет значение…….; в отличие от права – не ……...В морали на первый план выходит ……, тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

1. первобытность 2. инстинкт 3. создается государством 4. общественное мнение 5. отношения между людьми 6. возникает стихийно 7. императив 8. регулятор поведения 9. закреплены в законах 10. законодательный акт 11. не записаны 12. внутренний мотив 13. Древний Египет 14. государственное принуждение 15. государство

7. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав в тетрадь фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка. [30 баллов]

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Хоть, может быть, иная дама

Толкует Сея и ……... …,

Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор. (А.С.Пушкин.)

4. Мы диалектику учили не по ………..

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

8. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.[45 баллов]

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7)вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

9. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом. [20 баллов]

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу в тетрадь, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы. [30 баллов]

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.

   
   

 

Спасибо!


Материалы к проверке заданий

 

1.

Века Науки Имена ученых
  III В
  II Д
  VI Г
  VII Е
  V А

 

По 4 балла за каждую полную связь.

Сумма – 20 баллов.

2. 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.

Сумма – до 30 баллов.

3. Все три вывода правильные, что доказывается выведением формулы: Р = MV: Q

9 баллов за выведение формулы и по 3 балла за оценку выводов.

Сумма – до 15 баллов.

4. 1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.

До 8 баллов за каждый аргументированный правильный ответ.

Сумма – до 32 баллов.

5. 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.

По 3 балла за каждое правильное определение и до 8 баллов за каждое правильное объяснение.

Сумма – 31 балл.

6. 8, 1, 5, 6, 11, 4, 7, 3, 12.

7. 1.К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. И.Бентам, вторая половина XVIII – первая половина XIX в., политическая наука, социология, право 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.

По 6 баллов за каждый элемент ответа.

Сумма – 30 баллов.

8. 1. Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени. Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах. Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.

По 3 балла за каждый элемент.

Сумма – 45 баллов.

9. 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций во всех соответствующих им случаях?

По 4 баллов за каждый правильный элемент.

Сумма – 20 баллов.

10.

Защитники безработицы Критики безработицы
1, 4, 6, 8 2, 3, 5, 7, 9, 10

3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.

По 2 балла за каждый правильный элемент.

Сумма – 30 баллов.

 


 
 
  Место для шифра

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...