Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От черновика – к окончательному тексту




 

Нужен ли черновик? Времени в распоряжении выпускника остается немного (напомним, он выполняет последнее задание экзаменационной работы). Понятно, что писать полный текст едва ли целесообразно. А вот сделать предварительные записи полезно.

Приведем рекомендации, которые дает педагог из Челябинска Е.В.Киприянова:

«Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик и пишут его как “беловой” (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания…

Важная “мелочь”: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте – это точная формулировка темы эссе. Тема – своего рода условия задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один “правильный” ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже, в некоторых случаях, формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, а не “уйти” от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике)…

Полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: “Писательство не в голове, а в кончиках пальцев”».

В черновик полезно также выписать вводную и заключительную фразы будущего эссе.

Задание 4.

Вернитесь к заданию 3. Подготовьте черновики к выбранным вами темам.

К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере, их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К.Г.Митрофанов, В.М.Шаповал).

Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1. В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос – всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науки?»

2. Тема эссе – «Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре». (У. Шекспир.) Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Прогресс – отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?».

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения, предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой – позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

Задание 5.

Перед вами темы экзаменационных эссе. Выберите три темы, которые представляются вам наиболее интересными. Выразите свое отношение к поднятой автором проблеме. Письменно, в одном–двух предложениях изложите ваше понимание его позиции.

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (К. Гельвеций.)

«Деятельность – единственный путь к знанию». (Б. Шоу.)

«Истина – дочь времени» (Цицерон.)

«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». (Б. Шоу.)

«Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». (Ж. Жорес.)

«Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». (Ж. Ваньер.)

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». (Ж. Ж. Руссо.)

«Право – это все то, что истинно и справедливо». (В. Гюго.)

«Ваш долг есть: сохранять законы, на лица сильных не взирать». (Г. Державин.)

«Свобода стала реальностью только в обществе и посредством общества». (Э. Дюркгейм.)

«Мерой культуры служит точность установлений». (Х. Ортега-и-Гассет.)

Задание 6.

Прочитайте фрагменты из экзаменационных эссе. Оцените их. Как вы считаете, удалось ли выпускникам выразить свое отношение к высказываниям, ставшим темами эссе? Сумели ли они доказать, что понимают смысл сказанного?

1. Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер.)

Свобода – сегодня важнейшая ценность цивилизованного общества. Стремление к свободе, освобождение от деспотов. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества.

2. Культурология. «Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры. (И.В.Гёте.)

Я полностью, абсолютно согласна с мнением великого немецкого поэта Иоганна Гёте. Это высказывание я понимаю так: наука и искусство принадлежат всему миру, а не отдельному человеку (творцу).

3. Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И.Стобей.)

Я согласна с мнением автора, так как приобрести можно все, что душе угодно и не угодно, а вот расходовать – этому надо еще научиться.

4. Философия. «Действия людей – лучшие переводчики их мыслей». (Дж.Локк.)

Я не могу согласиться полностью с автором, что «действия людей – лучшие переводчики их мыслей».

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались не раскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Вот, например, как завершает свое эссе «О Достоевском» крупный немецкий писатель XX в. Герман Гессе. В творчестве Достоевского он слышит два голоса: голос, принимающий смерть и отвергающий надежду, и «поистине божественный» голос, указывающий на противоположное смерти начало – на совесть человека. Об этом, собственно, и размышляет Гессе. Заключительный абзац эссе выглядит так:

«…Есть художник, который заставил меня пережить нечто подобное, музыкант, которого я не всегда люблю и могу слушать, точно так же как не всегда я могу читать Достоевского. Это Бетховен. Ему свойственно такое знание о счастье, о мудрости и гармонии, которого не обрести на равнинных дорогах, которое озаряет нас только у края пропасти, которое не срываешь с улыбкой, как цветы, а обретаешь со слезами на глазах, обессилев от страданий. В его симфониях и квартетах есть места, где из глубины горя и отрешенности излучается что-то бесконечно трогательное, по-детски нежное – предвосхищение смысла, предчувствие избавления. Такие места я нахожу и у Достоевского».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...