Типология олимпиадных заданий.
На школьном этапе олимпиады по обществознанию рекомендуется использовать задания следующих типов:
1. Задания с несколькими вариантами выбора ответа, например: 1. Любое государство характеризуется: 1) Политическим плюрализмом; 2) Господством командно-административных методов управления; 3) Деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе; 4) Подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.
2. Разделение общества на различные социальные группы – это: 1) Социальная стратификация; 2) Социальная мобильность; 3) Социальная интеграция; 4) Социальная коммуникация.
3. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется: 1) облигация; 2) акция; 3) вексель; 4) аккредитив.
4. В Федеральное собрание Российской Федерации входят: 1) Государственная Дума; 2) Совет Федерации; 3) Совет Безопасности; 4) Администрация Президента; 5) Конституционный суд.
Комментарий: 3; 1; 2; 1.
2. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например: «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны - напишите «нет».
1) Общество влияет на естественную среду обитания человека. 2) Общество – это система государственной власти. 3) В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами. 4) В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности. 5) Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия.
Комментарий: 1;5 – Да. 2;3;4. – Нет. 3. Задания на объяснение логического ряда, например:
1) По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
1. Верховенство права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти на основе принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.
2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.
Комментарий: 1. признаки правового государства. 2. виды административных правонарушений.
4. Задания на определение хронологической последовательности, например: 1) Федеральные, региональные и местные ____________являются основным источником дохода соответствующих бюджетов. 2) Понятие ______________используется для обозначения стремления к образованности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня. Комментарий:1. налоги, 2. самообразование. 5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:
Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Комментарий:1-Б; 2-А; 3-В; 4-А; 5-Б
Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов
Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Типовым Положением о проведении школьного и муниципального этапов по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.
Содержание олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы лежат в основе Всероссийской олимпиады. Крайне важно, чтобы уже на этой стадии был задан общий камертон, идеология проведения соревнований. 1.1. При определении содержания и структуры заданий рекомендуется исходить из следующих позиций: - проведение предметной олимпиады должно опираться на действующие нормативные документы, прежде всего на обязательный минимум содержания обществоведческого образования основной и старшей (полной) средней школы, – приказы Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 и 30.06.1999 г. №56, отражая требования к уровню подготовленности учащихся, данные в них; - отбор заданий необходимо осуществлять с учетом содержания школьных программ по обществознанию и учебников для основной и средней (полной) школы, включенных в Федеральный перечень, опираясь на обозначенный Министерством подход, при котором все учебники, допущенные и рекомендованные для использования в школе, рассматриваются в качестве равноценных; - содержание заданий олимпиады предусматривает возможность привлекать знания, полученные учащимися при изучении других предметов (история, литература, экономика, право, география, мировая художественная культура и др.); - при отборе заданий важно учитывать уровень требований школьного этапа олимпиады. 1.2. При выполнении олимпиадных заданий предполагается: - предъявить задания, касающиеся основных содержательных линий интегративного курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера. Особенностями при составлении заданий муниципальной олимпиады по сравнению со школьным этапом являются: ü больший по сравнению со школьным туром объем олимпиадных заданий вследствие расширения временных рамок проверки знаний и познавательных способностей школьников; ü расширение типологии заданий открытого типа при приоритете заданий закрытого и полуоткрытого типа, содержащих готовые варианты ответов, шаблон при выполнении и.т.п. ü наличие заданий творческого типа; ü расширение числа информационных источников (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
ü отражение в заданиях разнообразных видов деятельности.
Типология олимпиадных заданий I тур На муниципальном этапе олимпиады по обществознанию в первом письменном туре рекомендуется использовать задания следующих типов: 1. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например:
«Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 1) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы. 2) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным. 3) С ростом цен растет и величина спроса. 4) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель 5) Земля и труд – первичные экономические ресурсы. 6) Отличительная черта денег – их ликвидность. 7) Зарождение биржи связано с укреплением системы налогообложения. 8) Подоходный налог относится к числу косвенных.
Комментарий: Нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет.
2. Задание на определение лишнего в ряду, например:
Что или кто является лишним в ряду? Лишнее подчеркните. 1. Французские просветители: И. Кант, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций. 2. Мировые религии современности: христианство, буддизм, иудаизм, ислам. 3. Формы чувственного познания: восприятие, суждение, ощущение, представление. 4. Приобщение человека к знаниям, ценностям, нормам общества: воспитание, социализация, образование, информатизация.
Комментарий: И. Кант, иудаизм, суждение, информатизация.
3. Задания на объяснение логического ряда, например:
По какому принципу образованы ряды? 1) Обычай, прецедент, закон. 2) Эпос, былины, предания, сказки. 3) Сократ, Платон, Аристотель. Комментарий: 1) Источники права 2) Формы народной культуры 3) Древнегреческие философы (мыслители).
4. Задания на составление схемы на основе предложенных терминов и понятий, например: Продолжите заполнение схемы.
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
1) 2) 3)Элитарная Комментарий: 1) Народная, 2) Массовая. 5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Комментарий:1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – В. 6. Задания на анализ источника обществоведческой информации, например:
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию. Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон». Комментарий: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности. 7. Задания по определение обществоведческого термина на основе предложенного текста, например: 1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы. 2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Комментарий: 1. Инфляция. 2. Социальный статус. 8. Задания на работу с иллюстративным рядом, например:
Представленные на изображениях общественные институты способствуют важному социальному процессу.
1. Что это за процесс? 2. Каким социологическим понятием можно объединить изображенные социальные институты в рамках этого процесса?
Комментарий:1)процесс социальной мобильности. 2)каналы вертикальной мобильности («социальные лифты»).
II тур Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и художников, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
1. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (Лао-цзы) 2. «…Быть либеральным за счет средневековья – слишком удобно» (К. Маркс) 3. «Власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти» (Т. Гоббс) 4. «Одна из гибельных наших ошибок портить хорошее дело проведением его в жизнь» (У. Пенн) 5. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье» 6. «Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить» (М. Эбнер-Эшенбах) 7. «Человек – венец природы» 8. «Человек – ошибка природы» 9. «Право есть царство реализованной свободы» 10. «Искусство есть догадка о том, чего еще не знает наука». 11. «Божественность человека» в том, что она … не дана, а достижима» (П. Мирандола) 12. «Главная гарантия свободы - это собственность» (Ф. Хайек) 13. «Покупай не то, что надо, а что необходимо» (М.М. Катон) 14. «Человек – по природе доброе и хорошее существо и … единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным» (Ж.Ж. Руссо)
Выбранную проблему важно раскрыть с привлечением понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знания, которая соответствует данной науке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|