Речевое развитие. Задание «речевые антонимы». Задание «речевые классификации». Количественный анализ. 1. Кастрюля, тарелка,. ?
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевое развитие определяется в заданиях: «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)». При этом первые два задания в большей степени характеризуют словарный запас ребенка, а третье задание – грамматический строй речи. Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий (максимальная оценка за речевое развитие 20 баллов): 1. Задание «Речевые антонимы»: - подбор антонимов (максимально 4 балла). 2. Задание «Речевые классификации»: - дополнение классификационных групп (максимально 4 балла); - нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла). 3. Задание «Произвольное владение речью»: - исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов). Задание «Речевые антонимы» 1 балл – Дается только за правильно подобранные антонимы: твердый – мягкий широкий – узкий острый – тупой глубокий – мелкий. 0 баллов – Дается за приблизительные ответы (например, «широкий – тонкий»), а также за повторение названных слов с приставкой «не» («неострый», «неглубокий»). 0, 5 баллов – Дается за правильные ответы, полученные только после оказания помощи-подсказки («камень твердый, а пластилин –...? » и др. ). Если ребенок не может выполнить ни одного задания без получения помощи (подсказки), или часть заданий выполняет с подсказкой, а часть не выполняет вообще, то вся его работа получает оценку в 0, 5 балла. Если ребенку помогает первая или вторая подсказка и какие-то задания он делает после этого самостоятельно, то ответы по подсказке оцениваются в 0, 5 балла каждый, а ответы без подсказки – по 1 баллу каждый.
Неспособность без подсказки найти антоним свидетельствует о том, что ребенок не может оперировать отдельными признаками в отрыве от целостного образа предмета. Ребенок еще не может воспринять названные ему слова как отдельные признаки в отрыве от предмета, не может «обернуть» смысл этих признаков, представить их противоположное значение. Зато о пластилине ребенок сразу говорит «мягкий», а о ноже – «тупой». Он легко называет одну из характеристик образа. Но о речевой произвольности в этом случае говорить не приходится. По этому заданию подсчитывается общая сумма баллов, которая далее войдет в обобщенный показатель «Речевое развитие» (см. «Психологическая характеристика»). Задание «Речевые классификации» Количественный анализ. Это задание используется как для оценки показателя «Речевое развитие», так и для оценки показателя «Речевое мышление» (см. «Психологическую характеристику»); соответственно, применяются и различные методы обработки. Для оценки речевого развития имеет значение то, сколько слов ребенок может добавить в классификационную группу и знает ли он соответствующее обобщающее слово. За дополнение группы слов можно получить: 1 балл – Ребенок называет не менее двух слов, правильно дополняющих группу, и при этом его ответ не содержит неподходящих слов. 0, 5 баллов – Ребенок не может придумать больше одного правильного ответа или придумывает не менее двух правильных ответов, но при этом добавляет к ним неподходящие слова. 0 баллов – Ребенок не может назвать ни одного слова или дает только неправильные ответы. 1. Кастрюля, тарелка,... ? Правильные ответы: чашка, чайник, ложка, сковородка и т. п., любые предметы, относящиеся к посуде. Неправильные ответы: предметы кухонного обихода (плита, стол и пр. ); предметы декоративно-прикладного искусства (ваза и т. п. ); слова, относящиеся к еде (каша, суп и пр. ); слова, просто субъективно ассоциирующиеся со стимульными словами.
2. Шкаф, диван,...? Правильные ответы: стол, стул, кровать, сервант и т. п., любые предметы, относящиеся к мебели. Неправильные ответы: бытовая техника (телевизор, холодильник и пр. ); осветительные приборы (люстра и т. п. ); предметы украшения и искусства (картина, зеркало и пр. ); части комнаты (стена, пол и пр. ); одежда или постельные принадлежности (одеяло, подушки и пр. ) 3. Окунь, карась,... ? Правильные ответы: названия любых рыб. Неправильные ответы: морские животные (дельфин, кит, краб, лягушка, морская звезда); названия других животных; ситуативные ассоциации (вода, аквариум, мальки и пр. ). 4. Санкт-Петербург, Париж,... ? Правильные ответы: названия любых городов. Неправильные ответы: названия стран, континентов, частей или сторон света, любые другие географические названия. За обобщение группы слов можно получить: 1 балл – Ребенок правильно называет обобщающее слово: 1. Кастрюля, тарелка – посуда. 2. Шкаф, диван – мебель. 3. Окунь, карась – рыбы. 4. Санкт-Петербург, Париж – города. 0, 5 балла – Ребенок называет обобщающее слово в ряду конкретных слов (например: щука, рыба, акула). 0 баллов – Ребенок дает различные объяснения (например, «это – из чего едят», «где спят», «куда вещи кладут» и пр. ). Отсутствие ответа. Неправильные обобщения: 1. Кастрюля, тарелка – кухня, столовые приборы, сервиз и др. 2. Шкаф, диван – гарнитур, стенка (мебельная), комната и др. 3. Карась, окунь – животные и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|