Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевое развитие. Задание «речевые антонимы». Задание «речевые классификации». Количественный анализ. 1. Кастрюля, тарелка,. ?




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Речевое развитие определяется в заданиях: «Речевые антони­мы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)». При этом первые два задания в большей степени характеризуют сло­варный запас ребенка, а третье задание – грамматический строй речи. Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий (максимальная оценка за речевое развитие 20 баллов):

1. Задание «Речевые антонимы»:

- подбор антонимов (максимально 4 балла).

2. Задание «Речевые классификации»:

- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);

- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).

3. Задание «Произвольное владение речью»:

- исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).

Задание «Речевые антонимы»

1 балл – Дается только за правильно подобранные антонимы:

твердый – мягкий

широкий – узкий

острый – тупой

глубокий – мелкий.

0 баллов – Дается за приблизительные ответы (например, «ши­рокий – тонкий»), а также за повторение названных слов с пристав­кой «не» («неострый», «неглубокий»).

0, 5 баллов – Дается за правильные ответы, полученные только после оказания помощи-подсказки («камень твердый, а пластилин –...? » и др. ).

Если ребенок не может выполнить ни одного задания без получе­ния помощи (подсказки), или часть заданий выполняет с подсказкой, а часть не выполняет вообще, то вся его работа получает оценку в 0, 5 балла.

Если ребенку помогает первая или вторая подсказка и какие-то за­дания он делает после этого самостоятельно, то ответы по подсказке оцениваются в 0, 5 балла каждый, а ответы без подсказки – по 1 баллу каждый.

Неспособность без подсказки найти антоним свидетельствует о том, что ребенок не может оперировать отдельными признаками в от­рыве от целостного образа предмета. Ребенок еще не может воспри­нять названные ему слова как отдельные признаки в отрыве от пред­мета, не может «обернуть» смысл этих признаков, представить их противоположное значение. Зато о пластилине ребенок сразу говорит «мягкий», а о ноже – «тупой». Он легко называет одну из харак­теристик образа. Но о речевой произвольности в этом случае гово­рить не приходится.

По этому заданию подсчитывается общая сумма баллов, которая далее войдет в обобщенный показатель «Речевое развитие» (см. «Психологическая характеристика»).

Задание «Речевые классификации»

Количественный анализ.

Это задание используется как для оценки показателя «Речевое развитие», так и для оценки показателя «Речевое мышление» (см. «Психологическую характеристику»); соответственно, применяются и различные методы обработки. Для оценки речевого развития имеет значение то, сколько слов ребенок может добавить в классифика­ционную группу и знает ли он соответствующее обобщающее слово.

За дополнение группы слов можно получить:

1 балл – Ребенок называет не менее двух слов, правильно дополня­ющих группу, и при этом его ответ не содержит неподходящих слов.

0, 5 баллов – Ребенок не может придумать больше одного пра­вильного ответа или придумывает не менее двух правильных отве­тов, но при этом добавляет к ним неподходящие слова.

0 баллов – Ребенок не может назвать ни одного слова или дает только неправильные ответы.

1. Кастрюля, тарелка,... ?

Правильные ответы: чашка, чайник, ложка, сковородка и т. п., любые предметы, относящиеся к посуде.

Неправильные ответы: предметы кухонного обихода (плита, стол и пр. ); предметы декоративно-прикладного искусства (ваза и т. п. ); слова, относящиеся к еде (каша, суп и пр. ); слова, просто субъектив­но ассоциирующиеся со стимульными словами.

2. Шкаф, диван,...?

Правильные ответы: стол, стул, кровать, сервант и т. п., любые предметы, относящиеся к мебели.

Неправильные ответы: бытовая техника (телевизор, холодильник и пр. ); осветительные приборы (люстра и т. п. ); предметы ук­рашения и искусства (картина, зеркало и пр. ); части комнаты (стена, пол и пр. ); одежда или постельные принадлежности (одеяло, подушки и пр. )

3. Окунь, карась,... ?

Правильные ответы: названия любых рыб.

Неправильные ответы: морские животные (дельфин, кит, краб, лягушка, морская звезда); названия других животных; ситуатив­ные ассоциации (вода, аквариум, мальки и пр. ).

4. Санкт-Петербург, Париж,... ?

Правильные ответы: названия любых городов.

Неправильные ответы: названия стран, континентов, частей или сторон света, любые другие географические названия.

За обобщение группы слов можно получить:

1 балл – Ребенок правильно называет обобщающее слово:

1. Кастрюля, тарелка – посуда.

2. Шкаф, диван – мебель.

3. Окунь, карась – рыбы.

4. Санкт-Петербург, Париж – города.

0, 5 балла – Ребенок называет обобщающее слово в ряду конк­ретных слов (например: щука, рыба, акула).

0 баллов – Ребенок дает различные объяснения (например, «это – из чего едят», «где спят», «куда вещи кладут» и пр. ). От­сутствие ответа. Неправильные обобщения:

1. Кастрюля, тарелка – кухня, столовые приборы, сервиз и др.

2. Шкаф, диван – гарнитур, стенка (мебельная), комната и др.

3. Карась, окунь – животные и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...