Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественный анализ. Задание «Визуальные аналогии». Количественный анализ. Синкретичное мышление: в первом задании – ответ «гвозди», во втором – «колодец», «грибы», в четвертом – «маяк», «берег»




Качественный анализ.

Качественный анализ неправильных ответов позволяет понять, ка­ким типом допонятийного мышления ребенок подменяет еще не сформировавшееся у него понятийное логическое мышление:

Ситуативно-образное мышление: в этом случае ребенок не ана­лизирует связь' между словами в первой паре и не использует ее для построения второй пары слов. Ребенок как бы объединяет все три слова, и на этой основе у него возникает некий единый образ, к которому он далее и подбирает подходящее слово. В первом за­дании у ребенка возникает образ комнаты, и он в качестве подхо­дящего выбирает слово «мебель», во втором – образ дачи, к кото­рому ребенок подбирает слова «скамейка», «забор», в третьем – образ больницы, к которому подходят слова «врач», «кровать», «больной», в четвертом – образ судоходной реки, к которому подходят слова «река», «волна».

Псевдоаналитический подход: ребенок выделяет не отношение, не принцип связи, а ищет некое общее свойство и далее подбира­ет слово, его выражающее. В первом задании он выбирает ответы «доски» или «пыль», так как «стол и пол – из досок» или «на сто­ле и на полу лежит пыль». В третьем задании ребенок выбирает ответ «стекло», так как «часы и градусник – стеклянные».

Синкретичное мышление: в первом задании – ответ «гвозди», во втором – «колодец», «грибы», в четвертом – «маяк», «берег».

Задание «Визуальные аналогии»

Правильные ответы:

1. Заяц (картинка 4).

2. Цыплята (картинка 3).

3. Портфель (картинка 2).

4. Электроплитка(картинка 2).

5. Сапоги(картинка 2).

6. Колосья (картинка 2).

7. Лицо (картинка 4).

При конкурсном отборе в гимназические классы четыре более простых задания на аналогии даются детям для самостоятельной работы в процессе группового тестирования, четыре более слож­ных задания выносятся на индивидуальную беседу.

Количественный анализ.

1 балл – начисляется за каждый правильный ответ.

0 баллов – любые другие ответы, даже «обоснованные», так как при этом ребенок не учитывает правило или неверно его трактует.

Качественный анализ.

Для качественного анализа неправильных ответов наиболее пока­зательна первая картинка для индивидуального тестирования. При доминировании ситуативного мышления ребенок выбирает «рыбу», то есть обобщает не по существенному признаку (живот­ные), аситуативно – по «месту проживания» (в воде). При доми­нировании формально-визуального мышления, а также при несформированности мышления по аналогии вообще дети выбира­ют «вишню». Если мышление субъективно, эгоцентрично и вооб­ще не ориентировано на правило, то дети выбирают «листик», мо­тивируя это следующим образом: «Я ем ягоды, а бегемот – ли­стья». Ребенок привносит в задание эгоцентрическую позицию, ко­торая субъективно полностью меняет его содержание.

При доминировании в мышлении стандартных ассоциаций дети формируют следующие пары (задания для гимназические классы): «курица-петух», «букварь (книжка)-тетрадки», «телевизор-магнитофон», «глаз-губы», «булка-колоски».

Для образно-ситуативных обобщений характерны следующие пары: «азбука-парта», «телевизор-тумбочка», «шапка-голова» («девочка пойдет гулять»), «плита-сковородка», «булка-стол».

Для функциональных обобщений (чаще свойственных детям-кинестетикам) характерны такие пары: «плита-спички», «шапка-шерсть», «шапка-голова» («шапку надевают на голову»), «булка-нож», «тетради-ручка».

Для формально-визуальных обобщений характерны пары: «азбука-карандаш» (так как в примере: «ручка-пенал»), «шапка-овца» (так как в примере: «кошка-собака»), «глаз-дверь» (так как в примере: «окно-дом»), «тетради-цветок» или «тетради-парта» (так как в примере: «стол-дерево»). В этом случае ребенок выбирает ответ, который имеет какое-то внешнее сходство с одной из картинок примера.

Для синкретичного (целостного) образного мышления характер­ны пары: «булка-колбаса», «телевизор-антенна», «глаз-очки».

Задание «Речевые классификации»

1 балл – начисляется, если ребенок правильно дополнил группу слов и правильно назвал обобщающее слово.

0, 5 балла – начисляется, если ребенок сначала добавляет только стимульные слова, но потом все же придумывает и другие подходя­щие слова и правильно называет обобщающее слово.

0 баллов – начисляется, если добавлено хоть одно слово, не подходящее к данной группе, или если не названо (названо неверно) обобщающее слово. Если ребенок верно называет обобщающее ело во, но при этом не может правильно дополнить группу слов ни одним новым словом.

Максимальная оценка – 4 балла.

Примеры правильных дополнений и обобщений приведены выше.

Задание «Визуальные классификации»

Правильные ответы:

1. Мысленно выделяется группа «овощи»: «огурец», «помидор», «морковь» (картинки 2, 3, 4); указываются как лишние – «елочная игрушка» и «яблоко» (картинки 1, 5).

2. Мысленно выделяется группа «фрукты» (картинки 1, 3, 4); указываются как лишние – «свекла» и «лук» (картинки 2, 5).

3. Выделяется группа «цветы» (картинки 2 и 5).

4. Выделяется группа «животные», «живые» (картинки 2 и 4).

Количественный анализ.       

1 балл – начисляется за каждый правильный ответ.

0 баллов – любые другие ответы, даже «обоснованные».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...