Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Рисунок семьи»




Недостаточное умение рисовать у б-7-летних детей в рисунке семьи проявляется в еще большей степени, чем в рисунке дерева. В связи с этим, неоправданно предъявлять требования к точному изображению деталей (волосы, уши, пальцы и т. п. ), на которые обычно принято обращать внимание при интерпретации. Само­чувствие ребенка в семье и особенности его семейных взаимоот­ношений более надежно характеризуют следующие обобщенные параметры рисунка.

1.    Размеры изображенных фигур («масштаб»).

Отражают то, как в семье ценится человеческая личность. Если размер всех фигур менее 1/4 листа, то понятие «личность» и пред­ставление о ценности человека в данной семье отсутствуют.

2.    Пропорции фигур.

Чем меньше фигура по сравнению с остальными фигурами, тем менее значима роль соответствующего члена семьи. Существен­ные различия в размерах изображенных фигур, как правило, от­ражают роль и значение каждого члена семьи. Эгоистичные, изба­лованные дети рисуют себя одного роста со взрослыми членами семьи, а иногда и крупнее. Если ребенок соперничает со старшими братьями и сестрами, то он рисует их мельче себя.

3.    Очередность изображения членов семьи.

Первым изображается главный, наиболее авторитетный чело­век в семье, которого все слушаются, который, скорее всего, обес­печивает семью материально. Если первым ребенок рисует себя, это свидетельствует о его избалованности и эгоизме, о том, что он находится в центре внимания семьи. Последним изображается наименее значимый и наименее уважаемый член семьи. Им мо­жет оказаться и сам ребенок. Раньше последними чаще рисовали бабушек и дедушек, теперь – отцов.

4.    Местоположение.

Наиболее эмоционально значимый для ребенка член семьи изо­бражается первым слева у правшей и крайним справа у левшей. Если ребенок сначала изображает родителей, а себя рисует в последнюю очередь первой фигурой слева, то, как правило, это свидетельствует о капризно-эгоистической позиции ребенка, о том, что он плохо слушается родителей и старается быть в центре внимания. Таким же образом может быть дорисован любой член семьи, если он наи­более авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в се­мье не занимает.

Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, которые находятся с ним в наиболее близких отношениях и оказывают ему поддержку.

Члены семьи, нарисованные ребенком ниже или выше основной линии, как правило, менее значимы для него. Таковым может ока­заться и сам ребенок.

5.    Расположение фигур.

Важно проанализировать, как развернуты по отношению друг к другу члены семьи. Расположение спиной друг к другу свидетель­ствует о нарушении взаимоотношений. Если изображенные на ри­сунке люди образуют отдельные группы, это позволяет сделать вы­вод о реальных группировках, существующих в семье.

6.    «Преграды».

Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгорожен» любой преградой (полоса, дверь, стол, дерево) или между ними находит­ся домашнее животное, это свидетельствует о нарушении контак­та с этим членом семьи.

 

7.   Отсутствие изображения членов семьи.

Дети не изображают отвергаемых членов семьи, тех, с которыми они соперничают, которых они боятся или не хотят видеть.

8.    Отсутствие собственного изображения.

Если ребенок не изображает себя, это свидетельствует о том, что он не вписан в семью, не чувствует себя ее членом, семье не до ребенка – он в ней чужой, ненужный, отвергнутый.

9.    Детали изображения лиц.

Если у какого-то члена семьи не прорисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального контакта с этим человеком, от­ношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, отражает отсутствие реф­лексии, ребенок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутствием внимания и уважения к ребенку со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним.

10. Отсутствие прорисовки тел.

Если ребенок нарисовал только лица (или портреты в рамках), то, скорее всего, члены семьи очень мало взаимодействуют друг с другом, редко делают что-либо вместе. Нормальное общение меж­ду членами семьи отсутствует.

11. Цвет изображения.

Эмоционально-значимых членов семьи обычно ребенок раскра­шивает. Свое отношение при этом он может выражать через яркие или мрачные цвета.

Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в ком­плексе с другими результатами тестирования. Только совместный анализ полученных данных обычно позволяет понять причины вы­явленных проблем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка.

Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ре­бенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом мо­жет свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок №6 в тесте Амен («родители у телевизора»), а также отгорожен­ность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще.

Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в ри­сунке семьи первым и самым крупным, можно с уверенностью пред­положить, что его двигательная расторможенность и неуправляе­мость будут усугубляться избалованностью, а критика и попытки ог­раничить активность ребенка вызовут агрессию с его стороны.

Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вялости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрессивное состояние ребенка, вызванное ощущением собствен­ной незначимости, малоценности. В этом случае дерево будет ма­ленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя по­следним (даже после кошки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть).

Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил», вы­брать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максимальную по­мощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.

Значение личностных особенностей для оценки школьной готов­ности и прогноза проблем в обучении дополнительно обсуждается в конце первой главы «Обоснование методики».

Наиболее яркие личностные особенности ребенка могут быть кратко описаны в Бланке фиксации результатов под таблицей «Пси­хологическая характеристика». Личностные особенности выявляются проективными методами, поэтому уровень их выраженности не мо­жет быть количественно определен и указан в самой таблице. Лич­ностные особенности ребенка обязательно обсуждаются с его роди­телями и учителями, так как они составляют определенный контекст, влияющий на интерпретацию всех остальных показателей.

С детьми, которые раньше других закончат рисовать, можно инди­видуально провести тест Люшера и тест Тэммл, Дорки, Амен. Мож­но проделывать это и параллельно с рисованием, обходя постепен­но всю группу.

К индивидуальному тестированию рекомендуется приступать только после обработки и анализа данных групповой диагностики. Это необходимо для того, чтобы избежать опрометчивых выводов.

Если чьи-то результаты по тесту Равена попадают в зону патоло­гии, не торопитесь с заключениями. Возможно, ребенок что-то про­пустил, сбился, перепутал либо вообще не понял, как надо работать. В этом случае во время индивидуального тестирования необходимо еще раз дать ребенку тест Равена, но уже проследить за его рабо­той и понять причину низкого результата, полученного при группо­вом обследовании.

Если по манере выполнения теста Тулуз-Пьерона и теста Раве­на ребенок выглядит как кинестетик (не понимает инструкцию со слов и улавливает суть задания только после того, как вы­полнит реальные действия под Вашим руководством), следует проверить это предположение, обратив особое внимание на то, как он будет справляться с речевыми заданиями. Чем «абстракт­нее» будут эти задания, тем больше затруднений будет испытывать ребенок с преобладанием кинестетической модальности.

Если по результатам теста Тулуз-Пьерона и теста Бендер у ре­бенка можно предположить наличие легких функциональных на­рушений в работе мозга (ММД), в ходе индивидуального тестиро­вания важно выяснить, как это сказывается на функционирова­нии его памяти и мышления.

Если скоростные характеристики по тесту Тулуз-Пьерона оказа­лись ниже возрастной нормы, то в процессе индивидуальной ра­боты следует обратить внимание на особенности поведения ре­бенка, темп его речи и скорость ответов. Возможно, медлитель­ность ребенка не связана с особенностями его нейродинамики, а вызвана излишней старательностью, тревожностью или недоста­точным развитием визуальной памяти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...