Тест «Рисунок семьи»
Недостаточное умение рисовать у б-7-летних детей в рисунке семьи проявляется в еще большей степени, чем в рисунке дерева. В связи с этим, неоправданно предъявлять требования к точному изображению деталей (волосы, уши, пальцы и т. п. ), на которые обычно принято обращать внимание при интерпретации. Самочувствие ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений более надежно характеризуют следующие обобщенные параметры рисунка. 1. Размеры изображенных фигур («масштаб»). Отражают то, как в семье ценится человеческая личность. Если размер всех фигур менее 1/4 листа, то понятие «личность» и представление о ценности человека в данной семье отсутствуют. 2. Пропорции фигур. Чем меньше фигура по сравнению с остальными фигурами, тем менее значима роль соответствующего члена семьи. Существенные различия в размерах изображенных фигур, как правило, отражают роль и значение каждого члена семьи. Эгоистичные, избалованные дети рисуют себя одного роста со взрослыми членами семьи, а иногда и крупнее. Если ребенок соперничает со старшими братьями и сестрами, то он рисует их мельче себя. 3. Очередность изображения членов семьи. Первым изображается главный, наиболее авторитетный человек в семье, которого все слушаются, который, скорее всего, обеспечивает семью материально. Если первым ребенок рисует себя, это свидетельствует о его избалованности и эгоизме, о том, что он находится в центре внимания семьи. Последним изображается наименее значимый и наименее уважаемый член семьи. Им может оказаться и сам ребенок. Раньше последними чаще рисовали бабушек и дедушек, теперь – отцов. 4. Местоположение. Наиболее эмоционально значимый для ребенка член семьи изображается первым слева у правшей и крайним справа у левшей. Если ребенок сначала изображает родителей, а себя рисует в последнюю очередь первой фигурой слева, то, как правило, это свидетельствует о капризно-эгоистической позиции ребенка, о том, что он плохо слушается родителей и старается быть в центре внимания. Таким же образом может быть дорисован любой член семьи, если он наиболее авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в семье не занимает.
Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, которые находятся с ним в наиболее близких отношениях и оказывают ему поддержку. Члены семьи, нарисованные ребенком ниже или выше основной линии, как правило, менее значимы для него. Таковым может оказаться и сам ребенок. 5. Расположение фигур. Важно проанализировать, как развернуты по отношению друг к другу члены семьи. Расположение спиной друг к другу свидетельствует о нарушении взаимоотношений. Если изображенные на рисунке люди образуют отдельные группы, это позволяет сделать вывод о реальных группировках, существующих в семье. 6. «Преграды». Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгорожен» любой преградой (полоса, дверь, стол, дерево) или между ними находится домашнее животное, это свидетельствует о нарушении контакта с этим членом семьи.
7. Отсутствие изображения членов семьи. Дети не изображают отвергаемых членов семьи, тех, с которыми они соперничают, которых они боятся или не хотят видеть. 8. Отсутствие собственного изображения. Если ребенок не изображает себя, это свидетельствует о том, что он не вписан в семью, не чувствует себя ее членом, семье не до ребенка – он в ней чужой, ненужный, отвергнутый. 9. Детали изображения лиц. Если у какого-то члена семьи не прорисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального контакта с этим человеком, отношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, отражает отсутствие рефлексии, ребенок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутствием внимания и уважения к ребенку со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним.
10. Отсутствие прорисовки тел. Если ребенок нарисовал только лица (или портреты в рамках), то, скорее всего, члены семьи очень мало взаимодействуют друг с другом, редко делают что-либо вместе. Нормальное общение между членами семьи отсутствует. 11. Цвет изображения. Эмоционально-значимых членов семьи обычно ребенок раскрашивает. Свое отношение при этом он может выражать через яркие или мрачные цвета. Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в комплексе с другими результатами тестирования. Только совместный анализ полученных данных обычно позволяет понять причины выявленных проблем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка. Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ребенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом может свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок №6 в тесте Амен («родители у телевизора»), а также отгороженность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще. Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в рисунке семьи первым и самым крупным, можно с уверенностью предположить, что его двигательная расторможенность и неуправляемость будут усугубляться избалованностью, а критика и попытки ограничить активность ребенка вызовут агрессию с его стороны. Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вялости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрессивное состояние ребенка, вызванное ощущением собственной незначимости, малоценности. В этом случае дерево будет маленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя последним (даже после кошки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть).
Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил», выбрать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максимальную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно. Значение личностных особенностей для оценки школьной готовности и прогноза проблем в обучении дополнительно обсуждается в конце первой главы «Обоснование методики». Наиболее яркие личностные особенности ребенка могут быть кратко описаны в Бланке фиксации результатов под таблицей «Психологическая характеристика». Личностные особенности выявляются проективными методами, поэтому уровень их выраженности не может быть количественно определен и указан в самой таблице. Личностные особенности ребенка обязательно обсуждаются с его родителями и учителями, так как они составляют определенный контекст, влияющий на интерпретацию всех остальных показателей. С детьми, которые раньше других закончат рисовать, можно индивидуально провести тест Люшера и тест Тэммл, Дорки, Амен. Можно проделывать это и параллельно с рисованием, обходя постепенно всю группу. К индивидуальному тестированию рекомендуется приступать только после обработки и анализа данных групповой диагностики. Это необходимо для того, чтобы избежать опрометчивых выводов. Если чьи-то результаты по тесту Равена попадают в зону патологии, не торопитесь с заключениями. Возможно, ребенок что-то пропустил, сбился, перепутал либо вообще не понял, как надо работать. В этом случае во время индивидуального тестирования необходимо еще раз дать ребенку тест Равена, но уже проследить за его работой и понять причину низкого результата, полученного при групповом обследовании. Если по манере выполнения теста Тулуз-Пьерона и теста Равена ребенок выглядит как кинестетик (не понимает инструкцию со слов и улавливает суть задания только после того, как выполнит реальные действия под Вашим руководством), следует проверить это предположение, обратив особое внимание на то, как он будет справляться с речевыми заданиями. Чем «абстрактнее» будут эти задания, тем больше затруднений будет испытывать ребенок с преобладанием кинестетической модальности.
Если по результатам теста Тулуз-Пьерона и теста Бендер у ребенка можно предположить наличие легких функциональных нарушений в работе мозга (ММД), в ходе индивидуального тестирования важно выяснить, как это сказывается на функционировании его памяти и мышления. Если скоростные характеристики по тесту Тулуз-Пьерона оказались ниже возрастной нормы, то в процессе индивидуальной работы следует обратить внимание на особенности поведения ребенка, темп его речи и скорость ответов. Возможно, медлительность ребенка не связана с особенностями его нейродинамики, а вызвана излишней старательностью, тревожностью или недостаточным развитием визуальной памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|