Качественный анализ. Задание «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений». Количественный анализ.
Качественный анализ. Это задание характеризует активный словарный запас, общую осведомленность ребенка (особенно вопросы о рыбах и городах). Это становится особенно очевидным, когда ребенок, сидя за столом на стуле, мучительно ищет слова, подходящие к группе «шкаф, диван», и не может назвать ни одного. Или вдруг радостно говорит «кровать», но о столе и стуле так и не вспоминает. Ребенок действительно выдает только то, что «есть у него на языке», и выполнение этого задания достаточно хорошо характеризует его речевую активность. Кроме этого, задание позволяет в определенной степени выяснить, насколько словарный запас ребенка соответствует тому словарному запасу, на который ориентирована программа первого класса. Если ребенок владеет элементарными обобщающими категориями, знает названия рыб, не путается в названиях городов, то, как показали специальные наблюдения, его общая осведомленность икультурный уровень в целом более чем достаточны для первоклассника. К сожалению, для современных детей, даже умных и хорошо подготовленных, может быть характерна «избирательная неосведомленность», которая эпизодически осложняет их учебу. Такие дети могут знать много, но при этом не иметь представления о простейших вещах и периодически поражать учителей абсолютно нелепыми, «дикими» ответами. Например, дети часто не знают, что такое окунь или карась, не знают слова «посуда» (употребляют вместо него слова «сервиз», «натюрморт»). Может выясниться, что ребенок не знает, что такое «печка» или «клюква», не знаком с другими обиходными словами, но при этом не испытывает никаких затруднений, перечисляя названия городов.
Подобный качественный анализ позволяет лучше понять особенности развития ребенка. По этому заданию также подсчитывается общая сумма баллов (за дополнения классификационных групп и нахождение обобщающих слов), которая далее войдет в обобщенный показатель «Речевое развитие». Задание «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений» Количественный анализ. Исправление предложений. Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно. Он должен правильно произнести если не все предложение, то хотя бы его концовку. 1. «Начал таять снег, и закончилась весна». 1 балл – «Закончилась зима» или «началась, наступила весна». 2. «Этим подарком мы доставили маме большую любовь. » 1 балл – Достаточно, если ребенок скажет: «Радость. » Все предложение произносить не обязательно. 0 баллов – Ребенок не может найти ошибку иговорит, что все Восстановление предложений. При восстановлении предложений также желательно, чтобы ребенок полностью произносил их, но настойчиво добиваться этого не обязательно. Если сказанные ребенком отдельные слова правильно восстанавливают смысл и форму предложения, ответ засчитывается. 1. «Катя... своего маленького брата», 1 балл – Любые сказуемые, которые по смыслу иформе сочетаются с последующими словами: «любит», «купает», «кормит», «одевает», «вывела гулять», «взяла из детского сада», «обидела» и т. п.
0 баллов – Любые сказуемые, которые не сочетаются с последующими словами: «гуляет», «играет» и пр. Не считается правильным ответ: «Катя – сестра своего маленького брата» (это – тавтология). Отсутствие ответа (ребенок ничего не может придумать). 2. «Мальчик... и дверь открылась». 1 балл – «Позвонил», «постучал», «подошел», «нажал на ручку», «дернул за веревочку», «повернул ключ», «толкнул дверь» и т. п. 0 баллов – Любые измененные, но не восстановленные предложения: «Мальчик открыл дверь», «Мама открыла дверь», «Мальчик вошел, и дверь открылась» и т. п. В этом случае ребенок просто озвучивает возникающий образ, а произвольно пользоваться речью, как инструментом, не умеет. Отсутствие ответа. Завершение предложений. При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует. 1. «Если завтра будет сильный мороз, то... » 1 балл – Любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п. 0 баллов – Ответы, в которых отсутствует причинно-следственная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (это просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы. 2. «В комнате погас свет, потому что... ». 1 балл – Любые ответы, в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порвались провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выключили» и т. п. 0, 5 балла – Любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма: «мама выключила», «я выключил». 0 баллов – Ответы, которые описывают возникающий образ темной комнаты и не являются дополнением предложения: «темно», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Любые нелепые ответы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|