Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественный анализ. Задание «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений». Количественный анализ.




Качественный анализ.

Это задание характеризует активный словарный запас, общую ос­ведомленность ребенка (особенно вопросы о рыбах и городах). Это становится особенно очевидным, когда ребенок, сидя за столом на стуле, мучительно ищет слова, подходящие к группе «шкаф, ди­ван», и не может назвать ни одного. Или вдруг радостно говорит «кровать», но о столе и стуле так и не вспоминает. Ребенок дейст­вительно выдает только то, что «есть у него на языке», и выполне­ние этого задания достаточно хорошо характеризует его речевую активность. Кроме этого, задание позволяет в определенной степе­ни выяснить, насколько словарный запас ребенка соответствует тому словарному запасу, на который ориен­тирована программа первого класса. Если ребенок владеет элементар­ными обобщающими категориями, знает названия рыб, не путается в названиях городов, то, как показали специальные наблюдения, его об­щая осведомленность икультурный уровень в целом более чем доста­точны для первоклассника.

К сожалению, для современных детей, даже умных и хорошо под­готовленных, может быть характерна «избирательная неосведом­ленность», которая эпизодически осложняет их учебу. Такие дети могут знать много, но при этом не иметь представления о простейших вещах и периодически поражать учителей абсолютно нелепыми, «дикими» ответами. Например, дети часто не знают, что такое окунь или карась, не знают слова «посуда» (употребляют вместо него сло­ва «сервиз», «натюрморт»). Может выясниться, что ребенок не знает, что такое «печка» или «клюква», не знаком с другими обиходными словами, но при этом не испытывает никаких затруднений, перечис­ляя названия городов.

Подобный качественный анализ позволяет лучше понять особен­ности развития ребенка. По этому заданию также подсчитывается общая сумма баллов (за дополнения классификационных групп и на­хождение обобщающих слов), которая далее войдет в обобщенный показатель «Речевое развитие».

Задание «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений»

Количественный анализ.

Исправление предложений. Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант, а не просто объяс­нять, что там неверно. Он должен правильно произнести если не все предложение, то хотя бы его концовку.

1. «Начал таять снег, и закончилась весна».

1 балл – «Закончилась зима» или «началась, наступила весна».

2. «Этим подарком мы доставили маме большую любовь. »

1 балл – Достаточно, если ребенок скажет: «Радость. » Все пред­ложение произносить не обязательно.

0 баллов – Ребенок не может найти ошибку иговорит, что все
правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы (например, «Начал таять снег, и наступила осень»). Или не следует инструкции («исправить заданное стимульное предложение») и придумывает какие-нибудь свои предложения (например: «мы маме на день рождения подарили цветы» и пр. ).

Восстановление предложений. При восстановлении предложений также желательно, чтобы ребенок полностью произносил их, но настойчиво доби­ваться этого не обязательно. Если сказанные ребенком отдельные слова пра­вильно восстанавливают смысл и форму предложения, ответ засчитывается.

1. «Катя... своего маленького брата»,

1 балл – Любые сказуемые, которые по смыслу иформе сочетаются с последующими словами: «любит», «купает», «кормит», «одевает», «вывела гулять», «взяла из детского сада», «обидела» и т. п.

0 баллов – Любые сказуемые, которые не сочетаются с последующими словами: «гуляет», «играет» и пр. Не считается правильным ответ: «Катя – сестра своего маленького брата» (это – тавтология). Отсутствие ответа (ребенок ничего не может придумать).

2. «Мальчик... и дверь открылась».

1 балл – «Позвонил», «постучал», «подошел», «нажал на ручку», «дернул за веревочку», «повернул ключ», «толкнул дверь» и т. п.

0 баллов – Любые измененные, но не восстановленные предложения: «Мальчик открыл дверь», «Мама открыла дверь», «Мальчик вошел, и дверь открылась» и т. п. В этом случае ребенок просто озвучивает возникающий об­раз, а произвольно пользоваться речью, как инструментом, не умеет. Отсут­ствие ответа.

Завершение предложений. При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.

1. «Если завтра будет сильный мороз, то... »

1 балл – Любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п.

0 баллов – Ответы, в которых отсутствует причинно-следствен­ная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (это просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы.

2. «В комнате погас свет, потому что... ».

1 балл – Любые ответы, в которых описывается причина указан­ного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порва­лись провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выклю­чили» и т. п.

0, 5 балла – Любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма: «мама выключила», «я выключил».

0 баллов – Ответы, которые описывают возникающий образ тем­ной комнаты и не являются дополнением предложения: «тем­но», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Лю­бые нелепые ответы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...