МЫШЛЕНИЕ. Задание «Интуитивный речевой анализ-синтез». 1. Река, озеро, море, мост, пруд. 2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
МЫШЛЕНИЕ. Данная система заданий позволяет оценить уровень развития пяти типов мышления: Таблица № 2.
После обработки соответствующих заданий подсчитывается сумма баллов, набранная ребенком по каждому из пяти параметров. Полученные результаты сравниваются с нормативными данными (Приложение 1). Уровень развития каждого из пяти типов мышления отмечается крестиком в «Психологической характеристике». Задание «Интуитивный речевой анализ-синтез» Ребенку предлагается четыре ряда слов, в каждом из которых он должен найти лишнее слово. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Правильные ответы подчеркнуты в каждом ряду. Слова для предъявления: 1. Река, озеро, море, мост, пруд. 2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла. 3. Синица, голубь, птица, воробей, утка. 4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый. При оценке готовности к школе (общеобразовательные классы), если ребенок не выполняет первое задание или вообще не понимает, что надо делать, с ним разбирается пример, приведенный в инструкции. Выполнение примера при подсчете результатов не учитывается.
Если в качестве лишнего ребенок постоянно называет последнее слово в строке, следует обратить внимание на объем его речевой памяти. Если объем памяти мал, можно сделать вывод о том, что ребенок просто не может запомнить весь ряд и называет то, что помнит, то есть последнее слово. В этом случае выводы о развитии речевого мышлении будут некорректными. Если в первом задании в качестве лишнего ребенок называет последнее слово в ряду, а до этого при выполнении задания на кратковременную речевую память вспоминает всего 2-3 слова, у него спрашивают, все ли слова он запомнил, и, не дожидаясь ответа, зачитывают ряд слов еще раз. Если ребенок после этого дает правильный ответ, то он и засчитывается, а следующие ряды читаются ему 2-3 раза. Таким же образом следует вести себя в том случае, если интеллектуальная деятельность ребенка осложняется наличием ММД (тест Тулуз-Пьерона). С медлительными (тест Тулуз-Пьерона), а также тревожными (тест Амен) детьми перед повторным предъявлением слов надо выдерживать паузу. Частые повторения, лишние разговоры и пояснения могут сбивать их и еще больше тормозить ответ. Задание «Интуитивный визуальный анализ-синтез» Количественный анализ. Ребенку предлагается четыре ряда картинок, в каждом из которых он должен найти лишнюю картинку. Правильные ответы: 1. Собака (картинка 1). 2. Цветы (картинка 2).. 3. Батон (картинка 3). 4. Бумага (картинка 2). 1 балл – начисляется за каждый правильный ответ. 0 баллов – любые другие ответы, даже если ребенок их обосновывает, так как они характерны для допонятийного мышления (субъективного, эмоционального, ситуативного и др. ) Если в четвертом задании ребенок говорит, что лишних картинок нет, но потом дает правильный ответ, то он оценивается в 1 балл. Качественный анализ.
Качественный анализ неправильных ответов позволяет понять, каким типом допонятийного мышления ребенок подменяет еще не сформировавшееся у него понятийное интуитивное мышление Эмоционально-образное мышление: дети считают лишними «ежика» или «кактус», потому что они – колючие, «зайца» – так как он трусливый. Ситуативно-образное мышление: дети считают лишними «ножницы», так как все остальное они относят к предметам для рисования, убирают «карандаш», так как все остальное они относят к предметам для труда, для аппликаций. Формально-визуальное мышление: дети считают лишним «нож», так как все остальное они относят к посуде (на самом деле, в данном случае реагируют на зрительную близость форм). Синкретичное (целостное) мышление: выбор осуществляется по случайному субъективному критерию. Дети считают лишними «колосья» – потому что они растут; «помидоры-огурцы» – потому что они растут в огороде; «кисточку» – потому что ею клеят. Задание «Речевые аналогии» Количественный анализ. Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом: 1. Стол – скатерть Пол –... ? Мебель, ковер , пыль, доски, гвозди. 2. 0город – морковь Сад –... ? Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка. 3. Часы – время Градусник –... ? Стекло, больной, кровать, температура, врач. 4. Машина – мотор Лодка –... ? Река, маяк, парус, волна, берег. 1 балл – начисляется за каждый правильный ответ. 0, 5 балла – начисляется во втором задании в том случае, если оно использовалось для объяснения (после неправильного ответа в первом задании) и ребенок сам нашел в нем правильный ответ. 0 баллов – любые другие ответы, даже если ребенок их обосновывает, так как они характерны для допонятийного мышления (субъективного, эмоционального, ситуативного и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|