Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МЫШЛЕНИЕ. Задание «Интуитивный речевой анализ-синтез». 1. Река, озеро, море, мост, пруд. 2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.




МЫШЛЕНИЕ.

Данная система заданий позволяет оценить уровень развития пяти типов мышления:

Таблица № 2.

Тип мышления Задания Мах кол-во баллов
Понятийное интуитивное мышление «Интуитивный речевой анализ – синтез» «Интуитивный визуальный анализ – синтез»
Понятийное логическое мышление «Речевые аналогии» «Визуальный аналогии»
Понятийное речевое мышление «Интуитивный речевой анализ – синтез» «Речевые классификации» «Речевые аналогии»
Понятийное образное мышление «Интуитивный визуальный анализ – синтез» «Визуальные классификации» «Визуальные аналогии»
Абстрактное мышление «Абстрактное мышление»

 

После обработки соответствующих заданий подсчитывается сум­ма баллов, набранная ребенком по каждому из пяти параметров. Полученные результаты сравниваются с нормативными данными (Приложение 1). Уровень развития каждого из пяти типов мыш­ления отмечается крестиком в «Психологической характеристи­ке».

Задание «Интуитивный речевой анализ-синтез»

Ребенку предлагается четыре ряда слов, в каждом из которых он должен найти лишнее слово. За каждый правильный ответ ребе­нок получает 1 балл. Правильные ответы подчеркнуты в каждом ряду.

Слова для предъявления:

1. Река, озеро, море, мост, пруд.

2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.

4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

При оценке готовности к школе (общеобразовательные классы), если ребенок не выполняет первое задание или вообще не понима­ет, что надо делать, с ним разбирается пример, приведенный в ин­струкции. Выполнение примера при подсчете результатов не учитывается.

Если в качестве лишнего ребенок постоянно называет последнее слово в строке, следует обратить внимание на объем его речевой памяти. Если объем памяти мал, можно сделать вывод о том, что ребенок просто не может запомнить весь ряд и называет то, что помнит, то есть последнее слово. В этом случае выводы о развитии речевого мышлении будут некорректными. Если в первом задании в качестве лишнего ребенок называет последнее слово в ряду, а до этого при выполнении задания на кратковременную речевую память вспоминает всего 2-3 слова, у него спрашивают, все ли слова он запомнил, и, не дожидаясь ответа, зачитывают ряд слов еще раз. Если ребенок после этого дает правильный ответ, то он и засчитывается, а следующие ряды читаются ему 2-3 раза. Таким же образом следует вести себя в том случае, если интеллектуа­льная деятельность ребенка осложняется наличием ММД (тест Тулуз-Пьерона). С медлительными (тест Тулуз-Пьерона), а также тревожными (тест Амен) детьми перед повторным предъявлением слов надо выдержи­вать паузу. Частые повторения, лишние разговоры и пояснения могут сбивать их и еще больше тормозить ответ.

Задание «Интуитивный визуальный анализ-синтез»

Количественный анализ.

Ребенку предлагается четыре ряда картинок, в каждом из которых он должен найти лишнюю картинку.

Правильные ответы:

1. Собака (картинка 1).

2. Цветы (картинка 2)..

3. Батон (картинка 3).

4. Бумага (картинка 2).

1 балл – начисляется за каждый правильный ответ.

0 баллов – любые другие ответы, даже если ребенок их обосно­вывает, так как они характерны для допонятийного мышления (субъ­ективного, эмоционального, ситуативного и др. )

Если в четвертом задании ребенок говорит, что лишних картинок нет, но потом дает правильный ответ, то он оценивается в 1 балл.

Качественный анализ.

Качественный анализ неправильных ответов позволяет понять, ка­ким типом допонятийного мышления ребенок подменяет еще не сформировавшееся у него понятийное интуитивное мышление

Эмоционально-образное мышление: дети считают лишними «ежи­ка» или «кактус», потому что они – колючие, «зайца» – так как он трусливый.

Ситуативно-образное мышление: дети считают лишними «ножни­цы», так как все остальное они относят к предметам для рисования, убирают «карандаш», так как все остальное они относят к предметам для труда, для аппликаций.

Формально-визуальное мышление: дети считают лишним «нож», так как все остальное они относят к посуде (на самом деле, в данном случае реагируют на зрительную близость форм).

Синкретичное (целостное) мышление: выбор осуществляется по случайному субъективному критерию. Дети считают лишними «ко­лосья» – потому что они растут; «помидоры-огурцы» – потому что они растут в огороде; «кисточку» – потому что ею клеят.

Задание «Речевые аналогии»

Количественный анализ.

Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом:

1. Стол – скатерть  Пол –... ?

Мебель, ковер , пыль, доски, гвозди.

2. 0город – морковь Сад –... ?

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

3. Часы – время Градусник –... ?

Стекло, больной, кровать, температура, врач.

4. Машина – мотор Лодка –... ?

Река, маяк, парус, волна, берег.

1 балл – начисляется за каждый правильный ответ.

0, 5 балла – начисляется во втором задании в том случае, если оно использовалось для объяснения (после неправильного ответа в первом задании) и ребенок сам нашел в нем правильный ответ.

0 баллов – любые другие ответы, даже если ребенок их обосно­вывает, так как они характерны для допонятийного мышления (субъективного, эмоционального, ситуативного и др. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...