Личностные особенности. Обстановка в семье. (проективные рисуночные тесты)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ. (ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ) Тест «Дерево» В процессе рисования необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. Если нарисованы сестры или братья, следует уточнить, старшие они или младшие. Когда ребенок закончит рисовать, спросите у него, есть ли еще кто-нибудь в семье. Не заставляйте ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи, если он этого не хочет. Запишите все комментарии ребенка и свои наблюдения за его поведением. Проверьте, кого из членов семьи ребенок нарисовать не захотел. Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. Для понимания личностных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следующие параметры рисунка: 1. Общий размер дерева. Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) – уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера дерева (менее 1/3 листа) – отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной незначимости, ненужности, сниженная энергетика. 2. Положение дерева. Сдвинуто к верхней части листа – мечтательность, отсутствие > склонности к активным действиям; сдвинуто к нижней части листа – практичность, приземленность. Сдвинуто влево – тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо – тяготеет к отцу, испытывает его влияние. 3. Толщина ствола. Отражает силу «Я».
4. Форма ствола. Ствол в виде «морковки» острым концом вверх – инфантильность. Ствол-«морковка» острым концом вниз – взрослость, чаще всего встречается у независимых, развитых детей. Такие дети управляют родителями, занимают по отношению к ним снисходительную позицию, дают им дельные советы, делают замечания. 5. Тип дерева. Лиственное дерево – нормальные взаимоотношения с людьми; хвойное дерево – «колючие» взаимоотношения с людьми; пальма – демонстративность в общении. 6. Соотношение кроны и величины дерева в целом. Отражает потребность в общении. Крона составляет 1/2-2/3 величины дерева – потребность в общении соответствует норме. Увеличение или уменьшение кроны относительно указанных размеров отражает усиление или снижение потребности в общении относительно нормы. 7. Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) – потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках, опавшие листья – потребность в общении не удовлетворяется. ; 8. Дупло. Интерпретируется только в тех случаях, когда из дупла кто-то высовывается или кто-то в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов: склонности периодически совершать проступки, совершенно не характерные для поведения ребенка. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ребенок способен на это. 9. Солнце. Солнце слева – свидетельствует об авторитете или давлении матери; солнце справа – свидетельствует об авторитете или давлении отца. 10. Облака. Облака слева – потеря контакта с матерью, облака справа – потеря контакта с отцом (буквально – «за облаками»). Сплошные облака по всему верху листа, тучи грязно-серо-синего цвета – полное нарушение эмоционального контакта с родителями. 11. Пень. Свидетельствует о резких изменениях в жизни, ребенка. Скорее всего, ребенок не видит перспектив в будущем, жизнь может казаться ему законченной (аналогично интерпретируется сломанное дерево).
12. Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, через речку). Резкая перемена жизни (буквально: «кончилась одна жизнь, началась другая»). Важно сравнить толщину пня и дерева. Если дерево не тоньше пня, то, скорее всего, ребенок не пострадал от произошедших перемен. Если толщина дерева меньше толщины пня, можно предположить, что эти перемены травмировали ребенка, привели к потере уверенности в себе 13. Толстые ветки (одна или две) в нижней части ствола, явно ниже кроны и отдельно от нее. Свидетельствует о наличии «замещающей» деятельности, которая компенсирует неуспешность ребенка в основной деятельности (например, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятельность становится незначимой, так как потребность в достижениях удовлетворяется в замещающей деятельности. 14. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим. Рисуются детьми чувствительными, впечатлительными, тревожными. 15. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нем полностью (их продолжение подразумевается за верхним краем листа). Свидетельствует о чрезмерной активности ребенка. 16. Яблоки на дереве. Свидетельствуют о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери, привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию. 17. Используемые цвета. Использование чистых ярких цветов для раскрашивания – нормальное эмоциональное состояние. Использование черного, грязно-синих, грязно-коричневых цветов – преобладание отрицательных эмоций, тревожность, невротические страхи и напряжение. Отсутствие цвета никак не интерпретируется. 18. Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся ствол). Свидетельствует о наличии конфликтующих установок, трудно согласуемых интересов (стремление сохранить и то, и другое), сложности в процессе выбора. 19. Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся стволы. Возможны психические нарушения, связанные с неинтегрируемой двойственностью внутренней жизни, расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).
20. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кронами. Возможны нарушения психики с элементами маниакальности, уход в придуманный мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра). 21. Ствол не замкнут, фактически представляет собой две параллельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезанную сверху; грубые, толстые, похожи на бревна или доски от забора, расходящиеся перпендикулярно от ствола ветви, на которых нет листьев. Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нарушении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация психиатра).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|