Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные особенности. Обстановка в семье. (проективные рисуночные тесты)




ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ. (ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ)

Тест «Дерево»

В процессе рисования необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. Если нарисова­ны сестры или братья, следует уточнить, старшие они или млад­шие. Когда ребенок закончит рисовать, спросите у него, есть ли еще кто-нибудь в семье. Не заставляйте ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи, если он этого не хочет. Запишите все комментарии ребенка и свои наблюдения за его поведением. Проверьте, кого из членов семьи ребенок нарисовать не захотел.

Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной пси­ходиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребен­ка с окружающими, а также его проблемы. Для понимания лично­стных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следующие параметры рисунка:

1. Общий размер дерева.

Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной цен­ности и значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) – уверен­ность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера дерева (менее 1/3 листа) – отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной незначимости, ненужности, сниженная энергетика.

2. Положение дерева.

Сдвинуто к верхней части листа – мечтательность, отсутствие > склонности к активным действиям; сдвинуто к нижней части лис­та – практичность, приземленность.

Сдвинуто влево – тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо – тяготеет к отцу, испытывает его влияние.

3. Толщина ствола. Отражает силу «Я».

4. Форма ствола.

Ствол в виде «морковки» острым концом вверх – инфантиль­ность. Ствол-«морковка» острым концом вниз – взрослость, чаще всего встречается у независимых, развитых детей. Такие дети управляют родителями, занимают по отношению к ним снисходи­тельную позицию, дают им дельные советы, делают замечания.

5. Тип дерева.

Лиственное дерево – нормальные взаимоотношения с людьми; хвойное дерево – «колючие» взаимоотношения с людьми; паль­ма – демонстративность в общении.

6. Соотношение кроны и величины дерева в целом.

Отражает потребность в общении. Крона составляет 1/2-2/3 вели­чины дерева – потребность в общении соответствует норме. Уве­личение или уменьшение кроны относительно указанных размеров отражает усиление или снижение потребности в общении относи­тельно нормы.

7. Листья.

Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) – потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько лис­точков на голых ветках, опавшие листья – потребность в общении не удовлетворяется. ;   

8. Дупло.

Интерпретируется только в тех случаях, когда из дупла кто-то вы­совывается или кто-то в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов: склонности периодически совершать проступки, совершенно не характерные для поведения ребенка. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ребенок спо­собен на это.

9. Солнце.

Солнце слева – свидетельствует об авторитете или давлении матери; солнце справа – свидетельствует об авторитете или дав­лении отца.

10. Облака.

Облака слева – потеря контакта с матерью, облака справа – по­теря контакта с отцом (буквально – «за облаками»). Сплошные облака по всему верху листа, тучи грязно-серо-синего цвета – полное нарушение эмоционального контакта с родителями.

11. Пень.

Свидетельствует о резких изменениях в жизни, ребенка. Скорее всего, ребенок не видит перспектив в будущем, жизнь может каза­ться ему законченной (аналогично интерпретируется сломанное дерево).

12. Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, через речку).

Резкая перемена жизни (буквально: «кончилась одна жизнь, на­чалась другая»). Важно сравнить толщину пня и дерева. Если дере­во не тоньше пня, то, скорее всего, ребенок не пострадал от про­изошедших перемен. Если толщина дерева меньше толщины пня, можно предположить, что эти перемены травмировали ребенка, привели к потере уверенности в себе

13. Толстые ветки (одна или две) в нижней части ствола, явно ниже кроны и отдельно от нее.

Свидетельствует о наличии «замещающей» деятельности, которая компенсирует неуспешность ребенка в основной деятельности (на­пример, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятельность становится незначимой, так как потребность в достижениях удовле­творяется в замещающей деятельности.

14. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим. Рисуются детьми чувствительными, впечатлительными, тревожными.

15. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нем полностью (их продолжение подразумевается за верхним краем листа).

Свидетельствует о чрезмерной активности ребенка.

16. Яблоки на дереве.

Свидетельствуют о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери, привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию.

17. Используемые цвета.

Использование чистых ярких цветов для раскрашивания – нор­мальное эмоциональное состояние. Использование черного, грязно-синих, грязно-коричневых цветов – преобладание отрицательных эмоций, тревожность, невротические страхи и напряжение. Отсутствие цвета никак не интерпретируется.

18. Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся ствол).

Свидетельствует о наличии конфликтующих установок, трудно со­гласуемых интересов (стремление сохранить и то, и другое), сложности в процессе выбора.

19. Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся стволы.

Возможны психические нарушения, связанные с неинтегрируемой двойственностью внутренней жизни, расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

20. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кронами.

Возможны нарушения психики с элементами маниакальности, уход в придуманный мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра).

21. Ствол не замкнут, фактически представляет собой две параллельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезанную сверху; грубые, толстые, похожи на бревна или доски от забора, расхо­дящиеся перпендикулярно от ствола ветви, на которых нет листьев.

Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, на­рушении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация психиатра).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...