Выступление в МГИМО (У) МИД Росси
Выступление в МГИМО (У) МИД Росси по случаю начала учебного года (Москва, 1 сентября 2001 г. )*
Дорогие коллеги, друзья! Прежде всего, хотел бы сердечно поздравить всех с началом нового учебного года. Каждый раз, встречаясь с вами в этот праздничный день 1 сентября, а такие встречи стали уже доброй традицией, я испытываю чувство растущей гордости за наши замечательные учебные заведения — МГИМО (У) и Дипломатическую академию. Сегодня им принадлежит такая же центральная роль в подготовке дипломатических кадров, какую на протяжении целой эпохи играл знаменитый Александровский лицей, овеянный славой А. С. Пушкина и А. М. Горчакова. Как в начале ХIХ века лицейское образование отвечало высочайшим стандартам того времени, так и сегодня МГИМО (У) и Дипломатическая академия по праву пользуются репутацией образовательных и научных центров высочайшего класса. Принципиально важно, что наши учебные заведения, несмотря на все известные сложности, последовательно идут в ногу с развитием страны — становлением гражданского демократического общества, правового государства, новой экономики. Теперь в стенах МГИМО (У) и Дипакадемии готовят не только первоклассных специалистов-дипломатов, но и политологов, менеджеров-международников для российских компаний, профессионалов в области масс-медиа, юристов, способных достойно отстаивать интересы страны, компаний, отдельных граждан. Мне особенно приятно приветствовать тех, кто впервые переступил порог МГИМО (У) и Дипломатической академии. В полном смысле слова вы являетесь международниками XXI века. Перед вами открываются широчайшие профессиональные возможности для приложения своего таланта и творческого потенциала.
Уже через несколько лет вы будете решать, каким образом распорядиться своими знаниями. Уверен, что многие сделают выбор в пользу служения Отечеству на дипломатическом поприще. И не ошибутся. Я уже не раз говорил с этой трибуны и еще раз хочу подтвердить, что, по моему глубокому убеждению, профессия дипломата, являясь одной из самых сложных и ответственных в силу решаемых задач, вместе с тем позволяет каждому в полной мере раскрыть свою индивидуальность, реально ощутить плоды своей работы. Важно и то, что вы можете уверенно смотреть в будущее. После сложнейшего переходного этапа последнего десятилетия сегодня мы с полным основанием утверждаем, что Российская Федерация как демократическое государство состоялась: в обществе достигнуто широкое согласие относительно осуществляемых реформ, что обеспечивает внутриполитическую стабильность; устойчиво развивается экономика. Не случайно поэтому, что и в мире начинают все более решительно пересматривать стереотипные представления о России как о стране, перманентно пребывающей в состоянии кризиса. Менять подобные представления заставляет и новый облик России на международной арене — как государства с самостоятельной, ответственной и предсказуемой внешней политикой. Наша дипломатия извлекла уроки из бурных, порой драматических процессов последнего десятилетия. Мы научились более реалистически оценивать мировую обстановку и собственные ресурсы, яснее понимать, а главное — тверже отстаивать наши национальные интересы. Мы вооружены новой Концепцией внешней политики России, которая утверждена Президентом В. В. Путиным и является базовым документом, определяющим основные направления нашей дипломатической деятельности на перспективу. В самой России — и это принципиально важно — складывается широкое общественное согласие в отношении базовых принципов и приоритетов внешней политики.
Все это позволяет нам теперь выстраивать курс на международной арене с прицелом на длительную перспективу. А значит, и в области подготовки дипломатических кадров можно не бояться ставить масштабные, долговременные задачи. Конечно, совсем непросто в точности представить себе, каким будет мир через 15—20 лет, когда нынешнее поколение студентов МГИМО (У) и слушателей Дипакадемии займет ключевые позиции в российской дипломатии. Тем не менее ясно одно: Россия при любом международном раскладе останется великой державой, влиятельным членом мирового сообщества. А значит, нам необходимо уже сейчас предпринимать самые энергичные и последовательные усилия для формирования такой системы международных отношений, в которой Россия могла бы наилучшим образом сочетать защиту своих национальных интересов с решением глобальных задач обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития. Общеизвестно, что приемы и методы дипломатической деятельности, профессиональные требования, предъявляемые к дипломату, должны в полной мере учитывать особенности данного исторического периода, в том числе в области международных отношений. Совершенно очевидно, что глобализация представляет собой одну из магистральных тенденций мирового развития. Поэтому тем, кто сейчас находится на студенческой скамье, стоит уделить самое серьезное внимание этому явлению, поскольку именно вашему поколению придется иметь дело с его долгосрочными последствиями. Далеко не все они имеют положительный знак. Уже сейчас мировое сообщество сталкивается с порожденными глобализацией серьезными вызовами в политической, экономической, информационной, экологической, культурно-образовательной и других сферах. Прошлогодний Саммит тысячелетия ООН, недавняя встреча на высшем уровне стран " восьмерки" в Генуе и другие международные форумы последнего времени в полной мере высветили актуальность этих проблем. Все более широко признается общая задача мирового сообщества: раскрыть позитивные стороны глобализации для всех народов мира и вместе с тем максимально ограничить ее издержки. Ставится вопрос о необходимости придать этому процессу большую социальную направленность, развернуть его на обеспечение сбалансированного устойчивого развития различных регионов планеты, преодоление существующего технологического разрыва, формирование стабильной финансово-экономической архитектуры современного мира.
Вместе с тем эти усилия могут быть эффективными только в том случае, если опираются на соответствующие механизмы политического взаимодействия государств. И здесь глобализация также диктует свои законы. Можно предположить, что со временем перед мировым сообществом встанет задача выработки своего рода " кодекса поведения государств в эпоху глобализации". Некоторые из принципов такого кодекса достаточно ясно вырисовываются уже в настоящее время. Прежде всего, становится все более очевидным, что будущий глобальный миропорядок должен быть многополярным. Вокруг многополярности ведутся активные дискуссии. Иногда упрощенно ее пытаются представить как чуть ли не российское изобретение, к тому же имеющее антиамериканскую направленность. Конечно же, на самом деле все значительно сложнее. Объективный анализ убедительно свидетельствует о том, что многополярность является принципом, отвечающим интересам всех государств, и именно поэтому пользующимся поддержкой значительного большинства международного сообщества. В мире набирают силу процессы формирования центров влияния, играющих все более заметную роль в международных отношениях. Из признания этой реальности логически вытекает и другой принцип глобального мира: необходимость становления многосторонних механизмов управления мировыми процессами, что предполагает равноправие государств, партнерское сотрудничество и солидарность. И наоборот, односторонние действия, предпринимаемые без учета интересов мирового сообщества, способны внести дополнительные элементы напряженности и противоречий в международную жизнь, осложнить решение существующих проблем. Именно поэтому Россия считает принципиально важным вести линию на дальнейшее укрепление роли и авторитета ООН в мировых делах, наращивать ее потенциал как основного регулятора современных международных отношений. Рассчитываем, что на открывающейся в скором времени сессии Генеральной Ассамблеи состоится конструктивный и предметный разговор о реализации соответствующих ориентиров, заданных Саммитом тысячелетия.
По тем же причинам мы постоянно подчеркиваем, что решение такого ключевого вопроса, как обеспечение стратегической стабильности в мире, не может быть прерогативой только России и США, а должно учитывать интересы всего мирового сообщества. Никто не может упрекать Россию, что она якобы цепляется за старые, отжившие инструменты обеспечения международной безопасности, недооценивает фундаментальные изменения стратегической ситуации в мире и в российско-американских отношениях. В действительности наша позиция проникнута духом высокой ответственности России как ядерной державы перед мировым сообществом. Мы исходим из того, что в нынешний переходный период в развитии международных отношений необходимо проявлять особую взвешенность и осмотрительность, не допускать поспешных шагов, способных нарушить весьма хрупкий баланс стратегической стабильности в мире. Вот почему нас не убеждают заявления о том, будто бы Договор по ПРО 1972 года устарел. После окончания " холодной войны" в мире не создано никаких новых механизмов обеспечения безопасности в ракетно-ядерной сфере, а поэтому Договор по ПРО продолжает играть ключевую роль в системе международных соглашений в области безопасности и разоружения. Наши конкретные инициативы по укреплению стратегической стабильности хорошо известны. Мы предлагаем идти к этой цели по пути, прежде всего, глубоких сокращений ядерных вооружений на договорной основе, через упрочение международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения, через разработку совместных систем нестратегической противоракетной обороны, открытых для других государств, через налаживание постоянного консультационного механизма всех ядерных государств, через предотвращение милитаризации космоса. Россия готова, как об этом договорились президенты В. В. Путин и Дж. Буш в Генуе, искать общее понимание — причем юридически закрепленное — по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Российско-американские консультации по этим вопросам на различных уровнях будут продолжены. В современном мире одним из наиболее действенных ответов на вызовы глобализации является развитие региональных интеграционных процессов. Не случайно практически повсюду в мире создаются и укрепляются региональные структуры и объединения государств, которые по мере углубления экономической интеграции достигают все более высоких ступеней политического взаимодействия.
Главным приоритетом России было и остается развитие сотрудничества в рамках СНГ. В этом году Содружество будет отмечать свой 10-летний юбилей. Убежден, что у него есть не только прошлое, но и будущее. Главное состоит в том, что взятый нами в последние годы прагматический курс в отношении СНГ с упором на разноскоростную интеграцию и развитие двусторонних отношений с государствами-членами начинает приносить реальную отдачу. Свидетельство тому — существенная активизация российско-украинских отношений, реальные шаги по формированию Союзного государства России и Белоруссии. Отрадно, что в МГИМО (У) и Дипломатической академии ежегодно проходят обучение представители многих стран Содружества. Хотелось бы надеяться, что в итоге совместной учебы и личного общения будет постепенно формироваться новое поколение дипломатов стран СНГ, воспитанных в духе взаимного уважения и глубокого взаимопонимания. Уникальное геополитическое положение России побуждает нас уделять приоритетное внимание развитию сотрудничества с нашими партнерами в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ушли в прошлое времена, когда велись споры о том, какое из этих двух направлений внешней политики является более важным для России. Сегодня развитие стратегического партнерства с Европейским союзом, Китаем, Индией и другими государствами органически вписывается в единую внешнеполитическую стратегию России. При этом мы стремимся способствовать формированию как в Европе, так и в АТР единых пространств добрососедства и сотрудничества, созданию такой региональной архитектуры, которая обеспечивала бы всем странам стабильность, равную безопасность и благосостояние. Одним словом, новым поколениям российских международников будет над чем поработать и где применить знания и навыки, полученные в стенах МГИМО (У) и Дипломатической академии МИД России. Наша профессия развивается по мере того, как в орбиту международного сотрудничества вовлекаются все новые направления человеческой деятельности. В этой связи хотел бы особо приветствовать тот факт, что в этом году МГИМО (У) и Дипломатическая академия разработали свои учебные программы с учетом задач, которые поставил перед нашей дипломатической службой Президент Российской Федерации В. В. Путин во время посещения Министерства иностранных дел. В первую очередь это касается экономической составляющей, которая включает широкий спектр вопросов. Например, высокой оценки заслуживает инициатива МГИМО (У) по развитию образования в области " энергетической дипломатии". Кроме того, современному международнику все чаще приходится иметь дело с такими специальными отраслями знания, как экология, информационно-коммуникационные технологии, генная инженерия, и др. Это требует от него постоянного повышения экспертного уровня. Непрерывное образование для современного дипломата — не какая-то дань моде, а объективная необходимость. Столь же важны широкий кругозор, общая эрудиция и культура, умение анализировать любую проблему под углом зрения государственных интересов. Для дипломата, работающего за рубежом, никогда не потеряют своего значения такие традиционные профессиональные качества, как безупречное владение иностранными языками, глубокое знание страны пребывания, умение завоевывать авторитет в местном обществе. Эти качества во все времена были присущи лучшим представителям отечественной дипломатии. Например, когда в конце XIX века в Турции одного западного представителя спросили, как он себе представляет самое завидное положение человека в обществе, то он ответил, что для него таким идеалом является положение русского посла в Константинополе. В последние годы характерной чертой развития нашей дипломатической службы является обращение к ее историческим корням и традициям, восстановление исторической преемственности. Это, разумеется, не случайно. Как бы стремительно ни менялся мир, фундаментальные основы дипломатической деятельности остаются неизменными. В свое время известный французский дипломат и теоретик международных отношений Жюль Камбон обращал внимание на то, что " внешняя политика нации — какие бы революции не происходили во внутреннем ее управлении — по необходимости должна быть традиционной". Сегодня мы не просто перечитываем историю отечественной дипломатии, но черпаем из нее идеи и представления, которые необходимы для определения места России в современном мире. О том, насколько плодотворной может быть эта работа, говорят результаты конференций и встреч, которые состоялись в последние годы в связи с юбилеем А. М. Горчакова, 450-летием Посольского приказа. Многого мы ждем и от тех мероприятий, которые планируются в рамках подготовки к 200-летию Министерства иностранных дел Российской Федерации. Очевидно, все это должно найти отражение и в деятельности наших учебных заведений, прежде всего в преподавании истории российской внешней политики и дипломатии. Важно, чтобы история отечественной дипломатии в современных условиях воспринималась как прикладная, а не отвлеченно-академическая наука. И еще. Сегодня мы говорим об образовательной роли МГИМО (У) и Дипломатической академии. Однако нельзя забывать и об их значении как научно-исследовательских центров. Хотел бы подчеркнуть, что руководство Министерства иностранных дел высоко ценит сотрудничество в научно-прогностической и аналитической областях, которое у нас сложилось в последние годы и уже приносит ощутимую пользу для нашей работы. Мы и впредь рассчитываем на самый активный диалог с учеными МГИМО (У) и Дипломатической академии, ждем от них дальнейшего вклада в разработку актуальных проблем российской внешней политики. В заключение хочу еще раз поздравить уважаемых ректоров, а также профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и слушателей, пожелать всем вам успешной творческой работы. В добрый путь в новом учебном году!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|