Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25 апреля 2002 года)




 

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Рад всех приветствовать в этом зале на Горчаковских чтениях, которые сами по себе становятся доброй традицией российской дипломатической школы, дают нам возможность для творческого осмысления различных аспектов внешней политики России. Сегодняшняя встреча вдвойне знаменательна, поскольку даёт по сути старт обширной программе мероприятий, посвящённых 200-летию Министерства иностранных дел России.

В последнее десятилетие обращение к ценностям и традициям прошлого стало одной из характерных черт общественно-политической и духовной жизни нашей страны. По существу во всех сферах наблюдается стремление восстановить утраченную связь поколений, вновь обрести твёрдую почву исторической преемственности.

Российская дипломатия не является в этом смысле исключением. Более того, углублённое изучение и переосмысление исторического наследия приобрели для всех нас практическое, прикладное значение, сыграв важную роль в формировании концептуальных основ современной внешней политики России.

Это - естественное и глубоко закономерное явление. В начале 90-х годов, на этапе сложнейших внутренних преобразований и кардинальных перемен на международной арене Российскому государству пришлось во многом заново определять свои внешнеполитические задачи и приоритеты. Это делалось, разумеется, не с чистого листа, а с учётом исторического опыта нашей дипломатии, её многовековых связей и традиций международного общения.

Ещё в середине XIX века один из первых историков русской дипломатии С. С. Татищев писал: " внешняя политика великого народа слагается не произвольно или случайно, а веками, в силу нужд и польз этого народа". Другими словами, внешняя политика творится не по чьей-то указке, а под воздействием особенностей геополитического положения, истории, экономики, культуры и религии той или иной страны. Именно этими объективными факторами предопределяются в первую очередь основополагающие национальные интересы государства, которые могут по-разному формулироваться, но во многом остаются неизменными на протяжении длительных исторических периодов. Примечательно, что на самых драматических, переломных этапах истории нашего государства российская дипломатия не раз обращалась к опыту прошлого в поисках ориентиров для решения внешнеполитических проблем своего времени. Так, после поражения в Крымской войне один из ближайших сотрудников нового министра иностранных дел Александра Михайловича Горчакова по его заданию провёл тщательный анализ внешней политики Петра I и Екатерины II. Во многом на основе этого анализа были сформулированы знаменитые принципы внешнеполитической " доктрины Горчакова", которые оказались столь востребованными и в современную эпоху.

Аналогичным образом в 20-е годы прошлого века, несмотря на, казалось бы, полный разрыв советской дипломатии с российской исторической традицией, нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин - сам в прошлом сотрудник царского МИД - во время подготовки к Генуэзской конференции активно использовал дореволюционные наработки в вопросах европейской безопасности и разоружения.

Сегодня мы также обращаемся к этой традиции. Современная Россия сделала фундаментальный выбор в пользу внешней политики, сориентированной, прежде всего, на реализацию национальных интересов. Это объективно придаёт ей черты исторической преемственности. Наша внешняя политика в том виде, в каком она сформировалась к началу XXI века, представляет собой сплав наследия дореволюционной России, Советского Союза и, конечно, тех принципиально новых подходов, которые были обусловлены коренными изменениями в нашей стране и на международной арене в последнее десятилетие.

Два столетия существования Министерства иностранных дел России, конечно же, не исчерпывают всей истории нашей внешней политики, которая, как и история самого Российского государства, насчитывает более одиннадцати веков. И всё же именно этот период представляет для нас особый интерес. Как известно, создание МИД и ряда других министерств по указу императора Александра I в 1802 году было одним из важных этапов широкой модернизации российского государственного аппарата, включая дипломатическую службу. Этот процесс шел параллельно с развитием европейской, а по тем временам фактически - мировой дипломатии, которая именно тогда начала приобретать характер профессионального института, каким она является в современную эпоху. Для нас важно и то, что именно в ХIX столетии во многом сформировались те принципы, навыки и приемы дипломатической деятельности, которые дают нам основания говорить о традициях российской дипломатической школы.

Главные из них касаются представлений о внешнеполитических задачах России и имеют непреходящее значение для международной деятельности нашего государства.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что уникальное геополитическое положение нашей страны предопределило необычайно широкий спектр её внешнеполитических интересов. Это означало, что Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, интересы страны постоянно заставляли её играть не просто активную, но и во многом системообразующую роль в международных делах.

Начиная с эпохи Петровских реформ Россия энергично вошла в европейскую политику и с тех пор неизменно сохраняет значение одной из ведущих европейских держав. Эта роль с особой полнотой раскрылась после окончания наполеоновских войн, когда Россия стала ключевым участником " европейского концерта" - системы международных отношений, которая просуществовала вплоть до начала Первой мировой войны. В XX веке место России на европейской и мировой арене занял Советский Союз, позиции которого в мире особенно упрочились во второй половине столетия, когда наша страна, став великой ядерной державой, превратилась в одну из двух несущих опор биполярного международного порядка. Отказавшись от стереотипов эпохи " холодной войны", Российская Федерация продолжает и сегодня играть активную роль на международной арене, в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Другой традицией, вытекающей из особенностей геополитического положения России, является многовекторный характер её внешней политики. Жизненные интересы страны требовали от российской дипломатии активно развивать отношения с государствами и на Западе, и на Востоке, и на других направлениях. Такая ориентация была продиктована не столько имперскими амбициями, а, прежде всего, необходимостью обеспечения национальных интересов страны. В новом быстро меняющемся мире, переживающем сложный процесс формирования принципов своего будущего устройства, современной России может быть даже больше, чем прежде, важно оставаться в центре мировой политики. Залогом укрепления позиций нашей страны в мире на нынешнем этапе исторического развития является активное участие в международных организациях, в региональных интеграционных структурах, динамичное развитие двусторонних связей.
Исторически сложившаяся глубокая вовлечённость России в систему международных связей не только объективно сделала её великой державой, но и поставила перед непростым выбором - нахождением правильного баланса между объёмом международных обязательств государства и материальными ресурсами, которыми эти обязательства необходимо обеспечивать. В частности, отрыв внешней политики от её ресурсной базы был одной из причин тяжёлых поражений России в Крымской, а позже - в русско-японской войнах. Аналогичным примером, но уже из другой эпохи, может служить перенапряжение сил Советского Союза в послевоенной гонке вооружений, последствия которого хорошо известны.

Значение этой проблемы с точки зрения жизненных интересов страны в полной мере было осознано нашей дипломатией ещё в середине XIX века. Именно на её решение были нацелены ключевые идеи А. М. Горчакова. Он уловил то главное, ради чего должна работать российская дипломатия: создание максимально благоприятных условий для внутреннего, прежде всего, социально-экономического развития страны. Канцлер исходил из двух базовых принципов: " устранить всё, что могло бы нарушить работу в области реформы", и " препятствовать тому, чтобы в это время политическое равновесие было нарушено в ущерб нам". Другими словами, ставилась задача не снижать внешнеполитическую активность, а соизмерять её с реальными возможностями страны.

Следование этим принципам имело для России особое значение в периоды осуществления глубоких социально-экономических и политических преобразований. Выдающийся российский реформатор Петр Аркадьевич Столыпин в 1911 году, незадолго до своей трагической гибели писал в письме бывшему министру иностранных дел А. П. Извольскому: " Вы знаете мой взгляд - нам нужен мир: война в ближайшие годы, особенно по непонятному для народа поводу, будет гибельна для России и династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической".

Следует признать, что в истории России эти идеи не всегда удавалось воплощать в практическую политику. Реальная жизнь сильнее самых возвышенных и благородных доктрин. И мы на своём опыте знаем, что дипломатическая работа состоит далеко не из одних только успехов и побед. Вот почему для современного поколения дипломатов интересен любой опыт наших предшественников - как положительный, так и отрицательный. Без его учёта невозможно формирование профессиональной дипломатической школы.

Мысль о необходимости реалистической оценки и рационального использования внешнеполитических возможностей и ресурсов страны приобрела жизненно важное значение в современную эпоху, когда Россия встала на путь небывало сложных и масштабных внутренних преобразований. Именно эта фундаментальная идея легла в основу обновлённой Концепции внешней политики России, утверждённой Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в июне 2000 года. Россия сознательно отказалась от глобальной мессианской идеологии, которая была присуща бывшему СССР и в конце его существования пришла в непреодолимое противоречие с национальными интересами нашей страны. Однако, это не означает её отказа от активной, инициативной внешней политики, от необходимости влиять на формирование нового мироустройства. В условиях нынешнего переходного этапа к многополярной системе международных отношений эта задача особенно актуальна.

Глубокие исторические корни имеет и другая, принципиально важная традиция российской дипломатии: склонность к многостороннему, коллективному подходу к решению международных проблем. В XIX - начале XX века для неё было характерно стремление действовать совместно с другими державами везде, где это не противоречило национальным интересам. Россия стояла у истоков многих многосторонних начинаний, которые порой опережали своё время и реализовались лишь много десятилетий спустя.

Так, в разгар наполеоновских войн император Александр I говорил о будущей необходимости для европейских держав взаимно гарантировать сохранность своих границ. А после поражения Наполеона он выступил с первой в истории инициативой в сфере разоружения, предложив одновременное пропорциональное сокращение вооружённых сил европейских государств.

В марте 1881 года после убийства императора Александра Второго в МИД России разрабатывалась инициатива созыва международной конференции по вопросам борьбы с индивидуальным террором. По существу это была первая в истории попытка наладить многостороннее сотрудничество для отпора международному терроризму.

Традиция многосторонности продолжалась и в эпоху советской дипломатии. В 30-е годы СССР был активным участником усилий по созданию системы коллективной безопасности в Европе, а в послевоенный период стал одним из государств-основателей Организации Объединённых Наций. Устав ООН до сих пор образует правовой фундамент международных отношений, обеспечивает его прочность.

Ещё большее значение ставка на многосторонность приобретает в наши дни, когда под воздействием процессов глобализации неизмеримо возрастает взаимозависимость государств, когда мировое сообщество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, эффективно противостоять которым можно лишь на коллективной основе. На этом фоне всё более очевидной становится необходимость такого мирового порядка, который строился бы на базе равноправного сотрудничества государств - в рамках гармоничного международного " концерта", о котором всегда мечтала старая российская дипломатия.

В налаживании такого сотрудничества состоит одно из главных направлений сегодняшних дипломатических усилий России, разумеется, в тесном взаимодействии с нашими друзьями и единомышленниками в мире. В интересах создания справедливого демократического мироустройства современная российская дипломатия активно действует в рамках глобальных структур, прежде всего ООН, а также " восьмёрки" и многочисленных региональных объединений, в частности, ОБСЕ, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества.

Не менее актуальной представляется историческая роль российской дипломатии в развитии и укреплении международного права. Ещё в первые годы существования МИД России один из близких сотрудников императора Александра I Новосильцев обсуждал по его поручению в Лондоне инициативу о разработке кодекса международного права. В 1874 г. Россия вынесла на рассмотрение Брюссельской конференции предложение о кодификации права сухопутной войны. Эта традиция во многом связана с именем выдающегося русского юриста-международника и дипломата Федора Федоровича Мартенса. Он был автором идеи создания Международного суда в Гааге и даже приложил руку к составлению проекта строительства его здания. В 1899 и 1907 гг. при его активном участии Россия сыграла инициативную роль в созыве Гаагских конференций мира, которые стали историческими вехами на пути разработки принципов гуманитарного права, а также современных концепций разоружения и контроля над вооружениями.

С глубокой приверженностью международному праву тесно связана и другая давняя традиция российской дипломатии: скрупулезная верность своим международным обязательствам. Ещё Пётр I говорил: " Лучше можно видеть, что мы от союзников оставлены будем, нежели мы их оставим, ибо честь данного слова дороже всего есть". Этот нравственный компонент дипломатической деятельности ярко проявлялся на разных этапах истории, непосредственно влиял на прочность позиций нашей страны в мире. В нём мы видим один из основополагающих принципов нашей внешней политики, обеспечивающий России репутацию надежного и предсказуемого партнёра в мировых делах. Поэтому вполне закономерно, что, выступая 18 апреля с. г. с посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации В. В. Путин вновь особо подчеркнул, что " нашей стране особенно важно уметь находить союзников и самой быть надёжным союзником для других".

Наконец, исторический опыт важен для нас и с точки зрения развития и совершенствования самой дипломатической службы. Статус России как великой державы всегда предъявлял к русской дипломатии самые высокие профессиональные требования. Как бы ни менялся политический и социальный облик российского дипломата, главными ценностями для него были патриотизм, широкая культура и отточенное профессиональное мастерство. Именно эти качества неизменно стремились привить своим ученикам наиболее выдающиеся руководители нашего внешнеполитического ведомства. В этой традиции и впредь принципиально важно воспитывать новые поколения российских дипломатов. Лишь на такой основе можно обеспечить преемственность в развитии отечественной дипломатической школы.

Вот почему, отмечая 200-летие Министерства иностранных дел, мы воздаём должное многим поколениям российских дипломатов, которые на протяжении всей истории нашей дипломатической службы стояли на страже интересов России. Их дела и заслуги перед Отечеством не должны быть забыты. Их лучшие традиции должны быть сохранены и приумножены современной российской дипломатической службой.

В настоящее время идет активная интеграция России в мировое сообщество. Альтернативы этому процессу не существует. Вместе с тем нам далеко не безразлично, на каких условиях он будет осуществляться, каким будет место нашей страны в системе международных отношений. Над решением этих задач нашей дипломатии предстоит напряжённо работать в ближайшие годы. Важнейшие внешнеполитические цели России на предстоящий период - это обеспечение стратегической стабильности в мире, укрепление безопасности нашей страны и безопасности наших партнёров по СНГ перед лицом новых угроз и вызовов, дальнейшие шаги по интеграции с Европой, углубление партнёрства и сотрудничества со всеми заинтересованными государствами мира.

Дорогие коллеги,

Судьба российского внешнеполитического ведомства неотделима от судьбы самого российского государства. Всё, что пришлось пережить нашей Родине за последних два столетия – войны и революции, победы и поражения – все эти испытания были пройдены нашей дипломатией вместе со своей страной, вместе со всем народом. И сегодня для неё столь же необходимо ощущать за своей спиной твёрдую поддержку государства и общества, опираться на широкое общественное согласие по ключевым вопросам внешней политики. И не только ощущать, но и делать всё для укрепления такой поддержки.

В заключение хотел бы выразить надежду, что дальнейшее творческое освоение исторического опыта российской внешней политики поможет сплотить дипломатов-практиков, учёных, журналистов - всех, кому не безразлично прошлое, настоящее и будущее нашей дипломатической службы. В этом - залог её дальнейшей успешной работы в интересах обеспечения достойного места Российского государства в мире ХХI века.

Благодарю за внимание.


" Слово " надо" идет со мной по жизни" *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...